Ведьма Атласа

«Ведьма Атласа» — крупное поэтическое произведение английского поэта-романтика Перси Биши Шелли, написанное в 1820 году и опубликованное посмертно в 1824 году в сборнике «Посмертные стихи» . Стихотворение было написано в 78 строфах оттава рима в период, когда были написаны «Освобожденный Прометей» и «Облако», и отражает схожие темы. Тема стихотворения – поиск идеального союза.
Британский композитор сэр Грэнвилл Банток написал тональную поэму для оркестра на основе стихотворения Шелли 1902 года « Ведьма Атласа: тональная поэма для оркестра № 5 в честь Шелли» , которая впервые была исполнена 10 сентября 1902 года.
История
[ редактировать ]«Ведьма Атласа» была написана за три дня в Термах Сан-Джулиано , недалеко от Пизы, Италия, с 14 по 16 августа 1820 года, после того, как Шелли пешком поднялась на гору Монте-Сан-Пеллегрино. Он был опубликован в журнале «Посмертные стихи» в 1824 году под редакцией Мэри Шелли. Произведение, которое Шелли назвала «причудливым стихотворением», было посвящено Мэри Шелли, а посвящение «Марии» впервые появилось в издании Poetical Works 1839 года. Мэри Шелли писала, что «Ведьма Атласа » «представляет собой блестящее собрание идей, таких как как собирались его чувства и расцветало его воображение во время прогулок по солнечной стране, которую он так любил». Однако она возражала, что Шелли «отбрасывает человеческие интересы и страсти» в пользу «фантастических идей», которые были «абстрактными», «дико причудливыми» и «полными блестящих образов». Она утверждала, что Шелли следовало писать произведения, которые были бы более созвучны популярным вкусам того времени: «Непревзойденное мастерство « Ченчи» заставило меня сильно желать, чтобы Шелли увеличил свою популярность, взяв на вооружение темы, которые больше соответствовали бы вкусам народа, чем стихотворение, задуманное в абстрактно-мечтательном духе Ведьма Атласа ». Во вступительных стихах Шелли ответила, что она была «укушена критиками... каким-то обзором», и защитила произведение как «фантастическую рифму». «Ведьма Атласа» содержала утопические темы, которые впервые появились в «Королеве Маб» . (1813).

Сюжет
[ редактировать ]Сюжет «Ведьмы Атласа» разворачивается вокруг путешествий и приключений загадочной и мифической ведьмы, живущей в пещере на горе Атлас у секретного фонтана и создающей «странным искусством» гермафродита, смешивающего огонь и снег, существо , Гермафродит, «бесполое существо», обладающее как мужскими, так и женскими характеристиками, с перьями или крыльями. «Из ее рук вытекла прекрасная форма», потому что «все вместе растет / Через которое может пройти гармония любви». В греческой мифологии Гермафродита была потомком Гермеса и Афродиты. Гермафродит андрогинен и синтезирует противоположные и противоречивые аспекты творческого разума. Гермафродит — одновременно спутник и слуга Ведьмы. Путешествия состоят из плавания по воздуху на дирижабле и по воде на лодке или катере. Они путешествуют от Атласских гор до Южного озера и до долины Нила. Природа исследуется так же, как огонь и электрическая энергия. Ведьма начинает свое путешествие из древнего города Аксуме на севере Эфиопии. Посетители озера Моэрис, древнего озера к юго-западу от Каира (Египет), а также Мареотидских озер к югу от Александрии. Призываются царь Египта Амасис, Мемфис, и бог-бык Апис. Силы созидания и разрушения решены. Целью является синтез или объединение противоречий.
Ведьма — дочь Атлантид, которых в греческой мифологии называют Плеядами, семью дочерьми Атланта и Плейоны. Ее дом, Атласские горы, представляют собой горный хребет, простирающийся через Северную Африку, от Марокко и Алжира до Туниса. Ее «любимым видом спорта» было «спуститься» по реке Нил в Египет и Эфиопию с «ручными водяными змеями» и «ужасными аллигаторами». Она наблюдала за спящим человечеством. Были отмечены несправедливость и неравенство: «И бледные воображения увиденного неправильного; / И весь свод беззаконных законов обычая / Написанный на бровях старых и молодых». Именно это угнетение и эксплуатация беспокоят существование человечества: «Это... борьба, которая трясет жидкую поверхность человеческой жизни».
«Визионерская рифма» рассказывает о шутках, которые Ведьма разыгрывает над человечеством. Как и сам Шелли, Ведьма была способна воспринимать страхи и желания человечества: «В собственном сердце я видела, как в зеркале/ Сердца других». Она способна увидеть «обнажённую красоту» человеческой души. Ведьма дала «странную панацею в хрустальной чаше» тем, кто был самым красивым, и поделилась «странными снами» с теми, кто был менее красивым. Ведьма стремилась изменить представление человека о смерти. Смерти не следовало бояться. Ведьма взяла гроб и «с презрением бросила его в ров». Могила была «подобна зеленой и всеобъемлющей беседке / Освещенной драгоценными камнями множества звездных цветов». Она стремилась сделать мир более справедливым и справедливым, сделав «более тщетными» все те цели, которые были «жестокими и нечестными». «Скупой» положит «всю свою злую прибыль» на «колни нищему». «Книжник» раскроет свою ложь. Священники отвергли бы догмы и «старые ханжества». Царь сажал обезьяну на свой трон и одевал ее в свои одежды, в то время как «пересмешник» повторял «болтовню обезьяны». Война больше не будет практиковаться, поскольку солдаты превращают свои мечи в орала на «красных наковальнях». Наконец, «робкие влюбленные» увидят «осуществление своей сокровенной мысли». Вот такие шалости Ведьма «разыгрывала среди городов смертных людей». Ведьма смогла представить и предвидеть будущую Утопию для всего человечества.
Связанный
[ редактировать ]Уильяма Батлера Йейтса В стихотворении «Под Беном Бульбеном » «Ведьма Атласа» и «Мареотидные озера» упоминаются вместе, что, по-видимому, является намеком на стихотворение Шелли.
Источники
[ редактировать ]- Ведьма Атласа в Infoplease
- Адамсон, Карлин А., изд. Записная книжка «Ведьма Атласа»: факсимиле бодлианской рукописи. Шелли добавляет. Нью-Йорк: Издательство Гарланд, 1997.
- Творческий разум: Гермафродит Шелли , Агнес, Питер
- Эллис, Майкл, «Чтение музыки посредством литературной науки: Грэнвилл Банток, Шелли и Ведьма Атласа», Журнал музыковедческих исследований, 36.1 (2017), стр. 6–28.
- Алви, Нахоко. Странные истины в неоткрытых землях: поэтическое развитие Шелли и романтическая география . Университет Торонто Пресс, 2009.
- Блум, Гарольд. Компания Visionary: Чтение английской романтической поэзии . Издательство Корнельского университета, 1971.
- Кольбер, Бенджамин. Глаз Шелли: написание путешествий и эстетическое видение . Издательство Ашгейт, 2005.
- Колвелл, Фредерик С. «Атласская ведьма Шелли и мифическая география Нила». ELH , 45, 1 (весна 1978 г.), стр. 69–92.
- Кронин, Ричард. «Ведьма Атласа Шелли». Журнал Китс-Шелли , 26 (1977), стр. 88–100.
- Дюрксен, Рональд А. (1985). «Вордсворт и южное отступление в «Ведьме Атласа» Шелли». Журнал Китс-Шелли . 34.
- Гулдинг, Кристофер. (сентябрь 2003 г.). «Перси Шелли, Джеймс Линд и «Ведьма Атласа». Примечания и вопросы .
- Грабо, Карл. Значение Ведьмы Атласа . Уайтфиш, Монтана: Кессинджер, 2003.
- Гринфилд, Джон. «Преобразование стереотипа: экзотические женщины в Аласторе Шелли и Ведьме Атласа». Иностранные женщины в британской литературе . Ред. Мэрилин Демарест Баттон и Тони Рид. Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд П., 1999.
- Хувелер, Дайан Лонг. «Шелли и андрогинность: обучение ведьме Атласа». Подходы к преподаванию поэзии Шелли . Эд. Спенсер Холл. Нью-Йорк: Американская ассоциация современного языка, 1990.
- Холмс, Ричард. Шелли: Преследование . Нью-Йорк: Классика NYRB, 2003.
- Хьюз, AMD «Ведьма Атласа Шелли». The Modern Language Review , 7, 4 (октябрь 1912 г.), стр. 508–516.
- «Говорящая утопия: Перси Шелли и Айрис Мердок о любви, искусстве и морали». , Джейкобс, Дебора.
- Ли, Дебби. (1997). «Составление карты интерьера: африканская картография и «Ведьма Атласа» Шелли». Европейское романтическое обозрение , 8, стр. 169–84.
- Ли, Дебби. Рабство и романтическое воображение . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета, 2004.
- «Ведьма Атласа и романтическая южная география». , Миямото, Нахоко. (1998). Университет Торонто. Переориентация романтизма.
- Миямото, Нахоко. «Гибридность и желание в «Ведьме Атласа» Шелли». Нокс-колледж, Торонто. Романтические круги . Пятое ежегодное собрание Американской конференции по романтизму, 1998 г.
- Робертс, Хью. Шелли и хаос истории: новая политика поэзии . Пенн Стейт Пресс, 1997.
- Стивенсон, Уоррен. Романтизм и андрогинное возвышенное . Лондон: Издательство Университета Фарли Дикинсона, 1996.
- «Романтизм и настойчивость эстетики: люди из капсул Шелли». , Свон, Карен. Романтические круги . Серия Праксис.
- Танкуэри, Кейт. (Зима, 2008 г.). «Гендерные конструкции и творчество от Франкенштейна до Ведьмы Атласа». Общая комната , 11, 1.
- Вуд, Анделис. «Ироническое видение Шелли: «Ведьма Атласа». Журнал Китс-Шелли , 29 (1980), стр. 67–82.
- Йейтс, ВБ (1900). «Философия поэзии Шелли», в очерках и введениях . Нью-Йорк: Macmillan Publishers, 1961. OCLC 362823.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Онлайн-версия Ведьмы Атласа .
Аудиокнига «Ведьма Атласа» в общественном достоянии на LibriVox