Тойота Супра в автоспорте

За свою историю Toyota Supra добилась значительных успехов в самых разных автоспортах.
Дрэг-рейсинг
[ редактировать ]
Supra имеет опыт профессионального дрэг-рейсинга , в основном в Японии и США. Команда HKS использовала как Mk III, так и Mk IV для демонстрации своей продукции, известной как HKS Drag Supra . Этой Supra управлял Чарли Гонсалвес Катаньо. В основном он был построен на специальном шасси с кузовом из углеродного волокна с двойным турбонаддувом , версия Mk III оснащалась 2,89-литровым двигателем 7M-GTE , мощностью 600 кВт (800 л.с.) при более чем 9000 об/мин, что обеспечивало лучшую четверть время мили 8,09 секунды. [ 1 ] HKS Drag 70 Supra позже установил 7-секундный результат. 1 ⁄ мили (402 м) в 1991 году. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
один из первых пилотов Pro Mod в импортном дрэг-рейсинге, Винни Тен, использовал Supra, чтобы установить национальные рекорды дрэг-рейсинга в США в период с 1997 по 2000 год, а также первым в США построил двигатель мощностью 700 кВт (1000 л.с.). Японский двигатель, не требующий использования азотистого или спиртового топлива . Тен также стал первым, кто Supra преодолел барьер за 12–8 секунд, а также развил скорость от 120 до 260 км/ч (160 миль в час). С тех пор Тен преодолел на своей Supra шестисекундный барьер. [ 5 ]
Крейг Пейсли , еще один пионер спортивного компактного дрэг-рейсинга, также использовал Supra с закисью азота, свою первую спортивную компактную модель, для участия в соревнованиях в той же категории. Он показал лучший результат в 8,2 секунды на скорости более 260 км/ч (160 миль в час) и к 2002 году переключится на заводскую версию Tacoma. [ 6 ] [ 7 ] Пейсли также был первым спортивным компактным гонщиком, получившим спонсорство и поддержку завода. Toyota стала первой японской автомобильной компанией, занявшейся дрэг-рейсингом.
После нескольких лет соревнований на других автомобилях, в 2002 году HKS вернулась с версией HKS Drag Supra Mk IV, которой управлял Тэцуя «Дрихопп» Кавасаки . [ 8 ] его 4,0-литровый двигатель 1UZ-FE V-8, оснащенный двумя турбинами прототипа HKS GT3540, шатунами HKS, кривошипом и стандартными клапанами, выдает в общей сложности 1103 кВт (1479 л.с.). [ 9 ] [ 10 ] HKS Drag 80 Supra показал результат менее 7 секунд 1 ⁄ мили в 2001 году. [ 2 ] [ 3 ] [ 11 ]
В 2003 году Supra должна была участвовать в серии NHRA Sport Compact Series, но автомобиль стал непригодным, когда в начале года была отменена категория Pro V8, в которой он должен был участвовать, поэтому ему было разрешено проводить демонстрационные заезды на протяжении всего года. В сезоне, когда на этапе в гоночном парке Old Bridge Township Raceway в Инглиштауне Supra показала рекордное время автомобиля - 6,893 ET со скоростью 310,81 км/ч. (193,13 миль в час), превзойдя свой лучший результат в Японии - 7,277, зафиксированный на гоночной трассе Sendai Hi-Land Raceway . [ 8 ]
В 2002 году в классе уличных шин NHRA бескорпусная Titan Motorsport Supra Марка Мазуровски преодолела всесезонное доминирование Rotary Performance RX-7 Ари Яллона, завоевала титул и стала самой быстрой однокорпусной Supra в мире с время 9,42 секунды и 253,57 км/ч (157,56 миль в час) на гоночной трассе Maple Grove Raceway , Пенсильвания, несмотря на более быстрое время на Houston Raceway Park - 9.002 со скоростью 258,14 км/ч (160,40 миль в час), что было неофициально. [ 12 ]
Supra выиграла все раунды, кроме первого, проиграв финал Яллону. [ 13 ] После отмены класса Street Tire компания Titan перешла в класс Pro RWD с Celica с двигателем 2JZ-GTE. [ 14 ] использовала Supra Компания BF Goodrich для рекламы своих шин Drag Radials, которыми она была оснащена.
Многие автомобили, появившиеся в сериале, также участвовали в серии шин BF Goodrich Tyres Pro Street Tire NDRA (NOPI Drag Racing Association). [ нужна ссылка ]
В Соединенном Королевстве Стив Уиттакер использовал двигатель Mk III мощностью 671 кВт (900 л.с.), построенный на шасси профессионального стиля, и достиг максимального результата 8,207 при скорости 273,41 км/ч (169,89 миль в час). [ 15 ]
Шриянта Вирасурия и Boost Logic смогли проехать по Техасской миле со скоростью 396 км/ч (246 миль в час) и проехать четверть мили со скоростью 305,6 км/ч (189,9 миль в час) за 7,91 секунды со стандартной трансмиссией Getrag V160. Вирасурия также был рекордсменом по пробежке четверти мили натощак на автомобиле с механической коробкой передач (что было установлено на Supra), который удерживался в течение многих лет. [ нужна ссылка ]
Электрический ток [ когда? ] Рекорд по самому быстрому прохождению со стандартной трансмиссией Getrag V160 принадлежит Владу Евтушенко - 7,88 при скорости 295 км/ч (183 миль в час). [ нужна ссылка ]
На TX2K10 (национальное гоночное мероприятие, которое ежегодно проводится в Техасе) компания Boost Logic проехала четверть мили на своем дрэг-каре со временем 7,59 секунды на скорости 304 км/ч (189 миль в час). Машиной управлял Кин Ван. [ 16 ]
Сейчас рекорд принадлежит Эбрагиму Кану из Бахрейна с пилотом Гэри Уайтом. Его 10,5 Supra (покрышка шириной 10,5 дюйма) пробежала четверть мили за 6,23 секунды со скоростью 365 км/ч (227 миль в час). Он также установил рекорд Supra IRS (независимая задняя подвеска) на своей IRS Supra, которая пробежала четверть мили за 7,18 секунды со скоростью 322 км/ч (200 миль в час). Обе машины были построены и настроены компанией Titan Motorsports . [ 17 ] [ 18 ]
Рекорд самой быстрой Supra IRS (независимая задняя подвеска) был установлен во время TX2K20 со скоростью 6,807 при скорости 319 км/ч (198 миль в час), принадлежит Джеку Куото. [ 19 ]
NHRA, В ноябре 2021 года Toyota представила кузов GR Supra для категории «Забавные автомобили» в которой она участвовала в сезоне 2022 года . [ 20 ]
Рекорд самой быстрой модели GR Supra пятого поколения составляет 7,908 секунды при скорости 283 км/ч (176 миль в час) на четверть мили, установленный Майки Ботти в мае 2023 года на трассе Дарлингтон-Драгвей. Модифицированный двигатель B58 настроен примерно на 969 кВт (1300 л.с.). [ 21 ] [ 22 ]
Туристический автомобиль
[ редактировать ]

В период Группы A Toyota использовала Mk II для гонок на туристических автомобилях категории 3 , особенно в JTCC , ETCC , BTCC и ATCC , а AE86 соревновался в Дивизионе 1.
Mk II Celica Supras дебютировала в августе 1981 года, хотя и была относительно недостаточно мощной, чтобы стать серьезным соперником Rover SD1 и BMW 635CSI , несмотря на это, сумела быть конкурентоспособной, управляемая такими гонщиками, как Вин Перси , выигравший этап BTCC в Брэндс-Хэтч. [ 23 ] Когда ее звездный гонщик Перси был соблазнен соперником Томом Уолкиншоу и его TWR подготовленным к Jaguar XJS V12, Toyota GB встретилась со Гран-при мотогонок звездой Барри Шином , после его ухода из мотогонок, в сезоне BTCC 1985 года , но Автомобиль был превзойден новыми автомобилями с турбонаддувом, а выступлениям Шина помешали прошлые травмы в гонках на мотоциклах . Тем не менее, он собрал толпу и ушел из профессиональных гонок в конце сезона. [ 24 ] Позже Toyota Team GB Supra была отправлена частному лицу в Австралию, где она выиграла первую гонку группы А на континенте. [ нужна ссылка ]
Mk II был заменен Mk III Supra, который, как и Mk II, имел разную степень успеха, но и TOM'S, и SARD , которые участвовали в соревнованиях только в 1988 году, показали лучшие результаты в Японии: команда TOM'S выиграла свой дебют на гонке Sugo. Трек, 9 сентября 1987 года. Всего MA70 Group-A Japan построила одиннадцать турбин компания TRD для гонок. [ 25 ] В 1987 году Turbo MK III был довольно конкурентоспособен в Японии - он не только выиграл свою дебютную гонку, но и до конца гоночного сезона Supra превосходил все Nissan Skylines (DR30) в третьем дивизионе JTCC. [ нужна ссылка ]
После того, как FIA увеличила коэффициент увеличения веса с 1,4 до 1,7, MK III потерял конкурентоспособность, поскольку остальные автомобили Дивизиона 3 в основном оснащались двигателями объемом 2,0 или 2,5 л, что увеличивало разницу в весе. Кроме того, ненадежные длинноходные двигатели, задержки с омологацией и плохая разработка привели к дальнейшему упадку автомобиля, поскольку Ford Sierra Cosworth RS500 и более продвинутый Nissan Skyline GT-R стали автомобилями, которые участвовали в гонках высшей группы A. От Supra отказались в конце сезона 1990 года в пользу Toyota Corolla AE101 в 1991 году, и лишь немногие из них оставались в соревнованиях у каперов до конца сезона. [ 25 ]
Производство Автомобильные гонки
[ редактировать ]Питер Фицджеральд выиграл чемпионат Австралии по серийным автомобилям 1989 года за рулем Toyota Supra Turbo.
Сплочение
[ редактировать ]
Хотя Celica и Corolla Levin представляли Toyota в ралли , версия туристического автомобиля Celica Supra время от времени использовалась в группе A с модификациями, чтобы сделать ее управляемой. Celica Supra сумела финишировать второй в категории на в Ирландии ралли Ольстера , шотландском ралли и валлийском ралли во время Открытого чемпионата Великобритании по ралли 1983 года под управлением Пера Экланда и Дэйва Уиттока , что позволило им успешно защитить свой чемпионский титул. [ 23 ]
Toyota продала машину после сезона 1985 года. [ 23 ]
После распада группы B и по настоянию руководства Toyota участница ралли Toyota Team Europe использовала Supra для специализации на африканских ралли, в то время как более легкая Celica взяла на себя эту работу для других ралли. [ 26 ] Supra 3.0i дебютировала в группе A Toyota с моделью Supra, которая была способна развивать мощность 216 кВт (290 л.с.), несмотря на то, что ее вес и размер были явным недостатком. Под управлением Бьёрна Вальдегора она лидировала в ралли Safari 1987 года до последнего дня, когда у него перегрелся двигатель. [ 26 ] Супра одержал свою единственную победу на ралли Гонконг-Пекин с тем же гонщиком. Версия NA была вскоре заменена турбо-версией мощностью 300 кВт (400 л.с.), которая во время своего дебюта на ралли Кот-д'Ивуар лидировала Supra, но команда сошла с дистанции, когда нанятая ими Cessna 340 разбилась, в результате чего погиб менеджер команды Генри Лиддон. и его помощник Найджел Харрис, а также пилот и штурман. [ 27 ] TTE вернется для своей попытки в Африке в течение следующих двух лет, но не смогла повторить свои результаты и была заменена Celica, которая добилась там большего успеха. [ 26 ]
Безнаддувный автомобиль A80 Supra частного назначения участвовал в серии SCCA ProRally с 1996 по 1998 год. [ 28 ]
Гонки на спортивных автомобилях
[ редактировать ]Supra имеет долгую историю профессиональных гонок на спортивных автомобилях , в основном в Японии и США. На протяжении многих лет Supra участвовала во многих чемпионатах по автогонкам на спортивных автомобилях, в первую очередь в JGTC , Super GT , IMSA , GT4 и «24 часа Ле-Мана» .
ИМСА
[ редактировать ]Mk III Supra, пришедшая на смену Mk II Celica, участвовала в серии IMSA Camel GT от Kent Racing и All American Racers в 1983 году в категории GTU (Grand Touring, до 3,0 л), позже в этом сезоне AAR унаследовала Гоночная программа Kent Racing, хотя и превосходила автомобили AAR, автомобиль с полутрубной рамой, который использовал Kent Racing, имел мощность 220 кВт (300 кВт). л.с.), объёмом 2030 куб.см, 16-клапанный двигатель DOHC. Почувствовав, что автомобиль нуждается в доработке, аэродинамик Хиро Фухимори подверг его дальнейшему редизайну. [ 29 ]
К сезону 1985 года AAR специально адаптировала 2,1-литровый двигатель 4T-GT с турбонаддувом к одному из своих автомобилей GTU для использования в категории GTO, которая одержала победу в Laguna Seca. Этот автомобиль позже будет использоваться для разработки двигателя. Несмотря на острую конкуренцию с RX-7, к тому времени, когда в 1986 году они перешли в высшую категорию GTO на Celica, они одержали 10 побед на GTU. [ 29 ]
GT4
[ редактировать ]
Toyota GR Supra GT4 была разработана и произведена компанией Toyota Gazoo Racing Europe GmbH в Кёльне, Германия, для категории SRO GT4 . [ 30 ] Запущенный в 2020 году первыми клиентами этого автомобиля стали Classic & Modern Racing , Speedworks Motorsport и Ring Racing. [ 31 ] Он оснащен 3-литровым двигателем с двойным турбонаддувом мощностью 320 кВт (430 л.с.) и 650 Нм (480 фунт-сила-фут) и семиступенчатой автоматической коробкой передач с задним приводом. [ 32 ] В 2022 году Toyota выпустила обновленный GR Supra GT4, получивший название GR Supra GT4 EVO, с обновлениями, ориентированными на производительность двигателя, управляемость и торможение. Двигатель был обновлен, увеличена мощность, обновлена кривая крутящего момента с максимальным крутящим моментом до 660 Нм (487 фунт-футов) и улучшено охлаждение. [ 33 ]
По состоянию на 2022 год в гонках класса GT4 участвовало более 50 автомобилей GR Supra GT4. Они одержали победы в 11 национальных и международных чемпионатах GT4 и более 100 раз поднимались на подиумы. В августе 2022 года GR Supra GT4 одержал свою 50-ю победу в классе в крупном чемпионате GT World Challenge Asia в Sportsland Sugo в Японии. [ 33 ]
Битвы на суперкруге в США
[ редактировать ]Мэтт Эндрюс пилотировал Mk IV Supra Кертиса Чена и одержал победу в финале Super Lap Battle Finals 2008 года в дивизионе Street RWD со временем 1:57:711. Ранее его машина выиграла общий уличный класс в 2006 году. [ нужна ссылка ]
Журнальные вызовы
[ редактировать ]Мэтт Эндрюс и Эл Ри пилотировали Mk IV Supra Кертиса Чена в тестах по шоссейным гонкам и дрэг-рейсингу, представляя журнал Super Street Magazine на конкурсе Castrol Syntec Top Car Challenge 2010 года. Команда заняла первое место, за ней последовал модифицированный R35 GTR. [ нужна ссылка ]
JGTC/Супер GT
[ редактировать ]
С момента своего первого появления в 1994 году компания Toyota участвовала в гонках на JZA80 Supra в качестве гоночного автомобиля GT500 в серии JGTC . Начиная с четырехцилиндрового 2,1-литрового двигателя 503E с турбонаддувом (3S-GT), установленного на стандартный кузов с обвесом с широкими арками и спойлером. [ 34 ] С годами, когда требования к дорогим гоночным спецификациям GT1 стали обычным явлением, правила JGTC отошли от правил FIA , в результате чего Supra с годами претерпела многочисленные изменения. [ 35 ] наиболее заметны многочисленные изменения кузова, и к концу 1990-х годов Supra использовала развитую версию 3SG , [ 36 ] который был разработан на основе двигателя IMSA и аналогичен двигателю 3SGTE, установленному в автомобиле Toyota Corolla WRC . [ 37 ] К началу 2000-х в угоду крутящему моменту Supra перешла на двигатель 3UZ-FE V8 .
В общей сложности Supra пять раз завоевывала титул пилотов в 1997 , 2001 , 2002 , 2005 и 2021 годах , а также дважды — командный титул в 1997 и 1999 годах . Несмотря на прекращение производства с 2002 года, заводские команды продолжали успешно использовать JZA80 Supras. Год лебединой песни для автомобиля пришелся на 2006 год, когда его использовали команды Toyota Team Tuchiya и Toyota Team SARD. [ 38 ] С 2007 по 2019 год Toyota была представлена в GT500 своим люксовым брендом Lexus и линейкой автомобилей GT, такими как SC430 и LC500 . Однако с 2020 года Toyota снова начала использовать Supra как в сериях GT500, так и в GT300.
В 2000 году команда Falken выступила на 24-часовой гонке Нюрбургринга с 2-литровой турбо-версией. Доработанный для круглосуточной гонки автомобиль поднялся на 6-е место, когда ранним утром гонку прервала авария. [ 39 ]
В 2020 году Supra вернулась в класс GT500 в Super GT, заменив Lexus LC. [ 40 ] Команда GT300 Saitama Toyopet GreenBrave также представила Supra GT300 с двигателем V8 в 2020 году, заменив Mark X , который команда выставляла на вооружение с 2017 года. [ 41 ] Итерации GT500 и GT300 одержали победу в своих классах на первой гонке сезона 2020 года в Фудзи. [ 42 ]
В серии Super GT 2021 года Toyota Supra GT500, участвовавшая в гонках команды TGR Team au Tom's, выиграла чемпионат 2021 года в классе GT500 под управлением Юхи Секигути и Шо Цубои . В последнем туре сезона команда преодолела отставание в 16 очков и выиграла чемпионат. [ 43 ] [ 44 ]
Ле-Ман
[ редактировать ]Версия Supra JGTC, созданная заводской SARD, командой дебютировала в Ле-Мане в 1995 году команда снова вернулась, , где финишировала 14-й. В следующем году но не финишировала. [ 45 ]
Супра ХВ-Р
[ редактировать ]
Supra HV-R — гибридный гоночный автомобиль на базе Super GT Supra, разработанный совместно компаниями Toyota и Toyota Team SARD . Полноприводный HV-R сочетает в себе 4,5-литровый двигатель V8 (358 кВт, 480 л.с.) от двигателя Super GT UZ-FE , электродвигатель на задней оси (150 кВт; 200 л.с.) и два передних двигателя. колесные электродвигатели (10 кВт; 13 л.с., 13 л.с. каждый) мощностью более 520 кВт (700 л.с.). Автомобиль весит 1080 кг (2380 фунтов). [ 46 ]
Denso Токачи SARD Supra HV-R стал первым гибридным гоночным автомобилем в истории, выигравшим гонку, когда команда Toyota Team SARD заняла первое место в 24-часовой гонке гонке , Super Taikyu , 16 июля 2007 года. Автомобиль проехал 616 кругов, На 19 кругов впереди финишировавшего вторым. [ 47 ]
Дрифтинг
[ редактировать ]Toyota Supra использовалась на соревнованиях по дрифту высшего уровня , в первую очередь Манабу Оридо , судья D1GP , ставший участником, который по личным причинам выбрал JZA80 в качестве своего личного автомобиля и гоночного автомобиля Super GT. серии [ 48 ] и Рис Миллен , который ненадолго переоборудовал свой гоночный автомобиль Supra для использования в дрифт-соревнованиях, прежде чем продать его и переключиться на заводской Pontiac GTO . Фредрик Осбё управляет Supra на соревнованиях по дрифту в Норвегии и США с 2008 года. Марк Луни также подготовил мощную Supra для участия в соревнованиях в Великобритании в 2010 году. Некоторые из самых известных Supra, построенных для дрифта в Европе, принадлежат российским компаниям. команда под названием Evil Empire со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге и Сергеем Кабаргиным в качестве одного из главных драйверов. [1]
JZA80 Оридо состоял из многих деталей от его гоночного автомобиля JGTC, включая задние фонари, двери и ножные педали, и мог похвастаться мощностью более 522 кВт (700 л.с.), вырабатываемой модифицированным 3,4-литровым двигателем. [ 49 ] но для надежности настроен на мощность 447 кВт (600 л.с.). Дизайн кузова разработан коллегой-комментатором D1GP Манабу Сузуки . В сезоне 2005 года Оридо финишировал 12-м в общем зачете, заняв второе место в Эбису и набрав еще два очка. Его профессиональная карьера дрифта внезапно оборвалась во время транспортной аварии, когда по пути на Advan Drift Meeting водитель спящего грузовика врезался в заднюю часть грузовика, в котором находился RS-R Supra, серьезно повредив переднюю часть автомобиля. [ 48 ] [ 50 ] Когда об этом сообщили, Оридо почувствовал облегчение, поскольку увидел в этом возможность завершить свою карьеру дрифта, поскольку это отнимало у него много времени. [ 50 ]
В 2010 году, через год после того, как Оридо вернулся в D1GP на своем Aristo, он снова переключился на JZA80 Supra в качестве своего дрифт-кара, проведя на нем два сезона до 2012 года, где он пересел на свою нынешнюю дрифт-кар - новую Toyota 86. В своем втором заезде на Supra Оридо показал себя значительно лучше по сравнению с его первым результатом, заняв второе место в Окаяме и 8-е место в общем зачете в 2010 году. [ 51 ] и 13-е место в общем зачете в 2011 году, где он также одержал победу с половиной очка на Autopolis, свою первую зафиксированную победу в D1GP, благодаря тому, что Оридо финишировал 1-м на квалификационном этапе после того, как бои по цуисо были остановлены из-за сильного дождя. [ 52 ]
RS-R Supra Оридо 2005 года также появлялась за пределами Японии: Кен Гуши управлял автомобилем во время пригласительного мероприятия Formula D в Абу-Даби в 2011 году, а Оридо снова управлял автомобилем во время первых двух этапов Formula Drift Asia в 2012 году. Фредрик Осбё за рулем автомобиля на третьем и последнем этапе. [ 53 ]

13 марта 2019 года Toyota Gazoo Racing объявила, что будет спонсировать первую GR Supra пятого поколения в серии дрифтинга серийных автомобилей D1 Grand Prix, в которой участвуют Дайго Сайто и Team Fat Five Racing (позже переименованная в TMAR) в сезоне 2019 года. далее. [ 54 ] [ 55 ] они присоединятся к использованию GR Supra, которым управляет Масато Кавабата . Команда Toyo Tires также объявила, что с 2019 года [ 56 ] [ 57 ] Другие команды, такие как Team Yokohama Toyopet, Car Guy Racing и SPAN Racing, также позже решили использовать платформу GR Supra для своих гоночных команд. [ 58 ]
первую GR Supra для серии дрифта Formula Drift . В марте 2020 года компания Papadakis Racing в партнерстве с Toyota Gazoo Racing представила [ 59 ] [ 60 ] Он был оснащен модифицированным двигателем B58 мощностью более 750 кВт (1000 л.с.), которым управлял Фредрик Осбё. [ 61 ] представила еще одну GR Supra для Формулы D В ноябре 2020 года компания GReddy Performance , оснащенную модифицированной силовой установкой B58 мощностью 600 кВт (800 л.с.) и управляемую Кеном Гуши . [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Обе модели Formula D GR Supra были представлены Toyota на выставке SEMA 2020 года и участвуют в Формуле D с 2020 года. [ 65 ] Алексей Головня из команды Huragan Racing также начал пилотировать GR Supra в 2023 году. [ 66 ]
Аасбо выиграл 2021 и чемпионат Формулы D 2022 годов за рулем GR Supra, выиграв пять индивидуальных этапов с 2020 года. [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ] Высокие результаты GR Supra в Формуле D также помогли Toyota выиграть общий Кубок Формулы D Auto Cup в 2021 и 2022 годах. [ 70 ] [ 71 ]
Горан Бурмуджия использует Supra третьего поколения в чемпионате Сербии по дрифту . [ 72 ]
Гонки на серийных автомобилях
[ редактировать ]5 июля 2018 года Toyota объявила, что Supra пятого поколения заменит Camry в серии NASCAR Xfinity Series 2019 года . [ 73 ] [ 74 ]
23 февраля 2019 года Кристофер Белл из Joe Gibbs Racing одержал первую победу Supra в NASCAR в Атланте . [ 75 ] С тех пор Supra выиграла шесть из первых 11 гонок сезона 2019 года, в том числе три у по совместительству пилота Кайла Буша . В конце сезона 2021 года на Дэниел Хемрик своей Supra одержал свою первую победу в Финиксе и завоевал чемпионство. [ 76 ]
Атака на время и рекорды скорости
[ редактировать ]Тюнинговые компании и гоночные команды часто использовали Toyota Supra в гонках на время и в автоспорте , в основном в Японии, с 1980-х годов.
В 1983 году компания HKS разработала HKS M300, тщательно доработанную Celica XX второго поколения (XX — японское название Supra) с двигателем 5M-GE с двойным турбонаддувом , чтобы установить рекорды скорости. M300 стал первым японским автомобилем, превысившим скорость 300 км/ч (186 миль в час) с рекордом скорости 301,25 км/ч (187,19 миль в час) на полигоне Ятабэ в 1983 году. [ 3 ] [ 77 ] [ 78 ]
В 1993 году HKS T-001, модифицированная Supra Mk IV, была разработана для испытаний на время и скорости. Он развивал мощность более 535 кВт (730 л.с., 720 л.с.), достигал скорости 344 км/ч (214 миль в час) и установил время круга на трассе Цукуба 1 минуту 1,97 секунды. [ 3 ] [ 79 ]
С 1994 года Смоки Нагата и команда Top Secret участвовали в скоростных испытаниях и соревнованиях на скорость, таких как 0–400 км/ч (0–249 миль в час), 0–300 км/ч (0–186 миль в час), 1000 м и максимальная скорость. испытания скорости с использованием специализированных Mk IV Supra. Нагата, как известно, совершил множество незаконных скоростных забегов на дорогах общего пользования, в том числе 341 км/ч (212 миль в час) на автобане (Германия), 358 км/ч (222 мили в час) на Нардо (Италия) на совершенно секретном двигателе V12 Supra. [ 80 ] и 317 км/ч (197 миль в час) на дорогах общего пользования Великобритании с совершенно секретным Supra MKIV. [ 81 ] [ 82 ] В 2008 году на кольце Нардо в Италии Top Secret V12 Supra развил максимальную скорость 222,6 миль в час, оснащенный замененным двигателем 1GZ-FE с двумя шарикоподшипниковыми турбонагнетателями HKS GT2835 и настроенным на 930 л.с. и 745 Нм крутящего момента. [ 83 ] [ 84 ]
В 2023 году Масахиро Сасаки установил время круга 58,038 секунды на трассе Цукуба на автомобиле GR Supra пятого поколения, настроенном Screen и D2 Racing. [ 85 ]
История Нюрбургринга
[ редактировать ]Toyota Supra использовалась для установления времени круга на Северной петле Нюрбургринга как Toyota, так и тюнерами вторичного рынка.
Японская тюнинговая компания BLITZ объединилась с британской Racelogic в несерийном/недорожном классе , чтобы побороться за время Нюрбургринга в 1997 году – они опередили его на 4 секунды со временем 7:49,40 и завоевали титул. Утверждалось, что он имел мощность 750 л.с. (552 кВт; 740 л.с.), но на момент записи времени работал на мощности 606 л.с. (452 кВт; 614 л.с.). [ 86 ]
Время | Транспортное средство | Водитель | Проблема, (Дата тестирования), Примечания |
---|---|---|---|
7:49.40 | БЛИЦ Тойота Супра | Герберт Шюрг | 1997 [ 86 ] |
7:52.17 | Тойота ГР Супра (A90/J29) | Кристиан Гебхардт | 2019-08-22 [ 87 ] [ 88 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фотоальбом Racing MkIII» . Cjsupra.kendra.com . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ХКС ИСТОРИ» . www.hks-global.com . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Toyota GR Supra Drift от HKS | МЕРОПРИЯТИЕ/КАМПАНИЯ | HKS» . www.hks-power.co.jp . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ HKS Drag Supra (MKIII MA70 7MGTE) — японский промо-ролик , получено 10 февраля 2023 г.
- ^ «Профиль команды NHRA Sport Compact Drag Racing: Винни Тен» . США: Национальная ассоциация хот-родов. Архивировано из оригинала 19 марта 2006 года.
- ^ «Крейг Пейсли все еще нацелился на чемпионат NDRA 2004 года» . Ассоциация дрэг-рейсинга Нопи . НАС. 24 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2006 г.
- ^ Берджесс, Фил. «Модифицированный победитель Пейсли имеет большие планы» . США: Национальная ассоциация хот-родов. Архивировано из оригинала 20 марта 2006 года.
- ^ Перейти обратно: а б HKS США При поддержке iRPM.net. «HKS Drag Supra совершила несколько 6-секундных проходов в Инглиштауне, штат Нью-Джерси» . Спасибо, США. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ «Мкив.Ком» . Мкив.Ком . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ «Высокопроизводительный импорт № 15: HKS Drag Supra» . Mkiv.supras.org.nz. 10 января 2002 года . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ "HKS Drag Race 2001 Toyota Supra - журнал Super Street Magazine" . МоторТренд . 1 июля 2003 года . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ «Турбо и высокотехнологичные характеристики: Собака-солдат — Titan Motorsport Toyota Supra» . Turbomagazine.com . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ Берджесс, Фил. «Марк Мазуровски: чемпион NHRA Summit Street Tire 2002 года» . США: Национальная ассоциация хот-родов. Архивировано из оригинала 20 марта 2006 года.
- ^ «Титан Моторспорт: История Титана» . Titanmotorsports.com . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ «Профессиональная перестрелка» . ЯпШоу . Архивировано из оригинала 19 мая 2007 года.
- ^ «2JZPOWER — Supra Кина Ванга (MKIV) — проход 7,59» . www.2jzpower.com . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ «Самая быстрая в мире импортная Supra делает 10-секундные автомобили устаревшими» . autos.yahoo.com . 16 апреля 2013 года . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ «Что нужно, чтобы построить самую быструю в мире Supra? | Новости | CarThrottle» . www.carthrottle.com . 18 мая 2015 г. Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ «TX2K20 Drag Race 2JZ | TX2K» . tx2k.com . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ Вака, Сэм (14 ноября 2021 г.). «Toyota представляет новый забавный автомобиль GR Supra на выставке NHRA» (пресс-релиз). США: Тойота . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ «Тревор Спец — Майки с новым пропуском WR 7.90@176 «🔥НОВИНКА…» www.facebook.com . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ «Майки в Instagram: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О НОВОМ МИРОВОМ РЕКОРДЕ» . Инстаграм . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с BRMC: Все хорошо, что хорошо кончается? Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ BRMC: Барри Шин - водитель туристического автомобиля группы A. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б «Спецификации группы А» . Turbosupras.com . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Rallye-info.com» . Rallye-info.com . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ Мемориальная команда автоспорта. «Мемориал автоспорта» . Мемориал автоспорта . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ О'Нил, Орин (март 1997 г.). «Внутри победившей Supra». Спортивный компактный автомобиль . Источник Интерлинк Медиа.
- ^ Перейти обратно: а б «Самые злые Celica, Мэтью Хаясибара, спортивный компактный автомобиль, сентябрь 1999 г.» . Allamericanracers.com . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ «Подтверждено постепенное распространение среди клиентов Toyota Supra GT4 – Sportscar365» .
- ^ «Toyota GR Supra GT4 готова к гонкам в Европе» . 22 марта 2020 г.
- ^ «Технические характеристики – TOYOTA GAZOO Racing Europe» .
- ^ Перейти обратно: а б «Модернизированный GR Supra GT4 EVO выйдет в 2023 году» (пресс-релиз). Тойота. 28 октября 2022 г. . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1995 (Фотоархив)» . Гоночные спортивные автомобили. 18 июня 1995 года . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ Фото любезно предоставлено: Джереми Джексоном (16 июня 1996 г.). «Просмотр фотографий» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ «Тойота Томс Супра GT500» . Ultimatecarpage.com. 10 июля 2007 года . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ «Toysport.com» . Toysport.com. Архивировано из оригинала 7 августа 2011 года . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ «Информация о команде 2006» . SUPERGT.net. Архивировано из оригинала 3 июня 2007 года . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ «Архивные кадры 24 часов Нюрбургринга 2000» . ДСФ. 29 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ «Toyota GAZOO Racing Supra примет участие в классе Super GT GT500» . Япония: Toyota Gazoo Racing. 11 января 2019 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
- ^ Тукрал, Рахит (10 января 2020 г.). «Toyota представляет Supra со спецификацией Super GT GT300 в Токио» . Motorsport.com . НАС . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Кляйн, Джейми (19 июля 2020 г.). «Fuji Super GT: Кэссиди и Хиракава побеждают на дебюте Supra» . Motorsport.com . НАС . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Победа и слава чемпионата GT500 команды TGR Team au TOM на Фудзи | dailysportscar.com» . www.dailysportscar.com . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ КОРПОРАЦИЯ, TOYOTA MOTOR «GR Supra GT500 TGR TEAM au TOM'S #36 | ЛИНЕЙКА АВТОМОБИЛЕЙ | Токийский автосалон» TOYOTA GAZOO Racing (на японском языке) , получено 16 мая 2022 г ..
- ^ "Ретроспектива>>Toyota Supra Gt Lm в Ле-Мане" . Охотники за скоростью . 18 февраля 2009 года . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ «Toyota выигрывает первую гонку с гибридом» . Архивировано из оригинала 21 августа 2007 года . Проверено 21 июля 2007 г.
- ^ Нуньес, Алекс (16 июля 2007 г.). «Toyota Supra побеждает в 24-часовой гонке Токачи» . Автоблог . Проверено 21 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Манабу «Макс» Оридо» . Дрифт Япония. 20 июня 2007. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 11 августа 2011 г.
- ^ Вариант JDM Том. 15
- ^ Перейти обратно: а б Вариант JDM Vol. 23
- ^ «Рейтинг серии 2010» . Официальный сайт ГРАН-ПРИ D1 . Проверено 23 мая 2015 г.
- ^ «Рейтинг сериалов 2011 года» . Официальный сайт ГРАН-ПРИ D1 . Проверено 23 мая 2015 г.
- ^ «Австралия – Турнирная таблица – 2012» . Формула ДРИФТ Азия . Архивировано из оригинала 22 января 2016 года . Проверено 23 мая 2015 г.
- ^ «Дрифт-пилот Дайго Сайто будет управлять GR Supra на Monster Energy представляет D1GP All Star Shoot-out | Другое | 2019» . Toyota Gazoo Racing (Пресс-релиз). 13 марта 2019 г. Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Клиффорд, Джо (13 марта 2019 г.). «Toyota Gazoo Racing спонсирует первый в мире дрифт GR Supra» . Британский журнал Toyota . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ «Toyo Tyres объявляет новую команду в серии D1GP 2019» (пресс-релиз). Шины Тойо. 18 марта 2019 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ «Toyo Tyres участвует в серии D1GP 2020» (пресс-релиз). Шины Тойо. 11 июня 2020 г. Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ «Sailon и EVA объявляют о презентации нового автомобиля D1GP 2021 года в Toyota GR Garage» (пресс-релиз). Группа компаний Сайлон. 8 апреля , Получено 9 , февраля
- ^ «Читайте последние новости о Toyota Formula Drift | Toyota Racing» . www.toyota.com . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Пападакис Formula D GR Supra готовится к дебюту на SEMA360» (пресс-релиз). США: Тойота. 2 ноября 2020 г. . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Слейс, Эндрю (3 апреля 2020 г.). «1000-сильная Toyota GR Supra представлена к сезону Formula Drift 2020» . Ведомый . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «GReddy Performance GR Supra «переносится» на презентацию Toyota SEMA360» (пресс-релиз). США: Тойота. 2 ноября 2020 г. . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «GReddy превращает Toyota Supra в машину для дрифта» . КарБузз . 2 ноября 2020 г. . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Читулеску, Драгош (1 января 2021 г.). «Профессиональный дрифтер сажает своего отца за руль GR Supra мощностью 800 л.с., угадайте, что происходит» . автоэволюция . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Воображение и страсть пересекаются на SEMA» (пресс-релиз). США: Тойота. 18 декабря 2020 г. . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ "Oleksii Holovnia" . www.formulad.com . Retrieved April 10, 2023 .
- ^ ФормулаD (25 октября 2021 г.). «НОВОСТИ СЕРИИ: ААСБО И БРУТСКИЙ ВЫИГРЫВАЮТ ЧЕМПИОНАТЫ FORMULA DRIFT PRO И PROSPEC 2021 ГОДА В ЗАХВАТЫВАЮЩЕМ ФИНАЛЕ ИРВИНДЕЙЛА» . БЛОГ Формулы Дрифт . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ ФормулаD (17 октября 2022 г.). «AASBO СТАЛА ЧЕМПИОНОМ FORMULA DRIFT PRO 2022 ГОДА И ВЫИГРЫВАЛА 8-Й РАУНД В ИРВИНДЕЙЛЕ» . БЛОГ Формулы Дрифт . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ ФормулаD (23 февраля 2023 г.). «НАСТОЯЩИЙ ДРИФТИРУЮЩИЙ «СУПРАГЕРОЙ»!» . БЛОГ Формулы Дрифта . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ ФормулаD (25 октября 2021 г.). «НОВОСТИ СЕРИИ: ИТОГИ FORMULA DRIFT AUTO CUP 2021 ГОДА» . БЛОГ Формулы Дрифт . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Пилот Toyota Фредрик Аасбо выигрывает третий чемпионат Formula DRIFT» . www.toyota.com . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Горан Бурмуджия Нови Сад, Сербия» [Горан Бурмуджия Нови Сад , Сербия] (на сербском языке). Сербия. 2024 . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Альберт, Зак (5 июля 2018 г.). «Возрождение сильнейших: Toyota Supra появится в серии NASCAR Xfinity» . NASCAR.com . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО. Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Финк, Грег (5 июля 2018 г.). «Вот новая Toyota Supra в роли гонщика NASCAR» . Автомобиль и водитель . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ Спенсер, Рид (23 февраля 2019 г.). «Кристофер Белл рвется в Атланту ради первой победы Supra на Xfinity» . NASCAR.com . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО. Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ «Дэниел Хемрик из Joe Gibbs Racing завоевал первый титул чемпиона серии Xfinity» . NASCAR.com . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО. 6 ноября 2021 г. . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Первый и забытый: HKS M300» . Автомобильный дроссель . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Сюй, Бен (23 октября 2015 г.). «ТБТ: HKS M300 Toyota Celica XX» . Японский ностальгический автомобиль . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Видео разработки HKS T-001 JZ80 MKIV Toyota Supra , получено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Профиль компании|О компании – TOPSECRET» (на японском языке) , получено 24 января 2023 г. .
- ^ «Познакомьтесь с человеком, который пытался разогнаться до скорости 200 миль в час на британской автомагистрали» . Топ Гир . 20 августа 2020 г. . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ SMOKY NAGATA's MIDNIGHT 200MPH BLAST, главы 1 и 2 , получены 28 ноября 2022 г.
- ^ Штумпф, Роб (13 декабря 2017 г.). « Совершенно секретно» Toyota Supra с двигателем V12 выставлена на аукцион, и он вам нужен» . Драйв . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ «Волшебство Смоки Нагаты: легендарная совершенно секретная Toyota Supra с двигателем V12» . ХотКарс . 14 апреля 2022 г. Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ «Масахиро Сасаки также был занят, прыгая между 5 машинами на Attack Tsukuba 2023» . ШуБоксИнк . 25 февраля 2023 г. . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вызов Supra на Нюрбургринге, январь 1998 года . Ютуб . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 7 октября 2015 г.
- ^ Гебхардт, Кристиан (январь 2020 г.). « Toyota GR Supra в супертесте Как культовое купе ведет себя на Северной петле » ? Спортивная машина . 1 (1/2020): 10 страниц (26–35) – через Motorpresse Stuttgart.
- ^ Toyota GR Supra 7.52,17 мин | Супертест Нордшляйфе на горячем круге . спорт авто. 23 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 26 октября 2021 г. - через YouTube .