Отношения католической церкви и государства в Аргентине
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2011 г. ) |
Первые конфликты между Римско-католической церковью и аргентинским правительством можно отнести к идеям Майской революции 1810 года. Трибунал инквизиции был подавлен на территориях Соединенных провинций Ривер-Плейт 23 марта 1813 года, а на 4 июня Генеральная Ассамблея провозгласила государство «независимым от любых церковных властей, существующих за пределами его территории».
Авторы Конституции 1853 года , во многих случаях находившиеся под влиянием масонства , нашли средний путь между официально католической страной и светским обществом, разрешив религиозную свободу, сохранив при этом экономическую поддержку церкви, и применив систему патронажа , с помощью которой Президент выбрал тройку кандидатов в епископы , которых мог одобрить Папа.
Эта система была отменена в 1966 году, во время диктаторского правления Хуана Карлоса Онгании , и заменена Конкордатом , который давал Ватикану право назначать и смещать епископов, оставляя президенту только право возражать против назначений. В ходе конституционной реформы 1994 года Конкордату был присвоен статус международного договора и, таким образом, был присвоен приоритет над национальными законами, хотя Конгрессу по-прежнему разрешено переформулировать его. Та же реформа устранила конституционное требование о том, чтобы президент был католиком.
Протокол правительства Аргентины всегда находился под влиянием католической церкви. Епископы часто занимают место рядом с министрами, губернаторами и другими должностными лицами на патриотических церемониях. Ожидается, что во время празднования Майской революции президент вместе со своей супругой и министрами примет участие в Te Deum, который организует архиепископ Буэнос -Айреса .
Ранние времена
[ редактировать ]В течение первых двадцати лет после Майской революции новое государство не установило официальных дипломатических отношений с Ватиканом. Папство не хотело создавать конфликт с испанской короной, демонстрируя поддержку южноамериканской революции; в 1825 году Папа Лев XII осудил это. Во время правления Мартина Родригеса (1820–1824) существовал (неудавшийся) проект по передаче духовенства под контроль государства и отмене десятины в пользу государственной финансовой поддержки Церкви.
Хуан Мануэль де Росас уничтожил возможность восстановления отношений, когда в 1837 году он продиктовал, что ни одна гражданская или церковная власть в провинции Буэнос-Айрес не должна признавать или подчиняться папским документам, датированным после 25 мая 1810 г., без разрешения, предоставленного отделом внешних связей. отделение.
После падения Росаса Хусто Хосе де Уркиса предложил Святому Престолу создать епархию прибрежных провинций , чтобы избежать вмешательства епископства Буэнос-Айреса, но Ватикан не принял Конкордат, предложенный в 1857 году.
1880-е годы
[ редактировать ]Возможно, первый крупный конфликт между аргентинским государством и церковью возник в 1884 году, когда президент Хулио Аргентино Рока поддержал Закон 1420 , диктующий обязательное всеобщее светское образование , и закон о гражданском браке. Противодействие Церкви привело к изгнанию нунция , смещению епископов-диссидентов и разрыву дипломатических отношений с Ватиканом, которые были восстановлены во время второго срока Рока.
Закон о гражданском браке был одобрен в 1889 году под председательством Мигеля Хуареса Сельмана . Архиепископ Буэнос-Айреса Федерико Анейрос [ постоянная мертвая ссылка ] , разослал священникам документ, предписывающий разъяснить служителям церкви, что гражданский брак — это просто сожительство (в современном понимании — сожительство ). Ватикан направил инструкции сопротивляться закону; Капитулярный викарий Кордовы посоветовал людям игнорировать закон, а несколько священников, совершавших причастие парам, состоящим в браке по гражданскому праву, были наказаны.
Консервативный период
[ редактировать ]В октябре 1934 года Международный евхаристический конгресс в Буэнос-Айресе состоялся . Папским легатом был тогдашний секретарь Ватикана кардинал Эудженио Пачелли (который стал Папой Пием XII в 1939 году). После Конгресса Аргентина получила кардинала и трех новых архиепископов, что продемонстрировало обеспокоенность местных жителей и Ватикана развитием национал-социализма . Имея в виду эту щекотливую тему, Церковь оказала давление на правительство по вопросу восстановления возможности религиозного преподавания в государственных школах. Консервативная администрация Агустина Педро Хусто прислушалась к этим просьбам.
Перонизм
[ редактировать ]Правительство Хуана Перона (1946–1955) было периодом изменения отношений между церковью и государством. Поначалу новое перонистское движение было связано с вооруженными силами. Армия и церковь считали себя барьерами на пути идеологий социализма и коммунизма . Церковь также поддерживала доктрину «социальной справедливости», которая разделяла с перонизмом идею государства, которое выступает посредником в классовых конфликтах и выравнивает социальное неравенство.
Однако некоторые фракции церкви возражали против « этатизма » Перона, то есть вмешательства национального правительства в частное общество, иногда вторгающегося в сферу влияния церкви, как в случае планов социального обеспечения и государственного образования , причем последнее является самый спорный вопрос. По закону, продиктованному в 1943 году во время предыдущего диктаторского правительства, государственные школы были вынуждены проводить занятия по религиозному образованию. В 1946 году Сенат Аргентины одобрил юридическое подтверждение всех указов, принятых военной хунтой. Этот закон обсуждался в менее послушной Палате депутатов и в конце концов был принят благодаря голосам перонистов, подчинившихся воле исполнительной власти. Представленные аргументы были националистическими и антилиберальными, отождествляя аргентинскую национальность с глубоким католицизмом родины, Испании, а также подчеркивая религию как средство создания личного сознания и упорядоченного общества.
Однако закон о религиозном образовании ограничивал полномочия церкви: учителя, содержание учебных программ и учебники назначались государством после консультаций с церковью, если это было необходимо. Помимо этого, остальные школьные предметы были независимы от религиозного влияния и, следовательно, следовали светской традиции аргентинского образования. Правительство перонистов также ввело такие предметы, как спорт, гигиена и санитарный уход, которые, по мнению Церкви, чрезмерно касались телесных вопросов. Наконец, образование стало средством квазирелигиозной пропаганды культа личности президента и его жены Евы . В июне 1950 года Перон назначил Армандо Мендеса Сан-Мартина, антиклерикала (обвиняемого церковью в масонстве), министром образования.
«Демократические» католики были против полной интеграции религии и государства, а скорее предпочитали разделение государства и церкви, которое предоставляло бы всем школам (государственным и частным, включая конфессиональные) получение государственного финансирования. Эти католики были в меньшинстве и не имели представительства до перонизма.
Во время своего второго срока Перон возмущался стремлением Ватикана способствовать формированию католических политических партий (т.е. партий христианской демократии). В 1954 году по политическим, а не идеологическим причинам правительство запретило религиозное образование в школах и попыталось легализовать проституцию, принять закон о разводе и продвигать поправку к конституции, разделяющую государство и церковь. Перон публично обвинил епископов и священников в саботаже его правительства.
14 июня 1955 года во время Корпус-Кристи шествия епископы Мануэль Тато и Рамон Новоа выступили против Перона, превратив празднование в антиправительственную демонстрацию . Перон потребовал смещения епископов в Ватикан. Ночью жестокие группы перонистов напали и сожгли церкви в Буэнос-Айресе.
Антиперонисты в армии, которые были в основном католиками, и фракции церкви долгое время воодушевлялись этим нарастающим напряжением. 16 июня, через два дня после Корпус-Кристи, самолеты военно-морского флота с нарисованным на них девизом Cristo vence («Христос побеждает») взорвали Пласа-де-Майо , убив сотни мирных жителей, что стало первым шагом к государственному перевороту. état, которое в конечном итоге свергло Перона, Революцию Либертадору .
Конкордат
[ редактировать ]16 октября 1966 года канцлер Аргентины Никанор Коста Мендес подписал соглашение с Ватиканом, которого представлял нунций Умберто Моццони. По этому Конкордату , который заменил старую систему патронажа , Аргентинская Церковь будет иметь право создавать или изменять епархии на национальной территории, напрямую назначать архиепископов и епископов, а также свободно вести переписку с епископами, духовенством и аргентинскими католиками. в общем. Конкордат был ратифицирован Святым Престолом 28 января 1967 года.
1976–1983
[ редактировать ]См. Грязную войну # Участие членов католической церкви.
В 1976 году адвокат по правам человека обвинил кардинала Хорхе Бергольо, ныне Папу Франциска , в сговоре с хунтой с целью похищения двух священников -иезуитов . Несмотря на отсутствие веских доказательств, связывающих его с преступлением, кардинал Бергольо, возглавлявший Общество Иисуса в Аргентине, конфликтовал со священниками, выступавшими за насилие против новой военной диктатуры. Будучи главой иезуитов, он тайно работал над спасением более 1000 диссидентов от преследований военной хунты, добившись примирения с такими критиками, как «Матери Пласа-де-Майо». [1] [2] [3]
За время диктатуры капеллан Кристиан фон Верних был признан виновным в соучастии в 7 убийствах, 42 похищениях людей и 32 случаях пыток. Некоторые католические священники поддерживали Монтонерос, а такие фигуры, как отец Альберто Карбоне, проповедовали марксизм. Хуан Игнасио Исла Касарес, католический молодежный лидер, с помощью Монтонерос организовал засаду и убийство пяти полицейских возле собора Сан-Исидро в 1975 году. [4] [5]
С возвращением демократии (1983)
[ редактировать ]У президента Рауля Альфонсина (1983–1989) были непростые отношения с католической церковью. До 1987 года Гражданский кодекс признавал фактическое раздельное проживание мужа и жены, но не разрешал повторный брак. Закон о разводе был одобрен Палатой депутатов в 1986 году. Католическая церковь оказала давление на Сенат, чтобы тот остановил его, угрожая отказать в таинствах тем, кто проголосует за него. Сенат наконец принял закон 3 июня 1987 года. В этом году отношения с Церковью также были испорчены призывом к созыву нового Педагогического конгресса, который заставил Церковь опасаться сокращения государственных субсидий частным школам, а также законодательными реформами. это равнялось законным и «естественным» (незаконным) детям, что, по мнению Церкви, влияло на концепцию христианской семьи.
Президент Карлос Менем (1989–1999) был связан с консервативными организациями Ватикана (такими как Opus Dei ) и был стойким сторонником позиции Церкви в отношении абортов, за что был удостоен специальной награды от Папы Иоанна Павла II , даже когда он подвергся резкой критике со стороны видных епископов из-за бедности и безработицы, вызванных его экономическими мерами .
Президент Фернандо де ла Руа (1999–2001) также был набожным католиком и не имел серьезных проблем в отношениях с Церковью.
Администрация Киршнера: 2003–2015 гг.
[ редактировать ]Президент Нестор Киршнер (избранный в 2003 году), хотя и исповедует католическую веру, часто имел непростые отношения с иерархией Церкви. Киршнер принадлежит к левоцентристскому крылу перонизма и делает упор на определенные прогрессивные взгляды, которые не подходят католической церкви.
Конфликты по поводу сексуальных и репродуктивных прав
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2010 г. ) |
Национальное правительство Аргентины приняло законы и начало программу оказания помощи в половом воспитании всем гражданам, включая предоставление бесплатных комбинированных пероральных контрацептивов и презервативов . Церковь выступает против искусственной контрацепции и поставила условия для принятия полового воспитания в школах.
В начале 2005 года министр здравоохранения Хинес Гонсалес Гарсия публично заявил о своей поддержке легализации абортов, и молчание Киршнера по этому поводу возмутило Церковь. Военный викарий Антонио Басеотто выразил свое отвращение, перефразировав Марка 9:42 ( «И кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы ему на шею повесили большой жернов и бросить в море» ) и предложить, чтобы Гонсалес Гарсиа подвергся такому же обращению. Басеотто подвергся резкой критике, поскольку это «наказание» перекликается с печально известными vuelos de la muerte («полетами смерти»), когда узников последнего военного режима сбрасывали в Атлантику с самолетов. Конфликт обострился и заставил правительство Аргентины освободить Басеотто от должности главы военных капелланов . Это вызвало обвинения со стороны католических наблюдателей (также подпитываемых лидерами правой оппозиции и средствами массовой информации) в том, что такие действия угрожают свободе вероисповедания. Правительство отметило, что Басеотто по-прежнему является епископом и может служить мессу и выполнять пастырские обязанности, где пожелает – он просто не будет получать зарплату от государства.
Президента Киршнера также раскритиковали за то, что он не присутствовал на похоронах Папы Иоанна Павла II (он присутствовал на инаугурации Папы Бенедикта XVI ), которые состоялись, когда вышеупомянутый конфликт еще находился в центре внимания СМИ. Во время празднования Майской революции 25 мая 2005 г. Киршнер решил не присутствовать на Te Deum в Буэнос-Айресе , а на том, который отмечался в соборе Сантьяго-дель-Эстеро , куда также были перенесены другие публичные торжества того дня. Отсутствие президента не осталось незамеченным (это был первый подобный случай за 175 лет), но правительство отрицало наличие за ним политических намерений, за исключением необходимости «федерализации» празднования.
В октябре 2005 года конфликт вспыхнул снова, когда Палата депутатов Аргентины предприняла шаги по принятию Закона о половом воспитании, который охватывал бы всю школьную систему (государственную и частную, включая конфессиональные школы), заставляя учебные заведения обучать учащихся гендерным ролям и контрацепции, в том числе другие темы. Архиепископ Платы Ла - Эктор Агер обвинил государство в «пропаганде сексуальной коррупции» и «подстрекательстве к блуду, похоти и распущенности», заявив, что 11- и 12-летние учащиеся школы, уже реализующей программу полового воспитания, получили презервативы и противозачаточные таблетки. Когда бывший министр Гонсалес Гарсия назвал его «фанатиком», Агуэр ответил, что министр был «нетерпимым и фундаменталистом» в отношении своих взглядов. Постоянный секретариат по делам семьи, орган Аргентинской епископальной конференции, принял декларацию, в которой просил представителей народа не одобрять проекты закона о половом воспитании, «уже отвергнутые аргентинцами». Вскоре после этого, 6 ноября, архиепископ Сопротивление вступил в конфликт , Кармело Джаквинта предупредив, что государство «потеряет смысл существования», если будет продвигать такие законы в области здравоохранения и образования, и заявил, что в этом случае он «поощрит христиан к гражданскому неповиновению ».
В 2010 году Аргентина стала третьей католической страной, легализовавшей однополые браки, несмотря на резкую критику и протесты, которые переросли в насилие между сторонниками традиционной церкви и защитниками прав гомосексуалистов.
Документ епископальной конференции 2005 г.
[ редактировать ]Разделение церкви и государства в истории католической церкви. |
---|
12 ноября 2005 года аргентинские епископы под председательством Хорхе Бергольо , собравшиеся на 90-й ассамблее Аргентинской епископальной конференции , проходившей в Пиларе, Буэнос-Айрес , завершили встречи официальным документом по пастырским вопросам, который, как обычно, включает критическую оценку общественно-политические вопросы. В документе утверждается, что Аргентина страдает «тревожной формой несолидарности, [которая представляет собой] скандальный рост неравенства в распределении доходов». На следующий день глава кабинета министров Аргентины Альберто Фернандес ответил, что это «не соответствует действительности» и что Церковь «проигнорировала многие данные, предоставленные текущей статистикой», которые показали снижение бедности с начала кампании Киршнера. администрация в 2003 году (см. Экономика Аргентины ) . Документ епископов также содержал спорное предостережение:
Спустя двадцать два года после восстановления демократии нам, старшим, удобно задаться вопросом, доносим ли мы до молодежи всю правду о том, что произошло в 1970-е годы, или же мы предлагаем им предвзятое изображение фактов, которое могло бы вызвать новые распри среди аргентинцев ... [Так было бы], если бы мы отбросили в сторону серьезность государственного террора, использованных средств и последующих преступлений против человечности ... но могло случиться и обратное: преступления партизан были заставили замолчать или чтобы к ним не относились должным образом.
Фернандес назвал это «неудачным пересмотром доктрины двух демонов » (якобы утверждающей равную моральную основу для партизан и государственного терроризма), поскольку «в Аргентине нет никого, кто превозносил бы партизан, как говорится в документе». Сенатор Мигель Анхель Пичетто ( PJ ) поддержал заявление Фернандеса, назвав вышеизложенное « документом, призывающим к перевороту ( golpista ), который, похоже, был написан в 1970-х годах, в то время, когда некоторые фракции [общества] постучали в [общество] двери] военных помещений».
Сам президент Киршнер ответил 16 ноября, отметив, что заявления Церкви «больше похожи на заявления политической партии, больше на земные дела, чем на задачу, которую они должны выполнять», и что епископы были «абсолютно неправы в своих Диагностика положения страны». По вопросу 1970-х годов Киршнер раскритиковал епископов, «которых не было рядом, когда пропадали дети и которые «совершили [таинство] исповеди мучителям » » Грязной войны . Представители оппозиции назвали комментарии Киршнера «чрезмерно обобщающими», «несправедливыми» и «нетерпимыми».
Закон Салты 2008 г. об образовании.
[ редактировать ]В декабре 2008 года законодательный орган провинции Сальта принял спорный закон, делающий обязательным преподавание религии как в государственных, так и в частных школах. Этот шаг вызвал возмущение среди религиозных меньшинств и правозащитных организаций, которые призывали к созданию светской системы образования.
Губернатор Хуан Мануэль Уртубей , сторонник закона, быстро отметил, что религиозные уроки будут ориентированы на все вероисповедания и что в них будут принимать участие все учащиеся, «независимо от их убеждений». [ нужна ссылка ]
Однако остаются сомнения в законности этой меры, поскольку она противоречит самой Конституции провинции, которую Уртубей помогал писать, когда он был избран традиционным избирателем в 1998 году. Статья 11° закрепляет тайну веры гражданина, поскольку в ней четко указано, что нет нужно спросить, каковы их религиозные убеждения. [6] Статья 28° Раздел – также содержит заявление, когда описывает цели закона:
обеспечивать религиозное обучение, которое является частью учебной программы и должно преподаваться во время школьных занятий, принимая во внимание убеждения родителей и/или наставников, которые будут решать, будут ли их дети посещать такие занятия. Содержание (которое будет преподаваться) и квалификация учителей потребуют одобрения церковных властей.
Администрация Макри: 2015–2019 гг.
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2021 г. ) |
Администрация Фернандеса: 2019 – настоящее время
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]На испанском языке, если не указано иное.
- Эрнан Бриенца. Аргентинская католическая церковь стоит лицом к лицу с государством. В войне против секуляризма. .
- Сусана Бьянки. Католическая церковь и перонизм: вопрос религиозного учения (1946–1955) .
- Фортунато Маллимачи. Политика и католицизм в Аргентине в 2005 году .
- Всеобщая история международных отношений Аргентинской Республики. Противодействие папского нунция монсеньора Маттера закону 1420 года об общем, светском и обязательном образовании .
- Новейшая история Аргентины: от Илии до Менема .
Источники новостей
[ редактировать ]- Столица, 18 февраля 2005 г. Военный епископ предложил "бросить министра здравоохранения в море".
- Страница/12, 19 февраля 2005 г. Он заслуживает того, чтобы «быть брошенным в море».
- Страница/12, 3 ноября 2005 г. Вы не будете принимать законы, касающиеся секса.
- Ла Насьон, 4 ноября 2005 г. Агер, архиепископ Ла-Платы, обвинил Хинеса Гонсалеса Гарсиа в нетерпимости.
- Ла Насьон, 7 ноября 2005 г. Джаквинта заявил, что призовет к гражданскому неповиновению. (и последующие действия)
- Страница/12, 14 ноября 2005 г. Несчастный и нереалистичный.
- La Nación, 14 ноября 2005 г. Ответ правительства католической церкви.
- La Nación, 17 ноября 2005 г. Резкий ответ Киршнера епископам.
- Ла Насьон, 17 ноября 2005 г. Оппозиция назвала президента несправедливым и нетерпимым.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Аргентинский кардинал фигурирует в иске о похищении» . Лос-Анджелес Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 17 апреля 2005 г. Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ «Папа Франциск руководил подпольной сетью для спасения подозреваемых диссидентов» . 12 сентября 2013 г.
- ^ « Папа Франциск с народом», — говорит Эбе де Бонафини, президент «Мадре де ла Пласа де Майо» » . 27 мая 2016 г.
- ^ Рохас, Гильермо. 30 000 пропали без вести. реальность, миф и догма: подлинная история и идеологические манипуляции . п. 246 (Сантьяго Апостол: 2003).
- ^ Маклахлан, Колин М. Аргентина: что пошло не так (Praeger Publishers). п. 136
- ↑ Конституция провинции . Архивировано 10 апреля 2009 г. в Wayback Machine.