Перевалочный пункт
Умшлагплац Варшавского гетто | |
---|---|
Umschlagplatz ( по-немецки : пункт сбора или пункт перегрузки ) — термин, использовавшийся во время Холокоста для обозначения зон ожидания, прилегающих к железнодорожным станциям в оккупированной Польше , где евреев из гетто собирали для депортации в нацистские лагеря смерти . Самый крупный пункт сбора находился в Варшаве рядом с Варшавским гетто . В 1942 году от 254 000 до 265 000 евреев прошли через Варшавскую Умшлагплац по пути в лагерь смерти Треблинка во время операции «Рейнхард» . [1] самая смертоносная фаза Холокоста в Польше . [2] [3] Часто тех, кто ожидал прибытия поездов, посвященных Холокосту , задерживали на Умшлагплац на ночь. [4] Другие примеры Умшлагплац включают станцию Радогощ , примыкающую к Лодзинскому гетто , куда людей отправляли в лагерь смерти Хелмно и Освенцим . [5] [6]
В 1988 году в Варшаве был установлен мемориал в память жертв депортации с Умшлагплац . Памятник напоминает товарный вагон с открытыми дверями. Он расположен на углу улицы Ставки. [7]
Использование
Umschlagplatz — это немецкое слово, которое технически обозначает место, где обрабатываются все товары для железнодорожного транспорта. [8] Этот термин был искажен нацистами , которые использовали его как эвфемизм для обозначения места, куда людей будут депортировать в лагеря смерти. Например, использование Sonderbehandlung («специального обращения»), [9] Умшлагплац дегуманизировал эту деятельность. [10] Он также скрывал - посредством двусмысленных формулировок - то, для чего в конечном итоге был создан пункт сбора - отправить на смерть сотни тысяч людей. В январе 1943 года Генрих Гиммлер получил «Отчет Корхерра» — статистический расчет количества евреев, оставшихся в Европе; стало ясно, что люди проходят через Умшлагплац и что никакая другая терминология использоваться не будет. [11]
Варшавское гетто
Во время Варшавской Grossaktion , которая началась 22 июля 1942 года, евреев депортировали в переполненных товарных вагонах в Треблинку дважды в день: ранним утром, часто после ночного ожидания, и в середине дня. В некоторые дни было депортировано до 10 000 евреев. Приблизительно 300 000 евреев были отправлены в газовые камеры Треблинки; некоторые источники описывают это как крупнейшее убийство общины во Второй мировой войне. Акция массовой депортации закончилась 21 сентября 1942 года, хотя поезда в Треблинку продолжали отправляться с 19 апреля 1943 года до окончания восстания в Варшавском гетто в 1943 году. [12]
Варшавская Умшлагплац была создана путем ограждения западной части грузовой железнодорожной станции Варшава-Гданьска, примыкавшей к гетто. Территория была окружена деревянным забором, позже замененным бетонной стеной. Железнодорожные здания и сооружения на этом месте, а также бывший приют для бездомных и больница были преобразованы в центр отбора заключенных. Остальная часть вокзала во время депортации выполняла свои обычные функции для остальной части города.
Железная дорога, ведущая к площади, была построена в 1876 году как ветка главной линии города. Склады и другие постройки были построены в период с 1921 по 1935 год.
После вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года и оккупации страны площадь перешла в ведение специального немецкого учреждения Transferstelle («Бюро трансферов»). Первоначально его целью было контролировать поток товаров между недавно созданным Варшавским гетто и «арийской стороной» Варшавы. В то время жители гетто называли площадь «Умшлаг». В конце января 1942 года южная часть площади была включена в состав гетто.
Депортации в Треблинку
С июля 1942 года здания, расположенные вокруг площади, стали использоваться немцами как места отбора. Евреев собирали и содержали там перед депортацией в лагерь смерти Треблинка. Штаб подразделений СС, ответственных за отборы и депортации, располагался в здании старой начальной школы на улице Ставки. Умшлагплац была разделена на две части. Южная часть, расположенная внутри обнесенного стеной гетто, была местом сбора, где лица, предназначенные для перевозки, ожидали прибытия поездов. Северная часть включала железную дорогу и станцию, где людей физически погружали в поезда, идущие в Треблинку.
Первоначально облавы на Умшлагплац контролировала еврейская полиция гетто . Дома или целые кварталы были оцеплены, а затем всех жителей заставили собраться в контролируемом месте, например, на закрытой улице или во дворе многоквартирного дома. После проверки документов лиц заставили под конвоем проследовать на Умшлагплац. Опустевшие здания были обысканы, а найденные спрятавшиеся были либо убиты на месте, либо присоединились к идущим на площадь. Некоторых молодых людей перевели в так называемый Дулаг , временный лагерь для интернированных, из которого некоторых отправили в трудовые лагеря, а не в лагеря смерти.
Порядок освобождения блоков гетто был организован немцами. Начиная с августа, управляемые немцами работные дома и фабрики ( szopas ) и офисы юденрата также были оцеплены, а персонал также отправлен на Умшлагплац. Знаменитый польский пианист Владислав Шпильман пережил это испытание, будучи вытащенным из толпы, которую загружали в поезд, направлявшийся в Треблинку. Шпильмана вытащили из строя после того, как его узнал еврейский полицейский, который случайно стоял на страже на Умшлагплац. Выживание Шпильмана описано в его автобиографии «Пианист» экранизировал , по которой режиссер Роман Полански . Полански, как и его семья, также пострадает от Холокоста.Большую часть прибывающих на Умшлагплац людей доставляли туда через улицу Заменгоф.
Мемориал
18 апреля 1988 года, накануне 45-летия начала восстания в Варшавском гетто был открыт каменный памятник, напоминающий открытый товарный вагон , в честь Умшлагплац . Надпись на четырех памятных досках на польском, идиш , английском и иврите гласит:
По этому пути страданий и смерти более 300 000 евреев были изгнаны в 1942-1943 годах из Варшавского гетто в газовые камеры нацистских лагерей смерти.
На памятнике выгравированы 400 самых популярных еврейско-польских имен в алфавитном порядке от Абы до Жанны. Каждый из них посвящен 1000 жертвам Варшавского гетто. Ворота увенчаны надгробием из сиенита (пожертвованным правительством и обществом Швеции ) с мотивом вырубленного леса – символом истребления еврейской нации.
Выбор и последовательность цветов памятника (белый с черной полосой на передней стене) отсылают к еврейской ритуальной одежде . [13] Памятник создали архитектор Ханна Шмаленберг и скульптор Владислав Кламерус. Она заменила памятную доску, открытую в конце 1940-х годов. В 2002 году памятник и прилегающие к нему школьные здания были внесены в Реестр исторических памятников. [14]
- На памятнике выгравированы памятные доски и еврейские имена.
- Памятник Умшлагплац, из сиенита могильный камень
- Оригинальный трамвай гетто перед Умшлагплац. памятником
См. также
- Ойнег-Шаббата Летописцы Варшавского гетто во главе с Эмануэлем Рингельблюмом
- Пограничные знаки Варшавского гетто
Ссылки
- ^ Энциклопедия Холокоста . «Восстание в Варшавском гетто» . Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 19 января 2012 г. - через Интернет-архив .
- ^ Гитта Серени (2013) [1974]. В эту тьму . Пимлико / Рэндом Хаус. стр. 48, 330–331. ISBN 978-1-4464-4967-7 .
- ^ Роберт Мозес Шапиро (1999). Хроники Холокоста . КТАВ Паблишинг Инк. с. 35 . ISBN 0-88125-630-7 .
Валовая акция с июля по сентябрь.
- ^ Михал Гринберг (2003). Слова, которые переживут нас: рассказы очевидцев из Варшавского гетто . Макмиллан. п. 167. ИСБН 1-4668-0434-3 .
- ^ Герман Таубе (2007). Пережить отчаяние: история о настойчивости . АвторДом. п. 110. ИСБН 978-1-4343-4846-3 .
- ^ Джозеф Тененбаум (2016). Подземелье, История народа . Издательство Pickle Partners. п. 186. ИСБН 978-1-78625-796-3 .
- ^ «Мемориал Умшлагплац» . www.google.com . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ Йоханна Ролсховен; Мария Майерхофер (2014). Образ бродяжничества: культурный анализ мобильного образа жизни . Издательство. п. 35. ISBN 978-3-8394-2057-7 .
- ^ Ланг, Берель (2003). Действие и идея в нацистском геноциде . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-2993-1 .
- ^ Шермер, Майкл ; Гробман, Алекс (2009). Отрицание истории: кто говорит, что Холокоста никогда не было, и почему они так говорят? . Издательство Калифорнийского университета. стр. 89–92. ISBN 978-0-520-26098-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Особое обращение» (Sonderbehandlung)» . Проект истории Холокоста . Проверено 17 августа 2016 года .
- ^ Энциклопедия Холокоста (10 июня 2013 г.). «Восстание в Варшавском гетто» . Мемориальный музей Холокоста в США. Архивировано из оригинала 2 мая 2012 года . Проверено 25 августа 2013 г.
- ^ Веслав Глембоцкий, Памятники Варшавы , Wydawnictwo PTTK "Kraj", Варшава 1990, стр. 108.
- ↑ Реестр недвижимых памятников - Варшава. Архивировано 13 сентября 2012 г. в Институте национального наследия Wayback Machine , стр. 47, дата обращения 11 августа 2012 г.
Библиография
- Бернард Гольдштейн. Пять лет в Варшавском гетто. Дельфин, Даблдэй. Нью-Йорк, 1961 год.
- Эмануэль Рингельблюм. Хроника Варшавского гетто, сентябрь 1939 г. - январь 1943 г. Варшава 1988 г.
52 ° 15'08 "N 20 ° 59'21" E / 52,2523083333 ° N 20,9890777778 ° E