Jump to content

Свободное, предварительное и осознанное согласие

(Перенаправлено с вето коренных народов )

Свободное, предварительное и осознанное согласие ( СПОС ) направлено на обеспечение участия и консультаций коренного населения снизу вверх до начала освоения исконных земель или использования ресурсов на территории коренного населения. [1] Коренные народы имеют особую связь со своей землей [ нужна ссылка ] и ресурсы [ нужна ссылка ] и населяет одну пятую поверхности Земли [ нужна ссылка ] . Такие территории экологически богаты как возобновляемыми, так и невозобновляемыми ресурсами. [2] Стиль коллективной собственности большинства коренных народов противоречит современному глобальному рынку и его постоянной потребности в ресурсах и земле. Чтобы защитить права коренных народов, международное право в области прав человека создало процессы и стандарты, защищающие их образ жизни и поощряющие участие в процессе принятия решений. Одним из таких методов является процесс FPIC. Существует критика в отношении того, что многие международные конвенции и договоры требуют консультаций , а не согласия , что является гораздо более высоким порогом. Без требования согласия коренные жители не могут накладывать вето на правительственные проекты и события в их районе, которые напрямую влияют на их жизнь и культуру. СПОС дает коренным народам право на самоопределение и самоуправление в процессах принятия решений национальными и местными органами власти по проектам, которые касаются их жизни и ресурсов.

Примеры включают управление природными ресурсами , экономическое развитие , использование традиционных знаний , генетических ресурсов , здравоохранение и образование .

Интерпретация

[ редактировать ]

Определение

[ редактировать ]

Хотя существует множество определений и дискуссий по поводу СПОС, [3] Объединенных Наций Продовольственная и сельскохозяйственная организация определила концепцию СПОС следующим образом: [4]

  • «Свобода» просто означает, что коренное население не подвергается манипулированию или принуждению и что процесс осуществляется самостоятельно теми, кого затрагивает проект.
  • Предварительное подразумевает, что согласие запрашивается заблаговременно до начала или разрешения любой деятельности, а время для проведения процесса консультаций должно быть гарантировано соответствующими агентами.
  • Informed предполагает, что соответствующие коренные народы получат удовлетворительную информацию о ключевых моментах проекта, таких как характер, размер, темпы, обратимость и масштаб проекта, а также причины его создания и его продолжительность. Это самый сложный термин из четырех, поскольку разные группы могут найти определенную информацию более актуальной. Коренные народы также должны иметь доступ к первичным отчетам об экономических, экологических и культурных последствиях, которые окажет проект. Используемый язык должен быть понятен коренным народам.
  • Согласие не определено, но оно предоставляется или отменяется после процесса, включающего консультации и участие. Однако простая консультация сама по себе не заменяет фактического согласия. [5] Рабочая группа ООН по бизнесу и правам человека отмечает, что коренные народы «должны самостоятельно определять, как они определяют и устанавливают согласие». [6]

UNPFII требует, чтобы с коренными народами консультировались таким образом, чтобы это соответствовало их обычаям. [ нужна ссылка ] Это означает, что не всем членам придется согласиться, что подверглось критике со стороны некоторых групп по защите прав женщин . [ нужна ссылка ] Коренные народы определяют, с кем следует консультироваться, и должны эффективно сообщать об этом правительству и застройщикам. Государства обязаны обеспечить реализацию СПОС. В противном случае это их дело, а не компания или люди, желающие реализовать проект. [7] Международная организация труда [1] требует, чтобы консультации проходили в атмосфере взаимного доверия, а обстоятельства считаются подходящими, если они создают благоприятные условия для достижения соглашения и согласия. , проведенном ООН-Сокращение выбросов в результате обезлесения и деградации лесов ООН-REDD [2], В пилотном исследовании применения СПОС во Вьетнаме потребовались следующие шаги: (1) подготовка, (2) консультации с местными властями, (3) набор местные координаторы, (4) обучение местных координаторов, (5) повышение осведомленности, (6) деревенское собрание, (7) запись решения, (8) отчетность перед ООН-РЕДД во Вьетнаме и (9) проверка и оценка. Большинство проблем с этой политикой заключалось в найме местных координаторов, которые могли обсуждать процесс на каком-либо языке, но коренные народы понимали, что к ним существует недоверие и опасения, что их подкупили. [8]

Международное развитие

[ редактировать ]

Принцип СПОС в рамках международного развития наиболее четко изложен в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (ДПКН). Статья 10 гласит:

Коренные народы не могут быть насильственно изгнаны со своих земель или территорий. Никакое переселение не может осуществляться без свободного, предварительного и осознанного согласия соответствующих коренных народов и после достижения соглашения о справедливой и справедливой компенсации и, где это возможно, с возможностью возвращения. [9]

В статьях 11, 19, 28 и 29 декларации также прямо используется этот термин. [9] Это дополнительно закреплено в международных конвенциях , в частности в Конвенции МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни. Такие страны, как Перу , Австралия и Филиппины, включили СПОС в свое национальное законодательство . [10]

Международное право

[ редактировать ]

Роль СПОС коренных народов в принятии решений об инфраструктуре или добывающих отраслях, развитых на их исконных владениях, является вопросом международного права . [11] называют проекты, в которых отсутствует СПОС, агрессией развития Коренные народы подотчетности и , отсутствие у которых доступа к механизмам рассмотрения жалоб для решения проблем нарушений прав человека было официально поднято в Совете ООН по правам человека . Коренные народы Азии призвали ООН решить эту проблему до экономической интеграции в АСЕАН в 2015 году. [12] из-за ситуации с правами человека в таких государствах-членах, как Мьянма и Лаос , которые входят в число самых репрессивных обществ в мире. [13]

Международная организация труда

[ редактировать ]

Международная организация труда (МОТ) [14] работает с коренными народами с 1920-х годов и в настоящее время объединяет 187 государств-членов, включая Новую Зеландию . Конвенция МОТ № 169 (Конвенция) [15] «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни», — это международный договор, принятый МОТ в 1989 году. Целью Конвенции является преодоление дискриминационной практики, затрагивающей коренные народы, и предоставление им возможности участвовать в процессе принятия решений. Фундаментальными основами Конвенции являются участие и консультации. Требование о проведении консультаций возлагается на правительство государства, а не на частных лиц или компании, и может быть делегировано, но конечная ответственность лежит на правительстве. [16] Необходимость проведения консультаций с коренными народами неоднократно упоминается в Конвенции и упоминается в статьях 6, 7, 16 и 22. Статья 6(1) гласит, что правительства должны:

«Консультируйтесь с заинтересованными народами, используя соответствующие процедуры и, в частности, через их представительные учреждения, всякий раз, когда рассматривается вопрос о законодательных или административных мерах, которые могут их непосредственно затронуть».

Статья 6 (2) гласит, что консультации будут проводиться добросовестно и в форме, соответствующей обстоятельствам. Целью процесса консультаций является достижение соглашения или согласия на запланированное развитие. [17] Конвенция не позволяет коренным народам накладывать вето на любое развитие, поскольку условием являются консультации, а не согласие. Наблюдательные органы МОТ заявили, что процесс консультаций не может быть простым обменом информацией и что у коренных народов должна быть возможность влиять на процесс принятия решений. Если согласие не будет достигнуто, национальное государство все равно должно уважать другие положения конвенции, которые включают право коренных народов на свои земли. Например, статья 16 (2) требует, чтобы свободное информированное согласие было дано в случае переселения людей. [18] Договор имеет юридическую силу для всех государств, которые его ратифицировали, что, возможно, потребует корректировки внутреннего законодательства. В таких странах, как Новая Зеландия, внутреннее законодательство, такое как Закон об управлении ресурсами 1991 года, указывает на необходимость учитывать при развитии событий отношения маори с земельными и водными объектами. [19] Духовная и практическая связь маори с землей рассматривалась в ряде судебных дел, включая дело Верховного суда Паки против Генерального прокурора . [20]

Объединенные Нации

[ редактировать ]

Организация Объединенных Наций описывает СПОС как прямо, так и косвенно в многочисленных конвенциях и договорах. Одним из наиболее прямых примеров является Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (UNDRIP) [3] , статья 19 гласит:

«Государства должны добросовестно консультироваться и сотрудничать с соответствующими коренными народами через свои собственные представительные институты, чтобы получить их свободное, предварительное и осознанное согласие, прежде чем принимать и осуществлять законодательные или административные меры, которые могут их затронуть. [21] "

Статья 32 требует проведения консультаций с коренными народами, прежде чем государства смогут осуществлять проекты, которые повлияют на их права на землю, территорию и ресурсы. [22] Эти статьи требуют консультаций, но статья 10 требует также осознанного согласия перед переселением коренных народов с их земель. [23] Это дает коренным народам право решать, где им жить, и дает им возможность остановить любое развитие, против которого они выступают.

Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) [4] является наиболее общепринятым стандартом прав человека. В статье 1 прямо не упоминается СПОС, но выражается важность самоопределения всех народов. Кроме того, статья 7 заявляет, что все равны перед законом, а это означает, что один человек не имеет больше прав на другого в нации. . Этот принцип далее подтверждается статьей 17, которая гласит, что каждый человек имеет право владеть собственностью и не может быть произвольно лишен собственности. [24] Право на самоопределение дополнительно защищено Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) в статье 1 обоих документов и включает экономическое самоопределение, которое для многие ИС – это контроль над своими природными ресурсами.

Статья 27 МПГПП гласит, что меньшинствам не может быть отказано в доступе к своей культуре. В Замечании общего порядка 23 Комитета по правам человека (HRC) было установлено, что это включает право коренных народов на свою землю и ресурсы. КПЧ истолковал это как означающее, что государства имеют позитивную обязанность взаимодействовать с ИС до любого развития или предоставления концессий на ресурсы на землях ИС. [25]

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП), контролирующий орган МПЭСКП, даже заявил в Замечании общего порядка № 23, что, если земля коренных народов была отобрана без информированного предварительного согласия, они имеют право на реституцию или возвращение своей земли или ресурсов. Это следует из интерпретации статьи 15 МПЭСКП [5] . Статья 15 защищает право коренных народов на участие в их культурной жизни. Комментарий КЭСКП важен, поскольку он выходит за рамки простых консультаций. На необходимость СПОС также указал Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) [6] , который требует, чтобы ни одно государство не принимало решения относительно прав интеллектуальной собственности без их согласия. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД) [7] поощряет участие коренных народов в принятии решений. Однако это не юридически обязательные решения, а лишь рекомендации. [26]

Всемирный банк

[ редактировать ]

Всемирный банк [8] был одним из первых многосторонних финансовых институтов, разработавших руководящие принципы по защите прав коренных народов в 1980-х годах, когда он признал, что развитие негативно влияет на их жизнь и культуру. Его первая политика была принята в 1987 году и была разработана сотрудниками без консультаций с коренными народами и представляла собой заявление о необходимости защиты коренных народов. В 1991 году в документе «Эксплуатационная директива 4.20» была признана необходимость участия коренных народов в процессе консультаций.

Последующая Политика Всемирного банка в отношении коренных народов была опубликована в 2005 году, ОП 4.10 [9] была сосредоточена на сокращении бедности. При этом банк выявил внутреннюю связь коренных народов с землей и необходимость процесса консультаций, который полностью уважает права человека, человеческое достоинство, экономику и культуру вовлеченных людей. Он заявил, что не будет давать деньги государству или компании в долг до тех пор, пока не будут проведены бесплатные предварительные информированные консультации с местным коренным населением и не будет обеспечена широкая общественная поддержка развития. [27]

Критики подвергают сомнению использование термина «консультация» вместо слова «согласие» и заявляют, что это означает, что ИС не может отклонить проект, если они с ним не согласны. Более того, «сообщество» — неоднозначный термин. [28]

В августе 2016 года Всемирный банк принял свои новые экологические и социальные стандарты, в том числе Экологический и социальный стандарт 7 (ESS7) о коренных народах/исторически незащищенных традиционных местных общинах стран Африки к югу от Сахары (коренные народы, «коренные народы»), который требует бесплатного предварительного информированное согласие, если проект:

  • оказывать неблагоприятное воздействие на землю и природные ресурсы, находящиеся в традиционной собственности или в обычном пользовании или оккупации;
  • вызывать переселение коренных народов с земель и природных ресурсов, находящихся в традиционной собственности или в рамках обычного использования или оккупации; или
  • оказывают существенное воздействие на культурное наследие коренных народов, которое существенно для их самобытности и/или культурных, церемониальных или духовных аспектов жизни затронутых коренных народов. [29]

Протоколы СПОС коренных народов

[ редактировать ]

С начала 2000-х годов коренные народы начали разрабатывать свои собственные протоколы осуществления процессов СПОС. Первые протоколы были отраслевыми, а именно: канадские коренные народы обращались к горнодобывающим компаниям страны, вторая волна протоколов представляла собой так называемые биокультурные протоколы, разработанные коренными народами, в том числе в Азии и Африке, в связи с выполнением статьи 8j о доступе и Совместное использование выгод Конвенции о биологическом разнообразии. Третье поколение — это так называемые автономные протоколы СПОС, которые преимущественно были разработаны коренными народами в странах Латинской Америки, такими как вампи в Перу, джуруна в Бразилии или эмбера чами в Колумбии, штаты которых, несмотря на ратификацию Конвенции МОТ № 169, , приняли правила, которые далеко не соответствуют СПОС, как это определено в международном праве. [30]

Переговоры по изменению климата

[ редактировать ]

В ходе РКИК ООН переговоров по изменению климата по сокращению выбросов в результате обезлесения и деградации лесов (REDD+) было отмечено, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла UNDRIP, а это означает, что Декларация и ее положения FPIC применяются к переговорам. [31] Эта ссылка была сделана в контексте так называемых гарантий REDD+, а именно инструкции «уважать знания и права коренных народов и членов местных сообществ» при проведении мероприятий REDD+.

После этого СПОС широко применялось в демонстрационных проектах по REDD+, особенно после того, как Программа ООН REDD опубликовала отчет о своих усилиях по разработке методологии СПОС для REDD+ в случае ее страновой программы во Вьетнаме. [32] [33] В начале 2013 года глобальная программа ООН REDD опубликовала руководящие принципы применения СПОС, включая анализ судебной практики по СПОС в различных контекстах, которые являются обязательными для всех страновых программ ООН-REDD. [34]

Национальное законодательство

[ редактировать ]

Некоторые страны включили СПОС в национальное законодательство, первым из которых является Филиппины : Закон о правах коренных народов 1997 года . [35]

Боливия ратифицировала Конвенцию МОТ № 169, а в 2007 году официально включила UNDRIP в свое муниципальное законодательство. В 2009 году страна также включила обязанность консультироваться с коренными народами в свою конституцию, но в гораздо менее радикальную версию проекта, которая требовала согласия на разведку всех видов деятельности по добыче ресурсов. Законодательные требования очень важны для страны, которая обладает богатством природных ресурсов и многочисленным коренным населением. Риск предоставления коренным народам права вето на правительственные проекты приводит к росту социальных конфликтов в отдельных регионах. Это было видно на примере конфликта вокруг охраняемого национального парка и территории коренных народов Исиборо (ТИПНИС). Через парк планировалась дорога, и производители коки поддержали этот проект, поскольку он расширил бы их бизнес. Коренное население выступило против этой идеи и заявило, что для мегаразвития территорий коренных народов необходимо согласие. Результатом стали массовые протесты в Ла-Пасе из-за опасений нанести ущерб жизненно важной речной системе. незаконная вырубка леса и изменение среды обитания находящихся под угрозой исчезновения животных в этом районе. [36] Государство провело консультации с коренными народами, но это усугубило проблему, поскольку активисты раскритиковали отсутствие у правительства правовой базы для защиты коренных народов. Правительство заявило, что ожидания коренных народов нереалистичны. [37]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лоренца Б. Фонтана и Жан Грюгель, «Политика участия коренных народов посредством «свободного предварительного информированного согласия»: размышления на примере Боливии» (2016) 77 World Development 249-261, стр. 1
  2. ^ Отдел социальной политики и развития Организации Объединенных Наций, коренные народы, «Окружающая среда» https://www.un.org/development/desa/indigenouspeoples/thematic-issues/environment.html. [ мертвая ссылка ]
  3. ^ Янг, Стивен (2020). Коренные народы, согласие и права: тревожные темы . Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 2–5. ISBN  978-0-429-33077-3 .
  4. ^ Свободное предварительное и осознанное согласие: право коренных народов и передовая практика для местных сообществ. Руководство для разделителей проектов (PDF) . Продовольственная и сельскохозяйственная организация.
  5. ^ Барелли, Мауро (1 января 2012 г.). «Свободное, предварительное и осознанное согласие после принятия Декларации ООН о правах коренных народов: развитие событий и предстоящие проблемы» (PDF) . Международный журнал по правам человека . 16 (1): 1–24. дои : 10.1080/13642987.2011.597746 . ISSN   1364-2987 . S2CID   143920611 .
  6. ^ «Доклад Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях (Документ ООН A/68/279)» . undocs.org . Объединенные Нации. 7 августа 2013 года . Проверено 19 мая 2020 г.
  7. ^ Паршурам Таманг, «Обзор принципа свободного, предварительного и осознанного согласия и коренных народов в международном и внутреннем праве и практике», (2005) Семинар Организации Объединенных Наций по свободному предварительному информированному согласию
  8. ^ Эрик Дж. Джокела «Адаптация местного контекста свободного, предварительного и осознанного согласия (FPIC) в REDD +: уроки трех экспериментов во Вьетнаме» (2015) Forests at 6
  9. ^ Перейти обратно: а б Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (PDF) (Отчет). Объединенные Нации.
  10. ^ «СПОС и добывающие отрасли» (PDF) . Институт окружающей среды и развития. 2013.
  11. ^ Уорд, Тара (2011). «Право на свободное, предварительное и осознанное согласие: права коренных народов на участие в рамках международного права» . Журнал международных прав человека . 10 (2): 54–84 . Проверено 4 ноября 2016 г.
  12. ^ «24-я очередная сессия Совета по правам человека: Заявление Генерального секретаря Джоан Карлинг о Пакте коренных народов Азии (AIPP)» . Сентябрь 2013 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 г. Проверено 11 ноября 2013 г.
  13. ^ Худшее из худшего 2012 года: самые репрессивные общества в мире (отчет). Дом Свободы. Архивировано из оригинала 24 декабря 2012 г. Проверено 11 ноября 2013 г.
  14. ^ «Международная организация труда» . Ilo.org . Проверено 29 августа 2019 г.
  15. ^ «Конвенция C169 – Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 года (№ 169)» . www.ilo.org . Проверено 28 ноября 2019 г.
  16. ^ МОТ, «Понимание Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 г. (№ 169)» (2013 г.) http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/ публикация/wcms_205225.pdf
  17. ^ Статья 6 (2) МОТ, Конвенция № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни.
  18. ^ Статья 16 (2) Конвенции МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни № 169.
  19. ^ s7 Закон об управлении ресурсами 1991 г.
  20. ^ Paki v Attorney General [2014] NZSC 118
  21. ^ Статья 19, Декларация ООН о правах коренных народов (2008 г.)
  22. ^ Статья 32 Декларации о правах коренных народов.
  23. ^ Статья 19 Декларации ООН о правах коренных народов.
  24. ^ Статьи 7, 10 и 17 Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций.
  25. ^ Тара Уорд, «Право на свободное, предварительное и осознанное согласие: права коренных народов на участие в рамках международного права» (2011) 10 Northwestern Journal of International Human Rights at 7
  26. ^ Тара Уорд, «Право на свободное, предварительное и осознанное согласие: права коренных народов на участие в рамках международного права» (2011) 10 Northwestern Journal of International Human Rights, 57 лет.
  27. ^ Всемирный банк, Операционная политика 4.10 (2005 г.)
  28. ^ Мауро Барелли «Свободное предварительное и осознанное согласие после принятия Декларации ООН о правах коренных народов: развитие и будущие вызовы» (2012) 16 Международный журнал по правам человека 1 из 5
  29. ^ «Экологическая и социальная основа, ESS7, пункт 24» (PDF) . Всемирный банк. Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
  30. ^ Дойл, Катал; Рохас-Гарсон, Бивиани; Вайцнер, Вивиан; Окамото, Тами (2019). Протоколы бесплатного предварительного обоснованного согласия как инструменты автономии: закладывание основ для взаимодействия на основе прав (PDF) . Кёльн: ИНФОЭ. стр. 14–18. ISBN  978-3-00-063699-8 .
  31. ^ Документ РКИК ООН FCCC/CP/2010/7/Add.1 , Приложение I, пункт 2, под(C)
  32. ^ «Вьетнамский веб-сайт REDD+, страница библиотеки на FPIC» . Архивировано из оригинала 06 марта 2014 г. Проверено 15 февраля 2014 г.
  33. ^ Свободное, предварительное и осознанное согласие в REDD+ (PDF) (Отчет). Февраль 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2014 г. Проверено 11 ноября 2013 г.
  34. ^ «Руководящие принципы ООН-REDD в отношении свободного, предварительного и осознанного согласия» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 г. Проверено 29 августа 2019 г.
  35. ^ «Уроки внедрения свободного предварительного и осознанного согласия (СПОС) на Филиппинах: тематическое исследование для учебных целей – координатор – Центр социальной ответственности в горнодобывающей промышленности» . www.csrm.uq.edu.au. ​Проверено 19 мая 2020 г.
  36. ^ Жан Фридман-Рудовский, «В Боливии битва окончена».Шоссе и образ жизни» (2012) Environment 360 http://e360.yale.edu/feature/in_bolivia_a_battle_over_a_highway_and_a_way_of_life/2566/
  37. ^ Лоренца Б. Фонтана и Жан Грюгель, «Политика участия коренных народов посредством «свободного предварительного информированного согласия»: размышления на примере Боливии» (2016) 77 World Development 249-261, стр. 253
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d031595abfd558d4fef80b6f8a7ca60__1715363880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/60/9d031595abfd558d4fef80b6f8a7ca60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Free, prior and informed consent - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)