Марселина (Гностик)
Марцеллина была раннехристианским религиозным лидером Карпократа в середине второго века нашей эры, известным прежде всего из сочинений Иринея и Оригена . Она возникла в Александрии , но переехала в Рим во время епископства Аникета ( ок. 157–168). Она привлекла большое количество последователей и основала карпократовскую секту марцеллианцев . Как и другие карпократианцы, Марцеллина и ее последователи верили в антиномизм , также известный как распутство , идею о том, что подчинение законам и правилам не является необходимым для достижения спасения. Они верили, что Иисус был всего лишь человеком, но видели в нем образец для подражания, хотя и такой, который верующий способен превзойти. Сообщество Марцелины, похоже, стремилось буквально реализовать основополагающее учение Карпократа о социальном эгалитаризме . В частности, сообщается, что марцеллиане клеймили своих учеников на внутренней стороне мочки правого уха и почитали изображения Иисуса, а также греческих философов, таких как Пифагор. , Платон и Аристотель . Хотя марцеллиане называли себя « гностиками », многие современные учёные не причисляют их к членам секты гностицизма .
Исторический контекст
[ редактировать ]
Женщины играли видную роль во многих раннехристианских сектах в качестве пророков, учителей, целителей, миссионеров и пресвитеров . [ 3 ] Мария Магдалина и Мария из Вифании были последовательницами Иисуса, которые упоминаются в Евангелиях и, как полагали, знали « тайны » Царства Божьего . [ 2 ] Такие женщины, как Мария и Марфа, были явным примером для подражания для Марселлины и ее коллег-проповедниц. [ 2 ] Символ веры, который, возможно, читался на христианских церемониях посвящения, цитируется апостолом Павлом в Галатам 3:28 : «Нет ни Иудея, ни Еллина, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины: ибо все вы одно». во Христе Иисусе». [ 4 ] В конце I века Маркион Синопский ( ок. 85 – ок. 160) назначал женщин пресвитерами наравне с мужчинами. [ 3 ]
Во втором веке валентиниане , гностическая секта, считали женщин равными мужчинам. [ 3 ] Монтанисты Приску считали двух пророчиц, , Максимиллу и основателями своего движения. [ 3 ] Женщины-религиозные лидеры, такие как Марцеллина, не пользовались благосклонностью протоортодоксальных богословов, которые обвиняли их в безумии, распутстве и одержимости демонами . [ 2 ] Тертуллиан Отец Церкви ( ок . 155 – . как они дерзки! 240) жаловался: «Эти еретические женщины — ок а, может быть, даже крестить!» [ 3 ] Он назвал одну женщину-религиозного лидера в Северной Африке «такой гадюкой». [ 3 ]
Жизнь и учение
[ редактировать ]Карпократовское учение
[ редактировать ]Будучи карпократианцем, Марцеллина преподавала доктрину антиномизма , или распутства . [ 5 ] [ 6 ] который утверждает, что для достижения спасения необходимы только вера и любовь и что все другие воспринимаемые требования, особенно подчинение законам и постановлениям, не нужны. [ 5 ] [ 6 ] Она, как и другие карпократианцы, считала, что душа должна пройти путь искупления, возможно, пройдя через множество воплощений . [ 5 ] [ 6 ] Цель верующего – выход из цикла перевоплощений путем восхождения через несколько ступеней обожения. [ 6 ] Карпократианцы верили, что Иисус был всего лишь человеком, а не божеством. [ 6 ] и видел в нем образцовый образец для подражания, но пример, который особенно набожный верующий способен превзойти. [ 5 ] Главной добродетелью Иисуса было то, что он мог прекрасно помнить Божественное из своего предсуществования . [ 6 ] Они также почитали греческих философов как образцы для подражания. [ 6 ] [ 7 ] Синкретический культ образов марцеллианцев был естественным следствием этого учения. [ 5 ] [ 6 ] Одним из основополагающих учений карпократианцев была идея социального эгалитаризма , пропагандировавшая равенство всех людей. [ 8 ] [ 6 ] Положение Марцеллины как лидера карпократовской общины в Риме указывает на то, что, по крайней мере для ее общины, эта идея должна была быть буквально реализована. [ 8 ] Некоторые карпократианцы, возможно, включая Марцелину, владели всем общим имуществом и имели общих сексуальных партнеров . [ 6 ] Они также отмечали своего рода праздник агапе . [ 6 ]
Против еретиков
[ редактировать ]
Отец Церкви Ириней ( ок. 130 – ок. 202) записывает в своем апологетическом трактате Adversus Haereses :
Другие из них [т. е. карпократианцы] используют внешние знаки, клеймя своих учеников внутри мочки правого уха. Из них возникла и Марцеллина, пришедшая в Рим под [епископством] Аникета и, придерживаясь этих учений, ввела в заблуждение множество людей. Они называют себя гностиками. У них также есть изображения, некоторые из них нарисованы, а другие созданы из разных материалов; а они утверждают, что подобие Христа было сделано Пилатом в то время, когда Иисус жил среди них. Они венчают эти изображения и ставят их рядом с изображениями философов мира, то есть с изображениями Пифагора , Платона , Аристотеля и остальных. У них есть и другие способы почитания этих изображений, подобно язычникам. [ 11 ]
Марселина — единственная женщина, связанная с ранним гностическим христианством, которая, как зафиксировано, сама по себе была активным религиозным лидером. [ 12 ] Другие женщины, такие как Елена (предположительно бывшая тирская проститутка, ставшая музой Симона Волхва ), Филумена (пророчица, связанная с Апеллесом ) и Флора (ученица Птолемея ), как известно, были активными пророчицами, учителями и ученицами, участвовавшими в секты, возглавляемые мужчинами, [ 13 ] но неизвестно, что ни один из них сам не был лидером. [ 12 ] Тем не менее, Марцеллина все еще появляется по отношению к Карпократу , учителю-мужчине, который, по-видимому, более активно, чем она, участвовал в руководстве последователями, написании трактатов и обучении студентов. [ 12 ] Энн Макгуайр заявляет, что неясно, является ли это описание Марцеллины по отношению к Карпократу результатом собственного патриархального мировоззрения Иринея, реальных отношений между ней и ним или того и другого. [ 12 ]
Использование Марцеллиной изображений Иисуса и греческих философов не было чем-то необычным в римском обществе того времени, потому что бюсты и изображения философов были обычными объектами обожания в римском обществе второго века. [ 10 ] [ 7 ] Хотя Ириней интерпретирует это как признак неортодоксального учения Марцелины, [ 14 ] любому римлянину-нехристианину это на самом деле показало бы ее гораздо менее отклоняющейся от нормы, чем протоортодоксальные христиане. [ 14 ] Почитая бюсты философов и включая Иисуса в их число как величайшего, последователи Марцелины чтили его так же, как обычно почитали других философов во всем греко-римском мире. [ 15 ] Карпократианцы, возможно, имели более интеллектуальное мировоззрение, чем другие секты. [ 15 ] поскольку, по словам Климента Александрийского , сын Карпократа Эпифан был обучен платонической философии . [ 16 ] [ 15 ] [ 17 ] Тем не менее, Майкл Аллен Уильямс утверждает, что почитание изображений кажется весьма неожиданным для якобы гностической секты. [ 18 ] поскольку считается, что гностики презирали физическое тело. [ 18 ] Он предполагает, что Марцеллина и ее последователи, как и их современники-язычники, возможно, рассматривали изображения физического сходства философов как «окна в душу» и средство размышления над учениями человека. [ 18 ] Питер Лампе интерпретирует использование Марциллиной образов известных философов как признак религиозного синкретизма . [ 17 ]
Джоан Э. Тейлор отмечает, что Ириней не утверждает, что портрет Иисуса марцеллианами был неточным или что портреты Иисуса были по своей сути аморальными. [ 15 ] Она также утверждает, что бюсты Иисуса и других философов марцеллианцев, возможно, сохранились еще долгое время после того, как их секта пришла в упадок. [ 15 ] отмечая, что почти столетие спустя римский император Александр Север (годы правления 222–235), как говорят, обладал коллекцией портретных бюстов различных философов, религиозных деятелей и исторических деятелей, включая Иисуса, Орфея , Аполлония Тианского , Александра Македонского. Великий и Авраам . [ 15 ] Она отмечает: «Насколько нам известно, один из многих неопознанных бюстов философов, существующих в сегодняшних коллекциях, во втором-третьем веках мог считаться Иисусом». [ 15 ]
По мнению Давида Бракке , причина, по которой Марцеллина и члены ее школы называли себя «гностиками», заключалась не в сектантской идентификации с ветвью раннего христианства, известной как « гностицизм ». [ 19 ] а скорее как эпитет «идеального или истинного христианина, того, чье знакомство с Богом достигло совершенства». [ 20 ] Он отмечает, что сам Ириней отождествляет Марцелину и ее секту с карпократианцами, а не с «гностической школой мысли». [ 20 ] Кроме того, Ипполит Римский , который полагался на Иринея как на источник, ссылается на то, что другая секта, известная как наасены, « называет себя «гностиками» по-своему, как будто они одни испили от удивительного знакомства с Совершенным и Добром». [ 19 ] В конце четвертого века монах-аскетик Евагрий Понтик описал наиболее продвинутую стадию христианского аскетизма как «гностическую». [ 20 ] указывая на то, что, несмотря на ассоциацию слова «гностик» с гностицизмом, оно все же сохранило свое первоначальное положительное значение в том смысле, с которым отождествляли себя Марселина и ее ученики. [ 20 ] Бентли Лейтон также не относит Марцелину и ее последователей к членам гностической секты. [ 21 ]
Против Цельсия
[ редактировать ]Ориген ( ок. 184 – ок. 253) также кратко упоминает Марцеллину в своей «Противе Цельса» , заявляя, что « Цельс знает также о марцеллианах, следующих за Марцеллиной, и о гарпократианах, следующих за Саломеей , и о других, которые следуют за Мариаммой , и о других, которые следуют за Марфой ». [ 9 ] Энн МакГуайр утверждает, что, поскольку все другие фигуры, перечисленные Оригеном в этом отрывке, являются фигурами, фигурирующими в канонических евангелиях, вполне возможно, что марцеллианцы считали Марцелину не только учителем и религиозным лидером, но и «авторитетным деятелем». источник апостольского предания». [ 9 ] Уильямс отмечает, что Ориген, похоже, знал, что марцеллиане называли себя гностиками. [ 22 ] поскольку в другом месте Contra Celsum он отмечает, что одним из аргументов Цельса против христианства было существование различных сект, в том числе тех, «которые называют себя гностиками». [ 22 ] Предположительно сюда войдут Марселина и ее последователи. [ 22 ] но Ориген воздерживается от того, чтобы называть их этим термином. [ 22 ]
Наследие
[ редактировать ]Неясно, как к Марцеллине и ее последователям относились протоортодоксальные христиане, жившие в Риме в 150-х и 160-х годах. [ 23 ] Ириней утверждает, что среди членов его собственной общины в Галлии в 180-х годах «у нас нет общения с ними ни в доктрине, ни в морали, ни в нашей повседневной общественной жизни». [ 23 ] но это утверждение не следует воспринимать как применимое к христианам, жившим в Риме более двадцати лет назад. [ 23 ] Ириней также утверждает: « Сатана поставил этих людей [то есть Марцеллину и ее последователей] хулить святое имя церкви, чтобы [языческие] люди отворачивали уши от проповеди истины, когда они слышат их другой способ обучения. и думают, что мы, христиане, все такие же, как они. Действительно, когда они видят их религиозность, они позорят всех нас». [ 23 ] Он добавляет: «Они неправильно используют имя [Кристиан] как маску». [ 23 ] Это указывает на то, что Марцеллина и ее последователи-карпократы называли себя «христианами». [ 23 ] и, по крайней мере, для посторонних, ее секта казалась связанной с другими ветвями христианства. [ 23 ]
Петер Лампе утверждает, что вполне возможно, что члены протоортодоксальной общины в Риме просто позволили Марцеллине и ее секте сосуществовать. [ 23 ] но также возможно, что они активно их осуждали. [ 23 ] Роберт М. Грант определяет антигностические сочинения Поликарпа и Джастина Мартира как частично косвенную реакцию на Марцелину и ее снисходительные моральные учения. [ 24 ] Марселина и другие женщины-пророки, подобные ей, постоянно изображались негативно в историях и канонах, написанных сторонниками протоортодоксии. [ 2 ] По словам Уильяма Х. Бракни, источники указывают, что карпократианцы, возможно, продолжали существовать еще в четвертом веке. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаскинс 2005 , стр. 58–59.
- ^ Jump up to: а б с д и Стрит 1999 , с. 352.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пейджелс 1989 , с. 60.
- ^ Пейджелс 1989 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и Рудольф 1983 , с. 299.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Брэкни 2012 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 2018 , стр. 214–215.
- ^ Jump up to: а б Лампе 2003 , стр. 319.
- ^ Jump up to: а б с Макгуайр 1999 , с. 260.
- ^ Jump up to: а б с Уильямс 1996 , стр. 107–108, 127.
- ^ Ириней , Adversus Haereses Книга I, Глава 25, раздел 6 , перевод Александра Робертса и Уильяма Рамбо
- ^ Jump up to: а б с д Макгуайр 1999 , с. 261.
- ^ Макгуайр 1999 , стр. 260–261.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 1996 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тейлор 2018 , с. 215.
- ^ Климент Александрийский , Строматы 3.5.3
- ^ Jump up to: а б Лампе 2003 , стр. 320.
- ^ Jump up to: а б с Уильямс 1996 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Бракке 2010 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б с д Бракке 2010 , стр. 49.
- ^ Уильямс 1996 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д Уильямс 1996 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лампе 2003 , стр. 392.
- ^ Грант 1990 , стр. 59–61.
Библиография
[ редактировать ]- Брэкни, Уильям Х. (2012), Исторический словарь радикального христианства , Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Онтарио и Плимут, Англия: The Scarecrow Press, Inc., ISBN 978-0-8108-7365-0
- Бракке, Дэвид (2010), Гностики: миф, ритуал и разнообразие в раннем христианстве , Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-04684-9
- Грант, Роберт М. (1990) [1989], Иисус после Евангелий: Христос второго века: Лекции памяти Хейла в Сибери-Вестерн теологической семинарии, 1989 , Луисвилл, Кентукки: Вестминстер / John Knox Press, ISBN 0-664-22188-2
- Хаскинс, Сьюзен (2005) [1993], Мария Магдалина: миф и метафора , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Пимплико, ISBN 1-8459-5004-6
- Лампе, Питер (2003), Джонсон, Маршалл Д. (редактор), Христиане в Риме в первые два столетия: от Павла до Валентина , перевод Штайнхаузера, Майкла, Лондон, Англия: Continuum International Publishing Group Ltd., ISBN 0567-080501
- МакГуайр, Энн (1999), «Женщины, гендер и гнозис в гностических текстах и традициях» , у Кремера, Росс Шепард; Д'Анджело, Мэри Роуз (ред.), Женщины и христианское происхождение , Оксфорд, Англия: Oxford University Press, стр. 257–299, ISBN. 0-19-510396-3
- Пейджелс, Элейн (1989) [1979], Гностические Евангелия , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Винтажные книги, ISBN 0-679-72453-2
- Рудольф, Курт (1983) [1977], Уилсон, Роберт Маклахен (редактор), Гнозис: природа и история гностицизма , Эдинбург, Шотландия: T&T Clark, ISBN 0-567-08640-2
- Стрит, Гейл Коррингтон (1999), «Женщины как источники искупления и знаний в раннехристианских традициях» , у Кремера, Росс Шепард; Д'Анджело, Мэри Роуз (ред.), Женщины и христианское происхождение , Оксфорд, Англия: Oxford University Press, стр. 330–355, ISBN 0-19-510396-3
- Тейлор, Джоан Э. (2018), Как выглядел Иисус? , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Bloomsbury T&T Clark, ISBN 978-0-5676-7151-6
- Уильямс, Майкл Аллен (1996), Переосмысление «гностицизма»: аргумент в пользу демонтажа сомнительной категории , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, ISBN 1-4008-0852-9