Jump to content

Марселина (Гностик)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Марцелины (гностик) )

Марцеллина была раннехристианским религиозным лидером Карпократа в середине второго века нашей эры, известным прежде всего из сочинений Иринея и Оригена . Она возникла в Александрии , но переехала в Рим во время епископства Аникета ( ок. 157–168). Она привлекла большое количество последователей и основала карпократовскую секту марцеллианцев . Как и другие карпократианцы, Марцеллина и ее последователи верили в антиномизм , также известный как распутство , идею о том, что подчинение законам и правилам не является необходимым для достижения спасения. Они верили, что Иисус был всего лишь человеком, но видели в нем образец для подражания, хотя и такой, который верующий способен превзойти. Сообщество Марцелины, похоже, стремилось буквально реализовать основополагающее учение Карпократа о социальном эгалитаризме . В частности, сообщается, что марцеллиане клеймили своих учеников на внутренней стороне мочки правого уха и почитали изображения Иисуса, а также греческих философов, таких как Пифагор. , Платон и Аристотель . Хотя марцеллиане называли себя « гностиками », многие современные учёные не причисляют их к членам секты гностицизма .

Исторический контекст

[ редактировать ]
Фреска нефа церкви Дура -Европос , датируемая ок. 240 г. н.э., изображающая Марию Магдалину вместе с двумя другими женщинами (третья сейчас почти полностью пропала из-за обширных повреждений), приближающимися к пустой гробнице Иисуса. [ 1 ] Такие женщины были «явным образцом» для Марселлины и других первых женщин-проповедниц. [ 2 ]

Женщины играли видную роль во многих раннехристианских сектах в качестве пророков, учителей, целителей, миссионеров и пресвитеров . [ 3 ] Мария Магдалина и Мария из Вифании были последовательницами Иисуса, которые упоминаются в Евангелиях и, как полагали, знали « тайны » Царства Божьего . [ 2 ] Такие женщины, как Мария и Марфа, были явным примером для подражания для Марселлины и ее коллег-проповедниц. [ 2 ] Символ веры, который, возможно, читался на христианских церемониях посвящения, цитируется апостолом Павлом в Галатам 3:28 : «Нет ни Иудея, ни Еллина, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины: ибо все вы одно». во Христе Иисусе». [ 4 ] В конце I века Маркион Синопский ( ок. 85 – ок. 160) назначал женщин пресвитерами наравне с мужчинами. [ 3 ]

Во втором веке валентиниане , гностическая секта, считали женщин равными мужчинам. [ 3 ] Монтанисты Приску считали двух пророчиц, , Максимиллу и основателями своего движения. [ 3 ] Женщины-религиозные лидеры, такие как Марцеллина, не пользовались благосклонностью протоортодоксальных богословов, которые обвиняли их в безумии, распутстве и одержимости демонами . [ 2 ] Тертуллиан Отец Церкви ( ок . 155 – . как они дерзки! 240) жаловался: «Эти еретические женщины — ок а, может быть, даже крестить!» [ 3 ] Он назвал одну женщину-религиозного лидера в Северной Африке «такой гадюкой». [ 3 ]

Жизнь и учение

[ редактировать ]

Карпократовское учение

[ редактировать ]

Будучи карпократианцем, Марцеллина преподавала доктрину антиномизма , или распутства . [ 5 ] [ 6 ] который утверждает, что для достижения спасения необходимы только вера и любовь и что все другие воспринимаемые требования, особенно подчинение законам и постановлениям, не нужны. [ 5 ] [ 6 ] Она, как и другие карпократианцы, считала, что душа должна пройти путь искупления, возможно, пройдя через множество воплощений . [ 5 ] [ 6 ] Цель верующего – выход из цикла перевоплощений путем восхождения через несколько ступеней обожения. [ 6 ] Карпократианцы верили, что Иисус был всего лишь человеком, а не божеством. [ 6 ] и видел в нем образцовый образец для подражания, но пример, который особенно набожный верующий способен превзойти. [ 5 ] Главной добродетелью Иисуса было то, что он мог прекрасно помнить Божественное из своего предсуществования . [ 6 ] Они также почитали греческих философов как образцы для подражания. [ 6 ] [ 7 ] Синкретический культ образов марцеллианцев был естественным следствием этого учения. [ 5 ] [ 6 ] Одним из основополагающих учений карпократианцев была идея социального эгалитаризма , пропагандировавшая равенство всех людей. [ 8 ] [ 6 ] Положение Марцеллины как лидера карпократовской общины в Риме указывает на то, что, по крайней мере для ее общины, эта идея должна была быть буквально реализована. [ 8 ] Некоторые карпократианцы, возможно, включая Марцелину, владели всем общим имуществом и имели общих сексуальных партнеров . [ 6 ] Они также отмечали своего рода праздник агапе . [ 6 ]

Против еретиков

[ редактировать ]
Ириней пишет, что марцеллиане почитали образы греческих философов, в том числе Пифагора , Платона и Аристотеля . [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ] Бюсты философов, такие как Пифагор, были обычными объектами поклонения в римском обществе второго века. [ 10 ]

Отец Церкви Ириней ( ок. 130 – ок. 202) записывает в своем апологетическом трактате Adversus Haereses :

Другие из них [т. е. карпократианцы] используют внешние знаки, клеймя своих учеников внутри мочки правого уха. Из них возникла и Марцеллина, пришедшая в Рим под [епископством] Аникета и, придерживаясь этих учений, ввела в заблуждение множество людей. Они называют себя гностиками. У них также есть изображения, некоторые из них нарисованы, а другие созданы из разных материалов; а они утверждают, что подобие Христа было сделано Пилатом в то время, когда Иисус жил среди них. Они венчают эти изображения и ставят их рядом с изображениями философов мира, то есть с изображениями Пифагора , Платона , Аристотеля и остальных. У них есть и другие способы почитания этих изображений, подобно язычникам. [ 11 ]

Марселина — единственная женщина, связанная с ранним гностическим христианством, которая, как зафиксировано, сама по себе была активным религиозным лидером. [ 12 ] Другие женщины, такие как Елена (предположительно бывшая тирская проститутка, ставшая музой Симона Волхва ), Филумена (пророчица, связанная с Апеллесом ) и Флора (ученица Птолемея ), как известно, были активными пророчицами, учителями и ученицами, участвовавшими в секты, возглавляемые мужчинами, [ 13 ] но неизвестно, что ни один из них сам не был лидером. [ 12 ] Тем не менее, Марцеллина все еще появляется по отношению к Карпократу , учителю-мужчине, который, по-видимому, более активно, чем она, участвовал в руководстве последователями, написании трактатов и обучении студентов. [ 12 ] Энн Макгуайр заявляет, что неясно, является ли это описание Марцеллины по отношению к Карпократу результатом собственного патриархального мировоззрения Иринея, реальных отношений между ней и ним или того и другого. [ 12 ]

Использование Марцеллиной изображений Иисуса и греческих философов не было чем-то необычным в римском обществе того времени, потому что бюсты и изображения философов были обычными объектами обожания в римском обществе второго века. [ 10 ] [ 7 ] Хотя Ириней интерпретирует это как признак неортодоксального учения Марцелины, [ 14 ] любому римлянину-нехристианину это на самом деле показало бы ее гораздо менее отклоняющейся от нормы, чем протоортодоксальные христиане. [ 14 ] Почитая бюсты философов и включая Иисуса в их число как величайшего, последователи Марцелины чтили его так же, как обычно почитали других философов во всем греко-римском мире. [ 15 ] Карпократианцы, возможно, имели более интеллектуальное мировоззрение, чем другие секты. [ 15 ] поскольку, по словам Климента Александрийского , сын Карпократа Эпифан был обучен платонической философии . [ 16 ] [ 15 ] [ 17 ] Тем не менее, Майкл Аллен Уильямс утверждает, что почитание изображений кажется весьма неожиданным для якобы гностической секты. [ 18 ] поскольку считается, что гностики презирали физическое тело. [ 18 ] Он предполагает, что Марцеллина и ее последователи, как и их современники-язычники, возможно, рассматривали изображения физического сходства философов как «окна в душу» и средство размышления над учениями человека. [ 18 ] Питер Лампе интерпретирует использование Марциллиной образов известных философов как признак религиозного синкретизма . [ 17 ]

Джоан Э. Тейлор отмечает, что Ириней не утверждает, что портрет Иисуса марцеллианами был неточным или что портреты Иисуса были по своей сути аморальными. [ 15 ] Она также утверждает, что бюсты Иисуса и других философов марцеллианцев, возможно, сохранились еще долгое время после того, как их секта пришла в упадок. [ 15 ] отмечая, что почти столетие спустя римский император Александр Север (годы правления 222–235), как говорят, обладал коллекцией портретных бюстов различных философов, религиозных деятелей и исторических деятелей, включая Иисуса, Орфея , Аполлония Тианского , Александра Македонского. Великий и Авраам . [ 15 ] Она отмечает: «Насколько нам известно, один из многих неопознанных бюстов философов, существующих в сегодняшних коллекциях, во втором-третьем веках мог считаться Иисусом». [ 15 ]

По мнению Давида Бракке , причина, по которой Марцеллина и члены ее школы называли себя «гностиками», заключалась не в сектантской идентификации с ветвью раннего христианства, известной как « гностицизм ». [ 19 ] а скорее как эпитет «идеального или истинного христианина, того, чье знакомство с Богом достигло совершенства». [ 20 ] Он отмечает, что сам Ириней отождествляет Марцелину и ее секту с карпократианцами, а не с «гностической школой мысли». [ 20 ] Кроме того, Ипполит Римский , который полагался на Иринея как на источник, ссылается на то, что другая секта, известная как наасены, « называет себя «гностиками» по-своему, как будто они одни испили от удивительного знакомства с Совершенным и Добром». [ 19 ] В конце четвертого века монах-аскетик Евагрий Понтик описал наиболее продвинутую стадию христианского аскетизма как «гностическую». [ 20 ] указывая на то, что, несмотря на ассоциацию слова «гностик» с гностицизмом, оно все же сохранило свое первоначальное положительное значение в том смысле, с которым отождествляли себя Марселина и ее ученики. [ 20 ] Бентли Лейтон также не относит Марцелину и ее последователей к членам гностической секты. [ 21 ]

Против Цельсия

[ редактировать ]

Ориген ( ок. 184 – ок. 253) также кратко упоминает Марцеллину в своей «Противе Цельса» , заявляя, что « Цельс знает также о марцеллианах, следующих за Марцеллиной, и о гарпократианах, следующих за Саломеей , и о других, которые следуют за Мариаммой , и о других, которые следуют за Марфой ». [ 9 ] Энн МакГуайр утверждает, что, поскольку все другие фигуры, перечисленные Оригеном в этом отрывке, являются фигурами, фигурирующими в канонических евангелиях, вполне возможно, что марцеллианцы считали Марцелину не только учителем и религиозным лидером, но и «авторитетным деятелем». источник апостольского предания». [ 9 ] Уильямс отмечает, что Ориген, похоже, знал, что марцеллиане называли себя гностиками. [ 22 ] поскольку в другом месте Contra Celsum он отмечает, что одним из аргументов Цельса против христианства было существование различных сект, в том числе тех, «которые называют себя гностиками». [ 22 ] Предположительно сюда войдут Марселина и ее последователи. [ 22 ] но Ориген воздерживается от того, чтобы называть их этим термином. [ 22 ]

Наследие

[ редактировать ]

Неясно, как к Марцеллине и ее последователям относились протоортодоксальные христиане, жившие в Риме в 150-х и 160-х годах. [ 23 ] Ириней утверждает, что среди членов его собственной общины в Галлии в 180-х годах «у нас нет общения с ними ни в доктрине, ни в морали, ни в нашей повседневной общественной жизни». [ 23 ] но это утверждение не следует воспринимать как применимое к христианам, жившим в Риме более двадцати лет назад. [ 23 ] Ириней также утверждает: « Сатана поставил этих людей [то есть Марцеллину и ее последователей] хулить святое имя церкви, чтобы [языческие] люди отворачивали уши от проповеди истины, когда они слышат их другой способ обучения. и думают, что мы, христиане, все такие же, как они. Действительно, когда они видят их религиозность, они позорят всех нас». [ 23 ] Он добавляет: «Они неправильно используют имя [Кристиан] как маску». [ 23 ] Это указывает на то, что Марцеллина и ее последователи-карпократы называли себя «христианами». [ 23 ] и, по крайней мере, для посторонних, ее секта казалась связанной с другими ветвями христианства. [ 23 ]

Петер Лампе утверждает, что вполне возможно, что члены протоортодоксальной общины в Риме просто позволили Марцеллине и ее секте сосуществовать. [ 23 ] но также возможно, что они активно их осуждали. [ 23 ] Роберт М. Грант определяет антигностические сочинения Поликарпа и Джастина Мартира как частично косвенную реакцию на Марцелину и ее снисходительные моральные учения. [ 24 ] Марселина и другие женщины-пророки, подобные ей, постоянно изображались негативно в историях и канонах, написанных сторонниками протоортодоксии. [ 2 ] По словам Уильяма Х. Бракни, источники указывают, что карпократианцы, возможно, продолжали существовать еще в четвертом веке. [ 6 ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e6b42e605b90e4b2a4352078842a73f__1708561080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/3f/9e6b42e605b90e4b2a4352078842a73f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marcellina (Gnostic) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)