Эдвард Аллде
Эдвард Аллде | |
---|---|
Рожденный | между 1555 и 1562 годами [1] |
Умер | с 27 августа по 3 сентября 1627 г. [1] |
Национальность | Английский |
Занятие | Принтер |
Эдвард Аллде ( Альде , Олди , [1] или Алдай ; [2] родился ок. 1560, [1] умер в 1627 г. [1] ) был английским печатником в Лондоне во времена елизаветинской и якобинской эпох. Он был автором ряда значительных текстов английской драмы эпохи Возрождения , в том числе некоторых ранних изданий пьес Уильяма Шекспира .
Жизнь
[ редактировать ]Эдвард Аллде был частью семьи профессиональных печатников: его отец Джон , его мать Маргарет, его вдова Элизабет и двое ее детей работали в торговле. Эдвард Альде взял на себя бизнес своего отца после смерти старшего Альде в 1584 году; он стал «свободным человеком» (полноправным членом) компании по производству канцелярских товаров в феврале того же года «по наследству». Сын продолжил практику и публикации своего отца; Джон Олльд, например, выпустил недатированный первый ин-кварто пьесы Томаса Престона « Камбиз» где-то до 1584 года; Эдвард Альде выпустил недатированный второй квартал той же пьесы где-то после 1584 года. Альде-старший опубликовал первое издание книги Ульпиана Фулвелла « Как будет нравиться» в 1568 году; младший Альде опубликовал второе издание в 1587 году. [3]
Поначалу Эдвард вел бизнес своего покойного отца с помощью матери; он располагался в Длинном магазине птицефабрики , примыкающем к церкви Св. Милдред (и в четырех дверях от лондонской тюрьмы, птицеводческого прилавка ; запасы тюрьмы находились за дверью магазина Альде). В 1593 году Эдвард переехал в собственное заведение у вывески «Позолоченный кубок» на Фор-стрит, Крипплгейт , недалеко от Барбакана; Маргарет Альде самостоятельно продолжала работу Длинного магазина, по крайней мере, до 1601 года. [4]
Джон Аллде вел процветающий бизнес, имея одновременно восемь учеников; Энтони Мандей [5] какое-то время был одним из них, и Эдвард Альде проходил обучение под руководством своего отца. Эдвард также преуспел в бизнесе: обе его печатные машины были заняты выпуском сборников книг , сборников пьес и более серьезных книг. [6] Он писал баллады , песенники и шуточные книги и был одним из «первоначальных новаторов веселой книжной торговли»; в те годы, когда компания канцелярских товаров ограничивала печать баллад только пятью своими членами (1612–1620), Альде был одним из пяти. [7] Ближе к концу своей карьеры, в начале 1620-х годов, Альде участвовал в синдикате, выпускавшем первые английские газеты, вместе с Натаниэлем Баттером , Томасом Арчером, Николасом Борном, Уильямом Шеффардом и Бартоломью Даунсом.
Хотя его работы были огромными и значительными, мастерство Альде не получило высокой оценки со стороны современных ученых, критиков и библиографов. По краткому вердикту одного комментатора, «его работа была плохой». [8]
В этот период не было ничего необычного в том, что продавцы канцелярских товаров сталкивались с трудностями с властями, как с властями своей гильдии , так и с высшей гражданской администрацией; большинство из них были оштрафованы за большие и мелкие нарушения, а некоторые, такие как Баттер, Арчер, Николас Оукс и Уильям Стэнсби , были заключены в тюрьму. Джон Аллде провел время в птицефабрике в 1568 году за печать прокатолического текста . (И режим Тюдоров , и режим Стюарта серьезно относились к цензуре и контролю над прессой.) Эдвард Альде столкнулся с одними и теми же проблемами в своей карьере: его оштрафовали за печать незарегистрированных произведений и произведений, авторские права на которые ему не принадлежали ; его типографии дважды закрывали, а однажды государственный секретарь отправил его в тюрьму . В 1623 году он признался чиновникам Компании, что «вел себя буйно и беспорядочно... и использовал неприличные и неуместные слова...». [9]
Шекспир
[ редактировать ]Эдвард Олде напечатал ключевые тексты оригинальной шекспировской библиографии:
- Часть первого кварто , « плохого кварта », «Ромео и Джульетты » (1597), для издателя Катберта Берби .
- Третий квартал Тита Андроника (1611 г.) для Эдварда Уайта .
- Второе издание Роберта Честера ( «Мученика любви» Шекспира 1611 г.), в которое вошли «Феникс и черепаха» , для Мэтью Лоунса. (Лоунс переименовал книгу «Ежегодники Великобритании ».)
Альде поделился печатью «Ромео и Джульетты Q1» с коллегой Джоном Дантером, видимо, с целью скорейшего результата. Дантер напечатал листы от A до D, а Альде напечатал листы от E до K. Однако только Дантер указан на титульном листе тома. [10] Библиографы определили участие Альде в «Ромео и Джульетте» частично, отслеживая поврежденный шрифт, использованный в листах EK Альде и в трех книгах, которые он напечатал в период 1597–1599 годов. [11]
Другие
[ редактировать ]Выйдя за рамки шекспировского канона, Эдвард Альде напечатал важные первые издания пьес:
- Томаса Кида » «Испанская трагедия (без даты; 1592?), для Эдварда Уайта;
- Кристофера Марло » « Резня в Париже (без даты; 1594 г.?), снова за Уайта;
- Джорджа Пила » « Битва при Алькасаре (1594 г.) для Ричарда Бэнкворта;
- первое и второе издания Сэмюэля Дэниела » « Клеопатры (1594, 1595) совместно с типографом Джеймсом Робертсом для издателя Саймона Уотерсона;
- первые два издания анонимных Солимана и Персиды (оба 1599 г.), опять же за Уайтом;
- Томаса Деккера » « Сатиромастикс (1602 г.), снова для Уайта;
- Даниила Маска «Видение двенадцати богинь» (1604 г.);
- Шарпэма Эдварда « Юла Купидона» (1607 г.) для Артура Джонсона;
- Томаса Миддлтона » «Феникс (1607) для Артура Джонсона;
- анонимная «Каждая женщина в своем юморе» (1609 г.) Томаса Арчера;
- Джона Мейсона «Турок» (1610) для Джона Басби;
- Филипа Массинджера » «Бондмен (1624) для Джона Харрисона и Эдварда Блэкмора;
—; среди других. (Привычка Альде выпускать недатированные книги доставляла неудобства современным ученым.) Альде, естественно, печатал пьесы и не в первых изданиях; как второе издание Нортона и Саквилля « Горбодука » (1590 г.) для Джона Перрина и издание 1606 г. «Тамерлена» Марлоу , часть 2 для Эдварда Уайта. Альде поддерживал долгосрочные профессиональные отношения с книготорговцем Уайтом и на протяжении своей карьеры напечатал для него ряд драматических и недраматических произведений.
Конечно, Альде также напечатал множество недраматических произведений практически всех типов, которые тогда находились в обращении. Он работал над несколькими брошюрами Сэмюэля Роулендса , в том числе «Трефовый валет» (1611 г.) и книгой с запоминающимся названием « Смотрите, потому что я заколю вас» (1604 г.). Альде печатал такие актуальные произведения, как Генри Петове « Елизавета Квази Вивенс: Похороны Элизы» (1603 г.), ставшая частью траурной литературы по королеве Елизавете I. Для Катберта Берби Альде напечатал шестой том «Зеркала рыцарства» (1598 г.), обширного и чрезвычайно популярного рыцарского романа, ставшего одним из величайших бестселлеров того времени. Для Джона Таппе он напечатал раннюю попытку юношеской литературы, Николаса Бретона «Страстный пастырь » … Со множеством прекрасных тщеславных стихов и приятных сонетов, подходящих для молодых голов, чтобы скоротать часы праздности (1604).
Среди музыкальных произведений, которые он напечатал, были Джона Амнера «Священные гимны » из 3, 4, 5 и 6 частей для голосов и виолов (1615). Он также напечатал Томаса Равенскрофта » «Краткую беседу (1614 г.), трактат по теории музыки. Хотя его имя фигурировало в списке тех, кому при Якове I была предоставлена монополия на печать музыкальных композиций, он, похоже, редко пользовался этой привилегией. [2]
Издательский
[ редактировать ]Как и большинство типографов своего времени, Эдвард Аллде сосредоточился на печати, оставив решение о публикации книг книготорговцам, которые поручали типографиям печатать книги. И снова, как и большинство типографов своего времени, Альде в определенной степени публиковался сам; упомянутые выше издания «Камбиза» , «Как воля к лайку » и «Видение двенадцати богинь» являются примерами. Как и в случае с печатным делом, Альде опубликовал ряд работ различного типа: он выпустил трактаты и брошюры, которые были так распространены в его период, например, третье издание книги Болдуина Уильяма «Остерегайтесь кошки » (1584 г.); и он опубликовал серьезные работы, такие как латинский словарь Иоанна Посселиуса (1623 г.).
Издателям обычно приходилось договариваться с книготорговцами о розничном распространении своей продукции. В издании Альде « Вестей Ричарда Рича из Вирджинии: Победоносное потерянное стадо» (1610 г.) на титульном листе написано «для продажи Джону Райту». Издание Альде 1607 года Жерваса Маркхэма » «Английской Аркадии было продано Генри Рокетом.
Жена
[ редактировать ]Вдова Альде, Элизабет, продолжала его дело с момента его смерти в 1628 году до 1633 года. Поскольку и Элизабет, и Эдвард Альде называли себя на титульных листах «Э.А.» или «Э. Альде», ученые XIX века иногда путали свои работы.
Ее самой значительной драматической работой, пожалуй, является первый ин-кварто Томаса Деккера романа «Честная шлюха, часть 2 » (1630), который она напечатала для Натаниэля Баттера. Она напечатала третье издание анонимной комедии «Коварный обман» (1630) для Томаса Найта. Элизабет Альде опубликовала и напечатала второе издание Роберта Грина » « Монаха Бэкона и монаха Бунгея (1630 г.) и третье издание « Ардена из Фавершема» (1633 г.), одной из пьес шекспировских апокрифов .
Элизабет Альде также создавала недраматичные произведения. Несколько примеров: она напечатала Принна Уильяма «Антиарминианство» (1630) для Майкла Спарка и «Зеркало мучеников» Клемента Коттона (1631) для Роберта Аллота . Она опубликовала и напечатала сборник сочинений Саллюстия (1629 г.) и «Мемориал справедливого человека» Томаса Чаффингера (1630 г.). Она была одной из четырех печатников, которые работали над собранием произведений Джона Тейлора, поэта-воды, 1630 года для издателя Джеймса Болера. А еще она печатала баллады, как это делал ее муж.
В 1633 году фирма Альде перешла к Ричарду Оултону (или Олтону), зятю Елизаветы. Оултон вел свой бизнес на Ньюгейт-стрит недалеко от Крайст-Черч до 1643 года. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Альде, Эдвард». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/363 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Jump up to: а б Мириам Миллер (2001). «Альде, Эдвард» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ EK Чемберс , Елизаветинская сцена, 4 тома, Оксфорд, Clarendon Press, 1923; Том. 3, стр. 317, 470.
- ^ Элизабет Лейн Ферделл, Издательство и медицина в Англии раннего Нового времени, Рочестер, Нью-Йорк, University of Rochester Press, 2002; п. 105.
- ^ Трейси Хилл, Энтони Мандей и гражданская культура; Театр, история и власть в Лондоне раннего Нового времени, 1580–1633 гг. , Манчестер, Manchester University Press, 2004; стр. 20, 28–9 и далее.
- ^ Р.Б. МакКерроу , «Эдвард Олльд как типичный профессиональный печатник», Библиотека, 4-я серия, 10 (1929), стр. 121–62.
- ^ Тесса Уотт, Дешевая печать и народное благочестие, 1550–1640 , Кембридж, Cambridge University Press, 1991; стр. 75–8; цитата, с. 297.
- ^ Ф. Е. Холлидей , Товарищ Шекспира 1564–1964 , Балтимор, Пингвин, 1964; п. 27.
- ^ HS Bassett, Английские книги и читатели, Кембридж, издательство Кембриджского университета, 1990; п. 56.
- ^ Лукас Эрн, изд., Первый квартал Ромео и Джульетты , Новый Кембриджский Шекспир: Ранние кварталы; Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 2007; п. 37.
- ^ Стэндиш Хеннинг, «Печатник Ромео и Джульетты» , Q1, Публикации Библиографического общества Америки 60 (1966), стр. 363–4.
- ^ Генри Роберт Пломер, Словарь книготорговцев и печатников, работавших в Англии, Шотландии и Ирландии с 1641 по 1667 год , Библиографическое общество / Blades, East & Blades, 1907; п. 142.