Педальная арфа
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2020 г. ) |
Классификация | Струнный инструмент ( щипковый ) |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 322.222 (Рамочная арфа с педальной настройкой) |
Диапазон игры | |
Связанные инструменты | |
Педальная арфа (также известная как концертная арфа ) — большая и технологичная арфа , предназначенная в первую очередь для использования в художественной музыке . Его можно исполнять сольно, в составе камерного ансамбля или в составе оркестра . Обычно он имеет 47 струн, по семь струн на октаву, что дает диапазон в шесть с половиной октав. [ 1 ]
В арфе этого типа педали изменяют высоту струн, так что педальная арфа может легко исполнять произведения, написанные в любой тональности . Это особенно важно для гармонично сложной музыки периода романтизма и классической музыки более позднего 20 века.
Части
[ редактировать ]Корпус и струны
[ редактировать ]Педальная арфа обычно имеет высоту около 1,8 м (6 футов), глубину 1,2 м (4 фута) и Ширина 55 см ( 21 + 1/2 ) дюйма на низкочастотном конце деки. Он весит около 36 кг (80 фунтов). [ 2 ]
Корпус арфы состоит из прямого вертикального столба, иногда украшенного наверху короной; дека, которая у большинства арф имеет грушевидную форму с дополнительной шириной внизу, хотя у некоторых старых инструментов деки прямые, но расширяются к низу; гармонически изогнутый гриф, содержащий механическое действие, состоящее из более чем 1400 частей; и база с семью педалями.
Струны D, E, G, A и B обычно окрашены в белый цвет, струны C — в красный, а струны F — в черный или синий цвет. Самые нижние струны изготовлены из нейлона с медной или стальной намоткой, средние и нижние - из кетгута , а средние и верхние - из нейлона, хотя некоторые или все струны могут быть жилыми. Общее натяжение струн на деке составляет примерно тонну (10 килоньютонов ).
Педали
[ редактировать ]Педали для настройки арфы были впервые представлены в 1697 году. [ 3 ] Механическое воздействие педалей изменяет высоту звука струн. Каждая из семи педалей влияет на настройку всех струн одного тонального класса . Педали слева направо: D, C, B слева и E, F, G, A справа. Каждая педаль прикрепляется к стержню или тросу на колонке арфы, который соединяется с механизмом на грифе. Когда игрок нажимает педаль, вращаются маленькие диски в верхней части арфы. Диски снабжены двумя колками, которые зажимают струну при вращении, укорачивая ее длину вибрации. В каждом положении педаль можно закрепить в выемке, чтобы ноге не приходилось постоянно удерживать ее в этом положении (в отличие от педалей фортепиано).
Педальные арфы по сути представляют собой диатонические инструменты с педальным механизмом двойного действия, обеспечивающим хроматические изменения и смену тональностей. Независимо от того, как расположены педали, педальная арфа по-прежнему имеет только семь струн на октаву и, следовательно, может воспроизводить семь нот на октаву. Меньшие арфы, часто называемые народными, рычажными или кельтскими арфами , также имеют только семь струн на октаву и используют механический рычаг на каждой струне, который игрок должен перемещать вручную для хроматических изменений. Единственными полностью хроматическими арфами являются двойные (arpa doppia) и тройные (валлийские) арфы и арфа с перекрестными струнами .
Педальная система двойного действия была впервые запатентована в Лондоне Себастьяном Эраром в 1801 году (патент № 2502) и 1802 году (патент № 2595). В 1807 году Чарльз Гролл первым зарегистрировал патент (патент № 3059), в котором механизм арфы был дублирован двумя рядами фуршетов (вилок). Более ранние педальные арфы имели механизм одинарного действия, обеспечивающий только острые ноты, первый из которых был изготовлен в 1720 году Якобом Хохбрукером в Баварии. [ 3 ]
Тюнинг
[ редактировать ]не нажаты) струны настроены на все плоские тона, гамму до мажор В обычном состоянии ( педали . До ♭ мажор эквивалентен си мажору, и для большинства инструментов эту гамму гораздо чаще обозначают как си мажор, поскольку в ней пять диезов , а не семь бемолей. Однако для удобства настройки и игры на арфе (во избежание переименования струн) партии арфы обозначаются буквой C ♭, а не B, даже если другие инструменты записаны буквой B.
Каждая педаль имеет три положения. В верхнем положении струны свободны и все ноты плоские. В среднем положении штифты верхнего диска прижимаются к струне, что приводит к естественным нотам и дает гамму до ♮ мажор , если используются все педали. В нижнем положении работает второй, нижний диск, снова укорачивая струну, создавая диез и давая гамму до ♯ мажор , если используются все педали.
Три струны не имеют педального механизма настройки: самые низкие C и D и самая высокая G. [ 4 ] Эти струны обычно настроены на C ♮ , D ♮ и G ♮ соответственно. Однако перед выступлением их также можно настроить резко или ровно. На это могут указывать словесные утверждения в начале композиции, например: «Настройте низкую C на C ♭ » или «При необходимости настройте высокую G на G ♯ ». [ 5 ]
Другие гаммы, диатонические и синтетические, можно получить, комбинируя педали. Также можно играть многие аккорды в традиционной гармонии, регулируя педали так, чтобы некоторые ноты были энгармоничными , что является центральной частью техники игры на педальной арфе.
Настроенная в C ♭ мажор, диапазон арфы составляет от C ♭ на три октавы ниже среднего C до трёх с половиной октав выше, обычно заканчиваясь на G ♭ . Используя обозначения октав , диапазон от C ♭ 1 до G ♭ 7 .
Техника
[ редактировать ]На педальной арфе играют кончиками первых четырех пальцев (большого, указательного, среднего и безымянного). Мизинцы не используются, так как они слишком коротки и не могут занять правильное положение, не исказив положение остальных пальцев (хотя на некоторых народных арфах с легким натяжением и близко расположенными струнами они изредка могут применяться). Пятый палец, возможно, также использовался на более ранних современных арфах с более легкими струнами. Мадам де Жанлис , например, в своем «Метеде» , опубликованном в Париже в начале XIX века, пропагандирует использование всех пальцев, [ 6 ] в то время как Рослин Ренш предполагает, что мадемуазель де Гинес, арфистка, для которой Моцарт написал свой Концерт для флейты и арфы , могла иногда использовать все пять пальцев при игре на арфе. [ 7 ] В более современной музыке мизинец используется очень редко, например, в одновременных кластерных аккордах, как, например, в «Сонатине » Даниэля Кесснера . [ 8 ] Кончики пальцев прижаты к ладони, таким образом освобождая струну от давления, оказываемого на нее пальцами. Пальцы естественным образом изогнуты или закруглены при соприкосновении с ним, а большой палец слегка изогнут, кончик поднимается к нему по дуге от его основания.
Пощипывание с разной степенью силы создает динамику (громкость и мягкость). Различные типы ощипывания также могут создавать разные тона и звуки. В зависимости от положения пальцев могут издаваться разные тона: полный звук в середине струны и гнусавый, гитарный звук в самом низу. На тон также влияет кожа арфиста, количество масла и влаги, которые она содержит, а также степень утолщения за счет образования мозолей и текстура ее поверхности.
Существуют разные школы техники игры на педальной арфе. Самыми крупными являются различные французские школы. В Европе есть специальные русские, венские и другие школы. Одна из них — это техника Аттла, основанная на Каджетане Аттле, при которой, очевидно, движутся только самые верхние части пальцев, а рука в основном неподвижна. В России есть петербургская школа (не одна), в которой игрок двигает большими пальцами круговыми движениями, а не внутрь и наружу по направлению к руке.
Различия между французскими школами заключаются в положении рук, форме кисти и музыкальной эстетике. Традиционная французская школа позволяет игроку слегка опирать правую руку на арфу, используя запястье, чтобы иногда отрывать руку только от струны. Левая рука двигается более свободно. Техника и контроль пальцев являются основой технического подхода, для их развития широко используются упражнения и этюды. Двумя очень влиятельными учителями этого подхода в 20-м веке были Генриетта Ренье и Марсель Гранжани , которые учились у Альфонса Хассельманса . Другая крупная французская школа — школа Сальседо, разработанная Карлосом Сальседо , который также учился у Альфонса Хассельманса в Парижской консерватории. Техника Сальзедо обычно требует держать руки горизонтально. [ 9 ] и подчеркивает роль эстетических жестов рук после перебора струны: «Каждый из тридцати семи тонов и эффектов арфы требует жеста, соответствующего его звучному значению». [ 10 ]
Оркестровая роль
[ редактировать ]Арфа нашла свое раннее оркестровое использование в качестве сольного инструмента в концертах многих композиторов эпохи барокко и классической музыки (Генделя, Моцарта, Буальдье, Альбрехтсбергера, Шенка , Дюссека , Шпора ), а также в оперных театрах Лондона, Парижа, Берлина и большинства других столиц. Гектор Берлиоз начал использовать его в симфонической музыке, но его выступления разочаровывали в таких странах, как Германия, где было мало арф или достаточно опытных арфистов. Ференц Лист удачно использовал арфу в своей оркестровой музыке. Особенно расширили его симфоническое использование французские и русские композиторы-романтики. В опере его регулярно использовали итальянские композиторы, а Пуччини был особым мастером его выразительного и колористического использования. Можно сказать, что Дебюсси включил арфу в свои многочисленные произведения, в которых используется одна или несколько арф. Большое влияние также оказал Чайковский, за ним следовали Римский-Корсаков, Рихард Штраус и Вагнер. Наибольшее влияние на использование арфы всегда оказывало наличие прекрасных арф и опытных исполнителей, а их значительное увеличение в США в 20 веке привело к ее распространению в популярной музыке.
Джаз
[ редактировать ]Первым арфистом, игравшим джаз, был Каспер Рирдон , пионер в мире «горячей» музыки. Дороти Эшби (чьи работы часто используют исполнители хип-хопа), Брэнди Янгер и Элис Колтрейн. [ 11 ] другие джазовые арфисты.
Балет
[ редактировать ]Много пассажей для арфы соло можно встретить в балетной музыке XIX века, особенно в партитурах к балетам, поставленным для театра Петербурга Мариинского арфист Альберт Забель , где в оркестре играл . В балете арфа широко использовалась для украшения танцев балерины . Сложные каденции были сочинены Чайковским к балетам «Щелкунчик» , «Лебединое озеро» , «Спящая красавица» ; а также Александра Глазунова за партитуру к балету «Раймонда» . В частности, партитуры Риккардо Дриго содержали множество пьес для арфы в таких произведениях, как «Талисман» (1889), «Пробуждение Флоры» (1894) и «Миллионы Арлекина» (1900).
Чезаре Пуни также много писал для арфы: в его балете «Эолина или Дриада» была написана музыка для арфы, которая сопровождала многочисленные вариации балерины и усиливала атмосферу многих фантастических сцен балета. Людвиг Минкус прославился своими каденциями для арфы, в первую очередь Вариацией «Королева дня» из его балета «Нуи и день» (1881), сложным антрактом, сочиненным для Альберта Забеля из его балета «Роксана» (1878), и многочисленными отрывками. найден в его партитуре к балету «Баядерка» , которая в некоторых отрывках использовалась для обозначения вины , которая использовалась на сцене в качестве реквизита. Французские композиторы балета, такие как Делиб, Гуно и Массне, использовали арфу в своей музыке.
Поп-музыка
[ редактировать ]Заметная партия арфы есть в « She's Leaving Home » песне The Beatles из их альбома 1967 года Sgt. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . В 1970-х годах партии арфы были распространены в популярной музыке, и их можно было услышать в таких хитах, как » Шер « Dark Lady и « Gypsies, Tramps & Thieves », а также в « Boogie Nights » группы Heatwave . Чаще всего на ней играла студийная арфистка Лос-Анджелеса Гейл Левант , сыгравшая на сотнях записей. Ирландская группа Clannad широко использовала арфу в своей музыке в 1970-х и 1980-х годах.
В современной поп-музыке арфа появляется относительно редко. Джоанна Ньюсом , Ди Карстенсен , Дариан Скэттон , Хабиба Дооренбос и Джесса Каллен из The Callen Sisters по отдельности зарекомендовали себя как играющие на арфе певцы и авторы песен с характерными арфовыми и вокальными звуками. Канадская певица и автор песен Сара Маклахлан играет на арфе в своем праздничном альбоме 2006 года Wintersong . В Гонконге ярким примером использования арфы в поп-музыке является песня « Tian Shui Walled City » ( 天水圍城 ), исполненная Хакеном Ли на арфе, которую играет корейский арфист Юнг Квак (Harpist K).
Арфа также используется в качестве центрального инструмента многими популярными альтернативными музыкантами. Педальный арфист Рики Расура является участником «симфонической поп-группы» The Polyphonic Spree . Кроме того, Бьорк иногда использует в своих работах акустическую и электрическую арфу, на которой часто играет Зина Паркинс . из Филадельфии Инди-поп-группа Br'er использует педальную арфу в качестве основы для своих кинематографических концертных выступлений. Art in America была первой известной рок-группой с педальной арфой, появившейся на крупном звукозаписывающем лейбле и выпущенной в 1983 году. Педальная арфа также присутствовала на Майкла Кеймена и Metallica концерте и альбоме S&M в рамках Симфонического оркестра Сан-Франциско. оркестр. R&B певец Максвелл представил арфистку Глорию Агостини в 1997 году на кавере на песню Кейт Буш "This Woman's Work". На своем седьмом сольном альбоме Finding Forever хип -хоп исполнитель Common включает арфистки Брэнди Янгер вступительный трек Дороти Эшби , за которым следует сэмпл из ее записи 1969 года " By the Time I Get to Phoenix ".
Некоторые кельтско-поп-кроссоверные группы и исполнители, такие как Clannad и Лорина Маккеннитт, включают в себя народные арфы, следуя Алана Стивелла работам . Кроме того, Флоренс Уэлч из Florence and the Machine часто использует арфу как в «Легких» , так и в «Церемониалах» , особенно в «Rabbit Heart (Raise It Up)». Сестры Уэбб из Великобритании используют арфы разного размера почти во всем своем материале во время живых выступлений. Сьерра Касади из фрик-фолк- группы CocoRosie играет на арфе в нескольких своих песнях. Другой музыкант из Великобритании Патрик Вольф на протяжении всей своей карьеры использовал кельтскую арфу, часто сам играя на ней во время пения.
Электроакустические арфы
[ редактировать ]Lyon and Healy , Camac Harps , Salvi Harps и другие производители также производят электроакустические педальные арфы. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Электроакустическая педальная арфа представляет собой модифицированную концертную арфу с пьезоэлектрическими звукоснимателями в основании каждой струны и усилителем. Электроакустические арфы представляют собой смесь электрических и акустических инструментов с возможностью использования усилителя или игры на арфе, как на обычной педальной арфе. Электрическая арфа отличается от электроакустической арфы тем, что она полностью электрическая, не имеет звукового ящика и почти немая без усилителя.
См. также
[ редактировать ]- Клавиарпа – арфа, совмещенная с клавишным инструментом.
- Эпигонион
- Список произведений для арфы
- Лира
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Филармония» . Архивировано из оригинала 2 мая 2020 года . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ «Betterharps.com» . 15 декабря 2019 года . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Варди, Элисон. «История кельтской арфы» . Архивировано из оригинала 17 июля 2007 г. Проверено 17 июля 2007 г.
- ^ Инглфилд и Нил (1985), 3. Некоторые современные арфы имеют педальный механизм для высокой струны G.
- ^ Инглфилд и Нил (1985), «Скордатура», с. 49.
- ^ Ренш (2007/1989), 164–165.
- ^ Ренш (2007./1989), 170.
- ^ Инглвуд и Нил (1985), 77.
- ^ Лоуренс и Сальзедо (1929), 6.
- ^ Лоуренс и Сальзедо (1929), 17.
- ^ «The Guardian об Элис Колтрейн» . Хранитель . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ «Сальви Эхо» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2011 г. Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ «Электроакустика Style 2000 — электрические и электроакустические арфы» . Lyonhealy.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Арфы Камак | Педальные арфы, рычажные арфы, электрические арфы» . Camac-harps.com . Проверено 19 апреля 2021 г.