Брихаспати
Брихаспати | |
---|---|
Гуру Дэвов Бог Юпитера | |
Член Наваграхи | |
Изображение Брихаспати из книги «Полный индуистский пантеон» 1842 года. Э. А. Родригеса | |
Деванагари | Юпитер |
Принадлежность | Дева , Наваграха |
Обитель | Важность |
Планета | Юпитер |
Мантра | Ом Брихаспатайе Намаха |
День | Четверг |
Устанавливать | Слон или колесница, запряженная восемью белыми лошадьми |
Генеалогия | |
Родители |
|
Супруга | Утро Мамата |
Дети | Бханумати, Рака, Арчишмати, Махамати, Махишмати, Синивали и Хабишмати из Субхи Бхарадвадж и Ревати из Мамматы |
Брихаспати ( санскрит : बृहस्पति , IAST : Брихаспати ) — индуистский бог . В древних ведических писаниях индуизма Брихаспати — это божество, связанное с огнем , и это слово также относится к богу, который дает советы дэвам и дэви (богам и богиням). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В некоторых более поздних текстах это слово относится к самой большой планете Солнечной системы, Юпитеру , а божество ассоциируется с планетой как Наваграха . [ 2 ] [ 5 ]
Мудрец
[ редактировать ]Брихаспати появляется в Ригведе (до 1000 г. до н. э.), например, в посвящениях ему в гимне 50 Книги 4; [ 6 ] его описывают как мудреца, рожденного от первого великого света, того, кто прогнал тьму, ярок и чист, и носит особый лук, тетива которого — Рта, или «космический порядок» (основа дхармы ). [ 5 ] [ 7 ] Его знания и характер почитаются, и считают его Гуру все Дэвы (учителем) . [ 2 ] В ведической литературе и других древних текстах мудрец Брихаспати также называется другими именами, такими как Браманаспати, Пурохита, Ангираса (сын Ангираса ) и Вьяса ; [ 3 ] его иногда отождествляют с богом Агни (огонь). Его жена – Тара (или богиня, олицетворяющая звезды на небе). [ 5 ]
Почитание мудреца Брихаспати сохранялось на протяжении всего средневекового периода, и одна из многих Дхармашастр . в его честь была названа [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Хотя рукописи Брихаспати Смрити ( Bṛhaspatismṛti ) не сохранились до наших дней, ее стихи цитировались в других индийских текстах. Ученые попытались извлечь эти цитируемые стихи, создав тем самым современную реконструкцию Брихаспатизмрити. [ 11 ] Таким образом Джолли и Айянгар собрали около 2400 стихов утерянного текста Брихаспатизмрити. [ 11 ] Брихаспати Смрити, вероятно, был более крупным и всеобъемлющим текстом, чем Манусмрити . [ 11 ] и имеющиеся данные позволяют предположить, что обсуждение судебного процесса и юриспруденции в «Брихаспати Смрити» часто цитировалось. [ 12 ] [ 13 ]
Брихаспати сутры
[ редактировать ]Сутры Брихаспати , также называемые сутрами Бархаспатии , — это древний санскритский текст, названный в честь его автора Брихаспати, известного своими теориями материализма и антитеизма. [ 14 ] [ 15 ] Его принципы лежат в основе Чарвака . школы неортодоксальной индийской философии [ 16 ] [ 17 ] Рукопись Брихаспати-сутры затеряна в истории или еще не найдена. [ 18 ] [ 16 ] Однако этот текст цитируется в других индуистских, буддийских и джайнских текстах, и эта вторичная литература послужила источником для частичной реконструкции сутр Брихаспати . [ 18 ] [ 19 ]
Некоторые ученые предполагают, что сутры Брихаспати названы в честь Брихаспати в Ведах, но другие ученые оспаривают эту теорию, поскольку текст отвергает Веды. [ 20 ]
Планета
[ редактировать ]Брихаспати как планета ( Юпитер ) появляется в различных индуистских астрономических текстах на санскрите , таких как -го века Арьябхаты 5 «Арьябхатия» , «Ромака» 6-го века Латадевы и «Панча Сиддхантика» Варахамихиры, «Кхандакхадьяка» 8-го века 7-го века Брахмагупты и «Шисьядхиврддида» Лаллы. . [ 21 ] Эти тексты представляют Брихаспати как одну из планет и оценивают характеристики соответствующего планетарного движения. [ 21 ] Другие тексты, такие как Сурья Сиддханта, датированные завершением где-то между V и X веками, представляют свои главы на различных планетах с мифологией божеств. [ 21 ]
Рукописи этих текстов существуют в несколько разных версиях, отражают движение Брихаспати по небу, но различаются по своим данным, что позволяет предположить, что текст был открыт и переработан на протяжении их жизни. [ 22 ] Тексты несколько расходятся в своих данных, в измерениях оборотов Брихаспати, апогея, эпициклов, узловых долгот, наклонения орбиты и других параметров. [ 23 ] [ 24 ] Например, и Кхандакадьяка , и Сурья Сиддханта из Варахи заявляют, что Брихаспати совершает 364 220 оборотов каждые 4 320 000 земных лет, эпицикл Апсиса составляет 32 градуса, а апогей (афелия) составляет 160 градусов в 499 году нашей эры; в то время как в другой рукописи Сурьи Сиддханты число оборотов принято равным 364 220, но апогей немного изменен до 171 градуса и 16 секунд, а также немного до эпицикла. [ 25 ]
Индуистские учёные I тысячелетия нашей эры на основе своих астрономических исследований оценили время, необходимое для сидерических вращений каждой планеты, включая Брихаспати, с несколько разными результатами: [ 26 ]
Источник | Расчетное время одного сидерического оборота [ 26 ] |
Сурья Сиддханта | 4332 дня, 7 часов, 41 минута, 44,4 секунды |
Птолемей | 4332 дня, 18 часов, 9 минут, 10,5 секунд |
Сиддханта Широмани | 4332 дня, 5 часов, 45 минут, 43,7 секунды |
Расчеты 20 века | 4332 дня, 14 часов, 2 минуты, 8,6 секунды |
В средневековых мифах, особенно связанных с индуистской астрологией , Брихаспати имеет второе значение и относится к Юпитеру . [ 5 ] [ 2 ] Оно стало корнем слова «Брихаспативара» или четверг в индуистском календаре. [ 5 ] Брихаспати в образе Юпитера является частью Наваграхи в индийской зодиакальной системе и считается благоприятным и доброжелательным. Слово «четверг» в греко-римском и других индоевропейских календарях также посвящено планете Юпитеру (богу неба и грома). [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Их знаки зодиака практически идентичны.
Поклонение
[ редактировать ]
Джйотиша — это индуистская астрология, включающая в себя концепцию Накшатры (см. также Список храмов Натчатхары ), Наваграхи (см. также Список храмов Наваграхи и Саптариши , включенных в список индуистских божеств , чьи посвященные храмы находятся в различных местах индуистского паломничества , куда индуисты совершают паломничество). паломническая ятра Один из самых известных храмов Брихаспати расположен в районе Танджор штата Тамил Наду. [ 30 ] )
Иконография
[ редактировать ]Икона Брихаспати делает его тело золотым, ноги покрыты синими полосами, а голова покрыта ореолом луны и звезд. [ 3 ] В зависимости от региона он держит разные предметы. В некоторых частях Южной Азии он держит контейнер с сомой, иногда с прирученным тигром . [ 3 ] В другом месте на его иконе изображены посох , лотос и четки . [ 31 ] [ нужна полная цитата ] Брихаспати был женат на Таре. В некоторых средневековых мифах Тара была похищена Чандрой , от которой она родила сына Будху (Меркурия). [ 32 ]
Посвященный день
[ редактировать ]Четверг считается посвященным Брихаспати днём. Согласно индуистской мифологии, молитва Брихаспати в четверг приносит астрологическую пользу. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . ISBN 9780143414216 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 127 . ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Чарльз Рассел Коултер; Патрисия Тернер (2013). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. п. 108. ИСБН 978-1-135-96390-3 .
- ^ Уолтер Слайе (2008). Трактаты для познания Востока . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 157 со сносками. ISBN 978-3-447-05645-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рошен Брокерс (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 86. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Ригведа: Суктам 4.50 , Wikisource (санскритский текст Ригведы)
- ^ Херви Де Витт Грисволд (1971). Религия Ригведа . Мотилал Банарсидасс. стр. 168–170. ISBN 978-81-208-0745-7 .
- ^ Роберт Лингат 1973 , с. 277.
- ^ Мандагадде Рама Джойс 1984 , стр. 22.
- ^ Беной Кумар Саркар (1985). Позитивный фон индуистской социологии . Мотилал Банарсидасс. стр. 192–194 . ISBN 978-81-208-2664-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Роберт Лингат 1973 , с. 104.
- ^ Патрик Оливель 2006 , с. 188.
- ^ Роберт Лингат 1973 , стр. 14, 109–110, 180–189.
- ^ Бхаттачарья 2002 .
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Йельский университет (24 октября 2014 г.), Лекция Дуайта Х. Терри: «Насколько широко был распространен скептицизм в Древней Индии?» , получено 4 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон М. Коллер (1977), Скептицизм в ранней индийской мысли , Философия Востока и Запада, 27 (2): 155–164.
- ^ Резюме Вайдья (2001). Эпическая Индия, или Индия, описанная в Махабхарате и Рамаяне . Азиатские образовательные услуги. п. 503. ИСБН 978-81-206-1564-9 .
Цитата: Эти атеистические учения существовали с древнейших времен, их следы видны даже в Ригведе, в некоторых гимнах которой профессор Макс Мюллер указал на любопытные следы зарождающегося скептицизма. (...) Таким образом, очевидны две вещи: принципы Брихаспатья, также называемые принципами Чарваки, имеют очень давнюю историю...»
- ^ Перейти обратно: а б Радхакришнан 1957 , стр. 227–249.
- ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 21–44, 65–74.
- ^ Джинин Фаулер (2015). AC Грейлинг (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Джон Уайли и сыновья. стр. 114 со сноской 17. ISBN. 978-1-119-97717-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. VII – XI. ISBN 978-81-208-0612-2 .
- ^ Лайонел Д. Барнетт (1994). Древности Индии: отчет об истории и культуре Древнего Индостана . Азиатские образовательные услуги. стр. 190–192. ISBN 978-81-206-0530-5 .
- ^ Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. 100-1 ix–xi, XXIX. ISBN 978-81-208-0612-2 .
- ^ Дж. Флит (1911). «Арбхатия» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии : 794–799.
- ^ Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. ix–x. ISBN 978-81-208-0612-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Эбенезер Берджесс (1989). П. Гангули, П. Сенгупта (ред.). Сурья-Сиддханта: Учебник индуистской астрономии . Мотилал Банарсидасс (перепечатка), оригинал: издательство Йельского университета, Американское восточное общество. стр. 26–27. ISBN 978-81-208-0612-2 .
- ^ Юкио Охаси 1999 , стр. 719–721.
- ^ Пингри 1973 , стр. 2–3.
- ^ Эрик Грегерсен (2011). Британский путеводитель по истории математики . Издательская группа Розен. п. 187. ИСБН 978-1-61530-127-0 .
- ^ «Храм Алангуди Гуру, Танджавур | Время, история и изображения» .
- ^ Коулман, Чарльз. Мифология индусов , с. 133
- ^ Джордж Мейсон Уильямс (2003). Справочник по индуистской мифологии . АВС-КЛИО. п. 91 . ISBN 978-1576071069 . Проверено 17 июля 2015 г.
- ^ «Кто такой Дев Гуру Брихаспати, Гуру всех индуистских богов?» . brihaspatidham.com . Проверено 23 марта 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бхаттачарья, Рамакришна (2011). Исследования чарваки / локаяты (культурные, исторические и текстовые исследования религий . Гимн. ISBN) 978-0857284334 .
- Бхаттачарья, Рамакришна (2002). «Фрагменты Чарваки: Новая коллекция». Журнал индийской философии . 30 (6): 597–640. дои : 10.1023/A:1023569009490 . S2CID 169948463 .
- Пингри, Дэвид (1973). «Месопотамское происхождение ранней индийской математической астрономии». Журнал истории астрономии . 4 (1): 1–12. Бибкод : 1973JHA.....4....1P . дои : 10.1177/002182867300400102 . S2CID 125228353 .
- Пингри, Дэвид (1981). Джьотихшастра: астральная и математическая литература Отто Харрасовиц. ISBN 978-3447021654 .
- Юкио Охаси (1999). Йоханнес Андерсен (ред.). Основные моменты астрономии, том 11B . Спрингер Наука. ISBN 978-0-7923-5556-4 .
- Бали, Сарасвати (1978). Брихаспати в Ведах и Пуранах Дели: Издательства.
- Парпола, Аско (3 июля 2015 г.). Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Издательство Оксфордского университета. стр. 111–114. ISBN 978-0-19-022693-0 .
- Радхакришнан, Сарвепалли и Мур, Чарльз (1957). Справочник по индийской философии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01958-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Клостермайер, Клаус (1 октября 2014 г.). Краткая энциклопедия индуизма . Публикации Oneworld. п. 56. ИСБН 978-1-78074-672-2 .
- Мандагадде Рама Джойс (1984). Правовая и конституционная история Индии: Древняя правовая, судебная и конституционная система . Издательство универсального права. ISBN 978-81-7534-206-4 .
- Роберт Лингат (1973). Классический закон Индии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-01898-3 .
- Патрик Оливель (1999). Дхармасутры: своды законов древней Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-283882-7 .
- Патрик Оливель (2006). Между империями: Общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-977507-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Брихаспати, на Викискладе?