Может ли движение Vuong
Может ли движение Vuong | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Может ли указан эмикт Vuong, написанный на классическом китайском языке | |||||||
| |||||||
Воинственники | |||||||
Нгуенская династия |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Хэм Нги Тон, что Туйет Нгуен Ван Туонг ДИНХ КОНГ ТРАНГ ФАН ДИНХ ФУНГ Хоанг Хоа Там |
![]() ![]() |
Can Vuong ( Вьетнамцы: [kə̂n vɨəŋ] , китайские иероглифы : 勤勤王 , горит. Движение « Помощь королю » ) было крупномасштабным вьетнамским мятежом между 1885 и 1889 годами против французского колониального правления . Его цель состояла в том, чтобы изгнать французов и установить императора Хама Нги в качестве лидера независимого Вьетнама. В движении не хватало согласованной национальной структуры и состояло в основном из региональных лидеров, которые атаковали французские войска в своих собственных провинциях. было всего несколько французских гарнизонов Первоначально движение процветало, поскольку в Аннаме , но потерпели неудачу после того, как французы оправились от удивления мятежа и вылили войска в Аннам из баз в Тонкин и Кочинчине . Восстание в Аннаме распространилось и процветало в 1886 году, достигло своего кульминации в следующем году и постепенно исчезла к 1889 году. [ 1 ]
Участие французского во Вьетнаме
[ редактировать ]17–18 века
[ редактировать ]Участие Франции во Вьетнаме началось еще в 17 веке, и такие миссионеры, как Александр де Родс, распространяли католическую веру. [ 2 ] Эта ситуация должна была оставаться до конца 18 -го века, когда Tây Sơn Uprising восстание против тяжелого налогообложения и коррупции, сверг правящую семью Нгуйн в 1776 году . , популярное В попытке восстановить власть, Нгуйн Анх искал помощь Франции через французских миссионеров во Вьетнаме. Хотя он не получил официальную военную помощь, он был предоставлен с достаточной помощью сочувствующими торговцами и смог вернуть трон. [ 3 ] Хотя это не официально санкционировано французским правительством, это должно было усилить интерес французского во Вьетнаме и отметить начало увеличения вмешательства.
19 -й век - потеря юга
[ редактировать ]После восстановления престола в 1802 году в столице Хуа в Центральном Вьетнаме Нгуйн Анх восстановил конфуцианские традиции и институты, которые были отменены во время восстания. Вернувшись к власти с помощью иностранцев, это было для того, чтобы успокоить семьи-ученого-Генттри, которые включали большую часть правительства и бюрократию возвращения в систему, которая гарантировала их привилегии. Несмотря на то, что это помогло узаконить возвращающуюся династию Нгуйна в глазах конфуцианских мандаринов и чиновников, это мало что касалось смягчения или рассмотрения жалоб, которые вызвали восстание Тэя. [ 4 ]
В результате правление династии было омрачено крестьянским обидой и постоянными восстаниями. Недовольство угнетенными крестьянами, особенно среди низших классов, обеспечивало плодородные основания для католических миссионеров, что еще больше расширяет разрыв между династией Нгуйн и ее субъектами. Внутренняя ситуация будет продолжать ухудшаться до 1850 -х годов. Это имело критические последствия для вьетнамской сопротивления грядущей французской колониальной агрессии. Он лишил Вьетнама объединенного фронта, установив администрацию и людей друг против друга. Получающийся недостаток и антагонизм отговорил бы любую попытку правительства вывести суд среди крестьян в появлении серьезных иностранных вторжений, успешного прецедента, установленного предыдущими династиями. Крестьянство также будет лишено лидерства и региональной координации, традиционно предоставленной Королевским судом. [ 4 ]
В 1858 году, якобы, чтобы отомстить за убийство некоторых своих миссионеров, Франция предприняла военные действия против Вьетнама. Французский интерес к Вьетнаму не ухудшился с тех пор, как Нгуйн Анх просьба о помощи. После революции в 1848 году французское правительство теперь получило достаточную поддержку со стороны коммерческих, религиозных и националистических источников для постановки своего завоевания Вьетнама. Сила, возглавляемая адмиралом Чарльзом Риго де Джинуи, напала и занимала вьетнамский город Да -Нанг . Это было последовало за захватом Сайгона в дельте Меконг в 1859 году. Однако вьетнамские подкрепления из соседних провинций вскоре стали осадными французскими позициями. Несмотря на слабое положение французов, вьетнамские силы не смогли вытеснить иностранцев из страны. [ 5 ]
Это было в значительной степени связано с разногласиями в Королевском суде о лучшем подходе к борьбе с французами. Одна сторона выступала за вооруженное сопротивление, в то время как другая выступала за компромисс. Большинство писателей признают, что император и многие высокопоставленные чиновники предпочитали умиротворять французов, посредством политики под названием «Хоа Нги» (мир и переговоры). [ 6 ] [ 5 ] Кроме того, по причинам, упомянутым ранее в статье, династия неохотно вооруживала или полагалась на крестьянство, вместо этого полагаясь на королевские войска, которые могли только слабую борьбу.
В 1861 году французы сумели объединить свои силы и сломать осаду вьетнамской армии Сайгона. К удивлению французских войск, поражение Королевской армии не положило конец сопротивлению вьетнамцев. Вместо этого он ознаменовал снижение официального, правительственного сопротивления и вызвало локализованное народное сопротивление. Тем не менее, широко распространенная борьба вьетнамцев нанесла множество неудач французам. [ 7 ]
Ключевым развитием в этом этапе была передача руководящей роли от династии в местного ученого-Гентриса. Следив за неэффективностью обычной вьетнамской армии и неопределенным направлением Королевского суда, многие решили взять дело в свои руки. Организуя сельские жители в вооруженные группы и планируя партизанские набеги на французские войска, это прямо контрастировало с попытками Королевских судов заключить мир. Это имело дополнительный эффект от того, чтобы убедить французов в том, что суд Хуа потерял контроль над своими силами в дельте Меконг и, таким образом, предложение любых уступок было бессмысленным. [ 8 ]
В 1862 году династия Нгуйна подписала договор Сайгона . Он согласился сдаться Сайгону и трем южным провинциям Франции, которые должны были стать известными как Кочинчина . Некоторые авторы [ 9 ] Укажите на необходимость династии отложить восстания на севере как причина, по которой территории были переданы на юге. Независимо от причины, регулярная армия должна была уйти из сданных провинций, оставив популярное движение сопротивления французам.
Trương ịnh был ярким примером лидера сопротивления. Сначала он получил известность и военную позицию во время осады Сайгона, а также за его военные достижения сразу после поражения вьетнамской армии. Несмотря на приказ о выходе, Quản ịnh остался в регионе по указанию этих подчиненных, а также по патриотическим причинам, повторяя чувства коллеги-ученого-Гентри. Тем не менее, популярному сопротивлению не хватало координации в разных регионах, а также не могло обеспечить духовную поддержку, инструменты, которые имели доступ только к династии Нгуйна. [ 10 ]
До 1865 года династия Нгуи следовала своей политике компромисса и продолжала пытаться вернуть три южных провинции посредством дипломатии. Это было несмотря на предупреждения французами о том, что они захватят оставшиеся три южных провинции, если популярное сопротивление, которое они называют бандитизмом, не остановилось. В 1867 году, сославшись на вышеупомянутые причины, французы взяли на себя оставшиеся три южные провинции. [ 11 ]
Потеря Юга оказала значительное влияние на Вьетнам. Во -первых, это выявило слабости политики династии по компромиссу. Несколько оставшихся мандаринов и ученых-гентри в регионе остались с двумя вариантами: чтобы постоянно бежать из региона или сотрудничать с новыми повелителями. Для жителей дельты, у которых не было другого выбора, кроме как остаться, неудача должна была оказаться непреодолимой. Популярное сопротивление быстро проиграло весь моральный дух и расформировался, а крестьяне смирились с ненасильственными позами. На этом этапе династия Нгуи потеряла всю верность и уважение со стороны вьетнамцев на юге. [ 12 ] [ 13 ]
19 -й век - потеря севера
[ редактировать ]В 1873 году французы, сославшись на ограничения на доставку и возглавляемая Фрэнсисом Гарнье , легко захватили северный город Ханой , сталкиваясь с небольшим или не организованным сопротивлением. [ 13 ] Гарнье был в конечном итоге убит с помощью армии чернокожих флагов , и город вернулся в рамках договора, подписанного в 1874 году. Однако династия Нгуи теперь столкнулась Юг.
Следуя действиям предшественников, династия Нгуйн обратилась к Китаю для помощи. Неудивительно, что французы сначала приняли меры, чтобы не быть выпущенными из Северного Вьетнама. [ 14 ] В 1882 году французский военно -морской капитан по имени Анри Ривьер повторил подвиг Гарнье о том, как Ханой. Вместо того, чтобы подготовить военные к увеличению французской агрессии, военным было дано указание остаться вне поля зрения французов. Позже Ривьер был убит армией чернокожих флагов во время военных действий; Однако династия продолжала озвучить Францию для новых переговоров и отслеживая мандарины, которые все еще выступали за вооруженное сопротивление.
В 1883 году последний из великих императоров Вьетнама умер без наследника. Его смерть привела к междоуничиванию среди различных фракций в Ху. В то же время, став свидетелем завоевания Ханоя французскими войсками при Ривьер, северные вьетнамцы стали еще раз разочарованными в руководстве и военной эффективности Королевского суда в Ху. Недовольство было усилено постоянной опорой Королевского суда на переговорах, несмотря на готовность местных мандаринов и людей охватить вооруженное сопротивление французам. Отправки от французских командиров подтвердили это, восхваляя представителей суда за умиротворение вьетнамцев вокруг Ху. [ 15 ]
Последняя капля для многих северных вьетнамцев появилась, когда французы захватили город Син -Тей в 1883 году против объединенных сил армий вьетнамцев, китайского и черного флага. Впоследствии на севере на севере на севере на севере на французских войсках были нападения, некоторые даже возглавляли бывшие мандарины в прямом неповиновении политики, установленной Ху.
Вопросы в Королевском дворе Хуха были одинаково хаотичны. Следующий император, Dục ức , был у власти в течение всего лишь три дня, прежде чем его свергнули из -за его неподходящего поведения. Следующий император Hiệp Hòa подписал договор Хуа в 1883 году, услышав французские оружия возле столицы. Судные и уничижительные условия договора, который подвергал Вьетнаму французскому контролю, служил для уничтожения любой возможной поддержки, который был вьетнамский народ и в суде. Он был быстро арестован и убит мандарином Тоном Туйт , который был горячим анти-французским. [ 16 ]
Туйт также тайно опирался на экономику, чтобы приготовить оружие для секретной крепости в Тан Сở. Тол Туйт имел партнера, Нгуйн Ван Тинг , которого французы также считали проблематичным мандарином. В 1884 году император Хам Нги был преследован как император Вьетнама. Всего двенадцать лет, в нем легко и быстро доминировали регенты Туйт и Тес. К настоящему времени французы осознали препятствия, которые позировали два мандарина, и решили их удалить. [ 17 ]
Сопротивление продолжало расти, в то время как французы в Тонкине были отвлечены китайс-французской войной (август 1884 по апрель 1885 г.). В июне 1885 года вопросы пришли к головке, когда Франция и Китай подписали договор о Тицензине, в котором Китай косвенно отказался от своих исторических претензий на сузерцейтете над Вьетнамом. [ Цитация необходима ] В настоящее время, освобожденное от внешних отвлекающих факторов, правительство Франции было полон решимости получить прямое правило над Вьетнамом. Их выбранным агентом был генерал граф Руссель де Курси .
В мае 1885 года де Курси прибыл в Ханой и взял под контроль французскую военную власть, чтобы убрать мандарины Туйт и Tường. Большинство историков [ ВОЗ? ] Согласитесь с тем, что де Курси почувствовал, что военной мощи Франции было достаточно, чтобы свести вьетнамцев и что он был сильным сторонником применения силы. Однако, по -видимому, существует утверждение относительно одобрения французского правительства, если таковые имеются, повестки дня Де Курси. Несмотря на это, генерал де Курси и эскорт французских войск экспедиционного корпуса Тонкина отправились в Ху и попытались вызвать проблемы. [ 18 ]
«Засада», июль 1885 г.
[ редактировать ]
Приехав в Хух 3 июля 1885 года, Де Курси вызвал князей и высокие мандарины Королевского суда в его резиденцию для обсуждения презентации его полномочий императору. Во время обсуждения он потребовал, чтобы центральные ворота были открыты и чтобы Император должен был спуститься с его престола, чтобы приветствовать его. Де Курси также прокомментировал отсутствие Туйт на собрании и предположил, что это было связано с тем, что Туйт планировал нападение на него. После того, как ему сказали, что Туйт был болен, ответ де Курси заключался в том, что он должен был присутствовать на собрании независимо от того, и угрожал арестовать его. Наконец, де Курси отклонил дары, отправленные императором, и потребовал дань от вьетнамцев. [ 18 ]
После приема Văn Tường встретился с Thuyết, чтобы обсудить события, которые произошли во время обсуждения. Оба мандарина согласились с тем, что намерение Де Курси было уничтожить их. Вынужденные в угол, они решили нанести свои надежды на неожиданную атаку на французов. В ту ночь на французов напали тысячи вьетнамских повстанцев, организованных двумя мандаринами. Де Курси сплотил своих людей, и как его собственное командование, так и другие группы французских войск калитировали по обе стороны Цитадели Хуха, смогли победить атаки на их позиции. Позже, под руководством шеф -повара де Батайлона Метцингера, французы установили успешную контратаку с Запада, пробиваясь через сады цитадели и захватив Королевский дворец. К рассвету изолированные французские силы связались и полностью контролировались Цитаделью. Разброшенные тем, что они считали вьетнамским предательством, они разграбили Королевский дворец. [ 19 ] После провала «засады Ху», так как его сразу же назвали французы, молодой вьетнамский король Хам Нги и другие члены вьетнамской имперской семьи бежали из Ху и укрылись на горной военной базе в Тан С. Регент Тон Туйт , который помог Хаму Нги сбежать из Хуха, убедил Хама Нги издать указ, призывающий людей подняться и «помочь королю» («cần vương»). Тысячи вьетнамских патриотов отреагировали на эту апелляцию в самом Аннаме, и, несомненно, она также усилила сопротивление коренным народам французскому правлению в соседнем Тонкине, большая часть которых была доставлена под французским контролем во время китайско-французской войны (август 1884 г.-апрель 1885 г.).
Эдикт Cần VươNG, несомненно, был поворотным моментом в вьетнамском сопротивлении французскому правлению. Впервые у Королевского двора была общая цель с крестьянством на севере и юге, которая резко контрастировала с горькими дивизиями между Королевским двором и его подданными, которые на сегодняшний день оказали сопротивление французам. Полет императора и его двора в сельскую местность среди крестьян имели серьезные последствия как для сопротивления, так и для сотрудничества с французами.
Во -первых, это вызвало моральную и духовную власть к сопротивлению. Мандарины, которые решили работать с французами, больше не могли претендовать на работу от имени суда; Они должны были признать реалии быть инструментами иностранной власти. С другой стороны, мандарины, которые решили сражаться с французами даже без традиционной королевской санкции, были бы очень облегчены, обнаружив, что их решения подтверждены. [ 20 ]
Затем перелет Королевского суда к сопротивлению привел к доступу к двум ключевым инструментам, упомянутым ранее, региональной координации и духовной поощрения. Свидетельство о трудностях, перенесших император и его окружение, позволило субъектам развивать вновь обретенную сочувствие к своему императору и повысить ненависть к французам. Император также может обнародовать указы по всей стране, призывая субъектов в каждой провинции и деревне подняться и противостоять французам. И последнее, но не менее важное: столица Хуế и династии, которых он питался, исторически играли активную роль в борьбе с агрессией Монгола и китайской агрессии. Это было источником лидеров и патриотических изображений для остальной части страны. Его участие будет связывать текущее движение сопротивления с ранее успешными движениями, а также с будущими движениями вплоть до современной эпохи. [ 21 ]
Эдикт CAN VUONG
[ редактировать ]Император провозглашает
С незапамятных времен было только три стратегии для противодействия врагу: атака, защита, переговоры. Возможности для атаки отсутствовали. Было трудно собрать необходимую силу для защиты. И в переговорах враг потребовал все. В этой ситуации бесконечных неприятностей мы неохотно были вынуждены прибегать к опытным. Разве это не тот пример, поведенный королем Тай, в уезжать в горы Ци и Сюансонг, когда бежит в Шу ?
Наша страна недавно столкнулась со многими критическими событиями. Мы пришли на трон очень молодым, но были очень обеспокоены самостоятельным и суверенным правительством. Тем не менее, с каждым днем западные посланники становились все более и более властными. В последнее время они принесли войска и военно -морские подкрепления, пытаясь навязать американские условия, которые мы никогда не смогли принять. Мы получили их с обычной церемонией, но они отказались принять одну вещь. Люди в столице стали очень бояться, что приближаются проблемы.
Высокие министры искали способы сохранить мир в стране и защитить суд. Было решено, вместо того, чтобы склонить головы в послушании, сидеть без дела и терять шансы, лучше оценить то, что задумал враг, и двигаться в первую очередь. Если это не удастся, то мы все равно могли бы следовать нынешнему курсу, чтобы составить лучшие планы, действуя в соответствии с ситуацией. Конечно, все те, кто разделяет заботу и беспокойство о событиях в нашей стране, уже понимают, также скрещивая зубы, заставили их волосы встать в сторону, ругаясь, чтобы уничтожить каждый последний бандидит. Разве кто -нибудь не трогал такие чувства? Разве не так много людей, которые будут использовать Ланса в качестве подушки, стучат веслами по боку, хватают копья противника или поднимаются вокруг водных кувшинов?
Судебные деятели лучше всего следовали праведным пути, стремясь жить и умереть за праведность. Разве Ху Ян и Чжао Куй из Джина , Го Ziyi и Ли Гуанби из танга , которые жили этим в древности?
Наша добродетель недостаточна, среди этих событий у нас не было силы удержать, и позволила королевской столице упасть, заставляя императристов бежать за свою жизнь. Вина полностью наша, вопрос большого стыда. Но традиционная лояльность сильна. Сотни мандаринов и командиров всех уровней, возможно, не имея сердца, чтобы отказаться от меня, объединиться, как никогда ранее, те, кто помогает планировать, те, кто желает сражаться, те, у кого богатство, вносят свой вклад в припасы - весь один разум и тело В поисках выхода из опасности, решения для всех трудностей. Несмотря на удачу, Небес также с добротой относится к человеку, превращая хаос в порядок, опасность в мир и поможет, таким образом, восстановить нашу землю и наши границы. Разве такая возможность не повезло для нашей страны, что означает удачи для людей, поскольку все, кто беспокоится и работает вместе, наверняка достигнет мира и счастья вместе?
С другой стороны, те, кто боятся смерти больше, чем они любят своего короля, которые ставят обеспокоенность по поводу домохозяйств, выше озабоченных стран страны, мандаринов, которые считают оправдания быть далеко, солдаты, которые пустыны, граждане, которые не выполняют общественные обязанности с нетерпением Потому что офицеры, которые берут легкий путь и оставляют яркость для тьмы - все могут продолжать жить в этом мире, но они будут похожи на животных, замаскированных в одежде и шляпах. Кто может принять такое поведение? С щедрыми наградами наказания также будут серьезными. Суд сохраняет нормальные использование, так что покаяние не должно быть отложено. Все должно следовать этому указу строго.
- - по имперскому порядку,
Второй день, шестой месяц, первый год хэм-нги [ 22 ]
Нападения на вьетнамских христиан
[ редактировать ]было более 35 000 французских солдат и еще тысячи людей Движение Cần VươNG было нацелено на французов, но, хотя во французской колонии Кочинчины , у французов было всего несколько сотен солдат, рассеянных вокруг цитаделей Ху, Туун. An, Vinh и Qui nhơn. Вряд ли какие -либо французские войска нападают, повстанцы направили свой гнев против вьетнамских христиан, которые давно считают потенциальных союзников французов. Несмотря на то, что цифры остаются оспоренными, кажется вероятным, что между концом июля до конца сентября 1885 года бойцы погибли около 40 000 вьетнамских христиан, вытирая почти треть христианского населения Вьетнама. Два худших массовых убийства произошли в городах, которые были убиты к югу от Хуха, в которых было убито около 24 000 мужчин, женщин и детей, из общего христианского населения в 40 000 человек. Еще 7500 христиан были убиты в провинции Quảng Trị. В других провинциях число жертв было значительно ниже. Во многих областях христиане отбивались под руководством французских и испанских священников, в ответ на призыв от своих епископов защищать себя всеми способами в их распоряжении. Чувствительно, и в обороне христиане, тем не менее, смогли нанести ряд местных поражений на формации CầN VươNG. [ 23 ]
Французское военное вмешательство из Тонкина
[ редактировать ]

Французы медленно реагировали на CầN VươNG, и в течение нескольких недель не верили, что ужасные слухи, исходящие от Аннама. В конце концов масштаб масштабов христиан стал ясным, и французы запоздалу ответили. Вторжения в Аннам были сделаны войсками экспедиционного корпуса Тонкина , которые были подкреплены в июне 1885 года до 35 000 человек. Первоначально запрещено французским правительством начать полномасштабное вторжение в Аннам, генерал де Курси высадил войска вдоль уязвимой береговой линии центрального Вьетнама, чтобы захватить ряд стратегических пунктов и защитить вооруженные вьетнамские христианские общины после. Quảng ngã и bình ịnh. В начале августа 1885 года подполковник Чаумонт возглавил батальон морской пехоты на марше через провинции Ха-Тинх и Нгхан, чтобы занять цитадель Винха. [ 24 ]
В южной части Аннама 7000 выживших христианских резней в Bunh ịnh нашли убежище в небольшой французской концессии в Qui Nhơn. В конце августа 1885 года колонка из 600 французских и тоннкинских солдат под командованием генерала Леона Прудхамма отплыла из Ху на борту военных кораблей Ла -Кохтери , Брэндона , Лутина и Комита и приземлился в Куи Нхн. После воспитания осады Пруд'хамм пошел на Bình ịnh. 1 сентября вьетнамские повстанцы попытались заблокировать его аванс. Вооруженные только копьями и устаревшим огнестрельным оружием и развернутыми в громоздких массах, которые сделали идеальные цели для французской артиллерии, бойцы Cần VươNG не подходили для ветеранов Prud'homme. Они были отнесены в сторону, и 3 сентября французы вошли в Bình ịnh. Три вьетнамских мандарина были судили и казнены за соучастие в резне христиан Бинхнх. [ 25 ] В ноябре 1885 года так называемая «колонка Аннама» под командованием лейтенантского подполковника Миньот отправилась из Нинь-Бинх на юге Тонкина и прошел по узкому позвоночнику Вьетнама в Хау, разбросав любые повстанческие группы на своем пути. [ 26 ]
Французский политический ответ
[ редактировать ]Французы политически отреагировали на восстание, настаивая на договоренности о том, чтобы укрепить их протекторат как в Аннаме, так и в Тонкин. Им помог тот факт, что ни в коем случае не было единодушной поддержки движения CầN VươNG. Мать королевы, Từ Dũ и другие члены вьетнамской королевской семьи покинули Хам Нги и вернулись в Ху вскоре после начала восстания. В сентябре 1885 года, чтобы подчеркнуть поддержку Хама Нги, генерал де Курси возложил на его возраст к его возрасту. Хотя многие вьетнамцы считали ồng Khánh французским кукольным королем, не все. Один из самых важных вьетнамских лидеров, принц Хоанг Кес Вим , который несколько лет сражался с французами в Тонкине, дал свою верность ồng Khánh. [ Цитация необходима ]
Осада первого года, январь 1887 года
[ редактировать ]Осада Баянх (декабрь 1886 года по январь 1887 года) в провинции Тхан Хоа была решающим взаимодействием между повстанцами и французами. Осада была преднамеренно вознаграждена лидером вьетнамского сопротивления Джинхом Конгом Трэном, который построил огромный укрепленный лагерь возле границы Тонкин-Аннам, забил его аннамскими и тонкинскими повстанцами и осмелился напасть на его там. Французы обязаны, и после двухмесячной осады, в которой защитники были подвергнуты неустанному бомбардировке французской артиллерии, выжившие повстанцы были вынуждены вырваться из Ba đnh 20 января 1887 г. Полем Их полная жертва во время осады составила всего 19 погибших и 45 раненых, в то время как вьетнамские жертвы сталкиваются с тысячами. Поражение вьетнамцев в Бахнх подчеркнуло разоблачение движения Cần VươNG. Транг играл, что его коллеги -лидеры сопротивления будут преследовать французские линии сзади, пока он держал их с фронта, но мало помощи дошло до него. [ 27 ] [ 28 ]
Вмешательство из Кочинчины
[ редактировать ]Катастрофа в Bình ịnh сломала силу Cần vương в северном Аннаме и Тонкине. Первая половина 1887 года также увидела крах движения в южных провинциях Quảng nam, quảng ngã, bình ịnh и phú yên. В течение нескольких месяцев после короткой кампании Prud'homme в сентябре 1885 года вокруг Qui Nhơn и Bình ịnh, истребители Cần Vương на юге едва ли видели француза. Экспедиционный корпус Тонкина был полностью совершен в Тонкине и Северном Аннаме, в то время как французские войска в Кочинчине были заняты борьбой с восстанием против французского протектората в соседней Камбодже. В первые месяцы 1886 года повстанцы воспользовались французской слабостью на юге, чтобы расширить свое влияние на Хан Хуа и Бин, самые южные провинции Аннам. Силы Cần VươNG теперь были неудобно близко к французским постам в Кочинчине, и французские власти в Сайгоне наконец ответили. В июле 1886 года французы вернулись на юг. В Кочинчине была сформирована «колонка вмешательства» из 400 человек, состоящая из французских войск и силы вьетнамских партизан под командованием Trần Ba LộC. Колонна приземлилась в Фан Рей, на побережье Bình thuận . К сентябрю 1886 года выиграл контроль над провинцией. Следующей весной французы переехали в провинции bình ịnh и phú yên. Один из лидеров Cần VươNG подошел к французской стороне, и вскоре сопротивление рухнуло. К июню 1887 года французы установили контроль над аннамскими провинциями к югу от Ху. Более 1500 повстанцев CầN VươNG откладывали свои руки, а жестокие репрессии, организованные Trần Ba LộC, были взяты против их лидеров. [ 29 ]
Захват Хэма Нги, 1888
[ редактировать ]В 1888 году Хам Нги был захвачен и депортирован в Алжир , и движение Cần VươNG было нанесено на смертельный удар. [ Цитация необходима ] Потеряя анти-французского императора, движение потеряло свою цель и цель. Тем не менее, сопротивление французам от движения Cần VươNG не будет вымерть в течение еще десятилетия или около того.
Сопротивление после 1888 года
[ редактировать ]В течение нескольких лет после захвата Хама Нги, сопротивление французам продолжалось, хотя и в другой форме, Ван -Тан (сопротивление ученых). В отличие от роялистской природы движения CầN VươNG, восстание Ван Тхан было полностью сосредоточено на сопротивлении французам. Ван -Тэна возглавляли конфуцианские ученые, которые захватили движение Cần VươNG после того, как Хам Нги был захвачен. К 1892 году Văn Thân был побежден, и его лидеры разбросаны на Китай и оставшихся лидеров сопротивления. [ 30 ]
Фан đnh phùng был одним из последних и самых замечательных лидеров сопротивления Ван. Вместе со своими войсками он держал провинцию Ха -Тинх в центральном Вьетнаме до 1896 года. Его смерть от дизентерии отмечала последние главы движения Cần Vương и Văn Thân. [ 31 ]
Последний из лидеров сопротивления CầN VươNG был самым известным и одним из немногих, кто пережил сопротивление французам. Ề ề ề ề ềm был лидером вооруженной группы, действующей в горах Северного Вьетнама, Yên thế. Ему удалось разочаровать попытки французского умиротворения в этом районе до 1897 года, когда с французами было достигнуто поселение. Последний гвоздь в гробу Cần VươNG появился со вспышкой китайско-японской войны в 1894 году. До этого времени партизаны, оружие и запасы относительно легко поддерживать сопротивление. С вспышкой войны китайские мандарины вдоль южной границы были строго указаны избегать противодействия французам, и граница была запечатана, а также судьба движения Cần VươNG. [ 32 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Движение Cần VươNG было одним из первых и длится. Это было первое движение сопротивления, которое увидела, как все страты вьетнамского общества-Рояльность, Ученый-Генттри и крестьянство, вместе с французами. Тем не менее, эта массивная, спонтанная поддержка также должна была доказать свою слабость. Хотя было около 50 групп сопротивления, было отсутствие сотрудничества и объединения военной власти. [ 33 ] Хотя указатель CầN VươNG был распространен по каждой части страны, действия, предпринятые сопротивлением, никогда не были национальными по объему, вместо этого ограничивались областями, где ученый-Гентри знакомы с этими действиями и с этими действиями, предпринимаемыми независимо друг от друга.
Движение CầN VươNG также ознаменовало падение последней независимой вьетнамской династии, а вместе с ним-бюрократия ученых-гентри. Тем не менее, повествования об их борьбе против иностранного доминирования продолжали жить и были переданы следующему поколению, некоторые из которых были свидетелем сначала слабых и сильных сторон движения CầN VươNG. [ 32 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Восстание святого человека (1901–1936)
- Тонг Дуй Тан
- Война безумного (1918–1921)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джонатан Д. Лондонское образование во Вьетнаме , стр. 10 (2011): «Например, в конечном итоге безуспешное движение Can Vuong (помощь короля), такие как Фан Дин Фунг , Фан Чу Трин , Фан Бой Чау , Тран Кэй и Хун Тук Кхан Кханг , который на юг восстановил суверенную власть на престол Нгуен.
- ^ Чарльз Кит (2012) Католический Вьетнам: церковь от Империи до нации , стр. 65
- ^ Khac Vien (2013) Вьетнам: долгая история , стр. 106
- ^ Jump up to: а беременный Дэвид Марр (1971) Вьетнамский антилониализм , стр. 25
- ^ Jump up to: а беременный Khac Vien (2013) Вьетнам: долгая история , доц. 134
- ^ Дэвид Марр (1971) Вьетнамский антилониализм , стр. 29
- ^ Khac Vien (2013) Вьетнам: долгая история , стр. 135
- ^ Дэвид Марр (1971) Вьетнамский антилониализм , стр. 30
- ^ Оскар Чапуис (2000) Последние императоры Вьетнама: от Ту Дак до Бао Дай , стр. 13
- ^ Дэвид Марр (1971) Вьетнамский антилониализм , стр. 31
- ^ Дэвид Марр (1971) Вьетнамский антилониализм , стр. 34
- ^ Дэвид Марр (1971) Вьетнамский антилониализм , стр. 35
- ^ Jump up to: а беременный Khac Vien (2013) Вьетнам: долгая история , доц. 140
- ^ Дэвид Марр (1971) Вьетнамский антилониализм , стр. 41
- ^ Дэвид Марр (1971) Вьетнамский антилониализм , стр. 46
- ^ Оскар Чапуи (2000). Последние императоры Вьетнама: от Ту Дак до Бао Дай , стр. 16
- ^ Оскар Чапуис (2000) Последние императоры Вьетнама: от Ту Дак до Бао Дай , стр. 17
- ^ Jump up to: а беременный Оскар Чапуис (2000) Последние императоры Вьетнама: от Ту Дак до Бао Дай , стр. 19
- ^ Thomazi, Conquest , 268–72
- ^ Дэвид Марр (1971) Вьетнамский антилониализм , стр. 48
- ^ Дэвид Марр (1971) Вьетнамский антилониализм , стр. 47
- ^ Дэвид Марр (1971) Вьетнамский антилониализм , с. 49-51
- ^ Fourniau, Аннам -Чинкин , с. 39–77
- ^ Huard, 1,017–19
- ^ Huard, стр. 1020-23
- ^ Huard, стр. 1096–1107; Huguet, pp. 133–223; Закрыто, стр. 271–3; Томази, Завоевание , стр. 272–75; Военная история , с. 124–25
- ^ Fourniau. Аннам-Тонкин 1885–1896 , с. 77–79
- ^ Томази. Военная история , с. 139–40
- ^ Fourniau. Вьетнам , с. 387–90
- ^ Оскар Чапуис (2000) Последние императоры Вьетнама: от Ту Дак до Бао Дай , стр. 93
- ^ Дэвид Марр (1971). Вьетнамский антиколониализм , с. 68
- ^ Jump up to: а беременный Дэвид Марр (1971) Вьетнамский антилониализм , с. 76
- ^ Оскар Чапуи (2000). Последние императоры Вьетнама: от Ту Дак до Бао Дай , с. 94
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Chapuis, O., Последние императоры Вьетнама: от Tu Duc до Bao Dai (2000)
- Fourniau, C., Annam - Tonkin 1885–1896: новорожденные и вьетнамские крестьяне перед лицом колониального завоевания (Paris, 1989)
- Fourniau, C., Вьетнам: колониальное господство и национальное сопротивление (Paris, 2002)
- Хуард, война Тонкина (Париж, 1887)
- Хугет Э., в колонке: сувениры с Дальнего Востока (Париж, 1888)
- Марр Д., Вьетнамский антилониализм, 1885–1925 (Калифорния, 1971)
- Нгуен К.С., Вьетнам: долгая история (Hanoi, 2007)
- Саррат Л., Журнал свинья в Тонкине, 1883–1886 (Париж, 1887)
- Томази А., Завоевание Индокитая (Париж, 1934)
- Томази А., военная история французского Индокитая (Hanoi, 1931)