Литература о вторжении
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2016 г. ) |
Литература о вторжении (также роман о вторжении или войны будущего ). жанр [ 1 ] ) — литературный жанр , который был популярен в период между 1871 годом и Первой мировой войной (1914–1918). Роман о вторжении был впервые признан литературным жанром в Великобритании благодаря новелле « Битва при Доркинге: воспоминания добровольца» (1871), рассказывающей о вторжении Германии в Англию, которая в западном мире пробудила национальное воображение. и опасения по поводу гипотетических вторжений иностранных держав; к 1914 жанр вторжения насчитывал более 400 романов и рассказов. [ 2 ]
Этот жанр оказал влияние на формирование политики, национальной политики и народных представлений в Великобритании в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, и по сей день остается частью популярной культуры. Некоторые книги были написаны или написаны для военных офицеров и экспертов того времени, которые считали, что нация будет спасена, если определенная тактика, которую они предпочитают, будет принята или будет принята. [ 3 ]
До "Доркинга"
[ редактировать ]Почти за столетие до того, как литературный жанр вторжения стал по-настоящему популярным явлением после публикации «Битвы при Доркинге» в 1871 году, мини-бум историй о вторжении появился вскоре после того, как французы разработали воздушный шар . Стихи и пьесы, посвященные армиям воздушных шаров, вторгающимся в Англию, можно найти во Франции и даже в Америке. Однако только после того, как пруссаки использовали передовые технологии, такие как артиллерия с казенной частью и железные дороги, чтобы победить французов во франко-прусской войне в 1871 году, страх вторжения технологически превосходящего врага стал более реалистичным.
В Европе
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2024 г. ) |
Одна из таких историй — это история внезапного и ужасного вторжения французов в Англию в мае 1852 года. По словам И. Ф. Кларка: «Многие опасались, что военная слабость дома вызовет нападение из-за границы; и до конца столетия не проходило и десятилетия без какой-либо тревоги по поводу опасностей, угрожающих нации. Например, после государственного переворота, совершенного Луи-Наполеоном, существовали всеобщие опасения, что французы могут предпринять попытку вторжения. Чтобы продемонстрировать беззащитность страны, анонимный автор в мае 1852 года написал «Историю внезапного и ужасного вторжения французов в Англию…» (Лондон, 1851). Это была первая полностью воображаемая война будущего, написанная на английском языке, и она предвосхищала технику Чесни, дающую подробный отчет о слабостях, которые привели к катастрофе.
Повесть «Битва при Доркинге: воспоминания добровольца» (1871) Джорджа Томкинса Чесни была впервые опубликована в журнале Blackwood’s Magazine , уважаемом политическом журнале викторианской эпохи . [ 4 ] Битва при Доркинге описывает вторжение в Англию неназванного врага (говорящего по-немецки), в котором рассказчик и тысяча граждан защищают город Доркинг , не имея ни припасов, ни техники , ни новостей из внешнего мира. Затем повествование этой истории перемещается на пятьдесят лет вперед, а Англия остается опустошенной.
Автор, как и многие его соотечественники того времени, был встревожен Пруссии успешным вторжением во Францию в 1870 году, разгромившим крупнейшую армию Европы всего за два месяца. [ 2 ] Первоначально битва при Доркинге была призвана шокировать читателей, чтобы они лучше осознали возможные опасности внешней угрозы, но невольно создала новый литературный жанр, апеллирующий к народным тревогам. История имела немедленный успех: один рецензент сказал: «Мы не знаем, видели ли мы когда-либо что-нибудь лучшее в каком-либо журнале… она точно описывает то, что мы все чувствуем». [ 2 ] Он был настолько популярен, что журнал переиздавался шесть раз, была создана новая версия брошюры, созданы десятки пародий, и он продавался по всей Британской империи . [ 2 ] В то время в Англии часто шутили о травмах, таких как синяк или царапина, которые приписывались ране, полученной в битве при Доркинге.
Между публикацией «Битвы при Доркинге» в 1871 году и началом Первой мировой войны в 1914 году сотни авторов писали литературу о вторжении, часто возглавлявшую списки бестселлеров в Германии, Франции , Англии и США . [ 2 ] По оценкам, за этот период было опубликовано более 400 работ о вторжении. Вероятно, самым известным произведением была Герберта Уэллса » «Война миров (1897), имеющая сюжетное сходство с «Битвой при Доркинге» , но с тематикой научной фантастики . В 1907 году Уэллс написал «Войну в воздухе », предостерегающую историю, изображающую чисто человеческие вторжения: немецкое вторжение в США запускает всемирную цепь атак и контратак, ведущую к разрушению всех крупных городов и центров, коллапсу мирового хозяйства, распад всех борющихся наций и погружение мира в новое средневековье.
«Дракула» (1897) также воспользовался опасениями Англии перед иностранными войсками, беспрепятственно прибывшими на ее берега, хотя между 1870 и 1903 годами в большинстве этих работ предполагалось, что врагом будет Франция, а не Германия. Ситуация изменилась с публикацией Эрскина Чилдерса в 1903 году романа «Загадка песков» . Часто называемый первым современным шпионским романом , двое мужчин во время отпуска под парусом предотвращают немецкое вторжение в Англию, когда обнаруживают секретный флот вторгающихся барж, собирающихся на побережье Германии. Из этих сотен авторов лишь немногие издаются сейчас. Саки — одно из исключений, хотя его роман 1913 года « Когда пришел Уильям » (с подзаголовком «История Лондона при Гогенцоллернах ») скорее ура-патриотический , чем литературный. Другой — Джон Бьюкен , чей роман «Тридцать девять шагов» , опубликованный в 1915 году, но написанный незадолго до начала Первой мировой войны, представляет собой триллер о немецких агентах в Британии, готовящихся к вторжению.
Уильям Ле Ке был самым плодовитым автором этого жанра; его первым романом была «Великая война в Англии» в 1897 (1894) и он продолжал публиковать от одного до двенадцати романов в год до своей смерти в 1927 году. Его работы регулярно публиковались в газетах, особенно в Daily Mail , и привлекли множество читателей. . Считается, что Яна Флеминга был персонаж Джеймса Бонда вдохновлен агентом Ле Ке «Даквортом Дрю». [ 5 ] В каком-то смысле Великую войну можно рассматривать как антитезу битве при Доркинге : первая закончилась для Британии мрачным и безвозвратным поражением и упадком, а в другой вторжение в Лондон было отброшено в последний момент (с помощью Германии Франции , изображаемой верным союзником против ), с огромным территориальным расширением ( Британия и России получает Алжир и российскую Среднюю Азию ; «Британия» становится «Императрицей мира»).
Самым популярным романом Ле Ке о вторжении было «Вторжение 1910 года» (1906), которое было переведено на двадцать семь языков и продано тиражом более миллиона экземпляров по всему миру. Ле Ке и его издатель изменили концовку в зависимости от языка, так что в немецком печатном издании побеждает отечество, а в английском - немцы проигрывают. Ле Ке считался королевы Александры любимым писателем .
П.Г. Вудхаус пародировал этот жанр в «Налете!» , в котором в Англию одновременно вторгаются девять различных армий, включая Швейцарию и Германию. Английская элита, похоже, больше заинтересована в турнире по крикету, и страну в конечном итоге спас бойскаут по имени Кларенс.
Во Франции Эмиль Дриан, писавший под именем капитана Данрита, писал о будущих войнах Франции с Великобританией (La Guerre Fatale) или с Германией (La Guerre de Demain).
В Азии
[ редактировать ]Литература о вторжении оказала свое влияние и на Японию , которая в то время переживала быстрый процесс модернизации . Сюнро Осикава , пионер японской научной фантастики и приключенческих рассказов (жанры, неизвестные в Японии еще несколькими годами ранее), опубликовал примерно в начале 20-го века бестселлер Кайто Бокен Кидан: Кайтей Гункан («Подводный линкор»): история бронированной с таранным вооружением подводной лодки , участвующей в будущей истории войны между Японией и Россией. Роман отразил империалистические амбиции Японии того времени и предвещал русско-японскую войну , последовавшую несколько лет спустя, в 1904 году. Эта история, в частности, станет основным источником вдохновения для научно-фантастического фильма 1963 года «Атрагон » Исиро . Хонда . Когда разразилась настоящая война с Россией, Осикава освещал ее как журналист, продолжая при этом публиковать новые тома художественной литературы, изображающей имперские подвиги Японии, происходящие в Тихом и Индийском океане , что также имело огромный успех у японской общественности. В более поздней карьере редактора журнала он также поощрял написание большего количества художественной литературы в том же духе другими японскими авторами.
Считается, что самым ранним произведением литературы о вторжении в колониальном Гонконге была книга « Черный ход» 1897 года . Опубликованный серийно в местной англоязычной газете, он описывал вымышленную высадку военно-морских сил Франции и России в Гонконг острова глубоководном заливе ; история была предназначена для критики отсутствия британского финансирования для защиты Гонконга , и предполагается, что члены Императорской японской армии, возможно, читали книгу в рамках подготовки к битве за Гонконг в 1941 году . [ 6 ]
В США
[ редактировать ]Одной из первых историй о вторжении, появившихся в печати в США, была «Пораженная нация» Генри Грэттана Доннелли, опубликованная в 1890 году в Нью-Йорке. В нем рассказывается об успешном вторжении Великобритании в США. [ 7 ] Движение общественного мнения США в сторону участия в Первой мировой войне нашло отражение в книге дяди Сэма при вторжении в Соединенные Штаты» Мальчики Х. Ирвинга Хэнкока « . Эта серия из четырех книг, опубликованная компанией Генри Альтемуса в 1916 году, изображает немецкое вторжение в США в 1920 и 1921 годах. Сюжет, кажется, передает основную сюжетную линию книги Ле Ке « Великая война » (с которой писатель, возможно, был знакомо) на театре военных действий в США: немцы начинают внезапную атаку, захватывают Бостон, несмотря на героическое сопротивление «мальчиков дяди Сэма», захватывают всю Новую Англию и Нью-Йорк и доходят до Питтсбурга – но в конце концов терпят поражение от свежих сил США. силы.
В Австралии
[ редактировать ]Вклад Австралии в литературу о вторжении был установлен на фоне колониальных страхов перед Федерацией « Желтой опасности » и основ политики Белой Австралии . С конца 1880-х годов до начала Первой мировой войны этот страх выражался в Австралии через карикатуры, стихи, пьесы и романы. Три из самых известных из этих романов были «Белый или Желтый?». «История расовой войны 1908 года нашей эры» (1888 г.) журналиста Уильяма Лейна , «Желтая волна » (1895 г.) Кеннета Маккея и «Австралийский кризис» (1909 г.) Чарльза Х. Кирмесса (возможно, псевдоним другого австралийского писателя Фрэнка Фокса). Каждый из этих романов содержал две основные общие темы, которые отражали страхи и опасения в современном австралийском контексте; Австралийский континент находился под угрозой крупного вторжения со стороны сильной азиатской державы (т. е. Китая или Японии, иногда с помощью Российской империи), и что Соединенное Королевство безразлично относилось к защите своих далеких колоний и не шло на помощь. Помощь Австралии, когда она необходима. [ 8 ]
После Первой мировой войны
[ редактировать ]« Первая красная паника » после Первой мировой войны породила картину Эдгара Райса Берроуза « Лунные люди » (1925), изображающую Землю (и, в частности, Соединенные Штаты) под властью жестоких захватчиков с Луны . Известно, что эта книга изначально была написана как « Под красным флагом» , явный антикоммунистический роман, и когда издатели отвергли ее в такой форме, она была успешно «переработана» Берроузом как научная фантастика.
В фильме Ивана Петрушевича «Летающая подводная лодка» (1922) изображено вторжение советских войск в Соединенное Королевство после того, как большая часть Европы и Азии пришла к коммунизму. В сюжете рассказывается о том, как британский флот уничтожается стаей однопилотных подводных лодок, похожих на насекомых, которые могут выходить из воды, чтобы атаковать своих врагов.
В книге Роберта А. Хайнлайна « Шестая колонна » (1941) рассказывается история вторжения и завоевания Соединенных Штатов технологически развитыми паназиатцами и последующей партизанской борьбы за их свержение с помощью еще более передовых технологий.
Холодная война
[ редактировать ]В 1950-х годах опасения США перед коммунистическим вторжением были заметны в романе «Хозяева Марионеток» (1951) Роберта А. Хайнлайна , фильме «Вторжение в США» (1952) режиссера Альфреда Э. Грина и пропагандистском фильме Министерства обороны США. Красный кошмар (1957), режиссер Джордж Ваггнер. Явный сценарий вторжения и оккупации представлен в книге «Point Ultimate » (1955) Джерри Сола о жизни в оккупированных Советским Союзом США в 1999 году.
В 1960-х годах литературный враг вторжения изменился с политической угрозы коммунистического проникновения, идеологической обработки и завоевания со стороны Советов на « Желтую опасность » 19-го века «Красного Китая» ( Китайской Народной Республики ), которая угрожает экономике, политическая стабильность и физическая целостность США и, следовательно, западного мира. В «Голдфингере» (1964) коммунистический Китай предоставляет злодею грязную атомную бомбу , чтобы облучить и сделать бесполезными золотые слитки , которые являются основой экономики США. В фильме «Живешь только дважды » (1967) КНР нарушает геополитический баланс между США и Советским Союзом, похищая соответствующие космические корабли в космическом пространстве, чтобы спровоцировать ядерную войну, которая позволила бы Китаю добиться глобального превосходства. В «Битве под землей» (1967) КНР пытается вторгнуться на территорию США через туннель под Тихим океаном.
В 1971 году, когда США начали признавать, что война во Вьетнаме (1955–1975) была проигрышем, были опубликованы две книги, описывающие советскую оккупацию континентальной части США; поучительная история «Ванденберг» (1971) Оливера Ланге , в которой большая часть США без особого протеста принимает советского повелителя, а единственное вооруженное сопротивление оказывают партизаны в Нью-Мексико; и «Первая команда» (1971) Джона Болла , в которой изображена безнадежная ситуация, разрешенная группой патриотов, которая завершается освобождением страны. В фильме «Красный рассвет» (1984) показано советско-кубинское вторжение в Соединенные Штаты и группа старшеклассников, которые им сопротивляются. Телевизионный мини-сериал «Америка» (1987) режиссера Дональда Райя изображает жизнь в США спустя десятилетие после советского завоевания.
Серия «Завтра» (1993–1999) Джона Марсдена подробно описывает перспективу подростков-партизан, борющихся против вторжения в Австралию неназванной страны (подразумевается Индонезия).
Политическое влияние
[ редактировать ]Истории о запланированном немецком вторжении приобрели все большую политическую известность с 1906 года. Вдохновленные историями Ле Ке и Чайлдерса, сотни простых граждан начали подозревать иностранцев в шпионаже. Эту тенденцию подчеркнул Ле Ке, который собирал «наблюдения», доведенные до его сведения читателями, и рассказывал о них благодаря сотрудничеству с Daily Mail. Последующие исследования показали, что в то время в Великобритании не существовало значительной немецкой шпионской сети. Утверждения о масштабах подготовки немецкого вторжения становились все более амбициозными. Число немецких шпионов оценивалось в пределах от 60 000 до 300 000 (несмотря на то, что общая численность немецкой общины в Великобритании составляла не более 44 000 человек). Утверждалось, что немецкие шпионы накапливали тысячи винтовок для вооружения диверсантов в случае начала войны.
Призывы к действиям правительства становились все более интенсивными, и в 1909 году это послужило причиной тайного основания Бюро секретной службы , предшественника МИ-5 и МИ-6 . Историки сегодня спорят, было ли это на самом деле настоящей причиной, но в любом случае опасения, поднятые в литературе по вторжению, стали определять первые обязанности внутреннего отдела Бюро. Вернон Келл , руководитель отдела, по-прежнему был одержим поиском местонахождения этих диверсантов, сосредотачивая свои оперативные планы как до, так и во время войны на разгроме диверсантов, воображаемых Ле Ке.
Литература о вторжении не обошлась без недоброжелателей; Политические эксперты в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, говорили, что литература о вторжении рискует спровоцировать войну между Англией, Германией и Францией. Критики, такие как премьер-министр Генри Кэмпбелл-Баннерман, осудили книгу Ле Ке « Вторжение 1910 года» как «рассчитанную на то, чтобы разжечь общественное мнение за рубежом и встревожить наиболее невежественную общественность дома». [ 2 ] Журналист Чарльз Лоу писал в 1910 году: «Среди всех причин, способствующих сохранению неприязни между Англией и Германией, возможно, самой мощной является пагубная деятельность тех беспринципных писателей, которые вечно утверждают, что немцы лишь ждут подходящего случая». возможность напасть на нас в нашем доме на острове и взорвать нас». [ 2 ]
Известная литература о вторжении
[ редактировать ]До Первой мировой войны
[ редактировать ]- Битва при Доркинге (1871) Джорджа Томкинса Чесни
- Катастрофа (ок. 1878 г.), Хосе Мария Эса де Кейруш.
- Война завтрашнего дня (1888) Эмиля Дриана
- Битва при Мордиаллоо (1888) Сэмюэля Маллена
- Белый или желтый? История расовой войны 1908 (1888) нашей эры Уильяма Лейна .
- Пораженная нация (1890) Генри Грэттана Доннелли
- Хартманн Анархист (1893) Эдварда Дугласа Фосетта
- Ангел революции (1893) Джорджа Гриффита
- Ольга Романова (1894) Джорджа Гриффита
- Капитан «Мэри Роуз» (1894) Уильяма Лэрда Клоуза
- Великая война в Англии в 1897 (1894) Уильяма Ле Ке
- Желтая волна (1895) Кеннета Маккея
- Последняя война (1896) Луи Трейси
- Британец или бур? Повесть о борьбе за Африку (1897) Джорджа Гриффита
- Задняя дверь (1897), автор: Anonymous
- Желтая опасность (1898) М.П. Шила
- Война миров (1898) Герберта Уэллса
- Загадка песков (1903) Эрскина Чайлдерса
- Вторжение 1910 года (1906) Уильяма Ле Ке
- Австралийский кризис (1907) Ч. Х. Кирмесса
- Война в воздухе (1908) Герберта Уэллса
- Шпионы кайзера (1909) Уильяма Ле Ке
- Свуп! или Как Кларенс спас Англию: Повесть о великом вторжении (1909), П.Г. Вудхауз
- Белая Австралия или Пустой Север (1909) Рэндольфа Бедфорда
- Беспрецедентное вторжение (1910) Джека Лондона
- Рядовой Селби (1912) Эдгара Уоллеса
- Когда пришел Уильям (1913) Саки
- Мир освобожден (1914) Герберта Уэллса
- Все для своей страны (1915) Джона Ульриха Гизи
- Падение нации (1916) Томаса Диксона-младшего.
- Завоевание Соединенных Штатов (1916 г.) Х. Ирвингом Хэнкоком
- Перед Армагеддоном: антология викторианской и эдвардианской художественной литературы, опубликованная до 1914 года под редакцией Майкла Муркока (1975)
- Вторжение в Англию (1977), сборник из шести популярных литературных рассказов о вторжении под редакцией Майкла Муркока, опубликованный в 1977 году.
После Первой мировой войны
[ редактировать ]- Ужас воздуха Уильяма Ле Ке (1920)
- Летающая подводная лодка Ивана Петрушевича (1922)
- Абсолют в целом (1922) Карела Чапека
- Лунные люди Эдгара Райса Берроуза (1925)
- Туннель сквозь воздух; Или, оглядываясь назад из 1940 года Уильяма Делберта Ганна (1927)
- Армагеддон 2419 г. н.э., автор Филип Фрэнсис Новлан (1928)
- Повелители воздуха Хань Филиппа Фрэнсиса Ноулана (1929)
- Красный Наполеон Флойда Гиббонса (1929)
- Война с саламандрами (1936) Карела Чапека
- Урожай дураков (1939) Эрла Кокса
- Гвардия Смерти Филипа Джорджа Чедвика (1939)
- Шестая колонна Роберта А. Хайнлайна (1941)
- Хозяева Марионеток Роберта А. Хайнлайна (1951)
- Мышь, которая ревела (1955) Леонард Уибберли
- Не в этом августе К. М. Корнблут (1955)
- Point Ultimate Джерри Сола (1955)
- Часть сопротивления (1970) Клайва Эглтона
- Первая команда (1971) Джона Болла
- Ванденберг (1971) Оливера Ланге
- Правило Британией (роман) (1972) Дафны дю Морье
- Операция «Финляндия» Арто Паазилинны (1972)
- Техасско-израильская война: 1999 (1974) Джейк Сондерс (писатель) и Говард Уолдроп
- Третья мировая война: август 1985 г. (1978 г.) и Третья мировая война: нерассказанная история (1982 г.) генерала сэра Джона Хакетта
- Серия Survivalist (1981–1993) Джерри Ахерна
- Red Storm Rising (1986) Тома Клэнси
- Красная Армия (роман) (1989) Ральфа Питерса
- Война в 2020 году (1991) Ральф Питерс
- Котел (роман о Бонде) (1993) Ларри Бонда
- Серия «Завтра» (1993–1999) Джона Марсдена
- Долг чести (1994) Том Клэнси
- Серия «Пепел» (1983–2003) Уильяма В. Джонстона
- Защити и защити (1999) Эрика Л. Гарри
- Вторжение (роман о Гарри) Эрика Л. Гарри (2000)
- Медведь и дракон (2000) Том Клэнси
См. также
[ редактировать ]- Инопланетное вторжение
- Альтернативная история
- Желтая опасность
- Лебор Захват Эренна
- Разрушитель дирижабля
- Воздушные анархисты
- Австралия зовет (фильм, 1913 год)
- Боевой клич мира
- Падение нации
- Женственность, слава нации
- Победа и мир
- Мужчины должны драться
- Лицом к лицу с коммунизмом
- Вторжение, США (фильм, 1952 г.)
- Ракетная атака США
- Красный кошмар (1962)
- Военная игра
- Битва под землей
- Будущая война 198X
- Красный рассвет (1984)
- Вторжение в США (фильм, 1985 г.)
- Скажи это
- Эфирная механика
- Завтра, когда началась война (фильм)
- Красный рассвет (фильм, 2012 г.)
- Стальной дождь
- Немыслимое (фильм, 2018)
- Третья мировая война в популярной культуре
Сноски
[ редактировать ]- ^ Стейблфорд, Брайан (2022). «Будущая война» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рейсс 2005 .
- ^ Эчеваррия, Антонио Дж. (2007). Представляя будущую войну: технологическая революция Запада и видение будущих войн 1880–1914 гг . Прагерский институт. ISBN 9780313051104 .
- ^ Кирквуд, Патрик М. (осень 2012 г.). «Влияние художественной литературы на общественные дебаты в поздневикторианской Британии: битва при Доркинге и «потерянная карьера» сэра Джорджа Томкинса Чесни» . Обзор истории выпускников . 4 (1): 1–16.
- ^ Калавита, Марко (28 июля 2012 г.). «Дань уважения ксенофобу и лживому изобретателю шпионской фантастики» . Проводной .
- ^ Бикли, Джиллиан (2001). Гонконг захвачен! Кошмар 97-го года . Издательство Гонконгского университета. ISBN 962-209-526-7 .
- ^ Кларк, ЕСЛИ, изд. (1995). Рассказы о следующей Великой войне . Издательство Сиракузского университета. ISBN 081562672X .
- ^ Карран, Джеймс; Уорд, Стюарт, ред. (2013). Австралия и большой мир: избранные эссе Невилла Мини . Издательство Сиднейского университета. ISBN 9781743320259 .
Ссылки
[ редактировать ]- Аффельдт, Стефани (2011). « Белая нация – белая тревога. Литературное вторжение в Австралию». В Виггере, Ирис; Риттер, Сабина (ред.). Расизм и современность . Берлин: Лит. стр. 222–235. ISBN 9783643901491 .
- Кристофер, Эндрю (1985). Секретная служба: становление британского разведывательного сообщества . ISBN 0-434-02110-5 .
- Кларк, ИФ (1992) [1966]. Голоса, пророчествующие войну: Будущие войны, 1763–3749 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-212302-5 .
- Рейсс, Том (28 ноября 2005 г.). «Представляя худшее: как литературный жанр предвосхитил современный мир» . Житель Нью-Йорка . стр. 106–114.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стейблфорд, Брайан (май 1994 г.). Прингл, Дэвид (ред.). «Вчерашние бестселлеры 19: «Битва при Доркинге» и ее последствия» . Интерзона . № 83. С. 52–56. ISSN 0264-3596 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кларк, И.Ф., 1997. «Художественная литература о войне будущего» . Эссе, отмеченное наградами.
- Кларк, ИФ, 1997. «До и после битвы при Доркинге» .
- Джордж Томкинс Чесни (1871). Битва при Доркинге . Лондон, G. Richards Ltd., 1914 г., введение Г. Х. Пауэлла . Из интернет-архива .
- Патрик М. Кирквуд, «Влияние художественной литературы на общественные дебаты в поздневикторианской Британии: битва при Доркинге и «потерянная карьера» сэра Джорджа Томкинса Чесни» , The Graduate History Review 4, № 1 (осень 2012 г.), 1-16.