Jump to content

Литература о вторжении

(Перенаправлено из романа «Вторжение» )
Битва при Доркинге (1871 г.) положила начало жанру литературы о вторжении. (Обложка издания 1914 года)

Литература о вторжении (также роман о вторжении или войны будущего ). жанр [ 1 ] ) — литературный жанр , который был популярен в период между 1871 годом и Первой мировой войной (1914–1918). Роман о вторжении был впервые признан литературным жанром в Великобритании благодаря новелле « Битва при Доркинге: воспоминания добровольца» (1871), рассказывающей о вторжении Германии в Англию, которая в западном мире пробудила национальное воображение. и опасения по поводу гипотетических вторжений иностранных держав; к 1914 жанр вторжения насчитывал более 400 романов и рассказов. [ 2 ]

Этот жанр оказал влияние на формирование политики, национальной политики и народных представлений в Великобритании в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, и по сей день остается частью популярной культуры. Некоторые книги были написаны или написаны для военных офицеров и экспертов того времени, которые считали, что нация будет спасена, если определенная тактика, которую они предпочитают, будет принята или будет принята. [ 3 ]

До "Доркинга"

[ редактировать ]

Почти за столетие до того, как литературный жанр вторжения стал по-настоящему популярным явлением после публикации «Битвы при Доркинге» в 1871 году, мини-бум историй о вторжении появился вскоре после того, как французы разработали воздушный шар . Стихи и пьесы, посвященные армиям воздушных шаров, вторгающимся в Англию, можно найти во Франции и даже в Америке. Однако только после того, как пруссаки использовали передовые технологии, такие как артиллерия с казенной частью и железные дороги, чтобы победить французов во франко-прусской войне в 1871 году, страх вторжения технологически превосходящего врага стал более реалистичным.

В Европе

[ редактировать ]

Одна из таких историй — это история внезапного и ужасного вторжения французов в Англию в мае 1852 года. По словам И. Ф. Кларка: «Многие опасались, что военная слабость дома вызовет нападение из-за границы; и до конца столетия не проходило и десятилетия без какой-либо тревоги по поводу опасностей, угрожающих нации. Например, после государственного переворота, совершенного Луи-Наполеоном, существовали всеобщие опасения, что французы могут предпринять попытку вторжения. Чтобы продемонстрировать беззащитность страны, анонимный автор в мае 1852 года написал «Историю внезапного и ужасного вторжения французов в Англию…» (Лондон, 1851). Это была первая полностью воображаемая война будущего, написанная на английском языке, и она предвосхищала технику Чесни, дающую подробный отчет о слабостях, которые привели к катастрофе.

Повесть «Битва при Доркинге: воспоминания добровольца» (1871) Джорджа Томкинса Чесни была впервые опубликована в журнале Blackwood’s Magazine , уважаемом политическом журнале викторианской эпохи . [ 4 ] Битва при Доркинге описывает вторжение в Англию неназванного врага (говорящего по-немецки), в котором рассказчик и тысяча граждан защищают город Доркинг , не имея ни припасов, ни техники , ни новостей из внешнего мира. Затем повествование этой истории перемещается на пятьдесят лет вперед, а Англия остается опустошенной.

Автор, как и многие его соотечественники того времени, был встревожен Пруссии успешным вторжением во Францию ​​в 1870 году, разгромившим крупнейшую армию Европы всего за два месяца. [ 2 ] Первоначально битва при Доркинге была призвана шокировать читателей, чтобы они лучше осознали возможные опасности внешней угрозы, но невольно создала новый литературный жанр, апеллирующий к народным тревогам. История имела немедленный успех: один рецензент сказал: «Мы не знаем, видели ли мы когда-либо что-нибудь лучшее в каком-либо журнале… она точно описывает то, что мы все чувствуем». [ 2 ] Он был настолько популярен, что журнал переиздавался шесть раз, была создана новая версия брошюры, созданы десятки пародий, и он продавался по всей Британской империи . [ 2 ] В то время в Англии часто шутили о травмах, таких как синяк или царапина, которые приписывались ране, полученной в битве при Доркинге.

Между публикацией «Битвы при Доркинге» в 1871 году и началом Первой мировой войны в 1914 году сотни авторов писали литературу о вторжении, часто возглавлявшую списки бестселлеров в Германии, Франции , Англии и США . [ 2 ] По оценкам, за этот период было опубликовано более 400 работ о вторжении. Вероятно, самым известным произведением была Герберта Уэллса » «Война миров (1897), имеющая сюжетное сходство с «Битвой при Доркинге» , но с тематикой научной фантастики . В 1907 году Уэллс написал «Войну в воздухе », предостерегающую историю, изображающую чисто человеческие вторжения: немецкое вторжение в США запускает всемирную цепь атак и контратак, ведущую к разрушению всех крупных городов и центров, коллапсу мирового хозяйства, распад всех борющихся наций и погружение мира в новое средневековье.

«Дракула» (1897) также воспользовался опасениями Англии перед иностранными войсками, беспрепятственно прибывшими на ее берега, хотя между 1870 и 1903 годами в большинстве этих работ предполагалось, что врагом будет Франция, а не Германия. Ситуация изменилась с публикацией Эрскина Чилдерса в 1903 году романа «Загадка песков» . Часто называемый первым современным шпионским романом , двое мужчин во время отпуска под парусом предотвращают немецкое вторжение в Англию, когда обнаруживают секретный флот вторгающихся барж, собирающихся на побережье Германии. Из этих сотен авторов лишь немногие издаются сейчас. Саки — одно из исключений, хотя его роман 1913 года « Когда пришел Уильям » (с подзаголовком «История Лондона при Гогенцоллернах ») скорее ура-патриотический , чем литературный. Другой — Джон Бьюкен , чей роман «Тридцать девять шагов» , опубликованный в 1915 году, но написанный незадолго до начала Первой мировой войны, представляет собой триллер о немецких агентах в Британии, готовящихся к вторжению.

Уильям Ле Ке был самым плодовитым автором этого жанра; его первым романом была «Великая война в Англии» в 1897 (1894) и он продолжал публиковать от одного до двенадцати романов в год до своей смерти в 1927 году. Его работы регулярно публиковались в газетах, особенно в Daily Mail , и привлекли множество читателей. . Считается, что Яна Флеминга был персонаж Джеймса Бонда вдохновлен агентом Ле Ке «Даквортом Дрю». [ 5 ] В каком-то смысле Великую войну можно рассматривать как антитезу битве при Доркинге : первая закончилась для Британии мрачным и безвозвратным поражением и упадком, а в другой вторжение в Лондон было отброшено в последний момент (с помощью Германии Франции , изображаемой верным союзником против ), с огромным территориальным расширением ( Британия и России получает Алжир и российскую Среднюю Азию ; «Британия» становится «Императрицей мира»).

Самым популярным романом Ле Ке о вторжении было «Вторжение 1910 года» (1906), которое было переведено на двадцать семь языков и продано тиражом более миллиона экземпляров по всему миру. Ле Ке и его издатель изменили концовку в зависимости от языка, так что в немецком печатном издании побеждает отечество, а в английском - немцы проигрывают. Ле Ке считался королевы Александры любимым писателем .

П.Г. Вудхаус пародировал этот жанр в «Налете!» , в котором в Англию одновременно вторгаются девять различных армий, включая Швейцарию и Германию. Английская элита, похоже, больше заинтересована в турнире по крикету, и страну в конечном итоге спас бойскаут по имени Кларенс.

Во Франции Эмиль Дриан, писавший под именем капитана Данрита, писал о будущих войнах Франции с Великобританией (La Guerre Fatale) или с Германией (La Guerre de Demain).

Литература о вторжении оказала свое влияние и на Японию , которая в то время переживала быстрый процесс модернизации . Сюнро Осикава , пионер японской научной фантастики и приключенческих рассказов (жанры, неизвестные в Японии еще несколькими годами ранее), опубликовал примерно в начале 20-го века бестселлер Кайто Бокен Кидан: Кайтей Гункан («Подводный линкор»): история бронированной с таранным вооружением подводной лодки , участвующей в будущей истории войны между Японией и Россией. Роман отразил империалистические амбиции Японии того времени и предвещал русско-японскую войну , последовавшую несколько лет спустя, в 1904 году. Эта история, в частности, станет основным источником вдохновения для научно-фантастического фильма 1963 года «Атрагон » Исиро . Хонда . Когда разразилась настоящая война с Россией, Осикава освещал ее как журналист, продолжая при этом публиковать новые тома художественной литературы, изображающей имперские подвиги Японии, происходящие в Тихом и Индийском океане , что также имело огромный успех у японской общественности. В более поздней карьере редактора журнала он также поощрял написание большего количества художественной литературы в том же духе другими японскими авторами.

Считается, что самым ранним произведением литературы о вторжении в колониальном Гонконге была книга « Черный ход» 1897 года . Опубликованный серийно в местной англоязычной газете, он описывал вымышленную высадку военно-морских сил Франции и России в Гонконг острова глубоководном заливе ; история была предназначена для критики отсутствия британского финансирования для защиты Гонконга , и предполагается, что члены Императорской японской армии, возможно, читали книгу в рамках подготовки к битве за Гонконг в 1941 году . [ 6 ]

Джозефа Пеннелла 1918 года Плакат с облигациями Liberty напоминает живописный образ захваченного горящего Нью-Йорка .

Одной из первых историй о вторжении, появившихся в печати в США, была «Пораженная нация» Генри Грэттана Доннелли, опубликованная в 1890 году в Нью-Йорке. В нем рассказывается об успешном вторжении Великобритании в США. [ 7 ] Движение общественного мнения США в сторону участия в Первой мировой войне нашло отражение в книге дяди Сэма при вторжении в Соединенные Штаты» Мальчики Х. Ирвинга Хэнкока « . Эта серия из четырех книг, опубликованная компанией Генри Альтемуса в 1916 году, изображает немецкое вторжение в США в 1920 и 1921 годах. Сюжет, кажется, передает основную сюжетную линию книги Ле Ке « Великая война » (с которой писатель, возможно, был знакомо) на театре военных действий в США: немцы начинают внезапную атаку, захватывают Бостон, несмотря на героическое сопротивление «мальчиков дяди Сэма», захватывают всю Новую Англию и Нью-Йорк и доходят до Питтсбурга – но в конце концов терпят поражение от свежих сил США. силы.

В Австралии

[ редактировать ]

Вклад Австралии в литературу о вторжении был установлен на фоне колониальных страхов перед Федерацией « Желтой опасности » и основ политики Белой Австралии . С конца 1880-х годов до начала Первой мировой войны этот страх выражался в Австралии через карикатуры, стихи, пьесы и романы. Три из самых известных из этих романов были «Белый или Желтый?». «История расовой войны 1908 года нашей эры» (1888 г.) журналиста Уильяма Лейна , «Желтая волна » (1895 г.) Кеннета Маккея и «Австралийский кризис» (1909 г.) Чарльза Х. Кирмесса (возможно, псевдоним другого австралийского писателя Фрэнка Фокса). Каждый из этих романов содержал две основные общие темы, которые отражали страхи и опасения в современном австралийском контексте; Австралийский континент находился под угрозой крупного вторжения со стороны сильной азиатской державы (т. е. Китая или Японии, иногда с помощью Российской империи), и что Соединенное Королевство безразлично относилось к защите своих далеких колоний и не шло на помощь. Помощь Австралии, когда она необходима. [ 8 ]

После Первой мировой войны

[ редактировать ]

« Первая красная паника » после Первой мировой войны породила картину Эдгара Райса Берроуза « Лунные люди » (1925), изображающую Землю (и, в частности, Соединенные Штаты) под властью жестоких захватчиков с Луны . Известно, что эта книга изначально была написана как « Под красным флагом» , явный антикоммунистический роман, и когда издатели отвергли ее в такой форме, она была успешно «переработана» Берроузом как научная фантастика.

В фильме Ивана Петрушевича «Летающая подводная лодка» (1922) изображено вторжение советских войск в Соединенное Королевство после того, как большая часть Европы и Азии пришла к коммунизму. В сюжете рассказывается о том, как британский флот уничтожается стаей однопилотных подводных лодок, похожих на насекомых, которые могут выходить из воды, чтобы атаковать своих врагов.

В книге Роберта А. Хайнлайна « Шестая колонна » (1941) рассказывается история вторжения и завоевания Соединенных Штатов технологически развитыми паназиатцами и последующей партизанской борьбы за их свержение с помощью еще более передовых технологий.

Холодная война

[ редактировать ]

В 1950-х годах опасения США перед коммунистическим вторжением были заметны в романе «Хозяева Марионеток» (1951) Роберта А. Хайнлайна , фильме «Вторжение в США» (1952) режиссера Альфреда Э. Грина и пропагандистском фильме Министерства обороны США. Красный кошмар (1957), режиссер Джордж Ваггнер. Явный сценарий вторжения и оккупации представлен в книге «Point Ultimate » (1955) Джерри Сола о жизни в оккупированных Советским Союзом США в 1999 году.

В 1960-х годах литературный враг вторжения изменился с политической угрозы коммунистического проникновения, идеологической обработки и завоевания со стороны Советов на « Желтую опасность » 19-го века «Красного Китая» ( Китайской Народной Республики ), которая угрожает экономике, политическая стабильность и физическая целостность США и, следовательно, западного мира. В «Голдфингере» (1964) коммунистический Китай предоставляет злодею грязную атомную бомбу , чтобы облучить и сделать бесполезными золотые слитки , которые являются основой экономики США. В фильме «Живешь только дважды » (1967) КНР нарушает геополитический баланс между США и Советским Союзом, похищая соответствующие космические корабли в космическом пространстве, чтобы спровоцировать ядерную войну, которая позволила бы Китаю добиться глобального превосходства. В «Битве под землей» (1967) КНР пытается вторгнуться на территорию США через туннель под Тихим океаном.

В 1971 году, когда США начали признавать, что война во Вьетнаме (1955–1975) была проигрышем, были опубликованы две книги, описывающие советскую оккупацию континентальной части США; поучительная история «Ванденберг» (1971) Оливера Ланге , в которой большая часть США без особого протеста принимает советского повелителя, а единственное вооруженное сопротивление оказывают партизаны в Нью-Мексико; и «Первая команда» (1971) Джона Болла , в которой изображена безнадежная ситуация, разрешенная группой патриотов, которая завершается освобождением страны. В фильме «Красный рассвет» (1984) показано советско-кубинское вторжение в Соединенные Штаты и группа старшеклассников, которые им сопротивляются. Телевизионный мини-сериал «Америка» (1987) режиссера Дональда Райя изображает жизнь в США спустя десятилетие после советского завоевания.

Серия «Завтра» (1993–1999) Джона Марсдена подробно описывает перспективу подростков-партизан, борющихся против вторжения в Австралию неназванной страны (подразумевается Индонезия).

Политическое влияние

[ редактировать ]

Истории о запланированном немецком вторжении приобрели все большую политическую известность с 1906 года. Вдохновленные историями Ле Ке и Чайлдерса, сотни простых граждан начали подозревать иностранцев в шпионаже. Эту тенденцию подчеркнул Ле Ке, который собирал «наблюдения», доведенные до его сведения читателями, и рассказывал о них благодаря сотрудничеству с Daily Mail. Последующие исследования показали, что в то время в Великобритании не существовало значительной немецкой шпионской сети. Утверждения о масштабах подготовки немецкого вторжения становились все более амбициозными. Число немецких шпионов оценивалось в пределах от 60 000 до 300 000 (несмотря на то, что общая численность немецкой общины в Великобритании составляла не более 44 000 человек). Утверждалось, что немецкие шпионы накапливали тысячи винтовок для вооружения диверсантов в случае начала войны.

Призывы к действиям правительства становились все более интенсивными, и в 1909 году это послужило причиной тайного основания Бюро секретной службы , предшественника МИ-5 и МИ-6 . Историки сегодня спорят, было ли это на самом деле настоящей причиной, но в любом случае опасения, поднятые в литературе по вторжению, стали определять первые обязанности внутреннего отдела Бюро. Вернон Келл , руководитель отдела, по-прежнему был одержим поиском местонахождения этих диверсантов, сосредотачивая свои оперативные планы как до, так и во время войны на разгроме диверсантов, воображаемых Ле Ке.

Литература о вторжении не обошлась без недоброжелателей; Политические эксперты в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, говорили, что литература о вторжении рискует спровоцировать войну между Англией, Германией и Францией. Критики, такие как премьер-министр Генри Кэмпбелл-Баннерман, осудили книгу Ле Ке « Вторжение 1910 года» как «рассчитанную на то, чтобы разжечь общественное мнение за рубежом и встревожить наиболее невежественную общественность дома». [ 2 ] Журналист Чарльз Лоу писал в 1910 году: «Среди всех причин, способствующих сохранению неприязни между Англией и Германией, возможно, самой мощной является пагубная деятельность тех беспринципных писателей, которые вечно утверждают, что немцы лишь ждут подходящего случая». возможность напасть на нас в нашем доме на острове и взорвать нас». [ 2 ]

Известная литература о вторжении

[ редактировать ]
«Обещанные ужасы французского вторжения» - карикатура британца Джеймса Гиллрея, опубликованная во время Французской революции и изображающая Лондон, оккупированный французами.

До Первой мировой войны

[ редактировать ]

После Первой мировой войны

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Стейблфорд, Брайан (2022). «Будущая война» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 26 августа 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Рейсс 2005 .
  3. ^ Эчеваррия, Антонио Дж. (2007). Представляя будущую войну: технологическая революция Запада и видение будущих войн 1880–1914 гг . Прагерский институт. ISBN  9780313051104 .
  4. ^ Кирквуд, Патрик М. (осень 2012 г.). «Влияние художественной литературы на общественные дебаты в поздневикторианской Британии: битва при Доркинге и «потерянная карьера» сэра Джорджа Томкинса Чесни» . Обзор истории выпускников . 4 (1): 1–16.
  5. ^ Калавита, Марко (28 июля 2012 г.). «Дань уважения ксенофобу и лживому изобретателю шпионской фантастики» . Проводной .
  6. ^ Бикли, Джиллиан (2001). Гонконг захвачен! Кошмар 97-го года . Издательство Гонконгского университета. ISBN  962-209-526-7 .
  7. ^ Кларк, ЕСЛИ, изд. (1995). Рассказы о следующей Великой войне . Издательство Сиракузского университета. ISBN  081562672X .
  8. ^ Карран, Джеймс; Уорд, Стюарт, ред. (2013). Австралия и большой мир: избранные эссе Невилла Мини . Издательство Сиднейского университета. ISBN  9781743320259 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c60d13ca091de16b151834548da5a830__1718069700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/30/c60d13ca091de16b151834548da5a830.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Invasion literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)