Иоанн II (епископ Иерусалимский)
Иоанн II ( греч . Ἰωάννης Β΄ ; ок. 356 - 10 января 417) был епископом Иерусалима с 387 по 417 год нашей эры. Иоанн II унаследовал епископский престол Иерусалима после смерти Кирилла в 386 (или 387). Он был автором, по мнению все большего числа современных ученых, [ 1 ] из пяти мистагогических катехиз, традиционно приписываемых его предшественнику Кириллу.
Он почитается как святой Восточной Православной Церковью , и его праздник отмечается 30 марта . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Он также почитается как святой Римско-католической церковью , которая вспоминает его 10 января ( Martyrologium Romanum , 2004, стр. 92).
Жизнь
[ редактировать ]Авторитет Иоанна дважды подвергался резкому сомнению со стороны Иеронима , тогдашнего настоятеля в Вифлееме .
Первый раз был в рамках первой полемики с последователями Оригена и повествуется главным образом в посвященном Паммахию трактате Иеронима « Contra Ioannes Hierosolymitanum (Против Иоанна Иерусалимского) », а также в других письмах Иеронима (н. 51, 82 и 86). Иероним обвинил Иоанна в поддержке идей оригенистов .
Оригенистские доктрины, приписываемые Иоанну, заключались в следующем: (i) Сын не видит Отца ; (ii) что души заключены в земных телах, как в темнице; (iii) чтобы дьявол мог быть спасен; (iv) что шкуры, которыми Бог одел Адама и Еву, были человеческими телами; (v) что тело в воскресении будет бесполым; (vi) описания Рая аллегоричны: деревья означают ангелов , а реки — небесные добродетели; (vii) что воды над и под твердью — это ангелы и дьяволы; (viii) что образ Божий был полностью утрачен во время Падения . [ 5 ] Иоанн проигнорировал обвинения в оригенизме и дал заверения в своей вере в Троицу : однако вполне вероятно, что у Иоанна действительно были определенные оригенистские склонности. [ 6 ]
Непосредственным поводом для этого кризиса стал визит Епифания , епископа Саламинского на Кипре , в Иерусалим в 394 году. Епифаний произнес в церкви Воскресения острую проповедь против оригенизма, которая, как считалось, была направлена непосредственно против Иоанна. После многих неблаговидных сцен Епифаний посоветовал Иерониму и его друзьям отделиться от своего епископа Иоанна. Чтобы быть полностью независимым от него, Епифаний рукоположил Паулиниана (брата Иеронима) в сан священника. Епифаний попытался защитить свои неправильные действия, но Иоанн обратился в Александрию против Иеронима и его сторонников как раскольников. Епископ Феофил сразу же принял сторону Иоанна. Таким образом, спор продлился примерно на четыре года, и после нескольких попыток примирения и проявления большой ожесточенности, равной практическому отлучению Иеронима и его друзей, спор был прекращен, возможно, Феофилом. [ 5 ] Спор разгорелся вновь, когда Иероним подверг резкой критике прием, назначенный Иоанном некоторым из 400 монахов-оригенистов Нитрии , рассеянных по египетским пустыням епископом Александрии Феофилом (пятьдесят из этих монахов отправились в Константинополь и нашли там радушный прием) с епископом Иоанном Златоустом в 401 г.).
Второе резкое нападение на Иоанна было спровоцировано в 414 году Иеронимом и коснулось Пелагия . Иероним , поддержанный латинским учеником Августина по имени Павел Орозий , выступил против диакона Пелагия , который был тогда принят в Иерусалиме и не осужден явно местным синодом Диосполя (415 г.). У нас есть письмо Папы Иннокентия I, который порицает Иоанна за то, что он позволил пелагианам устроить беспорядки в Вифлееме, и призывает его в будущем быть более бдительными в отношении своей епархии: это письмо [2] датировано 417 годом, годом смерти и Джон, и Иннокентий, и вполне вероятно, что Джон так и не получил его. Хотя источники здесь более разнообразны, обвинение в арианстве кажется несколько упрощенным и вполне вероятно, что мы не располагаем всей информацией, необходимой для понимания ситуации.
В 415 году, за два года до своей смерти в 417 году, он, вероятно, принимал непосредственное участие в открытии мощей святого Стефана . [ 7 ] : 99
Сочинения
[ редактировать ]По словам церковного писателя V века Геннадия Массилийского , Иоанн « написал книгу против тех, кто пренебрегал его учебой, в которой он показывает, что следует гению Оригена, а не его вероучению ». [ 8 ]
Благодаря его Damnatio memoriae сочинения Иоанна II вообще не хранились под его именем, но, помимо «Мистагогических катехиз» , весьма вероятно, что некоторые проповеди на греческом , грузинском или армянском языках ему должны быть возвращены , как это произошло. во второй половине 20 века за проповеди на «Праздник Ангелов» , [ 9 ] и о «Посвящении Церкви Святого Сиона». [ 10 ]
Ему также приписывается издание литургического лекционария Иерусалима, сохранившееся в староармянском варианте.
Посвящение Церкви Святого Сиона
[ редактировать ]По словам М. ван Эсбрука, [ 7 ] : 134 Иоанн Иерусалимский проявил большую мудрость в понимании и вовлечении еврейско-христианского меньшинства в Иерусалиме. Одним из актов, закрепивших примирение греческой и иудео-христианской общин, было освящение Церкви Святого Сиона. [ 11 ] 394 г. н. э.: проповедь, произнесенная Иоанном, сохранилась на армянском языке и не публиковалась до 1973 года. [ 10 ]
Новое здание на горе Сион оставило нетронутой иудео-христианскую синагогу [ 11 ] . По словам ван Эсбрука, днем освящения было 15 сентября 394 года, и ван Эсбрук предполагает, что в тот год оно, весьма вероятно, соответствовало 10-му числу Тишрея . [ 11 ] [ 7 ] : 112 традиционный день еврейского праздника Йом Кипур . Ученый Дэниел Стокль Бен Эзра предполагает, что канун Йом Кипура совпал с 20 сентября, т.е. с последним днем недели христианского праздника, называемого « Энкаения » (освящение храма Гроба Господня , празднование которого было связано с открытие Истинного Креста ). [ 12 ] Собственно центральная идея проповеди Иоанна связана с празднованием Кипура. [ 12 ] [ 7 ] : 109 , через освящение церковного алтаря, символизируемого « Капорет » ( Престол Милосердия ). [ 11 ]
В первой части этой мистической и аллегорической проповеди говорится, что очищение уст ( Исайя 6:7), связанное с очищением Кипура, узаконивает описание сошествия Святого Духа в церковное здание, символ всей Церкви. Во второй части Иоанн предлагает типологию мистического опыта, описывающую семь небесных кругов, доступных при посредничестве Капорета . На восьмом круге происходит сошествие Святого Духа как жениха души, когда Дух Святой входит в горницу ( Деян . 1:13). [ 7 ] : 114 Эта проповедь включает более трехсот ссылок на библейские стихи (включая также апокриф 4 Ездры ) и находится под влиянием таких текстов, как Вознесение Исайи . Иоанн также четыре раза обращается к монаху Порфирию , будущему епископу Газы , вероятно, присутствовавшему на церемонии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пол Ф. Брэдшоу, В поисках истоков христианского богослужения , 2002 г. ISBN 0-19-521732-2 , стр. 113
- ↑ 30 марта/12 апреля. Архивировано 14 декабря 2013 г. в Wayback Machine . Православный календарь (ПРАВОСЛАВИЕ.РУ).
- ^ (на греческом языке) Синаксарист. 30 марта . ЭКЛЕСИЯ.GR. (ЦЕРКОВЬ ГРЕЦИИ).
- ^ Великий синаксарист: (на греческом языке) Святой Иоанн, Патриарх Иерусалимский . 30 МАРТА. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Перейти обратно: а б Филип Шафф , Джером: Основные произведения святого Иеронима Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1892 г. Текст CCEL
- ^ В. А. Юргенс Вера ранних отцов 1979 ISBN 0-8146-1007-2 , стр. 201
- ^ Перейти обратно: а б с д и М. ван Эсбрёк, Жан II Иерусалимский , в Analecta Bollandiana , Том 102 (1984)
- ^ Геннадий Массилийский, текст De scriptoribus ecclesiasticis 31 из CCEL
- ^ М. ван Эсбрук, В грузинской проповеди об архангелах , в Analecta Bollandiana 89 (1971) 155-176.
- ^ Перейти обратно: а б М. ван Эсбрук, Проповедь о Церкви, приписываемая Иоанну Иерусалимскому , в Le Muséon , 86 (1973), с. 283-304
- ^ Перейти обратно: а б с д Баргил Пикснер , Церковь Апостолов, найденная на горе Сион , Обзор библейской археологии, 16.3, май/июнь 1990 г. [1] Архивировано 9 марта 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Стокль бен Эзра, Дэниел (2003). Влияние Йом Кипура на раннее христианство: День искупления от иудаизма Второго Храма до пятого века . Тюбинген, Германия: Мор Зибек. п. 300. ИСБН 3-16-148092-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- М. ван Эсбрук, Жан II Иерусалимский , в Analecta Bollandiana , том 102, Fasc.1-2 (1984), стр. 99-134 (включает также текст проповеди Иоанна о посвящении Церкви Святого Сиона на французском языке)
- А. Пьеданьель - П. Парис, Кирилл Иерусалимский, Мистические катехизации , SC 126 (1966) и 126bis (1980)
- П. Наутин, Письмо Феофила Александрийского к Иерусалимской церкви и ответ Иоанна Иерусалимского (июнь-июль 396 г.) , Revue d'histoire ecclesiastique , 96 (1974), с. 365-394
- Ф. Дж. Лерой, Псевдо-златоуст: Иоанн Иерусалимский. На пути к литературному возрождению? , в Studia patristica , 10 ( TU 107), Берлин, 1970, с. 131-136