Хотзаа
Хотзаа ( иврит hotzaah mereshut lereshut: Передача от власти к власти ) или переход между владениями — одно из действий, запрещенных в Шаббат в иудаизме .
Библейские источники
[ редактировать ]нет явного запрета Хотя в письменной Торе на перенос предметов между владениями в субботу, по мнению традиционных еврейских комментаторов, [ 1 ] эта категория мелахи (работы) упоминается в Исходе 16:29 :
- «Никто да не выйдет из своего места в седьмой день»
Согласно Талмуду, манну нельзя было собирать в субботу, потому что ее нельзя было приносить в дома израильтян.
Еще один стих, цитируемый раввинами, — это Исход 36:6 :
- Моисей приказал, и в стане распространилась весть: «Пусть никто больше не делает никакой работы ради святого пожертвования», и народ перестал приносить.
Талмуд понимает, что последний стих относится к людям, которые перестают нести свои пожертвования из своих личных владений в святилище в Шаббат. [ 2 ]
Аналогичным образом, согласно Талмуду , собиратель дров в Числах 15:32 был казнен за то, что нарушил запрет на перенос древесины между владениями. [ 3 ]
Книга Иеремии более ясна:
- Так говорит Господь: берегите души ваши, не носите ноши в субботу и не вносите ее в ворота Иерусалима; не выносите нош из домов ваших в субботу и не делайте никакой работы; но лучше освятите день субботний, как Я повелел отцам вашим, но они не слушали, и не склоняли уха своего, а одеревенели выей своей, чтобы не слышать и не получать наставления. И если послушаете Меня, говорит Господь, не вносите никакого бремени в ворота города сего в день субботний и освятите день субботний, чтобы не совершать в него никакой работы. Тогда войдут в ворота этого города цари и князья, сидящие на престоле Давидовом, едущие в колесницах и на конях, они и князья их, мужи Иуды и жители Иерусалима, и город этот будет заселен во веки веков. ( Иеремия 17:21–26 )
В последней цитате указаны два запрещенных типа ношения: внесение в ворота Иерусалима или из дома человека.
Книга Неемии содержит похожее описание:
- В те дни я видел в Иудее некоторых, топтавших в субботу точила, приносивших кучи зерна и навевающих им ослов; а также вино, виноград, и смоквы, и всякое бремя, которое принесли в Иерусалим в день субботний. ... Тогда я вступил в спор с знатными Иуды и сказал им: «Что за злое дело вы делаете и оскверняете субботу?» ... И когда ворота Иерусалима начали темнеть перед субботой, я повелел, чтобы двери были заперты, и повелел, чтобы они не открывались до окончания субботы; и некоторые из рабов моих поставили меня над воротами, чтобы в субботу не вносили ношу. ( Неемия 13:15–19 )
Домены
[ редактировать ]Согласно Галахе , все сферы делятся на четыре категории: [ 4 ] [ 5 ]
- Частный домен ( Решут ха-Яшид ).
- Общественное достояние или улица ( Решут ха-Раббим ).
- Нейтральный домен — место, не являющееся ни общественным, ни частным доменом ( Кармелит ).
- Освобожденный домен ( Меком Петур ).
Нейтральная территория определяется как не ограниченная стенами или заборами, а также не пересекаемая большим количеством людей. Согласно Торе, нейтральная область считается освобожденной областью; однако раввинские постановления относятся к этому более строго. [ 6 ]
Два вида деятельности запрещены Библией:
- Перенос объекта из частного домена в общественный или наоборот. [ 7 ]
- Перенос предмета на расстояние 4 локтей по общественной улице. [ 8 ]
Кроме того, раввинами запрещены три вида деятельности:
- Перенос объекта из частного домена в нейтральный домен или наоборот.
- Перенос предмета на расстояние 4 локтей в нейтральную зону.
- Перенос объекта между двумя разными частными доменами.
Разрешены следующие виды деятельности:
- Перенос объекта в пределах одного частного домена.
- Перенос объекта между освобожденной зоной и любыми другими доменами. Однако иногда запрещается использовать освобожденную зону в качестве «промежуточной остановки», если предполагается переезд между двумя другими доменами.
- Перенос предмета через несколько открытых пространств, если общее расстояние переноса составляет менее 4 локтей.
Способы передачи
[ редактировать ]Закон Торы о хотзаа нарушается только в том случае, если один человек берет предмет ( акира ) в одной области и кладет его ( ханача ) в другую область (или на расстоянии четырех локтей, в зависимости от обстоятельств). Это имеет следующие последствия:
- Если человек берет предмет и начинает идти, закон Торы не нарушается до тех пор, пока он не перестанет идти (остановка с держанием предмета считается равносильной броску предмета на хранение). Даже короткая пауза для отдыха считается ханачей , влекущей за собой нарушение закона Торы. [ 9 ]
- Если человек вообще не взял предмет в руки, а предмет был передан ему в руки другим человеком во время ходьбы, он не нарушает закон Торы даже после остановки, так как он никогда не совершал акират .
- Если два человека несли предмет вместе (например, два человека подняли противоположные концы коробки), ни один из них не нарушил закон Торы. Однако раввинами это запрещено.
- Если человек взял предмет на частной территории, вышел на общественную территорию, продолжил идти на другую частную территорию и положил предмет туда – он не нарушил закон Торы. Это связано с тем, что он никогда не брал и не передавал объект в общественное достояние, поэтому не было запрета на передачу между общественным и частным доменом. Конечно, если бы в какой-то момент прогулки в общественном месте он на мгновение остановился, это стало бы нарушением закона Торы. В любом случае передача между двумя разными частными владениями нарушает раввинский закон.
Если человек во время ходьбы подпускает предмет, который он держит, на расстояние трех ладоней от земли, это считается, как будто предмет положили на землю. Это может привести к дополнительным нарушениям закона Торы. Это связано с принципом лавуда , также используемым при строительстве сукки .
Перенос объекта из одного домена в другой подчиняется тем же правилам, что и перенос объекта между этими доменами.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ См . Раши и Ибн Эзра о Торе . Талмуд Эрувин 17б
- ^ Шаббат 96б
- ^ Шаббат 96б
- ^ Талмуд Бавли , Шаббат 6а. В Талмуде Йерушалми есть немного другой список из четырех категорий.
- ^ Шулхан Арух , Орах Хаим 345:1
- ^ Маком Патур ве'Кармелит
- ^ Мишне Тора , Шаббат 12:9.
- ^ Мишне Тора , Шабат 12:8.
- ^ Мишне Тора , Шаббат 13:9