Jump to content

Сама история

(Перенаправлено из истории саамов )
Саамская семья в Норвегии около 1900 года.

Саамы Сапми (также саамы) — коренные народы Северной Европы, населяющие , который сегодня охватывает северные части Швеции, Норвегии, Финляндии и Кольского полуострова России. Традиционный образ жизни саамов, в котором преобладали охота, рыболовство и торговля, сохранялся до позднего средневековья , когда были созданы современные структуры скандинавских стран .

Саамы сосуществовали со своими соседями на протяжении веков, но за последние двести лет, особенно во второй половине 20-го века, произошло много драматических изменений в саамской культуре, политике, экономике и их отношениях с соседними обществами. . В конце 20-го века вспыхнули конфликты по поводу использования природных ресурсов, реакция на которые привела к пробуждению и защите саамской культуры в последние годы. Из одиннадцати различных исторически засвидетельствованных саамских языков (традиционно известных как «диалекты») только девять сохранились до наших дней, но большинство из них также находится под угрозой исчезновения.

Вполне возможно, что существование саамского народа было задокументировано такими писателями, как Тацит . По неопределенным причинам, но в течение очень долгого времени они были связаны с фенни . Однако первые скандинавские источники датируются появлением рун и включают в себя, в частности, « Рассказ о другом викинге королю Альфреду» Англии .

Предыстория

[ редактировать ]
Территория, традиционно населенная саамами. [ нужна ссылка на изображение ]

Территория, традиционно населенная саамами, известна на севере саамов как Сапми и обычно включает северные части Фенноскандии . Раньше саамы, вероятно, населяли районы южнее Фенноскандии. [ 1 ] Было высказано предположение, что несколько культур каменного века в этом районе, особенно в 18 и начале 19 веков, были связаны с предками саамов, хотя это было отвергнуто современными учеными и обширными исследованиями ДНК.

каменный век

[ редактировать ]

Сегодня широко распространено мнение, что самое раннее поселение на норвежском побережье принадлежит к одному культурному континууму, включающему культуру Фосна в южной и центральной Норвегии и то, что раньше называлось культурой Комса на севере. Культурный комплекс произошел от последней палеолитической аренсбургской культуры северо-западной Европы и распространился сначала на юг Норвегии, а затем очень быстро двинулся вдоль береговой линии Норвегии, когда отступающее оледенение в конце последнего ледникового периода открыло новые территории для заселения. Скорость этого расширения подчеркивается тем фактом, что некоторые из самых ранних радиоуглеродных дат на самом деле происходят с севера.

Термин «Фосна» является общим термином для старейших поселений вдоль норвежского побережья, от Хордаланда до Нордланда . Различие, проводимое с культурой каменных орудий «комса» к северу от Полярного круга, устарело в 1970-х годах. Само слово «Комса» первоначально относилось ко всему северно-норвежскому мезолиту , но с тех пор от этого термина отказались норвежские археологи, которые теперь делят северный мезолит на три части, называемые просто фазами 1, 2 и 3. [ 2 ] [ 3 ] Самые старые поселения Фосны в Восточной Норвегии находятся в Хёгнипене в Эстфолле . Неолитический человек из Штайгена и другие скандинавские люди обнаружили примесь восточных охотников-собирателей и западных охотников-собирателей , что позволяет предположить миграцию из основных регионов обеих популяций в Северную Норвегию и Скандинавию в целом. [ 4 ] Это смешанное происхождение преобладало вплоть до позднего неолита, о чем свидетельствует человек из Тромсё . [ 5 ]

Источник

[ редактировать ]

Генетическое происхождение саамов до сих пор неизвестно, хотя недавние генетические исследования могут дать некоторые подсказки.

Ламнидис и др. В 2018 году была обнаружена самая ранняя зарегистрированная интрогрессия сибирского происхождения, связанного с нганасанами , и гаплогруппы N1c ДНК Y-хромосомы в северо-восточную Европу. Сибирское происхождение саамов варьируется от 20% до 25%, в то время как люди бронзового века с острова Большой Олений на Кольском полуострове имели около 40% аналогичного происхождения, сопровождаемого примерно 50% предками мезолитических восточных охотников-собирателей. По оценкам ALDER, это событие примеси произошло около 2000 г. до н.э. [ 6 ] Саркисян и др. Отчеты за 2013 год о большем количестве людей с острова Большой Олений показали преобладание гаплогруппы мтДНК U5a1 и других субкладов U и C, для мезолитических охотников-собирателей того времени, но также и атипичных D , T и Z. типичных [ 7 ]

Археологические данные свидетельствуют о том, что люди вдоль южных берегов Онежского озера и вокруг Ладожского озера достигли реки Утсйоки в северной финской Лапландии еще до 8100 г. до н.э. [ 8 ] Однако маловероятно, что саамские языки настолько древние. По мнению сравнительного лингвиста Анте Айкио , саамский протоязык развился в Южной Финляндии или в Карелии около 2000–2500 лет назад, распространившись затем на северную Фенноскандию. [ 9 ]

Генетическая линия саамов уникальна и может отражать раннюю историю географической изоляции, генетического дрейфа и генетических узких мест. Уникальность генофонда саамов сделала их одной из наиболее тщательно изучаемых генетических популяций в мире. Наиболее частым гаплотипом саамской мтДНК (женским) является U5b1b1, составляющий почти половину всех гаплотипов, причем тип V примерно в тех же количествах, с некоторыми второстепенными D, H и Z. [ 10 ]

До 15 века

[ редактировать ]

Исторически саамы населяли всю Финляндию и Восточную Карелию в течение длительного времени, хотя восточные саамы ассимилировались с финским и карельским населением после того, как поселенцы из Хяме , Саво и Карелии в регион мигрировали географические названия, такие как Нууксио на южном побережье Финляндии, подтверждают наличие бывшего саамского поселения. . Утверждается, что [ 11 ] Однако саамы все чаще смешивались с финскими и скандинавскими поселенцами, теряя свою культуру и язык. [ 12 ] географические данные, свидетельствующие о прежнем присутствии саамов на северо-западе России ( Архангельская область и Вологодская область ). Также были обнаружены [ 13 ] Однако это может альтернативно указывать на то, что бывшее население говорило на языке, родственном собственно саамскому, но отличном от него. [ 14 ]

Насколько далеко на юг простиралась территория саамского населения в Норвегии в прошлом, является неясным вопросом и в настоящее время обсуждается среди историков и археологов. Норвежскому историку Ингвару Нильсену норвежское правительство в 1889 году поручило решить этот вопрос, чтобы решить современный вопрос о земельных правах саамов. Он пришел к выводу, что саамы жили не южнее Лиерна в графстве Норд-Трёнделаг примерно до 1500 года, когда они начали двигаться на юг, достигнув района вокруг озера Фемунден в 18 веке. [ 15 ] Эта гипотеза до сих пор принимается многими историками, но стала предметом научных дискуссий в 21 веке. В пользу точки зрения Нильсена указывается, что ни одно саамское поселение к югу от Лиерна в средневековые времена не оставило никаких следов в письменных источниках. Этот аргумент опровергается указанием на то, что саамская культура была кочевой и нелитературной, и поэтому не ожидается, что она оставит письменные источники. [ 16 ] В последние годы увеличилось количество археологических находок, которые интерпретируются как свидетельствующие о присутствии саамов в Южной Норвегии в средние века. К ним относятся фонды в Леше , Ванге в Вальдресе и в Холе и Оле в Халлингдале . [ 16 ] Сторонники саамской интерпретации этих находок предполагают наличие смешанного населения норвежцев и саамов в горных районах Южной Норвегии в средние века. [ 17 ]

Примерно до 1500 года саамы были в основном рыбаками и охотниками, обычно в сочетании, ведя кочевой образ жизни, обусловленный миграциями северных оленей . Около 1500 г. из-за чрезмерной охоты, снова спровоцированной необходимостью саамов платить налоги Норвегии, Швеции и России, численность оленей начала сокращаться. Большинство саамов затем поселились вдоль фьордов , на побережье и вдоль внутренних водных путей, занимаясь скотоводством, ловлей ловушек и рыболовством. Затем небольшое меньшинство саамов начало приручать оленей, став известными кочевниками-оленеводами, которые, хотя посторонние часто изображают их как последователей архетипичного образа жизни саамов, представляют лишь около 10% саамского народа.

Считается, что со времен викингов культура саамов продвигалась все дальше и дальше на север, возможно, в основном за счет ассимиляции, поскольку пока нет находок, подтверждающих сражения. Тем не менее, существует некоторый фольклор, называемый стало или «сказки», о неторговых отношениях с жестоким народом-воином, который Лестадиус интерпретирует как историю взаимоотношений викингов . Помимо этих соображений, существовали еще и внешнеторговые связи. Шкуры и меха животных были наиболее распространенными товарами и обменивались на соль, металлические лезвия и различные виды монет. (Последние использовались в качестве украшений).

Вдоль побережья Северной Норвегии культура саамов подверглась давлению во время железного века из-за расширения норвежских поселений и налогов со стороны могущественных норвежских вождей. Характер норвежско-саамских отношений на северо-норвежском побережье в железном веке до сих пор горячо обсуждается, но, возможно, саамы были вполне счастливы вступить в союз с норвежскими вождями, поскольку они могли обеспечить защиту от финно-угорских врагов со стороны скандинавских вождей. территория вокруг Белого моря .

Однако в раннем средневековье ситуация частично изменилась, поскольку власть вождей была сломлена централизованным норвежским государством. Другая волна норвежских поселений вдоль побережья провинции Финнмарк вызвана торговлей рыбой в 14 веке. Однако эти узкоспециализированные рыболовные сообщества мало повлияли на образ жизни саамов, и в позднем средневековье эти две общины могли существовать бок о бок друг с другом, практически не контактируя, за исключением периодической торговли.

Саамское искусство

[ редактировать ]
Южно-саамская коса

Традиционно саамское искусство отличалось сочетанием функциональной целесообразности и яркой декоративной красоты. Оба качества выросли из глубокого уважения к природе, воплощенного в анимизме саамов. Религия саамов нашла свое наиболее полное выражение в шаманизме , что проявляется в их поклонении сейту , камню необычной формы или пню, который считался домом божества. Живописное и скульптурное искусство в западном понимании — это нововведение 20-го века в саамской культуре, используемое для сохранения и развития ключевых аспектов пантеистической культуры, зависящих от ритмов времен года. [ 18 ]

Экономический сдвиг

[ редактировать ]

Начиная с 15 века саамы подвергались усиленному давлению. Соседние государства, Дания-Норвегия, Швеция и Россия, проявили повышенный интерес к саамским территориям. Швеция, в то время блокированная датско-норвежской территорией от Северного моря , была заинтересована в порте на побережье Атлантического океана, а российская экспансия дошла и до побережий Баренцева моря. Все они претендовали на право облагать налогом саамов, и финноязычные сборщики налогов с северного побережья Ботнического залива достигли северных побережий, их российские коллеги собирали налоги вплоть до района Харстада в Норвегии, а норвежские сборщики налогов собирали налоги. богатства внутри Кольского полуострова . 100 г. н.э.: Первое письменное упоминание о саамах появляется в работе Тацита.

Поэтому охота усилилась, а численность диких оленей сократилась. Саамы были вынуждены сделать что-то другое. Оленеводство началось ограниченно. Этих прирученных оленей обучали уводить диких оленей через скалы или в охотничьи канавы. Активизировалось оленеводство.

Большинство саамов поселились вдоль внутренних рек, фьордов или побережья. Они начали пополнять свой рацион и доход за счет рыбной ловли, морской или пресноводной, охоты на другую дичь и содержания коров, овец и коз.

Олени и другие животные играют центральную роль в культуре саамов, хотя сегодня оленеводство теряет экономическое значение для саамов. В настоящее время (2004 г.) нет четких указаний на то, когда началось разведение оленей, возможно, около 500 г. н.э., но налоговые дани были введены в 16 веке. Начиная с 16 века, саамы всегда платили налоги в денежной валюте, и некоторые историки предполагают, что крупномасштабное земледелие возникло не раньше этого периода.

«Лаппония» (1673 г.), написанная ритором Йоханнесом Шефферусом , является старейшим источником подробной информации о саамской культуре. Оно было написано из-за «злобной» зарубежной пропаганды (в частности, из Германии), утверждавшей, что Швеция одерживала победы на поле боя с помощью саамской магии . Пытаясь исправить картину саамской культуры среди европейцев, Магнус де ла Гарди начал ранний « этнологический » исследовательский проект по документированию саамских групп, проводимый Шефферусом. Книга была опубликована в конце 1673 года и быстро переведена на французский , немецкий , английский и другие языки (но на шведский только в 1956 году). Однако адаптированная и сокращенная версия была быстро опубликована в Нидерландах и Германии, где главы об их тяжелых условиях жизни, топографии и окружающей среде были заменены вымышленными историями о магии , колдовстве , барабанах и язычестве . Но была также критика этнографии, утверждавшая, что саамы более воинственны по характеру, а не образ, представленный Шефферусом.

Шведы наступают на Сапми

[ редактировать ]

С 15 века саамы традиционно были подданными Швеции, Норвегии, России и некоторое время Дании. В 16 веке Густав I из Швеции официально заявил, что все саамы должны находиться под властью Швеции. Однако эта территория была разделена между странами (т.е. только Швецией и Норвегией — в то время балтийско-финские племена региона, который сейчас является Финляндией, также были подданными Швеции), и граница была установлена ​​как линия потока воды в Фенноскандия . После этого «объединения» общество, структура с несколькими правящими и богатыми гражданами, называемыми биркарлами , прекратило свое существование, особенно с новым королем Карлом IX , который поклялся своей короной быть «... Лапперс й Нордланден, Кайянеры «Король 1607. [ 19 ] Во время принудительной христианизации саамов , от игры на йоке игры на барабанах и жертвоприношений теперь отказались и стали рассматривать (юридически) как «магию» или «колдовство», что, вероятно, было направлено на устранение сопротивления короне. Жесткая опека над саамами привела к огромной утрате саамской культуры.

В 1630-х годах шведские власти ввели барщинную систему для саамских общин вблизи серебряного рудника НАСА . [ 20 ] [ 21 ] Добыча серебра на серебряном руднике НАСА оказалась убыточной и закончилась в 1659 году, тем не менее, это заставило многих саамов переехать в Лаппмарк Торне в 1640-х и 1650-х годах, чтобы избежать принудительного труда. [ 21 ] Есть сообщения о том, что саамы, участвовавшие в горнодобывающей деятельности, сильно обеднели и в результате стали нищими. [ 21 ]

Соглашение о границе между Швецией и Норвегией ( Стрёмстадский договор 1751 года ) имело приложение, часто называемое Лаппским кодексом 1751 года , Лаппкодициллен или «Саамской Великой хартией вольностей ». Оно имеет то же значение для саамов даже сегодня (или, по крайней мере, до 2005 года), но является всего лишь соглашением между Швецией и Норвегией и не включает Финляндию и Россию. Он регулирует порядок распределения земель саамами между границей Швеции и Норвегии.

После 17 века многие саамские семьи потеряли право пользоваться шведской землей, поскольку были бедны и не могли платить за нее дань, как другие подданные. Государство также взяло территорию саамов под более жесткий контроль с помощью специальных правил Лаппмарка , обеспечивающих соблюдение несаамских поселений на этой территории. Это усилило оппозицию среди групп саамов, которые хотели вернуть себе территории для охоты, рыбалки и скотоводства. Вместо этого другие группы часто брали на себя управление, чтобы лучше использовать землю. Именно в это же время в Швеции было основано графство Лапландия .

Российский интерес

[ редактировать ]

В XVI веке в рамках общего расширения Российской империи миссионеры были отправлены в дальние уголки империи, а было построено несколько русских православных часовен на Кольском полуострове . Самым западным наступлением была часовня Святого Георгия в Нейдене /Ньявдаме недалеко от Киркенеса на норвежско-российской границе.

Дано-норвежская политика на Севере

[ редактировать ]

На норвежской стороне саамы были обращены в лютеранскую веру около 1720 года. Томас фон Вестен был руководителем миссионерской деятельности, и его методы включали сжигание шаманских бубнов. Однако экономически саамы жили не так уж плохо по сравнению с норвежским населением. Они могли свободно торговать с кем хотели и поддерживали торговые связи как с норвежцами, так и с русскими. Однако разваливающаяся экономика норвежских общин вдоль внешнего побережья привела к усилению давления на землю и конфликтам между двумя общинами.

19 век: Повышенное давление

[ редактировать ]
Саамы, ок. 1875 г.
Три саамские женщины, около 1890-х годов.

XIX век привел к повышению интереса к Крайнему Северу.

Новые границы на старой земле

[ редактировать ]

В 1809 году Финляндия была захвачена Россией, создав новую границу прямо через территорию саамов. В 1826 году норвежско-российский договор о границе наконец установил границу между Норвегией и Финляндией-Россией, где большие участки земли ранее более или менее управлялись под очень легким совместным контролем со стороны России, Швеции и Дании-Норвегии. Это означало, что оленеводы, которые до сих пор оставались в Финляндии зимой и на норвежском побережье летом, больше не могли пересекать границу. Однако норвежско-шведскую границу оленеводы могли пересекать до 1940 года.

Саамы свободно пересекали границы до 1826 года, когда норвежско-финско-российская граница была закрыта. Саамы все еще могли свободно пересекать границу между Швецией и Норвегией в соответствии с унаследованными правами, изложенными в Лапландском кодексе 1751 года до 1940 года, когда граница была закрыта из-за оккупации Норвегии Германией. После Второй мировой войны им не разрешили вернуться. Их летние пастбища сегодня используются саамами, происходящими из Каутокейно.

В течение длительного времени образ жизни саамов доминировал на севере благодаря своей уникальной адаптации к арктической среде, что позволяло саамской культуре противостоять культурному влиянию с юга. Действительно, на протяжении XVIII века, когда норвежцы Северной Норвегии страдали от низких цен на рыбу и, как следствие, от депопуляции, саамский культурный элемент укреплялся, поскольку саамы были независимы от поставок из Южной Норвегии.

Экономическая маргинализация

[ редактировать ]

Во всех странах Северной Европы XIX век был периодом экономического роста. В Норвегии были основаны города и увеличился экспорт рыбы. Образ жизни саамов становился все более устаревшим, а саамы были маргинализированы и исключены из общей экспансии.

Христианизация и движение Лестадия

[ редактировать ]

В 1840-х годах шведский саамский священник Ларс Леви Лестадиус проповедовал особенно строгую версию лютеранского учения. Это привело к религиозному пробуждению среди саамов по всему миру, часто с большой враждебностью по отношению к властям и официальной церкви. В 1852 году это привело к беспорядкам в муниципалитете Каутокейно , где министр был жестоко избит, а местный торговец убит фанатичными «крестоносцами». Руководители беспорядков позже были казнены или приговорены к длительному тюремному заключению. После этой первой вспышки насилия движение Laestadius продолжало набирать силу в Швеции, Норвегии и Финляндии. Однако теперь лидеры настаивали на более тесном сотрудничестве с властями.

Культурное давление

[ редактировать ]

В Норвегии изначально поощрялось использование саамского языка в преподавании и проповедях. Однако с ростом национализма в Норвегии с 1860-х годов норвежские власти изменили свою политику в более националистическом направлении. Примерно с 1900 года это усилилось, и саамов нельзя было использовать в государственной школе или в официальной церкви.

Начало 20 века, Вторая мировая война.

[ редактировать ]
Саамский лагерь в Норвегии, ок. 1900, картина Вильгельма Петерса.
Саамы в Норвегии

В 20 веке норвежские власти подвергли саамскую культуру давлению, чтобы сделать норвежский язык и культуру универсальными. Также произошло сильное экономическое развитие севера, что придало норвежской культуре и языку статус. Со стороны Швеции и Финляндии власти действовали гораздо менее воинственно; однако сильное экономическое развитие на севере привело к ослаблению статуса и экономики саамов.

Самое сильное давление имело место примерно с 1900 по 1940 год, когда Норвегия вложила значительные деньги и усилия в уничтожение саамской культуры. Примечательно, что любой, кто хотел купить или арендовать государственные земли для сельского хозяйства в Финнмарке , должен был доказать знание норвежского языка. Это также в конечном итоге привело к расколу в 1920-х годах, который увеличил разрыв между местными саамскими группами, который существует до сих пор и иногда носит характер внутреннего саамского этнического конфликта.

Как и любая часть европейского континента, приполярные земли Норвегии, Швеции, Финляндии и Советского Союза не избежали гнева Второй мировой войны. Для саамов, у которых не было понятия национального суверенитета, концепция борьбы наций за землю была чуждой. Тем не менее, саамы оказались бы вовлечены в конфликт со всех сторон. Другим фактором были тяжелые военные разрушения на севере Финляндии и северной Норвегии в 1944–45 годах, в результате которых были уничтожены все существующие дома и видимые следы саамской культуры. После Второй мировой войны давление несколько ослабло.

Довоенные сторонники жесткой линии в Норвегии

[ редактировать ]

XX век начался с усиления давления на норвежскую сторону границы. Во имя прогресса норвежский язык и культура поощрялись, а саамский язык и культура отвергались как отсталые, некультурные, совершенно нелепые и даже продукт низшей расы. Земля, которая ранее никому не принадлежала и использовалась по старинным принципам, считалась государственной собственностью. Поселенцам нужно было доказать, что они хорошо говорят по-норвежски, прежде чем они смогут претендовать на новые земли для сельского хозяйства.

В Швеции политика поначалу была заметно менее воинственной. Учителя следовали за саамскими оленеводами, чтобы дать образование детям, но саамские территории все больше эксплуатировались тогдашними новыми шахтами в Кируне и Елливаре и строительством железной дороги Лулео-Нарвик.

Позже, с основанием Шведского института расовой биологии , могилы саамов были разграблены, чтобы предоставить исследовательский материал. [ 22 ] [ 23 ]

В России исконный образ жизни саамов был жестоко прерван коллективизацией оленеводства и сельского хозяйства в целом. Большинство саамов были организованы в единый колхоз , расположенный в центральной части полуострова, в Ловозере (саамы: Лояври ). Советское государство приложило огромные усилия для развития этого стратегически важного региона, и саамы стали свидетелями того, как их земли были захвачены этническими русскими и другими советскими национальностями, включая ненцев и другие арктические народы.

Зимняя война (1939–40)

[ редактировать ]

Первые боевые действия, в которых оказались вовлечены саамы, произошли между Финляндией и Советским Союзом во время Зимней войны в 1939 году, когда Советский Союз вторгся в Финляндию после того, как Советскому Союзу было отказано в возможности построить там военные базы. Красная Армия , полагая, что она может легко пройти через Финляндию к Ботническому заливу , совершила ошибку, вторгнувшись в Финляндию необычно холодной зимой, и понесла потери в 27 000 человек по сравнению с всего лишь 2700 финнами. Однако, когда в марте 1940 года погода потеплела, финская линия была прорвана, и 12 марта, столкнувшись с гораздо более крупными советскими силами, она была вынуждена просить мира. [ 24 ]

Немецкое вторжение и оккупация Норвегии

[ редактировать ]

9 апреля 1940 года Гитлер начал операцию «Везерюбунг» и вторгся в Норвегию. При содействии бывшего министра обороны Норвегии и сторонника нацистов Видкуна Квислинга немцам удалось быстро закрепиться. Нацисты считали этнических «северных норвежцев», германцев, часто светловолосых и голубоглазых, такими же арийцами, как и немцы. Квислинг разделял их точку зрения и предлагал полное искоренение саамов, которых он считал этнически неполноценными. Несмотря на призывы Уинстона Черчилля, британская поддержка норвежцев была ужасающе медленной, и именно это привело к тому, что он стал премьер-министром. В результате гитлеровцы легко захватили северный порт Нарвик . Несмотря на блокаду со стороны британского королевского флота , немецкий Вермахт смог скрыться в горах, заставив местных саамов служить проводниками. [ 24 ]

20 апреля 1940 года король Хокон и норвежское правительство бежали в Лондон вместе с большей частью расквартированных там союзных войск и сформировали правительство в изгнании. Однако норвежцы продолжали борьбу с нацистами посредством подпольного сопротивления. В число этих бойцов сопротивления входили многие саамы, которые ранее служили в составе Норвежской лыжной бригады и сыграли важную роль в уничтожении секретной немецкой ядерной базы в Телемарке в 1944 году. Однако многие другие норвежские саамы были вынуждены работать СС на добыче железной руды и построить железную дорогу от Нарвика до Финляндии через Финнмарк . Принудительные стерилизации и депортации также не были редкостью. [ 24 ]

Продолжение войны

[ редактировать ]

В начале операции «Барбаросса» Гитлер предложил Финляндии помощь в возвращении Советскому Союзу утраченных территорий (некоторые из которых, например, Паченга/Петсамо, Финляндия завоевала впервые в разгар русской революции). Однако Финляндия никогда официально не присоединялась к державам Оси, но тесно сотрудничала с немцами, включая депортацию по крайней мере некоторых евреев в немецкие лагеря. [ 25 ] Финны при поддержке СС «Норд» вторглись на Кольский полуостров 1 июня 1941 года. Большинство финских саамов служили в составе «дальнобойного патруля» благодаря своим способностям кататься на лыжах и знанию местности. [ 24 ]

К сожалению, финские саамы, поставляемые за счет принудительного труда норвежских саамов, были вынуждены сражаться с русскими саамами во время Войны-продолжения . При помощи Финляндии многие саамские деревни на советской территории были эвакуированы до конца войны. Однако другим саамам повезло меньше, и они вместе со многими другими советскими солдатами и мирными жителями были помещены в тюрьмы и даже концентрационные лагеря. Это разозлило финское правительство, которое также отказалось помочь Вермахту в захвате Ленинграда. В конце концов ситуация изменилась в пользу Красной Армии, и советские войска вернулись в Финляндию, и 9 июня 1944 года Красная Армия оказалась на расстоянии удара от Хельсинки. Финны потребовали мира и потеряли большую часть территории, в том числе значительную часть саамов. [ 24 ]

Лапландская война (1944–45)

[ редактировать ]

В результате мирного соглашения Финляндии с Советским Союзом немецкие войска были вынуждены покинуть страну. Вывод немецкого Вермахта из Северной Финляндии и крайнего севера Норвегии означал, что все дома, дороги и инфраструктура были разрушены. Это означало вынужденную эвакуацию, разрушения, экономический спад и потерю всей видимой истории. Немцы совершили множество злодеяний против норвежцев и норвежских саамов во время Лапландской войны , в том числе изнасиловали сотни женщин, многие из которых покончили жизнь самоубийством из-за травм. Провинция Финнмарк , северо-восточные муниципалитеты провинции Тромс и все северные районы Финляндии представляли собой дымящиеся руины. В конце концов советские войска полностью вторглись в Сампи при помощи Норвежской армии в изгнании и освободили Финнмарк. 26 апреля 1945 года был освобожден Финнмарк .

Возобновление интереса

[ редактировать ]

Новости на саамском языке по национальному радио Норвегии появились в 1946 году. Примерно в то же время проводились эксперименты по двуязычному обучению алфавиту в первом и втором классе, чтобы облегчить процесс обучения. Однако присутствие саамского меньшинства в Норвегии по большей части игнорировалось. Образование, коммуникация, индустриализация – все это способствовало интеграции саамских общин в норвежское общество на грани утраты идентичности.

Конфликты между саамами и правительствами стран Северной Европы продолжались до середины 20 века. Предлагаемое строительство плотины гидроэлектростанции в 1960-х и 1970-х годах содержало противоречивые предложения, такие как затопление деревни ( Мазе ) и кладбища.

Лишь незначительная часть сегодня занимается оленеводством. Есть также небольшие группы, которые занимаются рыбалкой, занимаются производством саамского искусства и обслуживают туризм. Помимо наличия продолжительности голосования в саамских парламентах (с разными уровнями власти и автономии в разных странах) или влияния на любом саамском языке , остальные являются обычными гражданами, придерживающимися скандинавской культуры. В Швеции большая часть Норрланда (и не только саамские деревни ) также испытывает массовую эмиграцию в более крупные города.

С созданием Финляндской Республики в первой половине 20 века саамы, населявшие эту территорию, больше не находились под властью Российской империи, а стали гражданами вновь созданного государства Финляндия. Саамский парламент Финляндии был создан в 1973 году. Одним из недавних вопросов, касающихся прав саамов в Финляндии, является вырубка деревьев на традиционных саамских землях государственными финскими компаниями.

С 1992 года у саамов есть свой национальный день; 6 февраля.

В 1898 и 1907/08 годах некоторые саамы эмигрировали на Аляску и Ньюфаундленд соответственно по просьбе американского правительства. Их миссией было научить коренных американцев оленеводству.

Ассимилированные саамы

[ редактировать ]
Карта, показывающая территорию скандинавского поселения в
  восьмой век
  девятый век
  десятый век
  одиннадцатый век
  обозначает территории, подвергающиеся частым набегам викингов, но с небольшим количеством скандинавских поселений или вообще без них.

На языке Кайнуу говорили на саамском языке , но он вымер в 1700-х годах. Кайнуу-саамы принадлежали к восточно-саамской языковой группе. Он вымер, когда саамы-каинуу ассимилировались и были заменены финнами .

Коренными жителями Кайнуу были саамские охотники-рыболовы. В 17 веке генерал-губернатор Финляндии Пер Браге десятилетнее освобождение от налогов способствовал росту населения Кайнуу, предоставив поселенцам . Заселить Кайнуу финскими фермерами было необходимо, поскольку этому региону угрожали русские с востока.

Сегодня в Швеции проживает всего 14 600 саамов. [ 26 ]

Уже древние римляне знали о финноях, людях, которые охотились с наконечниками стрел, сделанными из кости. Скандинавские исторические источники Средневековья восхваляют навыки саамов в стрельбе из лука, а также их сильные луки, которые норвежец «не мог натянуть». Северосаамы называли этот лук юокса. Мальчик превратился в мужчину, когда смог натянуть лук. В этот момент ему также пришлось начать платить налоги.

«Юокса – Саамский лук», Сиида , 2010 г. [ 27 ]

Лапландская война 1944–1945 годов во Второй мировой войне.

[ редактировать ]

Ваффен-СС (6. SS-Gebirgs-Division Nord) участвовали в Лапландской войне . Произошли столкновения между саамами и немцами. Ассимилированные саамы воевали бы в финской армии.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ История саамов до 1750 года . Ларс Ивар Хансен и Бьорнар Олсен. Академическое издательство Каппелен. 2004 г.
  2. ^ "Норвегия" Британника онлайн
  3. ^ Олсен, Б. 1994. Поселение и общество в предыстории Финнмарка. Осло: Университетское издательство
  4. ^ Гюнтер, Торстен; Мальмстрем, Хелена; Свенссон, Эмма М.; Омрак, Айча; Санчес-Кинто, Федерико; Кылынч, Гюльшах М.; Кшевиньска, Майя; Эрикссон, Гунилла; Фрейзер, Магдалена; Эдлунд, Ханна; Мунтерс, Ариэль Р. (9 января 2018 г.). «Популяционная геномика мезолитической Скандинавии: исследование маршрутов ранней послеледниковой миграции и адаптации к высоким широтам» . PLoS Биология . 16 (1): e2003703. дои : 10.1371/journal.pbio.2003703 . ISSN   1545-7885 . ПМК   5760011 . ПМИД   29315301 .
  5. ^ Маргарян, Ашот; Лоусон, Дэниел Дж.; Сикора, Мартин; Расимо, Фернандо; Расмуссен, Саймон; Мольтке, Ида; Кэссиди, Лара М.; Йорсбо, Эмиль; Ингасон, Андрес; Педерсен, Миккель В.; Корнелиуссен, Торфинн (сентябрь 2020 г.). «Популяционная геномика мира викингов» . Природа . 585 (7825): 390–396. Бибкод : 2020Natur.585..390M . дои : 10.1038/s41586-020-2688-8 . hdl : 10852/83989 . ISSN   1476-4687 . ПМИД   32939067 . S2CID   221769227 .
  6. ^ Ламнидис, Тисей К.; Махандер, Кертту; Чон, Чунгвон; Салмела, Элина; Вессман, Анна; Моисеев Вячеслав; Хартанович, Валерий; Балановский Олег; Онгерт, Матиас; Вейманн, Антье; Саджантила, Антти (27 ноября 2018 г.). «Древние геномы Фенноскандинавии раскрывают происхождение и распространение сибирского происхождения в Европе» . Природные коммуникации . 9 (1): 5018. Бибкод : 2018NatCo...9.5018L . дои : 10.1038/s41467-018-07483-5 . ISSN   2041-1723 . ПМК   6258758 . ПМИД   30479341 .
  7. ^ Sarkissian, Clio Der; Balanovsky, Oleg; Brandt, Guido; Khartanovich, Valery; Buzhilova, Alexandra; Koshel, Sergey; Zaporozhchenko, Valery; Gronenborn, Detlef; Moiseyev, Vyacheslav; Kolpakov, Eugen; Shumkin, Vladimir (2013-02-14). "Ancient DNA Reveals Prehistoric Gene-Flow from Siberia in the Complex Human Population History of North East Europe" . PLOS Genetics . 9 (2): e1003296. doi : 10.1371/journal.pgen.1003296 . ISSN  1553-7404 . PMC  3573127 . PMID  23459685 .
  8. Раскрытие секретов саамов , Helsingin Sanomat , февраль 2006 г. статья
  9. ^ Айкио, Анте (2004). «Очерк изучения субстрата и происхождения саамов». В Хюваринен, Ирма; Каллио, Питер; Корхонен, Ярмо (ред.). Этимология, заимствования и развитие: Фестиваль Йормы Койвулехто к его 70-летию . Мемуары Неофилологического общества Хельсинки. Том 63. Хельсинки: Société Néophilologique. стр. 5–34.
  10. ^ Тамбетс, Кристина; Корни, Сирия; Кивисилд, Томас; Помогите, Ад; Серк, Пиа; Лугвали, Ева-Лиис; Переводчик Хелле-Вииви; Рейдла, Маере; Мецпалу, Он; Плисс, Лиана; Балановский, Олег (апрель 2004 г.). «Западные и восточные корни саамов - история генетических «выбросов», рассказанная митохондриальной ДНК и Y-хромосомами» . Американский журнал генетики человека . 74 (4): 661–682. дои : 10.1086/383203 . ISSN   0002-9297 . ПМК   1181943 . ПМИД   15024688 .
  11. ^ Этимологии названий районов Эспоо (на финском языке) . [ мертвая ссылка ]
  12. ^ Айкио, Анте (2012). «Очерк этнолингвистической предыстории саами» . Воспоминания Финно-угорского общества . 266 . Хельсинки: Финно-угорское общество : 63–117 . Проверено 26 июля 2015 г.
  13. ^ Матвеев, АК (2007). «Саамская субстратная топонимия на севере России» (PDF) . Заимствование топонимов в уральских языках Уральская ономастика. Том. 4. стр. 129–139. ISBN  978-963-473-100-9 . ISSN   1586-3719 .
  14. ^ Хелимский, Евгений (2006). «Северо-западная» группа финно-угорских языков и ее наследие в топонимике и субстратной лексике» (PDF) . В Нуорлуото, Юхани (ред.). Славянизация Русского Севера: механизмы и хронология . Славица Хельсингенсия. Том. 27. с. 109–127 Русского Севера. ISBN  978-952-10-2928-8 . ISSN   0780-3281 .
  15. ^ Ингвар Нильсен (1891). «Вторжение лопарей на юг, в Тронхейм и графство Хедемаркен». Ежегодник Норвежского географического общества (на норвежском языке). 1 (1889–1890). Христиания: 18–52.
  16. ^ Перейти обратно: а б Забор Хеге Скаллеберг (2009). «Саамские тафты в Халлингдале?» [Саамские фонды в Халлингдале?]. Викинг (на норвежском языке). 72 (2009). Осло: Норвежское археологическое общество: 197–210.
  17. ^ : 208 
  18. ^ Художественный словарь Гроува , ISBN   1-884446-00-0
  19. ^ Титулы европейских потомственных правителей - Швеция Конунг Кристофферс Ландслаг. Указ короля Карла IX предписывал текст, опубликованный по его приказанию.
  20. ^ Ханссон 2015, с. 17.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Ханссон 2015, с. 18.
  22. ^ Музей Даларны Выставка «Темное наследие» в Швеции . 2007.
  23. ^ Сэвидж, Джеймс (31 мая 2010 г.). «Университет в поисках костей саамов» . The Local: Новости Швеции на английском языке.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и «Саамы и Вторая мировая война» . www.laits.utexas.edu . Проверено 24 марта 2020 г.
  25. ^ Силвеннойнен, Оула (2013), Мьюир, Симо; Уортен, Хана (ред.), «За пределами «этих восьми»: депортации евреев из Финляндии 1941–1942», Холокост в Финляндии: молчание истории , Холокост и его контексты, Palgrave Macmillan UK, стр. 194–217, doi : 10.1057/9781137302656_9 , ISBN  978-1-137-30265-6
  26. ^ Языки Швеции , Этнолог .
  27. ^ «Юокса – Саамский лук – Сиида» . Кедр . 10 июня 2010 г. Проверено 30 октября 2011 г.
  • Ханссон, Стаффан (2015). Земля Мальменс: Горнодобывающая промышленность Норрботтена за 400 лет (на шведском языке). Торнедалика. ISBN  978-91-972358-9-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e33c101a4a8ca1fb0a81caf338206d72__1719767100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/72/e33c101a4a8ca1fb0a81caf338206d72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sámi history - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)