Дворец Ажуда
Дворцовая помощь | |
---|---|
Ажуда Палас | |
Общая информация | |
Статус | Королевский дворец, музей |
Тип | Дворец |
Архитектурный стиль | неоклассическая архитектура |
Расположение | Лиссабон , Португалия |
Координаты | 38 ° 42'27,34 дюйма с.ш. 9 ° 11'53,98 дюйма з.д. / 38,7075944 ° с.ш. 9,1983278 ° з.д. |
Открыто | 17 июля 1795 г. |
Владелец | Португальская корона (1795-1910) Португальская Республика (1910-настоящее время) |
Технические детали | |
Материал | Кирпич |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) | Джакомо Аццолини |
Известный | Королевская резиденция |
Веб-сайт | |
www | |
Тип | Неподвижный |
Критерии | Национальный памятник |
Назначен | 16 июня 1910 г. |
Справочный номер. | ИПА.00004722 |
Дворец Ажуда ( португальский : Palácio da Ajuda , Португальское произношение: [ɐˈʒuðɐ] ) — неоклассический памятник в гражданском приходе Ажуда в городе Лиссабон , центральная Португалия . Построенный на месте временного деревянного здания, построенного для проживания королевской семьи после землетрясения и цунами 1755 года , он был первоначально начат архитектором Мануэлем Каэтано де Соуза , который планировал здание в стиле позднего барокко и рококо . Позже его доверили Хосе да Коста э Силва и Франсиско Ксавье Фабри, которые спроектировали великолепное здание в неоклассическом стиле .
Со временем проект претерпел несколько периодов, когда строительство останавливалось или замедлялось из-за финансовых ограничений или политических конфликтов. Когда королевской семье пришлось бежать в Бразилию (в 1807 году) после вторжения французских войск в Португалию , работа продвигалась очень медленно: проект взял на себя Фабри, а затем Антонио Франсиско Роза . Нехватка финансовых ресурсов также приведет к свертыванию проекта. Строительство дворца Ажуда, начавшееся в 1796 году и продолжавшееся до конца 19 века, представляло собой проект, наполненный различными политическими, экономическими и художественными/архитектурными проблемами. [ 1 ] В 1807 году в него вторглись войска Наполеона, и его ликвидировали либеральные силы , установившие конституционную монархию , сократившую власть королевской семьи. [ 1 ] В художественном отношении это было слияние стилей барокко из дворца Мафра , тесно связанного с королевской властью, с рождением неоклассического стиля в Италии. [ 1 ] Дальнейшие перерывы происходили из-за нехватки средств, политических санкций или разъединения между рабочими и властями, ответственными за проект. [ 1 ] Проект несколько раз менялся, но, как правило, его автором был Мануэль Каэтано де Соуза (последний архитектор в стиле барокко), а затем Коста-э-Сильва и Фабри, оба болонские архитекторы, чьи вкусы пересекали архитектурный спектр, но в которых преобладал неоклассицизм. [ 1 ]
Когда дворец наконец стал постоянной резиденцией королевской семьи во время правления Луиша I и его жены Марии Пиа Савойской , их архитектор Посидониу да Силва внес множество эстетических изменений и превратил один из боковых фасадов в главный.
Большая часть интерьеров дворца была спроектирована во время правления короля Луиша I его женой, королевой Марией Пиа и Посидониу да Силва.
Мария Пиа жила во дворце со дня, когда она стала королевой Португалии в 1862 году, до республиканской революции 1910 года, когда королевская семья была вынуждена покинуть страну.
История
[ редактировать ]В 1726 году король Португалии Жуан V приобрел три поместья в приходе Белен: одно стало Беленским дворцом ; на втором участке располагалось ораторское искусство, которое со временем было расширено и превратилось во дворец Несессидадес ; а третий отведен под летнюю резиденцию, которая так и не была построена во время его правления. [ 2 ]
1 ноября 1755 года, в день лиссабонского землетрясения 1755 года , королевская семья находилась в Белене и спаслась от разрушения Лиссабона землетрясением и цунами. Возмущенный событиями, король Джозеф отказался жить в каменном доме. [ 2 ] и укрылся в деревянной хижине рядом с дворцом графов Обидуш (набитой гобеленами из Кинта -де-Байшу ). Поскольку королевская семья продолжала опасаться за жизнеспособность дворца Рибейра в Лиссабоне, король приказал построить более постоянное деревянное здание на высотах Альту-да-Ажуда; [ 3 ] Архитекторы Петронио Маццони и Вериссимо Хорхе начали строить сложную конструкцию из дерева, собранного в сосновом лесу Вале-де-Фигейра. [ 2 ] Настоящая Баррака ( Королевская палатка ) или Пасу-де-Мадейра ( Деревянный дворец ) была завершена 20 сентября 1761 года (и первое крещение состоялось в ее часовне), но из-за риска обрушения театр (который считался рискованным) архитектор Джованни Карло Галли-Бибиена ) был реконструирован с 1767 по 1786 год Джакомо Аццолини. Двор оставался на этом месте почти три десятилетия, в роскошной атмосфере золотого века просвещенного деспотизма, вплоть до смерти короля в 1777 году. [ 2 ] [ 3 ] Поскольку его преемница, королева Португалии Мария I, жила с Петром III во дворце Келуш на момент смерти Жозефа, Королевская Баррака была освобождена. [ 2 ]
В ноябре 1794 года, во времена правления Марии I и принца-регента , королевский шатер сгорел, хотя пожарным удалось спасти библиотеку и церковь. [ 3 ] Более постоянное жилище было задумано архитектором Хосе да Коста-э-Сильва . Начиная с 17 июля 1795 года завалы и местность были расчищены, что продолжилось 27 июля под руководством Антониу Висенте. Первый краеугольный камень был заложен 9 ноября под руководством Мануэля Каэтано де Соуза (второй проект - под руководством немца Ксавье де Магальяйнса). [ 3 ] Он был задуман как здание в стиле барокко в стиле рококо , но вскоре строительство было прервано. По состоянию на 19 мая 1796 года проект был выполнен каменщиками Франсиско Антонио и Хоакимом Баптистой, которые привезли камень из Монсанто (Иданья-а-Нова) , песок из Алфейта , оксид кальция , приготовленный в Алькантаре , плитку из Альхандры , включая . известняк из Перу-Пинейру , Беласа , Вила-Чана и Монсанто . Вмешательство многих архитекторов привело к изданию королевского указа (9 декабря 1801 г.), в котором говорилось, что изменения в проект могут быть внесены только по согласованию с Мануэлем Каэтано де Соуза, Хоакимом де Оливейра, Хосе да Коста и Силва и/или Франсиско Ксавье Фабри ( при условии, что это сэкономит на затратах на проект). Но Мануэль Каэтано де Соуза спроектировал слишком сложное и замысловатое здание в стиле барокко (которое позже подверглось критике со стороны да Коста-э-Сильва и Фабри в 1801 году). Но из-за растущей путаницы и трудностей между архитекторами и подрядчиками 21 января 1802 года да Коста э Силва и Фабри были приглашены короной представить новый проект совместно с Антониу Франсиско Розой и Мануэлем Хоакимом де Соузой, исключив при этом Мануэля. Каэтано де Соуза.
В 1802 году Мануэль Каэтано де Соуза умер, и к 26 июня официальными архитекторами были назначены да Коста-э-Сильва и Фабри. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Да Коста э Силва и Фабри уважали то, что уже было построено, но внесли необходимые изменения, чтобы превратить королевский дворец в более достойное, серьезное и величественное здание. Следовательно, план был упрощен и сведен к ядру, состоящему из двух дворов с таким же уровнем орнамента, но теперь гораздо более изысканным. [ 1 ] [ 3 ]
2 июля 1802 года монарх поручил маркизу Алорне изучить будущие картины, которые будут располагаться на его стенах. Домингуш Секейра и Виейра Портуэнсе Для покраски особняка были наняты в сопровождении Хоакима Грегорио да Силва Рато, Мануэля Прието, Хосе да Кунья Таборда , Фускини и Калисто, а для украшения особняка были наняты итальянские декораторы Мануэль да Коста и Джузеппе Виале. Точно так же скульпторы Хоаким Мачадо де Кастро (создавший три скульптуры), Карло Аматуччи (некоторые), Жоао Хосе де Агиар и его помощник Грегорио Вьегас (выполнили десять статуй), Хоаким Хосе де Баррос Лаборао и Мануэль Хоаким Лаборан (выполнили шесть статуй). , а Фаустино Хосе Родригес и его сын Франсиско Ассис Родригес заключили контракт на создание трех скульптур. В 1803 году Карлос Аматуччи завершил скульптуру Либердаде .
Полуостровная война
[ редактировать ]К 1807 году с художниками, скульпторами и декораторами были заключены контракты, но прибытие войск Жана-Андоша Жюно немедленно остановило строительство, поскольку королевская семья бежала в Бразилию ( Рио-де-Жанейро ). [ 1 ] Тем не менее, Жюно настаивал на продолжении строительства. [ 2 ] Но в 1809 году вторжение французов на территорию Португалии окончательно привело к приостановке проекта. К 1812 году Франсиско Фабри вернулся к руководству проектом, поскольку Хосе да Коста-э-Сильва также присоединился к королевской семье в Бразилии. [ 2 ] Модель Фабри была основана на дворце Казерта в Неаполе, спроектированном Луиджи Ванвителли . [ 1 ] Он представлял себе просторный дворец, ориентированный на юг, к реке Тежу , с четырьмя главными башнями по углам: работы возобновились в 1813 году.
В 1814 и 1815 годах продолжались работы над комнатами и лестницами, которые были завершены: Таборда, Фускини, Калисто, Сирило Фолькмар Мачадо (и его помощник Оливейра Гойс) и Максимо Паулино душ Рейс были художниками, а декоратор Мануэль Пиолти взял на себя внутреннюю планировку. . В 1814 году Сирилло написал Сала-ду-Доссель . В апреле 1815 года карьер Ламейрас был назначен для добычи камня для колонн первого этажа.
Мануэль Каэтано да Силва Гайан присоединился к проекту в 1815 году, чтобы помогать команде. В 1817 году Франсиско Фабри умер, и его заменил его помощник Антонио Франсиско Роза, которого Королевское казначейство вынудило ограничить масштабы проекта. В 1818 году было завершено несколько отдельных проектов: Домингуш Секейра вернулся, чтобы руководить росписью дворца; завершена модель южной башни, автором которой является Хосе Хоаким де Соуза; 26 сентября в вестибюле возвели сводчатый потолок; а 12 ноября декоративных работ в Sala dos Embaixadores ( Зал Посла подрядчики Севериано Энрике Перейра и Франсиско де Паула провели уборку ).
Король Жуан VI , все еще находившийся в Бразилии, начал проявлять интерес к проекту и представил проекты своим местным архитекторам Огюсту-Анри-Виктору Гранжану де Монтиньи и Жуану да Силва Монишу. Когда Антонио Франсиско Роза взял на себя работу в 1818 году, проект продвигался несколько ускоренными темпами, исходя из предположения, что королевская семья вернется. [ 1 ] [ 3 ] Но кортесы не были уверены в расходах на завершенную Ажуду. [ 1 ]
11 января 1819 года десять новых украшений в Посольском зале Антониу Хоаким де Фариа и подрядчики Франсиско де Паула, Севериано Энрике Перейра и Леандро Гомес выполнили . 15 февраля в Sala dos Archeiros ( Зале лучников ) художники Висенте Паулу Роша и Жоау де Деус Морейра нарисовали плинтусы по эскизам Мануэля Пиолти (поскольку Хосе Франсиско Феррейра покинул проект). К маю Фолькмар Мачадо предложил новый восточный фасад с треугольной вершиной и аллегорическими скульптурами, намекающими на изгнание французов во время войны на полуострове, но от проекта отказались. Между 1819 и 1920 годами скульптуры Справедливости и Благоразумия де Агиар завершил ; были завершены потолки Зала лучников и Зала кане-консьержа работы Таборды (1766–1836), двери впервые начал Пиолти (1770–1823); металлические щиты на дверях были предоставлены армейским арсеналом; потолок Зала испанских гобеленов работы Фолькмара Мачадо с перспективами Пиолти, фигурами Хоакима Грегорио да Силва Рато и орнаментом Андре Монтейро да Крус; плинтус бронзером и позолотой Пьер-Филипп Томир (1751–1843); потолок прихожей Sala do Despacho ( Зала для орденов ) был завершен да Крусом и Табордой. В 1820 году был утвержден новый проект южного и восточного фасадов, включавший систему пандусов и лестниц, созданную Розой. Проект завершили мастера по металлу Жоау Перейра и Мануэль Антониу, а также плотник Хосе Жоаким де Соуза. [ 3 ]
27 июля 1820 года инспектор королевского дворца да Коста-э-Сильва, Фолькмар Мачадо, де Магальяйнс, Роза и да Силва Гайан провели встречу, чтобы принять решение о первом проекте восточного фасада или новой композиции Фолькмара Мачадо. В ходе этих встреч был утвержден проект вступительного экзамена; оформление , пандусов Факельного зала и лестницы; и рисунки для комнат Пиолти, которые выполнили Анаклето Хосе Нарсисо, Эуженио Хоаким Альварес, Эусебио де Оливейра, Жоао де Деус, Хосе Антониу Нарсисо, Хосе Томас и Висенте Паулу.
К 1821 году, когда Иоанн VI Португальский вернулся из Бразилии, дворец еще не был завершен, и в нем допускались только некоторые государственные и церемониальные протоколы (например, посвящение Иоанна в Орден Подвязки в 1823 году). [ 2 ] Следовательно, Иоанн VI решил жить во дворце Бемпоста . [ 2 ] С новым упрощением планов архитектор Антонио Франсиско Роза продолжил структурные работы. На этом этапе художники Таборда, Себастьян Хосе Алвес, Хосе Жоаким де Соуза, Бернардино де Сена Лемос да Роша, Арканджело Фушкини, Максиму Паулино дос Рейс, Хоаким Грегорио да Силва Рато, Пиолти, Жоау Перейра, Хосе Педро де Карвалью и Мейсон Антониу Хоаким де Фариа работал во дворце. В 1823 году лестницу украсил художник Норберто Хосе Рибейру, а в 1825 году главным художником стал Хоаким Рафаэль .
Дворец начал использоваться в качестве королевской резиденции в 1826 году, когда сюда въехала инфанта Изабель Мария , регентша от имени молодой королевы Марии II . [ 1 ] [ 2 ] Архитекторам было предложено уменьшить масштаб проекта до одной трети первоначального проекта, сделать восточный фасад главным входом и возвести башню на южном конце. [ 1 ] Его план теперь сократился вдвое, он включал один блок, строительство которого было немедленно прервано победой либералов в 1833 году. [ 1 ]
В 1827 году Пиолти умер, оставив после себя художника-декоратора Антонио Инасио Виейра, ответственного за дизайн интерьера. Работы на месте начались и быстро закончились в 1828 году английским каменщиком Джоном Джонстоном. Он отвечал за английскую лестницу , но загадочным образом был исключен из проекта и заменен Николау Пиресом. В 1830 году умер Антонио Хоаким де Фариа, ответственный за большую часть каменной кладки дворца. Аналогичным образом, три года спустя умер Себастьян Хосе Алвес, его сменил Хоаким Хосе Вентура Алвес.
Во второй половине XIX века во дворце были специально выполнены новые работы, чтобы приспособить существующее пространство к постоянной резиденции королевской семьи: окна в прихожей Сала-ду-Деспачо были завершены Полем Сормани; на окнах висели новые кружевные портьеры из Швейцарии; Quarto de D. Luís ( Комната Д. Луиса ) была разделена перегородками, с пониженным потолком и использовалась как офисное помещение с туалетом; Sala de Trabalho do Rei ( Кабинет короля ) был украшен новым ковром, произведенным английской фирмой Thomas Bontor & Company, которая также производила новые ковры для Sala Chinesa ( Китайского зала ); кроме того, более старый Sala de Bilhar ( Бильярдная комната ) был разделен на две комнаты: Sala Chinesa ( Китайская комната ) и Sala Império ( Императорский зал ).
Либеральные войны
[ редактировать ]Эти изменения произошли в первую очередь из-за увеличения использования дворца. В 1828 году Мигель Португальский был встречен португальскими кортесами в зале кортесов (сегодня столовая ). [ 3 ] Мигель также жил во дворце в течение шести месяцев, пока королевская резиденция, дворец Несессидадес , претерпела реконструкцию. [ 2 ] [ 3 ]
Переезд Королевского двора во дворец Келуш в 1829 году и смерть архитектора Розы привели к замедлению реализации проекта и затронули северное крыло, которое пришло в упадок. [ 2 ]
С началом либеральной и абсолютистской фракционности страна вступила в период хрупкой стабильности, и проект, и без того продвигавшийся медленно, остановился в 1833 году с приходом либеральных сил в Лиссабон. [ 2 ] [ 3 ]
После восстановления либерального режима Петр IV занял пост регента до дочери , присягнув на верность Конституционной хартии в тронном зале 30 августа 1834 года. совершеннолетия своей [ 2 ] [ 3 ] Петр попытался завершить строительство дворца по пересмотренному плану Хоакима Поссидониу Нарцисо да Силва. [ 2 ] но безуспешно. Тем не менее, некоторые проекты продолжались внутри здания: в 1836 году был завершен прихожая Сала-ду-Деспашу со сценами Дианы работы Андре Монтейро да Крус; в 1837 году несколько картин отремонтировал Хоаким Рафаэль; в 1844 году Хоаким Рафаэль заказал восковые бюсты монархов; а скульптура « Иносенсия» Бенедетто Делизи была выполнена в 1860 году.
Королевская резиденция
[ редактировать ]После трагической смерти членов королевской семьи в 1861 году от брюшного тифа многие советовали королю Луису покинуть дворец Несессидадес. [ 2 ] После провозглашения королем (22 декабря 1861 г.) Луис временно переехал во дворец Пасу-де-Аркос, а в Ажуде произошла реконструкция, чтобы приспособить здание под новую королевскую резиденцию. [ 2 ] [ 3 ] В то же время был заключен брак между Луисом и Марией Пиа Савойской , дочерью итальянского короля Виктора Эммануила II , которые поженились в 1861 году; 16 апреля 1862 года новый король и его жена переехали во дворец, превратив его в официальную королевскую резиденцию. [ 2 ] [ 3 ]
Чтобы сделать здание пригодным для проживания, король поручил Посидониу да Силва и Коста Секейра отремонтировать и реконструировать здание, в первую очередь исходя из вкусов королевы. [ 2 ] Старый Sala do Dossel , зал для аудиенций, был переименован в Sala das Tapeçarias Espanholas , поскольку по случаю свадьбы Луиса и Марии Пиа Савойских в зале были установлены три испанские хрустальные люстры . Внутренний вестибюль был преобразован в Зимний сад ( португальский : Jardim de Inverno ). Поссидониу да Силва также покрыл потолочные фрески с расписным потолком, покрытым джиннами, сфинксами и химерами , на которые позже были нанесены камни агата и халцедона (подарки вице-короля Египта) в дополнение к португальскому мрамору. Sala do Fumo ( Курительная комната ) была построена из резного дерева. Сала Азул ( Синяя комната ) была украшена гобеленами, найденными в этом помещении (которые были произведены Real Fábrica de Santa Bárbara de Madrid по эскизам Франсиско де Гойи ). Эти гобелены были подарком из Испании в 1785 году в честь королевской свадьбы принца Иоанна VI и Карлоты Хоакины . Точно так же обстояло дело и с приемной, и рабочие разорвали золотые обои и заменили расписной карниз на настоящий. В офисе рядом с В Зимнем саду стены были обтянуты розовым бархатом для размещения коллекции из Саксонии, а лепнина на потолке была расписана изображениями птиц и видами Италии и Лиссабона Джузеппе Чинатти и Ахиллом Рамбуа, а мебель была выбрана Кригером, Suc. Рако Парижский. Сала -Верде ( Зеленая комната ) получила новую лепнину потолка с барельефным орнаментом и сусальным золотом. Ремонтные работы также проводились в дворцовой часовне, уборной королевы и столовой Леандро Брага, которому также помогало ателье, отвечающее за студию живописи короля и личную библиотеку. Именно во время этой реконструкции исчезла картина «Чегада де Д. Жуана VI» художника Фускини в бальном зале.
Тем временем, 28 сентября 1863 года, инфант Карлуш (впоследствии король Португалии Карлос ) родился в Сала-Верде ( Зеленой комнате ) .
выполнил бюст Марии Пиа В последующие годы последовали и другие пристройки к дворцу: в 1863 году Санто Варни ; инкрустированный стол выполнил Фочентино Эудженио Азнани (свадебный подарок Марии Пиа из города Фаэнца ); в 1865 г. исполнение скульптуры Одоардо Фантаккиотти (1809–1877); Мария Пиа попросила Поссидонио да Силва заменить картину на потолке Зала музыки ( Музыкальная комната ), аллегорическая сцена, написанная Хосе да Кунья Таборда и Арканджело Фускини , была заменена картиной, заказанной Фелисберто Антонио Ботельо; Голубая комната ; шелком была отделана мраморную статую Тангедура-ду-Пандейру завершил в 1866 году Джованни Дюпре (1817–1882) ; в 1867 году паркет в залах Сала-ду-Деспачо и Сала-дос-Контадорес завершил Годфруа, столяр бельгийского королевского дома; исполнение скульптуры «Женщина с кувшином на голове» работы Селестена Анатоля Кальмельса ; казнь бюста короля Людовика I, также работы Анатоля Кальмельса; в 1869 году исполнение скульптуры «Леда » Чезаре Сигинольфи ; картину короля также завершил художник Антониу Родригеш да Силва; в 1870 году — «Мария Пиа Маскарада» Жозефа Лейро ; над паркетным полом в Сала Азул ( Голубой комнате в 1873 году работа Жозефа Годфруа картины с изображениями принцев Карлоса и Афонсу в Сала Роза ( Розовая комната ). ); В 1874 году Жозеф Лейро завершил [ 3 ]
К концу XIX века начались новые внешние реставрации под руководством Домингуша Паренте да Силва, а внутри продолжались новые дополнения: в 1875 году Чезаре Сигинольфи завершил скульптуру Марии Пиа; в 1876 году — миниатюрная картина Микеле Гордиджани «Луис и Мария Пиа» ; новый паркетный пол в Сала-ду-Аршейрос ( Зал лучников ) и Сала-ду-Портейру-да-Кана в 1879 году Мардель Магальяйнс начал укладывать картина изображением Умберто I Итальянского с А. Джанджованни ; в том же году была установлена ; в 1881 году была выполнена скульптура «О Салтимбанко» Симойнса де Алмейды ; в 1886 году — скульптура Виктора Эммануила II работы Хоакима Сантоса ; над дверями туалетного столика королевы в 1887 году — картины Эрнесто Кондейши ; портрет инфанта Карлоса для прихожей Сала -ду-Деспашу завершил в 1890 году Жозе Мальоа ; новый мраморный пол в Sala dos Embaixadores ( Зал посла в 1891 году по заказу Антонио Морейры Рато и сыновей был установлен );
После смерти мужа королева Мария Пиа продолжала жить во дворце вместе со своим сыном инфанте Афонсу . [ 2 ] [ 3 ] Хотя король Португалии Карлос начал проживать во дворце Несессидадес, дворец (хотя и резиденция королевы-матери) был зарезервирован для официальных церемоний, включая банкеты и приемы, например, в честь Эдуарда VII Соединенного Королевства Великобритании. и Ирландия , Альфонсо XIII Испании, Вильгельм II , немецкий император и президент Эмиль Лубе . Франции [ 2 ] [ 3 ] Карлос внес мало изменений во дворец, хотя он был ответственным за заказ двух больших горшков в Берлине на парижской фабрике герцога Ангулемского для Сала-ду-Троно ( Тронный зал ). Точно так же по случаю визита короля Эдуарда VII он также заказал новые стулья для Sala da Ceia ( Столовая ). Мануэль II остался в резиденции во дворце Несессидадес после смерти короля и наследного принца в Лиссабонском цареубийстве в бурные годы перед революцией. [ 3 ]
Республика
[ редактировать ]С революцией 5 октября 1910 года все работы во дворце прекратились и были закрыты. [ 3 ] начало новой фазы запустения, которая позже привела к затоплению библиотеки дождевой водой в 1925 году.
В 1934 году Дуарте Пачеко поручил Раулю Лино разработать план завершения строительства, которое было отложено из-за затрат, связанных с проектом. Но республиканское правительство провело инвентаризацию многих предметов мебели и произведений искусства и вместе со многими артефактами из других дворцов хранило их во дворце Ажуда. [ 2 ] В 1938 году дворец был открыт как музей, а в 1954 году было открыто Casa Forte ( Хранилище ) для демонстрации драгоценностей португальской короны и столового серебра королевского двора. [ 2 ]
Еще одна попытка отремонтировать дворец была предложена в 1944 году по новому проекту Рауля Лино, но так и не была реализована, и в 1956 году компания Arantes e Oliveira снова поручила Раулю Лино разработать новый проект. Отделение Servicos dos Monumentos Nacionais ( Национальная служба памятников ) обследовало здание, чтобы определить его состояние (в 1956 году), что также предсказало крупные инвестиции для полного восстановления дворца. После периода ограниченного доступа (между 1940 и 1968 годами), когда только люди, имевшие авторизационную карту от Direcção Geral da Fazenda Pública ( Генерального управления казначейства ), дворец был открыт для публики 20 августа 1968 года.
Новая зеленая зона была создана для укрепления переднего (восточного) фасада здания в 1961 году, но в 1974 году пожар уничтожил значительную часть северного крыла. С 23 по 24 сентября пожар уничтожил картинную галерею короля Луиса и часть северного крыла, в котором находилось 500 картин, в том числе автопортрет Рембрандта . [ 2 ] Он был частично преобразован в музей в 1968 году и служил штаб-квартирой Министерства культуры ( португальский : Ministério da Cultura ), IPPAR и IPM. [ 2 ]
В 1989 году президент IPPC пригласил инженера-строителя Гарсиа Ламаса и архитектора Гонсало Бирна разработать проект завершения дворца. Дизайнеры создали два макета и различные планы, которые предусматривали достройку незавершенных крыльев и расширение садов до Jardim das Damas ( Сада Дамы ). План также будет включать строительство двух жилых зон поблизости, что обеспечит 75% работ.
26 мая 1992 года дворец был передан Португальскому институту архитектурного наследия в соответствии с Указом-Законом 120/92. Библиотека дворца является тезкой Cancioneiro da Ajuda .
Архитектура
[ редактировать ]Национальный дворец Ажуда расположен на вершине холма в центральной части прихода Ажуда с видом на исторический центр Лиссабона и реку Тежу , к югу от лесного парка Монсанто . Его основной путь доступа находится через Ларго-да-Ажуда на восточной стороне объекта, но через него также проходят Кальсада -ду-Миранте-а-Ажуда (север) и Руа-дос-Маркос (запад). Хотя дворец занимает квартал на высоте Ажуда, его очерченное пространство простирается на несколько садов и земель вокруг главного здания. Сюда входят: Жардим-дас-Дамас ( Женский сад ), выходящий на северный фасад дворца; Sala da Física ( Физический зал ) в северо-восточном углу перед дворцом; башня с часами, также известная как Торре-ду-Гало ( Петушиная башня ), расположенная перед дворцом; и более крупный Jardim Botânico ( Ботанический сад ), расположенный к юго-западу и через дорогу от дворца.
Экстерьер
[ редактировать ]Одно из самых ранних неоклассических зданий в Лиссабоне, дворец представляет собой здание неправильной прямоугольной формы, разделенное на четыре крыла (западное крыло является незавершенным) вокруг большого четырехугольника, вымощенного португальским тротуаром с геометрическим орнаментом. Каждое крыло занято отдельными объектами: восточное и южное крылья заняты музейными выставками дворца Ажуда; северное крыло принадлежит объектам Института музеев и консервации Института , галереи наследия архитектурного менеджмента и археологического , входящего в состав Генерального секретариата Министерства культуры ( Генеральный секретариат Министерства культуры ), библиотеки Ажуда и для временных выставок.
Здание превратилось в двух-трехэтажное строение на наклонном участке земли с фасадом из тесаного известняка. Главный симметричный фасад ориентирован на восток, с центральным корпусом и тимпаном , переходящим в две боковые башни. Этот фасад имеет высоту в два этажа, нижний уровень отмечен тремя арками, увенчанными (и разделенными) тосканско-ионическими колоннами, поддерживающими второй этаж/веранду. На втором этаже главного корпуса пространство защищено балясинами, защищающими три римских арочных окна, увенчанных фризом из гирлянд и разделенных шестью тосканско-ионическими колоннами.
Между центральным корпусом и башнями расположены восемь панелей, состоящих из двух этажей и мезонина, каждая панель разделена двумя рядами колонн: тосканскими на первом этаже и тосканско-ионическими колоннами на втором этаже. Окна первого этажа представляют собой лепные подоконники с карнизами, а такое же количество окон на верхнем этаже имеют перила в форме веранды, увенчанные квадратными окнами меньшего размера. Трехэтажные башни также разделены тосканскими и тоскано-ионическими колоннами: первый этаж имеет три окна и подоконники с угловыми карнизами снаружи и закругленными карнизами внутри; на промежуточном этаже сопоставимое количество окон, а на окнах третьего этажа расположены окна меньшего размера (как и на панелях). Южный боковой фасад трехэтажный, с 19 последовательными окнами, что сравнимо с главным входом, хотя в основании есть ряд ниш. Незавершенный западный фасад демонстрирует следы различных зависимостей со стеной открытых подоконников / арок с тосканскими колоннами и доступом в центральный двор через три закругленных арки. В огромном фойе со сводчатым краем, поддерживаемым тосканскими колоннами, находятся двадцать две мраморные статуи, некоторые из которых подписаны и датированы.
Вестибюль является основным входом во дворец, в библиотеку и выставочную галерею, который осуществляется через вестибюль, через монументальную лестницу и закругленные арки. Просторный двор вымощен португальской кальсадой и окружен двумя четырехэтажными крыльями (северным и южным): главный этаж с центральной аркой и дверным проемом окружен прямоугольными окнами, увенчанными квадратными окнами меньшего размера; и верхние этажи состоят из окон-веранд с простыми рамами, карнизами и балясинами/перилами.
Интерьер
[ редактировать ]Интерьер состоит из сообщающихся между собой залов, центрального коридора с лестницами и лифтами.
В вестибюле на первом этаже, с последовательным переходом музея в боковых направлениях, есть лестница рядом с двумя нишами с фигурами Хустисы и Пруденсии , ведущая в Sala dos Archeiros ( Зал лучников ), построенный Хоакимом Мачаду де Кастро и его ученики. На этом этаже посетитель проходит по линейному пути через следующие комнаты и залы:
Первый этаж
[ редактировать ]- Sala dos Archeiros ( Зал лучников ), названный так потому, что его занимал почетный караул (с 8:00 до 23:00), представляет собой зал, освещенный двумя окнами и тремя прямоугольными дверями, все с золотыми металлическими щитами и крытыми в декоративных картинах, изображающих военные победы. Сводчатый потолок зала расписан Жозе да Кунья Таборда с португальским королевским гербом, окна и двери увенчаны картинами, а пол, выложенный паркетом, частично покрыт ковром. В настоящее время он используется как главный вход для посещения дворца и консьержей .
- Sala do Porteiro da Cana ( Зал консьержей Cane ) использовался для объявления посетителей и состоит из ложного купола, образующего квадраты, образованного простыми колоннами и коринфскими капителями, поддерживающими треугольные фронтоны. В центре находится аллегория Хустисы с двумя медальонами по бокам, изображающими Иоанна VI и Карлоту Хоакину, на паркетном полу.
- Sala das Tapeçarias Espanholas ( Зал испанских гобеленов ), как следует из названия, представляет собой место расположения восьми испанских гобеленов разных размеров, представляющих Dança ( Танец ), Passeio na Andaluzia ( Прогулка по Андалузии ), Jogo de Cartas ( Карточная игра ), Fonte ( Фонтан ), Merenda ( Обед ), Partida para a caça ( Отъезд на охоту ), Regresso da Caça ( Возвращение с охоты ) и Caçadores ( Охотники ). Его также называли Sala do Dossel ( Зал с балдахином ) или Sala de Audiência ( Зал для аудиенций ), поскольку король Луис и королева Мария Пиа использовали его в качестве зала ожидания для официальных гостей. На полусводчатом потолке находится аллегорическая фреска, изображающая отъезд короля Иоанна IV в Бразилию. Помимо различных картин и архитектурных элементов, здесь есть деревянные карнизы и паркетный пол, а над четырьмя дверями - аллегорические картины, перемежающиеся восемью большими гобеленами. Зал занимает большой письменный стол и множество деревянных стульев с позолотой, покрытых красным бархатом, с полированными гребнями и точеными бронзовыми элементами.
- Antecâmara da Sala do Despacho ( Прихожая Зала Порядка ), также называемая Sala do Retrato de D. Carlos ( Зал Живописи Дона Карлоса ) или Sala de D. Sebastião ( Зал Дома Себастьяна ), который представляет собой небольшой комната с потолком, расписанным фигурой Дианы и сценами охоты, а над дверями изображения Меркурия , Вулкана , Науки и Мира .
- Сала-ду-Деспачо ( Зал порядка ), еще одна комната с плоским сводчатым потолком. Это пространство использовалось для государственных функций, и король решал официальные обязанности, обычно по четвергам. Его потолок расписан Aurora trazendo a Felicidade Pública , Abundância , Mentira и Justiça (авторы Фолькмар Мачадо и Таборда), а лепнина украшена военными мотивами. Сбоку от комнаты находится камин/печь из итальянского черного мрамора, состоящий из двух ионических колонн, поддерживающих фриз, украшенный цветами и карнизом, с металлической противопожарной решеткой. Паркетный пол имеет геометрический узор, а пространство украшено несколькими стульями с золотым бархатом, большими вазами, низкой мебелью и столом с красной бархатной столешницей.
- Sala dos Contadores ( Зал бухгалтеров ), также известный как Sala das Cómodas ( ) Комната с комодом , небольшой коридор с инкрустированным паркетом.
- Sala de Música ( Музыкальный зал ) с прямоугольной росписью потолка в тонах сепии , белого и золотого, с восемью медальонами, изображающими герб Португалии, Дом Браганса и кресты военных орденов, со стенами, покрытыми розовым шелком. и пол паркетный. На одном конце находится огромный дубовый камин/печь с несколькими стеклянными витринами с декоративными фризами и карнизами, выровненными по обеим сторонам. Дымоход и печь украшены золотыми фитоморфными элементами и гербом Португалии и окружены на нескольких стенах картинами и . В центре находятся музыкальные инструменты (хотя король Луис был баритоном, он также аккомпанировал на виолончели, а королева была пианисткой), окруженные бархатными койками и несколькими картинами.
- Quarto do Rei D. Luís ( Комната короля Луиса ), покрытая деревянными панелями, выкрашенная в белый и золотой цвета, остается одной из немногих комнат во дворце, окрашенных в первоначальные нереставрированные цвета стен. Расписной потолок, изображающий аллегорическое изображение Паса работы Сирило Фолькмара Мачадо, включает фигуры, мифические фигуры и цветы в каждом углу, а главный потолок выполнен в виде причудливого купола под открытым небом . Стены просто выкрашены в белый цвет с золотой отделкой и разделены квадратными панелями, а пол выложен паркетом. Комнату украшают богато украшенная кровать, стол и стулья, обитые белым бархатом, вдоль одной стены стоит письменный стол, а в оконных нишах на противоположной от кровати стене стоят статуи. полноразмерная картина короля Португалии Карлуша . Картины многих португальских монархов расположены на одной из стен, а над столом висит
- Antecâmara do Quarto Real ( прихожая королевской спальни ) продолжает обшивку стен и расписные фризы, украшающие главную спальню, и увенчанную спиральными фитоморфными элементами, которые повторяются выше на стенах.
- Sala Azul ( Синяя комната ), которая на самом деле не синяя, покрыта белыми и золотыми шелковыми стенами и драпировками, с соответствующими стульями и мягким диваном на паркетном полу. Между 1863 и 1865 годами он был реконструирован Посидониу да Силва, чтобы обеспечить королевскую гостиную по вкусу королевы Марии Пиа. Авангардный для своего времени, он включал в себя визуальные эффекты, пропорциональные пространству, в том числе два больших зеркала на противоположных стенах (одно над камином, другое между двумя окнами) и романский арочный проем, который расширяет взгляд Синей комнаты на соседнюю комнату. Приложение Габинете де Карвалью .
- Gabinete de Carvalho ( Дубовый кабинет ), пристройка, служившая курительной комнатой в тот период, когда мужчины и женщины общались независимо. Пространство, отделанное дубом, драпировкой из красного бархата и стульями, украшено картинами с изображением любимых кораблей короля Луиша, а также дубовым комодом .
- Жардим-де-Инверно ( Зимний сад ) или Сала-де-Марморе ( Мраморный зал ) покрыт мрамором и агатом , подаренным королевской семье португальским вице-королем Египта, с фонтаном из каррарского мрамора, резервуаром и вершиной. Фонтан окружен тремя бронзовыми журавлями, бюстами, двумя огромными богато украшенными клетками для птиц, вазами и мягкими стульями, типичными для природы на открытом воздухе. Горшечные и висячие растения также окружают комнату, создавая впечатление закрытой открытой среды.
- Sala Cor-de-Rosa ( Розовая комната ), небольшая комната, отделанная розовым шелком, комната была специально создана для демонстрации коллекции фарфора королевы, со множеством статуэток, выставленных на подоконниках на стенах, с мебелью, окрашенной в розовый цвет или покрытой розовый бархат.
- Зал Верде ( Зеленая комната ), обтянутый зеленым шелком, с белым потолком с золотыми элементами, декоративными картинами (в том числе большим портретом королевской семьи 1876 года работы Жозефа Фортюне-Серафина Лэйро), зеленой драпировкой и паркетным полом с геометрическими элементами. . Большой камин/печь из белого мрамора занимает одну стену с закругленным декором в стиле рококо, защищенную решеткой из золотого металла. Это была отдельная комната, использовавшаяся королевой для выполнения официальных обязанностей или приема посетителей, а также комната, где она родила королевского наследника принца Карлоса . Небольшая прихожая слева (известная как Красная комната , по-португальски : Sala Encarnada ) на протяжении всей своей истории использовалась для различных целей (умывальная, ораторское искусство, мастерская или письменная комната), и сегодня здесь выставлены различные портреты, бюсты, комоды и письменные принадлежности. стол.
- Sala de Saxe ( Саксенская комната ), была обтянута шелком, гипсовый потолок украшен цветами, птицами и бабочками; сегодня в его строгом пространстве выставлены игрушки и предметы, связанные с инфантами Карлосом и Афонсу. Справа от Зеленой комнаты когда-то находились португальские медальоны и картины с итальянскими пейзажами.
- Quarto da Rainha ( Спальня королевы ) была оформлена в наполеоновском стиле 1861 года, который был популярен в Европе в то время, и включает стены из синего шелка с серебряным узором, увенчанные потолком, расписанным аллегорическими изображениями Фе , Эсперансы и Каридад , а также фигура Иоанна Крестителя . Комната украшена религиозной иконографией, богато украшенной деревянной мебелью и выделена большой кроватью с балдахином (также синего, золотого и серебряного цветов), а пол покрыт ковром из шкуры белого медведя. Рядом находится тукадор (раздевалка и туалет), а также продолжается оригинальное пространство с ковровым покрытием из спальни королевы с большим трехстворчатым зеркалом, камином, комодом и комодом. Он декорирован насыщенной коричнево-золотой отделкой, фитоморфными элементами и росписями фигур Дианы , Юноны , Венеры и Минервы над дверными проемами. Сама ванная комната, более практичная, чем декоративная, тем не менее, украшена расписной лепниной и богатой деревянной отделкой, а также включает в себя ванну, двойной унитаз, двойную раковину и биде — гигиенические инновации, пришедшие из Англии примерно в 1880 году.
- Casa de Jantar da Rainha ( Столовая королевы ), частная столовая, никогда не планировалась в проекте дворца 1802 года, но к 1880 году возникла потребность в общем пространстве. Последняя комната была декорирована красным шелком и богатой деревянной отделкой от пола до потолка, с дровяным камином/печью на одной стене (увенчанной большим зеркалом), а противоположная стена обеспечивает вход в соседнюю бильярдную. Пол покрыт мозаичным паркетом с бронзовым блеском.
- Sala de Bilhar ( Бильярдная комната ), которая заменила старую комнату на втором этаже и занимала короля Луиса после ужина, поскольку королева и гости удалялись в Голубую комнату , хотя известно, что королева время от времени играла с королем или со своей учительницей игры на фортепиано миссис Карт. Комната представляет собой тщательно продуманное продолжение соседней столовой с паркетным полом, дровяным камином, боковыми деревянными пилястрами и стенами цвета темного дерева, а также рядом длинных двухъярусных диванов у стен. Большой дровяной камин состоит из резного дерева с херувимами и встроенным зеркалом, а центральный бильярдный стол занимает большую часть пространства.
Второй этаж
[ редактировать ]Во время государственных мероприятий или торжеств приглашенные гости входили через вестибюль и поднимались по главной лестнице на второй этаж дворца по Escadaria Nobre . Закрытая лестница украшена пышной резьбой на потолке нижнего этажа, который зигзагами переходит к верхней площадке, украшенной закругленными витражами с королевским гербом и расписным потолком. На втором этаже дворца расположены:
- Atelier de Pintura do Rei ( Королевская мастерская живописи ), которой предшествует галерея со многими произведениями искусства короля Карлоса. Комната украшена резьбой белого цвета, с обшитым панелями потолком, поддерживаемым равноотстоящими карнизами и кронштейнами, с окнами, обрамленными арками и навесами ложных парапетов, а также деревянной лестницей, защищенной четырьмя протекшими фольгами, пол - паркетный мотив. геометрический.
- Библиотека ( Библиотека ) — это помещение, покрытое дубовой древесиной, служащее библиотекой, включая панели, двери, отделку и камин (по бокам которого стоят два воина Атлантиды).
- Sala de Trabalho do Rei ( Кабинет короля ), его стены, окрашенные в бежевый цвет, с обшивкой и отделкой, украшенными геометрическими элементами и листвой соответственно, сосредоточены на панели, изображающей Сатурн . Пол покрыт паркетом с различными оттенками тисненого дерева, а с потолка свисает бронзовая хрустальная люстра.
- Sala das Incias LM ( Комната с инициалами L&M ), относительно небольшое прямоугольное помещение с плоским потолком, украшенное аллегорической сценой, изображающей инициалы L и M монархов короля Луиша и королевы Марии Пиа, с широким карниз, украшенный звездами и военными мотивами на очень выступающем карнизе и извилистом богато украшенном фризе. Стены покрыты драпировками из аналогичной ткани, а пол покрыт паркетом.
- Sala Chinesa ( Китайская комната ), полностью декорированная натуральным шелком, образующая шатровый потолок, с люстрами и небольшими металлическими лампами, китайским фарфором и красными дверными проемами с золотой отделкой в восточных мотивах, завершена Хосе Прокопио Рибейрой в 1865 году. Посетители резиденции монарха для гала-концертов или церемониальных мероприятий распределялись по разным комнатам, в зависимости от классовой структуры, вплоть до достижения тронного зала.
- Sala Império ( Императорский салон ) с обшивкой, выкрашенной в розовый цвет, стенами, покрытыми шелком, потолком с декоративными мотивами и извилистым фризом, а пол покрыт инкрустированным паркетом.
- Sala do Retrato da Rainha ( Портретная комната королевы ), довольно широкая комната, с потолочной росписью, изображающей Вингансу и Хустису Дивину, обрамленную фитоморфными элементами, со стенами, облицованными красным шелком, и паркетным полом. В комнате доминирует портрет в полный рост 33-летней Марии Пиа в сине-белом бальном платье напротив портрета Инфанте Афонсу, герцога Порту .
- Sala dos Gobelins ( Зал Гобеленов ), потолок в этом пространстве окрашен в синий цвет, с фитоморфными элементами и праздничными элементами белого цвета.
- Sala do Corpo Diplomático ( Комната дипломатического корпуса ) использовалась для посещения послов и членов дипломатического корпуса, которые ждали в этой комнате, прежде чем их представят в тронном зале. Эта комната полна классических мотивов: потолок с животными, фигурами и колесницами по мотивам греческого фриза, расписные стены и инкрустированный паркетный пол. Три стены украшены гобеленами с королевскими гербами, а последняя - камином, увенчанным зеркалом, со стульями, собранными для собравшихся посетителей, украшенными красным бархатом и золотом, и двумя большими декоративными вазами. Рядом находится небольшая прихожая, где посетители могли подождать, пока их имя будет представлено монархам, прежде чем появиться в тронном зале. На стенах этой комнаты находятся портреты Иоанна VI Португальского и Карлоты Хоакины на противоположных стенах.
- Sala do Trono ( Тронный зал ) — это большое помещение, занимающее южную башню дворца, с потолком Virtude Heroica , прославляющим королевскую власть Мигеля Португальского , с бронзовой хрустальной люстрой, стенами, драпированными красным шелком, и полом. покрытый паркетом и ковром Обюссона. На небольшой двухступенчатой платформе расположены два трона Луиша и Марии Пиа под красным драпированным балдахином. Проходы, покрытые драпировкой, увенчаны вспомогательными окнами, через которые свет проникает в пространство. Красные бархатные стулья и койки стратегически расположены по всему открытому пространству.
- Sala de Baile ( Бальный зал ) или Sala de D. João VI ( Зал короля Иоанна VI ) использовался как формальный бальный зал и имеет верхнюю галерею (для музыкантов) напротив входа, а также два портрета Луиша и Луиша в полный рост. Мария Пиа обрамляет вход. Стены покрыты красным шелком, а потолок разделен на семь панелей, на центральной изображен аллегорический Concílio dos Deuses , на котором свисают три хрустальные люстры. Вдоль одной стены расположен большой пейзаж, изображающий возвращение Иоанна VI из Бразилии, напротив окна и два зеркала.
- Sala da Ceia ( Зал для ужина ), большой обеденный зал для государственных обедов и торжественных мероприятий (таких как провозглашение Мигеля королем и свадьба Карлоса и Амелии Орлеанских ), зал представляет собой длинный зал с двумя длинными столами для посетителей и главный стол (пересекающийся с двумя другими) для королевской семьи. Потолок расписан аллегорическим изображением как дань уважения Иоанну VI, изображающим солнечную колесницу с Аполлоном , окруженную Хорами , месяцами, временами года и другими аллегорическими фигурами, освещенную тремя большими бронзовыми хрустальными люстрами, и верхнюю галерею для музыкантов. , который будет играть для приезжих гостей и дипломатов. Противоположное крыло было изменено в результате адаптации к фактической деятельности в помещении и включает в себя лестницу в вестибюле, соединяющую верхние помещения и комнаты.
Галерея
[ редактировать ]-
Деталь скульптуры.
-
Голубая комната.
-
Спальня короля Луиша I.
-
Розовая комната.
-
Зал Иоанна VI.
-
Государственная столовая.
-
Королевские троны.
-
Живописный зал.
-
Мраморный зал.
-
Большой зал ожидания.
-
Большая лестница.
-
Королевская комната.
-
Большая диспетчерская.
-
Дубовые офисы.
-
Музыкальный зал.
-
Дворцовый вестибюль.
-
Тронный зал.
-
Частная столовая.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н ИГЕСПАР – Институт управления архитектурным и археологическим наследием, под ред. (2011), Palácio Nacional da Ajuda (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: IGESPAR, заархивировано из оригинала 16 июля 2011 г. , получено 12 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Франсиско Сантана и Эдуардо Сусена (1994), стр.25-27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Национальный дворец Ажуда, изд. (2010). «История» (на португальском языке). Лиссабон, Португалия . Проверено 12 июля 2011 г.
- Источники
- Алмейда, Фиалью Д' (1910), Барбар, гребень (Jornal d'um vagabundo) (на португальском языке) (1-е изд.), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Амаклето, Регина (1986), «Неоклассицизм и романтизм», А.А. В.В., История искусства Португалии (на португальском языке), том. 10, Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Атаиде, М. Майя (1988), Памятники и примечательные здания округа Лиссабона, Лиссабон (на португальском языке), том. III, Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Карвальо, А. Эйрес де (1966), Три архитектора Ажуды. От рокайля до неоклассицизма (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Карвалью, А. Айрес де (1973), O Palácio da Ajuda (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Карвальо, А. Эйрес де (1993), Даря будущее прошлому (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - CMIL Урбанизм, изд. (2011), Подробный план охраны территории вокруг Национального дворца Ажуда (PDF) (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: DCIP - Отдел координации инструментов планирования, заархивировано из оригинала (PDF) 22 мая 2011 г. , получено 12 июля , 2011 год
- Диас, Габриэль Пальма (20–23 июня 1994 г.), «Первые проекты дворца Ажуда - проект и реализация Маноэля Каэтано де Соуза и его непосредственных последователей», Encontro Dos Alvores do Baroco à Agonia do Rococo (на португальском языке), Лиссабон , Португалия: Fundação das Casas de Fronteira
- ФЕРРЕЙРА, Рафаэль Лаборде; Виейра, Виктор Мануэль Лопес (1985), Statuária de Lisboa , Лиссабон: Amigos do Livro, Lda.
- Фрейтас, Жордау де (1909), «Королевская часовня и патриаршая церковь в Ажуде», Бюллетень Королевской ассоциации гражданских архитекторов и португальских археологов (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: Королевская ассоциация гражданских архитекторов и португальских археологов
- Годиньо, Исабель Силвейра; Феррейра, Мария Тереза Гомеш (1987), Европейский фарфор - запасы Национального дворца Ажуда (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: Фонд Калуста Гюльбенкяна
- Хиль, Жулио (1992), Самые красивые дворцы Португалии (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ИППАР, изд. (2000), Наследие. Баланс и перспективы (2000–2006) (на португальском языке)
- Луро, Франциско; Годиньо, Изабель Силвейра (1987), O Palácio Nacional da Ajuda (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - СС, изд. (1954), Отчет о деятельности министерства в 1953 году (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: Министерство общественных работ.
- СС, изд. (1957), Отчет о деятельности министерства в 1956 году (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: Министерство общественных работ.
- СС, изд. (1959), Отчет о деятельности министерства в 1957 и 1958 годах (на португальском языке), том. 1, Лиссабон, Португалия: Министерство общественных работ
- СС, изд. (1962), Отчет о деятельности министерства в 1961 году (на португальском языке), том. 1, Лиссабон, Португалия: Министерство общественных работ
- СС, изд. (1963), Отчет о деятельности министерства в 1962 году (на португальском языке), том. 1, Лиссабон, Португалия: Министерство общественных работ
- Санчес, Хосе Диаш (1940), Белен и окрестности на протяжении веков (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: Livraria Universal - Editora
- САНТАНА, Франциско; Сусена, Эдуардо (1994), Словарь истории Лиссабона (на португальском языке), Лиссабон, Португалия: Образовательная служба Национального дворца-музея Ажуда, стр. 25–27
- Секейра, Густаво де Матуш (1961), O Palácio Nacional da Ajuda (исторический обзор) (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Секейра, Густаво де Матуш (1961), Национальный дворец Ажуда (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Витербо, Соуза (1904), Diccionario Historico e Documental dos Architectos, Engenheiros e Construtores Portugals или на службе Португалии (на португальском языке), vol. 3, Лиссабон, Португалия: Imprensa Nacional
- Загалло, Мануэль К. де А. Кайолла (1961), Национальный дворец Ажуда. Маршрут (на португальском языке), Лиссабон, Португалия
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Помощь Официальный сайт Национального дворца
- Национальный дворец Ажуда в Google Arts & Culture