Дополненная пятая
Обратный | уменьшенная четвертая |
---|---|
Имя | |
Другие имена | - |
Аббревиатура | А5 [1] |
Размер | |
Полутона | 8 |
Интервальный класс | 4 |
Просто интервал | 25:16, [2] 11:7, 6561:4096 |
центы | |
12-тональный равномерный темперамент | 800 |
Просто интонация | 773, 782.5, 816 |
В западной классической музыке увеличенная пятая часть ( ) — интервал , полученный расширением на чистой квинты хроматический полутон . [1] [3] Например, интервал от C до G представляет собой идеальную квинту шириной семь полутонов, а оба интервала от C ♭ до G и от C до G ♯ представляют собой увеличенные квинты, охватывающие восемь полутонов. Будучи увеличенным, он считается диссонансным интервалом. [4]
Его инверсия — уменьшенная кварта , а ее энгармонический эквивалент — минорная шестая .
Увеличенная пятая ступень начала появляться только в начале периода общепринятой музыкальной практики в результате того, что композиторы стремились усилить обычно слабую седьмую ступень при сочинении музыки в минорных ладах .
Это было достигнуто путем хроматического повышения седьмой ступени (или субтона ), чтобы она соответствовала нестабильной седьмой ступени (или ведущему тону ) мажорного лада (все более распространенная практика, которая привела к созданию модифицированной версии минорной гаммы, известной как гармонический минор ).
Следствием этого стало то, что интервал между уже пониженной третьей ступенью ( медиантой ) минорного лада и недавно поднятой седьмой ступенью (ведущей нотой), ранее являвшейся идеальной пятой, теперь был «увеличен» на полутон.
Еще одним результатом этой практики стало появление первых дополненных трезвучий , построенных на той же (медиантной) ступени вместо естественно возникшего мажорного аккорда.
Поскольку музыка становилась все более хроматической, расширенная квинта использовалась с соответственно большей свободой и также стала обычным компонентом джазовых аккордов. Ближе к концу девятнадцатого века увеличенная пятая часть стала широко использоваться в доминантном аккорде . Это создаст увеличенный доминантный аккорд (или V ). Увеличенная квинта аккорда тогда будет выступать в качестве ведущего тона к терции следующего аккорда. Этот увеличенный аккорд V никогда не будет предшествовать минорному тоническому (или i ) аккорду, поскольку увеличенная квинта доминантного аккорда идентична терции тонического аккорда.
В равнотемперированном строе увеличенная квинта равна восьми полутонам, соотношение 2. 2/3 :1 (около 1,587:1), или 800 центов . Только что увеличенная пятая часть 25:16 возникает в гармонической минорной гамме до между E ♭ и B. [5]
Увеличенная квинта — это контекстно-зависимый диссонанс . То есть при прослушивании в определенных контекстах, например описанных выше, интервал будет звучать диссонансно. Однако в других контекстах тот же интервал в восемь полутонов будет просто услышан (и записан) как его согласный энгармонический эквивалент, минорная шестая ступень.
Пифагорейская дополненная пятая часть
[ редактировать ]Пифагорейская увеличенная пятая часть имеет соотношение 6561:4096, или около 815,64 цента . [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бенвард и Сакер (2003). Музыка: В теории и практике, Том. Я , стр.54. ISBN 978-0-07-294262-0 .
- ^ Халуска, Январь (2003). Математическая теория тональных систем , стр.xxviii. ISBN 0-8247-4714-3 . Классическая дополненная пятая.
- ^ Хоффманн, Ф.А. (1881). Музыка: ее теория и практика , стр.89-90. Тургейт и сыновья. Оцифровано 16 августа 2007 г.
- ^ Бенвард и Сакер (2003), стр.92.
- ^ Пол, Оскар (1885). Пособие по гармонии для использования в музыкальных школах и семинариях и для самообучения , с.165. Теодор Бейкер, пер. Г. Ширмер.
- ^ Халуска (2003), стр.xxiv. Пифагорейская дополненная пятая.