Мечеть Акмар
Аль-Джами аль-Акмар | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Церковный или организационный статус | Мечеть |
Покровитель | аль-Мамун аль-Батаихи (при халифе аль-Амире би-Ахкам Аллахе ) |
Год освящен | 1125-6 |
Расположение | |
Расположение | Каир , Египет |
Географические координаты | 30 ° 03'06 "N 31 ° 15'43" E / 30,051667 ° N 31,261944 ° E |
Архитектура | |
Тип | мечеть |
Стиль | Фатимид |
Завершенный | 1126 |
угрожать (а) | 1 |
Мечеть Акмар ( арабский : الجامع الأقمر , романизированный : аль-джами' аль-акмар , букв. «мечеть, залитая лунным светом»), была построена в Каире , Египет , как соседняя мечеть Фатимидов . визирем аль-Мамуном аль-Бата 'ихи в 1125–6 гг. н. э. (519 г. хиджры ). [ 1 ] Мечеть расположена на месте, которое когда-то было главным проспектом и церемониальным центром Каира, известном сегодня как улица аль-Муизз , в непосредственной близости от бывших халифских дворцов Фатимидов . Мечеть является важным памятником архитектуры Фатимидов и исторического Каира благодаря исключительному украшению внешнего фасада и новаторскому дизайну плана этажа. [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]
Мечеть была построена фатимидским визирем аль-Мамуном аль-Батаихи , служившим на этой должности с 1121 по 1125 год при халифе аль-Амире . Он служил в период великого политического и духовного кризиса Фатимидского халифата, вскоре после внезапного вторжения Первого крестового похода . [ 3 ] [ 4 ] Он инициировал ряд реформ и возродил церемониальные аспекты халифата как при дворе, так и публично. [ 5 ] [ 4 ] Он также проводил другие строительные и ремонтные работы внутри Великих дворцов Фатимидов . [ 6 ] Он был арестован вскоре после завершения строительства мечети в 1125 году и казнен через 3 года. [ 4 ] : 37 После смерти отца он вырос в бедности, и до того, как его нанял визирь аль-Афдал (его предшественник), он работал на низкостатусной работе, которая, как сообщается, включала в себя обучение строительным навыкам. Этот ранний опыт, возможно, способствовал его более поздним архитектурным достижениям. [ 5 ]
Мечеть аль-Акмар была построена в северо-восточном углу восточного Большого дворца Фатимидов и, возможно, служила как окрестностям, так и жителям дворца. Его близость к дворцу могла быть одной из причин отсутствия минарета; чтобы никто, поднимающийся на минарет, не мог заглянуть во дворцы халифа. [ 7 ] Подобно мечети Аль-Азхар (970 г.) и мечети Аль-Хаким (990–1013 гг.), ранее называвшейся Аль-Анвар, название мечети Аль-Акмар является эпитетом покровителя в связи со светом. [ 8 ]
Мамлюкский . эмир Ялбуга ас-Салими восстановил мечеть в 1393 году [ 3 ] или 1397 [ 7 ] и добавили минарет (который рухнул в 1412 году и позже был восстановлен), а также торговые прилавки справа от входа. Аль-Салими также восстановил или заменил минбар , михраб и зону омовения . [ 3 ] Мечеть была снова восстановлена в 19 веке, во время правления Мухаммеда Али (годы правления 1805–1848), эмиром Сулейманом Ага аль-Силахдаром, который также построил соседнюю мечеть через дорогу. [ 2 ]
В 1993 году мечеть была тщательно отремонтирована Давуди Борасом . Это включало замену михраба аль-Салими новым мраморным михрабом и реконструкцию южной половины внешнего фасада путем копирования сохранившейся северной половины. Эту реконструкцию критиковали за то, что были принесены в жертву некоторые исторические элементы мечети, особенно ее интерьер. [ 3 ] [ 7 ] [ 5 ]
Архитектура
[ редактировать ]Мечеть назвали «плодовой» [ 3 ] Памятник в архитектурной истории Каира. В частности, он важен двумя особенностями: украшением фасада и дизайном плана этажа. [ 3 ] [ 5 ]
Макет
[ редактировать ]Мечеть Аль-Акмар первое здание в Каире с приспособлением к планировке улицы. [ 7 ] План мечети аль-Акмар гипостильный , с внутренним квадратным двором, окруженным крытыми секциями, ограниченными рядами четырехцентровых арок . Молитвенный зал со стороны киблы имеет глубину в три пролета или прохода , а глубина галереи вокруг внутреннего двора — в один пролет. [ 2 ] Каждая бухта перекрыта неглубоким кирпичным куполом. Однако этот тип кровли не встречается в других памятниках фатимидской архитектуры . Таким образом, вполне вероятно, что мечеть изначально имела плоский потолок, но когда Ялбуга ас-Салими восстановил ее из руин в 14 веке, ей были присвоены сводчатые потолки, которые напоминают тип потолка, использовавшийся в Ханке Фараджа ибн Баркука . Памятник мамлюкам начала 15 века. [ 2 ]
Новизна планировки заключается в совмещении фасада с улицей в отличие от внутреннего пространства, которое остается ориентированным на киблу . Чтобы учесть эту разницу в углах, сохраняя при этом внутреннюю симметрию, в конструкции используются вариации толщины стенок. [ 9 ] Здесь выравнивание улиц начинает играть решающую роль, поскольку улица Аль-Муизз, ранее известная как Касаба , была самым важным проспектом в городе, и возможно, архитекторы хотели, чтобы фасад мечети гармонировал с прилегающим Фатимидским фасадом. халифские дворцы. [ 5 ] [ 7 ] Первоначально мечеть также располагалась над рядом магазинов, но за прошедшие столетия уровень улицы настолько поднялся, что теперь они похоронены. Доход от аренды этих магазинов вносил свой вклад в доходы вакфа ( благотворительного фонда), который поддерживал работу и содержание мечети. [ 2 ] Этот дизайн похож на мечеть ас-Салиха Талаи , построенную Фатимидами позже в том же веке, магазины которой были раскопаны и сегодня видны ниже уровня улицы. [ 2 ]
- Общие элементы
-
Общий вид мечети с улицы
-
Отремонтированный внутренний двор с видом на вход и минарет.
-
Отремонтированный мраморный михраб внутри мечети
Оформление фасада
[ редактировать ]Мечеть аль-Акмар была первой мечетью, у которой весь фасад был богато украшен. [ 7 ] [ 3 ] Элементы, украшающие фасад, несут символическое значение и могут трактоваться по-разному. Примечательной особенностью является большой медальон на капюшоне главной ниши над входом. Этот эпиграфический медальон имеет форму решетки, уникальной для декоративного репертуара архитектурных фасадов Каира. « Мухаммед и Али » занимают центр медальона, окруженный надписью Корана. Надпись Корана вокруг медальона начинается в нижней правой части и гласит:
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного, о люди дома [ ахль аль-байт ] Аллах желает лишь избавить вас от мерзости и очистить вас очищением». [ 10 ]

Фатимиды интерпретировали эту надпись Корана как ссылку на себя, используя ее как заявление о легитимности и проявлении шиитской идеологии. [ 10 ] [ 11 ] Последние несколько слов надписей пережаты и перенесены на новую строку, что свидетельствует о неправильном расчете соотношения пространства к словам. [ нужна ссылка ]
Фасад разделен на различные углубления: некоторые, такие как главная ниша над входом, имеют зубчатый колпак с медальоном в центре, а другие, такие как ниши, обрамляющие нишу главного входа, имеют плоские мукарнас. панели . Левый скошенный угол, увенчанный нишей мукарнас с именами Мухаммеда и Али, был спроектирован так, чтобы облегчить движение транспорта за поворотом, что является еще одной уникальной особенностью Каира. [ 12 ]
Сочетание Мухаммеда и Али также заметно в украшении левой половины фасада, здесь имя Али находится в центре и окружено пятью связанными Мухаммедом. Экстравагантно украшенный фасад делает эту мечеть главным архитектурным памятником своего времени. Важно отметить, что правая часть портала позже была перекрыта другим зданием, а его нынешнее состояние представляет собой современную реставрацию и реконструкцию Бохров, отсюда более светлый цвет и более гладкая текстура камня по сравнению с оригинальной кладкой остальной части портала. фасад. [ 3 ]
Другие резные изображения содержат более абстрактные символы. В самом левом углу фасада находится оконная решетка, обрамленная аркой, опирающейся на две небольшие колонны с мусульманским исповеданием веры наверху и медальонами, заполняющими перемычки с именами Мухаммеда и Али. Решетка представляет собой расходящуюся шестиконечную звезду, в центре которой висит светильник. Одно из утверждений ученых утверждает, что это окно представляет собой михраб (молитвенную нишу), подобный плоскому лепному михрабу, найденному в мечети Ибн Тулуна ; однако в упомянутом михрабе на цепи висит звезда, а не лампа. [ 13 ] Более правдоподобный аргумент, предложенный другим ученым, заключается в том, что окно представляет собой шуббак , решетку, из которой халиф появлялся перед публикой во время церемониальных церемоний Фатимидов, что конкретно символизирует знаменитую решетку, взятую Фатимидами из дворца их соперников -аббасидов в Багдаде и помещен как эмблема победы в соседнем дворце. [ 14 ] [ 7 ]
Рядом с решетчатым окном, на той же стороне фасада, расположены резные панели, изображающие двери. Одна из возможных интерпретаций дверей связана со знаменитым шиитским хадисом : «Я — город знаний, а Али — его ворота». [ 7 ] Резные панели также могли иметь политическую интерпретацию, а не религиозную, изображая двери двора халифа ( Баб аль-Меджлис ) в связи с официальной ролью основателя мечети аль-Мамуна аль-Батаихи. как хозяин двери ( Сахиб аль-Баб ); тем самым символизируя функцию визиря Фатимидов в управлении, имевшего доступ к халифу. [ 15 ] Хотя решетчатое окно и резные дверные панели представляют собой реальные объекты, их особое использование в декоративной схеме фасада придает им метафорическое значение, связанное с историческими рамками халифских ритуалов Фатимидов.
Между резным изображением окна и дверей когда-то находился декоративный медальон или медальон, который позже был вырезан и удален в какой-то более поздний неизвестный день, оставив открытой кирпичную кладку стены. Реставрация 1990-х годов заполнила это пустое пространство розеткой, снова скрыв кирпичную кладку. [ 5 ] Ученый Дорис Беренс-Абусейф предположила, что оригинальный медальон был удален, потому что он передал сообщение или концепцию, которая позже была признана неортодоксальной. [ 5 ] или потому, что там содержалась надпись, прославляющая аль-Мамуна, на что халиф возмутился после ареста визиря. [ 16 ]
Наконец, основная надпись на фундаменте мечети проходит вдоль верхней части фасада, прямо под карнизом здания. Большая часть надписи отсутствует, но то, что до сих пор сохранилось, упоминает правящего халифа аль-Амира, его отца аль-Мустали и визиря аль-Батаихи. Это переводится следующим образом:
(Басмала приказал построить его... слуга нашего господина и господин имама аль-Амира би-ахкама Аллаха, сына имама аль-Мустали) Биллах, повелитель правоверных, да будут молитвы Бога на них, на их чистых и благородных потомков и на их благочестивых потомков, ищущих благосклонности Бога, Царя, Щедрого... О Боже, дай победу армиям имама аль-Амира би-ахкам Аллах, повелитель правоверных, над всеми неверными (элс.....самый благородный господин, аль-Мамун, эмир армий, меч ислама, защитник имама), защитник судей мусульман и руководителя миссионеров верующих Абу Абдуллаха Мухаммада (слуга) аль-Амира, пусть Бог укрепит религию для него, пусть Он даст командиру верующих долгую жизнь, пусть Он увековечит его власть и возвысит его слово в 519 году [1125-6]». [ 17 ]
Имя отца правящего халифа аль-Мустали помещено в центре фриза с надписью над входной дверью для максимальной видимости. В то время как надписи верхней полосы вырезаны рельефно с цветочными буквами, нижняя полоса надписей простая, относительно небольшого размера, с плоскими буквами и цветочным стеблем на заднем плане.
- Детали фасада
-
Скошенный или скошенный угол мечети с тремя мукарна . нишами
-
Надпись имени «Мухаммад», соединенная пять раз цепочкой, с именем «Али» посередине, на левой стороне фасада.
-
Изображение окна и светильника, высеченное в камне на правой (реконструированной) стороне фасада.
-
Резное изображение дверей на левой стороне фасада.
Внутренняя отделка
[ редактировать ]
Во внутреннем дворе мечети полоса куфических вокруг арок вдоль внутреннего двора проходит надписей на цветочном фоне. За исключением некоторых куфических надписей и нескольких резных деревянных балок между арками, большая часть оригинального внутреннего убранства мечети не сохранилась. [ 2 ] [ 7 ] Фатимидов в мечети Первоначальный михраб был заменен во время реставрации 14 века михрабом в мамлюкском стиле с мраморными панелями, однако реставрация Боры 1990-х годов заменила его нынешним современным мраморным творением. [ 7 ]

Простые ступенчатые зубцы , которые сегодня можно увидеть по верхнему краю двора, также были добавлены в ходе реставрации Боры. Первоначальные декоративные зубцы исчезли к началу 20 века, но были зафиксированы на рисунках, сделанных английским архитектором Джеймсом Уайлдом в 1840-х годах. Они были выполнены ажурно и состояли из двух элементов: нижней полосы с геометрическим мотивом, похожим на аналогичный ажур, добавленный аль-Хафизом во двор мечети Аль-Азхар, и более широкой верхней полосы с переплетающимся мотивом, похожим на лепнину. -резные мотивы на вершине михраба эпохи Фатимидов в Мешхеде Сайиды Рукайи . [ 7 ]
Минарет
[ редактировать ]Минарет был добавлен позже эмиром мамлюков Ялбугой аль-Салими в рамках его реставрации в 1393 году. [ 3 ] или 1397. [ 7 ] От минарета ас-Салими сохранилась лишь нижняя часть, построенная из кирпича, покрытого лепниной, увенчанная каменными мукарнами, внизу выпуклая лепнина, а посередине полоса резных арабесок, прерываемая ажурными выступами. Верхняя часть минарета Аль-Салими упала в 1412 году и была заменена цилиндрическим навершием, скорее всего, в период Османской империи. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Мечеть аль-Джуюши
- Списки мечетей
- Список мечетей в Африке
- Список мечетей в Египте
- Список исторических памятников в Каире
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ KAC Creswell, Мусульманская архитектура Египта , том. 1 (Оксфорд, 1952–9), 241–46.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Беренс-Абусейф, Дорис (1989). Исламская архитектура в Каире: Введение . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. стр. 72–74. ISBN 9789004096264 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 235–237.
- ^ Jump up to: а б с Блокнот, Фархад (2018). «Фатимидские халифы: взлет и падение» В Меликян-Чирвани, Асадулла Сурен (ред.). Мир Фатимидов Торонто; Мюнхен: Музей Ага Хана; Институт исмаилитских исследований; Хирмер. стр. 100-1 20–43.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Беренс-Абусейф, Дорис (2018). «Мечта Фатимидов о новой столице: династическое покровительство и его влияние на архитектурную среду». В Меликян-Чирвани, Асадулла Сурен (ред.). Мир Фатимидов . Торонто; Мюнхен: Музей Ага Хана; Институт исмаилитских исследований; Хирмер. стр. 58–60.
- ^ Раймонд, Андре (1993). Каир . Фаярд. п. 56.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бернард О'Кейн, Мечети Египта (Каир, 2016 г.), 29–31.
- ^ Насер Раббат: «Мечеть Аль-Азхар: архитектурный контекст истории Каира», Мукарнас 13 (1996), 53.
- ^ Беренс-Абусейф 1992 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 1983 , с. 44.
- ^ Беренс-Абусейф 1992 , с. 37.
- ^ Бернард О'Кейн, Мечети Египта (Каир, 2016), 30.
- ^ Уильямс 1983 , с. 46.
- ^ Беренс-Абусейф 1992 , с. 34.
- ^ Беренс-Абусейф 1992 , с. 35.
- ^ Беренс-Абусейф 1992 , с. 36.
- ^ «Инк. номер 33.1» . Монументальные надписи исторического Каира . Проверено 14 августа 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Беренс-Абусейф, Дорис (1992). «Фасад мечети Акмар в контексте церемониала Фатимидов». Мукарнас . 9 : 29–38. JSTOR 1523133 .
- Блум, Джонатан М. (2007). Искусство победившего города: исламское искусство и архитектура Фатимидов в Северной Африке и Египте . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-13542-8 .
- Уильямс, Кэролайн (1983). «Культ святых Алидов в памятниках Фатимидов в Каире, Часть I: Мечеть аль-Акмар». Мукарнас . 1 : 37–52. JSTOR 1523070 .