Архитектура Мару-Гурджара


Архитектура Мару-Гурджарат или стиль Соланки , [ 1 ] — это стиль храмовой архитектуры Вест-Индии, который зародился в Гуджарате и Раджастане с 11 по 13 века, при династии Чаулукья (также называемой династией Соланки). [ 2 ] Хотя он зародился как региональный стиль в индуистской храмовой архитектуре , он стал особенно популярен в джайнских храмах и, главным образом, под покровительством джайнов, позже распространился по Индии, а затем и к общинам диаспоры по всему миру. [ 3 ]
Внешне стиль архитектуры Мару-Гурджара отличается от других североиндийских храмовых стилей того периода тем, что «внешние стены храмов были структурированы за счет увеличения количества выступов и углублений, в нишах которых размещались остро вырезанные статуи. обычно располагаются наложенными друг на друга регистрами, над нижними полосами карнизов. Последние представляют собой непрерывные линии всадников, слонов и киртимукхов . поверхность остается без украшений». На главной башне шихара обычно имеется множество вспомогательных шпилей урушринга , а в более крупных храмах обычно встречаются два боковых входа меньшего размера с крыльцами. [ 4 ]

Интерьеры украшены еще более щедро, с искусной резьбой на большинстве поверхностей. В частности, джайнские храмы часто имеют небольшие низкие купола, вырезанные внутри с очень замысловатым рисунком розетки. Еще одна отличительная особенность — «летящие» арочные элементы между колоннами, соприкасающиеся с горизонтальной балкой вверху в центре и искусно вырезанные. Они не несут никакой структурной функции, а являются чисто декоративными. В этом стиле были большие залы с колоннами, многие из которых открыты по бокам, при этом джайнские храмы часто имели один закрытый и два зала с колоннами, последовательно расположенные на главной оси, ведущей к святыне. [ 5 ]

К 13 веку этот стиль в основном перестал использоваться в индуистских храмах в своих первоначальных регионах, особенно после того, как к 1298 году этот район перешел под власть мусульманского Делийского султаната . Но, что необычно для стиля индийских храмов, он продолжал использоваться там джайнами и в других местах, с заметным «возрождением» в 15 веке. [ 6 ] С тех пор он продолжал использоваться в джайнских и некоторых индуистских храмах, а с 20 века распространился на храмы, построенные за пределами Индии. К ним относятся множество крупных храмов, построенных в соответствии с индуистской сваминараянской традицией , ранним примером является храм Нисден в Лондоне (1995 г.), а также более мелкие храмы, построенные джайнской диаспорой, такие как храм джайнский в Антверпене , Бельгия (завершен в 2010 г.), а также храмы. в Поттерс-Баре и Лестере в Англии. [ 7 ]
Происхождение имени
[ редактировать ]Название стиля Мару-Гурджара — изобретение 20-го века; Раньше и до сих пор многие называют его «стилем Соланки». [ 8 ] Древнее название Раджастана было Марудеш, а Гуджарат назывался Гуджаратра . Термин «Мару-Гурджара» был придуман историком искусства и архитектуры Мадхусуданом Дхаки , который также ввел термины «Сураштра», «Маха-Мару» и «Маха-Гурджара» для описания других исторических стилей архитектуры Западной Индии. Стиль Мару-Гурджара представляет собой синтез стиля Маха-Мару региона Марвар в Раджастхане и стиля Маха-Гурджара в Гуджарате . [ 9 ] Однако Хегевальд предполагает: «Похоже, что это изменение в терминологии было впервые предложено А. Гошем во время симпозиума в Дели в 1967 году». [ 10 ] Она отмечает, что это изменение было «попыткой избежать династических терминов», и что и «Мару-Гурджара», и «Мару-Гурджара» используются разными авторами, и что джайнское сообщество в основном продолжает называть этот стиль «Соланки». [ 11 ]
Разработка
[ редактировать ]
Этот стиль развился из стиля династий, предшествовавших Соланкам, в основном династии Гурджара-Пратихара , и местных династий, находящихся под ее началом. Самыми известными памятниками этого периода являются группа памятников Кхаджурахо, построенная при династии Чандела между 950 и 1050 годами. Они известны своими эротическими рельефами . Многие из общих черт этого более раннего стиля продолжены в стиле Мару-Гурджара. Истоки нового стиля можно увидеть в небольшом храме Амбика Мата в Джагате, Раджастхан. Самая ранняя надпись здесь свидетельствует о ремонте в 961 году (задолго до прихода к власти Соланки). [ 12 ] По мнению Джорджа Митчелла, в храме Джагат (и других, которые он называет) «стиль Пратихара полностью развился в своем западно-индийском выражении». [ 13 ]
Ранние индуистские храмы
[ редактировать ]Храм Сомнатх , посвященный Шиве , был самым известным в Гуджарате, но был в значительной степени разрушен правителем Махмудом Газневидов во время набега в 1024–1025 годах нашей эры. Затем он был перестроен, но снова разграблен, когда Делийский султанат завоевал эту территорию в конце 13 века. [ 14 ] Руины были недавно отреставрированы и перестроены в стиле Соланки.
Храм Солнца в Модхере , Гуджарат, был построен в 1026–1027 годах н.э., сразу после набега Махмуда. Шихара сейчас отсутствует, но нижние уровни хорошо сохранились, а ступенчатый перед храмом стоит большой резервуар- находится большая отдельная мандапа колодец того же периода. Между главным зданием святилища и резервуаром, расположенным чуть позже, . Резьба всех частей «чрезвычайно роскошна и изысканно изыскана в передаче деталей». [ 15 ]
Храм Рудры Махалаи представлял собой большой комплекс в Сиддхпуре , Гуджарат, большей частью разрушенный под властью мусульман. Главный храм был окружен ширмой из вспомогательных святынь (частично сохранившихся как мечеть), а притворы, части которых сохранились, и отдельная торана были исключительно величественными. Мандапа имела три этажа. Он был завершен в 1140 году, положив конец длительному периоду строительства. [ 16 ] Две группы меньших разрушенных храмов одинакового времени — это два храма Рамы Лакшамана, Барадия и пять храмов Кираду ; у обоих нижние этажи остались практически нетронутыми, а у некоторых из группы Кираду сохранилась часть своих шихаров. [ 17 ]
Рани ки вав («Ступенчатый колодец королевы», вероятно, 1063–1083 гг.) — очень величественный ступенчатый колодец в Патане, Гуджарат , когда-то столице Чаулукья. Имея совершенно другую архитектурную форму и функцию, «во всем украшении архитектурных элементов роскошно» в стиле современного храма, включая очень много индуистских фигур. Еще одним примером, не связанным с храмом, является 80-футовая башня Кирти Стамбха в форте Читтор , Раджастан, построенная для джайнского торговца, в основном в начале 13 века, с павильоном наверху, восстановленным в 15 веке. [ 18 ]
-
Храм Амбика Мата в Джагате, Раджастхан, 960 год.
-
Дурга в храме Джагат
-
Стена под шикхарой, Храм Солнца, Модхера , 1020-е годы.
-
Внешний вид экранных святынь в храме Рудры Махалаи , 1140 год.
-
Рани ки вав , Патан, Гуджарат , 11 век.
Ранние джайнские храмы
[ редактировать ]
Пять храмов Дилвара на горе Абу являются одними из самых известных джайнских храмов . Вимал Васахи - самый ранний из них, построенный к 1031 году, Луна Васахи - к 1230 году, а остальные - с интервалами между 1459 и 1582 годами. Все они выполнены из очень белого мрамора , что значительно усиливает их эффект, и до сих пор используются. Два самых старых и крупнейших храма украшены большим количеством сложной резьбы даже по стандартам этого стиля, достигая пика в храме Луна Васахи. Основные здания первых трех названных зданий окружены «монастырскими» экранами святилищ девакулики , и их внешние стены довольно просты; в случае с Вимал Васахи эта ширма была добавлена позже, примерно во времена второго храма. Эти три имеют ось от святилища через закрытую, затем открытую мандапу к открытой рангамандапе , или большому залу для танцев или драмы. [ 19 ] Окружение главного храма завесой святынь должно было стать отличительной чертой джайнских храмов Западной Индии, которая до сих пор используется в некоторых современных храмах. [ 20 ]
Храм Аджитанатха, самый большой и самый ранний из группы джайнских храмов Таранга , был построен в 1161 году и является прекрасным примером стиля, который остается практически нетронутым и используется в религиозных целях. Шикхара и гораздо более низкая надстройка над мандапой являются одними из «самых сложных» в этом стиле. Первый начинается с трех рядов миниатюрных башен в стиле бхумиджа , собранных в группы, а затем переходит к стилю секхари выше, где миниатюрные башни имеют разную длину и перекрываются. Над мандапой самый нижний уровень продолжает регулярные группы миниатюрных башен над святилищем, над которыми неглубокие скатные плоскости крыши усеяны миниатюрными башнями, с рядами животных и урнами по краям плоскостей. Поверхности обильно украшены фигурами и «сотовыми» украшениями гавакши , фигуры «характеризуются живыми позами, резко очерченными лицами и костюмами». [ 21 ]
Храм Аджитанатхи был построен при короле Кумарапале (годы правления 1143–1172 гг. н.э.) из династии Соланки/Чаулукья, который был наиболее благосклонен к джайнам из династии, и, весьма вероятно, им. Согласно джайнским источникам, к концу своей жизни он обратился в джайнизм; по крайней мере, на него повлияла религия. Его правление ознаменовало собой пик могущества и влияния джайнов; его сын Аджаяпала , своего рода злодей в джайнских хрониках, пользовался гораздо меньшим благосклонностью, хотя джайнские министры продолжали оставаться. [ 22 ]
Джайнские храмы Кумбхарии — это комплекс из пяти джайнских храмов в Кумбхарии, район Банаскантха, построенный между 1062–1231 годами нашей эры. Пять храмов славятся своей сложной архитектурой. [ 23 ] Джайнские храмы, Кумбхария, а также храмы Дилвара , джайнские храмы Гирнар и джайнский храм Таранга считаются прекрасными примерами архитектуры Чаулукьян. [ 24 ] Храмы Махавира, Шантинатха и Паршванатха — одни из самых известных храмов Индии. [ 25 ] Эти пять мраморных храмов различаются по размеру и архитектурным деталям, но каждый храм окружен защитным двором, обнесенным стеной, со сложными арочными воротами. [ 26 ]
, Джайнский храм Бхадрешвар в основном построенный для купца в 1248 году, как раз в конце династии Соланки, окружен высокими стенами вспомогательных святилищ, в каждом из которых есть шикхара в стиле секхари , за исключением гораздо более поздних двух храмов. многоэтажное крыльцо у входа с элементами индо-исламской архитектуры в куполах и арках. Главный храм, расположенный во дворе значительно выше уровня земли, аналогичен предыдущим примерам, описанным выше. [ 27 ]
Сгруппированная группа джайнских храмов Гирнара , расположенная на великолепной вершине горы, в основном выполнена в этом стиле, при этом основные храмы датируются (основной постройки) 1128, 1231, 1453 годами и еще одним примером 15 века. [ 28 ] Другие храмы, такие как большой храм Раджгадхи Тимбо («курган»), были полностью разрушены.
Более поздние храмы
[ редактировать ]

Династия Соланки окончательно пала примерно в 1244 году, ее сменила индуистская династия Вагела на несколько десятилетий, прежде чем мусульманский Делийский султанат завоевал регион. Затем строительство храмов в первоначальных районах этого стиля в значительной степени прекратилось на значительное время, хотя зафиксировано небольшое количество ремонтов и пристроек к существующим храмам, а также некоторые небольшие новые здания. Однако правление Соланки стало рассматриваться джайнами как нечто вроде «золотого века», и стиль Мару-Гурджара, очевидно, стал чем-то вроде стандарта для джайнов, особенно для шветамбарского крыла религии. Этот стиль начал вновь появляться в джайнских храмах в том же районе в 15 веке, а затем распространился по всей Индии, сначала продвигаясь на восток. [ 29 ]
Джайнский храм Адинатха Ранакпур в Раджастане представляет собой крупное сооружение купца, построенное между 1439 и 1458 или 1496 годами. Это основательное, но не строгое возрождение стиля Мару-Гурджара по той же широкой модели, что и Бхадрешвар, с высокая внешняя стена позади святынь, а также несколько куполов с выступами в исламском стиле. Четыре трехэтажных крыльца, уже на два лестничных марша. Интерьер храма «непревзойден по своей пространственной сложности»: святилище в центре комплекса окружено множеством двух- или трехэтажных мандап, причем все уровни очень открыты между опорными колоннами, что позволяет видеть внутри комплекса в нескольких направлениях. . Даже в шихаре есть балконы на трёх уровнях. Резьба внутри в большинстве мест столь же щедра, как и прежде. [ 30 ]
Большая группа храмов Палитаны на холмах Шатрунджайя в Гуджарате является еще одним очень важным местом паломничества джайнов, число храмов которых исчисляется сотнями (большинство из них очень маленькие, и все, кроме одного, Светамбара). Хотя многие из них были основаны гораздо раньше, это место было настолько тщательно разрушено мусульманскими армиями, начиная с 1311 года, что мало что сохранилось из того, что датируется периодом до 16 века. Храмы плотно прижаты друг к другу в ряде комплексов с высокими стенами, называемых «тукс» или «тонкс». Мичелл называет их «характерными для заключительного этапа храмовой архитектуры Западной Индии» с традиционными шикхарами, двухэтажными крыльцами, часто с трех или четырех сторон, и крышами в виде миниатюрных урн на главных мандапах. Но есть влияние индо-исламской архитектуры в куполах, часто рифленых, над крыльцами и вторыми мандапами, «арках с лепестковой бахромой, парапетами из зубцов » и других особенностях. [ 31 ] В лесу Поло в Гуджарате есть группы разрушенных индуистских и джайнских храмов разного времени, но в основном 15 века. [ 32 ]
Храм Джагдиш в Удайпуре (завершен в 1651 году) является примером индуистского храма, использовавшего этот стиль в позднее время; в данном случае это комиссия Джагата Сингха I , правителя Мевара . [ 33 ]
-
Семь джайнских храмов Гирнара , XII-XV вв.
-
Вид на храмы Палитаны
-
Индуистский храм Джагдиш, Удайпур (завершен в 1651 г.)
19 век
[ редактировать ]
В 19 веке появилось значительное количество новых джайнских храмов, поскольку джайнская община продолжала расти и процветать. Храмы строились богатыми джайнами, часто индивидуально или общинными трастами. Большой джайнский храм Хутисинг (1848 г.) в Ахмедабаде , Гуджарат, был построен семьей Хутисинг . Он использует стиль Мару-Гурджара, во многом похожий на Бхадрешвар и Ранакпур. Здесь много «резко вылепленных» украшений, «но фигуры появляются только в скобках». Есть три святилища подряд, то есть три шихары, но притвор и внешняя мандапа имеют по три купола. [ 34 ]
Но этот стиль используется не всегда: в большом храме Аджмер-Джайн (1864–1895) в Раджастане используется своего рода неомогольский стиль. Это дигамбарский фонд, а дигамбарское крыло джайнизма всегда меньше отдавало предпочтение стилю Мару-Гурджара, по крайней мере, в самой Индии. Крупный фонд Anandji Kalyanji Trust , который занимается строительством и реконструкцией храмов, сыграл роль в продвижении стиля Мару-Гурджара, в Палитане . в частности [ 35 ]
20 век
[ редактировать ]наблюдался рост джайнских диаспор В 20-м и 21-м веках, особенно примерно с 1950 года, во многих частях мира . В Индии активно строились большие храмы и комплексы, а более мелкие общины диаспоры строили здания несколько меньшего масштаба. В обоих случаях использование стиля Мару-Гурджара очень распространено, хотя тщательность, с которой он применяется, сильно различается. В некоторых зданиях элементы Мару-Гурджары сочетаются с элементами местного храмового стиля и современными международными. Как правило, там, где есть сложная резьба, часто до сих пор выполняемая мастерами из Гуджарата или Раджастана, она содержит больше декоративных и декоративных работ, чем маленькие фигурки. Подобная смесь наблюдается во многих современных индуистских храмах в Индии и за рубежом, например, в храмах секты Сваминараян или Прем Мандире во Вриндаване недалеко от Матхуры (построенном в 2001–2011 годах). Иногда влияние Мару-Гурджары ограничивается «летящими арками» и потолочными розетками мандапа, а также предпочтением белого мрамора. [ 36 ]
-
Вход напротив современного здания джайнского храма, Какинада , Андхра-Прадеш.
-
Джайнский храм, Антверпен , Бельгия , завершен в 2010 году.
-
Джайнский храм в Ошвальском центре, Поттерс-Бар , Хартфордшир, который «воссоздает общую эстетику Мару-Гурджара». [ 38 ] Вид сбоку.
Фон
[ редактировать ]Стиль Мару-Гурджара не представлял собой радикального разрыва с более ранними стилями. Предыдущие стили на северо-западе Индии упомянуты выше, а группа джайнских храмов Кхаджурахо , входящих в знаменитую группу памятников Кхаджурахо , во многом построена в том же стиле, что и их индуистские собратья, которые в основном были построены между 950 и 1050 годами. Они имеют много общих черт со стилем Мару-Гурджара: высокие постаменты со множеством украшенных полос на стенах, богатая фигурная и декоративная резьба, балконы с видом на множество просторов. боковые стороны, потолочные розетки и т. д., но в Кхаджурахо больше внимания уделяется большой высоте шикхар. Есть сходство с современной архитектурой Хойсала, расположенной гораздо дальше на юг. В обоих этих стилях архитектура рассматривается скульптурно. [ 39 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хегевальд, примечание 3. Митчелл (1977) использует «стиль Соланки», в то время как Харл не хочет привязывать этот стиль к конкретному имени.
- ^ Митчелл (1977), 123; Хегевальд
- ^ Хегевальд
- ^ Хегевальд
- ^ Хегевальд; Харл, 219–220.
- ^ Харл, 239–240; Хегевальд
- ^ Хегевальд
- ^ Хегевальд, примечание 3.
- ^ Ютта Джайн-Нойбауэр (1981). Степвеллы Гуджарата: в историко-художественной перспективе . Абхинав. стр. xiv – xv. ISBN 978-0-391-02284-3 .
- ^ Хегевальд, примечание 3, цитируется «Прамод Чандра «Изучение индийской архитектуры темпе», в «Исследованиях индийской храмовой архитектуры » , изд. Прамод Чандра (Нью-Дели: Американский институт индийских исследований, 1975), 36»
- ^ Хегевальд, примечание 3.
- ^ Харл, 220–221; Митчелл (1990), 288
- ^ Митчелл (1990), 263
- ^ Роуленд, 293–294.
- ^ Роуленд, 294–296, цитирование 296; Мичелл (1990), 299–300; Харл, 223–227.
- ^ Митчелл (1990), 300; Харл, 227–228.
- ^ Мичелл (1990), 295–296 (Кираду, которого он считает в основном «поздней Пратихарой»; Харл, 223–227
- ^ Митчелл (1990), 283; Харл, 227–228.
- ^ Митчелл (1990), 274–276; Харл, 226–227.
- ^ Харл, 228
- ^ Мичелл (1990), 310–311, цитирование 311.
- ^ Хегевальд
- ^ Нойбауэр 1981 , с. 15.
- ^ Кумар 2001 , с. 67.
- ^ Джайн 2009 , с. 283.
- ^ Уорд 1998 , с. 171.
- ^ Мичелл (1990), 280; Хегевальд
- ^ Мичелл (1990), 294; Хегевальд
- ^ Хегевальд
- ^ Мичелл (1990), 305–306; Хегевальд
- ^ Мичелл (1990), 308–310, цитирование 308.
- ^ Мичелл (1990), 273
- ^ Мичелл (1990), 311; Хегевальд
- ^ Мичелл (1990), 278 (цитируется); Хегевальд
- ^ Хегевальд
- ^ Хегевальд; Сингх, 49–50, 56–57, 59–60, 73–75.
- ^ Хегевальд
- ^ Хегевальд
- ↑ Наследие Г.С. Гурье: столетний юбилей , Говинд Садашив Гурье, А.Р. Момин, стр. 205.
Ссылки
[ редактировать ]
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Хегевальд, Юлия AB (2011). «Международный джайнский стиль? Храмы Мару-Гурджара при Соланки, по всей Индии и в диаспоре» . Арс Ориенталис . 45 (20220203). дои : 10.3998/ars.13441566.0045.005 . ISSN 2328-1286 .
- Мичелл, Джордж, (1977) Индуистский храм: введение в его значение и формы , 1977, University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-53230-1
- Мичелл, Джордж (1990), Путеводитель по памятникам Индии для пингвинов, Том 1: буддисты, джайны, индуисты , 1990, Penguin Books, ISBN 0140081445
- Роуленд, Бенджамин, Искусство и архитектура Индии: буддисты, индуисты, джайны , 1967 (3-е изд.), История искусства пеликана, Пингвин, ISBN 0140561021
- Сингх, Кавита, «Вечное возвращение храма: комплекс Сваминараян Акшардхам в Дели», 2010, Arts of Asia , Vol 70, no. 1, academia.edu
- Уорд, Филип (1998), Гуджарат-Даман-Диу: Путеводитель , том. 22, Ориент Блэксван , ISBN 9788125013839
- Нойбауэр, Ютта Джайн (1981), Степвеллы Гуджарата: в историко-художественной перспективе , Abhinav Publications, ISBN 9780391022843
- Кумар, Сехдев (2001), Тысячелепестковый лотос: джайнские храмы Раджастана: архитектура и иконография , Abhinav Publications, ISBN 9788170173489
- Джайн, Арун Кумар (2009), Вера и философия джайнизма , Издательство Gyan, ISBN 9788178357232