Jump to content

Йоханна Яхманн-Вагнер

Йоханна Яхман-Вагнер в роли Ортруды в опере Лоэнгрин « Рихарда Вагнера » , ок. 1860 г.

Йоханна Яхман-Вагнер или Йоханна Вагнер (13 октября 1828 г.) [ 1 ] — 16 октября 1894) — певица меццо-сопрано , трагедия театральной драмы, педагог пения и театрального представления, завоевавшая большое признание в Европе в третьей четверти XIX века. Она была племянницей композитора Рихарда Вагнера и была первой исполнительницей и в некотором смысле вдохновением персонажа Элизабет в «Тангейзере» . Она также была первоначально предполагаемой исполнительницей Брунгильды в «Кольце Нибелунгов» , но в итоге взяла на себя другие роли.

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Йоханна Вагнер родилась в Зельце , Ганновер . Она была родной дочерью солдата по имени Бок фон Вюльфинген и была усыновлена. [ 2 ] Альберт Вагнер (1799–1874) (старший брат Рихарда) и его жена Элиза (1800–1864). У них было еще две дочери. Из Зельце семья переехала в Вюрцбург в 1830 году, где оба родителя работали в Королевском баварском театре, отец был актером, певцом и режиссером. Она брала уроки игры на фортепиано у своей матери, католички, и пела дуэтами с ландгрефином Гессена, который брал уроки пения у ее отца. Рихард Вагнер посетил ее в 1833 году (во время написания Die Feen ) и часто сопровождал ее пением Карла Лоу баллады «Эдвард». Йоханна знала юную Мари Зеебах (впоследствии жену вагнеровского певца Альберта Нимана ), которая посещала тот же класс конфирмации.

Способности к сцене она проявила еще в детстве. Из-за слабого здоровья она уехала к своей тете Кристине Глей, певице и матери венской актрисы Жюли Реттих [ де ] (1809–1866). В 1842 году она приняла контракт актрисы в Бернбурге и Балленштедте , а ее отец взял на себя ее обучение на певицу. После появления в качестве пажа в новой опере « Гугеноты» в Балленштедте она начала с большим успехом давать концерты. В Бернбурге она получила благоприятное признание, сыграв роль Маргариты де Валуа в спектакле, на котором присутствовал герцог Леопольд. [ 3 ]

управляющий директор перевел свою труппу в Галле Летом , и Йоханна изучала роли Фридриха Шиллера для театра и оперные роли вместе со своим отцом в Даниэля Обера , «Маурере и Шлоссере» « Альберта Лорцинга » Вильдшуце и в «Дон Жуане» . Ее первым важным оперным появлением была роль Катерины Корнаро в опере Фроманталя Галеви « Королева Шипра» . В мае 1844 года Рихард Вагнер организовал для нее прослушивание в Дрезденской королевской опере , где она выступала в качестве гостя в этих операх и получила трехлетний контракт, будучи приглашенной в качестве королевской саксонской каммерзенгерин до 18 лет.

Дрезден и Париж

[ редактировать ]

На момент ее прибытия в 1844 году в Дрездене недавно состоялись мировые премьеры «Риенци» (1842) и «Летучих голландцев» (1843), а также певцы Йозеф Тихачек (тенор, первый Риенци)), баритон Антон Миттервурцер , бас Вильгельм. Георг Деттмер [ де ] и знаменитое драматическое сопрано Вильгельмина. Шредер-Девриент (первоначальные Адриано и Сента) были руководителями, с которыми она работала. Последний (с которым Йоханна впервые встретилась в Балленштедте) был особенно вдохновляющим примером, а Тихачек стал другом на всю жизнь. Она также подружилась с Фердинандом Гейне , актером с большим знанием театрального костюма, и графиней Элен Каминской, которая сделала несколько ее портретов.

Йоханна училась нескольким ролям со своим дядей, особенно Ирен в «Риенци» , и когда ее семья переехала в город, они стали частью тамошнего кружка Рихарда Вагнера. Пока он сочинял «Тангейзер» , следуя своим новым музыкальным концепциям, Йоханна и Тихачек пели для него музыку Элизабет и Тангейзера по мере ее развития. Он намеревался представить премьеру оперы в честь ее 17-летия, 13 октября 1845 года, но она заболела, что вынудило ее отложить на шесть дней. [ 4 ] [ 5 ] За первым спектаклем, состоявшимся 19 октября, шестичасовой постановкой рядом с Девриентом в роли Венеры, Деттмером и Миттервурцером, последовала сокращенная версия, всего с восемью повторами к январю следующего года.

В 1846 году, спев на концерте отрывки из Кристофа Виллибальда Глюка , «Орфея» при финансовой поддержке короля Саксонии она уехала в Париж, чтобы учиться у Мануэля Патрисио Родригеса Гарсиа (и/или у Полины Гарсиа-Виардо ), для которой она пела «Орфей» Агаты. первая ария из Der Freischütz, представленная на прослушивании. Услышав Джулию Гризи в роли Нормы, она изучала эту роль вместе с ним (на итальянском языке), а также с Валентином в «Гугенотах» (на французском языке), хотя его попытка научить ее Розине имела меньший успех. Он предложил ей спеть в Париже: она отказалась, но там она увидела Фредерика Шопена игру , увидела Рашель в » Жана Расина , партии « Федры а Хабенек дирижировал Людвига ван Бетховена 7-й симфонией . В конце года она вернулась в Дрезден, чтобы исполнить «Норму и Валентину» по новому контракту.

Гамбург, Берлин и гастроли

[ редактировать ]

Дрезденская революция 1848/49 года , которая привела к изгнанию Рихарда Вагнера и временному заключению г-жи Шредер-Девриент, привела к тому, что Йоханна пела в Гамбурге в роли Валентины и Леоноры . Дрезден колебался, поэтому она согласилась на контракт в Гамбурге, где в роли Фидес в «Пророке» привлекла Джакомо Мейербера внимание . Он привел ее в Берлинскую государственную оперу, чтобы спеть ее для ее дебюта там в мае 1851 года, за которым она последовала (июнь 1851 года) с Донной Анной , Рейзой и повторением Фидес. Беллини Она также пела «Фидес» в Вене в 1850 году. Выполнив свои обязательства в Гамбурге, она с большим успехом привезла в Берлин свою знаменитую интерпретацию «Ромео» .

В мае 1852 года Джоанна приняла приглашение Бенджамина Ламли спеть в Театре Ее Величества в Лондоне. Однако руководство Королевского оперного театра ( Фредерик Гай ) попыталось переманить ее, и Альберт Вагнер (всегда агент Джоанны) принял это предложение. В последовавшем скандале, включавшем два знаменитых судебных процесса и справедливые разбирательства Ламли против Гая и Ламли против Вагнера – Альберт Вагнер оскорбил Х. Ф. Чорли и других широко цитируемым замечанием (из частной переписки, полученной в суде), что « можно только пойти в Англия, чтобы получить деньги»: [ 6 ] и Джоанна пошла домой, вообще не спев. Однако она вернулась в июне и июле 1856 года (к Ее Величеству) и неоднократно появлялась в своих лучших ролях, начиная (14 июня) в роли Ромео, а затем в Лукреции Борджиа Глюка , «Орфее и Эвридике» и » Джоаккино Россини «Танкреди . Она дала придворный концерт, после чего королева Виктория нарушила свое правило и посетила этот театр, чтобы услышать ее на сцене.

В 1856 году она пела в Веймаре под руководством Ференца Листа Глюка партии Орфея, Ромео, Лукреции Борджиа, в «Ифигении в Тавриде» и на концертах. После «Ромео» оркестр аплодировал ей стоя, увенчал ее лавровым венком, и ей пришлось давать повторные выступления перед великим герцогом и герцогиней. Лист, интерес которого был не только музыкальным, подарил ей свой портрет. На протяжении 1850-х годов она неоднократно пела в Кёльне и Штеттине . В 1858 году она дебютировала в Лейпциге в партии Лукреции и исполнила «Ромео», «Танкреди» , «Тангейзер» и «Орфео» , а затем отправилась в Дрезден, где с радостью снова спела «Тангейзер» с Тихачеком и Миттервюрцером.

Вагнер, не находившийся тогда в дружеских отношениях с Йоханной, предназначал ее для своей Брунгильды в ранних планах оперы «Нибелунги» , но именно в Генриха Дорна опере «Нибелунги» в Берлине, во время изгнания Рихарда, она исполнила роль этого имени. . Она также произвела некоторый эффект в малоизвестном «Макбете» Вильгельма Таубера в роли леди Макбет. Однако именно на берлинской премьере « Тангейзера» в январе 1856 года она заново открыла для себя свое место в пантеоне Рихарда, причем с таким успехом, что было также дано разрешение на (запоздалую) первую берлинскую постановку « Лоэнгрина» в 1859 году с Йоханной в роли Ортруды. Она также тренировала Луизу Харриерс-Випперн как Эльзу. В этих постановках Бото фон Хюльсен был менеджером, Альберт Вагнер - режиссером, а (в «Лоэнгрине ») Вильгельм Тауберт - дирижером.

Новая карьера

[ редактировать ]

В мае 1859 года Иоганна вышла замуж за Альфреда Яхмана из Кенигсберга , дипломата из знатной прусской семьи, которому она оказала финансовую помощь во время краха их интересов в 1858 году. Ее первая дочь родилась в марте 1860 года. После очень насыщенного и триумфального путешествия по городам Германии В 1860 году и посещением восставшей Варшавы (где ее сначала освистывали, а затем пели под охраной полиции), она решила сделать ее прощание со сцены оперы и продолжение карьеры трагедии. Ее контракт был пересмотрен, она изучала роль Иоганна Вольфганга фон Гете под Ифигении руководством Огюст Крелингер , актрисы, чью мантию она должна была унаследовать, и исполнила ее в сентябре 1861 года в Королевском театре в Берлине для спектакля королевы Августы . день рождения, а вскоре после этого — Фридриха Шиллера » «Мария Стюарт и графиня Орсина в «Эмилии Галотти» .

Теперь для своей новой карьеры она взяла имя Йоханна Яхман-Вагнер. Вскоре ее стали сравнивать с Фанни Янаушек , драматическая сила ее выступлений вселяла надежду на возрождение немецкой классической драмы. Спев на коронационном концерте в Кенигсберге, ее оперное прощание состоялось в партии Орфея в декабре 1861 года, но она повторила это на юбилейном выступлении в октябре 1862 года. Однако она продолжала петь в различных немецких городах на протяжении 1860-х годов, особенно на концертах и ​​сольных концертах. , в исполнении Лидера . Она совершила ответный визит в Вюрцбург в 1866 году. С 1861 по 1869 год она часть года жила в Берлине, а часть — в Трутенау . В 1868 и 1869 годах она дала первые постановки двух драм « Федра» и «Катарина Вуазен» по «Георгу Конраду», псевдониму принца Георга Прусского . ее выступления в роли «Ифигении» Гете и в классической драме, в партиях Федры и ( «Софокла ») Антигоны Особенно ее собственными стали . Ее выход на пенсию стал необходим после паралича одной стороны ее лица, который произошел в 1869 году. После ее драматических прощаний в 1871 и 1872 годах, восхваляемых Теодора Фонтане , она была награждена императором золотой медалью.

Байройт и после

[ редактировать ]

В мае 1872 года Йоханна выполнила обещание, данное своему дяде Рихарду Вагнеру, спев альт в сольном квартете в исполнении 9-й симфонии Бетховена на закладке фундамента Байройтского фестивального театра . Она также участвовала в первом Байройтском фестивале 1876 года, сыграв роль Швертлейта в Die Walküre и Первой Норн в Götterdämmerung в оригинальной первой полной постановке Der Ring des Nibelungen . Теперь она не была способна на Брунгильду, как первоначально предполагалось, но как Валькирия, ее драматический контроль над сценами и энергия, которую она вкладывала в них на репетициях и в исполнении, осознали истинные намерения композитора и создали прецедент, которому позже подражали. . Ее Норн также была наделена всеми своими драматическими ресурсами.

Состояние Альфреда Яхмана снова рухнуло после франко-прусской войны , и в Вюрцбурге Йоханна, получавшая пенсию от берлинского Хохшпильхауса, [ нужны разъяснения ] продолжила свою работу учителем пения и сохранила давнюю дружбу королей и принцев. Ее последнее публичное выступление состоялось в Вюрцбурге в сценах из «Орфея» в 1882 году. Затем она переехала в Мюнхен, где в тесном контакте с Королевским придворным театром получила должность преподавателя пения в Королевской музыкальной консерватории и звание профессора. Людвиг II Баварский подарил ей бесплатное место в мюнхенской опере и пригласил на частное представление «Парсифаля» в своем собственном театре. У нее было много учеников, но, в конце концов разочаровавшись в Мюнхене, она вернулась в Берлин в 1888 году и продолжала преподавать, устраивая публичные концерты для своих учеников. Она умерла в Вюрцбурге от болезни сердца через три дня после своего 66-летия.

Описания ее голоса

[ редактировать ]

Цитируется, что один лондонский рецензент написал: «Ее диапазон включает в себя мягкую женскую прелесть сопрано и одинаково хорош в низких тонах контральто . певица, эффект был столь же ошеломляющим, сколь и неожиданным... Обман, страсть, любовь, страх и отчаяние выражались в каждой ноте». [ 7 ] Цитируется другой: «Она одна из тех редких артисток, которые наполняют сцену своей привлекательной личностью... ее голос - один из редчайших по красоте. Можно сказать, что она сопрано, но ее диапазон настолько широк. что полный тон охватывает три регистра, от высокого сопрано до альта. Конечно, ни одна живая певица не может сравниться по полноте тона с Иоганной Вагнер». [ 8 ]

Х. Ф. Чорли, озлобленный национальным оскорблением Альберта Вагнера, мало что мог понравиться в Джоанне: «Если рассматривать мадемуазель Вагнер как певицу, ее претензии были очень скудными. Должно быть, изначально у нее был прекрасный голос меццо-сопрано . Она никогда не могла научиться играть производить или как его использовать, будь то Ромео , Танкреди или Лукреция Борджиа , непокорная прочность органа не могла быть. Хотя она преодолевала все трудности с бесстрашием, свойственным только немецким певцам, на самом деле ни с одной из них ей не удалось справиться». [ 9 ] Чорли, однако, не любил немецкое сценическое искусство, которое он считал манерным и шаблонным, а также немецкое театральное пение, которое он называл «безвкусной декламацией в сопровождении оркестра».

С другой стороны, Бенджамин Ламли писал о ее появлении в 1856 году в роли Ромео в таких выражениях, которые заставляют представить себе Брунгильду, которой ей следовало бы быть: «Она выглядела: высокая, статная, хладнокровная, одетая в блестящие позолоченные кольчуги, в прекрасной светлой одежде. волосы падали ей на шею: величественный вид, который, казалось, давал полную уверенность в победе, и шаг, раскрывающий врожденное величие и величие в каждом движении... Она пела звучным голосом, возвещавшим о миссии молодого воина! его враги раздавались по дому столь же пронзительно и пробуждающе, как призыв горна». [ 10 ]

  1. ^ Макс Фридлендер (1896), « Вагнер-Яхманн, Йоханна », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 40, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 587–589.
  2. ^ Словарь музыки и музыкантов Гроува , 5-е изд, 1954, Vol. X (Дополнительный), с. 472
  3. ^ Х. Яхманн, Вагнер и его первая Элизабет , английское издание, переведенное М. А. Трехманом (Novello & Co., Лондон, 1944), стр. 6-7.
  4. ^ Гроув 1889 , Вагнер, Джоанна с. 345 .
  5. ^ Словарь музыки и музыкантов Гроува . 5-е изд., 1954 г.
  6. ^ HF Чорли, Музыкальные воспоминания за тридцать лет (Херст и Блэкетт, Лондон, 1862), Vol. II, с. 177 .
  7. Цитируется из газеты London Morning Advertiser (1856 г., точная дата не указана) в Яхманне, пер. Трехман, Вагнер и его первая Элизабет , с. 40, где слова были переведены на немецкий, а затем обратно на английский язык (без ссылки на оригинал).
  8. Цитируется из газеты London Morning Post (1856 г., точная дата не указана) в Яхманне, пер. Трехман, Вагнер и его первая Элизабет , с. 40, где слова были переведены на немецкий, а затем обратно на английский язык (без ссылки на оригинал).
  9. ^ Чорли, Музыкальные воспоминания за тридцать лет , Том. II, стр. 242-47.
  10. ^ Б. Ламли, Воспоминания об опере (Херст и Блэкетт, Лондон, 1864), с. 382 . Цитата этого отрывка у Яхмана, пер. Трехман, Вагнер и его первая Элизабет , стр. 39-40, потеряли силу оригинала.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eff4aa55642b0e9681f330151e9eecb2__1712545920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/b2/eff4aa55642b0e9681f330151e9eecb2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johanna Jachmann-Wagner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)