Красная линия метро (Миннесота)
МЕТРО Красная линия | ||
---|---|---|
![]() | ||
![]() Автобус красной линии на станции Mall of America в 2022 году. | ||
Обзор | ||
Система | Метро | |
Оператор | Метро Транзит | |
Транспортное средство | Гиллиг Низкопольный BRT Plus 40 футов | |
Статус | Оперативный | |
Начало обслуживания | 22 июня 2013 г. [ 1 ] | |
Маршрут | ||
Тип маршрута | на шоссейном автобусе Скоростной транспорт | |
Местный | ( округ Хеннепин ) Блумингтон, Миннесота ( округ Дакота ) Иган, Миннесота Бернсвилл, Миннесота Эппл-Вэлли, Миннесота Планируется: Роузмаунт, Миннесота Фармингтон, Миннесота Лейквилл, Миннесота | |
Начинать | Торговый центр Америки | |
С помощью | ![]() | |
Конец | Яблочная долина | |
Длина | 10,1 миль (16,3 км) | |
Станции | 5 (планируется 7) | |
Услуга | ||
Уровень | Ежедневно | |
Частота | Каждые 20 минут | |
Частота выходных | Каждые 30 минут | |
Время в пути | 20 минут | |
Действует | 4:00 – 12:00 | |
|
Красная линия метро — это линия скоростного автобусного транспорта между городов-побратимов пригородами Блумингтона, штат Миннесота , и Эппл-Вэлли, штат Миннесота . Красная линия проходит в основном по шоссе штата Миннесота 77 и Сидар-авеню от станции Эппл-Вэлли в Эппл-Вэлли на север через Иган, штат Миннесота , до станции Mall of America в Блумингтоне, где она соединяется с синей линией метро . На линии есть элементы скоростного автобусного транспорта, включая полосы только для автобусов , транспортные средства специальной марки, приоритет транзитного сигнала и выделенные станции.
Линия была спроектирована для уменьшения заторов на Кедровом проспекте. Во время планирования проект был известен как Скоростной транзитный маршрут для автобусов на Сидар-авеню, пока в 2011 году он не был переименован в Красную линию в рамках регионального брендинга системы метро . После нескольких сбоев в графике строительства линия официально начала работу 22 июня 2013 года. Красная линия обошлась в 21 миллион долларов, но еще 34 миллиона долларов были потрачены на модернизацию экспресс-автобусов и 57 миллионов долларов на расширение проезжей части, общая стоимость проекта составила 112 долларов. миллион. Еще 15 миллионов долларов было потрачено на строительство улучшенной пассажирской станции, которая больше не требует выезда автобусов с шоссе и экономит 10 минут на поездку туда и обратно. Линия эксплуатировалась Управлением транзита долины Миннесоты по контракту с Столичным советом до 5 декабря 2020 года, когда Metro Transit взяла на себя управление.
Расширение Лейквилля планируется открыть в 2040 году.
Описание маршрута
[ редактировать ]Северная конечная остановка красной линии — станция Mall of America в торговом центре Mall of America в Блумингтоне. На станции находятся восемь автобусных маршрутов и синяя линия метро . От торгового центра Mall of America маршрут проходит по шоссе 77 штата Миннесота и обслуживает транзитную станцию Сидар-Гроув , у которой есть автобусные остановки посередине шоссе с крытым переходом к пересадочной площадке, примыкающей к шоссе возле Твина. Торговый центр Cities Premium Outlets. Маршрут пересекает межштатную автомагистраль 35E и обслуживает две станции на 140-й и 147-й улицах. Конечная остановка — транзитная станция Apple Valley . [ 2 ]
Сервис и эксплуатация
[ редактировать ]Red Line планировала совершить 975 ежедневных поездок в первый год своего существования. [ 3 ] Хотя в первый год работы Red Line количество пассажиров MVTA достигло рекордного уровня, [ 4 ] количество пассажиров на линии в первые несколько лет было ниже, чем ожидалось. [ 5 ] В первый год количество пассажиров достигло лишь 85% запланированных поездок. [ 6 ] По оценкам, к 2017 году пассажиропоток достигнет 1600 человек в день. [ 7 ]
С 2013 по 2017 год половина бюджета Red Lines поступала от Совета по улучшению транзита округа , а половина - от Столичного совета. После того, как Совет по улучшению транзита округа был распущен, Столичный совет поддержал полный бюджет Красной линии. [ 8 ] Доля округа Дакота в бюджете Red Line в 2017 году составила 1,3 миллиона долларов. [ 9 ] MVTA управляла Красной линией по контракту с Столичным советом, и в 2020 году предоставление этой услуги обошлось в 3,2 миллиона долларов. После первого обсуждения плана с MVTA в июле 2020 года столичный совет объявил, что не будет продлевать свой операционный контракт с MVTA, вместо этого предпочтя, чтобы Metro Transit взяла на себя операции, начиная с 5 декабря 2020 года. Частоту и часы работы планируется изменить остаются неизменными. [ 8 ] [ 10 ]
Пассажиропоток в 2019 году составил 242 372 поездки при субсидии в размере 9,97 долларов США на пассажира. Две другие линии скоростного автобусного транспорта в системе метро, линия A и линия C , имели субсидии в размере 3,85 доллара на пассажира, а услуги легкорельсового транспорта стоили 1,96 доллара на пассажира. Субсидия на пригородные местные и пригородные экспресс-автобусы для MVTA, на территории которой действует Красная линия, составила 12,10 и 6,07 долларов США на пассажирскую поездку соответственно, что выше, чем субсидии региона городов-побратимов, составляющие 7,38 и 5,52 доллара США на пассажирскую поездку соответственно. [ 11 ]
Автобусы Red Line курсируют в основном по полосам, предназначенным только для автобусов , и имеют приоритет транзитного сигнала . [ 4 ] [ 12 ] Поездка в центр Миннеаполиса от станции Apple Valley по красной линии до синей линии занимает около часа против 40–43 минут на экспресс-автобусе. [ 7 ]
Флот
[ редактировать ]
Первоначально на Красной линии использовались 40-футовые автобусы Nova Bus LFX (4252–4258), первые и единственные в городах-побратимах. Автобусы были выбраны так, чтобы обеспечить ощущение езды, близкое к поездке на поезде, с большими окнами, внутренним пространством для велосипедов и внешним видом, похожим на легкорельсовый транспорт. Конструкция станций и автобусов позволяет обеспечить посадку пассажиров на одном уровне. Конструкция автомобиля была выбрана среди трех других конкурентов и была доступна на рынке в течение пяти лет, прежде чем была куплена столичным советом. Семь купленных автобусов стоят от 450 000 до 550 000 долларов каждый. [ 13 ] Все автобусы были оборудованы системами предупреждения о выезде с полосы движения и системой предупреждения столкновений . [ 14 ] Оригинальные внутренние стойки для велосипедов были заменены внешними стойками для велосипедов через несколько месяцев после открытия. [ 15 ]
Эти автобусы были сняты с эксплуатации в декабре 2020 года, когда Metro Transit взяла на себя управление MVTA. До 2022 года по маршруту обслуживают 7 40-футовых автомобилей Gilligs, временно одетых в ливрею METRO (1750–1756 гг.). В это время столичный совет готовился заменить парк постоянными автобусами, аналогичными тем, что ходят по линии А. [ 8 ] Эти автобусы 6 40' Gilligs (8020-8025) поступили в эксплуатацию в декабре 2022 года.
Станции и транзитный путь
[ редактировать ]Сидар-авеню была реконструирована с появлением новых обочин для автобусов для облегчения передвижения между центром Миннеаполиса и Лейквиллем. Транзитный путь начинается у торгового центра Mall of America и направляется в сторону Игана, Эппл-Вэлли и Лейквилля, а обочины для автобусов расположены по обе стороны от Сидар-авеню, что облегчает объезд пробок. Станции были спроектированы с остановками для автобусов, чтобы автобусы могли проезжать мимо других автобусов, забирая и высаживая пассажиров. [ нужна ссылка ] Автобусам на усиленных обочинах шириной 12 футов (3,7 м) разрешено двигаться со скоростью до 15 миль в час (24 км / ч) быстрее, чем обычное движение, если они находятся в пределах разрешенной скорости. [ 7 ]

В Сидар-Гроув автобусы выезжали с шоссе и следовали на транзитную станцию Сидар-Гроув . Этот маршрут увеличил время поездки туда и обратно примерно на 10 минут, что снизило пассажиропоток. [ 5 ] Центрально-срединная станция Cedar Grove, обслуживающая красную линию, открылась 20 мая 2017 года. Это сократило время в пути, поскольку автобусы больше не выезжают с автострады. 300-футовый переход с климат-контролем над Сидар-авеню соединяет новую станцию с существующей транзитной станцией. [ 16 ] Пассажирская платформа и переход обошлись в 15 миллионов долларов, из которых 10,4 доллара поступило от Совета по улучшению транзитного транспорта округа , 3,3 доллара - от штата Миннесота и 1,3 миллиона долларов - от округа Дакота. [ 6 ] По оценкам, добавление станции добавит к красной линии 40 000 поездок в год и сэкономит 293 000 долларов годовых эксплуатационных расходов. [ 17 ]
Станции на 140-й и 147-й улицах были включены для обслуживания местных предприятий и районов. Избранные должностные лица Эппл-Вэлли были обеспокоены нехваткой парковочных мест на станциях и тем, что пассажиры парковались у местных предприятий и в переулках. После того, как прогнозы численности населения и занятости в коридоре были сокращены во время Великой рецессии , проекты станций сократились, а запланированные соединения эстакады через Сидар-авеню были удалены из-за снижения прогнозов пассажиропотока. [ 18 ] Несмотря на давление со стороны города Эппл-Вэлли, Совет Метрополитена и округ Дакота решили не строить надземные пути, но разрешили спроектировать станцию на 147-й улице так, чтобы обеспечить возможность будущего соединения надземных дорог. [ 19 ] Apple Valley подала заявку на федеральное финансирование через Met Council на строительство 147-й эстакады в 2016, 2018, 2020 и 2022 годах в категории «Модернизация транзита». [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] выделило 7 миллионов долларов на строительство эстакады Законодательное собрание Миннесоты на своей сессии в 2023 году . [ 24 ] [ 25 ] Округ Дакота через один и тот же источник подавал заявки на строительство пешеходного и велосипедного моста на 140-й улице в 2018, 2020 и 2022 годах. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Проект стоимостью 2,9 миллиона долларов получил 2 миллиона долларов в рамках грантового цикла 2022 года. [ 29 ]
По оценкам, модернизация станции Mall of America сократит время в пути на 2–4 минуты. [ 3 ]
С момента открытия маршрута 22 июня 2013 года по 19 мая 2017 года автобусы Red Line, идущие на север, делали дополнительную остановку возле торгового центра Mall of America на станции 30th Avenue .
Станция [ 2 ] | ИДЕНТИФИКАТОР [ 30 ] | Город | Соединения [ 2 ] | Открыто | Осень 2019. Поездка по будням [ 31 ] |
---|---|---|---|---|---|
Станция Молл оф Америка | 56873 | Блумингтон | 5, 54, 442, 444, 495, 501, 515, 538, 539, 540 | 22 июня 2013 г. | 375 |
Транзитная станция Сидар-Гроув | 56510, 56511 | Иган | 440, 442, 444, 445, 475 | 22 июня 2013 г. | 108 |
Станция 140-я улица | 48976, 48977 | Яблочная долина | 440 | 22 июня 2013 г. | 23 |
Станция 147-я улица | 48179, 53494 | Яблочная долина | 440 | 22 июня 2013 г. | 58 |
Станция Эппл-Вэлли | 56979, 56980 | Яблочная долина | 420, 440, 442, 447, 475, 477, 480 | 22 июня 2013 г. | 177 |
История
[ редактировать ]Планы по созданию скоростного автобусного транспорта по коридору впервые были начаты в 1999 году при государственном финансировании в размере 500 000 долларов. Рассматривалось расширение тогда еще находившегося в разработке легкорельсового транспорта на Хайаута-авеню (синяя линия), и предполагалось, что оно привлечет наибольшее количество пассажиров - до 23 100 к 2020 году. Эксклюзивные полосы для автобусов в коридоре обошлись бы в небольшую часть от расширения легкорельсового транспорта, но к 2020 году привлекать только до 18 400 пассажиров в день. Оба прогноза пассажиропотока зависели от плотной транзитной застройки вдоль коридора. [ 32 ] Исследования коридора были расширены до Лейквилля в 2003 году, и в 2025 году ожидается, что количество пассажиров составит 12 900 человек. [ 33 ] В 2004 году скоростной автобусный транспорт был выбран в качестве предпочтительной альтернативы легкорельсовому транспорту. [ 7 ] Стоимость строительства линии легкорельсового транспорта оценивалась в 650 миллионов долларов. [ 3 ] Согласно отчету за 2010 год, на Сидар-авеню ежедневно проезжает 150 000 автомобилей, и ожидается, что в течение 20 лет объемы удвоятся. [ 34 ] На переходе через реку Миннесота по мосту Сидар-авеню проехало 90 000 автомобилей . Ожидалось, что заторы в коридоре будут увеличиваться, и планировалось, что красная линия поможет уменьшить заторы. Строительство модернизации Сидар-авеню началось в апреле 2009 года и включало модернизацию автобусов, расширение полос для автомобилей и расширение тротуаров для пешеходов. [ 7 ] [ 1 ]

Общая стоимость проекта составила 112 миллионов долларов. [ 6 ] Только 21 миллион долларов был потрачен на саму «Красную линию», из них 34 миллиона долларов были потрачены на модернизацию экспресс-услуг и 57 миллионов долларов были потрачены на расширение дорог. [ 35 ] [ 36 ] Большая часть стоимости проекта (80%) была разделена на три части: федеральное правительство, штат Миннесота и Совет по улучшению транзитного транспорта округов покрыли по 19,7 миллиона долларов каждая. Остальные 20% бюджета проекта были покрыты округами и местными органами власти. [ 37 ]
В июле 2011 года столичный совет официально обозначил линию BRT на Сидар-авеню как красную линию. Это часть более широкой схемы обозначения транзитных линий цветом. Соответствующие линии в системе включают Синюю линию , Зеленую линию и разрабатываемую тогда оранжевую линию BRT вдоль межштатной автомагистрали 35W. [ 38 ] Комиссары округа Дакота были недовольны решением по дизайну брендинга и искали более «яркий» логотип и дизайн отдельно от легкорельсового транспорта и регулярных автобусов. [ 39 ] Еще весной 2012 года ожидалось открытие в ноябре 2012 года, но в конечном итоге линия открылась 22 июня 2013 года, и в течение первой недели предлагались бесплатные поездки. [ 1 ] [ 40 ]
Городские власти полагали, что «Красная линия» повлияла на решения некоторых застройщиков о разработке проектов стоимостью 273 миллиона долларов в пределах коридора длиной 0,5 мили (800 м). [ 41 ] В обновлении плана реализации транзитного пути на Сидар-авеню 2015 года установлены планы строительства дополнительных станций и расширения до Лейквилля, штат Миннесота. Расширение до Лейквилля планируется открыть не раньше 2040 года. [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Блейк, Лори (11 июня 2013 г.). «Интересно узнать о новом Cedar BRT? Прокатитесь бесплатно» . Звездная Трибьюн . п. Б3 . Получено 31 июля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б с «Карта маршрута красной линии» (PDF) . Метро Транзит. 5 декабря 2020 г. . Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ван Беркель, Джесси (28 декабря 2014 г.). «Нерешительный старт для скоростного автобуса» . Звездная Трибьюн . п. Б1 , Б7 . Получено 31 июля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б Ферраро, Ник (15 января 2015 г.). «Линия скоростного транспорта округа Дакота увеличила пассажиропоток MVTA в 2013 году» . TwinCities.com . Пионер Пресс . Проверено 14 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ван Беркель, Джесси (20 июня 2015 г.). «Кратко- и долгосрочные изменения запланированы на Red Line BRT» . Звездная Трибьюн . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мур, Джанет (28 апреля 2016 г.). «Автобусное сообщение Red Line, которое связывает МОА с южными пригородами, получит на реконструкцию 15 миллионов долларов» . Звездная Трибьюн . Проверено 29 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Блейк, Лори (16 июня 2013 г.). «BRT готов покинуть станцию» . Звездная Трибьюн . п. Н1 , Н3 - Н4 . Получено 31 июля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Перейти обратно: а б с Харлоу, Тим (6 октября 2020 г.). «Метро Транзит» возьмет на себя управление скоростным автобусным сообщением «Красной линии» . Звездная Трибьюн . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Каллаган, Питер (31 мая 2017 г.). «Совет по финансированию транзита городов-побратимов инициирует распад. На этот раз по-настоящему» . Миннпост . Проверено 29 декабря 2020 г.
- ^ Пан, Х. Цзяхун (9 февраля 2022 г.). «Битва за высокоскоростную автобусную линию заставила транспортные агентства увидеть красный - рэкет» . www.racketmn.com . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ 2019 ГОДА» . Митрополичий совет. Ноябрь 2020 года . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Харлоу, Тим (14 октября 2018 г.). «Маршрут 2 Metro Transit переоборудуется для повышения скорости» . Звездная Трибьюн . Проверено 29 декабря 2020 г.
- ^ Хамфри, Кэти (20 ноября 2011 г.). «Скорый транспорт All Aboard — Bus опирается на элегантные современные автобусы. Для Сидар-авеню эти автобусы были представлены» . Звездная Трибьюн . стр. N1 , N4 . Получено 31 июля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Харлоу, Тим (13 февраля 2015 г.). «Грант в размере 1,8 миллиона долларов стоит на пути MVTA» . Звездная Трибьюн . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Харлоу, Тим (25 сентября 2013 г.). «На Красную линию прибывают передние велостоянки» . Звездная Трибьюн . п. Б3 . Получено 31 июля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Уильям, Борнхофт (2 июня 2017 г.). «В Южном метрополитене открывается новая транзитная станция Cedar Grove» . Патч: Apple Valley-Rosemount . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Ван Беркель, Джесси (20 ноября 2014 г.). «Решение на 10 миллионов долларов» . Звездная Трибьюн . п. Б1 , Б5 . Получено 31 июля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Адамс, Джим (20 ноября 2011 г.). «Все на борт. На двух автобусных остановках нового BRT нет парковки, что беспокоит некоторых в Эппл-Вэлли» . Звездная Трибьюн . стр. N1 , N4 . Получено 31 июля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Хамфри, Кэти (29 апреля 2012 г.). «Дебаты о Skyway могут остановить работу автобусного движения» . Звездная Трибьюн . п. Н1 , Н3 . Получено 31 июля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Саам, Мэтью (15 июля 2016 г.). «05399 — Красная линия Эппл-Вэлли, 147-я станция BRT Skyway» . Город Эппл-Вэлли через Столичный совет . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Саам, Мэтью (13 июля 2018 г.). «10918 — Красная линия BRT Skyway Эппл-Вэлли» . Город Эппл-Вэлли через Столичный совет . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Саам, Мэтью (15 мая 2020 г.). «14084 — Красная линия Эппл-Вэлли, BRT, 147-я улица, станция Skyway» . Город Эппл-Вэлли через Столичный совет . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Саам, Мэтью (14 апреля 2022 г.). «17701 — Красная линия Эппл-Вэлли, BRT, 147-я улица, станция Skyway» . Город Эппл-Вэлли через Столичный совет . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Шетнан, Джадд (23 мая 2023 г.). «Обзор законодательной сессии 2023 года» . Столичный совет . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ «HF 670 4-е собрание - 93-е законодательное собрание (2023–2024 гг.)» . Законодательное собрание Миннесоты. 24 мая 2023 г. . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ Андерсон, Холли (13 июля 2020 г.). «10963 — CSAH 23 (Кедровый проспект) и пешеходный мост на 140-й улице, красная линия метро BRT» . Округ Дакота через Столичный совет . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Морно, Джозеф (14 мая 2020 г.). «14078 — Пешеходный мост на Сидар-авеню на 140-й улице — Эппл-Вэлли» . Округ Дакота через Столичный совет . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Морно, Джозеф (13 апреля 2022 г.). «17670 — Пешеходный мост на Сидар-авеню на 140-й улице — Эппл-Вэлли» . Округ Дакота, штат Миннесота, через Столичный совет . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Региональный запрос на 2022 год – Отобранные проекты Консультативного совета по транспорту (TAB) на 2023-2027 годы» . Столичный совет . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ «Интерактивная карта Красной линии» . Метро Транзит . Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ «Транзитные остановки: посадка и высадка» (XML) . gisdata.mn.gov . Митрополичий совет. 4 января 2020 г. . Проверено 23 декабря 2020 г. Примечание. Согласно метаданным, эта информация предназначена только для просмотра количества пассажиров на уровне остановок и не может использоваться для общего количества пассажиров на уровне маршрута.
- ^ Блейк, Лори (16 ноября 2000 г.). «Эппл-Вэлли: следующая остановка скоростного трамвая?» . Звездная Трибьюн . п. Б2 . Получено 31 июля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Блейк, Лори (3 августа 2003 г.). «План автобусной дороги на Кедровом проспекте расширяется» . Звездная Трибьюн . п. Б3 . Получено 31 июля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Ван Беркель, Джесси (31 января 2015 г.). «Жители округа Дакота проверят транзитный транспорт на Сидар-авеню» . Звездная Трибьюн . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Кротти, Нэнси (20 июня 2013 г.). «Красная линия готова к работе | Финансы и коммерция» . Финансы и коммерция . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ «Деловая позиция № 2013-104 SW» . Митрополичий совет. 27 марта 2014 года . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ «Состояние руководства по законодательному отчету за 2015 год» (PDF) . Министерство транспорта Миннесоты. Ноябрь 2015 года . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ «Метсовет утверждает названия цветов линий для развивающейся системы транзитных путей региона» . Столичный совет . Июль 2011. Архивировано из оригинала 7 августа 2011 года . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Дойл, Пэт (16 февраля 2012 г.). «Нет согласия по цветовой схеме BRT» . Звездная Трибьюн . п. Б3 . Получено 31 июля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Блейк, Лори (30 июня 2013 г.). «Ограничения на парковку предусмотрены для территории возле линии BRT Cedar» . Звездная Трибьюн . п. Н1 , Н2 . Получено 31 июля 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Ван Беркель, Джесси (19 ноября 2015 г.). «На линии скоростного автобусного транспорта Red Line в Игане, Эппл-Вэлли, появляются новые объекты» . Звездная Трибьюн . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ «Обновление плана реализации транзитного пути на Сидар-авеню» (PDF) . Округ Дакота, MVTA, Столичный совет. Декабрь 2015 года . Проверено 29 декабря 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]