Паниспанизм

Паниспанизм или пан-испанизм (исп. panhispanismo ), иногда просто называемый испанизмом (исп. hispanismo ), является идеологией, выступающей за социальное, экономическое и политическое сотрудничество, а также часто политическое объединение латиноамериканского мира . [1]
Паниспанизм особенно характеризуется своей историей адаптации ко всем сторонам политического спектра, сохраняя при этом свой основной принцип латиноамериканского единства и свой антиамериканизм . [2] [3] Он постоянно присутствовал в литературе, революционных движениях и политических институтах.
Вариант идеологии сосредоточен конкретно на проектах латиноамериканского единства ( Patria Grande ) с исключением латиноамериканских территорий за пределами Америки.
Фон
[ редактировать ]Испанская колонизация Америки началась в 1492 году и в конечном итоге стала частью более широкого исторического процесса мирового колониализма, посредством которого различные европейские державы объединили значительные территории и народы в Америке, Азии и Африке в период с 15 по 20 века. . Испаноязычная Америка стала основной частью обширной Испанской империи .
Из-за Наполеона вторжения в Испанию с 1808 по 1814 год и последовавшего за этим хаоса началось расчленение Испанской империи, когда американские территории начали двигаться к независимости . единственными оставшимися испанскими владениями в Америке были Куба и Пуэрто-Рико. К 1830 году [4] до испано-американской войны 1898 года .
История
[ редактировать ]Предшественники: антииспанские проекты латиноамериканского единства.
[ редактировать ]Во время испано-американских войн за независимость в начале 19 века Симон Боливар , Франсиско де Миранда и другие лидеры повстанцев стремились к созданию единой латиноамериканской республики, но это не удалось осуществить. Зарождающиеся революционные государства с менее широкими масштабами, а именно Федеративная Республика Центральной Америки , Великая Колумбия и Соединенные провинции Рио-де-ла-Плата , в конечном итоге распались на более мелкие современные страны, которые существуют до сих пор. Конгресс Панамы (1826 г.) стремился организовать лигу латиноамериканских республик прежде всего для защиты от Испании; Точно так же этот проект так и не был реализован.
Возникновение и первоначальный крах XIX века
[ редактировать ]Паниспанизм, включая Испанию, впервые возник в XIX веке как реакция на распад Испанской империи. [5] [6] но эта тенденция продлилась всего несколько десятилетий.
К середине XIX века Испания и латиноамериканские республики в значительной степени стабилизировали свои отношения. В центре внимания паниспанистов в то время было продвижение «духовного и культурного» братства между Испанией и республиками, а не политическое завоевание старых имперских территорий. [7]
В этот период растущие экспансионистские амбиции США , включая их империалистическое отношение к Латинской Америке , привели к развитию антиамериканских настроений как ключевой части паниспанизма. [7] [8] Это особенно усилилось после Мексики поражения в американо-мексиканской войне (1846–1848) и последующего американского экспансионизма в Центральной Америке по инициативе Уильяма Уокера (1856–1857). Испания стремилась извлечь выгоду из этих кризисов, поощряя латиноамериканскую солидарность против Соединенных Штатов. [7]
Преобладающими писателями-паниспанистами того времени были Франсиско Муньос дель Монте из Доминиканской Республики и Хосе Мария Сампер из Колумбии . [7]
Этот краткий всплеск паниспанизма был нанесен серьезный удар и в значительной степени дискредитирован после агрессивных военных интервенций самих испанцев в латиноамериканскую Америку, а именно оккупации Доминиканской Республики (1861-1865 гг.) и войны на островах Чинча (1865-1879 гг.) против Перу. , Чили , Эквадор и Боливия . [7]
возрождение 20 века
[ редактировать ]Паниспанизм возродился спустя годы после своей первой «смерти» в начале 20 века. [7] В это время кубинский писатель и антрополог Фернандо Ортис охарактеризовал паниспанизм как латиноамериканское «интеграционное движение», фундаментально противоположное панамериканизму , рассматриваемому как инструмент гегемонии Соединенных Штатов. [5]
Как и в предыдущем столетии, паниспаноязычные интеллектуалы как в Испании, так и в Америке приводили аргументы в пользу того, что движение должно выступать за «братский» союз, а не за испанскую гегемонию над латиноамериканской Америкой или ее завоевание. Этот образ мыслей и его положительное влияние сравнивали с продолжающимся сближением Великобритании и США . [8]
С 1925 по 1938 год Рамон Менендес Пидаль , директор Королевской испанской академии ( Real Academia Española ), внес свой вклад в паниспанизм, продвигая единство испанского языка , одновременно признавая легитимность латиноамериканских диалектов и утверждая, что они не уступают В Испании говорят по-испански. Считается, что он помог предотвратить потенциальную фрагментацию испанского языка. [5]
В 1932 году уругвайская поэтесса Хуана де Ибарбуру организовала конкурс на создание флага, изображающего всех выходцев из Латинской Америки. Победивший дизайн принадлежал Анхелю Камблору, капитану уругвайской армии, выросшему в столице Монтевидео . По иронии судьбы, он был также принят в следующем, 1933 году, как «Флаг Америки» Седьмой ассамблеей Панамериканской конференции , проектом Соединенных Штатов. [9]
Использование франкистской Испании
[ редактировать ]Во время режима Франсиско Франко в Испании (1936-1975) паниспанизм был интегрирован в правящую фалангистскую идеологию, которая присоединилась к фашизму . Фалангистский паниспанизм был серьезным отклонением от более ранних, более либеральных направлений паниспанского движения и вместо этого подчеркивал антидемократические идеалы, традиционные ценности и роль римского католицизма . В это время выдающийся мыслитель-фалангист Рамиро де Маэсту охарактеризовал выходцев из Латинской Америки как культурную и духовную группу людей, по своей сути несовместимую с демократией и либерализмом. Фалангистский паниспанизм имел влияние в средствах массовой информации латиноамериканской Америки, но также был встречен неоднозначно. [2]
В 1940 году Франко учредил Совет испанидадов — правительственное агентство, отвечавшее за отношения с латиноамериканскими странами. [2] и был назван профашистским и антиамериканским. [10] Этот Совет был распущен в 1945 году, после окончания Второй мировой войны .
Современные события
[ редактировать ]в латиноамериканском мире Сегодня паниспанизм остается в значительной степени антиамериканским. [3] и выступает против « англосаксонского » влияния вообще на латиноамериканских территориях, считая его империалистическим. [11]
Социальные сети также были названы катализатором возрождения паниспаноязычных настроений. [12] Ютуберы, такие как «Brigada Antifraude» и коммунист Сантьяго Армесилья, являются популярными сторонниками паниспанизма, имея каналы с тысячами просмотров и подписчиков, на которых они защищают идею латиноамериканского союза и нападают на « Черную легенду» . [13]
В Пуэрто-Рико существует движение за воссоединение острова с Испанией в качестве предлагаемого 18-го автономного региона. [14] а в Перу были замечены протестующие правого толка, несущие старый флаг Испанской империи . [15] Растущее и противоречивое движение на Филиппинах , сторонников которого называют « латиноамериканцами », выступает за восстановление испанского языка в качестве официального языка страны и в целом за более тесную интеграцию с латиноамериканским миром. [16] [17]
В 2022 году организация Parlamento Global Hispano ( англ . Hispanic Global Parliament) была создана как международная временная ассамблея латиноамериканцев, цель которой — продвинуть латиноамериканский мир к экономической и политической интеграции; его первые выборы прошли с сентября по октябрь. [18]
См. также
[ редактировать ]- Флаг латиноамериканского народа
- латиноамериканец
- испанскость
- латиноамериканство
- Гонка
- Патрия Гранде
- Испано-американские войны за независимость
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аростеги, Гонсалес; Росарио, Мели дель (2003). «Фернандо Ортис и полемика паниспанизма и панамериканизма на заре 20-го века на Кубе» . Revista de Hispanismo Filosófico (Ассоциация Hispanismo Filosófico) (на испанском языке): 5–18.
- ^ Jump up to: а б с Диффи, Бейли В. (1943). «Идеология испанидада» . Латиноамериканское историческое обозрение . 23 (3): 457–482. дои : 10.2307/2508538 . ISSN 0018-2168 . JSTOR 2508538 .
- ^ Jump up to: а б Кабрера, Леонсио Лопес-Окон (1 января 1982 г.). « «Америка, испано-американские хроники». Происхождение и значение американистского предприятия испанского демократического либерализма» . Пятое столетие (на испанском языке). 4 : 137. ISSN 1988-267X .
- ^ Холл, Д. (1987). Карибский опыт: исторический обзор 1450-1960 гг. Кингстон: образовательные книги Heinemann.
- ^ Jump up to: а б с Андион Эрреро, Мария Антоньета; Гонсалес Санчес, Мария (9 января 2022 г.). «ВОКРУГ ПАНИСПАНИЗМА И ПАНИСПАНИЗМА(ОВ) В ОТНОШЕНИИ ИХ АКТУАЛЬНОСТИ И ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ» . Signa: Журнал Испанской ассоциации семиотики : 247–269. дои : 10.5944/signa.vol31.2022.29451 . ISSN 2254-9307 .
- ^ Смит, Артур Ф. (1960). «Паниспанизм: его происхождение и развитие до 1866 года. Марк Дж. Ван Акен» . Журнал современной истории . 32 (3): 288–289. дои : 10.1086/238584 . ISSN 0022-2801 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Канедо, Лино Г. (1960). «Паниспанизм. Его происхождение и развитие до 1866 года. Марк Дж. Ван Акен. [Публикации Калифорнийского университета по истории, том 63.] (Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, 1959. Стр. ix, 166). .)" . Америки . 16 (4): 422–424. дои : 10.2307/979006 . ISSN 0003-1615 . JSTOR 979006 .
- ^ Jump up to: а б Томас, Дэвид Ю. (1923). «Панамериканизм и паниспанизм» . Североамериканское обозрение . 217 (808): 327–333. ISSN 0029-2397 . JSTOR 25112960 .
- ^ Гросвенор, Гилберт; Шоуолтер, Уильям Дж. (сентябрь 1934 г.). «Флаги мира» . Журнал National Geographic . 66 (3).
Этот флаг с тремя крестами винного цвета и солнцем инков был поднят 12 октября 1932 года на площади Независимости в Монтевидео. Он был официально признан и посвящен высшим указом правительств Гондураса, Парагвая, Чили, Боливии, Эквадора, Колумбии и Перу. Вскоре после этого все страны Америки подняли его.
- ^ Дельгадо Гомес-Эскалонилья, Лоренцо (1 января 1994 г.). «Культурные связи Испании в период кризиса: от Второй республики до мировой войны» . Пространство-время и форма. Серия V, Современная история (7). дои : 10.5944/etfv.7.1994.2998 . hdl : 10261/14820 . ISSN 2340-1451 .
- ^ Мюллер, Далия Антония (2011). «Латинская Америка и вопрос независимости Кубы» . Америки . 68 (2): 209–239. дои : 10.1353/tam.2011.0115 . ISSN 1533-6247 .
- ^ «Сомбрас дель «паниспанизм» » . addendaetcorrigenda (на испанском языке). 8 мая 2006 г. Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ «Интервью с Сантьяго Армесильей | Интервью» . Старый крот (на испанском языке) . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ «Движение Пуэрто-Рико предлагает решение экономических проблем: воссоединиться с Испанией» . Хранитель . 30 августа 2015 г. Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Монкада, Андреа (25 октября 2021 г.). «Что со всеми имперскими испанскими флагами в Перу (и других местах)?» . Ежеквартальный журнал Америки .
- ^ Сересо, Арвин (22 декабря 2023 г.). «Что такое« латиноамериканец »? | Журнал La Jornada Filipina» . lajornadafilipina.com (на мексиканском испанском языке) . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ Персонал, JF (03 сентября 2020 г.). «Должны ли мы заменить филиппинский испанским? Вот что думают пользователи Reddit | Журнал La Jornada Filipina» . lajornadafilipina.com . Проверено 7 января 2024 г.
- ^ «Дом – ПГХ» . www.parlamentoglobalhispano.com (на испанском языке) . Проверено 7 ноября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акен, Марк Дж. Ван. Паниспанизм: его зарождение и развитие до 1866 года . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1959.