Фартейн Вален
Фартейн Вален | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Ставангер , Норвегия | 25 августа 1887 г.
Умер | 14 декабря 1952 г. Хаугесунн , Норвегия | (65 лет)
Национальность | норвежский |
Занятие | Композитор |
Олав Фартейн Вален (25 августа 1887 — 14 декабря 1952) — норвежский композитор , известный своими работами в области атональной полифонической музыки. Он разработал полифонию, подобную контрапункту Баха , но основанную на мотивной работе и диссонансе, а не на гармонической прогрессии . [1]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Вален родился в Ставангере , Норвегия, в 1887 году в глубоко христианской религиозной семье и всю жизнь сохранял свои религиозные убеждения. Его родители были миссионерами, и пять лет своего детства он провел на Мадагаскаре . [2] Помимо способностей к музыке, он также был полиглотом и владел как минимум девятью языками. он получил На экзамене artium высшие оценки по всем предметам, кроме математики. Он любил кошек, природу и литературу, выращивал розы (даже вывел отмеченный наградами гибрид), а после того, как потерял их в разрушительные морозы, занялся выращиванием кактусов. [3]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]В 1906 году Вален переехал в Кристианию (сегодняшний Осло), чтобы изучать норвежскую литературу и язык, но также брал уроки у Катаринуса Эллинга (1858–1942) в Музыкальной консерватории Осло , получив степень по игре на органе. В 1909 году он переехал в Берлин, чтобы изучать фортепиано, теорию и композицию в Музыкальной академии у (среди прочих) Макса Бруха . [2] Находясь в Берлине, он работал над упражнениями как в тональном, так и в атональном контрапункте. [ нужна ссылка ]
В 1916 году он вернулся в Норвегию и поселился в своем родовом поместье вместе с матерью и сестрой в Суннхордланде , где он начал самый продуктивный этап своей карьеры, написав более 25 000 фортепианных этюдов (хотя они не вошли в число его официальных произведений). [ нужна ссылка ] , продолжая при этом уточнять свой диссонирующий контрапункт. Контрапункт имеет сходство с контрапунктом И.С. Баха и Арнольда Шенберга , хотя данные показывают, что они были разработаны независимо.
После смерти матери Вален в 1920-е годы путешествовал по Риму и Парижу, черпая вдохновение из богатства местного искусства и архитектуры. Его работа стала более противоречивой среди многих консервативных критиков, к большому разочарованию Валена. В 1924 году он вернулся в Осло, а с 1927 по 1936 год работал музыкальным архивариусом в Университете Осло . В 1935 году правительство предоставило ему полупостоянную стипендию для композиторов. Он бросил преподавание и вернулся в Суннхордланд на попечение своей сестры и начал постоянно сочинять музыку.
После 1948 года его работы стали получать большее признание как внутри Норвегии, так и за ее пределами. [2] Среди прочего, пианист Гленн Гулд стал большим поклонником Валена и написал письмо Джейн Фидман из CBS Records во время записи Сонаты Валена для фортепиано № 1. 2: «Впервые за многие годы я действительно чувствую, что встретил крупную фигуру в музыке 20-го века». [4]
Вален никогда не был женат. Он умер в 1952 году в Хаугесунне .
Музыкальные композиции
[ редактировать ]- Симфонии
- Симфония № 1, соч. 30 (1937–39)
- Симфония № 2, соч. 40 (1941–44)
- Симфония № 3, соч. 41 (1944–46)
- Симфония № 4, соч. 43 (1947–49)
- Оркестровые произведения
- Пастораль , соч. 11 (1929–30)
- Сонет Микеланджело , соч. 17 № 1 (1932)
- Благодарственная песня , соч. 17 № 2 (1932–33)
- Нения на смерть юноши , соч. 18 № 1 (1932)
- «Надежде» , соч. 18 Нет. 2 (1933)
- Эпиталамион , соч. 19 (1933)
- Морское кладбище , соч. 20 (1933–34).
- Остров спокойствия , соч. 21 (1934)
- Ода одиночеству ( Ода одиночеству ), соч. 35 (1939)
- Концерт для скрипки с оркестром, соч. 37 (1940)
- Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 44 (1949–50)
- Камерные работы
- Струнный квартет №0 (без номера опуса)
- Соната для скрипки, соч. 3 (1917)
- Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, соч. 5 (1917–24)
- Струнный квартет № 1, соч. 10 (1928–29)
- Струнный квартет № 2, соч. 13 (1930–31)
- Серенада для духового квинтета, соч. 42 (1946–47)
- Фортепианные произведения
- Легенда , соч. 1 (1907–08)
- Соната для фортепиано № 1, соч. 2 (1912)
- 4 пьесы, соч. 22 (1934–35)
- Вариации, соч. 23 (1935–36)
- Гавот и Мюзет, соч. 24 (1936)
- Прелюдия и фуга, соч. 28 (1937)
- Две прелюдии для фортепиано, соч. 29 (1937)
- Интермеццо, соч. 36 (1939–40)
- Соната для фортепиано № 2, соч. 38 (1940–41)
- Органные произведения
- Прелюдия и фуга, соч. 33 (1939)
- Пастораль, соч. 34 (1939)
- Хоровые произведения
- Псалом 121 , соч. 2 (1911)
- Hva est du Dog Skiøn , мотет для смешанного хора а капелла, соч. 12 (1930)
- Два мотета для женских голосов a cappella ( Как город сидит одинокий и Царица Небесная ликует ), соч. 14 (1931)
- Два мотета для мужского хора а капелла ( O Salutaris Hostia и Quia vidisti me ), соч. 15 (1931)
- Два мотета для смешанного хора а капелла ( Etdices in die illa и Deus noster refugium et virtus ), соч. 16 (1931–32)
- Иди дождь с высоты , мотет для женских голосов а капелла, соч. 25 (1936)
- О великий царь, сын Давидов , мотет для мужского хора а капелла, соч. 26 (1936–37)
- Проснись, душа моя , мотет для смешанного хора а капелла, соч. 27 (1937)
- Оркестровые песни
- Аве Мария , соч. 4 (1917–21)
- Миньон: Два стихотворения Гете , соч. 7 (1925–27)
- Два китайских стихотворения , соч. 8 (1925–27)
- Осмелишься ли ты сейчас, о душа , соч. 9 (1920–28)
- Темная ночь души , соч. 32 (1939)
- Песни для фортепиано и голоса
- Три стихотворения Гете, соч. 6 (1925–27)
- Две песни, для сопрано и фортепиано, соч. 31 (1939)
- Две песни, для сопрано и фортепиано, соч. 39 (1941)
Премия Фартейна Валена
[ редактировать ]Премия Фартейна Валена — норвежская музыкальная премия памяти композитора. Стипендия Фартейна Валена ( Fartein Valen-stipendet ) является ассоциированной норвежской музыкальной стипендией. Премия и стипендия были впервые присуждены в 1999 и 2002 годах соответственно, а теперь присуждаются каждые два года. Среди прошлых победителей были Арве Теллефсен и Столе Кляйберг .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мегаард, Ян; Воллснес, Арвид О. (1987). Фартейн Вален . Перевод Амли, Аксель. Англия: Норвегия в музыке. стр. 11–16.
- ^ Jump up to: а б с Волснес 2001 .
- ^ Корцен, Бьярне (1965). Фартейн Вален: Жизнь и музыка: Его жизнь (биография) . Дж.Г. Танум. стр. 11, 97.
- ^ Оствальд 1997 , 256.
Источники
[ редактировать ]- Оствальд, Питер Ф. 1997. Гленн Гулд: Экстаз и трагедия гения , с предисловием Оливера Сакса. Нью-Йорк и Лондон: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-04077-7 (ткань); ISBN 978-0-393-31847-0 (пбк).
- Воллснес, Арвид О. 2001. «Вален, Фартейн». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Мартин: «Вален, (Олав) Фартейн». Oxford Companion to Music под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2002. ISBN 978-0-19-866212-9 .
- Корцен, Бьярне: Фартейн Вален: Жизнь и музыка . 3 тома. Осло: Дж. Г. Танум, 1965.
- Рапопорт, Пауль : Opus est: Шесть композиторов из Северной Европы . Нью-Йорк: Паб Taplinger. Ко., 1979, c1978. ISBN 0-8008-5844-1 .
- Тьерхом, Ола: Фартейн Вален: западный пиетист и первопроходец модернизма . Осло: Издательство Genesis, 2004. ISBN 82-476-0312-8 .
- Тьёме, Берит Квинге: Артикуляция сонатной формы в атональных произведениях Фартейна Валена . Юнипаб 2002. ISBN 82-7477-097-8 .