Канканаи народ
![]() Вождь Канканаи из города Суйок, в Манкаяне, Бенгуэт ( Татен С. 1904 ). | |
Общая численность населения | |
---|---|
466,970 [ 1 ] (Перепись 2020 года) | |
Регионы со значительным населением | |
![]() | |
Языки | |
Канканаи , Илокано , Тагальский | |
Религия | |
Христианство, коренной народной религии | |
Связанные этнические группы | |
Игороты народы |
Люди Канканаи - коренные народы северного Лусона , Филиппины . Они являются частью коллективной группы коренных народов в Кордильере , известной как народ Игоро .
Демография
[ редактировать ]
живут в западной горной провинции , северо -восточной части Канканаи Лос -Анджелеса и юго -восточной части Илокос -Сур [ 2 ] Канканаи западной горной провинции иногда идентифицируется как Applai или Aplai. Из -за различий в культуре от Канканаи Бенгуэта «Applai» были аккредитованы как отдельное племя. [ 3 ]
Немногие Канканаи можно найти в некоторых районах на Филиппинах. Они образуют меньшинство в Висайях, особенно в провинциях Себу , Илоило и Негрос . Их также можно найти как меньшинство в Минданао , особенно в провинциях султана Кударата в Сокцскарген и Ланао -дель -Норте на севере Минданао . [ 4 ] [ 5 ]
Перепись Филиппин 2010 года насчитывала 362 833 самоидентификации Канканаи и 67 763 самоидентификации Applai. [ 6 ]
Предыстория
[ редактировать ]что Канканаи вместе с народом Атаяла Тайваня Недавние исследования ДНК показывают , , скорее всего, были одними из первоначальных предков народа Лапиты и современных полинезийцев . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Они могут даже отразить лучший генетический матч с оригинальными австронезийскими моряками, чем у аборигенов тайваньца , поскольку на последних повлияли более недавние миграции на Тайвань, тогда как считается, что Канканаи оставались изолированной реликтной популяцией. [ 10 ]
Северный Канканаи
[ редактировать ]Северный Канканаи или Аппай живут в Сагаде и Бесао , Западная горная провинция, и составляют лингвистическую группу. Х. Отли Бейер полагал, что они возникли из мигрирующей группы из Азии, которая приземлилась на побережьях Пангасинана , прежде чем переехать в Кордильер. Теория Бейера с тех пор была дискредитирована, и Феликс Кизинг предполагал, что люди просто уклонялись от испанцев. Их наименьшая социальная единица-это синбай , в которую входят отец, мать и дети. Sinba -Eys составляют DAP-Aay / Ebgan , который является приходом. Их общество разделено на два класса: Кадангин (Рич), которые являются лидерами и которые наследуют свою власть через происхождение или смешанные браки, и Кадо (бедные). Они практикуют двустороннее родство . [ 11 ]
Северные Канкана-Эйс верят во многие сверхъестественные убеждения и предзнаменования, а также в богов и духах, таких как Анито (душа мертвых) и духи природы. [ 11 ]
У них также есть различные ритуалы, такие как ритуалы для ухаживания и брака, смерти и погребения. Процесс ухаживания и брака северной Канкана-Эйс начинается с того, что мужчина посещает женщину по своему выбору и пению ( дневной ) или серенадировал ее с использованием ходующего (арфа), панпипей ( див-ас ) или флейты носа. ( Каленг ). Если родители согласны с их браком, они обмениваются работой на день ( Док-Онг и Обиоббо ), то есть мужчина приносит бревна или объединенные дрова в качестве признака своей искренности, женщина работает на поле отца мужчины с женщиной друг Затем они проходят предварительный ритуал брака ( Pasya ) и обмениваются едой. Затем наступает само празднование брака ( Dawak / bayas ), включая Segep (который означает войти ), Пакде (жертва), бетабет (забивание свиньи для предзнаменования), Playog / Kolay (самая церемония брака), Tebyag (веселье), Mensupot (подарок), Sekat di Tawid (давление наследования) и Buka / Inga , конец празднования. Супружеская пара не может отделить, когда родился ребенок, и Прелюбодеяние запрещено в их обществе, поскольку считается, что он несет несчастье и болезнь на прелюбодея. [ 11 ]
Северный Канкана-Эйс обладает богатой материальной культурой, среди которых четыре типа домов: двухэтажный Иннагаманг , Бинанг-Иан , Тинокбоб и возвышенная Тинабла . Другие здания включают в себя зернах ( агаманг ), мужской клуб ( DAP-AY или ABONG ) и женское общежитие ( EBGAN ). Их люди носят прямоугольные тканые ткани, обернутые вокруг их талию, чтобы покрыть ягодицы и пах ( затухает ). Женщины носят нативные плетеной юбки ( пингай или тапис ), которые покрывают их нижнюю часть тела от талии до колен и удерживаются толстым ремнем ( пакетом ). [ 11 ]
Их домашнее хозяйство редко снабжено только банкито / токдованом , PO-OK (маленькая коробка для хранения риса и вина), глиняных горшков и Соконг (резной миски). Их корзины изготовлены из тканого ротанга , бамбука или ANE , и бывают разных форм и размеров. [ 11 ]
У Канкана-Эйс есть три основных оружия: Боло ( Гамиг ), топор ( вазай ) и копье ( Балбег ), с которым они ранее использовали, но теперь служат практическим целям в их жизни. Они также разработали инструменты для более эффективных способов выполнения своей работы, таких как Sagad (Harrow), Alado ( Plow , затянутый Карабао ), Sinowan , плюс Sanggap и Kagitgit для копания. Они также обладают китайскими банками ( Госи ) и медными гонгами ( гангса ). [ 11 ]
Чтобы получить жизнь, северные канкана-эйс принимают участие в бартере и торговле в сфере сельского хозяйства (обычно на террасах ), сельском хозяйстве камота / сладкого картофеля , сельском хозяйстве с запятой и сжиганием / промежуточным Коттеджа. У них простая политическая жизнь, причем DAP-ay / abong являются центром всей политической, религиозной и социальной деятельности, причем каждый DAP-ay испытывает определенную степень автономии. Совет старейшин, известный как AMAM-A , представляет собой группу старых, женатых мужчин по индивидуальному законодательству и возглавляют принятие решений для деревни. Они поклоняются предкам ( анитос ) и духам природы. [ 11 ]
Южный Канканаи
[ редактировать ]
Южный Канканаи - одна из этнолингвистических групп в Кордильере. Они живут в горных районах горной провинции и Бенгуэта , в частности, в муниципалитетах Тадиан , Бауко , Сабанган , Бакун , Кибунган и Манкаян . Это преимущественно тип ядерного семейства ( Sinbe-Ey , Buma-Ey или Sinpangabong ), которые являются либо патрио-локальным, либо матри-локальным из-за их двустороннего родства , состоящего из мужа, жены и их детей. Группа родства южной части Канкана-Эйс состоит из его группы спуска и, как только он женился, его аффинальные родственники. Их общество разделено на два социальных класса, основанные главным образом на владении землей: богатые ( бакнанг ) и бедные ( абитег или кодо ). Бакнанг Абитег являются основными землевладельцами, которым оказал свои услуги. Манкаян Канкана-Эйс, однако, не имеет четкого различия между Бакнангом и Абитегом , и все они имеют одинаковый доступ к ресурсам, таким как медные и золотые шахты. [ 12 ]
Вопреки распространенному мнению, южные Канкана-Эйс не поклоняются идолам и образам. Резные изображения в их домах служат только декоративным целям. Они верят в существование божеств, наивысшее среди которых - Адикайла из мира, который, по их мнению, создал все. Следующим в иерархии находится Кабуньян , которые являются богами и богинями в Skyworld, включая их учителей Лумавига и Кабигата . Они также верят в духи предков ( AP-APO или Kakkading ), и духи земли, которые они называют Анито . Они очень суеверны и считают, что выполнение ритуалов и церемоний помогают сдерживать несчастья и бедствия. Некоторые из этих ритуалов- PEDIT (чтобы принести удачу молодоженам), Пасанг (излеченность и спящая болезнь, в частности сонливость) и Пакде (очистить сообщество из-за смерти злых духов). [ 12 ]

У южных Канкана-эйс есть долгий процесс ухаживания и брака, который начинается, когда мужчина делает его намерения жениться на женщине, известной ей. Следующим является Сабанган , когда пара желает выйти замуж за свою семью. Мужчина предлагает дрова отцу женщины, в то время как женщина предлагает дрова отцу мужчины. Затем родители рассказывают о условиях брака, включая цену невесты, которые будут выплачиваться семьей мужчины. В день брака родственники обеих сторон предлагают пару подарки, и свинья убивает, чтобы ее желчь была осмотрена на предзнаменование, которые показывают, будут ли они продолжать свадьбу. День свадьбы для южного Канкана-Эйс-это повод для веселья и обычно длится до следующего дня. Несмотря на то, что женился, жениху и невесту не разрешают завершить свой брак и должны оставаться разделенными до тех пор, пока они не перейдут в свой отдельный дом. [ 12 ]
Южные Канкана-Эйс имеют различные виды домов, среди которых являются ( стой ящик - бинанг на ийан похожий , 4 Более короткие карнизы, позволяющие установить окна и другого отверстия сбоку), Allao (временный встроенный в поля), At-Ato или Dap-Aay (Клубный дом или общежитие для мужчин, с длинной, низкой структурой с птенцами, только с одной дверью для входа и выхода), и Ebgang или Olog (эквивалентно Atat , но для женщин). Мужчины традиционно носят повязку ( ослабляют ) вокруг талии и между ногами, которые затягиваются сзади. Оба конца висят спереди и сзади, чтобы обеспечить дополнительное покрытие. Мужчины также носят тканое одеяло для верхней одежды, а иногда и повязку на голову, обычно окрашенное красным, как увинованы . Женщины, с другой стороны, носят тапис , юбку, обернутую, чтобы покрыть от талии до колен, сдерживаемых поясом ( пакетом ), или спрятанной в верхних краях, обычно окрашивая белый со случайным темно -синим цветом. Как украшения, как мужчины, так и женщины носят легкие изделия, серьги из меди или раковины, а также бусы из медной монеты. Они также занимаются татуировками, которые служат украшениями тела и «одеждой». [ 12 ]
Южные канкана-эйс экономически участвуют в охоте и питании (их главном источниках существования), влажном рисе и провиденом сельском хозяйстве, рыбалке, одомашнивании животных, торговле, добыче полезных ископаемых, ткацкой и керамике в своей повседневной деятельности в соответствии с их потребностями. Структура лидерства в значительной степени основана на владении землей, что более благополучно контролирует ресурсы сообщества. Старейшины деревни ( Lallakay / Dakay или Amam-A ), которые выступают в качестве арбитров и присяжных, обязаны поселениям между конфликтующими членами сообщества, способствуют обсуждению среди жителей деревни, касающихся благополучия сообщества и лидерства в соблюдении ритуалов. Они также практикуют испытание по испытанию . Нативные священники ( Mansip-OK , Manbunong и Mankotom ) контролируют ритуалы, читают предзнаменования, исцеляют больных и помнят генеалогии. [ 12 ]
Золотая и медная добыча полезных исчисления в Манкаяне. Рудовые вены выкопаны, затем измельчают с помощью большого плоского камня ( гай-дана ). Золото отделяется с использованием водяного впадины ( Сабак и Даясан ), затем расплавляется в золотые пирожные. [ 12 ]
Музыкальные инструменты включают трубчатый барабан ( солибао ), медные или медные гонги ( гангса ), еврейскую арфу ( piwpiw ), флейту носа ( каланг ) и бамбуковую гитару ( агальданг ). [ 12 ]
Нет более чистой южной культуры Канкана-Эй из-за изменений культуры, которые модифицировали обычаи и традиции людей. Социокультурные изменения в значительной степени связаны с сочетанием факторов, которые включают изменения в систему местного самоуправления, когда испанцы появились, внедрение христианства, системы образования, которая расширила перспективу людей сообщества, и встречи с разные люди и образ жизни через торговлю и торговлю. [ 12 ]
Культура
[ редактировать ]
Как и большинство этнических групп, Канканаи построил наклонные террасы, чтобы максимизировать сельскохозяйственное пространство в бурной местности Административный регион Cordillera .
Канканаи отличаются по тому, как они одеваются. Женское платье Kankanaey, говорящее на мягком говорящем, имеет цветовое сочетание черного, белого и красного цвета. Дизайн верхнего наряда-это пересекаемый стиль черных, белых и красных цветов. Юбка или TAPI - это комбинация полос черного, белого и красного цвета.
Женское женское платье Kankanaey состоит в основном из красного и черного с небольшим количеством белых стилей, как для юбки или таписа , которая в основном называется Bakget и Gateng [ нужно разъяснения ] Полем Мужчины носят тканую повязку, известную как ухудшаются в канканайс Бесао и Сагада. Дизайн пятен может варьироваться в зависимости от социального статуса или муниципалитета.
Основные танцы Канканаи включают Тайау , Паттонг и Балангбанг . Tayaw - это общественный танец, который обычно исполняется на свадьбах; Это может также танцевать народ Ибалуи , но имеет другой стиль. Паттонг также является общественным танцем из горной провинции, который каждый муниципалитет имеет свой собственный стиль. Балангбанг - современное слово для Паттона . Есть также некоторые другие танцы, которые танцуют Канканаи, такие как Sakkuting , Pinanyuan (Wedding Dance) и Bogi-Bogi (Dancephip Dance). Дома Канканаи построены как другие дома Игоро, которые отражают их социальное статус.
Кухня
[ редактировать ]Сельское хозяйство влажного риса является основной экономической деятельностью северного Канканаи, а некоторые поля трудились два раза в год, в то время как другие только один раз из -за слишком большого количества воды или вообще вообще нет. Есть два разновидности риса, называемых Топэн, которые посажены в июне и июле и собираются в ноябре и декабре, и Джинолот, которые посажены в ноябре и декабре и собраны в июне и июле. Северный Канкана-Эйс также ферма Камот. Деликализации Camote включают (1) Makimpit, которые являются сушеными камотами, (2) Боко, которые нарезаны камот на тонкие кусочки, которые могут быть приготовлены на пару (Sinalopsop) или приготовлены, как в и подслащены сахаром (inab-abos-sang). Это хорошие заменители риса, который можно нарезать на тонкие кусочки и добавить в рис перед приготовлением (Kineykey), смешивая сладость, когда рис готовит. Сквош, огурец и другие виноградные лозы также посажены. Они также охотятся и ловят мелких рыб и угря, что является особым деликатесом при приготовлении. Крабы также пойманы, чтобы сделать Тенгба, соус избитого риса, смешанный с крабами, соленой и помещенной в банки в возрасте. Это обычный вианд каждого домохозяйства и едят во время родов. [ 11 ]
Хотя южный Канканаи также участвует в сельском хозяйстве влажного риса, главным средством средств к существованию является охота и пищу. Мясо с дикими животными, такое как оленя, кабаны, циветы и ящерицы, соленые и сушено под солнцем, чтобы сохранить его. Дикие корни, мед и фрукты также собираются в дополнение к диете. Как и их северные коллеги, есть также два разновидности риса, а именно Кинтомана, Саранай или Байаг. Kintoman, как упоминалось ранее, более широко известен как Red Rice из -за своего цвета. С другой стороны, Саранай беловатый и маленький. Обычные виды пойманных рыб - это угря (DAGIT или IGAT) и маленькие речные рыбы, а также крабы и другие ракообразные. Свиньи, цыплят, собаки и крупный рогатый скот одомашнены как дополнительные источники пищи. Собачья мясо считается деликатесом, а свиньи и цыплята используются в основном для церемониальных действий. [ 12 ]
Кровавая колбаса, известная как Pinuneg, съедена каннанои. [ 14 ]
Погребальные практики
[ редактировать ]
Висящие гробы являются одной из погребальных практик среди народа Канканаи Сагады, горная провинция . Они не были изучены археологами, поэтому точный возраст гробов неизвестен, хотя, как полагают, они считаются веками. Гробы расположены под натуральными свесами, либо на природных каменных полках/расщелинах, либо на проецирующие балки, вырываемые в отверстия, вырытые в сторону скалы. Гробы маленькие, потому что тела внутри гробов находятся в положении плода. Это связано с верой в то, что люди должны покинуть мир в том же положении, что и в нем,-традиция, распространенная в различных доколониальных культурах Филиппин. Гробвы обычно вырезаны их возможными обитателями в течение жизни. [ 15 ]
Несмотря на их популярность, подвесные гробы не являются основной погребальной практикой Канканаи. Он зарезервирован только для выдающихся или почетных лидеров сообщества. Они, должно быть, совершали акты заслуг, приняли мудрые решения и руководили традиционными ритуалами в течение своей жизни. Высота, на которой расположены их гробы, отражает их социальный статус. Большинство людей, похороненных в висящих гробах, являются наиболее выдающимися членами Amam -A , Совета старейшин мужского пола в традиционном DAP-Aay (общежитие общего числа мужчин и гражданский центр деревни). Существует также один задокументированный случай, когда женщина была предоставлена честь висящего погребения гроба. [ 16 ]
Более распространенный обычай погребения Канканаи - это затягивание гробов в щели или сложено друг на друга внутри пещер из известняка. Как и в висящих гробах, место зависит от статуса умершего, а также причины смерти. Все эти обычаи захоронения требуют конкретных ритуалов предварительной интервации, известных как Сангадил . Канканаи считают, что вмешивание мертвых в пещерах или утесах гарантирует, что их дух ( анито ) может бродить вокруг и продолжать защищать жизнь. [ 17 ]
Северные Канкана-Эйс чествуют своих мертвых за то, что он задержал бдение и выполняя ритуалы Sangbo (предлагая 2 свиньи и 3 цыплята), Baya-O (пение диража тремя мужчинами), Менбая-О (Elegy) и Sedey (предложение свинья). Они заканчивают ритуал захоронения с Dedeg (Song of the Dead), а затем сыновья и внуки несут тело в свое место отдыха. [ 11 ] Похоронный ритуал южного Канкана-Эйс длится до десяти дней, когда семья чествует своих мертвых, повторяя дирыги и бдения и жертвуя свинью за каждый день бдения. Через пять дней после захоронения мертвых те, кто участвовал в захоронениях, принимают ванну в реке вместе, мять курицу, а затем пробуют молитву душе мертвых. [ 12 ]
Татуировки
[ редактировать ]
Древние татуировки могут быть найдены среди мумифицированных остатков различных народов Кордиллера в пещере и подвесных погребения гробов в северном Лусоне, причем самые старые выжившие примеры, которые возвращаются в 13 -й век. Татуировки на мумиях часто сильно индивидуализированы, покрывая руки взрослых и всего тела взрослых мужчин. В частности, мама Канканаи, в частности, по прозвищу «Ано Анно» с 700 до 900-летней, была на татуировках, покрывающих даже подошвы ног и кончиков пальцев. Узоры татуировки часто также вырезаны на гробах, содержащих мумии. [ 18 ] Татуировка сохранилась до середины 20-го века до тех пор, пока модернизация и обращение в христианство, наконец, не сделали татуировки традиций, вымерших среди Канканаи. [ 19 ] [ 20 ]
Язык
[ редактировать ]В интонации есть жесткие (Applai) и мягкие канканаи. Спикеры Hard Kankanaey из Sagada, Besao и окружающих мест или баррионов упомянутых муниципалитетов. Они говорят на Канканаи с жесткой интонацией, и они отличаются по некоторым словам от мягкого говорящего Канканаи. Мягкие, говорящие на северной и некоторых частях Бенгуэта, и из муниципалитетов Сабанган , Тадиана и Бауко в горной провинции. Например, аплодисмену может сказать, что Otik или Beteg (свинья) и мягкий говорящий на Канканаи могут сказать Busaang или Beteg также . Канканаи также могут отличаться в некоторых словах, таких как Эгай или Ага , горничная или мага . Канканаи также говорят на Илокано .
Религия
[ редактировать ]Бессмертные
[ редактировать ]- Лумавиг: высшее божество; Создатель вселенной и хранитель жизни [ 21 ]
- Буган: женат на Лумаваге [ 21 ]
- БАНГАН: Богиня романтики; дочь Бугана и Лумавига [ 21 ]
- ОБЩЕСТВО: Богиня размножения; дочь Бугана и Лумавига [ 21 ]
- Кабигат: одно из божеств, которые связываются с человечеством через духи, называемые Анито и их наследственными духами [ 21 ]
- Балиток: Один из божеств, которые связываются с человечеством через духи, называемые Анито и их наследственными духами [ 21 ]
- Уиган: Один из божеств, которые связываются с человечеством через духи, называемые Анито и их наследственными духами [ 21 ]
- ТИМУГАН: Два брата, которые взяли свою Санку (Художественные наборы) и Каябанг (корзины) и вырыли дыру в нижний мир, Адуонган; прервано божеством маскируется; Один из двух согласился жениться на одной из дочерей Масакена, но они оба вернулись на Землю, когда обнаружили, что народ Адуонгана были каннибалами [ 22 ]
- Масед: Правитель подземного мира, который прервал братьев Тимогана [ 22 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилья и жилья)» . Филиппинская статистическая власть . Получено 4 июля 2023 года .
- ^ Фрай, Говард (2006). История горной провинции (пересмотренный изд.). Кесон -Сити, Филиппины: издатели Нового дня. п. 22. ISBN 978-971-10-1161-1 Полем
На западной стороне (из) народ Бнтоков. Полем Полем Площадь провинции Лепанто. Полем Полем (чья) население несколько смешано. Полем Полем Но что, я думаю, в основном Канканай, который также люди - северная часть Бенгуэта. Полем Полем (и) вся долина реки Амбураян. Полем Полем
- ^ Jefrernovas, V; Перес, PL (2011). «Определение представительства коренного населения и Закона о правах коренных народов 1997 года». Политика идентичности в общественной сфере: возвращение учреждений. UBC Press: 91.
{{cite journal}}
: CITE Journal требует|journal=
( помощь ) - ^ «Народ Канканаи на Филиппинах: история, культура, обычаи и традиции [коренные народы | Этнические племена Cordillera]» .
- ^ https://web.archive.org/web/20160424192103/http://sultankudaratprovince.gov.ph/wp-content/uploads/2012/08/sep-2010_sultan-kudarat-province.pdf [ только URL PDF ]
- ^ «Перепись населения и жилья 2010 года, отчет № 2а: демографические и жилищные характеристики (переменные, не являющиеся выборкой) - Филиппины» (PDF) . Филиппинская статистическая власть . Получено 7 октября 2020 года .
- ^ Гиббонс, Энн (2016-10-03). « Исследование, изменяющее игру», предполагает, что первые полинезийцы путешествовали на весь путь из Восточной Азии » . www.sciencemag.org .
- ^ Weule, Genelle (2016-10-03). «ДНК раскрывает самые ранние предки островов Тихого океана приехали из Азии» . ABC News - Science .
- ^ Скоглунд, Понтус; Poth, Cosimo; Сирак, Кендра; и др. (2016). «Геномное понимание народа юго -западной части Тихого океана» . Природа . 538 (7626): 510–513. Bibcode : 2016natur.538..510s . doi : 10.1038/nature19844 . ISSN 0028-0836 . PMC 5515717 . PMID 27698418 .
- ^ Мерсебург, Александр; Пагани, Лука; Рикаут, Франсуа-Ксавье; и др. (2016). «Многослойная структура населения на острове Юго-Восточные Азии» . Европейский журнал человеческой генетики . 24 (11): 1605–1611. doi : 10.1038/ejhg.2016.60 . PMC 5045871 . PMID 27302840 . S2CID 2682757 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Знак, Арсенио (2005). "7 Северный Канкана-Эйс" Этноография основных этнолингвистических групп в Cordillera Кесон -Сити: Новый день издателей. Стр. 136–1 ISBN 9789711011093 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Стронг, Арсенио (2005). "8 Южный Каанан Эйс. Cordillera Кесон -Сити: Новый день издателей. стр. 156–175. ISBN 9789711011093 .
- ^ Марш, Антуан-Альфред (1887). Лусон и Палауан, шесть лет путешествий на Филиппинах . Париж: Книжный магазин Hachette. стр. 153–155.
- ^ «Багио ест: отправляйтесь в этот ресторан на буквальный вкус крови» . ABS-CBN News . Получено 25 марта 2019 года .
- ^ Панчал, Дженни Х.; Cimacio, Maria Beatriz (2016). «Культурное шок - изучение домашних туристов в Сагаде, Филиппины» (PDF) . 4 -я междисциплинарная конференция по исследованиям туризма : 334–338.
- ^ Комила, Фелипе С. (2007). «Исчезающий DAP-ay: справиться с переменами в Сагаде». В Аркизе, Ясмин Д. (ред.). Дорога к расширению прав и возможностей: укрепление Закона о правах коренных народов (PDF) . Тол. 2: Воспитание Земли, воспитание жизни. Международная организация труда. С. 1–16.
- ^ Макатулада, JB; Макатулада, Рене (5 февраля 2015 г.). «Висящие гробы долины Эхо, Сагада, горная провинция» . Будет летать за едой . Получено 29 октября 2020 года .
- ^ Сальвадор-Амор, Аналин (2012). Кабаянские мумии мумии Бенгота . Гуманитарные дилиман 9 (1): 74–9
- ^ Сальвадор-Амор, анал. Полем Древние чернила: 37–5
{{cite journal}}
: CITE Journal требует|journal=
( помощь ) - ^ Сальвадор-Амор, Аналин (июнь 2011 г.). "Воин Трацизм следов: Юго -Восточной Азии Исследование 19 (2): 293–318. doi : 10.5367/sear.0045 . 146925862S2CID
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Джокано, Флорида (1969). Филиппинская мифология. Кесон -Сити: Capitol Publishing House Inc.
- ^ Jump up to: а беременный Wilson, LL (1947). Апаяо Жизнь и Легенды. Baugo City: Private.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с народом Канканаи в Wikimedia Commons