язык Эль Моло
Возможно, эту статью необходимо реорганизовать, чтобы она соответствовала рекомендациям Википедии по оформлению . ( июнь 2024 г. ) |
Моло | |
---|---|
Родной для | Кения |
Область | Озеро Туркана |
Этническая принадлежность | 560 человек Эль Моло [1] |
Вымерший | 1999 год, со смертью Каайо. [2] |
Возрождение | [3] [4] |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | elo |
глоттолог | elmo1238 |
ЭЛП | Моло |
Эль-моло — возможно вымерший язык, принадлежащий кушитской ветви афро-азиатской языковой семьи. На нем говорили люди эль-моло на юго-восточном берегу озера Туркана , на севере Кении. Альтернативные названия Эль Моло — Дехес , Эльмоло , Фура-Пава и Лдес . [1] [2] Считалось, что он вымер в середине 20-го века, но в конце 20-го века было обнаружено несколько носителей. Большая часть населения Эль Моло перешла на соседний язык Самбуру . В Эль Моло также нет известных диалектов, но он похож на Даасанах . [2]
Устная традиция рассматривает народ Эль Моло как ответвление народа Арборе в Южной Эфиопии. [5] Это, кажется, подтверждается языковой близостью Эль Моло к языку Арборе . [6]
Классификация
[ редактировать ]Эль Моло принадлежит к кушитской ветви афро-азиатской семьи. [7] Кушитские языки — одна из крупнейших языковых семей Восточной Африки, на которой говорят на территории, простирающейся от северо-восточного Судана у границы с Египтом и охватывающей Эритрею, Джибути, Сомали, Эфиопию, значительную часть Кении и некоторые районы Северной Танзании. . [8] Его ближайший родственник — арборе , за ним следует дхасанак , на обоих языках говорят в основном за границей на юго-западе Эфиопии. Они образуют арбороидную подгруппу кушитского языка.
Имя Эль Моло - это имя Самбуру, обозначающее людей, которые не используют домашний скот в качестве источника дохода. [9] Имя образовано от определенного артикля Самбуру l- , el- и слова molu из языка Эль Моло (фонетически [ˈmóˑlo̝] ), «этот человек». [10]
Нерешенный вопрос заключается в том, были ли эльмоло «изначально» носителями кушитского языка, и еще один вопрос: всегда ли они были рыбаками или, скорее, скотоводами, которые по необходимости обратились к рыболовству в районе, непригодном для животноводства. Хейне (1982) поддерживает первую гипотезу и утверждает, что традиционное рыболовство в Рифтовой долине Кении, вероятно, восходит к восточным кушитам, происходящим с Эфиопского нагорья. [11]
Население
[ редактировать ]Население Эль-Моло также называют «Дес, Эльмоло, Фура-Пава, Лдес и Ндоробо». Это рыбаки, сосредоточенные в двух деревнях района Марсабит на юго-восточном берегу озера Туркана, между заливом Эль-Моло и горой Кулал. [2] В отличие от своих окружающих соседей, эль-моло не зависят от домашнего скота как источника средств к существованию. Рыба — их основной рацион, но иногда они едят крокодилов, черепах и бегемотов. Население росло: в 1934 году было зарегистрировано 84 человека, в 1973 году — 143 человека, в 1976 году — около 200 человек. [10] Подсчеты полевых исследователей дали 613 в 2008 г. и примерно 700 к 2012 г.; Гораздо большее число - 2840 - было зарегистрировано в национальной переписи населения Кении 2009 года. [12] По переписи 2019 года этническое население составляет около 1100 человек. [2] и население уменьшается с каждым годом.
Языковой сдвиг
[ редактировать ]Язык и большая часть культуры были утрачены в результате ассимиляции со стороны окружающих соседей. Родная передача Эль Моло практически прекратилась в первой половине 20 века. [13] Люди всех возрастов теперь говорят в основном на самбуру , языке масаи (диалекте) Кении. К 1976 году осталось только восемь свободно говорящих, четверо мужчин и четыре женщины в возрасте старше 50 лет. [10] По мнению сообщества, последний «хороший» оратор Каайо умер в 1999 году. [14] но об этом все еще говорят. [15]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Оставшиеся немногие носители языка борются за сохранение языка. В самом языке до сих пор сохранилось значительное количество словарного запаса. Оригинальный кушитско-эльмоло можно разделить на элементы базовой лексики (например, части тела, цифры, названия растений и животных, а также термины родства). На диалекте Самбуру теперь говорят вместо Эль Моло. Весь кушитский материал утратил свою первоначальную фонологию и морфосинтаксис, которые были адаптированы к Самбуру. Таким образом, современный Эль Моло следует фонологическим и морфологическим правилам Самбуру.
Попытка оживления
[ редактировать ]В 1995 году была создана «Группа развития Эльмоло» (EDG) для содействия самообеспечению народа Эльмоло, особенно в попытке возрождения. Здесь также началась программа возрождения языка эльмоло. Основатель и председатель Гура Пау Майкл Базили был учителем, а затем учителем и специалистом по образованию отделения Лойянгалани. Он вышел на пенсию в 2006 году и именно тогда начал пытаться восстановить Эль-Моло в качестве языка сообщества посредством школьного обучения. Бэзил и его коллеги собрали дополнительные лингвистические и антропологические данные. [16] В 2012 году эти усилия были прекращены, поскольку было трудно внедрить и расширить кушитский лексический материал, поскольку он был ограничен или его знания были слишком неравномерно распределены среди сообщества, чтобы оказать какую-либо помощь. Еще одна обнаруженная вещь заключалась в том, что люди Эль Моло не раскрывают себя как население своего сообщества. Они считают, что раскрытие своей численности подвергает их еще большей опасности, поскольку с годами они были ассимилированы окружающими общинами.
Последствия потери языка
[ редактировать ]В связи с угрозой исчезновения языка Эль Моло, как и других языков, существует вероятность потери неоткрытых и уникальных знаний, которые еще предстоит изучить. Имена, которые язык дает объектам, растениям или животным, выходят за рамки простых ярлыков, а скорее включают в себя большой объем информации о правильном месте, которое данное сообщество видит в этом животном в мире, и могут показать, как культура представляет себе подходящее место для этих существ. в дикой природе. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Эль Моло в Кении» . Новости Би-би-си . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Эль Моло в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ ПаванкаФонд (16 декабря 2021 г.). «Возрождение языка эль-моло посредством изучения, использования и исследований» . Паванкафонд . Проверено 9 июня 2024 г.
- ^ Тоско, Мауро (1 января 2012 г.). «Что терминальные говорящие могут сделать со своим языком: случай Эльмоло» . Федерико Корриенте, Грегорио дель Ольмо Лете, Анхелес Висенте и Хуан-Пабло Вита (ред.), Диалектология семитских языков. Материалы IV совещания по сравнительной семитике, Сарагоса, 9–11 июня 2010 г. («Aula Orientalis – Supplementa 27»). Сабадель (Барселона): Editorial AUSA: 2012: 131-143 .
- ^ Собиана 1980 , с. 297.
- ^ Хейворд 1984 , с. 38.
- ^ «Эль Моло в Кении» . Проект Джошуа . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Ламберти, Марчелло (1991). «Кушитский язык и его классификации». Антропос . 86 (4/6): 552–561. JSTOR 40463677 .
- ^ «Страх вымирания по мере падения численности Эль Моло» . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Гейне 1980 , с. 175.
- ^ Гейне, Бернд. Эльмоло. Небантуские языки Кении .
- ^ Тоско 2015 , с. 101.
- ^ Тоско, Мауро (2012). «Что терминальные говорящие могут сделать со своим языком: случай Эльмоло» . Федерико Корриенте, Грегорио дель Ольмо Лете, Анхелес Висенте и Хуан-Пабло Вита (ред.), Диалектология семитских языков. Материалы IV совещания по сравнительной семитике, Сарагоса, 9-11 июня 2010 г. («Aula Orientalis – Supplementa 27»). Сабадель (Барселона): Editorial Ausa : 131–143.
- ^ Тоско 2015 , с. 199.
- ^ «Жители Эль-Моло в Кении: «Я боюсь, что наш язык исчезнет» » . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ СТРАХ ВЫМИРАНИЯ КАК ПАДЕНИЕ ЭЛЬ-МОЛО allAfrica.com, 12 марта 2010 г. НОВОСТИ, база данных на 2 стр.: NewsBank
- ^ Харрисон, К. Дэвид (2008). Когда языки умирают: исчезновение мировых языков и эрозия человеческих знаний (1. Выпущено в мягкой обложке под ред.). Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. ISBN 978-0-19-537206-9 .
Библиография
[ редактировать ]- Бренцингер, Матиас (ред.). 1992. Языковая смерть: фактические и теоретические исследования и специальная ссылка на Восточную Африку. Берлин: Мутон де Грюйтер.
- Бренцингер, Матиас. 1992. Лексическое удержание при языковом сдвиге: Яаку/Мукогодо-Маасаи и Эль-моло/Эльмоло-Самбуру. В Брензингере (ред.), 213–254.
- Буньи, Грейс. «Язык в образовании в кенийской школе». Энциклопедия языкового образования. Том 5: 33.
- Дайсон В.С. и Фукс В.Е. 1937. Эльмоло. Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии 67. 327–338.
- Страх вымирания по мере падения численности Эль-Моло (2010). allAfrica.com.
- Фишман, Джошуа. Достижения в языковом планировании. Современные тенденции в лингвистике 7
- Хейворд, Дик (1984). Язык арборе: первое исследование; включая словарный запас . Гамбург: Хельмут Буске Верлаг.
- Гейне, Бернд (1980). «Эльмоло». Небантуские языки Кении . Берлин: Дитрих Раймер. стр. 173–218.
- Проект Джошуа. «Эль Моло в Кении». Проверено 9 марта 2018 г.
- Окума, ОС (2016). Сохранение природного и культурного наследия в Кении.
- Собиана, Северо-Запад (1980). Историческая традиция народов восточного бассейна озера Туркана, ок. 1840-1925 (кандидатская диссертация). Лондон: Лондонский университет.
- Тоско, Мауро. 1998. «Люди, которые не являются языком, на котором они говорят»: о языковом сдвиге без упадка языка в Восточной Африке. В Брензингере, М. (ред.), Языки, находящиеся под угрозой исчезновения в Африке, 119–142. Кёльн: Рюдигер Кёппе Верлаг.
- Тоско, Мауро. 2012. Что терминальные говорящие могут сделать со своим языком: случай Эльмоло. В Федерико Корриенте, Грегорио дель Ольмо Лете, Анхелес Висенте и Хуан-Пабло Вита (ред.), Диалектология семитских языков. 131–143. Сабадель (Барселона): Редакция AUSA.
- Тоско, Мауро (2015). «От Эльмоло до Гура Пау: запоминающийся кушитский язык озера Туркана и его возможное возрождение». Исследования в области африканской лингвистики . 44 (2): 101–135. дои : 10.32473/sal.v44i2.107258 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гейне, Бернд. 1972/73. Словари остаточных языков Восточной Африки, 1: Эльмоло. Африка и зарубежье 56. 276–283.
- Шеррер, Кэрол. 1974. Эффекты западного влияния на Эльмоло, 1973-74. (Документы для обсуждения Института африканских исследований (IAS), 61.) Найроби: Университет Найроби.