Пост Гедалии
Пост Гедалии | |
---|---|
Официальное название | צוֹם גְּדַלְיָהГедалия быстро |
Также называется | Пост седьмого месяца |
Тип | еврейский |
Значение | Оплакивая убийство Гедалии |
Обряды | Пост |
Начинается | 3-й день Тишрея на рассвете (если Шаббат, то 4-й день Тишрея на рассвете) |
Заканчивается | В тот же день, на закате |
Дата 2023 года | 18 сентября |
Связано с | Десять дней покаяния |
Пост Гедалии ( / ˌ ɡ ɛ d ə ˈ l aɪ . ə , ɡ ə ˈ d ɑː l i ə / ; צוֹם גְּדַלְיָה Цом Гедалья ), также транслитерируемый с еврейского языка как Гедалия или Гедалья(х) , — небольшой еврейский день поста от рассвета до заката , посвященный оплакиванию убийства Гедалии , праведного правителя того, что было Иудейским царством . Его смерть положила конец еврейской автономии после разрушения Первого Храма и падения царя Седекии . [ 1 ]
Библейское повествование
[ редактировать ]Когда Навуходоносор , царь Нововавилонской империи , завоевал Иерусалим , он убил или сослал большую часть его жителей и назначил Гедалию [ 2 ] на посту губернатора нововавилонской провинции Йехуд .
Однако Ваалис , царь Аммона , был настроен враждебно и завидовал остаткам Иудеи и послал иудея Ишмаэля Бен Нетанию , который происходил из царского рода Иудеи, чтобы убить Гедалию. В седьмом месяце ( Тишрей ) 582/1 г. до н.э. (примерно через четыре-пять лет после разрушения Храма, хотя точный год неясен и является предметом споров; другие утверждают, что убийство произошло в том же году, что и разрушение) , группа евреев во главе с Ишмаэлем пришла к Гедалии в городе Мицпа и была принята радушно. Гедалию предупредили об убийственных намерениях гостя, но он отказался поверить своим информаторам, полагая, что их сообщение было простой клеветой. Ишмаэль убил Гедалию вместе с большинством присоединившихся к нему евреев и многими вавилонянами, которых вавилонский царь оставил с Гедалией. Остальные евреи, опасаясь мести вавилонского царя (ввиду того, что избранный правителем царя Гедалия был убит евреем) и бежали в Египет. [ 3 ]
События кратко изложены в еврейской Библии во 4 Царств 25 :25–26:
Но было в седьмом месяце, пришел Измаил, сын Нафании, сын Елисамы, из царского семени, и десять человек с ним, и поразили Гедалию, так что он умер, и Иудеев и Халдеев, которые были с ним в Мицпе. И встал весь народ, и малый, и великий, и военачальники, и пришли в Египет; ибо они боялись Халдеев.
Более полный отчет содержится в Иеремии 41-й главе книги : [ 4 ] где также связаны убийство группы посланников и похищение губернаторского аппарата и семьи:
В седьмом месяце пришел Измаил, сын Нафании, сына Елисамы, из царского рода, один из главных сановников царя, с десятью людьми к Годолии, сыну Ахикама, в Мицпу. Когда они вместе ели хлеб там, в Мицпе, Измаил, сын Нафании, и десять человек с ним встали, поразили мечом Гедалию, сына Ахикама, сына Сафана, и убили его, потому что царь Вавилонский назначил его правителем в стране. Измаил также убил всех иудеев, которые были с Гедалией в Мицпе, и халдейских солдат, случайно оказавшихся там. [ 5 ]
У Иосифа Флавия
[ редактировать ]В Флавия Иосифа » «Иудейских древностях история заговора изложена весьма подробно. [ 6 ]
Учреждение быстрого
[ редактировать ]В память об этих невзгодах иудейские мудрецы установили Седьмой пост (см. Захария 8:19) в день убийства Гедалии в седьмом месяце. [ 7 ]
Еврейская Библия не уточняет, в какой день седьмого месяца был убит Гедалия. Однако еврейское слово ходеш может означать «новолуние», а также «месяц», что позволяет предположить, что он был убит в первое число месяца. [ 8 ] Согласно Талмуду , Гедалия был убит третьего числа месяца. [ 7 ] Другие источники предполагают, что Гедалия был убит первого числа месяца, но пост откладывается до Рош ха-Шана , поскольку во время праздника пост запрещен. [ 9 ]
Согласно Талмуду, цель постного дня — «установить, что смерть праведников подобна сожжению Дома Бога нашего». [ 7 ] Подобно тому, как пост был установлен в память о разрушении еврейского Храма , так же был установлен пост и в память о смерти Гедалии. [ 7 ]
Евреи-караимы соблюдают этот день поста 24-го числа месяца, поскольку в Книге Неемии говорится, что 24-е число было днем поста. [ 10 ]
Даты
[ редактировать ]Пост отмечается третьего Тишрея по еврейскому календарю . Это день после второго дня Рош ха-Шана . Григорианская . (гражданская) дата поста Гедалии меняется из года в год
Когда Рош ха-Шана выпадает на четверг и пятницу, пост переносится на воскресенье (которое будет четвертым Тишреем (субботу) нельзя соблюдать общественный пост, ), поскольку в Шаббат за исключением Йом Кипура . Последний раз это произошло в 2017 году, а в следующий раз это произойдет в 2024 году.
Даты поста за последние годы:
- 2020: понедельник, 21 сентября.
- 2021 г.: четверг, 9 сентября.
- 2022 г.: среда, 28 сентября.
- 2023 г.: понедельник, 18 сентября.
- 2024 г.: воскресенье, 6 октября.
Обряды
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2017 г. ) |
Пост соблюдается от рассвета до заката. [ 11 ] Как и в обычные дни поста, хаззан включает молитву Анейну в повторение Амиды во время Шахарита и Минхи как отдельную Браху между молитвами об искуплении и исцелении, а при частном чтении Минха -амиды она читается как дополнение к Шма Колейну (общая молитва принятия). Десяти дней Читается молитва Авину Малкеину, и, как и во время покаяния, дополнения относятся к новому году. Из ковчега достают свиток Торы ( Исход отрывки Ки Тиссы , и из Торы читаются 32: 11–14 и 34: 1–10). Такое же чтение Торы добавляется в Минху , за которым в ашкеназских общинах следует чтение Хафтара .
Поскольку пост приходится на дни Покаяния, молитва Слихот читается перед началом Шахарита и включает также дополнительный абзац, относящийся к Посту Гедалии. В ашкеназском обряде во время повторения Амиды не произносятся Слихот. [ 12 ] но некоторые сефардские общины и в это время произносят дополнительные мольбы.
В испанском и португальском обряде молитвы читаются из Книги молитв постных дней. К молитвам есть пространные дополнения, которых нет в ежедневном и субботнем сидуре и которые специфичны для каждого дня, а также молитвы, общие для всех дней поста, за исключением Йом Кипура .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Еврейские праздники: Пост Гедалии» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ « Пост Гедаллы/Гедалии ». Еврейская энциклопедия .
- ^ Описание поста Гедалии в Православном Союзе.
- ↑ Текст книги «Иеремия, 41 год» на иврите и английском языке. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine онлайн в Мехон Мамре, по состоянию на 2 октября 2008 г.
- ^ Новая Оксфордская аннотированная Библия , 3-е изд. 2001 г.
- ^ Иосиф Флавий . «9» . Древности евреев . Том. Х.
- ^ Jump up to: а б с д Рош ха-Шана 18б
- ^ Радак о Иеремии 41:1
- ^ «Еврейская энциклопедия Даат — Гедалия бен Ачикам» . Архивировано из оригинала 2 октября 2008 г.
- ^ «Караимские обычаи и традиции - евреи-караимы Америки» .
- ^ Менахем Познер. «День поста Цом Гедалия – Что, почему и как мы скорбим на следующий день после Рош ха-Шана» . www.chabad.org . Проверено 25 сентября 2017 г.
- ^ Исключением является обычай Хабада не читать Слихот после Рош ха-Шана (см. здесь ), они читают Слихот для Цом Гедалии после Амиды.