Линейный крейсер G3
Модель линейного крейсера G3 в масштабе 1:96.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | G3 |
Операторы | Королевский флот |
Предшественник | Адмирал класс |
Преемник | Никто |
Планируется | 4 |
Завершенный | 0 |
Отменено | 4 |
Общие характеристики (по состоянию на ноябрь 1921 г.) | |
Тип | Линейный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 856 футов (260,9 м) |
Луч | 106 футов (32,3 м) |
Черновик | 35 футов 8 дюймов (10,9 м) (при глубокой нагрузке) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Диапазон | 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) |
Дополнить | 1,716 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Класс G3 — класс линейных крейсеров, запланированных Королевским флотом после окончания Первой мировой войны в ответ на программы расширения военно-морского флота США и Японии . Четыре корабля этого класса были бы крупнее, быстрее и лучше вооружены, чем любой существующий линкор (хотя несколько проектируемых иностранных кораблей были бы больше). G3 считались настоящими « быстрыми линкорами », поскольку они представляли собой хорошо сбалансированные конструкции с адекватной защитой. Тем не менее, этот класс был официально обозначен как «линейный крейсер» из-за его более высокой скорости и меньшей огневой мощи и бронирования по сравнению с запланированной конструкцией линкора класса N3 . G3 должны были нести девять 16-дюймовых (406-мм) орудий и должны были развивать скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час), в то время как N3 должны были нести девять 18-дюймовых (457-мм) орудий при том же водоизмещении при за счет скорости. [ 1 ]
Проект G3 был одобрен Адмиралтейским советом 12 августа 1921 года. Заказы были размещены в октябре, но были приостановлены в середине ноября, вскоре после начала Вашингтонской военно-морской конференции, которая ограничила размеры линкоров. Заказы были отменены в феврале 1922 года с ратификацией Вашингтонского военно-морского договора , который ограничивал строительство кораблей водоизмещением не более 35 000 длинных тонн (36 000 тонн).
Фон
[ редактировать ]В 1916 году США заявили о своем намерении создать «непревзойденный» военно-морской флот; Конгресс США разрешил строительство большого количества линкоров и линейных крейсеров. После Первой мировой войны японское правительство также приступило к реализации крупной программы строительства военных кораблей. Тем временем в Великобритании за линкорами типа «Куин Элизабет» корабли последовали более медленные и дешевые «Месть» класса . Два улучшенных корпуса класса «Месть» были переоборудованы во время строительства в два «Слава линейных крейсера класса » в качестве аварийных построек во время войны. Единственными новыми крупными кораблями, заложенными во время войны, были линейные крейсеры типа «Адмирал» . Их конструкция была поставлена под сомнение после Ютландской битвы в 1916 году. Три самолета этого класса были отменены, осталось только «Худ» с измененной конструкцией. достроить [ 2 ]
План США был отложен из-за необходимости в военное время строить суда меньшего размера. Тем не менее, по оценкам Адмиралтейства, к началу 1920-х годов Великобритания будет отставать по количеству кораблей. Британцы действительно имели доступ к немецким технологиям через такие корабли, как линкор « Баден» , который был спасен от затопления интернированного немецкого флота открытого моря в Скапа-Флоу и от опыта войны. Комитет пришел к выводу, что любой новый корабль должен быть в состоянии соответствовать скорости новых американских «Лексингтон» линейных крейсеров класса , скорость которых, как ожидается, составит 32 узла. Следовательно, был подготовлен ряд проектов кораблей водоизмещением от 53 100 до 44 500 длинных тонн (от 54 000 до 45 200 т ), единственными ограничениями которых были возможность использования британских верфей и проход через Суэцкий канал . Этим проектам были присвоены буквы алфавита, идущие в обратном направлении от K до G. Соответствующие проекты линкоров, рассматриваемые в то же время, имели буквы от L вверх. [ 3 ]
Первые два конструктивных предложения, «К2» и «К3», имели общую компоновку, аналогичную «Худу» , но вооружались либо восемью, либо девятью 18-дюймовыми орудиями, в четырех спаренных или трех трехорудийных башнях соответственно. Цифра в обозначении происходила от количества орудий в каждой башне. Эти корабли были очень большими, водоизмещением от 52 000 до 53 100 длинных тонн (от 52 800 до 54 000 т), могли развивать скорость только 30 узлов (56 км / ч; 35 миль в час) и могли быть пришвартованы только в одном бывшем немецком плавучем доке и одном доке. , Гладстон Док , в Ливерпуле . Следующее предложение, J3, сэкономило почти 10 000 длинных тонн (10 000 т) за счет сокращения основного вооружения до девяти 15-дюймовых (381-мм) орудий 50-го калибра и толщины брони главной палубы до 4 дюймов (102 мм). Такое уменьшение размера позволило кораблю пришвартоваться в любом месте, где Худ мог пришвартоваться, и пройти через Суэцкий и Панамский каналы . «I3» пошел по другому пути снижения веса и сконцентрировал основное вооружение в миделе корабля, разместив башню «X» между носовой надстройкой и трубами . Последующая экономия веса была сведена на нет дополнительным весом корпуса и оборудования, и корабль сместился лишь немногим меньше, чем «К3». Однако у него было то преимущество, что его можно было пристыковать к Росайт и Портсмут и проходят через оба канала после углубления Суэцкого канала. Основным недостатком было то, что основное вооружение имело слепую зону в сторону кормы корабля не менее 40°. Было оценено несколько вариантов конструкции H3 с уменьшенным количеством башен. В «H3a» обе башни располагались впереди надстройки, в то время как в «H3b» одна была впереди, а другая — позади носовой надстройки. H3c сохранил компоновку H3b, но опустил башни на одну палубу и сэкономил 1250 длинных тонн (1270 т) по сравнению с 45 000 длинных тонн (46 000 т) у H3b. Все три конструкции «H3» имели максимальную скорость 33 узла (61 км/ч; 38 миль в час), но уменьшенное количество основных орудий не понравилось, поэтому «G3» был предложен с тремя тройными башнями, вооруженными 16,5-дюймовыми пушками. (419-мм) орудия для экономии веса. [ 4 ]
Этот проект был принят в конце 1920 года, но по мере доработки плана в начале 1921 года в него были внесены изменения, включая сокращение мощности корабля со 180 000 до 160 000 лошадиных сил и сокращение основного вооружения с 16,5 дюймов до 16 дюймов (406 мм). ). [ 5 ]
Дизайн и описание
[ редактировать ]G3 включали в себя несколько новых функций для крупных кораблей эпохи дредноутов или, по крайней мере, для британских проектов этого типа. Наиболее заметной была концентрация главной батареи перед мостиком и инженерными помещениями, придававшая кораблям вид танкеров . Поскольку G3 должны были использовать существующие верфи, такая компоновка позволила конструкторам свести к минимуму длину кораблей, а также вес брони. Потерю от сильного огня за кормой считали оправданной, поскольку корабли предназначались для ведения бортового залпа. [ 6 ] Родственной особенностью конструкций G3 и N3 была конструкция башенного моста за первыми двумя орудийными башнями. Это обеспечило лучшую и более устойчивую основу для средств управления огнем, значительно улучшило размещение и защиту от непогоды. [ 7 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Линейные крейсеры G3 были значительно крупнее своих предшественников класса «Адмирал». Они имели общую длину 856 футов (260,9 м), ширину 106 футов (32,3 м) и осадку 36 футов (11,0 м) при глубокой нагрузке . Их водоизмещение составило бы 48 400 длинных тонн (49 200 т) в обычном режиме и 53 909 длинных тонн (54 774 т) при глубокой загрузке, что на 8 000 длинных тонн (8 100 т) больше, чем у старых кораблей. Они имели метацентрическую высоту 7,786 футов (2,4 м) при глубокой нагрузке, а также полное двойное дно . [ 8 ]
Движение
[ редактировать ]Линейные крейсеры G3 должны были иметь четыре паротурбинных агрегата с редуктором, каждый из которых приводил в движение один гребной вал. Они располагались в трех машинных отделениях. В носовом машинном отделении находились две турбины для валов крыла, в среднем отсеке размещалась турбина для внутреннего вала левого борта, а в кормовом машинном отделении находилась турбина для внутреннего вала правого борта. Турбины приводились в движение 20 Ярроу мелкотрубными котлами , разделенными на девять котельных. Они были спроектированы так, чтобы производить в общей сложности 160 000 лошадиных сил на валу (120 000 кВт ) при рабочем давлении 200 фунтов на квадратный дюйм (1379 кПа ) и температуре 392 ° F (200 ° C) с перегревом . Максимальная скорость должна была составлять 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час). [ 9 ]
Корабли имели максимальную вместимость 5000 длинных тонн (5100 т) мазута . Используя крейсерские турбины мощностью 22 000 лошадиных сил (16 000 кВт), они имели расчетную максимальную дальность полета 7 000 морских миль (13 000 км; 8 100 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). мощностью по 250 киловатт (335 л.с.) с турбоприводом Они имели шесть динамо-машин по 300 киловатт (402 л.с.) и два дизель-генератора . [ 9 ]
Вооружение
[ редактировать ]Размещение основного вооружения в трехорудийных башнях было новинкой для Королевского флота, хотя британские компании участвовали в производстве конструкций трехорудийных башен для других военно-морских сил. [ 10 ] Выбор высокой начальной скорости при относительно легком снаряде был взят из немецкой практики; оно противоречило предыдущим британским орудиям, таким как 15-дюймовая пушка BL Mark I длиной 42 калибра , которая представляла собой оружие с меньшей начальной скоростью, стреляющее тяжелыми снарядами. [ 11 ]
В конструкции G3 были установлены девять 16-дюймовых орудий BL Mark I 45-го калибра в трех тройных орудийных башнях Mark I с гидравлическим приводом , обозначенных буквами «A», «B» и «X» спереди назад. Орудия могли опускаться до −3° и подниматься до 40°. Максимальная боекомплект кораблей составляла 116 снарядов на орудие. [ 12 ] Они выпустили снаряды массой 2048 фунтов (929 кг) с начальной скоростью 2670 футов/с (810 м/с). Их максимальная дальность действия составляла около 38 000 ярдов (35 000 м) на максимальной высоте. [ 13 ] G3 несли дополнительное вооружение из шестнадцати 6-дюймовых орудий BL Mark XXII в сдвоенных сверхмощных башнях вместо казематов или щитов - впервые на британском крупном корабле со времен Lord Nelson класса 1904 года. Четыре башни были расположены вокруг носовой надстройки и четыре на корме. Передние башни имели боезапас по 150 снарядов на орудие, задние — по 110 снарядов на орудие. [ 14 ] Орудия могли подниматься от –5° до +60°. Они выпустили 100-фунтовые (45 кг) снаряды с начальной скоростью 2945 футов/с (898 м/с). Их максимальная дальность действия составляла 25 800 ярдов (23 600 м) при высоте 45 °. Их скорострельность составляла пять выстрелов в минуту. [ 15 ]
батарея В состав была включена зенитная из шести 4,7-дюймовых орудий QF Mark VIII . [ 16 ] Они имели максимальную депрессию -5° и максимальную высоту 90°. снаряд массой 50 фунтов (23 кг) Они выпустили фугасный с начальной скоростью 2457 футов/с (749 м/с) со скоростью от восьми до двенадцати выстрелов в минуту. Орудия имели максимальный потолок 32 000 футов (9 800 м), но эффективную дальность гораздо меньше. [ 17 ] На одно орудие можно было нести максимум 256 патронов. [ 16 ] Корабли должны были нести четыре 8-ствольные установки для 40-миллиметровой (1,6 дюйма) 2-фунтовой пушки QF Mark VIII (широко известной как помпон ), две позади воронок и две на корме. В каждом стволе было по 1300 патронов. [ 16 ] Орудие выпустило 40-миллиметровый (1,6 дюйма) 2-фунтовый (0,91 кг) снаряд с начальной скоростью 1920 футов/с (590 м/с) на расстояние 3800 ярдов (3500 м). Скорострельность орудия составляла примерно 96–98 выстрелов в минуту. [ 18 ]
пара подводных торпедных аппаратов Как и предыдущие классы британских линейных крейсеров, для этих кораблей планировалась бортового огня. Их отсек располагался прямо перед отсеком «А» на платформенной палубе. [ 14 ] В мирное время предполагалось нести шесть 24,5-дюймовых (620-мм) торпед на аппарат, но в военное время их количество увеличится до восьми. [ 16 ] Эти торпеды Mark I имели боеголовку массой 743 фунта (337 кг) в тротиловом эквиваленте и питались воздухом, обогащенным кислородом. У них было два режима скорости, которые определяли их дальность действия: либо 15 000 ярдов (13 716 м) при 35 узлах (65 км/ч; 40 миль в час), либо 20 000 ярдов (18 288 м) при 30 узлах (56 км/ч; 35 миль в час). [ 19 ]
Управление огнем
[ редактировать ]Управление главными орудиями линейных крейсеров G3 могло осуществляться с любой из трех директорно-диспетчерских вышек (ДКП). Основной DCT был установлен в верхней части носовой надстройки. Еще один устанавливался на крыше боевой рубки в бронекапоте, третий - в кормовой части. [ 14 ] Каждая башня главного калибра имела 41-футовый (12,5 м) дальномер-дальномер в бронекорпусе на крыше башни. Вспомогательное вооружение в основном контролировалось тремя DCT. По два с каждой стороны мостика , а третий — в кормовой части. Управление зенитными орудиями осуществлялось с помощью высокоугольной системы управления, установленной на самом верху носовой надстройки. У каждого помпона была своя директория, а также на корме имелся высотомер. По бокам воронок располагались два 15-футовых (4,6 м) торпедных дальномера. [ 16 ]
Броня
[ редактировать ]Впервые для британских дредноутов была использована схема защиты «все или ничего» в G3 . Броня средней толщины оказалась бесполезной для защиты от крупнокалиберных снарядов во время Первой мировой войны, поэтому жизненно важные части корабля были защищены максимально толстой броней, а остальная часть корабля осталась небронированной. Использование этой системы было впервые использовано в современных проектах линкоров ВМС США, начиная с «Невада» класса . Однако эта система защиты требовала, чтобы броневая цитадель имела достаточный запас плавучести , чтобы сохранять устойчивость корабля, даже если остальная часть корпуса будет изрешечена артиллерийским огнем. [ 20 ]
ватерлинии Пояс G3 имел максимальную толщину 14 дюймов (356 мм) с верхней частью брони, наклоненной наружу на 18°. Этот угол увеличивал относительную толщину брони для горизонтального огня с близкого расстояния, хотя и за счет уменьшения ее относительной высоты, что увеличивало вероятность попадания снаряда над ней или под нее. Его длина составляла около 522 футов (159,1 м) от переднего края барбета «А» до задней части 6-дюймового магазина. Пояс имел высоту 14 футов 3 дюйма (4,3 м), из которых 4 фута 6 дюймов (1,4 м) находились ниже проектной ватерлинии. Только передняя часть пояса длиной 259 футов (78,9 м) имела максимальную толщину, на остальной длине она утончалась до 12 дюймов (305 мм). Нижний край ленты рядом с магазинами был продолжен еще на 3 фута (0,9 м) толщиной 4 дюйма (100 мм) из высокопрочной стали, наклоненной под углом 36 °, чтобы предотвратить попадание снаряда в магазины через волновой желоб на высокоскоростной. Передний и задний концы ремня заканчивались поперечными 12-дюймовыми и 10-дюймовыми (254 мм) переборки соответственно. Пояс ватерлинии простирался вперед на 46 футов (14,0 м) при толщине 6 дюймов, которая уменьшалась до 2,25 дюйма (57 мм) в два этапа. [ 21 ]
Воронка и вентиляционные шахты котельной были окружены бронированным коробом длиной 116 футов (35,4 м), предназначенным для предотвращения попадания снарядов, выпущенных из-за корабля, в магазин «X». Коробка сужалась под углом 21° по мере подъема и имела максимальную толщину 12 дюймов в ближайшей к магазину зоне. В кормовой части она поэтапно уменьшалась до 9 дюймов (229 мм), 6 дюймов, 5 дюймов (127 мм) и 4 дюймов (102 мм). Броневая палуба соответствовала длине ватерлинии и имела наклон на 2,5°, чтобы соответствовать верхнему краю пояса. Его максимальная толщина составляла 8 дюймов (203 мм) от барбета «А» до части среднего котельного отделения и утончалась минимум до 4 дюймов над задним машинным и котельным отделениями. Толщина палубы увеличилась до 7 дюймов (180 мм) частично над задним машинным отделением и закрыла кормовые 6-дюймовые магазины. Броневая палуба простиралась вперед на 46 футов над торпедным отсеком и имела максимальную толщину 8 дюймов, а затем утончалась до 6 дюймов. Задняя часть бронепалубы имела длину 106 футов 9 дюймов (32,5 м) и толщину 5 дюймов до последних 27 футов 4 дюймов (8,3 м), когда она утончилась до 3 дюймов (76 мм). [ 22 ]
Толщина граней башни составляла 17,5 дюймов (444 мм), бортов — от 9 до 13 дюймов (229–330 мм), а толщина крыши — 8 дюймов. Толщина брони барбетов составляла от 11 до 14 дюймов (от 279 до 356 мм) и была тщательно устроена, чтобы минимизировать вероятный риск. Броня боевой рубки имела толщину от 9 до 12 дюймов, а трубка связи с верхней палубой - 8 дюймов. Руководитель управления огнем на вершине боевой рубки был защищен бронекапотом толщиной от 3 до 5 дюймов. [ 23 ]
Противоторпедные выступы линейных крейсеров G3 были рассчитаны на то, чтобы выдержать взрыв боеголовки 750-фунтовой (340 кг) торпеды . Они состояли из внешнего воздушного пространства, внутреннего пространства плавучести и переборки торпеды , состоящей из двух слоев высокопрочной стали толщиной 0,875 дюйма (22 мм). Переборка располагалась примерно в 13,5 футах (4,1 м) внутри от борта корабля. [ 23 ] Послевоенные испытания, проведенные на точной копии этой системы, показали, что заполнение плавучего пространства водой, а не герметичными стальными дробильными трубами, которые использовались в «Худе», было столь же эффективным и весило меньше. [ 24 ] Была установлена система сжатого воздуха, позволяющая выдувать воду из плавучих пространств и возвращать корабль в вертикальное положение за 15 минут после двух попаданий торпед. [ 8 ] корабля Двойное дно имело глубину 5–7 футов (1,5–2,1 м). [ 23 ]
Заказы и отмена
[ редактировать ]По окончании тендерного процесса 24 октября 1921 года были заказаны четыре линейных крейсера G3 без названий у Джона Брауна , Свон Хантера , Уильяма Бердмора и Фэрфилда . После визита делегации Адмиралтейства 3 ноября подробные строительные чертежи были отправлены Джону Брауну с просьбой срочно разослать копии другим успешным подрядчикам. [ 25 ] В течение следующих двух недель в John Brown продолжались работы над килевыми блоками и листами корпуса. Несмотря на другие события, инструкции и поправки продолжали поступать из различных ведомств Адмиралтейства до 25 ноября. [ 26 ]
Вашингтонская военно-морская конференция по ограничению вооружений между пятью ведущими военно-морскими державами, начавшая переговоры 11 ноября 1921 года, привела к приостановке строительства 18 ноября. Полная отмена последовала 21 февраля 1922 года, когда стороны, подписавшие Вашингтонский военно-морской договор, согласились не строить ни одного корабля водоизмещением более 35 000 длинных тонн (36 000 тонн). Поскольку не имеется никаких фотографических свидетельств, подтверждающих, что кили кораблей действительно были заложены , по крайней мере один историк утверждает, что их не было. [ 27 ] хотя Адмиралтейство заплатило Джону Брауну за работу и материалы, которые при этом были бы потрачены. [ 26 ]
Многие аспекты их конструкции в конечном итоге были включены в два «Нельсон» линкора класса , и их часто называют урезанной версией G3. «Нельсоны » получили проектное обозначение «О3», обозначающее их как следующие в последовательности проектирования линкора «Н3», хотя они использовали орудия, предназначенные для класса G3, из соображений экономии и для соблюдения предусмотренного Договором ограничения на длину основного калибра 16 дюймов. вооружение. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- «Лексингтон» Линейный крейсер класса - современный проект США, также отмененный в результате Вашингтонского договора.
- Амаги Линейный крейсер класса - серия из четырех линейных крейсеров, запланированных для Императорского флота Японии как часть их « флота восемь-восемь », отмененных в результате Вашингтонского договора.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рэйвен и Робертс, с. 90
- ^ Кэмпбелл, Часть 1, с. 4
- ^ Кэмпбелл, Часть 2, с. 13
- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 93–94.
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 95
- ↑ Такое расположение основного вооружения позже использовалось на кораблях Франции ВМС Dunkerque- и Richelieu класса . Поскольку обе французские конструкции имели только две башни, расстояние между ними было настолько большим, насколько позволяли другие конструктивные ограничения.
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 127
- ^ Перейти обратно: а б Рэйвен и Робертс, с. 101
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, шт. 4, с. 44
- ^ Кэмпбелл, Часть 1, с. 9
- ^ Кэмпбелл, Часть 1, с. 7
- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 98, 100.
- ^ "British 16"/45 (40,6 см) Mark I" . Navweaps.com. 7 января 2009 г. Проверено 26 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рэйвен и Робертс, с. 100
- ^ "British 6"/50 (15,2 см) BL Mark XXII" . Navweaps.com. 7 января 2007 г. Проверено 26 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кэмпбелл, Часть 3, с. 42
- ^ «British 4,7 дюйма/43 (12 см) QF Mark VII 4,7 дюйма/40 (12 см) QF Mark VIII 4,7 дюйма/40 (12 см) QF Mark X» . Navweaps.com. 31 декабря 2006 г. Проверено 26 июля 2010 г.
- ^ «Британия 2-фунтовая [4 см/39 (1,575»)] Mark VIII» . navweaps.com. 20 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 г. Проверено 7 июня 2010 г.
- ^ «Британские торпеды до Второй мировой войны: 24,5 дюйма (62,2 см) Mark I» . navweaps.com. 12 января 2009 г. Проверено 7 марта 2010 г.
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 92
- ^ Кэмпбелл, Часть 3, стр. 42–43.
- ^ Кэмпбелл, Часть 3, стр. 41, 43.
- ^ Перейти обратно: а б с Кэмпбелл, Часть 3, с. 43
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 93
- ^ Джонстон, с. 178
- ^ Перейти обратно: а б Джонстон, с. 179
- ^ Кэмпбелл, Часть 3, с. 44
- ^ Берт, с. 328
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид К. (1999). Великий флот: проектирование и развитие военного корабля 1906–1922 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-315-Х .
- Берт, Р.А. (1993). Британские линкоры, 1919–1939 гг . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-068-2 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Джонстон, Ян (2011). Линейные крейсеры Клайдбанка: забытые фотографии с верфи Джона Брауна . Барнсли, Йоркшир: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-113-7 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1977). «Вишни Вашингтона, часть 1». Военный корабль . Я (1). Лондон: Conway Maritime Press: 2–12. ISBN 0-87021-975-8 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1977). «Вишни Вашингтона, часть 2». Военный корабль . Я (2). Лондон: Conway Maritime Press: 12–19. ISBN 0-87021-975-8 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1977). «Вишни Вашингтона, часть 3». Военный корабль . Я (3). Лондон: Conway Maritime Press: 38–45. ISBN 0-87021-975-8 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: развитие и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-817-4 .