Виола Концерт (Бартор)
Концерт Виолы | |
---|---|
БЕЛА БАРТОК | |
![]() Видилист Уильям Праймроуз, который заказал и премьера концерта | |
Каталог | № 120, BB 128 |
Составлен | 1945 |
Преданность | Уильям Примроуз |
Выполненный | 2 декабря 1949 г. | : Миннеаполис
Движения | Три |
Альт -концерт , sz. 120, BB 128 (также известный как концерт для альты и оркестра ) был одной из последних произведений, которые писала Бела Барток . В июле 1945 года он начал сочинять его во время жизни на озере Саранак, штат Нью -Йорк . Он был заказан Уильямом Прайроузом , уважаемым вареньем, который знал, что Барток может предоставить ему сложную статью. Он сказал, что Бартор не должен «каким -либо образом чувствовать себя запрещенным явными техническими ограничениями инструмента». [ 1 ] Барток страдал от терминальных этапов лейкемии , когда начал писать произведение и оставил только наброски на момент его смерти.
История
[ редактировать ]Примроуз попросил Бартока написать концерт зимой 1944 года. [ 2 ] Они обменялись несколькими буквами о произведении. В одном, с 8 сентября 1945 года Барток утверждает, что он почти с этим покончил и имеет только оркестровку для завершения. Эскизы показывают, что это не так. После того, как Бартор умер, его близкий друг Тибор Сери завершил произведение в 1949 году. [ 3 ] Первый ревизию был сделан сыном Бартока Питером и Полом Нойбауэром в 1995 году, и он был снова пересмотрен CSABA Erdélyi. Концерт состоялся 2 декабря 1949 года Primrose и Миннеаполисским симфоническим оркестром , а Антал Дорати проводил. [ 4 ] Еще одна пересмотра была подготовлена скрипной Табеа Циммерманн . [ 5 ]
Форма
[ редактировать ]Концерт имеет три движения, и Бартор написал в письме от 5 августа 1945 года, что общая концепция - это «серьезный аллегро , шерцо , (довольно короткое) медленное движение и финальное начало аллегретто и развитие темпа в аллегро Молто. Ritornello . " [ 6 ] (Вышеупомянутая идея тематического введения в каждое движение также использовалась в струнном квартете Бартока № 6. ) Первое движение находится в свободной форме сонаты. Второе движение значительно короче и закрывается очень коротким движением Шерзо с Аттаккой в третье движение. Рукопись Бартока дает продолжительность первого движения как 10'20 ", второе как 5'10", а третье - 4'45 ".
Говорят, что первые и третьи движения свободно содержат фразу, напоминающую шотландскую мелодию «Джин, тело встречается с телом, кольмин, когда -либо ржая». [ 7 ] Это, вероятно, в честь наследия Примроуза. [ 8 ]
Приборы
[ редактировать ]Рукопись Бартока только указывает на флейту, гобое, 2 кларнета, фанат, рога, 2 трубы, тампани, струны.
Издание Serly предназначено для пикколо, 2 флейты, 2 гобо, 2 кларнета в B ♭ , 2 бассун, 3 рога в F, 3 трубах в B ♭ , 2 тромбоне, туба, Timpani, перкуссия и струны.
Питер Бартор и издание Пола Нойбауэра организовано для Пикколо, 2 флейты, 2 гобо (2 -е удваивание Англеров), 2 кларнета в B ♭ , 2 бассун (2 -й удвоение контрабассоны), 4 рога в F, 3 труба в B ♭ , Тенор Тромбон , бас -тромбон, туба, тимпани, перкуссия (2), струны.
Издания
[ редактировать ]Существуют некоторые большие расхождения между различными изданиями. Некоторые столь же просты, как маркировка метронома. У каждого редактора также были очень разные интерпретации пальцев для концерта. Одно издание предполагает начало первого движения на Open A String, в то время как другие предлагают начать на строке D. В частности, в издании Питера Бартока есть интересные пальцы, потому что Neubauer отредактировал большую часть части альты. [ 9 ]
Многие луки также различаются между различными изданиями, некоторые из них вставлялись специально для акцента определенных ритмов и высоких нот, таких как в мм. 8-10 в издании Serly's, где Primrose включала некоторые предложения по борьбе, чтобы подчеркнуть синкопацию. [ 10 ]
В целом, существуют значительные расхождения на уровне поверхности, такие как луки, пальцы и динамика. Некоторые издания содержат больше изменений, чем маркировки редактора; В пересмотре Питера Бартока меры добавляются, полностью отсутствуют или с изменениями примечания.
Упущения и поправки между изданиями
[ редактировать ]Питер Барток сказал: «Стало ясно, что мы не могли просто сравнить печатный счет с финальной рукописью, подготовленной из эскизов моего отца Тибором Серли, и обнаружили ошибки гравюры, но нам придется начать с самого эскиза». [ 11 ]
Первое из изменений примечания начинается в меру 44 на Beat Two, где есть добавленная D ♯ в качестве двойной остановки против D ♮ . В следующем показате, первый ритм пересекается по октаве, вероятно, для облегчения производительности. Все остается последовательным до меры 54, где у Serly есть альт отдыхает, но Питер Бартор включил две меры мелодии со стороны солиста. Издание Serly делает меру 67 A 6
4 бар, но Питер Барток разделяет его в 4
4 бар плюс а 3
4 бар и добавляет группу триплетов. Эта тенденция изменений продолжается, когда Питер Барток добавляет перемещения октавы и пропускает то, что является мерой 74 в версии Serly. [ 12 ]
Расположение виолончели
[ редактировать ]Serly также организовала работу в качестве концерта виолончели. После завершения собрание друзей Бартока выразило предпочтение от восьми до шести транскрипции виолончели по сравнению с оригиналом. [ 13 ] Виолончелист Янос Старкер был первым, кто сыграл и записал адаптацию. [ 13 ]
Записи
[ редактировать ]- Béla Bartók, концерт для альты и оркестра . Компактный диск. Hong-Mei Xiao, Hnh International Ltd, 1998. Дирижер Янос Ковач и солист Хонг-Мей Сяо играют как Питера Бартока, так и оригинального Тибора Серли. Этот компакт -диск будет полезен для сравнения двух версий.
- Бела Бартук, концерт для альты и оркестра ; Уильям Примроз; Отто Клемпер, проводящий оркестр концертного строительства ; Live Record, Амстердам, 10 января 1951 года; Archiphone, 1992.
- Béla Bartók, концерт для альты и оркестра . Ривка Голани, солист и Андрас Лигети, проводящие Будапештский симфонический оркестр. Компактный диск. Хвойной CDCF-189, 1990.
- Béla Bartók, концерт для альты и оркестра ; Иехуди Менюхин ; Антал Дорати, проводящий новый оркестр Филармонии ; EMI, 1991.
- Барток, Бела. Концерт для альты и оркестра . Хонг-Мей Сяо. Джон Ковачс. HNH International Ltd. 1998. Compact Disc.
- Барток, Бела. Концерт для альты и оркестра . Юрий Башмет. Пьер Булез. Deutsche Grammophon Gmbh. 2008. Компактный диск.
- Барток, Бела. Виола Концерт. ПИНКАС ЗУКЕРМАН . Леонард Слаткин. BMG музыка. 1991. Компактный диск.
- Барток, Бела. Виола Концерт . (Трансильванианская реставрация и оркестровая - Всемирная премьера) CSABA Translvania. Новозеландский симфонический оркестр, проведенный Марком Таддеем . Согласие. 2002. Компактный диск.
- Béla Bartók, Viola Concerto . Йо-йома (на вертикальной альте), отслеживает 5-6-7 на нью-йоркском альбоме, Baltimore Symphony Orchestra, проведенного Дэвидом Зинманом , Sony Classical, 1993. Compact Disc.
- Béla Bartók, концерт для альты и оркестра ; Ким Кашкашьян ; Питер Этвёс, проводящий Нидерландовский радиосвязь ; ECM-рекордс, 2000.
- Джеймс Энс : Барток: Концертные концерты на скрипке № 1 и 2, концерт Виолы - с филармонией Би -би -си , проведенной Джанандреей Носеда [ 14 ]
Как концерт виолончели:
- Барток, Бела. Концерт -виолончель . Джон Старкер ; Леонард Слаткин Проводятся симфонический оркестр Сент -Луиса ; RCA Victor Red Seal, 1992.
- Барток, Бела. Концерт -виолончель . Рафаэль Уоллфиш ; Gábor Takács-Nagy , проводящий Национальный оркестр BBC Уэльса ; Нимбус, 2015.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Béla Bartók, Viola Concerto: Facsimile Edition The Autograph Draft , Nelson Dellamaggiore, редактор (Tampa: Rinaldi Printing, 1995): 24.
- ^ Питер, Барток: «Основная тема концерта Виолы Белы Бартока», Изучение академии наук Musicologica T. 35 (1993-1994): 47.
- ^ Béla Bartók: Viola Concerto , ed. Тибор Шерли (Англия: Boosey & Hawkes, 1949), 1.
- ^ Тибор Серли (11 декабря 1949 г.). «История концерта: последняя работа Бартока» . New York Times .
- ^ Liljeroos, Mats (6 февраля 2022 года). «Виртуос Барток à la Zimmermann» . Hufvudstadsbladet (на шведском языке). Хельсинки. П.
- ^ Нельсон Dellamaggiore, Facsimile Edition , 25.
- ^ Bartók, «Основная тема», 47.
- ^ Bartók, «Основная тема», 46.
- ^ Béla Bartók, Viola Concerto , ed. Пол Нойбауэр (США: Boosey & Hawkes, 2003), 1.
- ^ Тибор Серли, 1.
- ^ Bartók, «Основная тема», 45.
- ^ Béla Bartók, Viola Concerto, ed. Пол Нойбауэр (США: Boosey & Hawkes, 2003), 3.
- ^ Jump up to: а беременный MusicWeb International Review, 2015 .
- ^ Моррис, Эндрю. «Джеймс Энес играет на скрипке Бартока и концерта на альти» . Классический источник . Классический источник . Получено 5 февраля 2024 года .
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Брайон. «Уолтон, Уильям». Grove Music Online. Oxford Music Online , SV (по состоянию на 7 октября 2012 г.).
- Барток, Бела. Viola Concerto , с комментарием László Somfai и справедливой транскрипцией проекта с заметками Нельсона Делламаджиоре. Homosassa, FL: Bartok Records, 1995. ISBN 0-9641961-0-7
- Барток, Бела. Концерт Виолы: Факсимильное издание автографа. , под редакцией Нельсона Делламаджоре. Тампа: Rinaldi Printing, 1995.
- Барток, Бела. соч. Виола Концерт ( Снижение альты и фортепиано, альта, отредактирована Полом Нойубауэром. Boosey & Hawkes 9854. Лондон и Нью -Йорк: Boosey & Hawkes, 1995.
- Барток, Бела. Концерт Виолы (реставрация и оркестровая с помощью Csaba Transilvania) Прометеяные издания Новая Зеландия 2004 ISBN 9781877218651
- Бартор, Питер. «Основная тема концерта Виолы Белы Бартока». Изучение Musicologica Academy of Sciences 35, мы. 1-3 (1993): 45-50.
- Бартор, Питер. «Комментарий к пересмотру концерта Виолы Белы Барток». Журнал Американского общества Виолы 12, нет. 1 (1996): 11–33.
- Бартор, Питер. «Исправление печатных изданий на концерте виота и других композиций Белы Бартока». В перспективах Бартока: Человек, композитор и этномузиколог , под редакцией Эллиотта Антоколеца, Виктории Фишер и Бенджамина Сихоффа, 245–59. Оксфорд и Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 0-19-512562-2 .
- Далтон, Дэвид. «Бытие концерта Бартока на альте». Музыка и письма 57, нет. 2 (апрель 1976 г.): 117–29.
- Dellamaggiore, Нельсон. «Расшифровка эскиза Белы Бартока на альте». В перспективах Бартока: Человек, композитор и этномузиколог , под редакцией Эллиотта Антоколеца, Виктории Фишер и Бенджамина Сихоффа, 260–70. Оксфорд; Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 0-19-512562-2
- Складки, Андор. "Бела Бартор." Темп №. 43 (1957): 20+22-26.
- Джиллис, Малкольм: «Бела Барток», Grove Music Online Ed. Л. Мэйси (доступ 25 июня 2005 г.), (доступ к подписке) Архивировал 2008-05-16 на машине Wayback
- Kovács, I. «Пересмотр Bartók, Serly Viola Concerto». Исследования Musicologica Academy of Sciences 23 (1981): 295-322.
- Kovács, I. «FormProbleme Beim viumakonzert von Bartók / Serly». Исследования Musicologica Academy of Sciences 24 (1983): 381-91.
- Лаки, Петр. «Работает на сольную скрипку и концерт на альте». В Кембриджском компаньоне Бартока , под редакцией Аманды Бэйли, 133–50. Кембридж -компаньоны на музыку . Кембридж и Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета, 2001. ISBN 0-521-66010-6 (ткань); ISBN 0-521-66958-8 (pbk.).
- Морис, Дональд. «Концерт Виолы Бартока: новый свет из Новой Зеландии». Музыка в Новой Зеландии , нет. 21 (зима 1993): 26–27.
- Морис, Дональд. Концерт Виолы Бартока: замечательная история его лебедей . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета, 2004. ISBN 0-19-515690-0
- Серли, Тибор. «Запоздалый отчет о реконструкции шедевра 20-го века». Симпозиум College Music 15 (весна 1975): 7–25.
- Смит, Говард и Элиза М. Уэлч. «Незаконченный бизнес: запутанная история окончательной работы Белы Бартока». Строки 16, нет. 8 (102, май - июнь 2002 г.): 59–61.
- Somfai, László. Семинар Бартока: документы композиционного процесса: выставка Будапештского архива Бартока в Музее музыки История музыкологии Венгерской академии наук . Будапешт: Венгерская академия наук (MTA) (Институт музыкологии), 1995. ISBN 963-7074-53-8 .
- Somfai, Laszlo. «Изобретение, форма, повествование в музыке Béla Bartók». Исследование Musicologica Academy of Sciences T. 44, Vol. 3/4 (2003): 291-303.
- Страус, Джозеф. «Инвалидность и« поздний стиль »в музыке». Журнал музыкальной музыки 25, нет. 1 (2008): 3-45.
- Шигети, Джозеф. «Дань Бартоку». Темп , нет. 10 (1948-1949): 16+19-21.
- Уитталл, Арнольд. «У источника». Музыкальные времена 137, нет. 1836 (февраль 1996 г.): 10–12.