Конфигурационный анализ
В культурных и социальных исследованиях конфигурации — это модели поведения , движения (→ культура движения ) и мышления , которые исследования наблюдают при анализе различных культур и/или исторических изменений. Термин «конфигурации» чаще всего используется в сравнительных антропологических исследованиях и истории культуры . Конфигурационный анализ стал специальным методом Штутгартской школы исторических исследований поведения в 1970-х годах, а затем и исследований культуры тела в Дании.
Конфигурационный анализ отличается своей отстраненностью от истории идей и намерений , которые считаются основными направлениями исторических исследований. Конфигурации человеческого поведения и движения привлекли особое внимание в рамках феноменологии и особенно материалистической феноменологии.
Конфигурации в более ранних культурологических исследованиях
[ редактировать ]Конфигурации в разных культурах изучались с начала ХХ века.
Рут Бенедикт (1934) внесла свой вклад в антропологию коренных американцев , используя термин «конфигурации» как перевод немецкого « Gestalt de:Gestalt ». Конфигурация обозначала совокупность социальных установок, практик и убеждений и была почти идентична « культуре ». Его использовали для сравнения – между индейцами хопи и индейцами прерий, между японской и западной культурой – и с точки зрения культурного релятивизма : каждая культура имеет свои собственные конфигурации. [ 1 ]
Гастон Башляр (1938) использовал термин «диаграмма» для описания порядка представляемой реальности как в научном, так и в литературном понимании. Это был его ключ к «материалистическому психоанализу ». [ 2 ] Подход Башляра позже стал источником вдохновения для Мишеля Фуко .
Норберт Элиас (1939, 1970) описал определенные модели взаимоотношений между людьми как фигурацию [1] – по-английски: «конфигурация» – ставшую видимой в игре в карты, танцах и футболе. Он описал эти конфигурации как меняющийся паттерн, который игроки формируют друг с другом , отношения ожидания , взаимозависимость игроков и колеблющийся баланс напряжения взад и вперед в балансе сил (колеблющийся баланс ожидания, то и дело). из баланса сил). [ 3 ] Это стало ключом к его социологии цивилизации .
Мишель Фуко (1966) использовал термин «конфигурация» в исторических исследованиях философии, чтобы охарактеризовать «порядок вещей», модели знания, меняющиеся в результате эпистемологических нарушений. Конфигурации савуара менялись, по мнению Фуко, в следующие исторические этапы: [ 4 ]
- Возрождение . сосредоточилось на цепочках сходств, идущих от знака к знаку Мигель де Сервантес сформировал ироническую картину этой конфигурации фантазмами Дон Кихота (часть 1 - 1605).
- XVIII век создал таблицу как универсальную грамматику. На этой основе Линней построил генеалогические деревья растений и животных как картину жизни. Ироничную картину этой конфигурации дал Лоуренс Стерн в своей книге «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена » (часть 1 – 1759).
- XIX век открыл прогресс и эволюцию – в науках о жизни как естественной истории , в экономике как производстве и в языке как лингвистической истории . На фоне этих современных конфигураций, сложившихся около 1800 года, конструировалась индивидуальная субъективность , а также развивалась динамика индустриальной жизни.
Есть признаки того, что эти конфигурации могут исчезнуть или снова трансформироваться в эпоху постмодерна .
Конфигурации в исторических исследованиях поведения
[ редактировать ]Конфигурационный анализ (нем. Konfigurationsanalyse ) стал особым методологическим подходом в рамках исследований исторического поведения , поскольку они были разработаны в Штутгартском университете в 1970-х годах историками Августом Ничке и Хеннингом Эйхбергом . Ничке анализировал raum-zeitliche Muster (образцы пространства и времени) и Körperanordnungen (порядки тела) как «конфигурации» при сравнении образцов искусства и образцов социального поведения . Конфигурации представляли собой сходства, аналогии и меняющиеся закономерности фигур в данном пространстве. [ 5 ]
Этот аналитический подход был сопоставим с концепциями, которые в последнее время бросили вызов историографии: менталитет ( Жорж Дюби ), контроль аффекта ( Норбер Элиас ) (→ Теория контроля аффекта ), восприятие ( Люсьен Февр ), структурное мышление ( Клод Леви-Стросс ), потребности ( Дэвид Макклелланд ) и взаимодействие ( Джордж Герберт Мид ). [ 6 ] Конфигурационный подход сознательно контрастировал с основным направлением историографии, объясняющим историю целями ее действующих лиц ( прагматизм ), как выражением мировоззрения ( психология и история идей ) или интересами (в социальной истории ). [ 7 ]
Конфигурационный анализ особенно применялся к сравнительным и историческим исследованиям спорта и танцев как индикаторов социальных изменений . Сравнительный напряжения анализ легкой атлетики , игр с мячом , конного спорта , боевых искусств , гимнастики и танцев выявил некоторые общие конфигурации, такие как: функциональное разделение пространства, новая динамика «прогресса» и скорости, современный вкус , принцип соревнования. и составление таблиц результатов. Конфигурации культуры движения стали прообразом моделей ориентации на производительность , которые характеризовали индустриальную эпоху . [ 8 ]
Применяемое понятие «конфигурация» здесь отличалось от «системы» (→ культурная система ) (будучи более статичным и систематическим и относящимся к отрицательному термину несистематичности), от «стиля» (будучи более эстетичным и имеющим подтекст) . вкуса, субъективности и стилизации) и от « структуры » (имеющей оттенки «функционального», как наследие структурного функционализма в социологии). В отличие от этих терминов, конфигурация означает более динамичный характер изменений.
человеком Конфигурации как модели поведения, движения и мышления отражают восприятие реальности . Они дают эпохальную модель восприятия , которая одновременно определяет рамки для действий. Но они никоим образом не описывают всю действительность эпохи. Более того, их способность объяснять отдельные действия ограничена. Эпохальная «реальность» — не смирительная рубашка, не допускающая свободы действий. Тем не менее, в каждую эпоху существуют типичные способы действовать или вести себя, двигаться или думать. Они соответствуют тому, как люди воспринимают реальность. Поступать или думать таким образом может быть правильным или неправильным – в любом случае это типично. [ 9 ]
Конфигурации в исследованиях культуры тела
[ редактировать ]Исследования телесной культуры, распространившиеся в Дании в 1980-е годы, еще больше развили конфигурационный анализ, выявив внутреннюю напряженность и противоречия данного общества. [ 10 ] Конфигуративный подход был применен к анализу и особенно к сравнению различных сфер деятельности: народного гулянья , фитнес-культуры (→ физическая культура ), спортивных и неспортивных игр с мячом , спортивных гонок и паркура , различных видов активного отдыха , различных здоровья культур . . Конфигурационный анализ сосредоточился на телесном движении во времени и пространстве, на энергии движения, на межличностных отношениях и на объективации движения. Над этим базисом в анализ включена надстройка институтов и идей (→ База и надстройка ), которые организуют и отражают коллективные действия и интересы.
- Время телесного движения отмечено, среди прочего, противоречиями между ускорением и медлительностью – между живым ритмом и механическим темпом – между линейно-абстрактным и необратимым временем – между циклическим, прогрессирующим и ситуативным временем. Исторические изменения привели, например, к переходу от благородных упражнений восемнадцатого века с их циркулирующими и формально измеряемыми моделями к современной гимнастике и спорту с их моделями скорости, ускорения и плавности, которые характеризовали промышленное поведение в более общем плане.
- Пространство телесного движения характеризуется противоречиями между прямой линией и лабиринтом – между связью и парцеллированием пространств – между геометрическим и направленным пространством – между пространством, местом и промежуточным пространством. как Исследование Фуко паноптикума особого современного способа организации пространства движения и телесной видимости около 1800 года показало социальную глубину этого анализа.
- Энергия телесного движения состоит из множества различных атмосфер, излучений, настроений и способов настройки. Современная приостановка ( напряжение , напряжение, трепет, волнение – по-немецки Spannung’ XVIII и XIX веков ) возникла в боксе и играх с мячом одновременно с появлением в детективных романах . Это совпадение было показательным для конфигурационного изменения в сторону индустриального общества . Социальная энергия была также проиллюстрирована исследованием смеха в традиции Михаила Бахтина анализа общества эпохи Возрождения .
- Межличностные отношения в телесных движениях рассказывают о власти и гендере – о победителях и проигравших – об отношениях «ты» и «мы» в движении. Изучение спорта было особенно обогащено вниманием к гендерному дисбалансу в культуре тела.
- Объективизация телесных движений особенно характерна для современных культур тела. Телесное движение материализуется в напряжении между процессом и результатом – между общественным производством , воспроизводством и непродуктивными взаимодействиями в телесной деятельности – между созданием данных или изображений посредством движения. Производство рекордов в современном спорте стало центральным моментом для понимания современного промышленного поведения.
- Помимо этих основных процессов телесной культуры, культура тела демонстрирует модели организационного и институционального характера, а также значения и идеи, которые приписываются телесным практикам. Основные исследования спорта часто переоценивают эти надстройки (→ База и надстройка ), в то время как конфигурационный анализ культуры тела отдает приоритет сосредоточению внимания на телесной практике в рамках материалистической феноменологии .
Дальнейшие конфигурационные подходы
[ редактировать ]Конфигурационный анализ можно сравнить с другими современными подходами в культурных и социальных исследованиях.
- Пьер Бурдье (1966/67, 1979) ввел концепцию « габитуса » для описания моделей действий, телесных практик и представлений, вкуса и эстетической формы (сравнимых с готическим стилем средневековых соборов). Как и конфигурация, габитус был иллюстративным для определенной гомологии, которую можно было найти внутри данной социальной формации или класса и как различие между различными социальными классами . [ 11 ]
- Питер Слотердейк (1998/99) разработал культурную «морфологию», которая описала психосоциальную геометрию жизненного пространства и среды обитания людей, их мир и их понимание Бога. Микро- и макросферы были связаны друг с другом характерными конфигурациями. [ 12 ]
В любом из этих подходов «конфигурация» позволяла сравнивать конкретную человеческую практику – то есть «материальные» телесные явления – с более широкими сферами общества и культуры .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бенедикт, Рут 1934: Образцы культуры. Бостон, Нью-Йорк: Хоутон Миффлин
- ^ Башляр, Гастон 1938: Психоанализ огня; Английский 1964: Психоанализ огня. Бостон: Маяк
- ^ Элиас, Норберт 1939: О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Франкфурт/Майн-Зуркамп; Английский 1982: Процесс цивилизации. Оксфорд Блэквелл.
- ^ Фуко, Мишель 1966: Les mots et les Chooses. Париж: Галлимар; Английский 1970: Порядок вещей. Археология гуманитарных наук. Нью-Йорк: Пантеон
- ^ Ничке, август 1975: Искусство и поведение. Аналоговые конфигурации. Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг; идентификатор. 1975 (ред.): Поведенческие изменения в ходе промышленной революции. Штутгарт: Кольхаммер Верлаг
- ^ Ничке, август 1981 г.: Историческое поведенческое исследование. Штутгарт: Ульм
- ^ Ничке, август 1975: Искусство и поведение. Аналоговые конфигурации. Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг
- ^ Эйхберг, Хеннинг 1978: Мощность, скорость напряжения. Спорт и танцы в социальных изменениях XVIII и XIX веков. век. Штутгарт: липучка Котта
- ^ Ничке, август (1962): Святые в этом мире. Личный авторитет и политическая эффективность . Штутгарт: Кольхаммер; Калькхофф, Андреас (1982): «Историческое поведенческое исследование: этнология нашего прошлого. Конфигурация восстания в 10 веке», в книге Гелен, Рольф и Вольф, Бернд (ред.): Вернер Мюллер в свой 75-й день рождения, Под Тротуар Лежит пляж 11 . Берлин: Карин Крамер.
- ^ Дитрих, Кнут 2001 (ред.): Как общества создают культуру движения и спорт. Копенгагенский университет: Институт физических упражнений и спортивных наук; Эйхберг, Хеннинг 1998: Культуры тела. Лондон: Рутледж; идентификатор. - 2001: «Мышление противоречий. К методологии конфигурационного анализа, или: Как реконструировать социальное значение культуры движения и спорта». В: Кнут Дитрих (ред.): Как общества создают культуру движения и спорт. Копенгагенский университет: Институт физических упражнений и спортивных наук, 10–32; идентификатор. 2010: Телесная демократия. Лондон: Рутледж
- ^ Бурдье, Пьер 1966/67: «Интеллектуальные поля и творческий проект». В: Современные времена , 22, 865–906; идентификатор. 1979: Отличие. Париж: Полночь. – Английский 1984: Отличие: социальная критика вкусовых суждений. Лондон: Рутледж
- ^ Слотердейк, Питер 1998/2004: Сферы. Множественная сферология . Тома 1-3, Франкфурт-на-Майне: Зуркамп
Библиография
[ редактировать ]Башляр, Гастон 1938: Психоанализ огня. – Английский 1964: Психоанализ огня. Бостон: Маяк
Бенедикт, Рут 1934: Образцы культуры. Бостон, Нью-Йорк: Хоутон Миффлин
Бурдье, Пьер 1966/67: «Интеллектуальные поля и творческий проект». В: Современные времена , 22, 865–906.
- 1979: Отличие. Париж: Минуит. – Английский 1984: Отличие: социальная критика вкусовых суждений. Лондон: Рутледж
Дитрих, Кнут, 2001 (ред.): Как общества создают культуру движения и спорт. Копенгагенский университет: Институт физических упражнений и спортивных наук
Эйхберг, Хеннинг 1978: Мощность, напряжение, скорость. Спорт и танцы в социальных изменениях XVIII и XIX веков. век. Штутгарт: липучка Котта
- 1998: Культуры тела. Лондон: Рутледж
- 2001: «Мышление противоречий. К методологии конфигурационного анализа, или: Как реконструировать социальное значение культуры движения и спорта». В: Кнут Дитрих (ред.): Как общества создают культуру движения и спорт. Копенгагенский университет: Институт физических упражнений и спортивных наук, 10–32.
- 2010: Телесная демократия. Лондон: Рутледж
Элиас, Норберт 1939: О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Франкфурт/М.: Зуркамп. – Английский 1982: Процесс цивилизации. Оксфорд: Блэквелл
- 1970: Что такое социология? Мюнхен: Ювента. – Английский 1978: Что такое социология? Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
Фуко, Мишель 1966: Слова и выбор. Париж: Галлимар. – Английский 1970: Порядок вещей. Археология гуманитарных наук. Нью-Йорк: Пантеон
Калькхофф, Андреас (1982): «Историческое поведенческое исследование: этнология нашего прошлого. Конфигурация восстания в 10 веке», в книге Гелен, Рольф и Вольф, Бернд (ред.): Вернер Мюллер в свой 75-й день рождения , Под Тротуар лежит на пляже 11. Берлин: Карин Крамер.
Ничке, август 1975 г.: Искусство и поведение. Аналоговые конфигурации. Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг
- 1975 (ред.): Поведенческие изменения в ходе промышленной революции. Штутгарт: Кольхаммер
- 1981: Историческое поведенческое исследование. Штутгарт: Ульм
Слотердайк, Питер 1998/2004: Сферы. Множественная сферология. Тома 1-3, Франкфурт-на-Майне: Зуркамп.