Jump to content

Конфигурационный анализ

В культурных и социальных исследованиях конфигурации — это модели поведения , движения (→ культура движения ) и мышления , которые исследования наблюдают при анализе различных культур и/или исторических изменений. Термин «конфигурации» чаще всего используется в сравнительных антропологических исследованиях и истории культуры . Конфигурационный анализ стал специальным методом Штутгартской школы исторических исследований поведения в 1970-х годах, а затем и исследований культуры тела в Дании.

Конфигурационный анализ отличается своей отстраненностью от истории идей и намерений , которые считаются основными направлениями исторических исследований. Конфигурации человеческого поведения и движения привлекли особое внимание в рамках феноменологии и особенно материалистической феноменологии.

Конфигурации в более ранних культурологических исследованиях

[ редактировать ]

Конфигурации в разных культурах изучались с начала ХХ века.

Рут Бенедикт (1934) внесла свой вклад в антропологию коренных американцев , используя термин «конфигурации» как перевод немецкого « Gestalt de:Gestalt ». Конфигурация обозначала совокупность социальных установок, практик и убеждений и была почти идентична « культуре ». Его использовали для сравнения – между индейцами хопи и индейцами прерий, между японской и западной культурой – и с точки зрения культурного релятивизма : каждая культура имеет свои собственные конфигурации. [ 1 ]

Гастон Башляр (1938) использовал термин «диаграмма» для описания порядка представляемой реальности как в научном, так и в литературном понимании. Это был его ключ к «материалистическому психоанализу ». [ 2 ] Подход Башляра позже стал источником вдохновения для Мишеля Фуко .

Норберт Элиас (1939, 1970) описал определенные модели взаимоотношений между людьми как фигурацию [1] – по-английски: «конфигурация» – ставшую видимой в игре в карты, танцах и футболе. Он описал эти конфигурации как меняющийся паттерн, который игроки формируют друг с другом , отношения ожидания , взаимозависимость игроков и колеблющийся баланс напряжения взад и вперед в балансе сил (колеблющийся баланс ожидания, то и дело). из баланса сил). [ 3 ] Это стало ключом к его социологии цивилизации .

Мишель Фуко (1966) использовал термин «конфигурация» в исторических исследованиях философии, чтобы охарактеризовать «порядок вещей», модели знания, меняющиеся в результате эпистемологических нарушений. Конфигурации савуара менялись, по мнению Фуко, в следующие исторические этапы: [ 4 ]

Возрождение . сосредоточилось на цепочках сходств, идущих от знака к знаку Мигель де Сервантес сформировал ироническую картину этой конфигурации фантазмами Дон Кихота (часть 1 - 1605).
XVIII век создал таблицу как универсальную грамматику. На этой основе Линней построил генеалогические деревья растений и животных как картину жизни. Ироничную картину этой конфигурации дал Лоуренс Стерн в своей книге «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена » (часть 1 – 1759).
XIX век открыл прогресс и эволюцию – в науках о жизни как естественной истории , в экономике как производстве и в языке как лингвистической истории . На фоне этих современных конфигураций, сложившихся около 1800 года, конструировалась индивидуальная субъективность , а также развивалась динамика индустриальной жизни.

Есть признаки того, что эти конфигурации могут исчезнуть или снова трансформироваться в эпоху постмодерна .

Конфигурации в исторических исследованиях поведения

[ редактировать ]

Конфигурационный анализ (нем. Konfigurationsanalyse ) стал особым методологическим подходом в рамках исследований исторического поведения , поскольку они были разработаны в Штутгартском университете в 1970-х годах историками Августом Ничке и Хеннингом Эйхбергом . Ничке анализировал raum-zeitliche Muster (образцы пространства и времени) и Körperanordnungen (порядки тела) как «конфигурации» при сравнении образцов искусства и образцов социального поведения . Конфигурации представляли собой сходства, аналогии и меняющиеся закономерности фигур в данном пространстве. [ 5 ]

Этот аналитический подход был сопоставим с концепциями, которые в последнее время бросили вызов историографии: менталитет ( Жорж Дюби ), контроль аффекта ( Норбер Элиас ) (→ Теория контроля аффекта ), восприятие ( Люсьен Февр ), структурное мышление ( Клод Леви-Стросс ), потребности ( Дэвид Макклелланд ) и взаимодействие ( Джордж Герберт Мид ). [ 6 ] Конфигурационный подход сознательно контрастировал с основным направлением историографии, объясняющим историю целями ее действующих лиц ( прагматизм ), как выражением мировоззрения ( психология и история идей ) или интересами (в социальной истории ). [ 7 ]

Конфигурационный анализ особенно применялся к сравнительным и историческим исследованиям спорта и танцев как индикаторов социальных изменений . Сравнительный напряжения анализ легкой атлетики , игр с мячом , конного спорта , боевых искусств , гимнастики и танцев выявил некоторые общие конфигурации, такие как: функциональное разделение пространства, новая динамика «прогресса» и скорости, современный вкус , принцип соревнования. и составление таблиц результатов. Конфигурации культуры движения стали прообразом моделей ориентации на производительность , которые характеризовали индустриальную эпоху . [ 8 ]

Применяемое понятие «конфигурация» здесь отличалось от «системы» (→ культурная система ) (будучи более статичным и систематическим и относящимся к отрицательному термину несистематичности), от «стиля» (будучи более эстетичным и имеющим подтекст) . вкуса, субъективности и стилизации) и от « структуры » (имеющей оттенки «функционального», как наследие структурного функционализма в социологии). В отличие от этих терминов, конфигурация означает более динамичный характер изменений.

человеком Конфигурации как модели поведения, движения и мышления отражают восприятие реальности . Они дают эпохальную модель восприятия , которая одновременно определяет рамки для действий. Но они никоим образом не описывают всю действительность эпохи. Более того, их способность объяснять отдельные действия ограничена. Эпохальная «реальность» — не смирительная рубашка, не допускающая свободы действий. Тем не менее, в каждую эпоху существуют типичные способы действовать или вести себя, двигаться или думать. Они соответствуют тому, как люди воспринимают реальность. Поступать или думать таким образом может быть правильным или неправильным – в любом случае это типично. [ 9 ]

Конфигурации в исследованиях культуры тела

[ редактировать ]

Исследования телесной культуры, распространившиеся в Дании в 1980-е годы, еще больше развили конфигурационный анализ, выявив внутреннюю напряженность и противоречия данного общества. [ 10 ] Конфигуративный подход был применен к анализу и особенно к сравнению различных сфер деятельности: народного гулянья , фитнес-культуры (→ физическая культура ), спортивных и неспортивных игр с мячом , спортивных гонок и паркура , различных видов активного отдыха , различных здоровья культур . . Конфигурационный анализ сосредоточился на телесном движении во времени и пространстве, на энергии движения, на межличностных отношениях и на объективации движения. Над этим базисом в анализ включена надстройка институтов и идей (→ База и надстройка ), которые организуют и отражают коллективные действия и интересы.

Время телесного движения отмечено, среди прочего, противоречиями между ускорением и медлительностью – между живым ритмом и механическим темпом – между линейно-абстрактным и необратимым временем – между циклическим, прогрессирующим и ситуативным временем. Исторические изменения привели, например, к переходу от благородных упражнений восемнадцатого века с их циркулирующими и формально измеряемыми моделями к современной гимнастике и спорту с их моделями скорости, ускорения и плавности, которые характеризовали промышленное поведение в более общем плане.
Пространство телесного движения характеризуется противоречиями между прямой линией и лабиринтом – между связью и парцеллированием пространств – между геометрическим и направленным пространством – между пространством, местом и промежуточным пространством. как Исследование Фуко паноптикума особого современного способа организации пространства движения и телесной видимости около 1800 года показало социальную глубину этого анализа.
Энергия телесного движения состоит из множества различных атмосфер, излучений, настроений и способов настройки. Современная приостановка ( напряжение , напряжение, трепет, волнение – по-немецки Spannung’ XVIII и XIX веков ) возникла в боксе и играх с мячом одновременно с появлением в детективных романах . Это совпадение было показательным для конфигурационного изменения в сторону индустриального общества . Социальная энергия была также проиллюстрирована исследованием смеха в традиции Михаила Бахтина анализа общества эпохи Возрождения .
Межличностные отношения в телесных движениях рассказывают о власти и гендере – о победителях и проигравших – об отношениях «ты» и «мы» в движении. Изучение спорта было особенно обогащено вниманием к гендерному дисбалансу в культуре тела.
Объективизация телесных движений особенно характерна для современных культур тела. Телесное движение материализуется в напряжении между процессом и результатом – между общественным производством , воспроизводством и непродуктивными взаимодействиями в телесной деятельности – между созданием данных или изображений посредством движения. Производство рекордов в современном спорте стало центральным моментом для понимания современного промышленного поведения.
Помимо этих основных процессов телесной культуры, культура тела демонстрирует модели организационного и институционального характера, а также значения и идеи, которые приписываются телесным практикам. Основные исследования спорта часто переоценивают эти надстройки (→ База и надстройка ), в то время как конфигурационный анализ культуры тела отдает приоритет сосредоточению внимания на телесной практике в рамках материалистической феноменологии .

Дальнейшие конфигурационные подходы

[ редактировать ]

Конфигурационный анализ можно сравнить с другими современными подходами в культурных и социальных исследованиях.

Пьер Бурдье (1966/67, 1979) ввел концепцию « габитуса » для описания моделей действий, телесных практик и представлений, вкуса и эстетической формы (сравнимых с готическим стилем средневековых соборов). Как и конфигурация, габитус был иллюстративным для определенной гомологии, которую можно было найти внутри данной социальной формации или класса и как различие между различными социальными классами . [ 11 ]
Питер Слотердейк (1998/99) разработал культурную «морфологию», которая описала психосоциальную геометрию жизненного пространства и среды обитания людей, их мир и их понимание Бога. Микро- и макросферы были связаны друг с другом характерными конфигурациями. [ 12 ]

В любом из этих подходов «конфигурация» позволяла сравнивать конкретную человеческую практику – то есть «материальные» телесные явления – с более широкими сферами общества и культуры .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бенедикт, Рут 1934: Образцы культуры. Бостон, Нью-Йорк: Хоутон Миффлин
  2. ^ Башляр, Гастон 1938: Психоанализ огня; Английский 1964: Психоанализ огня. Бостон: Маяк
  3. ^ Элиас, Норберт 1939: О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Франкфурт/Майн-Зуркамп; Английский 1982: Процесс цивилизации. Оксфорд Блэквелл.
  4. ^ Фуко, Мишель 1966: Les mots et les Chooses. Париж: Галлимар; Английский 1970: Порядок вещей. Археология гуманитарных наук. Нью-Йорк: Пантеон
  5. ^ Ничке, август 1975: Искусство и поведение. Аналоговые конфигурации. Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг; идентификатор. 1975 (ред.): Поведенческие изменения в ходе промышленной революции. Штутгарт: Кольхаммер Верлаг
  6. ^ Ничке, август 1981 г.: Историческое поведенческое исследование. Штутгарт: Ульм
  7. ^ Ничке, август 1975: Искусство и поведение. Аналоговые конфигурации. Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг
  8. ^ Эйхберг, Хеннинг 1978: Мощность, скорость напряжения. Спорт и танцы в социальных изменениях XVIII и XIX веков. век. Штутгарт: липучка Котта
  9. ^ Ничке, август (1962): Святые в этом мире. Личный авторитет и политическая эффективность . Штутгарт: Кольхаммер; Калькхофф, Андреас (1982): «Историческое поведенческое исследование: этнология нашего прошлого. Конфигурация восстания в 10 веке», в книге Гелен, Рольф и Вольф, Бернд (ред.): Вернер Мюллер в свой 75-й день рождения, Под Тротуар Лежит пляж 11 . Берлин: Карин Крамер.
  10. ^ Дитрих, Кнут 2001 (ред.): Как общества создают культуру движения и спорт. Копенгагенский университет: Институт физических упражнений и спортивных наук; Эйхберг, Хеннинг 1998: Культуры тела. Лондон: Рутледж; идентификатор. - 2001: «Мышление противоречий. К методологии конфигурационного анализа, или: Как реконструировать социальное значение культуры движения и спорта». В: Кнут Дитрих (ред.): Как общества создают культуру движения и спорт. Копенгагенский университет: Институт физических упражнений и спортивных наук, 10–32; идентификатор. 2010: Телесная демократия. Лондон: Рутледж
  11. ^ Бурдье, Пьер 1966/67: «Интеллектуальные поля и творческий проект». В: Современные времена , 22, 865–906; идентификатор. 1979: Отличие. Париж: Полночь. – Английский 1984: Отличие: социальная критика вкусовых суждений. Лондон: Рутледж
  12. ^ Слотердейк, Питер 1998/2004: Сферы. Множественная сферология . Тома 1-3, Франкфурт-на-Майне: Зуркамп

Библиография

[ редактировать ]

Башляр, Гастон 1938: Психоанализ огня. – Английский 1964: Психоанализ огня. Бостон: Маяк

Бенедикт, Рут 1934: Образцы культуры. Бостон, Нью-Йорк: Хоутон Миффлин

Бурдье, Пьер 1966/67: «Интеллектуальные поля и творческий проект». В: Современные времена , 22, 865–906.

1979: Отличие. Париж: Минуит. – Английский 1984: Отличие: социальная критика вкусовых суждений. Лондон: Рутледж

Дитрих, Кнут, 2001 (ред.): Как общества создают культуру движения и спорт. Копенгагенский университет: Институт физических упражнений и спортивных наук

Эйхберг, Хеннинг 1978: Мощность, напряжение, скорость. Спорт и танцы в социальных изменениях XVIII и XIX веков. век. Штутгарт: липучка Котта

1998: Культуры тела. Лондон: Рутледж
2001: «Мышление противоречий. К методологии конфигурационного анализа, или: Как реконструировать социальное значение культуры движения и спорта». В: Кнут Дитрих (ред.): Как общества создают культуру движения и спорт. Копенгагенский университет: Институт физических упражнений и спортивных наук, 10–32.
2010: Телесная демократия. Лондон: Рутледж

Элиас, Норберт 1939: О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Франкфурт/М.: Зуркамп. – Английский 1982: Процесс цивилизации. Оксфорд: Блэквелл

1970: Что такое социология? Мюнхен: Ювента. – Английский 1978: Что такое социология? Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

Фуко, Мишель 1966: Слова и выбор. Париж: Галлимар. – Английский 1970: Порядок вещей. Археология гуманитарных наук. Нью-Йорк: Пантеон

Калькхофф, Андреас (1982): «Историческое поведенческое исследование: этнология нашего прошлого. Конфигурация восстания в 10 веке», в книге Гелен, Рольф и Вольф, Бернд (ред.): Вернер Мюллер в свой 75-й день рождения , Под Тротуар лежит на пляже 11. Берлин: Карин Крамер.

Ничке, август 1975 г.: Искусство и поведение. Аналоговые конфигурации. Штутгарт-Бад-Каннштатт: Фромманн-Хольцбуг

1975 (ред.): Поведенческие изменения в ходе промышленной революции. Штутгарт: Кольхаммер
1981: Историческое поведенческое исследование. Штутгарт: Ульм

Слотердайк, Питер 1998/2004: Сферы. Множественная сферология. Тома 1-3, Франкфурт-на-Майне: Зуркамп.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15df3042c881e6c86bcf1ee235af0411__1714242240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/11/15df3042c881e6c86bcf1ee235af0411.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Configurational analysis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)