Итальянский линкор Джулио Чезаре
![]() Джулио Чезаре после реконструкции
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Юлий Цезарь |
Тезка | Юлий Цезарь |
Оператор | Королевский флот |
Строитель | Ансальдо , Генуя |
Заложен | 24 июня 1910 г. |
Запущен | 15 октября 1911 г. |
Завершенный | 14 мая 1914 г. |
Введен в эксплуатацию | 7 июня 1914 г. |
Выведен из эксплуатации | 18 мая 1928 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 3 июня 1937 г. |
Выведен из эксплуатации | 15 декабря 1948 г. |
пораженный | 15 декабря 1949 г. |
Судьба | Передан ВМФ СССР 4 февраля 1949 г. |
![]() | |
Имя | Novorossiysk ( Russian : Новороссийск ) |
Тезка | Новороссийск |
Приобретенный | 4 февраля 1949 г. |
Введен в эксплуатацию | 6 февраля 1949 г. |
пораженный | 24 февраля 1956 г. |
Судьба | Затоплен взрывом 29 октября 1955 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Конте ди Кавур класса - линкор-дредноут |
Смещение |
|
Длина | 176 м (577 футов 5 дюймов) ( о/а ) |
Луч | 28 м (91 фут 10 дюймов) |
Черновик | 9,3 м (30 футов 6 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 4 × паровые турбины |
Скорость | 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час) |
Диапазон | 4800 миль (8900 км; 5500 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 31 офицер и 969 рядовых. |
Вооружение |
|
Броня |
|
Общая характеристика (после реконструкции) | |
Смещение | 29 100 длинных тонн (29 600 т) (глубокая загрузка) |
Длина | 186,4 м (611 футов 7 дюймов) |
Луч | 28,6 м (93 фута 10 дюймов) |
Черновик | 10,42 м (34 фута 2 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час) |
Диапазон | 6400 миль (11900 км; 7400 миль) при скорости 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час) |
Дополнить | 1,260 |
Вооружение |
|
Броня |
|
«Джулио Чезаре» был одним из трёх «Конте ди Кавур», типа линкоров-дредноутов построенных для Королевского флота Италии ( Regia Marina ) в 1910-х годах. Построенный в 1914 году, он мало использовался и не участвовал в боях во время Первой мировой войны . Корабль поддерживал операции во время инцидента на Корфу в 1923 году и провел большую часть оставшегося десятилетия в резерве . Он был перестроен между 1933 и 1937 годами с более мощными орудиями, дополнительной броней и значительно большей скоростью, чем раньше.
Во время Второй мировой войны и «Джулио Чезаре» его однотипный корабль « Конте ди Кавур » участвовали в битве при Калабрии в июле 1940 года, когда первый был легко поврежден. Оба они присутствовали, когда британские торпедоносцы атаковали флот в Таранто в ноябре 1940 года, но Джулио Чезаре не пострадал. Он сопровождал несколько конвоев в Северную Африку и участвовал в битве у мыса Спартивенто в конце 1940 года и первой битве при Сирте он был назначен учебным кораблем в конце 1941 года. В начале 1942 года бежал на Мальту после итальянского перемирия , а в следующем году . . Корабль был передан Советскому Союзу в 1949 году и переименован в Новороссийск ( Новороссийск ). Советы также использовали его для тренировок, пока он не был потоплен в 1955 году с потерей 617 человек в результате взрыва, скорее всего, вызванного старой немецкой миной . ее спасли В следующем году , а затем сдали на слом .
Описание
[ редактировать ]Класс «Конте ди Кавур» был разработан для противодействия французским «Курбе», дредноутам класса из-за чего они были медленнее и более тяжелобронированными, чем первый итальянский дредноут «Данте Алигьери» . [ 1 ] Корабли имели длину 168,9 метра (554 фута 2 дюйма) по ватерлинии и 176 метров (577 футов 5 дюймов) в целом . У них была ширина 28 метров (91 фут 10 дюймов) и осадка 9,3 метра (30 футов 6 дюймов). [ 2 ] Корабли Conte di Cavour класса водоизмещением 23 088 длинных тонн (23 458 т ) при нормальной загрузке и 25 086 длинных тонн (25 489 т) при глубокой загрузке . Их экипаж состоял из 31 офицера и 969 рядовых. [ 3 ] Корабли были оснащены тремя комплектами Парсонса паровых турбин : два комплекта приводили в движение внешние гребные валы , а один - два внутренних вала. Пар для турбин обеспечивался 24 котлами Babcock & Wilcox , половина из которых работала на мазуте , а другая половина — на нефти и угле. Разработанный для достижения максимальной скорости 22,5 узлов (41,7 км/ч; 25,9 миль в час) при мощности на валу 31 000 лошадиных сил (23 000 кВт ), Джулио Чезаре не смог достичь этой цели на ходовых испытаниях , достигнув лишь 21,56 узла (39,9 км/ч; 24,8). миль в час) от 30 700 л.с. (22 900 кВт). Корабли перевозили достаточно угля и нефти. [ 4 ] чтобы дать им дальность действия 4800 морских миль (8900 км; 5500 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 2 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]
Основная батарея класса «Конте ди Кавур» состояла из тринадцати 305-миллиметровых орудий образца 1909 года в пяти центральных орудийных башнях , причем двухорудийная башня превосходила трехорудийную в носовой и кормовой парах, а также третья трехорудийная башня в миделе корабля. . [ 5 ] Их вторичное вооружение состояло из восемнадцати 120-миллиметровых (4,7 дюйма) орудий, установленных в казематах по бортам корпуса. Для защиты от торпедных катеров корабли имели четырнадцать 76,2-миллиметровых (3 дюйма) орудий ; тринадцать из них можно было установить на вершине башни, но их можно было разместить в 30 различных местах, в том числе на баке и верхних палубах. Они также были оснащены тремя подводными торпедными аппаратами диаметром 450 миллиметров (17,7 дюйма) , по одному на каждом борте и третьем в корме. [ 6 ]
Корабли класса Конте ди Кавур имели полный по ватерлинии броневой пояс , максимальная толщина которого составляла 250 миллиметров (9,8 дюйма) в миделе корабля, которая уменьшалась до 130 миллиметров (5,1 дюйма) к корме и 80 миллиметров (3,1 дюйма) к носу. Они имели две бронепалубы : основная палуба имела толщину 24 мм (0,94 дюйма) на плоскости и увеличивалась до 40 миллиметров (1,6 дюйма) на скатах, соединявших ее с основным поясом. Вторая дека имела толщину 30 миллиметров (1,2 дюйма). Толщина лобовой брони орудийных башен составляла 280 миллиметров (11 дюймов), бортов - 240 миллиметров (9,4 дюйма). Толщина брони, защищающей их барбеты, составляла от 130 до 230 миллиметров (от 5,1 до 9,1 дюйма). Стенки носовой боевой рубки имели толщину 280 миллиметров. [ 7 ] [ 8 ]
Модификации и реконструкции
[ редактировать ]
Вскоре после окончания Первой мировой войны количество 76,2-мм орудий было сокращено до 13, все они были установлены на вершинах башни, а шесть новых 76,2-мм зенитных (зенитных) орудий рядом с кормовой трубой были установлены . Кроме того, два лицензионных 2-фунтовых (1,6 дюйма (40 мм)) на палубе бака были установлены зенитных орудия. В 1925–1926 годах фок-мачта была заменена четырёхопорной (четвероногой) мачтой, вынесенной вперед за воронки . [ 9 ] дальномеры установленного были модернизированы, и корабль был оборудован для обслуживания Macchi M.18, гидросамолета на миделе башни. Примерно в это же время один или оба корабля были оборудованы стационарной авиационной катапультой на левом борту бака. [ Примечание 1 ]
Джулио Чезаре начал масштабную реконструкцию в октябре 1933 года на верфи Кантьери дель Тиррено в Генуе, которая продолжалась до октября 1937 года. [ 13 ] Новая носовая часть была привита к существующему луку, что увеличило ее длину на 10,31 метра (33 фута 10 дюймов) до 186,4 метра (611 футов 7 дюймов), а ширину увеличили до 28,6 метра (93 фута 10 дюймов). Осадка корабля при глубокой загрузке увеличилась до 10,42 метра (34 фута 2 дюйма). [ 11 ] Все внесенные изменения увеличили ее водоизмещение до 26 140 длинных тонн (26 560 тонн) при стандартной загрузке и 29 100 длинных тонн (29 600 тонн) при глубокой загрузке. Экипаж корабля увеличился до 1260 офицеров и рядовых. [ 14 ] Два гребных вала были сняты, а существующие турбины были заменены двумя паровыми турбинами с редуктором Belluzzo мощностью 75 000 л.с. (56 000 кВт). [ 11 ] Котлы были заменены восемью котлами Ярроу . На ходовых испытаниях в декабре 1936 года, до того как реконструкция была полностью завершена, «Джулио Чезаре» достиг скорости 28,24 узла (52,30 км/ч; 32,50 миль в час) при мощности 93 430 л.с. (69 670 кВт). [ 15 ] В эксплуатации ее максимальная скорость составляла около 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час), а дальность полета - 6400 морских миль (11900 км; 7400 миль) при скорости 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час). [ 16 ]
Основные орудия были расточены до 320 мм (12,6 дюйма) , центральная башня и торпедные аппараты были удалены. Все имеющееся дополнительное вооружение и зенитные орудия были заменены дюжиной 120-мм орудий в шести двухорудийных башнях и восемью 100-мм (4 дюйма) зенитными орудиями в спаренных башнях. Кроме того, корабль был оснащен дюжиной легких зенитных орудий Breda 37-миллиметровых (1,5 дюйма) в шести спаренных артиллерийских установках и двенадцатью 13,2-миллиметровыми (0,52 дюйма) зенитными пулеметами Breda M31 , также в спаренных установках. [ 17 ] В 1940 году 13,2-мм пулеметы были заменены 20-мм (0,79 дюйма) зенитными орудиями в спаренных установках. В 1941 году Джулио Чезаре получил еще две спаренные установки, а также четыре дополнительных 37-мм орудия в спаренных установках на баке между двумя башнями. [ 10 ] Четвероподальная мачта была заменена новой передней боевой рубкой, защищенной броней толщиной 260 миллиметров (10,2 дюйма). [ 18 ] На вершине боевой рубки располагался руководитель управления огнем , оснащенный двумя большими стереодальномерами с длиной базы 7,2 метра (23,6 фута). [ 18 ]
Броня палубы была увеличена во время реконструкции до 135 миллиметров (5,3 дюйма) над машинным и котельным отделениями и до 166 миллиметров (6,5 дюйма) над магазинами , хотя ее распределение по трем палубам означало, что она была значительно менее эффективной, чем одна пластина одинаковой толщины. Броня, защищающая барбеты, была усилена 50-миллиметровыми (2 дюйма) пластинами. [ 19 ] Вся эта броня весила в общей сложности 3227 длинных тонн (3279 т). [ 10 ] Существующая подводная защита была заменена системой противоторпедной защиты Пульезе , которая состояла из большого цилиндра, окруженного мазутом или водой и предназначавшегося для поглощения взрыва боеголовки торпеды . Однако ему не хватало достаточной глубины, чтобы быть полностью эффективным против современных торпед. Основная проблема реконструкции заключалась в том, что из-за увеличенной осадки корабля его броневой пояс по ватерлинии практически полностью погружался под воду при любой значительной нагрузке. [ 19 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]
Джулио Чезаре , названный в честь Юлия Цезаря , [ 20 ] был заложен в Gio. Верфь Ansaldo & C. в Генуе 24 июня 1910 года и спущена на воду 15 октября 1911 года. Она была завершена 14 мая 1914 года и служила флагманом в южной части Адриатического моря во время Первой мировой войны. [ 21 ] Однако она не видела никаких действий и мало времени проводила в море. [ 9 ] Адмирал Паоло Таон ди Ревель , начальник штаба итальянского военно-морского флота, считал, что австро-венгерские подводные лодки и минные заградители могут слишком эффективно действовать в узких водах Адриатики. [ 22 ] Угроза, исходившая от этого подводного оружия для его крупных кораблей, была слишком серьезной, чтобы он мог активно использовать флот. [ 22 ] Вместо этого Ревель решил осуществить блокаду относительно более безопасного южного конца Адриатики с помощью боевого флота, в то время как суда меньшего размера, такие как торпедные катера МАС , совершали рейды на австро-венгерские корабли и объекты. Тем временем линкоры Ревеля будут сохранены, чтобы противостоять австро-венгерскому боевому флоту в случае, если он попытается вступить в решающий бой. [ 23 ]

Джулио Чезаре посещал порты Леванта в 1919 и 1920 годах. И Джулио Чезаре , и Конте ди Кавур поддерживали итальянские операции на Корфу в 1923 году после того, как итальянский генерал и его штаб были убиты на греко-албанской границе ; Бенито Муссолини , искавший предлог для захвата Корфу, приказал итальянским войскам занять остров. «Чезаре» стал учебным артиллерийским кораблем в 1928 году, после того как с 1926 года находился в резерве. Он был реконструирован в Кантьери-дель-Тиррено , Генуя, между 1933 и 1937 годами. Оба корабля участвовали в военно-морском смотре Адольфа Гитлера в Неаполитанском заливе в мае 1938 года. и освещал вторжение в Албанию в мае 1939 года. [ 24 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале Второй мировой войны корабль принял участие в битве при Калабрии (также известной как битва при Пунта-Стило) вместе с Конте ди Кавур , 9 июля 1940 года, в составе 1-й боевой эскадры под командованием адмирала Иниго Кампиони. , во время которого она задействовала основные элементы британского Средиземноморского флота . Британцы сопровождали конвой из Мальты в Александрию , а итальянцы завершили сопровождение другого из Неаполя в Бенгази , Ливия. Адмирал Эндрю Каннингем , командующий Средиземноморским флотом, попытался вставить свои корабли между итальянцами и их базой в Таранто. Экипаж флота заметил друг друга в середине дня, и в 15:53 линкоры открыли огонь на дальности почти 27 000 метров (29 000 ярдов). Два ведущих британских линкора, HMS Warspit и Malaya , ответили минуту спустя. Через три минуты после того, как он открыл огонь, снаряды Джулио Чезаре начали пролетать мимо Варспайта , который в 16:00 сделал небольшой поворот и увеличил скорость, чтобы сбить цель итальянского корабля. Несколько выстрелов, выпущенных Джулио Чезаре промахнулся по Варспайту и чуть не промахнулся по эсминцам HMS Decoy и Hereward , пробив их надстройки осколками. В то же время снаряд Варспайта попал в Джулио Чезаре на расстоянии около 24 000 метров (26 000 ярдов). Снаряд пробил заднюю воронку и взорвался внутри нее, образовав дыру диаметром почти 6,1 метра (20 футов). Осколки вызвали несколько пожаров, дым от которых попал в котельные, в результате чего четыре котла отключились, поскольку их операторы не могли дышать. Это снизило скорость корабля до 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). Не зная, насколько серьезными были повреждения, Кампиони приказал своим линкорам отвернуться перед лицом превосходящих сил британцев, и они успешно вышли из боя. [ 25 ] Ремонт «Джулио Чезаре» был завершен к концу августа, и оба корабля безуспешно пытались перехватить британские конвои на Мальту в августе и сентябре. [ 26 ]
В ночь на 11 ноября 1940 года «Джулио Чезаре» и другие итальянские линкоры стояли на якоре в гавани Таранто, когда они были атакованы 21 Fairey Swordfish торпедоносцем с британского авианосца HMS Illustrious вместе с несколькими другими военными кораблями. Одна торпеда потопила Конте ди Кавур на мелководье, но Джулио Чезаре во время атаки не пострадал. [ 27 ] Он участвовал в битве у мыса Спартивенто 27 ноября 1940 года, но так и не приблизился к британским кораблям достаточно близко, чтобы открыть по ним огонь. Корабль был поврежден в январе 1941 года осколками в результате попадания во время воздушного налета на Неаполь Vickers Wellington бомбардировщиков Королевских ВВС ; ремонт в Генуе был завершен в начале февраля. 8 февраля он отплыл в пролив Бонифачо, чтобы перехватить то, что итальянцы приняли за мальтийский конвой, но на самом деле это было набегом на Геную. Ей не удалось установить контакт с какими-либо британскими войсками. Она участвовала в Первой битве при Сирте 17 декабря 1941 года, обеспечивая дальнее прикрытие конвоя, направлявшегося в Ливию, и ненадолго вступая в бой с эскортом британского конвоя. Она также обеспечивала дальнее прикрытие еще одного конвоя, направлявшегося в Северную Африку в начале января 1942 года. [ 28 ] Джулио Чезаре впоследствии был переведен на учебный корабль в Таранто, а затем в Полу . [ 29 ] После капитуляции Италии 8 сентября 1943 года он направился в Таранто, подавив мятеж и выдержав неэффективную атаку пяти немецких самолетов по пути. Затем она отплыла на Мальту, куда прибыла 12 сентября для интернирования. Корабль оставался там до 17 июня 1944 года, когда он вернулся в Таранто, где оставался в течение следующих четырех лет. [ 30 ] [ 31 ] [ Примечание 2 ]
Советская служба
[ редактировать ]
После войны Джулио Чезаре был передан Советскому Союзу в рамках военных репараций . Она была переведена в Огасту, Сицилия , 9 декабря 1948 года, где была предпринята неудачная попытка диверсии. Корабль был исключен из военно-морского регистра 15 декабря и передан Советскому Союзу 6 февраля 1949 года под временным названием Z11 во Влёре , Албания. [ 30 ] Ее переименовали в Новороссийск , в честь одноименного советского города на Черном море . Советы использовали его в качестве учебного корабля и провели восемь ремонтов. В 1953 году все итальянские легкие зенитные орудия были заменены восемнадцатью 37-мм зенитными орудиями 70-К в шести спаренных и шести одиночных установках. Также были заменены ее системы управления огнем и радары . Это было задумано как временное перевооружение, поскольку Советы разработали планы замены ее вспомогательных 120-мм установок на 130-мм/58 СМ-2, которые находились в разработке, а 100-мм и 37-мм орудия на 8 счетверенных 45-мм орудий. [ 33 ] Находясь на якоре в Севастополе в ночь с 28 на 29 октября 1955 года, в результате взрыва образовалась дыра размером 4 на 14 метров (13 на 46 футов) в баке перед башней «А». Наводнение не удалось контролировать, и он перевернулся , потеряв 617 человек, в том числе 61 человека, отправленного с других кораблей на помощь. [ 34 ]
Причина взрыва пока неясна. Официальной причиной, считавшейся наиболее вероятной, была магнитная донная мина RMH или LMB , заложенная немцами во время Второй мировой войны и сработавшая в результате протаскивания якорной цепи линкора перед . последней швартовкой Последующие поиски обнаружили 32 мины этого типа, некоторые из них в пределах 50 метров (160 футов) от взрыва. Ущерб соответствовал взрыву 1000–1200 кг (2200–2600 фунтов) тротила , и могло взорваться более одной мины. Были предложены и другие объяснения гибели корабля, и самое популярное из них заключается в том, что он был потоплен итальянскими водолазами из подразделения специальных операций военного времени Децима Флоттилья MAS, которые - более чем через десять лет после прекращения боевых действий - либо мстили за передачу бывшего итальянского линкора СССР или потопить его по поручению НАТО . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] «Новороссийск» был исключен из военно-морского реестра 24 февраля 1956 года, поднят 4 мая 1957 года и впоследствии сдан на слом. [ 35 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Источники расходятся во мнениях, был ли Джулио Чезаре оснащен катапультой или нет. Джорджини говорит, что оба корабля получили по одному; [ 9 ] Уитли, Баньяско и Гроссман, а также Баргони и Гей говорят, что только Конте ди Кавур получил награду. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
- ↑ Немецкая подводная лодка U-596 заявила, что безуспешно атаковала корабль в заливе Таранто 7 марта 1944 года. [ 32 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Джорджерини, с. 269
- ^ Jump up to: а б Фракороли, с. 259
- ^ Джорджерини, стр. 270, 272
- ^ Джорджерини, стр. 268, 272
- ^ Это, с. 175
- ^ Джорджерини, стр. 268, 277–278
- ^ Джорджерини, стр. 270–272
- ^ Маклафлин, с. 421
- ^ Jump up to: а б с Джорджини, с. 277
- ^ Jump up to: а б с Уитли, с. 158
- ^ Jump up to: а б с Баньяско и Гроссман, с. 64
- ^ Баргони и Гей, с. 18
- ^ Баргони и Гей, стр. 19.
- ^ Брешия, с. 58
- ^ Маклафлин 2003, с. 422
- ^ Баньяско и Гроссман, стр. 64–65
- ^ Баньяско и Гроссман, с. 65
- ^ Jump up to: а б Баргони и Гей, с. 21
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003, стр. 421–22.
- ^ Сильверстоун, с. 298
- ^ Престон, с. 176
- ^ Jump up to: а б Халперн, с. 150
- ^ Халперн, стр. 141–142.
- ^ Уитли, стр. 158–61.
- ^ О'Хара, стр. 28–35
- ^ Уитли, с. 161
- ^ Чернуски и О'Хара, с. 81
- ^ Уитли, стр. 161–162.
- ^ Брешия, с. 59
- ^ Jump up to: а б Уитли, с. 162
- ^ Баргони и Гей, с. 71
- ^ Ровер, стр. 298.
- ^ Котов, М (2002). «Ремонт и модернизация бывших немецких и итальянских кораблей ВМФ СССР». Тайфун . 2 :4.
- ^ Karzhavin, B. A. (1991) "Личный состав" , p. 244 in Тайна гибели линкора "Новороссийск". Документальная историческая хроника . Politekhnika. p. 244. ISBN 5-7325-0086-3
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003, с. 423
- ^ Маклафлин 2007, стр. 142–52.
- ^ Бар-Бирюков, Октябрь (24 октября 2005 г.). «Убить Цезаря » [Убить Цезаря]. Иторни (43). Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 года . Проверено 20 марта 2014 г.
- ^ «Уго Д'Эспозито: «Новороссийск» был потоплен в 55-м году коммандос Ха МАС» (на итальянском языке). 4Искусства. Архивировано из оригинала 24 августа. 25 июля 2013 г. Получено 20 марта.
- ^ Грин и Массиньяни, стр. 195–98
Ссылки
[ редактировать ]- Баньяско, Эрмино и де Торо, Аугусто (2021). Итальянские линкоры: Конти ди Кавур и Дуилио классы , 1911–1956 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-5267-9987-6 .
- Баньяско, Эрминио и Гроссман, Марк (1986). Регия Марина: Итальянские линкоры Второй мировой войны: иллюстрированная история . Миссула, Монтана: Издательство иллюстрированных историй. ISBN 0-933126-75-1 .
- Баргони, Франко и Гей, Франко (1972). Линкоры типа «Конте ди Кавур» . Рим: Гонзо. ОСЛК 34904733 .
- Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини: Справочник по пристани Регина 1930–45 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-544-8 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Чернуски, Эрнесто и О'Хара, Винсент П. (2010). «Таранто: Рейд и последствия». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2010г . Лондон: Конвей. стр. 77–95. ISBN 978-1-84486-110-1 .
- Фраккароли, Альдо (1985). "Италия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 252–290. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Джорджерини, Джорджио (1980). « Линкоры класса Кавур и Дуилио ». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль IV . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 267–279. ISBN 0-85177-205-6 .
- Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (2004). Черный принц и морские дьяволы: история Валерио Боргезе и элитных подразделений Decima MAS . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 0-306-81311-4 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Хор, Питер (2005). Линкоры . Лондон: Книги Лоренца. ISBN 0-7548-1407-6 .
- Маклафлин, Стивен (2007). Джордан, Джон (ред.). Гибель линкора «Новороссийск» . Военный корабль 2007. Лондон: Конвей. стр. 139–52. ISBN 978-1-84486-041-8 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
- О'Хара, Винсент П. (2008). «Действие в Калабрии и миф о моральном господстве». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 26–39. ISBN 978-1-84486-062-3 .
- Котов, М.В. (2002). "Ремонт и модернизация бывших германских и итальянских кораблей в советском ВМФ (1945-1955)" . Тайфун . 02 (42).
- Ордовини, Альдо Ф.; Петронио, Фульвио; и др. (декабрь 2017 г.). «Крупные корабли Королевского флота Италии, 1860–1918: Часть 4: Линкоры-дредноуты». Военный корабль Интернешнл . ЛИВ (4): 307–343. ISSN 0043-0374 .
- Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN 0-88365-300-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Стилле, Марк (2011). Итальянские линкоры Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84908-831-2 .
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-184-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фраккароли, Альдо (1970). Итальянские военные корабли Первой мировой войны . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0105-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Линкоры типа Конте ди Кавур
- Корабли, построенные в Генуе
- корабли 1911 года
- Линкоры Италии Первой мировой войны
- Линкоры Италии времен Второй мировой войны
- Отношения Италии и Советского Союза
- Морские инциденты 1955 года
- 1955 год в Советском Союзе.
- Кораблекрушения в Черном море
- Линкоры ВМФ СССР
- Морские инциденты в Советском Союзе
- Корабли, потопленные минами
- Корабли, построенные Джио. Ансальдо и К.
- Культурные изображения Юлия Цезаря