Религия в Руанде
Христианство является крупнейшей организованной религией в Руанде . Последняя перепись 2022 года показала, что 92% населения Руанды — христиане : 48% — протестанты , 40% — католики , 4% принадлежат к другим христианским конфессиям . 3% не заявляют об отсутствии религиозной принадлежности. 3% исповедуют другие религии, включая традиционные верования . 2% — мусульмане (в основном сунниты ). [1]
Существует также небольшое население бахаи , а также некоторые исповедуют традиционные верования коренных народов . наблюдается рост небольших, обычно связанных с христианами, раскольнических религиозных групп После геноцида 1994 года . [2]
Существуют небольшие общины индуистов и буддистов , состоящие в основном из иностранных приверженцев, обычно бизнесменов из Китая и Индии , а также профессоров университетов и студентов. Ни одна из религий не предпринимает серьезных попыток обращения в Руанде; хотя в Руанде есть индуистский храм как место поклонения. [3]
Текущий контекст
[ редактировать ]Конституция Руанды предусматривает свободу религии , и правительство в целом уважает это право на практике. [4]
Иностранным миссионерам разрешено работать в стране, но они должны зарегистрироваться для получения вида на жительство. [4]
В 2023 году страна получила 2 балла из 4 по свободе вероисповедания; [5] было отмечено, что политика правительства ужесточается.
История
[ редактировать ]Роль религии в геноциде 1994 года
[ редактировать ]По оценкам, 1 000 000 руандийцев погибли во время этнического насилия за короткий промежуток времени в 100 дней с апреля по июль 1994 года. [6] Большинство погибших были тутси, а большинство тех, кто совершил насилие, были хуту.
Геноцид начался после гибели президента Руанды Жювеналя Хабиариманы , хуту, в результате сбития его самолета над аэропортом Кигали 6 апреля 1994 года. Полные детали этого конкретного инцидента остаются неясными, но смерть президента ни в коем случае не была единственная причина хаоса (этническая напряженность в Руанде не нова, и разногласия между большинством хуту и меньшинством тутси являются обычным явлением, но враждебность между ними существенно возросла после падения бельгийского колониального режима).
Тимоти Лонгман представил наиболее подробное обсуждение роли религии в геноциде в Руанде в книге « Христианство и геноцид в Руанде» , опубликованной в 2010 году. [7] Лонгман утверждает, что и католическая, и протестантская церкви помогли сделать геноцид возможным, предоставив моральную санкцию убийствам. Церкви долгое время сами играли в этническую политику, отдавая предпочтение тутси в колониальный период, а затем перейдя на сторону хуту после 1959 года, посылая сигнал, который некоторые могли интерпретировать как этническую дискриминацию, соответствующую церковному учению. Церковные лидеры имели тесные связи с политическими лидерами, и после начала геноцида церковные лидеры призвали население поддержать новое временное правительство, то самое правительство, которое поддержало геноцид.
Некоторые церковные лидеры активно участвовали в геноциде. Например, Атанас Серомба , католический священник, ответственный во время геноцида в приходе Ньянге, в конечном итоге (после апелляции) был осужден в 2008 году Апелляционной палатой Международного уголовного трибунала по Руанде за совершение геноцида и преступлений против человечности. В частности, было показано, что Серомба злоупотребил своей высокой степенью доверия к общине как католический священник, когда вместо защиты 1500-2000 беженцев тутси, укрывшихся в его церкви, он дал ключевое и необходимое разрешение на снос церкви бульдозером. землю с намерением убить беженцев внутри. [8]
В то же время церкви не всегда единодушно поддерживали геноцид. В период, предшествовавший геноциду, 1990–1994 гг., внутри большинства церквей возник серьезный раскол между умеренными, которые продвигали демократические перемены, и консерваторами, поддерживающими режим Хабиаримана. Многие представители духовенства были тутси и в целом поддерживали демократические реформы, но многие умеренные хуту внутри церквей также поддерживали реформы. Церкви оказали значительную поддержку формированию новых правозащитных групп, возникших в начале 1990-х годов. Когда в 1994 году начался геноцид, некоторые священнослужители и другие церковные лидеры выступили против насилия. [9] даже с риском для собственной жизни. [10]
Некоторые отдельные члены религиозной общины пытались защитить мирных жителей, иногда подвергая себя большому риску. Например, монсеньор. Тадди Нтихинюрва из Чьянгугу проповедовал против геноцида с кафедры и безуспешно пытался спасти трех религиозных братьев тутси от нападения, в то время как сеньор Фелиситас Ниитегека из Auxiliaires de l'Apostolat в Гисеньи переправил тутси через границу в Заир, прежде чем в отместку боевики казнили ее. [11] [12]
В своей книге « Осталось рассказать: открытие Бога во время Холокоста в Руанде» (2006) Иммакуле Илибагиза , женщина тутси, описывает, как она с семью другими женщинами тутси 91 день пряталась в ванной в доме пастора Муринзи — на протяжении большей части геноцида. . В пастырском центре Святого Павла в Кигали около 2000 человек нашли убежище, и большинство из них выжили благодаря усилиям отца Селестина Хакизиманы. Этот священник «вмешивался в каждую попытку ополчения похитить или убить» беженцев в его центре. Столкнувшись с мощной оппозицией, он пытался сдержать убийц уговорами или взятками. [13]
20 ноября 2016 года Католическая церковь Руанды опубликовала заявление, подписанное девятью епископами, с извинениями за роль ее членов в геноциде 1994 года. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Руанда» . Государственный департамент США . 07.12.2023 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Международный отчет о свободе вероисповедания, 2013 : Руанда, Бюро демократии, прав человека и труда США. Проверено 25 мая 2019 г.; Отчет о международной религиозной свободе, 2011 г .: Руанда, Бюро демократии, прав человека и труда США. Проверено 25 мая 2019 г. В данную статью включен текст из этих источников, находящихся в открытом доступе .
- ^ Адекунле, Юлиус (2007). Культура и обычаи Руанды . Издательская группа Гринвуд. п. 40. ИСБН 9780313331770 .
- ^ Jump up to: а б Отчет Госдепартамента США за 2022 год
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.
- ^ «Цифры (Отчет HRW - Некому рассказать историю: Геноцид в Руанде, март 1999 г.)» .
- ^ Тимоти Лонгман, Христианство и геноцид в Руанде, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2010.
- ^ Шахабуддин, Мохамед (12 марта 2008 г.). «ПРОКУРОР против АТАНАСА СЕРОМБЫ» (PDF) . Международный уголовный трибунал по Руанде (дело № ICTR-2001-66-A).
- ^ Лонгман, Тимоти (2010). Христианство и геноцид в Руанде . Африканские исследования. Том. 112. Издательство Кембриджского университета. п. 322. ИСБН 9780521191395 . Проверено 10 апреля 2013 г.
[...] одним из первых актов геноцида было то, что режим, получивший поддержку церковных лидеров, нацелился на эти источники оппозиции, такие как иезуитский центр Кристус в Кигали.
- ^ Лонгман, Тимоти (2010). «Христианские церкви и геноцид (1993-1994)» . Христианство и геноцид в Руанде . Африканские исследования. Том. 112. Издательство Кембриджского университета. п. 189. ИСБН 9780521191395 . Проверено 10 апреля 2013 г.
Некоторые из первых целей включали прогрессивные элементы в церквях. Одним из первых мест, на которые напали отряды смерти 7 апреля, был Центр Кристус, ретритный центр иезуитов, миссия которого заключалась в поиске этнического примирения и помощи бедным и уязвимым слоям населения. Около 7 утра в центр прибыла группа из шести солдат и окружила присутствующих. Они отделили руандийцев от европейских священников и монахинь и в отдельной комнате расстреляли всех семнадцать руандийцев, смешанную группу хуту и тутси [...]
- ^ Организация (Отчет HRW - Некому рассказать историю: Геноцид в Руанде, март 1999 г.)
- ^ «Организация Фонда Фелиситас 1934-1994» . Получено 5 , июля
- ^ Кубай, Энн (апрель 2007 г.). «Идти по канату: христиане и мусульмане в Руанде после геноцида». Ислам и христианско-мусульманские отношения . 18 (2). Рутледж, группа Тейлора и Фрэнсиса: 219–235. дои : 10.1080/09596410701214076 . S2CID 143229200 .
- ^ «Руанда: католические епископы приносят извинения за участие в геноциде» . Вашингтон Пост . 20 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2016 г. . Проверено 25 ноября 2016 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Возрождение веры в Руанде» , Мэри Вильтенбург , The Christian Science Monitor , 12 апреля 2004 г.
- «Руанда: Как произошел геноцид» , BBC News, 18 декабря 2008 г.
- «Для руандийцев извинения Папы должны быть невыносимыми» , The Guardian, 28 марта 2010 г.