Jump to content

Преа Ко Преа Кео

Преа Ко Преа Кео ( кхмерский : ព្រះគោ ព្រះកែវ , Preăh Koŭ Preăh Kêv ; «Священный бык и священный драгоценный камень») — известная камбоджийская легенда о двух братьях, родившихся в Камбодже. Старшим братом был бык по имени Преа Ко, а младшим — человек по имени Преа Кео. Преа Ко обладал божественной силой, и в его чреве находились драгоценные и ценные предметы. Считалось, что братья приносят мир и процветание в место, где они проживали. [1]

Эта история очень популярна в камбоджийском обществе. Он существует в нескольких версиях, включая устную, письменную, кино- и живописную. Некоторые кхмеры установили статуи Преа Ко и Преа Кео в местных святынях, где они охраняют землю, которую они покинули, но никогда не покидали.

Происхождение и анализ

[ редактировать ]

Заголовок

[ редактировать ]

Преа ( ព្រះ ) относится к тому, что является священным или королевским. Ко ( កោ ) означает бык, а кео ( កែវ ) означает драгоценный камень. Преа Кео также может относиться к Изумрудному Будде , что напрямую отсылает эту легенду к ее кхмерскому происхождению. [2] Название легендарного дуэта представляет собой богатую аллитерацию, похожую на аллитерацию других легендарных дуэтов, таких как Ромул и Рем в римской культуре или Хенгист и Хорса в германской мифологии .

Преа Ко ( кхмерский : ប្រាសាទព្រះគោ, «Священный Бык») — название первого храма, построенного в древнем, ныне несуществующем городе Харихаралайя (в районе, который сегодня называется Ролуос ), примерно в 15 км к югу от к востоку от основной группы храмов в Ангкоре , Камбоджа .

Название отражает смешение индуистских и буддийских традиций в кхмерской культуре. Преа Ко, Святой Бык, часто ассоциировался с брахманским повествованием о Нанди в Камбодже. Фактически, Святой Бык связан с распространением индуизма, поскольку Нанди считается главным гуру восьми учеников Нандинатха Сампрадаи , которые были отправлены в восемь разных направлений для распространения мудрости Шиваизма . [3] Бык также является одним из животных-защитников Будды Гаутамы, часто изображаемого в камбоджийских пагодах. [4] По словам Дэвида Чендлера, Преа Кео, «Священная драгоценность», является метафорой буддизма, защищающего Камбоджу. [5] Фактически в соседнем Таиланде Изумрудный Будда является национальным палладием .

Серебряная пагода, расположенная на южной стороне Королевского дворца в Пномпене, широко известна как Ват Преа Кео ( кхмерский : វត្ត ព្រះ កែវ) на кхмерском языке .

Историческое происхождение

[ редактировать ]

Кхмеры и сиамцы ( кхмер : сием ) часто воевали друг против друга. Сиамцы разграбили кхмерские столицы Ангкор и Лонгвек в 16 веке, вернув множество драгоценных предметов, драгоценностей, статуй, текстов, ученых людей и военнопленных в свою столицу Аюттхая . Потеря этих ресурсов оказала огромное влияние на Кхмерское королевство, которое пришло в упадок. Считается, что Преа Ко Преа Кео возник как этиологический миф, чтобы объяснить эти исторические события, в частности падение Ловека в 1594 году , и выразить большую печаль по поводу утраченных сокровищ.

По мнению Э. Поре-Масперо, легенда восходит к краже Преа Ко сиамскими солдатами. Преа Ко представлял собой металлического теленка, в чреве которого огромная коллекция палийских хранилась письмен. После семидневного протирания ртутью эта статуя могла даже ходить. Другое божество-защитник по имени Хуок из кхмерской местности Писей было обезглавлено жителями деревни; В отместку этот неак та дал сиамским солдатам банановое полено, чтобы они помогли захватить Преа Ко, чего они и хотели, поскольку у их народа не было никаких палийских письменностей. [6]

Другая версия, краткая устная традиция, была записана в 1870 году этнологом Гюставом Жанно. Поскольку армии короля Сиама много раз не удавалось вырвать Преа Ко и Преа Кео из Камбоджи, он приказал зарядить огнестрельное оружие своих солдат золотом и серебром, которые он выстрелил возле камбоджийской крепости. Кхмеры поняли, что эти ценные снаряды упали в бамбуковый лес неподалеку, поэтому решили срубить его, чтобы подобрать золото и серебро с земли. Как только поле стало бесплодным, сиамский король вошел со своей армией и одержал победу над дезорганизованными камбоджийскими силами. Он захватил две статуи и расколол их, чтобы украсть ценные палийские рукописи, что объясняет, почему с тех пор сиамцы доминируют над кхмерами. [7]

Более точная дата происхождения получена из другого источника. В 1692 году камбоджийский король Чей Четта IV попросил свою тетю записать по собственной памяти почти забытые легенды Камбоджи. В то время ей удалось восстановить утерянные кхмерские рукописи, написанные на кампи и сантре , которые были вывезены в Сиам. Возможно, именно в этих рукописях и была записана легенда. [8]

Передача и стипендия

[ редактировать ]

Текстуальная критика демонстрирует большие различия в выражениях в Преа Ко Преа Кео , возникающие в результате различных форм передачи. В 1870 году этнолог Гюстав Жанно перевел Преа Ко Преа Кео с очень краткой устной традиции. [9] В 1952 году Ким Ки скопировал и напечатал Преа Ко Преа Кео из рукописей на пальмовых листьях, относящихся к концу 19 или началу 20 века. В транскрипции рассказчик, который называет себя Кау и описывает себя как «обычного человека из народа», происходящего из района Прей Каббас (кхмерский: ស្រុកព្រៃកប្បាស), говорит, что слышал песню от рассказчика по имени Чай. который спел ее в стихах. В 2001 году Институт Реюма опубликовал кхмерско-английскую сокращенную версию легенды. [10] и Ли Тайли опубликовали еще одну кхмерскую версию в прозе в 2004 году. [11]

Самые ранние записи легенды были вырезаны на пальмовых листьях. Рукописи из пальмовых листьев ( лонтар ) в специальных каменных библиотеках были обнаружены археологами в индуистских храмах на Бали , Индонезия, и в камбоджийских храмах 10-го века, таких как Ангкор-Ват и Бантей-Срей . [12]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Чудесное рождение

[ редактировать ]

В стране Таккасила во время правления Преа Бат Ричеа Реаматирич живет человек по имени Меаноп, бедный, но очень добродетельный. Его жена мечтает о трех кольцах с бриллиантами. Они встречают гадалку, которая объявляет, что она родит трех неак боун (добродетельных духов), но ей придется воздерживаться от употребления зеленых манго. Пока ее муж уехал на охоту, она поддалась искушению и залезла на манговое дерево, с которого упала, что привело к ее смерти и преждевременному рождению двоих ее детей. Это бык Преа Ко и маленький ребенок, еще находящийся в плаценте, которого Меаноп освобождает от пуповины и пытается накормить. Однако жители деревни отвергают их из-за странной смерти их матери.

Побег Преа Ко и Преа Кео

[ редактировать ]

Прожив несколько лет в лесу, братья однажды решают поиграть с другими детьми. Дети смеются над братьями, избивают их и отказываются делиться с ними едой. Видя, что Преа Кео голоден, Преа Ко чудесным образом извлекает из своего живота серебряные ножи, вилки и посуду, а также еду. Увидев эти сокровища, жители деревни решают поймать быка и привязать его к дереву кандол ( Careya arborea ). Преа Ко говорит Преа Кео держаться за хвост, и оба взлетают в воздух, заставляя дерево упасть и убить жителей деревни, которых Преа Кео позже возвращает к жизни с помощью настоя дерева кандол в кипящей воде. Меаноп, не получив вестей от своих детей, умирает от горя, но Господь Индра возвращает его к жизни. [13]

Встреча с принцессой Неанг Пеу

[ редактировать ]

У короля Преа Бат Ричеа Реаматирача есть пять дочерей, которые ходят к пруду Мочарим ( Мукалинда ), чтобы поиграть. Преа Кео присоединяется к ним и, влюбившись в младшую принцессу Неанг Пеу, хватает ее и целует, вызывая ревность у других сестер. Вернувшись во дворец, король приказывает казнить свою младшую дочь, несмотря на протесты ее матери Ботумеи. После ее казни Господь Индра возвращает Неанг Пеу к жизни, и духи ведут ее через лес обратно к пруду, где она видит Преа Ко и Преа Кео, отдыхающих под фиговым деревом. Преа Ко вытаскивает из своего чрева целый дворец, и празднуется свадьба Неанг Пру и Преа Кео.

Петушиный бой

[ редактировать ]

Пытаясь вторгнуться в Королевство Камбоджа, король Сиама вызывает короля Реаматирича на петушиный бой между его петухом А Ромдуолом (буквально цветок ромдуола ) и петухом камбоджийского правителя А Ромпонг Пномом (буквально «тот, кто удерживает гору "). После победы над А Ромпонгом Пномом Преа Ко превращается в молодого черного петуха, и организуется новый бой. Преа Ко побеждает, и в знак признания король Реаметирич передает свое королевство Преа Кео и его дочери Неанг Пеу. Скромное происхождение Преа Кео забыто, и его признают подлым боу , достойным существом.

Бой со слонами

[ редактировать ]

Униженный король Сиама вызывает короля Камбоджи на бой на слонах. Преа Ко превращается в слона, сражается с Компул Пичем (буквально «алмазная вершина») и выходит победителем.

В последней попытке король Сиама вызывает Преа Кео на бой быков. Сиамские мастера создали механического быка, обладающего силой, превосходящей любое живое животное. Предостерегающие сны предупреждают Неанг Проу об угрозе. Бой начинается, и Преа Ко, видя приближающееся поражение, говорит Преа Кео и Неанг Проу держаться за руки и держаться за его хвост, пока он улетает. Неанг Пру теряет хватку и падает на землю насмерть. Господь Индра превращает ее тело в камень и переносит ее душу в рай. Вместо того, чтобы стать пленниками короля Сиама, Преа Кео и Преа Ко улетают в землю Пном Сруоч (буквально «острая гора»).

Захват и плен

[ редактировать ]

Король Сиама посылает свою армию, чтобы захватить Преа Кео и Преа Ко в Пном Сруоче, но братья улетают в цитадель Ловек, окруженную бамбуковым лесом. Вместо того, чтобы приказать вырубить бамбуковый лес, король приказывает своим солдатам бросить в него серебряные монеты, или Дуонг . Затем кхмеры бросаются в лес и срубают бамбуковые деревья, чтобы добыть серебро. Разоблаченные Преа Ко и Преа Кео улетают на Пном Аттарей, гору в Удонге . Пока сиамские солдаты ищут их, Преа Ко и Преа Кео превращаются в буйволов, но в конце концов их ловят веревками. Находясь в плену в сиамском дворце, они сбегают и бегут в Пайлин на северо-западе Камбоджи. Снова окруженные, они бегут в Пном Сампеу в Баттамбанге, а затем еще дальше в Пном Типадеи и Пном Тбенг. В конце концов их схватили, их доставили в Аюттхаю, где построили специальный дворец с семью стенами, чтобы держать их в плену в сиамской столице, где они остаются по сей день.

Культурное влияние

[ редактировать ]

Графические изображения этой истории появились сравнительно недавно. Например, статуи пагоды Свай Хрум были созданы в 1987 году. Большинство статуй Преа Ко и Преа Кео были установлены во второй половине 20 века. Полноразмерные статуи пагоды Тонле Бати на холме Удонг датируются только 1990 годом. [14]

В Кампонгчнанге различные места используют легенду о Преа Ко Преа Кео для привлечения туристов . Очень популярная по сей день, эта легенда напоминает кхмерскому народу о временах напряженности в отношениях с правительством Таиланда, особенно в 1958 году, когда были разорваны дипломатические отношения между Камбоджей и Таиландом. [15] а в последние годы во время споров по поводу контроля над храмами Преа Вихеа и его окрестностями.

Библиография

[ редактировать ]
  • Ноттон, Камилла. Хроники Изумрудного Будды . Переведено с палийской версии. Консул Франции: второе впечатление, 1933 год.
  • Тунг, Хенг. «Пересмотр краха Ангкора». Региональный центр археологии и изящных искусств Юго-Восточной Азии , Во. 9, нет. 1, 1999.
  • Правительство Народной Республики Кампучия. Политика Таиланда в отношении Кампучии . Пномпень: Министерство иностранных дел, 1983.
  1. ^ Кимли Нгун (2006). «Легенда о Преа Ко Преа Кео» (PDF) . Проверено 9 октября 2012 года .
  2. ^ Санти, Факдикам (2002). Пра Кео най там на Пра Ко Пра Кео Хамен: Пра Кео морокот чин ре? [ Преа Кео в кхмерской легенде о Преа Ко и Преа Кео: является ли Преа Кео именем Изумрудного Будды или нет? ]. Бангкок: Университет Силпакорн.
  3. ^ Сатгуру Шивая Субрамуниясвами (2003). Танцы с Шивой: современный катехизис индуизма . Публикации Гималайской академии. ISBN  978-0-945497-89-9 .
  4. ^ Жито, Мадлен (1975). Иконография постангкорской Камбоджи (на французском языке). Париж: Французская школа Дальнего Востока. п. 104.
  5. ^ Чендлер, Дэвид П. (1983). История Камбоджи . Колорадо: Вествью Пресс. стр. 84–85.
  6. ^ Поре-Масперо, Эвелин (1972). Исследование аграрных обрядов камбоджийцев . «Заморский мир настоящее и прошлое» (на французском языке). Париж - Гаага: Pratique des Hautes Etudes. стр. т. е. я, с. 111, , №3.
  7. ^ Жанно, Гюстав (1870). Практическое пособие по камбоджийскому языку (на французском языке). Сайгон: опубликовано автоматически. стр. 87–88.
  8. ^ Соланж, Тьерри (весна 1962 г.). «Камбоджийские рукописи из департаментов Азии». Объекты и миры . том 22 – буклет 1: 13–24.
  9. ^ Жанно, Гюстав (1870). Практическое пособие по камбоджийскому языку (на французском языке). Сайгон: опубликовано автоматически. стр. 87–88.
  10. ^ Ли, Даравут (2001). Подожди, подожди, подожди тебя Пномпень: Институт Реюма. п. 40.
  11. ^ Ли, Таиланд (2004). Легенда о Преа Ко Преа Кео . Пномпень: Книжный магазин Пай Нет.
  12. ^ Уэйн А. Виганд и Дональд Дэвис (1994), Энциклопедия истории библиотеки, Routledge, ISBN   978-0824057879 , стр. 350.
  13. ^ Хинг, Хок Ди (1989). Легенда о храме Ангкор-Ват (на французском языке). Париж: CILF. пп. 13–24.
  14. ^ Жито, Мадлен (1975). Иконография постангкорской Камбоджи (на французском языке). Париж: Французская школа Дальнего Востока.
  15. ^ Королевство Камбоджа: Белая книга о разрыве дипломатических отношений между Камбоджей и Таиландом 23 октября 1961 г. (на французском языке). 1962.

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 244d290ca88938802dde8bcf230fc740__1717754820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/40/244d290ca88938802dde8bcf230fc740.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Preah Ko Preah Keo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)