Бану Шайбан
Бану Шайбан Бану Шайбан | |
---|---|
Аднаниты | |
![]() Знамя Бану Шайбан | |
Нисба | Аль-Шайбани Аль-Шайбани |
Расположение | Остров |
Происходил от | Шайбан ибн Салаба ибн Акаба ибн Сааб ибн Али ибн Бакр ибн Ваиль |
Религия | Язычество, позже ислам |
Бану Шайбан ( араб . بنو شيبان ) — арабское племя , ветвь Бану Бакр . На протяжении ранней исламской эпохи это племя проживало в основном в провинции Аль-Джазира и играло важную роль в ее истории.
История
[ редактировать ]В доисламский период шайбаны со своими стадами кочевали по сезонам , зимуя в Джадийе в Неджде в плодородные низменности вокруг Евфрата и переселяясь на лето , от Верхней Месопотамии на севере до Нижней Месопотамии и берегов. Персидского залива . [ 1 ]
Его главными противниками в это время были Таглиб и Бану Тамим . Уже с доисламских времен это племя «прославлялось... за выдающиеся качества его поэтов, использование очень чистой формы арабского языка и боевой пыл» (Т. Бьянкис), репутацию, которую его члены сохранили. исламский период, когда в истории отмечаются как их собственные поэтические способности, так и их покровительство поэтам. [ 1 ]
Во времена Мухаммеда и его непосредственных преемников шайбаны были союзниками Бану Хашим , клана, к которому принадлежал Мухаммед. [ 1 ] Во время мусульманского завоевания Персии Шайбани аль-Мутанна ибн Харита сыграл ведущую роль в завоевании Ирака. По большей части шайбаны сохраняли активность, как и в доисламские времена, главным образом в Месопотамии , но особенно в округе Дияр-Бакр , где они массово расселились, а оттуда на прилегающее Армянское нагорье . Благодаря этой близости Шайбан сыграет важную роль в истории ранней исламской Армении и Азербайджана . [ 1 ] [ 2 ] Несколько изолированных групп и отдельных лиц племени также засвидетельствовано в северной Сирии и Хорасане , например, Абу Дауд Халид ибн Ибрагим аль-Зухли аль-Шайбани , последователь Абу Муслима . [ 1 ]

Во время халифата Омейядов Шейбан оставался могущественным в Аль-Джазире. Шабиб ибн Язид аль-Шайбани смог поднять крупномасштабное восстание хариджитов Недждата в 690-х годах против аль-Хаджаджа ибн Юсуфа , как и восстание хариджитов под руководством ад-Даххака ибн Кайса аль-Шайбани в 745–746 годах. [ 1 ]
При раннем халифате Аббасидов наиболее известными шайбани были семья Мана ибн Заида аль-Шайбани , бывшего слуги Омейядов, добившегося помилования аль-Мансура . Его сыновья и особенно племянники, Язид ибн Мазиад аль-Шайбани и Ахмад ибн Мазиад аль-Шайбани , занимали высокие посты. [ 1 ] [ 3 ]
Язид ибн Мазиад с успехом служил халифу Харуну ар-Рашиду в качестве полководца, даже подавляя восстание хариджитов своего родственника аль-Валида ибн Тарифа аль-Шайбани , в то время как его брат Ахмад пошел с 20 000 соплеменников на помощь халифу аль-Амину в Четвертом Фитна против аль-Мамуна . [ 1 ] Язид также дважды занимал пост губернатора Арминии , обширной провинции, включающей нынешнюю Армению и Азербайджан , где осуществлялась крупномасштабная колонизация арабскими мусульманами, особенно в Ширване . Ему наследовали его сыновья Асад , Мухаммад и Халид , став первыми из длинной линии шейбанитских правителей и прародителем династии Мазьядидов , которые правили в Ширване как автономные, а затем и независимые эмиры ( Ширваншахи ) до 1027 года. [ 4 ]
Другой успешной линией Шайбани была линия Исы ибн аль-Шейха аль-Шайбани , губернатора Сирии и Арминии в 860–880-х годах. Его сын Ахмад воспользовался хаосом, возникшим после « анархии в Самарре », и зарекомендовал себя как сильнейший правитель Джазиры, контролируя Дияр Бакр и приграничные армянские земли Тарон и Анцитене , хотя он столкнулся с конкуренцией со стороны Таглиби Хамдана ибн Хамдуна и турка Исхака. ибн Кундаджик , правитель Мосула . Ахмаду удалось захватить Мосул после смерти Ибн Кундаджика, но он был изгнан возродившимся Аббасидским халифатом под руководством аль-Мутадида в 893 году. После своей смерти в 898 году аль-Мутадид захватил последнее владение семьи, Амид , и заключил в тюрьму сына Ахмада Мухаммеда . [ 1 ] [ 5 ]
Шайбан в целом не часто упоминается в последующие века, в отличие от его многочисленных подплемен или отколовшихся групп, происходящих от него. [ 1 ] Некоторые шайбаны упоминаются в более поздние времена на юге Ирака как поэты, грамматики и филологи, главный из которых — шайбани мавла Абу Амр Исхак ибн Мирар аль-Шайбани (умер в 825 г.). [ 1 ] Члены этого племени также упоминаются среди первых последователей карматов в Саваде Ирака и снова в северной Сирии в конце X и XI веках, после чего «племя Шайбана как таковое упоминается реже, и оно трудно проследить за дальнейшей судьбой этой сильно раздробленной группы» ( Тьерри Бьянки ). [ 1 ]
Но все же арабы из региона Дияр-Бакр в Турции ведут свое племенное происхождение от этого племени. Некоторые семьи даже заявляют, что являются потомками знаменитой линии Исы ибн аль-Шейха аль-Шайбани . Однако Бану Шайбан в Юго-Восточной Анатолии организованы свободно, и у них нет шейха во главе племени, как это принято в арабских странах.
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Бьянки, Тьерри (1997). «Сайбан» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 391–392. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Кроун, Патрисия (1980). Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52940-9 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Тер-Гевондян, Арам (1976) [1965]. Арабские Эмираты в Багратидской Армении Перевод Нины Гарсоян Лиссабон: Книжный магазин Бертрана . OCLC 490638192 .