Люди Тилламука
Общая численность населения | |
---|---|
50 (1990) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Орегон ) | |
Языки | |
Английский , ранее Тилламук | |
Религия | |
традиционные верования | |
Родственные этнические группы | |
Силец |
Тилламук входящее — индейское племя из прибрежного штата Орегон, в языковую группу салиш . Название «Тилламук» - это термин на языке чавычи, означающий «жители [деревни] Некелим (или Нехалем)». [1] иногда его называют термином прибрежного Салиша , что означает «Земля многих вод». Племя Тилламук состоит из нескольких подразделений и диалектов, в том числе (с юга на север):
- Силец / Начикольчо : (произносится как SIGH-lets): их название «Силец» происходит от названия реки Силец и залива Силец , на котором они жили; их собственное имя дано как Се-ла-геес («[Люди на] кривой реке»), их название реки Силец дано как Ншлах / Ншлац («кривая река») или Начикалцу («тихая река»). "), поэтому их племенное название дано как Ншлатс'стиват ("Люди Кривой реки") или Начикалцустиват ("Люди тихой реки").
- Река Лосось / Начесне / Начесна : их название происходит от реки Лосось , на которой они жили, и река, и люди были известны как Начесне / Начесна .
- Нестукка/Настукко/Нестугга : они жили на Литтл и реках Нестукка и в заливе Нестукка ; их собственное имя было Стагауш , что означает «Люди Саги», а «Нестукка / Нестугга» - это топоним, означающий «Люди Не-стагуаша, то есть Нестукка». (Идентификатор топонима на этом салишском языке — «Не-» или «На-», что означает землю или место….)
- Залив Тилламук : их название происходит от залива Тилламук и устьев рек Килчис, Уилсон, Траск, Майами и Тилламук, которые сходятся в заливе, и
- Нехалем : на реке Нехалем.
По оценкам, в начале 18 века в Тилламуке проживало 2200 человек, а в 19 веке население Тилламука потерялось из-за инфекционных заболеваний и убийств, совершенных американцами европейского происхождения. В 1849 году их численность оценивалась в 200 членов. В 1856 году они были вынуждены жить в Силецкой резервации вместе со многими другими племенами и группами, причем территория южных групп (нестукка, народы реки Лосось и реки Силец) находилась в основном в границах силецкой резервации 1855 года. В 1898 году северный Тилламук (Нехалем и залив Тилламук) и Клатсоп (Tlatsop / łät'cαp) (что означает «место сушеного лосося», племя , говорящее на нижнем чавычи, примыкало к своей территории на севере и говорило на нехалемском диалекте). (что отражает смешанные браки с северными тилламуками), были первыми племенами, которые предъявили иск правительству Соединенных Штатов о компенсации за право аборигенов на землю, отнятую у них без ратифицированного договора или компенсации. В 1907 году им заплатили компенсацию. Их потомки теперь считаются частью Конфедеративных племен Силец . Остальные нехалемы являются частью непризнанных Конфедеративных племен Клатсоп Нехалем. [2]
История
[ редактировать ]Народ Тилламук традиционно жил на территории от мыса Тилламук на севере до мыса Фоулвезер и до вершины гор Прибрежного хребта. Коренные американцы прибрежного штата Орегон, архивированные 17 февраля 2006 г. в Wayback Machine, подсчитали, что в начале 19 века население составляло около 2200 человек, на основе письменных исторических отчетов.
Первая задокументированная встреча европейцев с «Тилламуком» произошла в 1788 году Робертом Хасуэллом , вторым помощником капитана на Роберта Грея корабле . Вторая встреча произошла в конце 1805 года с американской экспедицией Льюиса и Кларка , которая зимовала в форте Клэтсоп . Они достигли Тихоокеанского побережья, исследуя пределы недавно приобретенной покупки Луизианы для президента Томаса Джефферсона .
Кит был выброшен на берег недалеко от Некоста (на территории нынешнего государственного парка Экола ), и Тилламук быстро очистил его от мяса, сохранив мясо/жир в качестве еды и масло для переработки для дальнейшего использования. Услышав об этом, Льюис и Кларк попытались обменять жир на жир. Они получили 300 фунтов и немного нефти в обмен на товары. [3] Льюис и Кларк описали деревню с населением около 1000 человек, живущих примерно в 50 домах. [4] общая численность населения оценивается примерно в 2200 человек. По данным экспедиции, основным источником пищи Тилламука был лосось . Люди ловили лосося во время ежегодного лососевого хода с апреля по октябрь, когда лосось поднимался вверх по течению пресноводных рек из океана на нерест. Тилламуки ели немного свежей и перерабатывали большую часть рыбы, чтобы использовать ее в течение всего года, сохраняя ее путем сушки и измельчения в порошок.
В 1824 и 1829 годах в этом племени наблюдалась высокая смертность от оспы эпидемий ; это была для них новая инфекционная болезнь , занесенная при контакте с европейскими народами, среди которых она носила эндемичный характер . Коренные американцы пострадали, потому что у них не было приобретенного иммунитета . Прибытие поселенцев Орегонской тропы в 1841 году и возникшие в результате конфликты из-за земли и ресурсов привели к дальнейшим потерям населения. По оценкам Уилкса, к 1845 году осталось 400 тилламук. [5] По оценкам Лейна, в 1849 году в живых осталось 200 представителей племени.
В начале-середине 19 века вождь Килчис был лидером народа Тилламук. Килчис, возможно, был потомком одного из выживших с испанского манильского галеона, потерпевшего крушение возле горы Неакахни и устья реки Нехалем . Вероятно затонувший корабль , это был «Санто-Кристо де Бургос» , затонувший в 1693 году во время плавания с Филиппин в Мексику. [6] [7] [8] Уоррен Вон, один из первых белых поселенцев в Тилламуке, знал Килчиса и полагал, что он был потомком одного из выживших после крушения, и сказал, что сам Килчис заявлял о своем происхождении. [9] [8]
В 1856 году федеральное правительство вынудило тилламук и более 20 других оставшихся племен переселиться в резервацию Силец . Дополнительные оценки численности населения невозможны, поскольку племена вступили в брак и больше не учитываются отдельно. В 1898 году тилламук стал первым племенем, подавшим в суд на правительство США о компенсации за отнятые ими земли вместе с клатсопом . В 1907 году они вместе с двумя другими племенами получили 23 500 долларов.
Язык
[ редактировать ]Тилламук первоначально говорил на тилламукском языке , который является салишанским , но постепенно начали все чаще использовать английский. Последний человек, свободно говоривший на тилламукском языке, умер в 1970 году, в результате чего язык умер. [10] Между 1965 и 1972 годами, стремясь возродить язык, группа исследователей из Гавайского университета взяла интервью у немногих оставшихся тилламук и создала 120-страничный словарь. [11]
Антрополог начала 20-го века Франц Боас писал: «Индейцы Тилламук — самая южная ветвь побережья Салиш. Они живут на побережье Тихого океана и отделены от своих более северных сородичей племенами, говорящими на чинукских языках. Их язык — говорили на двух диалектах: силецком и собственно тилламукском. Впервые он был описан и классифицирован Горацио Хейлом в «Публикациях экспедиции Уилкса». [12]
Название Тилламук произошло от упоминаний о них народа чавычи в отношении места их поселения. Это означало народ Некелима (произносится как Не-елим). Последнее название означает место Элим или, на диалекте Катламет , место Келим. Этот диалект отличался от северных диалектов своеобразной фонетикой. Боас отметил, что культура Тилламука, по-видимому, весьма значительно отличалась от культуры северного побережья Салиш и, очевидно, находилась под влиянием культуры племен северной Калифорнии. [12]
Культура
[ редактировать ]Согласно работам Франца Боаса , культура племени Тилламук значительно отличалась от культуры их соседей-салишов, находившихся, очевидно, под влиянием племен северной Калифорнии. [13]
Тилламуки были искусными плетителями корзин. [14] и имел подробную мифологию со ссылками на существующие события; «История о громовой птице и ките» Например, отражает сильное землетрясение в этом регионе в 1700 году. Тилламук разделил свою мифологию на три категории; самой ранней была Эпоха Мифов, за которой последовала Эпоха Трансформации, когда «Южный Ветер» изменил землю. Третья эпоха — это «период истинных событий», или событий, произошедших в том, что Тилламук считал недавней историей. Несмотря на это, истории третьего возраста считались такими же мифами, как и истории первого или второго возраста.
Тилламук исполняли гендерные роли разными способами. В младенчестве детей называли на церемонии прокалывания ушей, когда мальчикам прокалывали носовые перегородки. Если у младенца были старшие братья и сестры, им приходилось держаться подальше как минимум неделю, опасаясь, что их присутствие опухнет ухо младенца и приведет к его смерти. [15] В детстве мальчиков и девочек редко наказывали. человека Особое внимание уделялось определенным видам деятельности в зависимости от пола . Первая добыча еды мальчиком и первая собранная еда девочки предназначались для пожилых людей. В начале полового созревания девочек изолировали и подвергали ряду ритуальных действий и пищевых табу. Одним из таких ритуалов было всенощное бдение духов-хранителей в лесу, во время которого девушка неоднократно купалась в холодном ручье, пытаясь обрести духов-хранителей. Для мальчиков важными стали пост и квесты духов-хранителей, включающие купание. Сила мальчика и его взрослая деятельность приравнивались к духу, который он приобрел в ходе поисков. Мальчики и девочки активировали духовные силы, полученные от своего опекуна только в среднем возрасте. [16] Взрослые тилламук еще больше отличились модой: представители обоих полов красили центральную часть волос в красный цвет, но мужчины носили волосы в одну косу, а женщины - в две косы. Мужчины и женщины также имели татуировки и носили подвески в ушах по своему усмотрению. [17]
Браки среди тилламук заключались с обменом услугами между двумя семьями в соответствии с их статусом. Первоначальное место жительства было в деревне родителей жениха. Если бы мужчины приобретали высокий статус, они могли бы искать более одной жены. Незаконные рождения были обычным результатом бракосочетания по расчету и приводили к большому количеству детоубийств . [16]
Сегодня
[ редактировать ]Некоторые люди некелим зачислены либо в признанные на федеральном уровне Конфедеративные племена индейцев силец штата Орегон , либо в Конфедеративные племена сообщества Гранд Ронд штата Орегон . [18] Остальные нехалемы являются частью непризнанных Конфедеративных племен Клатсоп Нехалем. Археологический объект Болд-Пойнт сохраняет некоторые аспекты культуры Тилламука. Город Тилламук и округ Тилламук в Орегоне названы в честь племени.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Барри М. Притцкер, Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000; стр. 207.
- ^ Тилламук - Английский онлайн-словарь
- ^ Льюис и Кларк. Коренные американцы. Индейцы Тилламук | ПБС
- ^ National Geographic: Льюис и Кларк - Племена - Индейцы Тилламук
- ^ Тилламук [узурпировал]
- ^ «Предыдущие выпуски: лето 2018 г., «Манильский галеон Орегона» » . Историческое общество Орегона . Проверено 23 октября 2019 г.
- ^ Ла Фоллет, Кэмерон; Деур, Дуглас; Гриффин, Деннис; Уильямс, Скотт С. (июль 2018 г.). «Манильский галеон Орегона». Исторический ежеквартальный журнал Орегона . 119 (2). Историческое общество Орегона : 150–159. дои : 10.5403/oregonhistq.119.2.0150 .
- ^ Перейти обратно: а б Ла Фоллет, Кэмерон; Деур, Дуглас (июль 2018 г.). «Взгляды на Тихий океан: торговля галеонами и ее следы в Орегоне» . Исторический ежеквартальный журнал Орегона . 119 (2). Историческое общество Орегона : 160–191. дои : 10.5403/oregonhistq.119.2.0160 . Проверено 23 октября 2019 г.
- ^ «История места крушения пчелиного воска» . Морское археологическое общество . Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ Отчет Ethnologue 14 для языкового кода: TIL.
- ^ Официальный сайт Конфедеративных племен Клацоп-Нехалем. Архивировано 16 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Журнал американского фольклора, том 11, № 40, стр. 23-28
- ↑ История индийского племени. Архивировано 12 октября 2009 г. в Португальском веб-архиве.
- ^ Путеводитель коллекционера: Корзины коренных американцев
- ^ «Антропологические публикации» . dpg.lib.berkeley.edu . Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Притцкер, Барри. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Притцкер, Барри. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195138775 . OCLC 42683042 .
- ^ «Индейцы 101: Индейцы Тилламук» . Ежедневный Кос . Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ Прицкер 208
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боас, Франц. «Традиции индейцев Тилламук», Журнал американского фольклора , т. 11 (1898), стр. 23–38.
- Кроуфорд, Эйлса. Индийская корзина Тилламук: преемственность и изменения в коллекции Адамса. Магистерская диссертация. Портлендский государственный университет, факультет антропологии, 1983 год.
- Джейкобс, Элизабет Дерр . Сказки Нехалема Тилламука. Юджин, Орегон: Книги Университета Орегона , 1959.
- Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000.
- Заутер, Джон и Джонсон, Брюс. Индейцы Тилламук на побережье Орегона. Портленд, Орегон: Бинфордс и Морт, 1974.
- Сиберг, Уильям (редактор) Нехалем Тилламук: этнография. Корваллис, Орегон: Издательство Университета штата Орегон, 2003.
ссс