Jump to content

Демографическая история Косово

Страница расширена и защищена

Эта статья включает информацию о демографической истории Косово .

Предыстория и древность

Дардани : ( / ˈ d ɑːr d ə n / ; древнегреческий : Δαρδάνιοι, Δάρδανοι ; латынь племенем, которое жило Дардани ) были палеобалканским в регионе под названием Дардания после их поселения там. [1] [2] Восточные части региона находились в зоне фрако-иллирийского контакта. В археологических исследованиях иллирийские имена преобладают в западной Дардании (современное Косово) и изредка появляются в восточной Дардании (современная юго-восточная Сербия), тогда как фракийские имена встречаются в восточных частях, но отсутствуют в западной. части. Таким образом, их идентификация как иллирийского или фракийского племени была предметом споров; этнолингвистические отношения между двумя группами в значительной степени неопределенны и также обсуждаются. [3] [4] Соответствие иллирийских имен, в том числе правящей элиты, в Дардании с именами южных иллирийцев предполагает «фрацианизацию» части Дардании. [5] [6]

Римская античность

После римского завоевания Иллирии в 168 г. до н. э. римляне колонизировали и основали в этом регионе несколько городов, таких как Ульпиана , Теранда и Вицианум . [7] позже включил его в состав провинции Иллирик римской в 59 г. до н.э. Впоследствии он стал частью Верхней Мезии в 87 году нашей эры. Начиная с 4 века нашей эры, этот регион подвергался все большему количеству «варварских» набегов, кульминацией которых стали миграции славян в 6 и 7 веках. С археологической точки зрения раннее средневековье представляет собой перерыв в материальных записях. [8] Уменьшение количества материальных находок соответствует последствиям, которые чума Юстиниана, вероятно, имела на Балканах: погибли миллионы людей, а многие регионы обезлюдели. Уменьшение населения на Балканах частично повлияло на славянские миграции последующих столетий. [9]

Раннее и Высокое Средневековье

Этот регион был частью Рима и Византии, пока в середине правления Юстиниана не произошли первые крупные набеги славян. В 547 и 548 годах славяне вторглись на территорию современного Косово, а затем дошли до Дурреса на северном албанском побережье и дошли до Греции. [10]

Хотя на Балканы нападали славянские племена, ранние славянские поселения и власть в Косово не приобрели большого значения. [11] до тех пор, пока этот регион позже не был присоединен к Болгарской империи в 850-х годах, когда христианство и византийско-славянская культура укрепились на центральных и восточных Балканах. Эта эпоха представляет собой формирование большинства славянских топонимов в Косово, которые отражают древнеболгарское развитие. [12] Народ горани в Косово представляет собой последнее население Косово, которое до сих пор говорит на болгарско-македонском диалекте. [13]

После распада Болгарской империи этот регион снова стал частью Византийской империи после того, как империя полностью восстановилась. Он оставался под властью Византии почти два столетия. [14] до тех пор, пока великий сербский князь Стефан Неманья , который расширил свою империю на юг и до Косово, не завоевал ее к концу 12 века. [15]

По мнению сербских ученых, хотя албанцы жили между Скадарским озером и рекой Деволл в 1100-х годах, миграция албанцев на равнины Метохии ( албанский : Дукаджин ) началась в конце века. [16] Некоторые из прибывших албанцев были ассимилированы сербами и черногорцами. [16]

По словам историка Ноэля Малкольма, - влах румынский и арумынский языки произошли в регионе от романизированных иллирийцев и фракийцев и были зоной контакта между албанским и румынским языками . [17] [18]

Влах - румынские и арумынские топонимы присутствуют в прилегающих районах, таких как Сурдул в Южной Сербии . Катунь – это образ жизни, связанный с восточными романскими народами . Катунь означает «деревня» на албанском , арумынском и румынском языках.

Когда король Стефан Дечанский основал монастырь Высоки Дечани в 1330-х годах, он имел в виду «деревни и катуны валахов и албанцев» в районе белого Дрина. [19] Дечанский предоставил монастырским пастбищам вместе с влахскими и албанскими катунами вокруг рек Дрим и Лим , которые несли соль и обеспечивали монастырь крепостной рабочей силой. [20]

Кодекс Душана , правовая система, созданная в 1349 году, включал запрет смешанных браков между сербами и валахами . [21] [ нужна страница ] [22] Защита славянских крестьян Кодексом Душана вынудила многих валахов мигрировать из Сербии. [23]

Несколько албанских личных имен и топонимов появляются в различных частях Косово и Северной Македонии в 13 веке. Это первое явно албанское топоним, появившееся в Косово, о чем свидетельствует заявление сербского князя Мирослава от 1253 года. [16] К 1330 году частота идентифицируемых албанских имен в хризобулле 1330 года , описывающей поместья в Декане, стала «много», хотя попытки установить достоверный процент албанского населения по отношению к сербам в этот период или позже описываются Маджеру как «трудные». [16]

О наличии влахских деревень в окрестностях Призрена свидетельствует грамота Стефана Немани 1198–1199 гг. [16] До османского периода в этом регионе проживало старое албанское население. [24] [25] [16]

9–13 века

Болгарское правление

Между ок. 830 и ок. 1015 г. эта область была болгарской. По словам историка Ричарда Дж. Крэмптона , развитие старославянской грамотности в X веке предотвратило ассимиляцию южных славян с византийской культурой, что способствовало формированию особой болгарской идентичности в этой области. [26] Впоследствии он был передан Византийской империи как провинция под названием Византийская Болгария .

Византийское правление

В 1072 году в этом районе вспыхнуло неудачное восстание под предводительством местного болгарского помещика Георгия Войтеха , и в 1072 году в Призрене он был коронован «царем Болгарии». В конце XI века византийские владения на Балканах стали ареной ожесточенных военных действий. В конце XII века формально Византия еще была суверенной. Распад Византии завершился, когда в 1204 году Четвертый крестовый поход захватил Константинополь.

Позднее Средневековье

Хрисовулы, связанные с налоговыми правами православных монастырей, составляют подавляющее большинство существующих источников доступной демографии Косово в 14 веке. Дечанские хризобуллы (1321–1331 гг.) сербского короля Стефана Дечанского содержат подробный список земельных владений и прав откупщиков , которыми сербский православный монастырь Високи Дечани владел поселениями и различными общинами на территории, простирающейся от южной Сербии (современный Санджак ). , Косово , Черногория и части северной Албании . Хризовулы были подписаны королем Дечан Стефаном, который подтвердил существующие права и передал монастырю новые. [ нужна ссылка ] В хризобуллах указано, что Високи Дечани владели правами откупного земледелия более 2097 дворов меропси (зависимых крестьян-крепостных), 266 влахских дворов (пастбищных общин) и 69 сокальников (ремесленников). [27] Среди поселений, на которые Дечани имел налоговые права в современном Косово, можно найти сербов, живущих рядом с албанцами и валахами . В золотой булле Стефана Душана (1348 г.) в общей сложности девять албанских деревень в окрестностях Призрена упоминаются среди общин, которые несли налоговые обязательства. [19] [20] В этот период среди части албанцев, по-видимому, произошла определенная сербизация и переход в сербское православие. [28]

Османская (дефтер Вук кадастровая налоговая перепись ( дефтер ) 1455 года в округе Бранкович -или) является одним из старейших османских налоговых регистров на Балканах. Район Бранкович во время дефтера включал части центральной Сербии (современный район Топлица и исторический регион Рашка ), часть северо-восточной Черногории и части восточного Косово ( Косовская равнина ). [29] Подавляющее большинство имен, записанных в Вук-или османами в 1455 году, являются славянскими. [30] [31]

Защитники Санджака Шкодры и частей бывших территорий Бранковичей в 1485–1487 годах записали:

  • Вуштррийский район:
  • Район Печ :
    • Печ (город)
    • 121 христианская семья
    • 33 мусульманских семьи
  • Сухо Грло и Метохия :
    • 131 христианская семья
  • Донья Клина - согласно османским записям национальности неясны по признаку религии.
  • Дечан - согласно османским записям национальности неясны по признаку религии.
  • Сельская местность:
    • 6124 христианских семьи ( 99% )
    • 55 мусульманских семей ( 1% )

Исследование Косово охватило исследования османских провинций, которые выявили этнический состав некоторых косовских поселений XV века. Однако как сербские, так и албанские историки, использующие эти записи, извлекли из них большую пользу, но мало что доказали. [32] Маджеру (2008) утверждает, что серия дефтеров, начиная с 1455 года, «показывает, что Косово... представляло собой мозаику сербских и албанских деревень», в то время как в Приштине и Призрене уже проживало значительное албанское мусульманское население, и что тот же дефтер 1455 года указывает на присутствие албанцев в Тетово. [16] В 15 веке албанцы переехали в город Ново-Брдо для работы на рудниках. [16]

16 век

1520–1535

  • Вуштри: 19 614 домохозяйств.
    • Христиане
    • 700 мусульманских семей (3,5%)
  • Призрен
    • Христиане
    • 359 мусульманских семей (2%)

1591

Османский дефтер 1591 года: [33]

  • Призрен - христианское большинство, значительное мусульманское меньшинство.
  • Гора - Национальности не указаны. только религиозная принадлежность жителей.
  • Ополье - христианское большинство, значительное мусульманское меньшинство.

17–18 вв.

В отчетах 17 века указывается, что западное Косово и некоторые части центрального Косово были албанскоязычными, а восточный регион - славянскоязычным. [34] [32] Волна албанских католиков-колонистов прибыла в 17 веке в города Приштина и Гьякова. [16]

В 17 веке города Пея, Призрен, Приштина были преимущественно мусульманскими. [35]

Католический епископ Петер Мазреку отметил в 1624 году, что католиков в Призрене было 200, сербов (православных) 600, а мусульман, почти все из которых были албанцами, насчитывалось 12 000. [36]

Во время Великой австро-турецкой войны албанские католические лидеры Петер Богдани и Тома Распасани сплотили косовских албанских католиков и мусульман на проавстрийскую сторону. Сообщения о 20 000 албанцев в Косово, которые обратили свое оружие против турок. [37] После того как австрийцы были вынуждены отступить, последовали репрессии над населением. В 1690-х годах Распасани писал, что большинство католиков Косово бежали в Будапешт, где большинство из них умерло от голода или болезней. [38]

Значительные группы албанского населения проживали в Косово, особенно на западе и в центре, до и после вторжения Габсбургов 1689–1690 годов. [32] [39] Из-за османско-габсбургских войн и их последствий некоторые албанцы из современной северной Албании и Западного Косово поселились на более обширной территории Косово во второй половине 18 века, иногда по инициативе османских властей. [40] [41] Были также перемещения и насильственные перемещения православных сербов в Косово, спровоцированные властями Османской империи, и поэтому историки пришли к выводу, что эти события затронули все категории населения, а не одно подрывало другое. [21] [ нужна страница ] [42]

Значительные албанские группы также существовали в Восточном Косово. В некоторых городах проживало большое количество албанцев-мусульман, которое не достигло уровня, существовавшего до 1690 года, до середины 19 века. [42]

В первых сообщениях говорится, что сотни деревень между районами Трепчи, Вуштри и районом Приштины на востоке Косово были заброшены, в то время как деревни в западной части Косово все еще были заселены. [42]

Последовательные преследования сербов со стороны османов на южных Балканах привели к миграции в районы, находившиеся под контролем Габсбургской монархии , особенно во время Великой турецкой войны 1683–1699 годов. [43] Во время этой войны между Османской империей и Габсбургами это привело к бегству значительного числа сербов и албанцев, перешедших на сторону австрийцев, изнутри и за пределами Косово, в Австрией удерживаемую Воеводину и на военную границу – Патриарх Арсений III, один о беженцах говорится о 30 000 или 40 000 душ, но в гораздо более позднем монастырском источнике упоминается 37 000 семей. Сербские историки использовали этот второй источник, чтобы говорить о Великом переселении сербов . Войны 1717–1738 годов привели ко второму исходу беженцев (как сербов, так и албанцев) из Косово и за его пределами, а также к репрессиям, порабощению и депортации ряда сербов и албанцев победившими османами. [44]

19 век

Этнографическая карта Балкан (фрагмент), Atlas Général Vidal-Lablache , Париж, 1898 г.

Косово было частью Косовского вилайета , который включал Косово, части северной и северо-западной Северной Македонии , части современной восточной Черногории и большую часть региона Санджак . Данные девятнадцатого века о Косовском вилайете, как правило, довольно противоречивы, что дает иногда численное превосходство сербам , а иногда и албанцам . Османская статистика считается ненадежной, поскольку империя учитывала своих граждан по вероисповеданию, а не по национальности, используя записи о рождении, а не опросы людей.

Карта, изданная французским этнографом Ж. Лежаном. [45] в 1861 году показано, что албанцы проживали примерно на 57% территории Косовского вилайета, в то время как аналогичная карта, опубликованная британскими путешественниками Г. М. Маккензи и А. П. Ирби, [45] в 1867 г. показано несколько меньше; на этих картах не показано, какое население в целом было больше. Тем не менее карты нельзя использовать для измерения численности населения, поскольку они не учитывают плотность.

Этническое распределение албанцев, Исторический атлас , Нью-Йорк, 1911 г.

Карты, опубликованные немецким историком Кипертом. [45] в 1876 году Дж. Хан [45] и австрийский консул К. Сакс , [45] показывают, что албанцы на большей части территории нынешнего Косово проживают , однако не показывают, какое население больше. Согласно им, регионы Косовска-Митровица и Косово-Поле были заселены в основном сербами , тогда как большая часть территории западной и восточной частей сегодняшней провинции была заселена албанцами-мусульманами .

Австрийская статистика [46] опубликованная в 1899 году оценка численности населения Косовского вилайета :

  • 349,350

из них национальная принадлежность по данным источника не указана

Во время и после сербско-османской войны 1876–1878 годов от 49 000 до 130 000 албанцев были изгнаны сербской армией из Санджака Ниша (расположенного к северо-востоку от современного Косово) и бежали в Косовский вилайет . [47] [48] [49] [50] [51] Сербы из региона Лаборатории переехали в Сербию во время и после войны 1876 года, а прибывшие албанские беженцы ( мухаджире ) вновь заселили их деревни. [52] Помимо региона Лаборатории, значительное количество албанских беженцев было переселено в другие части северного Косово вдоль новой османско-сербской границы. [53] [54] [55] Большинство албанских беженцев были расселены в более чем 30 крупных сельских поселениях в центральной и юго-восточной части Косово. [52] [54] [56] Многие беженцы также были рассредоточены и расселены в городских центрах, что существенно увеличило их население. [57] [54] [58] Западные дипломаты в отчетах 1878 года оценили количество семей беженцев в Македонии в 60 000 семей, при этом 60–70 000 беженцев из Сербии разбросаны по вилайету Косово. [59] Османский губернатор вилайета Косово оценил в 1881 году число беженцев примерно в 65 000 человек, некоторые из которых были переселены в санджаки Ускюпа и Йени-Пазара . [59]

В поздний османский период в вилайете Косово проживало разнообразное население албанцев-мусульман и православных сербов, которое было разделено по религиозному и этническому признаку. [60]

Албанцы-мусульмане составляли большинство населения вилайета Косово, включая важную часть городских профессиональных и землевладельческих классов крупных городов. [61] в то время как сербы составляли большинство в Восточном Косово, а также значительное болгарское меньшинство на юге. [62] Западное Косово состояло из 50 000 жителей и являлось территорией, где доминировала албанская племенная система, где ежегодно от кровной мести умирало 600 албанцев . [63] В высокогорье Якова (Гьякове) проживало 8 племен, в основном мусульманских, а в районе Лумы недалеко от Призрена проживало 5 племен, в основном мусульманских. [60] Население племенных территорий составляли косовские малисоры (горцы). [60] В городе Ипек проживали криптохристиане католической веры . [60]

-мусульмане Боснийцы , родным языком которых был славянский язык, составляли значительную часть населения Косовского вилайета и были сконцентрированы в основном в санджаке Енипазар. [61] Черкесские беженцы, прибывшие из России, были переселены османскими властями в пределах вилайета Косово в 1864 году, и к 1890-м годам их численность составляла около 6000 человек. [61]

Карта этнического состава Балкан французского этнографа Гийома Лежана (1861 г.).

В северной половине вилайета Косово православные сербы были самой крупной христианской группой и составляли большинство в восточных районах. [61] несколько тысяч арумын . Вилайет Косово проживало [61] Болгары проживали в южной половине вилайета Косово. [61]

По данным османских провинциальных отчетов за 1887 год, албанцы составляли более половины населения Косовского вилайета, сосредоточенного в санджаках Ипека, Призрена и Приштине. [60] В санджаках Енипазар, Ташлица и Ускюп албанцы составляли меньшую часть населения. [60]

В 1897 году османские власти приказали провести в Косово религиозную перепись, которая показала, что в то время в Косово проживало 633 765 мусульман и 333 406 христиан, то есть христиане составляли 35% населения. [64] Христиане были крайне недопредставлены в местных органах власти и администрации, и лишь несколько чиновников были христианами во всем Косово. [64] Паоло Маджолини объясняет упадок христианского населения провалом восстания 1878 года , которое было использовано османскими властями для оправдания насильственного обращения и изгнания католических и православных общин в Косово. [65]

По словам Гера Дуйзингса, середина XIX века стала первым случаем, когда албанцы составили большинство в Косово, а 1870-е годы стали точкой, когда отношения между сербами и албанцами Косово стали крайне враждебными и жестокими. [66] Он утверждает, что менее половины Косово в то время было этнически однородным - постоянное заселение и миграция сильно подорвали местную и племенную идентичность Косово, при этом большинство албанцев были плохо интегрированы, а сербы либо жили в сегрегированных христианских анклавах, либо ассимилировались с албанским большинством:

В Косово процесс албанизации, то есть продолжающаяся миграция албанцев из племенных территорий северной Албании в Косово, совпал с процессом исламизации. В ходе этого процесса подавляющее большинство албанцев приняли ислам. Кроме того, многие сербы перешли на албанский, который впоследствии стал доминирующим языком в их среде. Эти процессы исламизации и албанизации все еще были в самом разгаре в девятнадцатом веке. [67]

Поскольку процесс религиозного обращения был насильственным и принудительным, косовские албанцы также были лишь номинально мусульманами, а полностью исламизированные новообращенные становились лишь через несколько поколений. [67] Дуйзингс также подвергает сомнению концепцию «Великого исхода сербов» из Косово, пропагандируемую сербскими историками, утверждая, что основной причиной резкого упадка христианства в Косово был демонтаж церковных структур, предпринятый османской администрацией в 18 и 19 веках, что привело к «процесс исламизации и албанизации сербов». [67]

Примечание. Территория Османского вилайета Косово сильно отличалась от современного Косово .

Начало 20 века

Этнический состав Косово в 1911 году

По данным Арама Андоняна и Заврена Биберяна, в 1908 году в Косовском вилайете, включавшем современное Косово и северо-западную часть современной Северной Македонии , общая численность населения составляла 908 115 человек, из которых самую большую группу составляли албанцы с 46,1%, за которыми следовали Болгары - 29,1%, сербы - 12,4% и турки - 9,8%.

Немецкий ученый Густав Вейганд привел следующие статистические данные о населении Косово: [68] исходя из предвоенной ситуации в Косово в 1912 году:

Отчеты о населении Османской империи

Отчеты о населении Османской империи за 1895 год показывают, что мужское население составляло 132 450 мусульман и 73 924 христианина для санджака Приштины, 73 708 мусульман и 24 101 христианина для санджака Призрена и 24 852 мусульман и 9 468 христиан для санджака Ипека , или в общей сложности около 462 000 мусульман. (обоих полов), или 68,2%, и около 215 000 христиан (обоих полов), или 31,8%, для трех санджаков, составляющих большую часть Косово. [69] Однако данные включают в себя крупную Казу Калканделен в регионе Македония , а в категорию «христиане» входят также католики.

Согласно переписи населения Османской империи 1905–1906 годов , население санджака Приштины состояло из 278 870 мусульман и 111 328 сербских патриархистов, санджака Призрена — 221 882 мусульман, 25 482 сербских патриархов и 19 320 болгарских экзархистов (данные включают крупный Калканделен) . каза в районе Македонии ) и санджака Ипека из 121 264 мусульман и 30 210 сербских патриархов. [70]

Данные по Каланделен казы доступны только по переписи населения Османской империи 1881-1882 годов . В нем указано мужское население, состоящее из 29 212 мусульман (или около 58 000 мусульман обоих полов), 4 990 патриархистов (или около 10 000 представителей обоих полов) и 9 830 болгарских экзархистов (или около 20 000 представителей обоих полов). [71] Таким образом, население трех санджаков, за вычетом Калканделен казы, на 1905/1906 год состояло из 564 016 мусульман (78,2%) и 157 020 сербских патриархов (21,8%). Никаких данных о третьей крупной конфессиональной группе Косово – католиках – не предоставлено.

Балканские войны и Первая мировая война (Черногория и Сербия)

Косово было частью Османской империи, и после Балканских войн (1912–1913) западная часть была включена в состав Черногории, а остальная часть - в состав Сербии. [72] Ссылаясь на сербские источники, Ноэль Малкольм также заявляет, что в 1912 году, когда Косово перешло под контроль сербов , «православное сербское население [составляло] менее 25%» от всего населения Косово. [73]

Начиная с 1912 года, Черногория инициировала свои попытки колонизации и в 1914 году приняла закон об этом процессе, направленный на экспроприацию 55 000 гектаров албанских земель и передачу их 5 000 черногорским поселенцам. [74] Некоторая сербская колонизация Косово произошла во время Балканских войн. [75] Сербия предприняла меры по колонизации, приняв указ, направленный на колонистов на «недавно освобожденных территориях», который предложил семьям 9 гектаров земли. [74]

Югославский межвоенный период

После Первой мировой войны сербский контроль над Косово был восстановлен, и Королевство проводило политику по изменению национальной и религиозной демографии Косово и сербизации этого региона посредством колонизации . [76] [77] [78] Косово было территорией, где сербы не составляли большинства населения, и государство стремилось к демографическим изменениям в этих районах посредством земельной реформы и политики колонизации. [79] Новый указ, изданный в 1919 году, а затем в 1920 году, возобновил процесс колонизации в местах проживания албанцев в Косово и Вардарской Македонии. [74]

перепись 1921 года

Этнографическая карта Европы 1922 года, CS Hammond & Co.
Распределение рас на Балканском полуострове и в Малой Азии в 1923 году, Уильяма Р. Шеперда. Атлас
  • По данным переписи населения Королевства сербов, хорватов и словенцев 1921 года на территориях, составляющих современное Косово, проживало 439 010 жителей:
По религии:
По родному языку:

По данным югославской переписи 1921 года, албанцы составляли большинство населения Косово - около 64 процентов, причем около 72 процентов принадлежали к мусульманской вере. [78] Колонизация Косово и Вардарской Македонии, спонсируемая правительством, была начата в 1920 году, когда 24 сентября Ассамблея Югославского королевства приняла Указ о колонизации южных провинций Югославии . [80] [78] [81] Указы были задуманы как награда бывшим солдатам и четникам за службу во время Балканских войн и Первой мировой войны, а также предлагались стимулы для поселения в Косово, что позволяло им претендовать на от 5 до 10 гектаров земли. [82] [74] [83] Ветераны вооруженных сил, поселившиеся в Косово, были известны как доброволяцы (добровольцы) и были политически надежной группой для государства. [83] Процесс колонизации также повлек за собой приезд в Косово сербских бюрократов вместе с их семьями. [83] В течение 1919–1928 годов в Косово переехало от 13 000 до 15 914 сербских семей, как это было предусмотрено условиями декретов. [84] Между 1918 и 1923 годами в результате государственной политики от 30 000 до 40 000, в основном албанцев-мусульман, мигрировали в турецкие регионы Измир и Анатолия . [85] По мнению Антонио Бальдаччи , югославская перепись 1921 года значительно занизила численность албанцев, проживающих в Косово. [86]

перепись 1931 года

По религии:
Сербская колонизация в Косово и Вардарской Македонии в период с 1920 по 1930 годы. Колонизированные территории обозначены толстыми черными линиями, а колонизированные поселения показаны черными квадратами.
По родному языку:

К 1930-м годам усилия и попытки увеличения сербского населения потерпели неудачу, поскольку югославская перепись (1931 г.) показала, что албанцы составляли 62 процента населения Косово. [76] [87] [88] Колонизации удалось частично изменить демографическую ситуацию в Косово: доля албанцев снизилась с 65 процентов (289 000) в 1921 году до 61 процента (337 272) в 1931 году, а доля сербов увеличилась с 28 процентов (114 000) до 32 процентов (178 848). [83] Государственные власти пытались сократить численность албанского населения посредством «вынужденной миграции», процесса, который нарастал в течение десятилетия. [76] [87] Второй этап югославской колонизации начался в 1931 году, когда Указ о колонизации южных регионов . 11 июля был издан [80] [89] Этот этап колонизации считался неудачным, поскольку только от 60 до 80 тысяч человек (около 17–20 тысяч семей) проявили желание стать поселенцами и получить землю, многие из которых не смогли этого сделать. [82] [83]

Данные, собранные югославской миссией за 1919–1940 годы в Анкаре, показывают, что 215 412 албанцев мигрировали в Турцию, тогда как данные, собранные югославской армией, показывают, что до 1939 года 4 046 албанских семей переехали жить в Албанию. [90] Сабрина Рамет приводит оценку, согласно которой в период с 1918 по 1921 год изгнание албанцев сократило их численность с 800 000–1 000 000 в Косово до примерно 439 500. [91] [92] Между 1923 и 1939 годами около 115 000 югославских граждан мигрировали в Турцию, и как югославские, так и турецкие источники утверждают, что албанцы составляли большую часть этой группы населения. [93] Югославские источники преуменьшают количество албанцев, покинувших регион. Официальные югославские источники утверждали, что в период с 1927 по 1939 год около 23 601 мусульманин из Косово уехал в Турцию (19 279) и Албанию (4 322). Точное количество изгнанных албанцев определить трудно, но между Первой и Второй мировыми войнами из Югославии переехало от 200 000 до 300 000 мигрантов, в основном в Турцию. С 1923 по 1939 год албанцы составляли около 100 000 человек в общей численности населения, покинувшего Югославию. [93]

Албанские ученые из Албании и Косово оценивают число албанских беженцев от 300 000 до сотен тысяч и заявляют, что они покинули Югославию по принуждению. [94] [95] [96] Другие оценки, данные учеными за пределами Балкан, о косовских албанцах, эмигрировавших в 1918–1941 годах, составляют от 90 000 до 150 000 или 200 000–300 000. [87] [96] На сегодняшний день доступ к архиву Министерства иностранных дел Турции по этому вопросу недоступен, и поэтому общее количество албанцев, прибывших в Турцию в межвоенный период, трудно определить. [94]

Вторая мировая война

Косово и 1941 год.

Во время Второй мировой войны большая территория Косово была присоединена к контролируемой Италией Албании . [97] [98] Косовские албанцы стремились исправить прошлую политику колонизации и славянизации, и отношения власти между албанцами и сербами были отменены новой администрацией. [97] [98] Это привело к тому, что местные сербы и другие сербы, прибывшие ранее в рамках плана колонизации, стали объектами нападения групп вооруженных албанцев. [98] За этим последовали кампании, направленные против сербов, которые включали уничтожение собственности, убийства, убийства и депортации. [97] [91] [98] Большинство черногорских и сербских поселенцев, состоящих из бюрократов и добровольцев, бежали из Косово в оккупированную странами Оси Сербию или Черногорию . [97] [99] По одной из оценок, число сербов, которые были вынуждены покинуть страну, составляет 70 000–100 000 человек. [91] По оценкам сербской историографии, в 1941–1945 годах Косово покинуло около 100 000 сербов. [99] Другие сербские источники называют это число 250 000 человек. [100] По оценкам Викерса, за этот период итальянские оккупационные силы способствовали переселению до 72 000 албанцев из Албании в Косово. [101]

Возник трехмерный конфликт, включающий межэтническую, идеологическую и международную принадлежность, причем первое из них было наиболее важным. Тем не менее, эти конфликты были относительно невысокими по сравнению с другими районами Югославии в годы войны: один сербский историк оценил, что было убито 3000 албанцев и 4000 сербов и черногорцев, а два других оценили число погибших на войне в 12 000 албанцев и 10 000 сербов и черногорцев. . [102] Официальное расследование, проведенное правительством Югославии в 1964 году, зафиксировало около 8000 погибших в результате войны в Косово в период с 1941 по 1945 год, 5489 из которых были сербами и черногорцами, а 2177 - албанцами. [103]

Коммунистическая Югославия

После Второй мировой войны и установления коммунистического правления в Югославии программа колонизации была прекращена, поскольку президент Тито хотел избежать межконфессиональных и этнических конфликтов. [104] В марте 1945 года Тито издал временный указ, запрещавший возвращение колонистов, в том числе некоторых четников и остальных, уехавших во время войны в поисках убежища. [105] [106] Две недели спустя Тито издал еще один указ, а вслед за ним в августе 1945 года был принят закон, разрешавший условное возвращение меньшинства колонистов. [105] [106] Всего было зарегистрировано 11 168 случаев возвращения, из них 4 829 случаев подтверждены, 5 744 случая частично подтверждены, а 595 случаев отклонены. [105] Небольшая часть прежнего колонистского населения вернулась в Косово и вернула себе землю, а большая часть их числа (4000 семей) позже уехала в другие районы Югославии. [105] С 1945 по 1948 год правительство Югославии открыло границу с Албанией, и около 25 000 албанцев пересекли ее и поселились в Косово. Большинство этих послевоенных мигрантов были членами семей албанцев, поселившихся в Косово во время Второй мировой войны итальянскими оккупационными силами. [107]

После Второй мировой войны и раскола Югославии и Албании югославские власти попытались преуменьшить связи между албанцами Албании и Косово и реализовать политику «тюркификации», которая поощряла образование турецкого языка и эмиграцию в Турцию среди албанцев. [108] [109] , министром иностранных дел Турции , было достигнуто соглашение В 1953 году между Тито и Мехметом Фуатом Кёпрюлю , которое способствовало эмиграции албанцев в Анатолию. [108] [109] Вынужденная миграция в Турцию увеличилась, и Клейда Мулай приводит цифры за 1953–1957 годы, которые составляют 195 000 албанцев, покинувших Югославию, а в 1966 году - около 230 000 человек. [108] Историк Ноэль Малкольм оценил число албанцев, уехавших в Турцию в период с 1953 по 1966 год, в 100 000 человек. [109] Факторами, повлиявшими на рост миграции, были запугивание и давление на албанское население с целью заставить его покинуть страну посредством кампании, возглавляемой начальником югославской полиции Александром Ранковичем , которая официально была заявлена ​​как направленная на обуздание албанского национализма . [108] [109] Косово, находившееся под контролем Ранковича, рассматривалось Турцией как лицо, которое осуществит «Джентльменское соглашение». [109] В то же время в регионе произошел новый этап колонизации, когда в Косово поселились черногорские и сербские семьи. [108] Ситуация закончилась в 1966 году отстранением Ранковича от должности. [108]

С 1961 по 1981 год этническое албанское население Косово почти удвоилось в результате высокого уровня рождаемости, нелегальной миграции из коммунистической Албании и быстрой урбанизации. За тот же период население этнических сербов Косово сократилось вдвое, что было стимулировано исходом этнических сербов из региона. [110] [111]

Переписи населения

перепись 1948 года

В 1945 году указ о временном запрете на возвращение колонистов был опубликован в правительственном периодическом издании «Службный список».

727 820 жителей

перепись 1953 года

808 141 общее количество жителей

перепись 1961 года

963 959 жителей

  • 646 604 албанца ( 67,08% )
  • 227 016 сербов ( 23,55% )
  • 37 588 черногорцев ( 3,9% )
  • 8026 этнических мусульман ( 0,83% )
  • 7251 хорват ( 0,75% )
  • 5203 югослава ( 0,54% )
  • 3202 румына ( 0,33% )
  • 1142 македонца ( 0,12% )
  • 510 словенцев ( 0,05% )
  • 210 венгров ( 0,02% )

перепись 1971 года

1 243 693 жителей [ нужна ссылка ]

  • 916 168 албанцев или 73,7% [100]
  • 228 264 серба ( 18,4% )
  • 31 555 черногорцев ( 2,5% )
  • 26 000 славянских мусульман ( 2,1% )
  • 14 593 румына ( 1,2% )
  • 12 244 турка ( 1,0% )
  • 8000 хорватов ( 0,7% )
  • 920 югославов ( 0,1% )

перепись 1981 года

1 584 558 жителей [112]

  • 1 226 736 албанцев ( 77,42% )
  • 209 498 сербов ( 13,2% )
  • 27 028 черногорцев ( 1,7% )
  • 2676 югославов ( 0,2% )

перепись 1991 года

Зарегистрированное население

Согласно официальным статистическим данным Югославии, почти все албанцы, а также некоторые цыгане и этнические мусульмане бойкотировали перепись после призыва Ибрагима Руговы бойкотировать сербские учреждения.

359 346 жителей [112]

По этнической принадлежности:

  • 194 190 сербов
  • 57 758 мусульман (меньшинства бойкотируются)
  • 44 307 цыган (меньшинство бойкотируется)
  • 20 356 черногорцев
  • 9091 албанец (большинство бойкотировано)
  • 10 446 турок
  • 8062 хорвата
  • 3457 югославов
По религии:
  • 216 742 (60,32%) православные
  • 126 577 (35,22%) мусульмане
  • 9990 (2,78%) католики
  • 1,036 (0,29) Атеист
  • 4,417 (1,23) Неизвестно
Предполагаемое население

Статистическое управление автономного края Косово и Метохия подсчитало общее количество албанцев, мусульман и цыган.

1 956 196 жителей

По этнической принадлежности:

  • 1 596 072 албанца ( 81,6% )
  • 194 190 сербов ( 9,9% )
  • 66 189 мусульман ( 3,4% )
  • 45 745 Рим ( 2,34% )
  • 20 365 черногорцев ( 1,04% )
  • 10 445 турок ( 0,53% )
  • 8062 хорвата ( Яневци , Летничаны) ( 0,41 )
  • 3457 югославов ( 0,18% )
  • 11 656 других ( 0,6% )

Поправки не следует считать полностью точными. Численность албанцев иногда считают заниженной. С другой стороны, иногда эту оценку считают завышенной, поскольку она получена на основе более ранних переписей, которые считаются завышенными. Статистическое управление Косово заявляет, что качество переписи 1991 года «сомнительно». [1] .

В сентябре 1993 года боснийский парламент вернул им историческое название боснийцы . С тех пор некоторые косовские мусульмане начали использовать этот термин по отношению к себе.

Правительство Милошевича (1990-е)

К 1992 году ситуация в Косово ухудшилась, и политики с обеих сторон оказались в тупике в поисках решений для будущего региона. [113] Обеспокоенность среди сербов возросла, и в Приштине была создана организация под названием «Сербский блок колонизации Косово», целью которой было заставить государственных чиновников базироваться в Белграде для увеличения сербского населения в Косово. [113] Таким образом, государство предоставило кредиты на строительство квартир и домов, а также возможности трудоустройства для черногорцев и сербов, которые решили переехать в этот регион. [113] В марте 1992 года около 3000 человек сербского меньшинства в Албании эмигрировали в Косово после принятия предложения правительства. [113] В то время правительство под руководством президента Слободана Милошевича проводило колонизацию в условиях финансовых трудностей и ограниченности ресурсов. [113] Парламентом Сербии были приняты законы, направленные на изменение баланса сил в Косово, касающихся экономики, демографии и политики. [114] Парламент Сербии 11 января 1995 года принял Указ о колонизации Косово Союзной Республикой Югославия . [115] В нем излагались государственные льготы для сербов, желающих переехать жить в Косово, с кредитами на строительство домов или покупку другого жилья, а также предлагались бесплатные земельные участки. [115] [114] Лишь немногие сербы воспользовались этим предложением из-за ухудшения ситуации в Косово в то время. [115]

Около 10 000 сербских беженцев из Краины и более 2 000 из Боснии были переселены в Косово из-за югославских войн . [116] В 1995 году правительство попыталось изменить этнический баланс в регионе посредством запланированного переселения 100 000 сербских беженцев, которые позже сократились до 20 000, из Краины в Хорватии в Косово. [116] [117] Некоторые сербские беженцы выступили против поездки в Косово. [117] В 1996 году официальная правительственная статистика установила, что число беженцев в Косово составило 19 000 человек. [117] После этого большая часть сербских беженцев уехала, а некоторые остались. [115] В начале 1997 года число переселенных сербских беженцев в Косово составляло 4000 человек. [117] и 6000 в начале 1999 года. [118] Поскольку социально-политическая ситуация ухудшилась, косовские албанцы численностью около 300 000 человек бежали в этот период в Западную Европу. [119] После начала конфликта между правительством Милошевича и Армией освобождения Косово в начале 1997 года около 9 000 сербских беженцев и 20 000 местных сербов покинули Косово. [120]

Косовская война (1999)

Во время войны в Косово (март – июнь 1999 г.) сербские силы, по всей видимости, изгнали от 800 000 до 1 000 000 албанцев из Косово, применив такую ​​тактику, как конфискация личных документов, чтобы затруднить или предотвратить любое возвращение в будущем. [121] Косовские албанцы позже вернулись после вмешательства НАТО и окончания войны.

В 1999 году в офис Международного уголовного трибунала по делу бывшего прокурора Югославии Карлы Дель Понте поступило сообщение о более чем 11 000 смертей . [122] Всего во время войны было убито около 10 317 мирных жителей, из них 8 676 были албанцами, 1 196 сербами и 445 цыганами и другими, а также 3 218 убитыми членами вооруженных формирований. [123] По состоянию на 2010 год Около 3000 человек по-прежнему числятся пропавшими без вести, из них 2500 - албанцы, 400 сербов и 100 цыган . [124]

Через несколько дней после вывода югославской армии более 80 000 (почти половина из 200 000, по оценкам, проживавших в Косово) сербов и других гражданских лиц неалбанского происхождения были изгнаны из Косово. [125] [126] [127] [128] [129] Оценки числа сербов, покинувших Косово после ухода сербских войск из Косово, варьируются от 65 000. [130] до 250 000. [131] Кроме того, в Косово осталось менее ста сербских беженцев из Хорватии. [118]

Современный

перепись 2011 года

По переписи 2011 года проживало 1 739 825 жителей. ECMI «призывает к осторожности при упоминании переписи 2011 года» из-за бойкота со стороны муниципалитетов с сербским большинством в Северном Косово и частичного бойкота со стороны сербов и цыган на юге Косово. [132] По данным, таков этнический состав Косово:

По состоянию на 2014 год в Косово проживает около 96 000 косовских сербов, около 3/4 из них проживают в Северном Косово . [133]

См. также

Ссылки

  1. ^ «Дарданиои, Дарданой, Дарданионес» Дарданиои, Георг Аутенрит, «Словарь Гомера», в Персее
  2. ^ Латинский словарь
  3. ^ Папазоглу 1978 , с. 131
  4. ^ Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Издание информационной базы . п. 205. ИСБН  1438129181 .
  5. ^ Джозеф Ройсман; Ян Уортингтон (7 июля 2011 г.). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. п. 301. ИСБН  978-1-4443-5163-7 .
  6. ^ Уилкс 1992 , с. 85
  7. ^ Столицы Юго-Восточной Европы: история, функции, национальный символизм Харальда Хеппнера, страница 134
  8. ^ Короткий 2001 , с. 189.
  9. ^ Солтысяк, Аркадиуш. «Пандемия чумы и славянская экспансия в VI–VIII веках» . www.researchgate.net . Варшавский университет.
  10. ^ Малькольм 1998 , с. 23.
  11. ^ Малькольм 1998 , с. 27.
  12. ^ Дюселье, Ален (2006). «Правда ли, что албанцы вторглись в Косово?» . В Ди Леллио, Анна (ред.). Дело Косово: переход к независимости . Гимн Пресс. стр. 30–31. ISBN  0857287125 .
  13. ^ Штайнке, Клаус (2016). «Проблемы идентичности горанцев в Восточной Албании и Косово». В Камуселле, Томаш; Номачи, Мотоки; Гибсон, Кэтрин (ред.). Справочник Пэлгрейва по славянским языкам, идентичности и границам . Спрингер. стр. 365–73. ISBN  978-1137348395 .
  14. ^ Малькольм 1998 , с. 28.
  15. ^ Файн 1994, с. 7

    Венгерское нападение, начатое в 1183 году, с которым Неманья был союзником [...], смогло завоевать Косово и Метохию, включая Призрен.

  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Маджеру, Александру; Гордон, Мартин (2008). Войны на Балканском полуострове: их средневековые истоки . Пугало Пресс. стр. 25-27, 32-35 . ISBN  978-0-8108-5846-6 .
  17. ^ Малькольм 1998 , стр. 22–40.
  18. ^ Дю Нэ, Андре (1977). Ранняя история румынского языка . Юпитер Пресс. ISBN  9780933104037 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Малькольм 1998 , с. 54.
  20. ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, Генри Роберт (1955). «Югославское Косово: эволюция приграничной провинции и ее ландшафта». Сделки и документы (Институт британских географов) . 21 (21): 183. дои : 10.2307/621279 . ISSN   1478-4017 . JSTOR   621279 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Малькольм 1998 .
  22. ^ Мирдита, Зеф (1995). «Балканские влахи в свете данных византийских авторов» . Исторические вклады . 14 (14). Хорватский институт истории.
  23. ^ Харасти, Эндре (1977). Происхождение румын: влахское происхождение, миграция и проникновение в Трансильванию . Дунайская пресса. стр. 60–61. ISBN  9780879340179 .
  24. ^ Ханзич - Некоторые новости об Арбанасе в Косово и Метохии
  25. ^ Милан Суффле - История Северного Арбанаса, стр. 61-2.
  26. ^ Крэмптон, Р.Дж. (2005). Краткая история Болгарии (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 15 .
  27. ^ Файн, Джон Ван Антверпен (1994), Балканы позднего средневековья: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания , University of Michigan Press, стр. 318, ISBN  978-0-472-08260-5
  28. ^ Малькольм 1998 , с. 197.
  29. ^ Бобич, Мирьяна (2015). «Реконструкция домашних общин в Бранковичском крае Сербии в 1455 году». В Совиче, Сильвия; Тейн, Пэт; Виаццо, Пьерпаоло (ред.). История семей и домашних хозяйств: сравнительные европейские измерения . БРИЛЛ. стр. 73–78. ISBN  978-9004307865 .
  30. ^ Селимович, Салих (2019). «Сколько албанцев было на территории Косово в 1455 году?» . ЕРЕТИК – Часопис за преиспитание прошлости : 222–223 . Проверено 12 июня 2023 г.
  31. ^ Катич, Татьяна (2020). «Войнюк-защитник 1455 года» . Институт истории Белграда . 17 (1):37 . Проверено 12 июня 2023 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Анскомб, Фредерик (2006). «Османская империя в современной международной политике – II: Случай Косово» (PDF) . Обзор международной истории . 28 (4): 767–774, 785–788. дои : 10.1080/07075332.2006.9641103 . JSTOR   40109813 . S2CID   154724667 .
  33. ^ TKGM, TD № 55 (412), (Defter sandžaka Prizren iz 1591. godine).
  34. ^ Малькольм 1998 , стр. 136–137.
  35. ^ Малькольм 2020 , стр. 132–135, 143.
  36. ^ Малькольм 2020 , с. 136.
  37. ^ Малькольм 2020 , с. 135.
  38. ^ Малькольм 1998 , с. 162.
  39. ^ Малькольм 1998 , с. 114.
  40. ^ Ягодич 1998 , параграф. 10, 12.
  41. ^ Гениш, Шерифе и Келли Линн Мейнард (2009). Формирование диаспоральной общины: История миграции и расселения албанцев-мусульман в Черноморском регионе Турции. « Ближневосточные исследования . 45. (4): 556–557.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Малькольм 2020 , с. 142.
  43. ^ Кэсидей, Августин (2012), Православный христианский мир (PDF) , Routledge, стр. 135
  44. ^ Малькольм 1998 , с. 139-171.
  45. ^ Перейти обратно: а б с д и Х. Р. Уилкинсон, «Карты и политика»; обзор этнографической картографии Македонии, Liverpool University Press, 1951 г.
  46. ^ Подробное описание Санджаков Плевле и Вилаец Косово (с 8 приложениями и 10 листами), напечатанное в виде рукописи, Vien 1899, 80–81.
  47. ^ Планана, Эмин (1985). «Причины характера исхода албанских беженцев с территории санджака Ниша в Косово (1878–1878 гг.)]». Изучайте албанский язык . 1 : 189–190.
  48. ^ Ризай, Скендер (1981). «Девять английских документов о Призренской лиге (1878–1880)». Альбанологические следы (Серия исторических наук) . 10 : 198.
  49. ^ Шимшир, Билал Н. (1968). Турецкие миграции из Румелии. Emigrations turques des Balkans [Турецкая эмиграция с Балкан] . Том I. Документы. п. 737.
  50. ^ Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Косово . Пугало Пресс. п. XXXII. ISBN  9780333666128 .
  51. ^ Стефанович, Джордже (2005). «Взгляд на албанцев глазами сербов: изобретатели традиции нетерпимости и их критики, 1804–1939». Ежеквартальный журнал европейской истории . 35 . (3): 470.
  52. ^ Перейти обратно: а б Ягодич 1998 г. , пар. 29.
  53. ^ Ягодич 1998 , параграф. 31.
  54. ^ Перейти обратно: а б с Ука, Сабит (2004а). : (1877/1878-1912 ) Изгнание албанцев из Санджака Ниша и переселение их в Косово Приштина: Лето. стр. 194–286. ISBN  9789951864503 .
  55. ^ Османи 2000 , стр. 48–50.
  56. ^ Османи 2000 , стр. 44–47, 50–51, 54–60.
  57. ^ Ягодич, Милош (1998). «Эмиграция мусульман из новых сербских областей 1877/1878 гг.» . Балканология . 2 (2). дои : 10.4000/balkanologie.265 . S2CID   140637086 . пункт. 30.
  58. ^ Османи, Юсуф (2000). Сербская колонизация Косово . Ветер стр. 43–64. ISBN  9789951040525 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  59. ^ Перейти обратно: а б Малькольм 1998 , стр. 228–229.
  60. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гаврич 2006 , с. 34.
  61. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гаврич 2006 , с. 35.
  62. ^ Гаврич 2006 , с. 35: «С христианской стороны списка сербская православная община составляла самую большую группу в северной половине Косово, составляя большинство в восточных районах. Провинцию населяли не более нескольких тысяч православных валахов. Болгары оккупировали южную половину Косово».
  63. ^ Гаврич 2006 , стр. 30, 34.
  64. ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , с. 109.
  65. ^ Маджолини, Паоло (2014). «Понимание жизни на османско-черногорском приграничье Северной Албании в эпоху Танзимата: католические племена мирдитов, миссионеры и османские чиновники». Ближневосточные исследования . 50 (2). Рутледж: 208–232. дои : 10.1080/00263206.2013.870891 . S2CID   144954033 .
  66. ^ Дуйзингс, GHJ (1999). Религия и политика идентичности в Косово . Университет Амстердама. hdl : 11245/1.393615 . ISBN  9780231120999 .
  67. ^ Перейти обратно: а б с Дуйзингс, GHJ (1999). Религия и политика идентичности в Косово . Университет Амстердама. стр. 15–16. hdl : 11245/1.393615 . ISBN  9780231120999 .
  68. ^ Перейти обратно: а б Gustav Weigand, Ethnographie von Makedonien, Leipzig, 1924; Густав Вайганд, Етнография на Македония (Bulgarian translation)
  69. ^ Ахбаб, Якуп (2015). «Административная и социально-экономическая структура Скопье Санджак (1876–1911) / Üsküp Sancağı'nın idari ve sosyo/ekonomik yapısı (1876–1911)» (PDF) (на турецком языке). п. 74. Архивировано из оригинала (PDF) 31 января 2023 года . Проверено 31 января 2023 г.
  70. ^ Тильбе, Озгюр (2018). (1902–1908) Хильми-паши на посту генерального инспектора в Румелии « Пребывание п. 118.
  71. ^ Карпат, К.Х. (1985). Османское население, 1830–1914 гг.: демографические и социальные характеристики . Мэдисон, Висконсин: Прес Университета Висконсина. п. 142.
  72. ^ Кирези 2017 , стр. 38, 45, 53.
  73. ^ «Является ли Косово Сербией? Спрашиваем историка» . Хранитель . 26 февраля 2008 года . Проверено 24 марта 2014 г.
  74. ^ Перейти обратно: а б с д Кирези 2017 , с. 53
  75. ^ Хадри, Али (1967). «Косово и Метохия в Королевстве Югославия». Исторический вестник (1–2): 59–60.
  76. ^ Перейти обратно: а б с Каруби, Мохаммад Таги (2017). Справедливая или несправедливая война?: Международное право и одностороннее применение вооруженной силы государствами на рубеже ХХ века . Рутледж. стр. 175–176. ISBN  9781351154666 .
  77. ^ Исени 2008 , с. 312.
  78. ^ Перейти обратно: а б с Леурдейк и Занди 2001 , с. 13
  79. ^ Гуляс и Чюллог, 2015 , стр. 230–231
  80. ^ Перейти обратно: а б Боковой, Мелисса (2001). «Разбросанные могилы, упорядоченные кладбища: в память о национально-освободительной войне Сербии 1912–1918 годов» . В Букуре, Мария; Вингфилд, Нэнси М. (ред.). Постановка прошлого: политика поминовения в Габсбургах в Центральной Европе с 1848 года по настоящее время . Издательство Университета Пердью. п. 254. ИСБН  9781557531612 .
  81. ^ Бошковска 2017 , стр. 163–164.
  82. ^ Перейти обратно: а б Кларк, Ховард (2000). Гражданское сопротивление в Косово . Плутон Пресс. п. 10. ISBN  9780745315690 .
  83. ^ Перейти обратно: а б с д и Гуляс и Чюллёг 2015 , с. 231
  84. ^ Qirezi 2017 , стр. 53–54.
  85. ^ Исени 2008 , с. 313.
  86. ^ Малькольм 1998 , с. 268.
  87. ^ Перейти обратно: а б с Леурдейк, Дик; Занди, Дик (2001). Косово: от кризиса к кризису . Рутледж. п. 14. ISBN  9781351791571 .
  88. ^ Бошковска 2017 , с. 168
  89. ^ Бошковская, Нада (2017). Югославия и Македония до Тито: между репрессиями и интеграцией . Издательство Блумсбери. п. 164. ИСБН  9781786730732 .
  90. ^ Кирези 2017 , с. 47
  91. ^ Перейти обратно: а б с Рамет, Сабрина П. (1995). Социальные течения в Восточной Европе: источники и последствия великой трансформации . Издательство Университета Дьюка. п. 198 . ISBN  9780822315483 .
  92. ^ Банак 1984 , стр. 298.
  93. ^ Перейти обратно: а б Гингерас 2009 , с. 161.
  94. ^ Перейти обратно: а б Гингерас, Райан (2009). Скорбные берега: насилие, этническая принадлежность и конец Османской империи 1912–1923 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 164. ИСБН  9780191609794 . .
  95. ^ Исени, Башким (2008). Национальный вопрос в Юго-Восточной Европе: генезис, возникновение и развитие албанской национальной идентичности в Косово и Македонии . Питер Лэнг. стр. 312–313. ISBN  9783039113200 .
  96. ^ Перейти обратно: а б Муладж 2008 , стр. 69.
  97. ^ Перейти обратно: а б с д Салливан, Брайан (1999). «Балканы: о прошлом, уходящем или будущем» . В Мюррей, Уильямсон (ред.). Формирующаяся стратегическая среда: вызовы XXI века . Издательство Прагер. п. 15. ISBN  9780275965730 .
  98. ^ Перейти обратно: а б с д Какай, Гент; Красники, Гезим (2017). «Роль меньшинств в сербско-албанской трясине». В Мехмети, Леандрит И.; Раделич, Бранислав (ред.). Косово и Сербия: спорные варианты и общие последствия . Издательство Питтсбургского университета. стр. 154–155. ISBN  9780822981572 .
  99. ^ Перейти обратно: а б Гуляш, Ласло; Чюллёг, Габор (2015). «История Косово от Первой Балканской войны до конца Второй мировой войны (1912–1945» (PDF) . Западночешский исторический обзор (2): 236. Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2022 года . Проверено 23 сентября . 2019 .
  100. ^ Перейти обратно: а б Приложение I. Архивировано 1 марта 2003 года в Wayback Machine Сербским информационным центром в Лондоне к отчету Специального комитета по иностранным делам Палаты общин Парламента Соединенного Королевства .
  101. ^ Викерс 1998 , с. 123.
  102. ^ Малькольм 1998 , с. 312.
  103. ^ Франк, Хаим (2010). Петерсен, Ганс-Кристиан; Зальцборн, Самуэль (ред.). Антисемитизм в Восточной Европе: история и современность в сравнении . Берн : Питер Лэнг. стр. 97–98. ISBN  978-3-631-59828-3 .
  104. ^ Селлс, Майкл Энтони (1996). Мост предал: Религия и геноцид в Боснии . Издательство Калифорнийского университета. п. 54. ИСБН  9780520922099 .
  105. ^ Перейти обратно: а б с д Кирези 2017 , с. 49
  106. ^ Перейти обратно: а б Лампе, Джон Р. (2000). Югославия как история: Дважды была страна . Издательство Кембриджского университета. п. 228. ИСБН  9780521774017 .
  107. ^ Викерс 1998 , с. 312.
  108. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Муладж, Клейда (2008). Политика этнической чистки: построение национального государства и обеспечение безопасности на Балканах двадцатого века . Лексингтонские книги. п. 45. ИСБН  9780739146675 .
  109. ^ Перейти обратно: а б с д и Кирези 2017 , с. 50
  110. ^ Пихлер, Роберт; Грандитс, Ханнес; Фотиадис, Ружа (2021). «Косово в 1980-е годы – югославские перспективы и интерпретации» . Сравнительные исследования Юго-Восточной Европы . 69 (2–3): 171–182. дои : 10.1515/soeu-2021-0059 . S2CID   244134289 .
  111. ^ Бибина, Йорданка; Стамова, Марьяна (2018). «Динамика миграционного процесса на Балканах в ХХ веке» (PDF) . Традиции в общении и духовной культуре Юго-Восточной Европы: Международный симпозиум. Македонский национальный комитет Македонской академии наук и искусств : 253. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2023 года . Проверено 7 марта 2023 г.
  112. ^ Перейти обратно: а б Бугайский, Януш (2002). Политические партии Восточной Европы: Путеводитель по политике в посткоммунистическую эпоху . Нью-Йорк: Центр стратегических и международных исследований. п. 479. ИСБН  1563246767 .
  113. ^ Перейти обратно: а б с д и Янич, Душан; Лаладж, Анна; Пула, Бесник (2013). «Косово при режиме Милошевича» . В Инграо, Чарльз В.; Эммерт, Томас А. (ред.). Противостояние югославским противоречиям: инициатива ученых . Издательство Университета Пердью. п. 290. ИСБН  9781557536174 .
  114. ^ Перейти обратно: а б Мертус, Джули А. (2009). «Операция Союзная сила: Служанка независимого Косово». Международные дела . 85 (3): 466. doi : 10.1111/j.1468-2346.2009.00808.x .
  115. ^ Перейти обратно: а б с д Беллами, Алекс Дж. (2012). «Человеческие ошибки в Косово, 1974–99» . В Буте, Кен (ред.). Косовская трагедия: аспекты прав человека . Рутледж. п. 115. ИСБН  9781136334764 .
  116. ^ Перейти обратно: а б «Хронология косовских албанцев в Сербии» . Университет Мэриленда . Проверено 21 января 2013 г.
  117. ^ Перейти обратно: а б с д ван Сельм, Джоан (2000). Косовские беженцы в Евросоюзе . Международная издательская группа «Континуум». стр. 4–5. ISBN  978-1-85567-641-1 .
  118. ^ Перейти обратно: а б «Злоупотребления в отношении сербов и цыган в новом Косово» . Хьюман Райтс Вотч . Август 1999 г., пункт. 35.
  119. ^ Кирези 2017 , с. 51
  120. ^ ОБСЕ (1999). «Косово/Косова, Как видели, как рассказывали, анализ выводов Контрольной миссии ОБСЕ в Косово по правам человека, октябрь 1998 г. - июнь 1999 г.» . Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. п. 226.
  121. ^ Кирези, Арбен (2017). «Урегулирование спора о самоопределении Косово» . В Мехмети, Леандрит И.; Раделич, Бранислав (ред.). Косово и Сербия: спорные варианты и общие последствия . Издательство Питтсбургского университета. стр. 51–53. ISBN  9780822981572 .
  122. ^ "Мир: Европа ООН приводит цифры погибших в Косово" . Новости Би-би-си . 10 ноября 1999 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2010 года . Проверено 5 января 2010 г.
  123. ^ «Презентация и экспертная оценка базы данных Косовской книги памяти» (PDF) . kosovomemorybook.org . 4 февраля 2015 г.
  124. ^ КиМ Инфо-Сервис (7 июня 2000 г.). «3000 пропавших без вести в Косово» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 20 апреля 2010 года . Проверено 5 января 2010 г.
  125. ^ «Злоупотребления в отношении сербов и цыган в новом Косово» . Хьюман Райтс Вотч . Август 1999 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 г.
  126. ^ Хадсон, Роберт; Боуман, Гленн (2012). После Югославии: идентичности и политика внутри государств-преемников . Пэлгрейв Макмиллан. п. 30. ISBN  9780230201316 .
  127. ^ «Информация о кризисе в Косово» . УВКБ ООН . 4 августа 1999 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2015 г.
  128. ^ «Принудительное изгнание косовских цыган, ашкали и египтян из государства-участника ОБСЕ в Косово» . ОБСЕ . 6 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 г.
  129. ^ Шивон Уиллс (26 февраля 2009 г.). Защита гражданского населения: обязанности миротворцев . Издательство Оксфордского университета. п. 219. ИСБН  978-0-19-953387-9 .
  130. Европейская инициатива стабильности (ESI): Лозаннский принцип: многонациональность, территория и будущее косовских сербов (.pdf). Архивировано 24 марта 2009 г. в Wayback Machine , 7 июня 2004 г.
  131. ^ Координационный центр Сербии по Косово-Метохии: Принципы программы возвращения внутренне перемещенных лиц из Косово и Метохии .
  132. ^ «ECMI: Данные о меньшинствах в переписи населения Косово будут использоваться с оговорками» . ЭКМИ.
  133. ^ Кокозелли 2016 , с. 267

Источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2cae3630a6816a01a87729d8e5a223ad__1721885220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/ad/2cae3630a6816a01a87729d8e5a223ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Demographic history of Kosovo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)