Демографическая история Косово
Эта статья включает информацию о демографической истории Косово .
Предыстория и древность
Дардани : ( / ˈ d ɑːr d ə n aɪ / ; древнегреческий : Δαρδάνιοι, Δάρδανοι ; латынь племенем, которое жило Дардани ) были палеобалканским в регионе под названием Дардания после их поселения там. [1] [2] Восточные части региона находились в зоне фрако-иллирийского контакта. В археологических исследованиях иллирийские имена преобладают в западной Дардании (современное Косово) и изредка появляются в восточной Дардании (современная юго-восточная Сербия), тогда как фракийские имена встречаются в восточных частях, но отсутствуют в западной. части. Таким образом, их идентификация как иллирийского или фракийского племени была предметом споров; этнолингвистические отношения между двумя группами в значительной степени неопределенны и также обсуждаются. [3] [4] Соответствие иллирийских имен, в том числе правящей элиты, в Дардании с именами южных иллирийцев предполагает «фрацианизацию» части Дардании. [5] [6]
Римская античность
После римского завоевания Иллирии в 168 г. до н. э. римляне колонизировали и основали в этом регионе несколько городов, таких как Ульпиана , Теранда и Вицианум . [7] позже включил его в состав провинции Иллирик римской в 59 г. до н.э. Впоследствии он стал частью Верхней Мезии в 87 году нашей эры. Начиная с 4 века нашей эры, этот регион подвергался все большему количеству «варварских» набегов, кульминацией которых стали миграции славян в 6 и 7 веках. С археологической точки зрения раннее средневековье представляет собой перерыв в материальных записях. [8] Уменьшение количества материальных находок соответствует последствиям, которые чума Юстиниана, вероятно, имела на Балканах: погибли миллионы людей, а многие регионы обезлюдели. Уменьшение населения на Балканах частично повлияло на славянские миграции последующих столетий. [9]
Раннее и Высокое Средневековье
Этот регион был частью Рима и Византии, пока в середине правления Юстиниана не произошли первые крупные набеги славян. В 547 и 548 годах славяне вторглись на территорию современного Косово, а затем дошли до Дурреса на северном албанском побережье и дошли до Греции. [10]
Хотя на Балканы нападали славянские племена, ранние славянские поселения и власть в Косово не приобрели большого значения. [11] до тех пор, пока этот регион позже не был присоединен к Болгарской империи в 850-х годах, когда христианство и византийско-славянская культура укрепились на центральных и восточных Балканах. Эта эпоха представляет собой формирование большинства славянских топонимов в Косово, которые отражают древнеболгарское развитие. [12] Народ горани в Косово представляет собой последнее население Косово, которое до сих пор говорит на болгарско-македонском диалекте. [13]
После распада Болгарской империи этот регион снова стал частью Византийской империи после того, как империя полностью восстановилась. Он оставался под властью Византии почти два столетия. [14] до тех пор, пока великий сербский князь Стефан Неманья , который расширил свою империю на юг и до Косово, не завоевал ее к концу 12 века. [15]
По мнению сербских ученых, хотя албанцы жили между Скадарским озером и рекой Деволл в 1100-х годах, миграция албанцев на равнины Метохии ( албанский : Дукаджин ) началась в конце века. [16] Некоторые из прибывших албанцев были ассимилированы сербами и черногорцами. [16]
По словам историка Ноэля Малкольма, - влах румынский и арумынский языки произошли в регионе от романизированных иллирийцев и фракийцев и были зоной контакта между албанским и румынским языками . [17] [18]
Влах - румынские и арумынские топонимы присутствуют в прилегающих районах, таких как Сурдул в Южной Сербии . Катунь – это образ жизни, связанный с восточными романскими народами . Катунь означает «деревня» на албанском , арумынском и румынском языках.
Когда король Стефан Дечанский основал монастырь Высоки Дечани в 1330-х годах, он имел в виду «деревни и катуны валахов и албанцев» в районе белого Дрина. [19] Дечанский предоставил монастырским пастбищам вместе с влахскими и албанскими катунами вокруг рек Дрим и Лим , которые несли соль и обеспечивали монастырь крепостной рабочей силой. [20]
Кодекс Душана , правовая система, созданная в 1349 году, включал запрет смешанных браков между сербами и валахами . [21] [ нужна страница ] [22] Защита славянских крестьян Кодексом Душана вынудила многих валахов мигрировать из Сербии. [23]
Несколько албанских личных имен и топонимов появляются в различных частях Косово и Северной Македонии в 13 веке. Это первое явно албанское топоним, появившееся в Косово, о чем свидетельствует заявление сербского князя Мирослава от 1253 года. [16] К 1330 году частота идентифицируемых албанских имен в хризобулле 1330 года , описывающей поместья в Декане, стала «много», хотя попытки установить достоверный процент албанского населения по отношению к сербам в этот период или позже описываются Маджеру как «трудные». [16]
О наличии влахских деревень в окрестностях Призрена свидетельствует грамота Стефана Немани 1198–1199 гг. [16] До османского периода в этом регионе проживало старое албанское население. [24] [25] [16]
9–13 века
Болгарское правление
Между ок. 830 и ок. 1015 г. эта область была болгарской. По словам историка Ричарда Дж. Крэмптона , развитие старославянской грамотности в X веке предотвратило ассимиляцию южных славян с византийской культурой, что способствовало формированию особой болгарской идентичности в этой области. [26] Впоследствии он был передан Византийской империи как провинция под названием Византийская Болгария .
Византийское правление
В 1072 году в этом районе вспыхнуло неудачное восстание под предводительством местного болгарского помещика Георгия Войтеха , и в 1072 году в Призрене он был коронован «царем Болгарии». В конце XI века византийские владения на Балканах стали ареной ожесточенных военных действий. В конце XII века формально Византия еще была суверенной. Распад Византии завершился, когда в 1204 году Четвертый крестовый поход захватил Константинополь.
Позднее Средневековье
Хрисовулы, связанные с налоговыми правами православных монастырей, составляют подавляющее большинство существующих источников доступной демографии Косово в 14 веке. Дечанские хризобуллы (1321–1331 гг.) сербского короля Стефана Дечанского содержат подробный список земельных владений и прав откупщиков , которыми сербский православный монастырь Високи Дечани владел поселениями и различными общинами на территории, простирающейся от южной Сербии (современный Санджак ). , Косово , Черногория и части северной Албании . Хризовулы были подписаны королем Дечан Стефаном, который подтвердил существующие права и передал монастырю новые. [ нужна ссылка ] В хризобуллах указано, что Високи Дечани владели правами откупного земледелия более 2097 дворов меропси (зависимых крестьян-крепостных), 266 влахских дворов (пастбищных общин) и 69 сокальников (ремесленников). [27] Среди поселений, на которые Дечани имел налоговые права в современном Косово, можно найти сербов, живущих рядом с албанцами и валахами . В золотой булле Стефана Душана (1348 г.) в общей сложности девять албанских деревень в окрестностях Призрена упоминаются среди общин, которые несли налоговые обязательства. [19] [20] В этот период среди части албанцев, по-видимому, произошла определенная сербизация и переход в сербское православие. [28]
Османская (дефтер Вук кадастровая налоговая перепись ( дефтер ) 1455 года в округе Бранкович -или) является одним из старейших османских налоговых регистров на Балканах. Район Бранкович во время дефтера включал части центральной Сербии (современный район Топлица и исторический регион Рашка ), часть северо-восточной Черногории и части восточного Косово ( Косовская равнина ). [29] Подавляющее большинство имен, записанных в Вук-или османами в 1455 году, являются славянскими. [30] [31]
Защитники Санджака Шкодры и частей бывших территорий Бранковичей в 1485–1487 годах записали:
- Вуштррийский район:
- 16 729 христианских семей (412 в Приштине и Вуштри )
- 117 мусульманских семей (94 в Приштине и 83 в сельской местности)
- Район Печ :
- Печ (город)
- 121 христианская семья
- 33 мусульманских семьи
- Сухо Грло и Метохия :
- 131 христианская семья
- Донья Клина - согласно османским записям национальности неясны по признаку религии.
- Дечан - согласно османским записям национальности неясны по признаку религии.
- Сельская местность:
- 6124 христианских семьи ( 99% )
- 55 мусульманских семей ( 1% )
Исследование Косово охватило исследования османских провинций, которые выявили этнический состав некоторых косовских поселений XV века. Однако как сербские, так и албанские историки, использующие эти записи, извлекли из них большую пользу, но мало что доказали. [32] Маджеру (2008) утверждает, что серия дефтеров, начиная с 1455 года, «показывает, что Косово... представляло собой мозаику сербских и албанских деревень», в то время как в Приштине и Призрене уже проживало значительное албанское мусульманское население, и что тот же дефтер 1455 года указывает на присутствие албанцев в Тетово. [16] В 15 веке албанцы переехали в город Ново-Брдо для работы на рудниках. [16]
16 век
1520–1535
- Вуштри: 19 614 домохозяйств.
- Христиане
- 700 мусульманских семей (3,5%)
- Призрен
- Христиане
- 359 мусульманских семей (2%)
1591
Османский дефтер 1591 года: [33]
- Призрен - христианское большинство, значительное мусульманское меньшинство.
- Гора - Национальности не указаны. только религиозная принадлежность жителей.
- Ополье - христианское большинство, значительное мусульманское меньшинство.
17–18 вв.
В отчетах 17 века указывается, что западное Косово и некоторые части центрального Косово были албанскоязычными, а восточный регион - славянскоязычным. [34] [32] Волна албанских католиков-колонистов прибыла в 17 веке в города Приштина и Гьякова. [16]
В 17 веке города Пея, Призрен, Приштина были преимущественно мусульманскими. [35]
Католический епископ Петер Мазреку отметил в 1624 году, что католиков в Призрене было 200, сербов (православных) 600, а мусульман, почти все из которых были албанцами, насчитывалось 12 000. [36]
Во время Великой австро-турецкой войны албанские католические лидеры Петер Богдани и Тома Распасани сплотили косовских албанских католиков и мусульман на проавстрийскую сторону. Сообщения о 20 000 албанцев в Косово, которые обратили свое оружие против турок. [37] После того как австрийцы были вынуждены отступить, последовали репрессии над населением. В 1690-х годах Распасани писал, что большинство католиков Косово бежали в Будапешт, где большинство из них умерло от голода или болезней. [38]
Значительные группы албанского населения проживали в Косово, особенно на западе и в центре, до и после вторжения Габсбургов 1689–1690 годов. [32] [39] Из-за османско-габсбургских войн и их последствий некоторые албанцы из современной северной Албании и Западного Косово поселились на более обширной территории Косово во второй половине 18 века, иногда по инициативе османских властей. [40] [41] Были также перемещения и насильственные перемещения православных сербов в Косово, спровоцированные властями Османской империи, и поэтому историки пришли к выводу, что эти события затронули все категории населения, а не одно подрывало другое. [21] [ нужна страница ] [42]
Значительные албанские группы также существовали в Восточном Косово. В некоторых городах проживало большое количество албанцев-мусульман, которое не достигло уровня, существовавшего до 1690 года, до середины 19 века. [42]
В первых сообщениях говорится, что сотни деревень между районами Трепчи, Вуштри и районом Приштины на востоке Косово были заброшены, в то время как деревни в западной части Косово все еще были заселены. [42]
Последовательные преследования сербов со стороны османов на южных Балканах привели к миграции в районы, находившиеся под контролем Габсбургской монархии , особенно во время Великой турецкой войны 1683–1699 годов. [43] Во время этой войны между Османской империей и Габсбургами это привело к бегству значительного числа сербов и албанцев, перешедших на сторону австрийцев, изнутри и за пределами Косово, в Австрией удерживаемую Воеводину и на военную границу – Патриарх Арсений III, один о беженцах говорится о 30 000 или 40 000 душ, но в гораздо более позднем монастырском источнике упоминается 37 000 семей. Сербские историки использовали этот второй источник, чтобы говорить о Великом переселении сербов . Войны 1717–1738 годов привели ко второму исходу беженцев (как сербов, так и албанцев) из Косово и за его пределами, а также к репрессиям, порабощению и депортации ряда сербов и албанцев победившими османами. [44]
19 век
Косово было частью Косовского вилайета , который включал Косово, части северной и северо-западной Северной Македонии , части современной восточной Черногории и большую часть региона Санджак . Данные девятнадцатого века о Косовском вилайете, как правило, довольно противоречивы, что дает иногда численное превосходство сербам , а иногда и албанцам . Османская статистика считается ненадежной, поскольку империя учитывала своих граждан по вероисповеданию, а не по национальности, используя записи о рождении, а не опросы людей.
Карта, изданная французским этнографом Ж. Лежаном. [45] в 1861 году показано, что албанцы проживали примерно на 57% территории Косовского вилайета, в то время как аналогичная карта, опубликованная британскими путешественниками Г. М. Маккензи и А. П. Ирби, [45] в 1867 г. показано несколько меньше; на этих картах не показано, какое население в целом было больше. Тем не менее карты нельзя использовать для измерения численности населения, поскольку они не учитывают плотность.
Карты, опубликованные немецким историком Кипертом. [45] в 1876 году Дж. Хан [45] и австрийский консул К. Сакс , [45] показывают, что албанцы на большей части территории нынешнего Косово проживают , однако не показывают, какое население больше. Согласно им, регионы Косовска-Митровица и Косово-Поле были заселены в основном сербами , тогда как большая часть территории западной и восточной частей сегодняшней провинции была заселена албанцами-мусульманами .
Австрийская статистика [46] опубликованная в 1899 году оценка численности населения Косовского вилайета :
- 349,350
из них национальная принадлежность по данным источника не указана
Во время и после сербско-османской войны 1876–1878 годов от 49 000 до 130 000 албанцев были изгнаны сербской армией из Санджака Ниша (расположенного к северо-востоку от современного Косово) и бежали в Косовский вилайет . [47] [48] [49] [50] [51] Сербы из региона Лаборатории переехали в Сербию во время и после войны 1876 года, а прибывшие албанские беженцы ( мухаджире ) вновь заселили их деревни. [52] Помимо региона Лаборатории, значительное количество албанских беженцев было переселено в другие части северного Косово вдоль новой османско-сербской границы. [53] [54] [55] Большинство албанских беженцев были расселены в более чем 30 крупных сельских поселениях в центральной и юго-восточной части Косово. [52] [54] [56] Многие беженцы также были рассредоточены и расселены в городских центрах, что существенно увеличило их население. [57] [54] [58] Западные дипломаты в отчетах 1878 года оценили количество семей беженцев в Македонии в 60 000 семей, при этом 60–70 000 беженцев из Сербии разбросаны по вилайету Косово. [59] Османский губернатор вилайета Косово оценил в 1881 году число беженцев примерно в 65 000 человек, некоторые из которых были переселены в санджаки Ускюпа и Йени-Пазара . [59]
В поздний османский период в вилайете Косово проживало разнообразное население албанцев-мусульман и православных сербов, которое было разделено по религиозному и этническому признаку. [60]
Албанцы-мусульмане составляли большинство населения вилайета Косово, включая важную часть городских профессиональных и землевладельческих классов крупных городов. [61] в то время как сербы составляли большинство в Восточном Косово, а также значительное болгарское меньшинство на юге. [62] Западное Косово состояло из 50 000 жителей и являлось территорией, где доминировала албанская племенная система, где ежегодно от кровной мести умирало 600 албанцев . [63] В высокогорье Якова (Гьякове) проживало 8 племен, в основном мусульманских, а в районе Лумы недалеко от Призрена проживало 5 племен, в основном мусульманских. [60] Население племенных территорий составляли косовские малисоры (горцы). [60] В городе Ипек проживали криптохристиане католической веры . [60]
-мусульмане Боснийцы , родным языком которых был славянский язык, составляли значительную часть населения Косовского вилайета и были сконцентрированы в основном в санджаке Енипазар. [61] Черкесские беженцы, прибывшие из России, были переселены османскими властями в пределах вилайета Косово в 1864 году, и к 1890-м годам их численность составляла около 6000 человек. [61]
В северной половине вилайета Косово православные сербы были самой крупной христианской группой и составляли большинство в восточных районах. [61] несколько тысяч арумын . Вилайет Косово проживало [61] Болгары проживали в южной половине вилайета Косово. [61]
По данным османских провинциальных отчетов за 1887 год, албанцы составляли более половины населения Косовского вилайета, сосредоточенного в санджаках Ипека, Призрена и Приштине. [60] В санджаках Енипазар, Ташлица и Ускюп албанцы составляли меньшую часть населения. [60]
В 1897 году османские власти приказали провести в Косово религиозную перепись, которая показала, что в то время в Косово проживало 633 765 мусульман и 333 406 христиан, то есть христиане составляли 35% населения. [64] Христиане были крайне недопредставлены в местных органах власти и администрации, и лишь несколько чиновников были христианами во всем Косово. [64] Паоло Маджолини объясняет упадок христианского населения провалом восстания 1878 года , которое было использовано османскими властями для оправдания насильственного обращения и изгнания католических и православных общин в Косово. [65]
По словам Гера Дуйзингса, середина XIX века стала первым случаем, когда албанцы составили большинство в Косово, а 1870-е годы стали точкой, когда отношения между сербами и албанцами Косово стали крайне враждебными и жестокими. [66] Он утверждает, что менее половины Косово в то время было этнически однородным - постоянное заселение и миграция сильно подорвали местную и племенную идентичность Косово, при этом большинство албанцев были плохо интегрированы, а сербы либо жили в сегрегированных христианских анклавах, либо ассимилировались с албанским большинством:
В Косово процесс албанизации, то есть продолжающаяся миграция албанцев из племенных территорий северной Албании в Косово, совпал с процессом исламизации. В ходе этого процесса подавляющее большинство албанцев приняли ислам. Кроме того, многие сербы перешли на албанский, который впоследствии стал доминирующим языком в их среде. Эти процессы исламизации и албанизации все еще были в самом разгаре в девятнадцатом веке. [67]
Поскольку процесс религиозного обращения был насильственным и принудительным, косовские албанцы также были лишь номинально мусульманами, а полностью исламизированные новообращенные становились лишь через несколько поколений. [67] Дуйзингс также подвергает сомнению концепцию «Великого исхода сербов» из Косово, пропагандируемую сербскими историками, утверждая, что основной причиной резкого упадка христианства в Косово был демонтаж церковных структур, предпринятый османской администрацией в 18 и 19 веках, что привело к «процесс исламизации и албанизации сербов». [67]
Примечание. Территория Османского вилайета Косово сильно отличалась от современного Косово .
Начало 20 века
По данным Арама Андоняна и Заврена Биберяна, в 1908 году в Косовском вилайете, включавшем современное Косово и северо-западную часть современной Северной Македонии , общая численность населения составляла 908 115 человек, из которых самую большую группу составляли албанцы с 46,1%, за которыми следовали Болгары - 29,1%, сербы - 12,4% и турки - 9,8%.
Немецкий ученый Густав Вейганд привел следующие статистические данные о населении Косово: [68] исходя из предвоенной ситуации в Косово в 1912 году:
- Приштинский район: 67% албанцы, 27% сербы.
- Призренский район: 63% албанцы, 36% сербы.
- Вуштри Район : 90% албанцы, 10% сербы.
- Феризайский район: 70% албанцы, 30% сербы.
- Гниланский район: 75% албанцы, 23% сербы.
- Митровица Район : 60% сербы, 40% албанцы.
- Качаникский район: почти исключительно албанцы.
- Район Гьякова и Метохия: почти исключительно албанцы. [68]
Отчеты о населении Османской империи
Отчеты о населении Османской империи за 1895 год показывают, что мужское население составляло 132 450 мусульман и 73 924 христианина для санджака Приштины, 73 708 мусульман и 24 101 христианина для санджака Призрена и 24 852 мусульман и 9 468 христиан для санджака Ипека , или в общей сложности около 462 000 мусульман. (обоих полов), или 68,2%, и около 215 000 христиан (обоих полов), или 31,8%, для трех санджаков, составляющих большую часть Косово. [69] Однако данные включают в себя крупную Казу Калканделен в регионе Македония , а в категорию «христиане» входят также католики.
Согласно переписи населения Османской империи 1905–1906 годов , население санджака Приштины состояло из 278 870 мусульман и 111 328 сербских патриархистов, санджака Призрена — 221 882 мусульман, 25 482 сербских патриархов и 19 320 болгарских экзархистов (данные включают крупный Калканделен) . каза в районе Македонии ) и санджака Ипека из 121 264 мусульман и 30 210 сербских патриархов. [70]
Данные по Каланделен казы доступны только по переписи населения Османской империи 1881-1882 годов . В нем указано мужское население, состоящее из 29 212 мусульман (или около 58 000 мусульман обоих полов), 4 990 патриархистов (или около 10 000 представителей обоих полов) и 9 830 болгарских экзархистов (или около 20 000 представителей обоих полов). [71] Таким образом, население трех санджаков, за вычетом Калканделен казы, на 1905/1906 год состояло из 564 016 мусульман (78,2%) и 157 020 сербских патриархов (21,8%). Никаких данных о третьей крупной конфессиональной группе Косово – католиках – не предоставлено.
Балканские войны и Первая мировая война (Черногория и Сербия)
Косово было частью Османской империи, и после Балканских войн (1912–1913) западная часть была включена в состав Черногории, а остальная часть - в состав Сербии. [72] Ссылаясь на сербские источники, Ноэль Малкольм также заявляет, что в 1912 году, когда Косово перешло под контроль сербов , «православное сербское население [составляло] менее 25%» от всего населения Косово. [73]
Начиная с 1912 года, Черногория инициировала свои попытки колонизации и в 1914 году приняла закон об этом процессе, направленный на экспроприацию 55 000 гектаров албанских земель и передачу их 5 000 черногорским поселенцам. [74] Некоторая сербская колонизация Косово произошла во время Балканских войн. [75] Сербия предприняла меры по колонизации, приняв указ, направленный на колонистов на «недавно освобожденных территориях», который предложил семьям 9 гектаров земли. [74]
Югославский межвоенный период
После Первой мировой войны сербский контроль над Косово был восстановлен, и Королевство проводило политику по изменению национальной и религиозной демографии Косово и сербизации этого региона посредством колонизации . [76] [77] [78] Косово было территорией, где сербы не составляли большинства населения, и государство стремилось к демографическим изменениям в этих районах посредством земельной реформы и политики колонизации. [79] Новый указ, изданный в 1919 году, а затем в 1920 году, возобновил процесс колонизации в местах проживания албанцев в Косово и Вардарской Македонии. [74]
перепись 1921 года
- По данным переписи населения Королевства сербов, хорватов и словенцев 1921 года на территориях, составляющих современное Косово, проживало 439 010 жителей:
- По религии:
- Мусульмане : 329 502 ( 75,1% )
- Восточно-православные сербы : 93 203 ( 21,2% )
- Католики : 15 785 ( 3,6% )
- Евреи : 427
- Греко-католики : 26
- По родному языку:
- Албанцы : 288 907 ( 65,8% )
- Сербский или хорватский : 114 095 ( 26,0% )
- Турецкий : 27 915 ( 6,4% )
- Румынско -цинкарийский ( арумынский ): 402
- Словенский : 184
- Немецкий : 30
- Венгерский : 12
По данным югославской переписи 1921 года, албанцы составляли большинство населения Косово - около 64 процентов, причем около 72 процентов принадлежали к мусульманской вере. [78] Колонизация Косово и Вардарской Македонии, спонсируемая правительством, была начата в 1920 году, когда 24 сентября Ассамблея Югославского королевства приняла Указ о колонизации южных провинций Югославии . [80] [78] [81] Указы были задуманы как награда бывшим солдатам и четникам за службу во время Балканских войн и Первой мировой войны, а также предлагались стимулы для поселения в Косово, что позволяло им претендовать на от 5 до 10 гектаров земли. [82] [74] [83] Ветераны вооруженных сил, поселившиеся в Косово, были известны как доброволяцы (добровольцы) и были политически надежной группой для государства. [83] Процесс колонизации также повлек за собой приезд в Косово сербских бюрократов вместе с их семьями. [83] В течение 1919–1928 годов в Косово переехало от 13 000 до 15 914 сербских семей, как это было предусмотрено условиями декретов. [84] Между 1918 и 1923 годами в результате государственной политики от 30 000 до 40 000, в основном албанцев-мусульман, мигрировали в турецкие регионы Измир и Анатолия . [85] По мнению Антонио Бальдаччи , югославская перепись 1921 года значительно занизила численность албанцев, проживающих в Косово. [86]
перепись 1931 года
- Согласно переписи населения Королевства Югославии 1931 года , в сегодняшнем Косово проживало 552 064 человека.
- По религии:
- Мусульмане : 379 981 ( 68,83% )
- Православные сербы : 150 745 ( 27,31% )
- Католики: 20 568 ( 3,73% )
- Евангелисты : 114 ( 0,02% )
- другое: 656 ( 0,12% )
- Религиозная структура Косово по населенным пунктам 1931 г. (территориальная организация с 1961 г.)
- По родному языку:
- Албанцы : 331 549 ( 60,06% )
- Сербы , хорваты , словенцы и македонцы : 180 170 ( 32,64% )
- Венгры : 426 ( 0,08% )
- Немцы : 241 ( 0,04% )
- другие славяне : 771 ( 0,14% )
- другое: 38 907 ( 7,05% )
- Лингвистическая структура Косово и Метохии по населенным пунктам 1931 г. (территориальная организация с 1961 г.)
К 1930-м годам усилия и попытки увеличения сербского населения потерпели неудачу, поскольку югославская перепись (1931 г.) показала, что албанцы составляли 62 процента населения Косово. [76] [87] [88] Колонизации удалось частично изменить демографическую ситуацию в Косово: доля албанцев снизилась с 65 процентов (289 000) в 1921 году до 61 процента (337 272) в 1931 году, а доля сербов увеличилась с 28 процентов (114 000) до 32 процентов (178 848). [83] Государственные власти пытались сократить численность албанского населения посредством «вынужденной миграции», процесса, который нарастал в течение десятилетия. [76] [87] Второй этап югославской колонизации начался в 1931 году, когда Указ о колонизации южных регионов . 11 июля был издан [80] [89] Этот этап колонизации считался неудачным, поскольку только от 60 до 80 тысяч человек (около 17–20 тысяч семей) проявили желание стать поселенцами и получить землю, многие из которых не смогли этого сделать. [82] [83]
Данные, собранные югославской миссией за 1919–1940 годы в Анкаре, показывают, что 215 412 албанцев мигрировали в Турцию, тогда как данные, собранные югославской армией, показывают, что до 1939 года 4 046 албанских семей переехали жить в Албанию. [90] Сабрина Рамет приводит оценку, согласно которой в период с 1918 по 1921 год изгнание албанцев сократило их численность с 800 000–1 000 000 в Косово до примерно 439 500. [91] [92] Между 1923 и 1939 годами около 115 000 югославских граждан мигрировали в Турцию, и как югославские, так и турецкие источники утверждают, что албанцы составляли большую часть этой группы населения. [93] Югославские источники преуменьшают количество албанцев, покинувших регион. Официальные югославские источники утверждали, что в период с 1927 по 1939 год около 23 601 мусульманин из Косово уехал в Турцию (19 279) и Албанию (4 322). Точное количество изгнанных албанцев определить трудно, но между Первой и Второй мировыми войнами из Югославии переехало от 200 000 до 300 000 мигрантов, в основном в Турцию. С 1923 по 1939 год албанцы составляли около 100 000 человек в общей численности населения, покинувшего Югославию. [93]
Албанские ученые из Албании и Косово оценивают число албанских беженцев от 300 000 до сотен тысяч и заявляют, что они покинули Югославию по принуждению. [94] [95] [96] Другие оценки, данные учеными за пределами Балкан, о косовских албанцах, эмигрировавших в 1918–1941 годах, составляют от 90 000 до 150 000 или 200 000–300 000. [87] [96] На сегодняшний день доступ к архиву Министерства иностранных дел Турции по этому вопросу недоступен, и поэтому общее количество албанцев, прибывших в Турцию в межвоенный период, трудно определить. [94]
Вторая мировая война
Во время Второй мировой войны большая территория Косово была присоединена к контролируемой Италией Албании . [97] [98] Косовские албанцы стремились исправить прошлую политику колонизации и славянизации, и отношения власти между албанцами и сербами были отменены новой администрацией. [97] [98] Это привело к тому, что местные сербы и другие сербы, прибывшие ранее в рамках плана колонизации, стали объектами нападения групп вооруженных албанцев. [98] За этим последовали кампании, направленные против сербов, которые включали уничтожение собственности, убийства, убийства и депортации. [97] [91] [98] Большинство черногорских и сербских поселенцев, состоящих из бюрократов и добровольцев, бежали из Косово в оккупированную странами Оси Сербию или Черногорию . [97] [99] По одной из оценок, число сербов, которые были вынуждены покинуть страну, составляет 70 000–100 000 человек. [91] По оценкам сербской историографии, в 1941–1945 годах Косово покинуло около 100 000 сербов. [99] Другие сербские источники называют это число 250 000 человек. [100] По оценкам Викерса, за этот период итальянские оккупационные силы способствовали переселению до 72 000 албанцев из Албании в Косово. [101]
Возник трехмерный конфликт, включающий межэтническую, идеологическую и международную принадлежность, причем первое из них было наиболее важным. Тем не менее, эти конфликты были относительно невысокими по сравнению с другими районами Югославии в годы войны: один сербский историк оценил, что было убито 3000 албанцев и 4000 сербов и черногорцев, а два других оценили число погибших на войне в 12 000 албанцев и 10 000 сербов и черногорцев. . [102] Официальное расследование, проведенное правительством Югославии в 1964 году, зафиксировало около 8000 погибших в результате войны в Косово в период с 1941 по 1945 год, 5489 из которых были сербами и черногорцами, а 2177 - албанцами. [103]
Коммунистическая Югославия
После Второй мировой войны и установления коммунистического правления в Югославии программа колонизации была прекращена, поскольку президент Тито хотел избежать межконфессиональных и этнических конфликтов. [104] В марте 1945 года Тито издал временный указ, запрещавший возвращение колонистов, в том числе некоторых четников и остальных, уехавших во время войны в поисках убежища. [105] [106] Две недели спустя Тито издал еще один указ, а вслед за ним в августе 1945 года был принят закон, разрешавший условное возвращение меньшинства колонистов. [105] [106] Всего было зарегистрировано 11 168 случаев возвращения, из них 4 829 случаев подтверждены, 5 744 случая частично подтверждены, а 595 случаев отклонены. [105] Небольшая часть прежнего колонистского населения вернулась в Косово и вернула себе землю, а большая часть их числа (4000 семей) позже уехала в другие районы Югославии. [105] С 1945 по 1948 год правительство Югославии открыло границу с Албанией, и около 25 000 албанцев пересекли ее и поселились в Косово. Большинство этих послевоенных мигрантов были членами семей албанцев, поселившихся в Косово во время Второй мировой войны итальянскими оккупационными силами. [107]
После Второй мировой войны и раскола Югославии и Албании югославские власти попытались преуменьшить связи между албанцами Албании и Косово и реализовать политику «тюркификации», которая поощряла образование турецкого языка и эмиграцию в Турцию среди албанцев. [108] [109] , министром иностранных дел Турции , было достигнуто соглашение В 1953 году между Тито и Мехметом Фуатом Кёпрюлю , которое способствовало эмиграции албанцев в Анатолию. [108] [109] Вынужденная миграция в Турцию увеличилась, и Клейда Мулай приводит цифры за 1953–1957 годы, которые составляют 195 000 албанцев, покинувших Югославию, а в 1966 году - около 230 000 человек. [108] Историк Ноэль Малкольм оценил число албанцев, уехавших в Турцию в период с 1953 по 1966 год, в 100 000 человек. [109] Факторами, повлиявшими на рост миграции, были запугивание и давление на албанское население с целью заставить его покинуть страну посредством кампании, возглавляемой начальником югославской полиции Александром Ранковичем , которая официально была заявлена как направленная на обуздание албанского национализма . [108] [109] Косово, находившееся под контролем Ранковича, рассматривалось Турцией как лицо, которое осуществит «Джентльменское соглашение». [109] В то же время в регионе произошел новый этап колонизации, когда в Косово поселились черногорские и сербские семьи. [108] Ситуация закончилась в 1966 году отстранением Ранковича от должности. [108]
С 1961 по 1981 год этническое албанское население Косово почти удвоилось в результате высокого уровня рождаемости, нелегальной миграции из коммунистической Албании и быстрой урбанизации. За тот же период население этнических сербов Косово сократилось вдвое, что было стимулировано исходом этнических сербов из региона. [110] [111]
Переписи населения
перепись 1948 года
727 820 жителей
- 498 242 албанца ( 68,46% )
- 171 911 сербов ( 23,62% )
- 28 050 черногорцев ( 3,86% )
- 11 230 Рим ( 1,54% )
- 5290 хорватов ( 0,73% )
- 1315 турок ( 0,18% )
- 526 македонцев ( 0,07% )
- 362 россиянина ( 0,05% )
- 283 словенца ( 0,04% )
- 197 немцев ( 0,03% )
- 83 венгра ( 0,01% )
- 77 болгар ( 0,01% )
- 39 итальянцев
- 31 русин
- 29 чехов
- 18 румын
- 2 словака
- 9679 колеблющихся мусульман ( 1,33% )
- 456 других и неизвестных ( 0,06% )
перепись 1953 года
808 141 общее количество жителей
- 524 559 албанцев ( 64,91% )
- 189 969 сербов ( 23,51% )
- 34 583 турка ( 4,28% )
- 31 343 черногорца ( 3,88% )
- 6201 хорват ( 0,77% )
- 972 македонца ( 0,12% )
- 411 словенцев ( 0,05% )
- 6241 не определившихся югославов ( 0,77% )
- 401 другой славянин ( 0,05% )
- еще 13 561 ( 1,68% )
перепись 1961 года
963 959 жителей
- 646 604 албанца ( 67,08% )
- 227 016 сербов ( 23,55% )
- 37 588 черногорцев ( 3,9% )
- 8026 этнических мусульман ( 0,83% )
- 7251 хорват ( 0,75% )
- 5203 югослава ( 0,54% )
- 3202 румына ( 0,33% )
- 1142 македонца ( 0,12% )
- 510 словенцев ( 0,05% )
- 210 венгров ( 0,02% )
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1961 г.
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1961 г.
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1961 г.
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1961 г.
- Распределение албанцев по Косово и Метохии по населенным пунктам 1961 г.
- Распределение сербов в Косово и Метохии по населенным пунктам 1961 г.
- Распределение сербов в Косово и Метохии по населенным пунктам 1961 г.
- Распределение черногорцев по Косово и Метохии по населенным пунктам 1961 г.
- Распределение хорватов в Косово и Метохии по населенным пунктам 1961 г.
перепись 1971 года
1 243 693 жителей [ нужна ссылка ]
- 916 168 албанцев или 73,7% [100]
- 228 264 серба ( 18,4% )
- 31 555 черногорцев ( 2,5% )
- 26 000 славянских мусульман ( 2,1% )
- 14 593 румына ( 1,2% )
- 12 244 турка ( 1,0% )
- 8000 хорватов ( 0,7% )
- 920 югославов ( 0,1% )
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1971 г.
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1971 г.
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1971 г.
- Распределение албанцев по Косово и Метохии по населенным пунктам 1971 г.
- Распределение албанцев по Косово и Метохии по населенным пунктам 1971 г.
- Распределение сербов в Косово и Метохии по населенным пунктам 1971 г.
- Распределение черногорцев по Косово и Метохии по населенным пунктам 1971 г.
- Распределение мусульман Косово и Метохии по населенным пунктам 1971 г.
перепись 1981 года
1 584 558 жителей [112]
- 1 226 736 албанцев ( 77,42% )
- 209 498 сербов ( 13,2% )
- 27 028 черногорцев ( 1,7% )
- 2676 югославов ( 0,2% )
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1981 г.
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1981 г.
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1981 г.
- Распределение албанцев по Косово и Метохии по населенным пунктам 1981 г.
- Распределение албанцев по Косово и Метохии по населенным пунктам 1981 г.
- Распределение сербов в Косово и Метохии по населенным пунктам 1981 г.
- Распределение мусульман Косово и Метохии по населенным пунктам 1981 г.
- Распределение черногорцев по Косово и Метохии по населенным пунктам 1981 г.
- Распределение цыган в Косово и Метохии по населенным пунктам, 1981 г.
- Этнический состав Косово в 1981 году с сербскими анклавами, как в 2011 году.
перепись 1991 года
Зарегистрированное население
Согласно официальным статистическим данным Югославии, почти все албанцы, а также некоторые цыгане и этнические мусульмане бойкотировали перепись после призыва Ибрагима Руговы бойкотировать сербские учреждения.
359 346 жителей [112]
По этнической принадлежности:
- 194 190 сербов
- 57 758 мусульман (меньшинства бойкотируются)
- 44 307 цыган (меньшинство бойкотируется)
- 20 356 черногорцев
- 9091 албанец (большинство бойкотировано)
- 10 446 турок
- 8062 хорвата
- 3457 югославов
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1991 г. (зарегистрированное население)
- Распределение цыган в Косово и Метохии по населенным пунктам, 1991 г.
- По религии:
- 216 742 (60,32%) православные
- 126 577 (35,22%) мусульмане
- 9990 (2,78%) католики
- 1,036 (0,29) Атеист
- 4,417 (1,23) Неизвестно
- Религиозный состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1991 г. (зарегистрированное население)
Предполагаемое население
Статистическое управление автономного края Косово и Метохия подсчитало общее количество албанцев, мусульман и цыган.
1 956 196 жителей
По этнической принадлежности:
- 1 596 072 албанца ( 81,6% )
- 194 190 сербов ( 9,9% )
- 66 189 мусульман ( 3,4% )
- 45 745 Рим ( 2,34% )
- 20 365 черногорцев ( 1,04% )
- 10 445 турок ( 0,53% )
- 8062 хорвата ( Яневци , Летничаны) ( 0,41 )
- 3457 югославов ( 0,18% )
- 11 656 других ( 0,6% )
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1991 г.
- Этнический состав Косово и Метохии по населенным пунктам 1991 г.
- Доля албанцев в Косово и Метохии по населенным пунктам, 1991 г.
- Доля сербов в Косово и Метохии по поселениям, 1991 г.
- Доля мусульман в Косово и Метохии по населенным пунктам, 1991 г.
- Этническая карта Косово, данные 1991 г.
Поправки не следует считать полностью точными. Численность албанцев иногда считают заниженной. С другой стороны, иногда эту оценку считают завышенной, поскольку она получена на основе более ранних переписей, которые считаются завышенными. Статистическое управление Косово заявляет, что качество переписи 1991 года «сомнительно». [1] .
В сентябре 1993 года боснийский парламент вернул им историческое название боснийцы . С тех пор некоторые косовские мусульмане начали использовать этот термин по отношению к себе.
Правительство Милошевича (1990-е)
К 1992 году ситуация в Косово ухудшилась, и политики с обеих сторон оказались в тупике в поисках решений для будущего региона. [113] Обеспокоенность среди сербов возросла, и в Приштине была создана организация под названием «Сербский блок колонизации Косово», целью которой было заставить государственных чиновников базироваться в Белграде для увеличения сербского населения в Косово. [113] Таким образом, государство предоставило кредиты на строительство квартир и домов, а также возможности трудоустройства для черногорцев и сербов, которые решили переехать в этот регион. [113] В марте 1992 года около 3000 человек сербского меньшинства в Албании эмигрировали в Косово после принятия предложения правительства. [113] В то время правительство под руководством президента Слободана Милошевича проводило колонизацию в условиях финансовых трудностей и ограниченности ресурсов. [113] Парламентом Сербии были приняты законы, направленные на изменение баланса сил в Косово, касающихся экономики, демографии и политики. [114] Парламент Сербии 11 января 1995 года принял Указ о колонизации Косово Союзной Республикой Югославия . [115] В нем излагались государственные льготы для сербов, желающих переехать жить в Косово, с кредитами на строительство домов или покупку другого жилья, а также предлагались бесплатные земельные участки. [115] [114] Лишь немногие сербы воспользовались этим предложением из-за ухудшения ситуации в Косово в то время. [115]
Около 10 000 сербских беженцев из Краины и более 2 000 из Боснии были переселены в Косово из-за югославских войн . [116] В 1995 году правительство попыталось изменить этнический баланс в регионе посредством запланированного переселения 100 000 сербских беженцев, которые позже сократились до 20 000, из Краины в Хорватии в Косово. [116] [117] Некоторые сербские беженцы выступили против поездки в Косово. [117] В 1996 году официальная правительственная статистика установила, что число беженцев в Косово составило 19 000 человек. [117] После этого большая часть сербских беженцев уехала, а некоторые остались. [115] В начале 1997 года число переселенных сербских беженцев в Косово составляло 4000 человек. [117] и 6000 в начале 1999 года. [118] Поскольку социально-политическая ситуация ухудшилась, косовские албанцы численностью около 300 000 человек бежали в этот период в Западную Европу. [119] После начала конфликта между правительством Милошевича и Армией освобождения Косово в начале 1997 года около 9 000 сербских беженцев и 20 000 местных сербов покинули Косово. [120]
Косовская война (1999)
Во время войны в Косово (март – июнь 1999 г.) сербские силы, по всей видимости, изгнали от 800 000 до 1 000 000 албанцев из Косово, применив такую тактику, как конфискация личных документов, чтобы затруднить или предотвратить любое возвращение в будущем. [121] Косовские албанцы позже вернулись после вмешательства НАТО и окончания войны.
В 1999 году в офис Международного уголовного трибунала по делу бывшего прокурора Югославии Карлы Дель Понте поступило сообщение о более чем 11 000 смертей . [122] Всего во время войны было убито около 10 317 мирных жителей, из них 8 676 были албанцами, 1 196 сербами и 445 цыганами и другими, а также 3 218 убитыми членами вооруженных формирований. [123] По состоянию на 2010 год [update]Около 3000 человек по-прежнему числятся пропавшими без вести, из них 2500 - албанцы, 400 сербов и 100 цыган . [124]
Через несколько дней после вывода югославской армии более 80 000 (почти половина из 200 000, по оценкам, проживавших в Косово) сербов и других гражданских лиц неалбанского происхождения были изгнаны из Косово. [125] [126] [127] [128] [129] Оценки числа сербов, покинувших Косово после ухода сербских войск из Косово, варьируются от 65 000. [130] до 250 000. [131] Кроме того, в Косово осталось менее ста сербских беженцев из Хорватии. [118]
Современный
перепись 2011 года
По переписи 2011 года проживало 1 739 825 жителей. ECMI «призывает к осторожности при упоминании переписи 2011 года» из-за бойкота со стороны муниципалитетов с сербским большинством в Северном Косово и частичного бойкота со стороны сербов и цыган на юге Косово. [132] По данным, таков этнический состав Косово:
- Албанцы : 1 616 869 (92,9%)
- Сербы *: 25 532 (1,5%)
- Боснийцы : 27 553 (1,6%)
- Турки : 18 738 (1,1%)
- Ашкали : 15 436 (0,9%)
- Египтяне : 11 524 (0,6%)
- Горани : 10 265 (0,6%)
- Румыны : 8824 (0,5%)
- Прочее: 2352 (0,1%)
- Не указано: 2752 (0,1%)
По состоянию на 2014 год в Косово проживает около 96 000 косовских сербов, около 3/4 из них проживают в Северном Косово . [133]
- Этническая карта Косово 2011 года по населенным пунктам.
- Распределение албанцев в Косово по населенным пунктам в 2011 г.
- Распределение сербов в Косово по населенным пунктам в 2011 г.
- Распределение боснийцев в Косово в 2011 г. по населенным пунктам.
- Распределение турок в Косово по населенным пунктам в 2011 г.
- Распределение Горани в Косово в 2011 г. по населенным пунктам.
- Распределение цыган, ашкали и египтян в Косово, 2011 г., по населенным пунктам.
См. также
Ссылки
- ^ «Дарданиои, Дарданой, Дарданионес» Дарданиои, Георг Аутенрит, «Словарь Гомера», в Персее
- ^ Латинский словарь
- ^ Папазоглу 1978 , с. 131
- ^ Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Издание информационной базы . п. 205. ИСБН 1438129181 .
- ^ Джозеф Ройсман; Ян Уортингтон (7 июля 2011 г.). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. п. 301. ИСБН 978-1-4443-5163-7 .
- ^ Уилкс 1992 , с. 85
- ^ Столицы Юго-Восточной Европы: история, функции, национальный символизм Харальда Хеппнера, страница 134
- ^ Короткий 2001 , с. 189.
- ^ Солтысяк, Аркадиуш. «Пандемия чумы и славянская экспансия в VI–VIII веках» . www.researchgate.net . Варшавский университет.
- ^ Малькольм 1998 , с. 23.
- ^ Малькольм 1998 , с. 27.
- ^ Дюселье, Ален (2006). «Правда ли, что албанцы вторглись в Косово?» . В Ди Леллио, Анна (ред.). Дело Косово: переход к независимости . Гимн Пресс. стр. 30–31. ISBN 0857287125 .
- ^ Штайнке, Клаус (2016). «Проблемы идентичности горанцев в Восточной Албании и Косово». В Камуселле, Томаш; Номачи, Мотоки; Гибсон, Кэтрин (ред.). Справочник Пэлгрейва по славянским языкам, идентичности и границам . Спрингер. стр. 365–73. ISBN 978-1137348395 .
- ^ Малькольм 1998 , с. 28.
- ^ Файн 1994, с. 7
Венгерское нападение, начатое в 1183 году, с которым Неманья был союзником [...], смогло завоевать Косово и Метохию, включая Призрен.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Маджеру, Александру; Гордон, Мартин (2008). Войны на Балканском полуострове: их средневековые истоки . Пугало Пресс. стр. 25-27, 32-35 . ISBN 978-0-8108-5846-6 .
- ^ Малькольм 1998 , стр. 22–40.
- ^ Дю Нэ, Андре (1977). Ранняя история румынского языка . Юпитер Пресс. ISBN 9780933104037 .
- ^ Перейти обратно: а б Малькольм 1998 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, Генри Роберт (1955). «Югославское Косово: эволюция приграничной провинции и ее ландшафта». Сделки и документы (Институт британских географов) . 21 (21): 183. дои : 10.2307/621279 . ISSN 1478-4017 . JSTOR 621279 .
- ^ Перейти обратно: а б Малькольм 1998 .
- ^ Мирдита, Зеф (1995). «Балканские влахи в свете данных византийских авторов» . Исторические вклады . 14 (14). Хорватский институт истории.
- ^ Харасти, Эндре (1977). Происхождение румын: влахское происхождение, миграция и проникновение в Трансильванию . Дунайская пресса. стр. 60–61. ISBN 9780879340179 .
- ^ Ханзич - Некоторые новости об Арбанасе в Косово и Метохии
- ^ Милан Суффле - История Северного Арбанаса, стр. 61-2.
- ^ Крэмптон, Р.Дж. (2005). Краткая история Болгарии (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 15 .
- ^ Файн, Джон Ван Антверпен (1994), Балканы позднего средневековья: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания , University of Michigan Press, стр. 318, ISBN 978-0-472-08260-5
- ^ Малькольм 1998 , с. 197.
- ^ Бобич, Мирьяна (2015). «Реконструкция домашних общин в Бранковичском крае Сербии в 1455 году». В Совиче, Сильвия; Тейн, Пэт; Виаццо, Пьерпаоло (ред.). История семей и домашних хозяйств: сравнительные европейские измерения . БРИЛЛ. стр. 73–78. ISBN 978-9004307865 .
- ^ Селимович, Салих (2019). «Сколько албанцев было на территории Косово в 1455 году?» . ЕРЕТИК – Часопис за преиспитание прошлости : 222–223 . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ Катич, Татьяна (2020). «Войнюк-защитник 1455 года» . Институт истории Белграда . 17 (1):37 . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Анскомб, Фредерик (2006). «Османская империя в современной международной политике – II: Случай Косово» (PDF) . Обзор международной истории . 28 (4): 767–774, 785–788. дои : 10.1080/07075332.2006.9641103 . JSTOR 40109813 . S2CID 154724667 .
- ^ TKGM, TD № 55 (412), (Defter sandžaka Prizren iz 1591. godine).
- ^ Малькольм 1998 , стр. 136–137.
- ^ Малькольм 2020 , стр. 132–135, 143.
- ^ Малькольм 2020 , с. 136.
- ^ Малькольм 2020 , с. 135.
- ^ Малькольм 1998 , с. 162.
- ^ Малькольм 1998 , с. 114.
- ^ Ягодич 1998 , параграф. 10, 12.
- ^ Гениш, Шерифе и Келли Линн Мейнард (2009). Формирование диаспоральной общины: История миграции и расселения албанцев-мусульман в Черноморском регионе Турции. « Ближневосточные исследования . 45. (4): 556–557.
- ^ Перейти обратно: а б с Малькольм 2020 , с. 142.
- ^ Кэсидей, Августин (2012), Православный христианский мир (PDF) , Routledge, стр. 135
- ^ Малькольм 1998 , с. 139-171.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Х. Р. Уилкинсон, «Карты и политика»; обзор этнографической картографии Македонии, Liverpool University Press, 1951 г.
- ^ Подробное описание Санджаков Плевле и Вилаец Косово (с 8 приложениями и 10 листами), напечатанное в виде рукописи, Vien 1899, 80–81.
- ^ Планана, Эмин (1985). «Причины характера исхода албанских беженцев с территории санджака Ниша в Косово (1878–1878 гг.)]». Изучайте албанский язык . 1 : 189–190.
- ^ Ризай, Скендер (1981). «Девять английских документов о Призренской лиге (1878–1880)». Альбанологические следы (Серия исторических наук) . 10 : 198.
- ^ Шимшир, Билал Н. (1968). Турецкие миграции из Румелии. Emigrations turques des Balkans [Турецкая эмиграция с Балкан] . Том I. Документы. п. 737.
- ^ Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Косово . Пугало Пресс. п. XXXII. ISBN 9780333666128 .
- ^ Стефанович, Джордже (2005). «Взгляд на албанцев глазами сербов: изобретатели традиции нетерпимости и их критики, 1804–1939». Ежеквартальный журнал европейской истории . 35 . (3): 470.
- ^ Перейти обратно: а б Ягодич 1998 г. , пар. 29.
- ^ Ягодич 1998 , параграф. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Ука, Сабит (2004а). : (1877/1878-1912 ) Изгнание албанцев из Санджака Ниша и переселение их в Косово Приштина: Лето. стр. 194–286. ISBN 9789951864503 .
- ^ Османи 2000 , стр. 48–50.
- ^ Османи 2000 , стр. 44–47, 50–51, 54–60.
- ^ Ягодич, Милош (1998). «Эмиграция мусульман из новых сербских областей 1877/1878 гг.» . Балканология . 2 (2). дои : 10.4000/balkanologie.265 . S2CID 140637086 . пункт. 30.
- ^ Османи, Юсуф (2000). Сербская колонизация Косово . Ветер стр. 43–64. ISBN 9789951040525 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Малькольм 1998 , стр. 228–229.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гаврич 2006 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гаврич 2006 , с. 35.
- ^ Гаврич 2006 , с. 35: «С христианской стороны списка сербская православная община составляла самую большую группу в северной половине Косово, составляя большинство в восточных районах. Провинцию населяли не более нескольких тысяч православных валахов. Болгары оккупировали южную половину Косово».
- ^ Гаврич 2006 , стр. 30, 34.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , с. 109.
- ^ Маджолини, Паоло (2014). «Понимание жизни на османско-черногорском приграничье Северной Албании в эпоху Танзимата: католические племена мирдитов, миссионеры и османские чиновники». Ближневосточные исследования . 50 (2). Рутледж: 208–232. дои : 10.1080/00263206.2013.870891 . S2CID 144954033 .
- ^ Дуйзингс, GHJ (1999). Религия и политика идентичности в Косово . Университет Амстердама. hdl : 11245/1.393615 . ISBN 9780231120999 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дуйзингс, GHJ (1999). Религия и политика идентичности в Косово . Университет Амстердама. стр. 15–16. hdl : 11245/1.393615 . ISBN 9780231120999 .
- ^ Перейти обратно: а б Gustav Weigand, Ethnographie von Makedonien, Leipzig, 1924; Густав Вайганд, Етнография на Македония (Bulgarian translation)
- ^ Ахбаб, Якуп (2015). «Административная и социально-экономическая структура Скопье Санджак (1876–1911) / Üsküp Sancağı'nın idari ve sosyo/ekonomik yapısı (1876–1911)» (PDF) (на турецком языке). п. 74. Архивировано из оригинала (PDF) 31 января 2023 года . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ Тильбе, Озгюр (2018). (1902–1908) Хильми-паши на посту генерального инспектора в Румелии « Пребывание п. 118.
- ^ Карпат, К.Х. (1985). Османское население, 1830–1914 гг.: демографические и социальные характеристики . Мэдисон, Висконсин: Прес Университета Висконсина. п. 142.
- ^ Кирези 2017 , стр. 38, 45, 53.
- ^ «Является ли Косово Сербией? Спрашиваем историка» . Хранитель . 26 февраля 2008 года . Проверено 24 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кирези 2017 , с. 53
- ^ Хадри, Али (1967). «Косово и Метохия в Королевстве Югославия». Исторический вестник (1–2): 59–60.
- ^ Перейти обратно: а б с Каруби, Мохаммад Таги (2017). Справедливая или несправедливая война?: Международное право и одностороннее применение вооруженной силы государствами на рубеже ХХ века . Рутледж. стр. 175–176. ISBN 9781351154666 .
- ^ Исени 2008 , с. 312.
- ^ Перейти обратно: а б с Леурдейк и Занди 2001 , с. 13
- ^ Гуляс и Чюллог, 2015 , стр. 230–231
- ^ Перейти обратно: а б Боковой, Мелисса (2001). «Разбросанные могилы, упорядоченные кладбища: в память о национально-освободительной войне Сербии 1912–1918 годов» . В Букуре, Мария; Вингфилд, Нэнси М. (ред.). Постановка прошлого: политика поминовения в Габсбургах в Центральной Европе с 1848 года по настоящее время . Издательство Университета Пердью. п. 254. ИСБН 9781557531612 .
- ^ Бошковска 2017 , стр. 163–164.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, Ховард (2000). Гражданское сопротивление в Косово . Плутон Пресс. п. 10. ISBN 9780745315690 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гуляс и Чюллёг 2015 , с. 231
- ^ Qirezi 2017 , стр. 53–54.
- ^ Исени 2008 , с. 313.
- ^ Малькольм 1998 , с. 268.
- ^ Перейти обратно: а б с Леурдейк, Дик; Занди, Дик (2001). Косово: от кризиса к кризису . Рутледж. п. 14. ISBN 9781351791571 .
- ^ Бошковска 2017 , с. 168
- ^ Бошковская, Нада (2017). Югославия и Македония до Тито: между репрессиями и интеграцией . Издательство Блумсбери. п. 164. ИСБН 9781786730732 .
- ^ Кирези 2017 , с. 47
- ^ Перейти обратно: а б с Рамет, Сабрина П. (1995). Социальные течения в Восточной Европе: источники и последствия великой трансформации . Издательство Университета Дьюка. п. 198 . ISBN 9780822315483 .
- ^ Банак 1984 , стр. 298.
- ^ Перейти обратно: а б Гингерас 2009 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б Гингерас, Райан (2009). Скорбные берега: насилие, этническая принадлежность и конец Османской империи 1912–1923 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 164. ИСБН 9780191609794 . .
- ^ Исени, Башким (2008). Национальный вопрос в Юго-Восточной Европе: генезис, возникновение и развитие албанской национальной идентичности в Косово и Македонии . Питер Лэнг. стр. 312–313. ISBN 9783039113200 .
- ^ Перейти обратно: а б Муладж 2008 , стр. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с д Салливан, Брайан (1999). «Балканы: о прошлом, уходящем или будущем» . В Мюррей, Уильямсон (ред.). Формирующаяся стратегическая среда: вызовы XXI века . Издательство Прагер. п. 15. ISBN 9780275965730 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Какай, Гент; Красники, Гезим (2017). «Роль меньшинств в сербско-албанской трясине». В Мехмети, Леандрит И.; Раделич, Бранислав (ред.). Косово и Сербия: спорные варианты и общие последствия . Издательство Питтсбургского университета. стр. 154–155. ISBN 9780822981572 .
- ^ Перейти обратно: а б Гуляш, Ласло; Чюллёг, Габор (2015). «История Косово от Первой Балканской войны до конца Второй мировой войны (1912–1945» (PDF) . Западночешский исторический обзор (2): 236. Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2022 года . Проверено 23 сентября . 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б Приложение I. Архивировано 1 марта 2003 года в Wayback Machine Сербским информационным центром в Лондоне к отчету Специального комитета по иностранным делам Палаты общин Парламента Соединенного Королевства .
- ^ Викерс 1998 , с. 123.
- ^ Малькольм 1998 , с. 312.
- ^ Франк, Хаим (2010). Петерсен, Ганс-Кристиан; Зальцборн, Самуэль (ред.). Антисемитизм в Восточной Европе: история и современность в сравнении . Берн : Питер Лэнг. стр. 97–98. ISBN 978-3-631-59828-3 .
- ^ Селлс, Майкл Энтони (1996). Мост предал: Религия и геноцид в Боснии . Издательство Калифорнийского университета. п. 54. ИСБН 9780520922099 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кирези 2017 , с. 49
- ^ Перейти обратно: а б Лампе, Джон Р. (2000). Югославия как история: Дважды была страна . Издательство Кембриджского университета. п. 228. ИСБН 9780521774017 .
- ^ Викерс 1998 , с. 312.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Муладж, Клейда (2008). Политика этнической чистки: построение национального государства и обеспечение безопасности на Балканах двадцатого века . Лексингтонские книги. п. 45. ИСБН 9780739146675 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кирези 2017 , с. 50
- ^ Пихлер, Роберт; Грандитс, Ханнес; Фотиадис, Ружа (2021). «Косово в 1980-е годы – югославские перспективы и интерпретации» . Сравнительные исследования Юго-Восточной Европы . 69 (2–3): 171–182. дои : 10.1515/soeu-2021-0059 . S2CID 244134289 .
- ^ Бибина, Йорданка; Стамова, Марьяна (2018). «Динамика миграционного процесса на Балканах в ХХ веке» (PDF) . Традиции в общении и духовной культуре Юго-Восточной Европы: Международный симпозиум. Македонский национальный комитет Македонской академии наук и искусств : 253. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2023 года . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бугайский, Януш (2002). Политические партии Восточной Европы: Путеводитель по политике в посткоммунистическую эпоху . Нью-Йорк: Центр стратегических и международных исследований. п. 479. ИСБН 1563246767 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Янич, Душан; Лаладж, Анна; Пула, Бесник (2013). «Косово при режиме Милошевича» . В Инграо, Чарльз В.; Эммерт, Томас А. (ред.). Противостояние югославским противоречиям: инициатива ученых . Издательство Университета Пердью. п. 290. ИСБН 9781557536174 .
- ^ Перейти обратно: а б Мертус, Джули А. (2009). «Операция Союзная сила: Служанка независимого Косово». Международные дела . 85 (3): 466. doi : 10.1111/j.1468-2346.2009.00808.x .
- ^ Перейти обратно: а б с д Беллами, Алекс Дж. (2012). «Человеческие ошибки в Косово, 1974–99» . В Буте, Кен (ред.). Косовская трагедия: аспекты прав человека . Рутледж. п. 115. ИСБН 9781136334764 .
- ^ Перейти обратно: а б «Хронология косовских албанцев в Сербии» . Университет Мэриленда . Проверено 21 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д ван Сельм, Джоан (2000). Косовские беженцы в Евросоюзе . Международная издательская группа «Континуум». стр. 4–5. ISBN 978-1-85567-641-1 .
- ^ Перейти обратно: а б «Злоупотребления в отношении сербов и цыган в новом Косово» . Хьюман Райтс Вотч . Август 1999 г., пункт. 35.
- ^ Кирези 2017 , с. 51
- ^ ОБСЕ (1999). «Косово/Косова, Как видели, как рассказывали, анализ выводов Контрольной миссии ОБСЕ в Косово по правам человека, октябрь 1998 г. - июнь 1999 г.» . Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. п. 226.
- ^ Кирези, Арбен (2017). «Урегулирование спора о самоопределении Косово» . В Мехмети, Леандрит И.; Раделич, Бранислав (ред.). Косово и Сербия: спорные варианты и общие последствия . Издательство Питтсбургского университета. стр. 51–53. ISBN 9780822981572 .
- ^ "Мир: Европа ООН приводит цифры погибших в Косово" . Новости Би-би-си . 10 ноября 1999 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2010 года . Проверено 5 января 2010 г.
- ^ «Презентация и экспертная оценка базы данных Косовской книги памяти» (PDF) . kosovomemorybook.org . 4 февраля 2015 г.
- ^ КиМ Инфо-Сервис (7 июня 2000 г.). «3000 пропавших без вести в Косово» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 20 апреля 2010 года . Проверено 5 января 2010 г.
- ^ «Злоупотребления в отношении сербов и цыган в новом Косово» . Хьюман Райтс Вотч . Август 1999 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 г.
- ^ Хадсон, Роберт; Боуман, Гленн (2012). После Югославии: идентичности и политика внутри государств-преемников . Пэлгрейв Макмиллан. п. 30. ISBN 9780230201316 .
- ^ «Информация о кризисе в Косово» . УВКБ ООН . 4 августа 1999 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2015 г.
- ^ «Принудительное изгнание косовских цыган, ашкали и египтян из государства-участника ОБСЕ в Косово» . ОБСЕ . 6 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 г.
- ^ Шивон Уиллс (26 февраля 2009 г.). Защита гражданского населения: обязанности миротворцев . Издательство Оксфордского университета. п. 219. ИСБН 978-0-19-953387-9 .
- ↑ Европейская инициатива стабильности (ESI): Лозаннский принцип: многонациональность, территория и будущее косовских сербов (.pdf). Архивировано 24 марта 2009 г. в Wayback Machine , 7 июня 2004 г.
- ^ Координационный центр Сербии по Косово-Метохии: Принципы программы возвращения внутренне перемещенных лиц из Косово и Метохии .
- ^ «ECMI: Данные о меньшинствах в переписи населения Косово будут использоваться с оговорками» . ЭКМИ.
- ^ Кокозелли 2016 , с. 267
Источники
- Банак, Иво (1984). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Корнеллские книги в мягкой обложке: славистика, история, политология. Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-9493-2 . Проверено 31 июля 2023 г.
- Кокозелли, Фред (2016). Рамет, Сабрина (ред.). Этнические меньшинства и политика в постсоциалистической Юго-Восточной Европе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1316982778 .
- Курта, Флорин (2001). Становление славян: история и археология Нижнего Дуная, ок. 500–700 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139428880 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521815390 .
- Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-8451-1287-5 .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1966). «Королевства в Иллирии около 400–167 гг. До н.э.». Ежегодник Британской школы в Афинах . 61 . Британская школа в Афинах: 239–253. дои : 10.1017/S0068245400019043 . JSTOR 30103175 . S2CID 164155370 .
- Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Макмиллан. ISBN 9780333666128 .
- Малькольм, Ноэль (2020). Повстанцы, верующие, выжившие: исследования по истории албанцев . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192599223 .
- Папазоглу, Фанула (1978). Племена Центральных Балкан в доримские времена: трибалы, автариаты, дарданцы, скордиски и мезийцы . Амстердам: Хаккерт. ISBN 9789025607937 .
- Прендергаст, Эрик (2017). Происхождение и распространение пропусков локативных определителей в балканском языковом ареале (Диссертация). Калифорнийский университет в Беркли.
- Викерс, Миранда (1998). Между сербами и албанцами: история Косово . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-631-19807-5 .
- Уилкс, Джей-Джей (1992). Иллирийцы . Блэквелл. ISBN 0-631-19807-5 .