Мода в династии Ляо
После падения династии Тан , кидани ветвь восточных племен сяньбэй , основали династию Ляо (916–1125 гг. н. э.) в северном Китае. [ 1 ] [ 2 ] : 20 Династия Ляо состояла из двух регионов: Северного и Южного . [ 3 ] : 26 [ 4 ] Северные подразделения Ляо в основном состояли из племен киданей, в то время как южные регионы состояли из хань и других оседлых групп. [ 4 ] Правители династии Ляо приняли систему одежды, которая позволяла сосуществовать ханьской и киданьской одежде. [ 5 ]
Разработка системы двойной одежды
[ редактировать ]Согласно « Истории Ляо» , самая ранняя одежда, которую носили кидани, изготавливалась из шкур животных, и только во время правления императора Тайцзуна из Ляо была разработана система одежды. [ 5 ] В культурном отношении кидани были ближе к культуре династии Тан , чем к культуре династии Сун ; и под влиянием культуры династии Тан они начали включать в свой гардероб шелковую одежду (например, куртки и халаты) и приспосабливать свои обычаи одежды к обычаям одежды династии Тан, таким образом создавая себя в ханьском китайском стиле, сохраняя при этом некоторые различия. в их наряде. [ 2 ] : 266 По мнению ученого Линды Кук Джонсон, к 11 веку нашей эры влияние Китая, относящееся к периоду династии Тан, по-видимому, полностью интегрировалось в культуру Ляо. [ 6 ]
Киданьский двор принял двойную систему одежды, которая состояла как из гофу (國服; «государственный стиль», т. е. « Киданьская национальная одежда» или « Киданьская государственная » одежда), так и ханьфу (漢服; ханьская китайская одежда) (которые в основном одежда в стиле династий Тан и/или Сун), [ 7 ] : 15, 74–75 [ 8 ] которые кидани унаследовали от династии Поздняя Цзинь и на самом деле представляли собой одежду династии Тан . [ 4 ] Гофу также находился под династии Ляо сильным влиянием китайской системы одежды хань. [ 5 ] В Ляо-ши гунфу (т.е. официальная одежда киданьского государства) была фиолетового цвета; фиолетовый цвет использовался в мантиях как чиновников Ляо, так и императора Ляо в качестве стандартной практики. [ 7 ] Согласно Ляо-ши, « система официальной одежды была регламентирована. Киданьский стиль носили на севере, а ханьский стиль носили на юге; каждый из них определялся в соответствии с удобством » во время правления Абаоцзи; однако типы одежды не всегда основывались на северном и южном разделении. [ 8 ]
В династии Ляо киданьские чиновники и императрицы Ляо носили киданьскую одежду, но ханьские китайские чиновники и император Ляо носили одежду династии Сун (ханьская китайская одежда); [ 2 ] : 267-268 [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] : 74–75 По словам Ляо Ши : « В период Хуэйтун會同 [937-947] вдовствующая императрица [Интянь] и северные чиновники носили одежду киданьского государственного стиля; император [太宗, Елюй Дэгуан耶律德光] и южные чиновники носили ханьский стиль». одеваться... ". [ 8 ] Однако, по мнению китайцев Сун, их одежда была закрыта по варварски - (左衽 zuoren ), закрываясь на левую сторону, а не на правую (右衽 youren ). [ 2 ] : 267 После 970 года нашей эры было постановлено, что все высшие киданьские чиновники должны были быть одеты в одежду китайского стиля, в то время как низшие чиновники киданейского происхождения должны были продолжать носить свою родную одежду во время церемонии Великой стрельбы из ивы (大射柳; дашелю) во время молитвы. для дождя. [ 4 ] [ 2 ] : 267-268
После 983 г. н.э. придворное платье, соответствующее стилю Тан-Сун, носили при обоих дворах Ляо, то есть как при Северном, так и при Южном дворе. [ 7 ] : 74–75 Согласно Ляо Ши: « После пятого года правления Цяньхэн 乾亨 [983 г.], когда император Шэнцзун 聖宗 [Елю Лунсюй 耶律隆緒] даровал Чэнтяню титул вдовствующей императрицы, все чиновники выше 3-го ранга носили ханьскую одежду. Вечернее платье в стиле [фафу 法服] ». [ 8 ]
В 1036 году нашей эры император носил мантию дракона , а чиновники на Севере и Юге носили придворную одежду ханьского стиля. [ 8 ] По словам Ляо Ши: « Согласно протоколу церемонии Цзуньхао 尊號冊禮 [в которой императору был присвоен титул] в 5-м году правления Чунси 重熙 [1036 г.], после [церемонии Цзуньхао] Император [ Синцзун興宗, Елю Цзунчжэнь耶律宗真] носил мантию дракона, а чиновники как с севера, так и с юга носили придворные платья [в стиле Хань]... ». [ 8 ]
В 1055 году император издал указ, согласно которому все кидани должны были носить одежду в китайском стиле. [ 2 ] После периода Чунси (1032-1055 гг.) все придворные чиновники носили ханьскую одежду во время важных ритуалов, тогда как повседневная церемониальная одежда оставалась такой же, как и в период Хуэйтун. [ 8 ]
Одежда для обрезания
[ редактировать ]Основанный на фресках из киданейских гробниц времен династии Ляо , типичная верхняя одежда киданейских мужчин представляет собой платье с узкими рукавами и круглым воротником, которое ниспадает чуть выше лодыжек и открывается от талии вниз с обеих сторон, но не внутрь. передняя и задняя часть; они также носят ремень вокруг бедер. [ 2 ] [ 9 ] Лацканы их верхней одежды представляют собой правые лацканы, перекрещивающиеся над левыми, а лацканы они также застегивали слева под мышкой. [ 9 ] Предпочтительными были темные цвета, такие как серо-зеленый, серо-синий, коричневый и темно-зеленый. [ 10 ]
Внутренней одеждой человека киданя была короткая одежда или туника, которую надевали под платье с круглым воротником . [ 9 ] Они также носили брюки и сапоги с высоким голенищем, которые были либо с каймой, либо закатаны вверху. [ 9 ] По словам Цидань Гочжи из Е Лунли, киданьские чиновники использовали ленты с золотым орнаментом, чтобы закрепить пряди волос вокруг лба, и покрывали головы фетровыми шляпами. [ 11 ] Кидани носили войлочные шляпы, меховую одежду и шерстяную ткань, а император Ляо переключался между ханьской и киданьской одеждой. [ 5 ]
мужская прическа Китана называлась кунфа (髡髮). Согласно китайским текстам, [ 7 ] : 21 Кидани носили длинную челку по бокам и сбривали макушки. [ 11 ] На фресках гробниц с прической киданей видно лишь несколько волос, оставшихся возле шеи и лба, а остальная часть головы выбрита. [ 12 ] Волосы оставались только на висках, пока сбривалась макушка. [ 10 ] Отсутствие киданской одежды и причесок на картине всадников, ранее идентифицированных как кидани, заставило экспертов усомниться в их предполагаемой личности. [ 13 ] Мужчины- кидани отращивали волосы на висках, но брили макушку. [ 14 ] Мужчины-кидани могли различать классы, нося разные узоры на своих маленьких косичках, свисающих с бритого лба. Иногда они носили косы с челкой на лбу, сбривая весь лоб. [ 3 ] : 53, 190 Мужчины-кидани оставляли только две отдельные пряди волос по бокам лба перед каждым ухом в локонах, а макушку брили. [ 14 ]
-
Елюй Бэй , старший сын императора Тайцзу Ляо .
-
Всадники Ляо на отдыхе
-
Обрезание всадников
-
Кара-китайский мужчина
-
Прическа киданя, гробница № 1 Бэйсанцзя, династия Ляо .
-
Мужчины Ляо готовятся к охоте, фреска из гробницы Аохана династии Лиан.
-
Повара Ляо, Гробница в Аохане, династия Ляо.
-
Приготовление напитков, фреска из гробницы в Аохане, династия Ляо
-
Фреска гробницы Халахайчан Ляо
Женская одежда в киданьском стиле также существовала и часто изображалась в гробницах Ляо в обстановке, связанной с кочевым образом жизни и верховой ездой. [ 7 ] : 75–77 Кидани были искусными наездницами, а их одежда хорошо подходила для верховой езды и скотоводства. [ 3 ] : 30 Женщины в киданьском стиле одевались в длинный верхний халат с длинными рукавами, подпоясанный на талии. [ 7 ] : 75–77 Эта форма одежды оказалась многослойной, чтобы сохранять тепло, поскольку они жили в более суровом климате северных регионов. [ 7 ] : 75–77 Эти типы одежды часто изображаются на росписях гробниц Кулунци, которые, скорее всего, были построены для клана Сяо , элитного клана в Ляо. [ 7 ] : 75–77 Видимо, носили и меховые шапки. [ 7 ] : 75–77 Гробница Ляо, найденная недалеко от деревни Кулунци, изображает свадебную церемонию принцессы Ляо и киданейской знати в наборе настенных росписей; эти настенные росписи предоставляют информацию об обществе киданей, включая одежду киданей. [ 6 ]
Киданьские женщины также носили длинные халаты с узкими рукавами и перекрестным воротником, которые в основном застегивались на левую сторону и подвязывались на талии шелковой лентой. [ 10 ] Тканевый пояс также можно было завязать чуть ниже уровня груди, близко к одежде. [ 8 ] Женщины-кидани также носили юбки, но в основном их носили под длинным халатом. [ 10 ] Обрезанные женщины носили сапоги, [ 3 ] : 30 включая высокие сапоги. [ 10 ] Эта форма левостороннего халата с перекрестным воротником изображена на картине Ху Хуая «Цо Се ту» (卓歇图). [ 10 ] Верхняя мантия с длинными рукавами, закрывающаяся слева, является наиболее отличительной чертой женской одежды в стиле Китхан. [ 8 ] Говорят, что король Хёнджон из Корё в 1018 году сочинил стихотворение, в котором говорилось: «Если бы не Кан, наши пальто слева всегда были бы связаны», когда Кан Камчан победил вторгшихся киданей. [ 15 ] [ 16 ]
Ханьская китайская одежда
[ редактировать ]Китайские мужчины-ханьцы, жившие в династии Ляо, не были обязаны носить бритую киданьскую прическу, которую кидани носили, чтобы отличить свою этническую принадлежность, в отличие от династии Цин , которая требовала от мужчин ношения маньчжурской прически. [ 14 ] В ханьских китайских гробницах, датируемых династией Ляо , есть фрески, на которых изображены чисто китайские обычаи и китайская одежда. [ 9 ]
В гробницах семей ханер (т. е. ханьских китайцев смешанного происхождения или перенявших некоторые киданьские обычаи), например семей Чжан и Ханн, часто изображаются мужчины, одетые в киданьскую одежду, в коридорах и прихожих, в то время как внутренняя культура демонстрирует культуру ханер . [ 3 ] Некоторые ханьские китайцы или ханерские мужчины перенимали и смешивали или комбинировали ханьскую одежду с киданьской одеждой с киданьскими ботинками и ханьской одеждой или носили киданьскую одежду. [ 3 ] : 48, 52–53 [ 17 ] С другой стороны, ханьские женщины не переняли киданьскую одежду и продолжали носить ханьскую одежду. [ 3 ] : 48, 52–53 [ 17 ] Например, на гробнице Хань Шиксуня (человека из знатной ханьской семьи), который умер в начале XII века во времена поздней династии Ляо, в прихожей изображена одежда в киданьском стиле, тогда как женщин в одежде ханьского китайского стиля. на найденной картине можно увидеть во внутренней камере. [ 3 ] : 44–45 Другой пример можно увидеть в фреске, найденной в гробнице Чжао Вэньцзао , где дети и слуги изображены с киданьскими прическами и одеждой в киданьском стиле, а женщина, стоящая за столом, изображена в ханьской китайской одежде. [ 3 ] : 46–47 Во времена династии Ляо китаянки хань, жившие в Южном дивизионе, и женщины ханьэр были носителями культуры, которые в целом сохраняли ханьскую культуру и продолжали носить ханьскую китайскую одежду, которую носили до завоевания. [ 3 ] В гробнице в Чжайтане изображены две служанки, стоящие у дверей в китайской одежде. [ 6 ]
По крайней мере, из династии Хань женщины не-хань (независимо от их социального статуса или культурной идентичности), которые жили близко к территориям династии Хань, часто перенимали одежду хань-китайского стиля, в то время как их мужчины-не-хань этого не делали; эту тенденцию в одежде можно увидеть в изображениях династии Тан , и эта тенденция продолжалась до монгольского периода. [ 7 ] : 75–77 У Ляо была одежда в стиле ханьских династий Тан и Сун , а также одежда киданей. И киданьские женщины, и ханьские китаянки в Ляо носили платье Тан-Сун в ханьском китайском стиле. [ 7 ] : 75–77 [ 8 ] Женская одежда в стиле Тан-Сун в Ляо также включала верхнюю куртку с длинными рукавами и широкими рукавами, которые могли быть укороченными или доходить до талии, завязывавшимися поясом бантом под грудью, чтобы создать ампирный силуэт . [ 7 ] : 75–77 Верхний жакет надевался поверх платья в пол, поверх которого надевалась короткая верхняя юбка (похожая на фартук). [ 7 ] : 75–77 На фресках гробниц Северного Ляо женщины, одетые в одежду в стиле Хань, изображены в моде династии Тан, тогда как на фресках Южного Ляо женщины, одетые в одежду в стиле Хань, носят одежду в стиле Сун. [ 8 ] Женская мода в стиле Сун состояла из длинных узких юбок и жакетов, закрывающихся вправо . [ 8 ] Эти куртки можно было носить поверх узких юбок, что было модой современной эпохи Сун. [ 8 ]
-
Роспись из гробницы Чжан Куанчжэна (М10), династия Ляо , 1058-1093 гг. н.э. Дети и слуги носят одежду и прически в киданьском стиле; стоящие женщины носят ханьскую китайскую одежду. Прическа женщин выполнена в киданьском стиле. [ 8 ]
-
Женщины, возможно, одетые в шаньцюнь (верхняя одежда поверх юбки) и бэйцзы (одежда в стиле Сун), внутренняя камера гробницы Чжан Куанчжэна, династии Ляо. Прическа выполнена в киданьском стиле. [ 8 ]
-
Разновидность одежды в стиле Тан-Сун; Могила Сюй Цунъюня, династия Ляо.
-
Женщины в одежде в стиле Тан; Настенная роспись гробницы № 2 Баошань династии Ляо .
-
Женщины в одежде в стиле Тан; Настенная роспись гробницы № 2 Баошань династии Ляо .
-
Женщины в одежде в стиле Тан; Гробница № 2 Баошань, династия Ляо.
Галерея
[ редактировать ]-
Императорский женский халат (вид сзади), династия Ляо.
-
Серебряная корона с фениксом, династия Ляо.
-
Шелковый пояс, династия Ляо.
-
Сапоги Кэси для императорской семьи династии Ляо.
-
Сапоги Кэси для придворных чиновников династии Ляо.
-
Детская обувь, династия Ляо.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ШТЕЙНХАРДТ, НЭНСИ ШАТЦМАН (1998). «Археология Ляо: гробницы и идеология на северной границе Китая» . Азиатские перспективы . 37 (2): 224–244. ISSN 0066-8435 . JSTOR 42928436 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кун, Дитер (2009). Эпоха конфуцианского правления: трансформация Китая в эпоху Сун . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03146-3 . OCLC 192050158 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джонсон, Линда Кук (2011). Женщины завоевательных династий: пол и идентичность в Ляо и Цзинь Китае . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-0-8248-6024-0 . OCLC 794925381 .
- ^ Jump up to: а б с д и Кун, Дитер (2000). " "Архитектура Ляо": инновации Киданя и ханьско-китайские традиции?" . Тунг Пао . 86 (4/5): 325–362. дои : 10.1163/15685320051072744 . ISSN 0082-5433 . JSTOR 4528851 .
- ^ Jump up to: а б с д и Чжу, Жуйси; Чжан, Бангвэй; Лю, Фушенг; Цай, Чонгбанг; Ван, Дзенью (2016). Социальная история Китая среднего периода: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 32–59. ISBN 978-1-107-16786-5 . OCLC 953576345 .
- ^ Jump up to: а б с Джонсон, Линда Кук (1983). «Свадебная церемония императорской принцессы Ляо. Настенные росписи из гробницы династии Ляо в провинции Цзилинь» . Артибус Азия . 44 (2/3): 107–136. дои : 10.2307/3249594 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3249594 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ши, Эйрен Л. (05 февраля 2020 г.). Монгольская придворная одежда, формирование идентичности и глобальный обмен . Рутледж. дои : 10.4324/9780429340659 . ISBN 978-0-429-34065-9 . S2CID 213078710 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот ШИ, Эйрен Л. (15 декабря 2021 г.). «Намеренная идентичность: женская одежда Ляо, культурная и политическая власть» (PDF) . Акта Виа Серика . 6 (2): 37–60. дои : 10.22679/AVS.2021.6.2.003 .
- ^ Jump up to: а б с д и Рорекс, Роберт Олбрайт (1984). «Некоторые фрески гробницы Ляо и изображения кочевников в китайских картинах истории Вэнь-Чи» . Артибус Азия . 45 (2/3): 174–198. дои : 10.2307/3249729 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3249729 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж лет китайским костюмам . 5000 0-8351-1822-3 . OCLC 19814728 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Лю, Кэри Йи-Вэй; Чинг, Дора С.И., ред. (1999). Искусство Сун и Юань: ритуал, этническая принадлежность и стиль в живописи . Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), Принстонский университет. Художественный музей, Го ли ку гун по у юань, Го ли гу гун бо у юань. Художественный музей Принстонского университета. стр. 168, 159, 179. ISBN. 0943012309 .
- ^ Шен, Сюэман, изд. Позолоченное великолепие: сокровища китайской империи Ляо . Азиатское общество, Азиатское общество. Музей, Музей восточноазиатского искусства (Берлин, Германия), Музей Ритберга (иллюстрированное изд.). Гарри Н. Абрамс. п. 114. ИСБН 8874393326 .
- ^ Тунг, ВУ; Тунг, Ву (1997). Сказки из страны драконов: 1000 лет китайской живописи . Музей изящных искусств, Бостон (иллюстрированное изд.). Музей изящных искусств. п. 136. ИСБН 0878464395 .
- ^ Jump up to: а б с Тэкетт, Николас (2017). Истоки китайской нации: Китай Сун и формирование восточноазиатского мирового порядка . Издательство Кембриджского университета. п. 241. ИСБН 978-1108186926 .
- ^ Сюй, Цзин (2016). Китайский путешественник в средневековой Корее: иллюстрированный отчет Сюй Цзина о посольстве Сюаньхэ в Корё . Сем Вермеерш. Гонолулу. ISBN 978-0-8248-6683-9 . ОСЛК 950971983 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Россаби, Моррис (1983). Китай среди равных: Поднебесная и его соседи, X-XIV вв . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 158. ИСБН 0-520-04383-9 . OCLC 7671639 .
- ^ Jump up to: а б China Review International, Том 19 . Гавайский университет в Маноа. Центр китайских исследований. Гавайский университет, Центр китайских исследований и издательство Гавайского университета. 2012. с. 101.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка )