Jump to content

Мода в династии Ляо

(Перенаправлено из «Мода в династии Ляо» )
Золотые серьги, династия Ляо.

После падения династии Тан , кидани ветвь восточных племен сяньбэй , основали династию Ляо (916–1125 гг. н. э.) в северном Китае. [ 1 ] [ 2 ] : 20  Династия Ляо состояла из двух регионов: Северного и Южного . [ 3 ] : 26  [ 4 ] Северные подразделения Ляо в основном состояли из племен киданей, в то время как южные регионы состояли из хань и других оседлых групп. [ 4 ] Правители династии Ляо приняли систему одежды, которая позволяла сосуществовать ханьской и киданьской одежде. [ 5 ]

Разработка системы двойной одежды

[ редактировать ]
династии Ляо Нефритовое колье

Согласно « Истории Ляо» , самая ранняя одежда, которую носили кидани, изготавливалась из шкур животных, и только во время правления императора Тайцзуна из Ляо была разработана система одежды. [ 5 ] В культурном отношении кидани были ближе к культуре династии Тан , чем к культуре династии Сун ; и под влиянием культуры династии Тан они начали включать в свой гардероб шелковую одежду (например, куртки и халаты) и приспосабливать свои обычаи одежды к обычаям одежды династии Тан, таким образом создавая себя в ханьском китайском стиле, сохраняя при этом некоторые различия. в их наряде. [ 2 ] : 266  По мнению ученого Линды Кук Джонсон, к 11 веку нашей эры влияние Китая, относящееся к периоду династии Тан, по-видимому, полностью интегрировалось в культуру Ляо. [ 6 ]

Киданьский двор принял двойную систему одежды, которая состояла как из гофу (國服; «государственный стиль», т. е. « Киданьская национальная одежда» или « Киданьская государственная » одежда), так и ханьфу (漢服; ханьская китайская одежда) (которые в основном одежда в стиле династий Тан и/или Сун), [ 7 ] : 15, 74–75  [ 8 ] которые кидани унаследовали от династии Поздняя Цзинь и на самом деле представляли собой одежду династии Тан . [ 4 ] Гофу также находился под династии Ляо сильным влиянием китайской системы одежды хань. [ 5 ] В Ляо-ши гунфу (т.е. официальная одежда киданьского государства) была фиолетового цвета; фиолетовый цвет использовался в мантиях как чиновников Ляо, так и императора Ляо в качестве стандартной практики. [ 7 ] Согласно Ляо-ши, « система официальной одежды была регламентирована. Киданьский стиль носили на севере, а ханьский стиль носили на юге; каждый из них определялся в соответствии с удобством » во время правления Абаоцзи; однако типы одежды не всегда основывались на северном и южном разделении. [ 8 ]

В династии Ляо киданьские чиновники и императрицы Ляо носили киданьскую одежду, но ханьские китайские чиновники и император Ляо носили одежду династии Сун (ханьская китайская одежда); [ 2 ] : 267-268  [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] : 74–75  По словам Ляо Ши : « В период Хуэйтун會同 [937-947] вдовствующая императрица [Интянь] и северные чиновники носили одежду киданьского государственного стиля; император [太宗, Елюй Дэгуан耶律德光] и южные чиновники носили ханьский стиль». одеваться... ". [ 8 ] Однако, по мнению китайцев Сун, их одежда была закрыта по варварски - (左衽 zuoren ), закрываясь на левую сторону, а не на правую (右衽 youren ). [ 2 ] : 267  После 970 года нашей эры было постановлено, что все высшие киданьские чиновники должны были быть одеты в одежду китайского стиля, в то время как низшие чиновники киданейского происхождения должны были продолжать носить свою родную одежду во время церемонии Великой стрельбы из ивы (大射柳; дашелю) во время молитвы. для дождя. [ 4 ] [ 2 ] : 267-268 

После 983 г. н.э. придворное платье, соответствующее стилю Тан-Сун, носили при обоих дворах Ляо, то есть как при Северном, так и при Южном дворе. [ 7 ] : 74–75  Согласно Ляо Ши: « После пятого года правления Цяньхэн 乾亨 [983 г.], когда император Шэнцзун 聖宗 [Елю Лунсюй 耶律隆緒] даровал Чэнтяню титул вдовствующей императрицы, все чиновники выше 3-го ранга носили ханьскую одежду. Вечернее платье в стиле [фафу 法服] ». [ 8 ]

В 1036 году нашей эры император носил мантию дракона , а чиновники на Севере и Юге носили придворную одежду ханьского стиля. [ 8 ] По словам Ляо Ши: « Согласно протоколу церемонии Цзуньхао 尊號冊禮 [в которой императору был присвоен титул] в 5-м году правления Чунси 重熙 [1036 г.], после [церемонии Цзуньхао] Император [ Синцзун興宗, Елю Цзунчжэнь耶律宗真] носил мантию дракона, а чиновники как с севера, так и с юга носили придворные платья [в стиле Хань]... ». [ 8 ]

В 1055 году император издал указ, согласно которому все кидани должны были носить одежду в китайском стиле. [ 2 ] После периода Чунси (1032-1055 гг.) все придворные чиновники носили ханьскую одежду во время важных ритуалов, тогда как повседневная церемониальная одежда оставалась такой же, как и в период Хуэйтун. [ 8 ]

Одежда для обрезания

[ редактировать ]

Основанный на фресках из киданейских гробниц времен династии Ляо , типичная верхняя одежда киданейских мужчин представляет собой платье с узкими рукавами и круглым воротником, которое ниспадает чуть выше лодыжек и открывается от талии вниз с обеих сторон, но не внутрь. передняя и задняя часть; они также носят ремень вокруг бедер. [ 2 ] [ 9 ] Лацканы их верхней одежды представляют собой правые лацканы, перекрещивающиеся над левыми, а лацканы они также застегивали слева под мышкой. [ 9 ] Предпочтительными были темные цвета, такие как серо-зеленый, серо-синий, коричневый и темно-зеленый. [ 10 ]

Прически для обрезания Ляо

Внутренней одеждой человека киданя была короткая одежда или туника, которую надевали под платье с круглым воротником . [ 9 ] Они также носили брюки и сапоги с высоким голенищем, которые были либо с каймой, либо закатаны вверху. [ 9 ] По словам Цидань Гочжи из Е Лунли, киданьские чиновники использовали ленты с золотым орнаментом, чтобы закрепить пряди волос вокруг лба, и покрывали головы фетровыми шляпами. [ 11 ] Кидани носили войлочные шляпы, меховую одежду и шерстяную ткань, а император Ляо переключался между ханьской и киданьской одеждой. [ 5 ]

мужская прическа Китана называлась кунфа (髡髮). Согласно китайским текстам, [ 7 ] : 21  Кидани носили длинную челку по бокам и сбривали макушки. [ 11 ] На фресках гробниц с прической киданей видно лишь несколько волос, оставшихся возле шеи и лба, а остальная часть головы выбрита. [ 12 ] Волосы оставались только на висках, пока сбривалась макушка. [ 10 ] Отсутствие киданской одежды и причесок на картине всадников, ранее идентифицированных как кидани, заставило экспертов усомниться в их предполагаемой личности. [ 13 ] Мужчины- кидани отращивали волосы на висках, но брили макушку. [ 14 ] Мужчины-кидани могли различать классы, нося разные узоры на своих маленьких косичках, свисающих с бритого лба. Иногда они носили косы с челкой на лбу, сбривая весь лоб. [ 3 ] : 53, 190  Мужчины-кидани оставляли только две отдельные пряди волос по бокам лба перед каждым ухом в локонах, а макушку брили. [ 14 ]

Люди, изображенные в гробнице Халахайчан Ляо.
Женщины изображены на фреске гробницы Халахайчан Ляо.

Женская одежда в киданьском стиле также существовала и часто изображалась в гробницах Ляо в обстановке, связанной с кочевым образом жизни и верховой ездой. [ 7 ] : 75–77  Кидани были искусными наездницами, а их одежда хорошо подходила для верховой езды и скотоводства. [ 3 ] : 30  Женщины в киданьском стиле одевались в длинный верхний халат с длинными рукавами, подпоясанный на талии. [ 7 ] : 75–77  Эта форма одежды оказалась многослойной, чтобы сохранять тепло, поскольку они жили в более суровом климате северных регионов. [ 7 ] : 75–77  Эти типы одежды часто изображаются на росписях гробниц Кулунци, которые, скорее всего, были построены для клана Сяо , элитного клана в Ляо. [ 7 ] : 75–77  Видимо, носили и меховые шапки. [ 7 ] : 75–77  Гробница Ляо, найденная недалеко от деревни Кулунци, изображает свадебную церемонию принцессы Ляо и киданейской знати в наборе настенных росписей; эти настенные росписи предоставляют информацию об обществе киданей, включая одежду киданей. [ 6 ]

Киданьские женщины также носили длинные халаты с узкими рукавами и перекрестным воротником, которые в основном застегивались на левую сторону и подвязывались на талии шелковой лентой. [ 10 ] Тканевый пояс также можно было завязать чуть ниже уровня груди, близко к одежде. [ 8 ] Женщины-кидани также носили юбки, но в основном их носили под длинным халатом. [ 10 ] Обрезанные женщины носили сапоги, [ 3 ] : 30  включая высокие сапоги. [ 10 ] Эта форма левостороннего халата с перекрестным воротником изображена на картине Ху Хуая «Цо Се ту» (卓歇图). [ 10 ] Верхняя мантия с длинными рукавами, закрывающаяся слева, является наиболее отличительной чертой женской одежды в стиле Китхан. [ 8 ] Говорят, что король Хёнджон из Корё в 1018 году сочинил стихотворение, в котором говорилось: «Если бы не Кан, наши пальто слева всегда были бы связаны», когда Кан Камчан победил вторгшихся киданей. [ 15 ] [ 16 ]

Картина Ху Хуая «Цзо Се ту» (卓歇图), ок. 10 век. В левой части картины изображены кидани в халатах с узкими рукавами и левым разрезом. Мужчины-кидани изображены в мантиях с круглым воротником.

Ханьская китайская одежда

[ редактировать ]
Мужчины, изображенные на фреске гробницы Сюй Цунъюня, северная часть.

Китайские мужчины-ханьцы, жившие в династии Ляо, не были обязаны носить бритую киданьскую прическу, которую кидани носили, чтобы отличить свою этническую принадлежность, в отличие от династии Цин , которая требовала от мужчин ношения маньчжурской прически. [ 14 ] В ханьских китайских гробницах, датируемых династией Ляо , есть фрески, на которых изображены чисто китайские обычаи и китайская одежда. [ 9 ]

В гробницах семей ханер (т. е. ханьских китайцев смешанного происхождения или перенявших некоторые киданьские обычаи), например семей Чжан и Ханн, часто изображаются мужчины, одетые в киданьскую одежду, в коридорах и прихожих, в то время как внутренняя культура демонстрирует культуру ханер . [ 3 ] Некоторые ханьские китайцы или ханерские мужчины перенимали и смешивали или комбинировали ханьскую одежду с киданьской одеждой с киданьскими ботинками и ханьской одеждой или носили киданьскую одежду. [ 3 ] : 48, 52–53  [ 17 ] С другой стороны, ханьские женщины не переняли киданьскую одежду и продолжали носить ханьскую одежду. [ 3 ] : 48, 52–53  [ 17 ] Например, на гробнице Хань Шиксуня (человека из знатной ханьской семьи), который умер в начале XII века во времена поздней династии Ляо, в прихожей изображена одежда в киданьском стиле, тогда как женщин в одежде ханьского китайского стиля. на найденной картине можно увидеть во внутренней камере. [ 3 ] : 44–45  Другой пример можно увидеть в фреске, найденной в гробнице Чжао Вэньцзао , где дети и слуги изображены с киданьскими прическами и одеждой в киданьском стиле, а женщина, стоящая за столом, изображена в ханьской китайской одежде. [ 3 ] : 46–47  Во времена династии Ляо китаянки хань, жившие в Южном дивизионе, и женщины ханьэр были носителями культуры, которые в целом сохраняли ханьскую культуру и продолжали носить ханьскую китайскую одежду, которую носили до завоевания. [ 3 ] В гробнице в Чжайтане изображены две служанки, стоящие у дверей в китайской одежде. [ 6 ]

По крайней мере, из династии Хань женщины не-хань (независимо от их социального статуса или культурной идентичности), которые жили близко к территориям династии Хань, часто перенимали одежду хань-китайского стиля, в то время как их мужчины-не-хань этого не делали; эту тенденцию в одежде можно увидеть в изображениях династии Тан , и эта тенденция продолжалась до монгольского периода. [ 7 ] : 75–77  У Ляо была одежда в стиле ханьских династий Тан и Сун , а также одежда киданей. И киданьские женщины, и ханьские китаянки в Ляо носили платье Тан-Сун в ханьском китайском стиле. [ 7 ] : 75–77  [ 8 ] Женская одежда в стиле Тан-Сун в Ляо также включала верхнюю куртку с длинными рукавами и широкими рукавами, которые могли быть укороченными или доходить до талии, завязывавшимися поясом бантом под грудью, чтобы создать ампирный силуэт . [ 7 ] : 75–77  Верхний жакет надевался поверх платья в пол, поверх которого надевалась короткая верхняя юбка (похожая на фартук). [ 7 ] : 75–77  На фресках гробниц Северного Ляо женщины, одетые в одежду в стиле Хань, изображены в моде династии Тан, тогда как на фресках Южного Ляо женщины, одетые в одежду в стиле Хань, носят одежду в стиле Сун. [ 8 ] Женская мода в стиле Сун состояла из длинных узких юбок и жакетов, закрывающихся вправо . [ 8 ] Эти куртки можно было носить поверх узких юбок, что было модой современной эпохи Сун. [ 8 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ШТЕЙНХАРДТ, НЭНСИ ШАТЦМАН (1998). «Археология Ляо: гробницы и идеология на северной границе Китая» . Азиатские перспективы . 37 (2): 224–244. ISSN   0066-8435 . JSTOR   42928436 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кун, Дитер (2009). Эпоха конфуцианского правления: трансформация Китая в эпоху Сун . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-03146-3 . OCLC   192050158 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джонсон, Линда Кук (2011). Женщины завоевательных династий: пол и идентичность в Ляо и Цзинь Китае . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN  978-0-8248-6024-0 . OCLC   794925381 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Кун, Дитер (2000). " "Архитектура Ляо": инновации Киданя и ханьско-китайские традиции?" . Тунг Пао . 86 (4/5): 325–362. дои : 10.1163/15685320051072744 . ISSN   0082-5433 . JSTOR   4528851 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Чжу, Жуйси; Чжан, Бангвэй; Лю, Фушенг; Цай, Чонгбанг; Ван, Дзенью (2016). Социальная история Китая среднего периода: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 32–59. ISBN  978-1-107-16786-5 . OCLC   953576345 .
  6. ^ Jump up to: а б с Джонсон, Линда Кук (1983). «Свадебная церемония императорской принцессы Ляо. Настенные росписи из гробницы династии Ляо в провинции Цзилинь» . Артибус Азия . 44 (2/3): 107–136. дои : 10.2307/3249594 . ISSN   0004-3648 . JSTOR   3249594 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ши, Эйрен Л. (05 февраля 2020 г.). Монгольская придворная одежда, формирование идентичности и глобальный обмен . Рутледж. дои : 10.4324/9780429340659 . ISBN  978-0-429-34065-9 . S2CID   213078710 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот ШИ, Эйрен Л. (15 декабря 2021 г.). «Намеренная идентичность: женская одежда Ляо, культурная и политическая власть» (PDF) . Акта Виа Серика . 6 (2): 37–60. дои : 10.22679/AVS.2021.6.2.003 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и Рорекс, Роберт Олбрайт (1984). «Некоторые фрески гробницы Ляо и изображения кочевников в китайских картинах истории Вэнь-Чи» . Артибус Азия . 45 (2/3): 174–198. дои : 10.2307/3249729 . ISSN   0004-3648 . JSTOR   3249729 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж лет китайским костюмам . 5000  0-8351-1822-3 . OCLC   19814728 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  11. ^ Jump up to: а б Лю, Кэри Йи-Вэй; Чинг, Дора С.И., ред. (1999). Искусство Сун и Юань: ритуал, этническая принадлежность и стиль в живописи . Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), Принстонский университет. Художественный музей, Го ли ку гун по у юань, Го ли гу гун бо у юань. Художественный музей Принстонского университета. стр. 168, 159, 179. ISBN.  0943012309 .
  12. ^ Шен, Сюэман, изд. Позолоченное великолепие: сокровища китайской империи Ляо . Азиатское общество, Азиатское общество. Музей, Музей восточноазиатского искусства (Берлин, Германия), Музей Ритберга (иллюстрированное изд.). Гарри Н. Абрамс. п. 114. ИСБН  8874393326 .
  13. ^ Тунг, ВУ; Тунг, Ву (1997). Сказки из страны драконов: 1000 лет китайской живописи . Музей изящных искусств, Бостон (иллюстрированное изд.). Музей изящных искусств. п. 136. ИСБН  0878464395 .
  14. ^ Jump up to: а б с Тэкетт, Николас (2017). Истоки китайской нации: Китай Сун и формирование восточноазиатского мирового порядка . Издательство Кембриджского университета. п. 241. ИСБН  978-1108186926 .
  15. ^ Сюй, Цзин (2016). Китайский путешественник в средневековой Корее: иллюстрированный отчет Сюй Цзина о посольстве Сюаньхэ в Корё . Сем Вермеерш. Гонолулу. ISBN  978-0-8248-6683-9 . ОСЛК   950971983 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Россаби, Моррис (1983). Китай среди равных: Поднебесная и его соседи, X-XIV вв . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 158. ИСБН  0-520-04383-9 . OCLC   7671639 .
  17. ^ Jump up to: а б China Review International, Том 19 . Гавайский университет в Маноа. Центр китайских исследований. Гавайский университет, Центр китайских исследований и издательство Гавайского университета. 2012. с. 101. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 34ea615ae2c06b1165f2d4a1e3f5aadc__1721776620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/dc/34ea615ae2c06b1165f2d4a1e3f5aadc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fashion in the Liao dynasty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)