Аргентино-чилийская гонка военно-морских вооружений
В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков южноамериканские страны Аргентина и Чили участвовали в дорогостоящей гонке военно-морских вооружений , чтобы гарантировать, что другая сторона не получит господства в Южном конусе .
Хотя аргентинский и чилийский военно-морские силы в 1860-х годах были незначительными (ноль и пять военных кораблей соответственно), обеспокоенность Аргентины по поводу сильного Императорского флота Бразилии и война Чили против Испании заставили их добавить в свой флот боеспособные военные корабли в 1870-х годах. В это время дипломатические отношения между Аргентиной и Чили испортились из-за противоречивых пограничных претензий, особенно в Патагонии . К началу 1880-х годов, после войны на Тихом океане , чилийское правительство располагало, возможно, самым сильным военно-морским флотом в Америке. К нему планировалось добавить в 1887 году ассигнования на один линкор , два защищенных крейсера и две торпедные канонерские лодки . Год спустя Аргентина ответила заказом на два собственных линкора. Гонка военно-морских вооружений разворачивалась в течение следующих нескольких лет, при этом каждая страна покупала и заказывала суда, которые были немного лучше, чем предыдущий корабль, но аргентинцы в конечном итоге вырвались вперед, приобретя четыре «Гарибальди». крейсера класса .
, заключенными британским арбитражем Гонка завершилась в 1902 году майскими пактами и содержавшими обязательное соглашение об ограничении военно-морских сил. Оба правительства продали или отменили заказанные корабли, а три крупных военных корабля были в основном разоружены, чтобы сбалансировать флоты. Пакты оказались ответом на споры между Аргентиной и Чили, поскольку между странами наступил период теплых отношений. Это продолжалось недолго, поскольку попытка бразильского правительства восстановить свои военно-морские силы спровоцировала новую гонку военно-морских вооружений , в которой все три страны заказали новые революционные дредноуты — мощные линкоры, возможности которых намного превосходили старые корабли мировых военно-морских сил.
Фон
[ редактировать ]Противоречивые претензии Аргентины и Чили на Патагонию вызывали напряженность в отношениях между двумя странами с 1840-х годов. [ 1 ] Однако из-за отсутствия морских сил ни одна из них не могла обеспечить соблюдение своих требований: в 1860 году у чилийцев было всего пять небольших судов, а у аргентинского флота не было морских кораблей. [ 2 ] Такое отношение быстро изменилось, когда того потребовали обстоятельства; Когда Чили присоединилась к Перу против Испании в войне за острова Чинча , испанцы бомбардировали и блокировали Вальпараисо , что побудило чилийское правительство усилить военно-морской флот. Правительство Аргентины под руководством президента Доминго Сармьенто решило построить военно-морской флот в 1870-х годах, чтобы противостоять бразильским военно-морским приобретениям. Два больших монитора , Los Andes и El Plata , были заказаны у Laird Brothers британской компании вместе с двумя канонерскими лодками. Они были доставлены в 1874 и 1875 годах. [ 3 ]
Напряженность в Патагонии усилилась в 1872 и 1878 годах, когда чилийские военные корабли захватили торговые суда, которым аргентинское правительство предоставило лицензию на работу в спорном районе. Аргентинский военный корабль сделал то же самое с американским кораблем, имеющим чилийскую лицензию, в 1877 году. Это действие едва не привело к войне в ноябре 1878 года, когда аргентинцы направили эскадру военных кораблей к реке Санта-Крус . Чилийский флот ответил тем же, и войны удалось избежать только благодаря поспешно подписанному договору. [ 4 ]
Обе страны были неспособны обеспечить соблюдение этих требований с помощью морских сил в следующие несколько лет, поскольку аргентинцы были заняты внутренними военными операциями против коренного населения (1870–1884 гг.), а чилийцы участвовали в войне на Тихом океане ( Герра дель Пасифико , 1879–83) против Боливии и Перу. Тем не менее, обе страны заказали несколько военных кораблей: аргентинцы ввели в строй броненосец центральной батареи « Альмиранте Браун » и защищенный крейсер « Патагония » в 1880 и 1885 годах соответственно. [ 5 ] Со своей стороны, чилийцы заказали защищенный крейсер « Эсмеральда » для усиления своего флота, который был сосредоточен на двух центральной батареи броненосцах « Альмиранте Кокрейн» и «Бланко Энкалада» . [ 6 ] Благодаря этим кораблям чилийский флот вышел из войны на Тихом океане как выдающийся военно-морской флот в Америке, превзойдя даже военно-морской флот Соединенных Штатов, который резко пришел в упадок после Гражданской войны в США . [ 7 ] направило Эсмеральду в Панаму, Правительство Чили использовало это преимущество, когда в 1885 году чтобы помешать США аннексировать регион. [ 8 ]
Гонка вооружений
[ редактировать ]Год
|
Корабли (тип)
|
Год
|
Корабли (тип)
|
---|---|---|---|
1887 |
Капитан Прат (BB) |
1896 |
О'Хиггинс (АП) |
1888 |
Свобода (ББ) |
1896 | Сен-Мартен (АК) |
1890 | Двадцать пятое мая (ПК) | 1897 |
Пуэйрредон (АК) |
1891 |
9 июля (ПК) |
1898 |
Генерал Бельграно (AC) |
1892 | Беленый белый (ПК) | 1901 |
Ривадавия (AC) |
1894 | Буэнос-Айрес (ПК) | 1901 |
Конституция (ББ) |
1895 |
Эсмеральда (AC) |
1901 |
Два линкора, |
1895 |
Гарибальди (АК) |
1901 |
Чакабуко (ПК) |
Статистика составлена из Scheina, Naval History , 46–51, 297–299.
|
Правительство Чили первым предприняло попытку начать гонку военно-морских вооружений современный броненосный линкор , «Капитан Прат» , два защищенных крейсера и два торпедных катера заказав у Франции и Великобритании . Купленные за ассигнования в 3 129 500 фунтов стерлингов в бюджете 1887 года, корабли нарушили бы баланс военно-морских сил в Латинской Америке — в то время как у аргентинцев было больше кораблей, у чилийцев были более крупные военные корабли с гораздо более опытными экипажами. С аргентинской точки зрения эта покупка усугублялась крупным заказом на винтовки , полевые орудия , сабли и карабины , которых было достаточно, чтобы вооружить 80-тысячную армию. [ 9 ] Аргентинское правительство ответило двумя линкорами — «Индепенденсия» и «Либертад» , хотя по отдельности они были меньше своего чилийского аналога — и двумя защищенными крейсерами, один из которых был куплен на стапеле в 1890 году ( «Веинтичинко де Майо» ), а другой — новой постройки той же конструкции в 1891 году. ( Нуэве де Хулио ). Закупки финансировались в основном за счет непредвиденных доходов от экспорта, Чили - за счет нитратов, а Аргентина - за счет зерна и крупного рогатого скота. [ 10 ]
( Гражданская война в Чили 1891 г.) вместо того, чтобы успокоить военно-морские амбиции Чили, усилила их. В этом конфликте чилийский флот сыграл значительную роль на стороне Конгресса против президента и армии. В результате победа стороны Конгресса и последующее президентство адмирала Хорхе Монтта привели к значительному росту престижа и, как следствие, к финансированию военно-морского флота. Аргентинские военно-морские подразделения помогали неудавшимся восстаниям в Аргентине, но продолжающаяся вражда с Чили и ее военно-морские приобретения означали, что это не имело большого эффекта. [ 11 ]
Правительство Чили приобрело на стапеле защищенный крейсер «Бланко Энкалада» в 1892 году, а аргентинцы приобрели один « Буэнос-Айрес» , строившийся спекулятивно в конце 1893 года. [ А ] Чилийцы продали свой самый старый защищенный крейсер «Эсмеральда » в конце 1894 года, чтобы профинансировать заказ на броненосный крейсер . Это материализовалось в мае 1895 года с появлением новой «Эсмеральды» вместе с четырьмя торпедными катерами; бразильский защищенный крейсер Ministro Zenteno был куплен во время постройки в августе 1895 года итальянский броненосный крейсер Garibaldi . . 14 июля 1895 года аргентинцы приобрели на стапеле [ 12 ]
В апреле 1896 года Чили заказала ещё один броненосный крейсер «О’Хиггинс» и шесть торпедных катеров. Историк военно-морского флота Роберт Шейна утверждает, что в том же месяце Аргентина заказала «Сан-Мартин» , корабль-близнец Гарибальди , который строился в Италии, но отмечает, что небольшой промежуток времени между приказами затрудняет или делает невозможным узнать, кто на него отвечал. которые – или если бы и то и другое – были просто независимыми приобретениями. [ 13 ] Как пишет историк Джонатан Грант, аргентинцы, возможно, предприняли первые шаги, чтобы обеспечить определенное, хотя и на мгновение незначительное, преимущество над чилийским флотом. [ 14 ] В мае 1898 года чилийское правительство обнаружило, что аргентинцы планируют приобрести один, а затем два крейсера типа «Гарибальди» ( «Пуэйрредон» и «Хенерал Бельграно» ). Поскольку напряженность чрезвычайно высока и война казалась неизбежной, две страны согласились передать свои пограничные споры на рассмотрение британцев. Они также подписали пакты, которые привели к разрешению спора о Пуна-де-Атакама . Поскольку рассмотрение предыдущего арбитража заняло много времени, оставив нерешенным этот конкретный пограничный спор, гонка военно-морских вооружений быстро возобновилась. [ 15 ]
Аргентинцы заказали еще два броненосных крейсера, аналогичных предыдущим четырем, но более мощных. Чтобы противостоять им, чилийское правительство заказало два новых линкора, «Конститусьон» и «Либертад» часть своего золотого запаса , потратив на их оплату . Высокая скорость этих линкоров сделала бы их пригодными для противостояния новым аргентинским броненосным крейсерам. В конце 1901 года чилийцы также приобрели на стапелях защищенный крейсер Чакабуко» , построенный на спекуляции « . т) конструкция линкора. диаметром 305 мм (12 дюймов) На нем будет установлена главная батарея и он сможет развивать скорость 20 узлов (23 мили в час; 37 км/ч). [ 16 ]
Возросшая напряженность и почти состояние войны между Аргентиной и Чили заставили британцев настаивать на разрешении конфликта, чтобы не были нарушены их экономические интересы в регионе, которые включали экспорт британских товаров и импорт латиноамериканского сырья. прошли переговоры В столице Чили Сантьяго между послом Великобритании в Чили, послом Аргентины в Чили, министром иностранных дел и президентом Чили Херманом Риеско . Это привело к заключению трех майских пактов 28 мая 1902 года, положивших конец спору. Третья ограничивала военно-морские вооружения обеих стран. Аргентине и Чили было запрещено приобретать какие-либо дополнительные военные корабли в течение пяти лет, если они не предупредили остальных за восемнадцать месяцев. Строящиеся военные корабли были проданы Соединенному Королевству, при этом линкоры Чили стали Swiftsure классом , а Япония, а последние два броненосных крейсера Аргентины стали Kasuga классом . Два запланированных аргентинских линкора либо не были заказаны, либо отменены, и Гарибальди и Пуэйрредон , а также чилийский «Капитан Прат » были разоружены, за исключением главных батарей, поскольку у ВМС Аргентины не было крана, способного снять орудийные башни броненосного крейсера. [ 17 ]
Последствия
[ редактировать ]Аргентино-чилийская гонка военно-морских вооружений обошлась обеим странам чрезвычайно дорого. Правительство Аргентины смогло приобрести корабли на сумму 4 534 800 фунтов стерлингов в период с 1890 по 1898 год за счет крупных иностранных займов, которые были им предоставлены, несмотря на роль страны в кризисе Бэринга 1890 года. Общий внешний долг правительства достиг 421 миллиона золотых песо к 1896 году. Что касается Чили, то она была вынуждена взять кредит в размере 2 миллионов фунтов стерлингов для покупки оружия Круппа, и это в сочетании с другими кредитами заставило банковский сектор приостановить кредитование Чили до тех пор, пока не будет разрешен дипломатический кризис с Аргентиной. И президент Аргентины Хулио Аргентино Рока , и посол США в Аргентине Уильям Пейн Лорд приписывали прекращение гонки вооружений уменьшению заслуг Аргентины и Чили. [ 18 ]
По всем параметрам «Майские пакты» имели несомненный успех. И Аргентина, и Чили пережили период снижения напряженности, в результате чего они вышли из состояния, близкого к войне, а пакты положили конец дорогостоящему наращиванию военно-морского флота. Однако третья крупнейшая страна Южной Америки, Бразилия, резко остановила этот процесс в 1904 году, когда ее конгресс принял крупный план строительства военно-морского флота. Кульминацией этого стал заказ Бразилии на три « дредноута » в 1907 году — новую форму военного корабля, чье передовое вооружение и двигательные возможности намного превосходили старые корабли мировых военно-морских сил. Два будут заложены немедленно, а за ними последует третий. Правительства Аргентины и Чили быстро предприняли попытку отменить оставшиеся месяцы майских пактов, ограничивающих военно-морские силы, и оба в конечном итоге ответили заказом на свои собственные дредноуты. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]- Восточная Патагония, Огненная Земля и спор о Магеллановом проливе
- Англо-германская гонка военно-морских вооружений
- Австро-итальянская железная гонка вооружений
Сноски
[ редактировать ]- ^ Быть «купленным на складе» или «со склада» в морской терминологии означает, что корабль был построен на спекуляциях и был куплен во время постройки.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Гарретт, «Канал Бигль», 85–87.
- ^ Грант, Правители, оружие и деньги , 118; Лион, «Аргентина», 401.
- ^ Грант, Правители, оружие и деньги , 118; Лион, «Аргентина», 401, 403; Лион, «Чили», 410.
- ^ Шейна, Военно-морская история , 43, 45.
- ^ Шейна, Военно-морская история , 45–46, 347; Грант, «Правители, оружие и деньги» , 122.
- ^ Шейна, Военно-морская история , 45–46, 347.
- ^ Грант, Правители, оружие и деньги , 122–23; «Большая пятерка моря », National Labor Tribune , 2.
- ^ Сатер, Империи в конфликте , 52.
- ^ Шейна, Военно-морская история , 46; Грант, «Правители, оружие и деньги» , 123.
- ^ Шейна, Военно-морская история , 46.
- ^ Шейна, Военно-морская история , 46–47.
- ^ Шейна, Военно-морская история , 47–48.
- ^ Шейна, Военно-морская история , 48.
- ^ Грант, Правители, оружие и деньги , 132.
- ^ Шейна, Военно-морская история , 48–49.
- ^ Шейна, Военно-морская история , 49–51; Грант, Правители, оружие и деньги , 132–33.
- ^ Шейна, Военно-морская история , 49–52, 298–99, 349; « Договор между Чили и Аргентиной », стенограмма Boston Evening , 10 января 1903 г.
- ^ Сатер, Империи в конфликте , 51–52; Грант, Правители, оружие и деньги 131–32.
- ^ Шейна, Военно-морская история , 80–81; Шейна, «Бразилия», 403; «Военно-морской флот Бразилии», Times (Лондон), 28 декабря 1908 г., 48f.
Ссылки
[ редактировать ]Книги и журнальные статьи
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт, Роджер Шено и Юджин Колесник, ред. Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1979. ISBN 0-8317-0302-4 . OCLC 4775646 .
- Гаррет, Джеймс Л. « Спор о проливе Бигль: конфронтация и переговоры в Южном конусе ». Журнал межамериканских исследований и мировых отношений 27, вып. 3 (1985): 81–109. ISSN 0022-1937 . ОСЛК 2239844 .
- Грант, Джонатан А. Правители, оружие и деньги: глобальная торговля оружием в эпоху империализма . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2007. ISBN 0-674-02442-7 . OCLC 166262725 .
- Лион, Хью. "Аргентина." В Гардинере, Шено и Колеснике, Conway's , 401–04.
- ———. "Чили." В Гардинере, Шено и Колеснике, Conway's , 410–13.
- Сатер, Уильям Ф. Чили и Соединенные Штаты: империи в конфликте . Афины, Джорджия: Университет Джорджии, 1990. ISBN 0-8203-1249-5 . OCLC 21374575 .
- Шейна, Роберт Л. «Бразилия». В книге Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921 » под редакцией Роберта Гардинера и Рэндала Грея, 403–07. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1985. ISBN 0-87021-907-3 . OCLC 12119866 .
- ———. Латинская Америка: Военно-морская история, 1810–1987 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1987. ISBN 0-87021-295-8 . ОСЛК 15696006 .
Статьи и газеты
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Раух, Джордж В. Конфликт в Южном конусе: аргентинские военные и пограничный спор с Чили, 1870–1902 гг . Вестпорт, Коннектикут: Прегер, 1999. ISBN 0-275-96347-0 . 39913542 .