Храм Айраватешвара
Храм Айраватешвара | |
---|---|
Храм Айравадесварар | |
![]() Главный храм | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Божество | Шива |
Расположение | |
Расположение | Кумбаконам , Индия |
Расположение в Тамил Наду | |
Географические координаты | 10 ° 56'54 "N 79 ° 21'24" E / 10,9484 ° N 79,3567 ° E |
Архитектура | |
Создатель | Раджараджа II |
Завершенный | 12 век нашей эры |
Надписи | тамильский |
Часть | Великие живые храмы Чола |
Критерии | Культурные: (ii), (iii) |
Ссылка | 250-003 |
Надпись | 1987 (11-я сессия ) |
Расширения | 2004 |
Храм Айраватешвара — индуистский храм архитектуры Чола, расположенный в Кумбаконаме, округ Танджавур, в южноиндийском штате Тамил Наду . Этот храм, построенный Чола императором Раджараджем II в 12 веке нашей эры , является ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия вместе с храмом Брихадисвара в Танджавуре, храмом Гангайкондачолисварам в Гангайконда Чолапурам, которые называются Великими живыми храмами Чола . [ 1 ]
Храм Айраватесварар является одним из восемнадцати крупных индуистских храмов средневековой эпохи в районе Кумбаконам , округ Танджавур . [ 2 ] Храм посвящен Шиве. Он также с благоговением отображает традиции индуизма вайшнавизма и шактизма , а также легенды, связанные с Наянмарами - движения бхакти . святыми шиваизма [ 3 ] [ 4 ]
Каменный храм включает в себя конструкцию колесницы и включает в себя основные ведические и пуранические божества, такие как Индра , Агни , Варуна , Вайю , Брахма , Сурья , Вишну , Саптаматрикас , Дурга , Сарасвати , Шри Деви ( Лакшми ), Ганга , Ямуна , Субрахманья , Ганеша. , Кама . , Рати и другие [ 5 ] У супруги Шивы есть посвященная святыня, называемая храмом Перия Наяки в Аммане. Это отдельный храм, расположенный к северу от храма Айраватешварар. Возможно, это было частью главного храма, когда внешние дворы были завершены. В настоящее время некоторые части храма, такие как гопурам, находятся в руинах, а главный храм и связанные с ним святыни стоят отдельно. [ 6 ] Он имеет два солнечных циферблата: утренний и вечерний, которые можно рассматривать как колеса колесницы. Храм продолжает привлекать большие собрания индуистских паломников каждый год во время Магхи, а некоторые изображения, такие как изображения Дурги и Шивы, являются частью специальных пудж . [ 5 ] [ 7 ]
Расположение
[ редактировать ]Храм Айраватешвара расположен в Кумбаконам городе , в 310 километрах (190 миль) к юго-западу от Ченнаи и в 90 километрах (56 миль) от Чидамбарама . Это примерно в 40 километрах (25 миль) к северо-востоку от храма Брихадисвара в Танджавуре и примерно в 30 километрах (19 миль) к юго-западу от храма Гангайконда Чолапурам . Все три являются частью ЮНЕСКО . Всемирного наследия [ 1 ] [ 8 ]
Ближайший аэропорт с регулярными рейсами - международный аэропорт Тиручираппалли (IATA: TRZ), расположенный примерно в 90 километрах (56 миль). [ 9 ] Храм находится на шоссе 22, соединяющем Тируччираппалли, и шоссе 36, соединяющем его с Танджавуром. Соседние города Тируччирапалли и Чидамбарам ежедневно связаны с другими крупными городами сетью Индийских железных дорог и автобусными сообщениями Тамил Наду. [ 10 ] [ 11 ]
Храм, хотя и находится внутри страны, находится недалеко от реки Коллидам , в дельте Кавери (Кавери) с выходом к Бенгальскому заливу и через него к Индийскому океану . [ 12 ]
Номенклатура
[ редактировать ]В храме Айраватешвары Шивы есть резервуар для воды. Этот резервуар имеет соединенный с ним канал, по которому поступает вода из реки Каувери , куда ежегодно собираются индуисты, чтобы искупаться. Местная мифология повествует о том, как Айравата , или белый слон Индры (малла), обрел чистую белую кожу после того, как окунулся в этот резервуар. Эта легенда высечена на камне во внутреннем святилище, и этот слон Индры дал этому храму свое имя. [ 13 ]
Описание
[ редактировать ]

Чола . построили сотни индуистских храмов по всей своей империи Из них четыре представляли собой обширные комплексы со всеми каменными виманами . Храм Айраватешвары — один из этих четырех. Остальные три - это храмы, найденные в Танджавуре, построенном Раджараджем I, в Гангайконде Чолапураме, построенном Раджендрой I, и в Трибуванаме, построенном королем Чола Кулоттунгой II более поздней эпохи. [ 14 ]
Храм Айраватешвары — еще одно строение квадратного плана, построенное в 1166 году нашей эры. [ 15 ] Выжившие [ примечание 1 ] Внутренний двор представляет собой почти шесть сложенных друг на друга квадратов со стороной 35 метров (115 футов) и общими размерами около 107 метров (351 фут) на 70 метров (230 футов). Мандапа Нанди и стамбха находятся за пределами внутреннего двора главного храма и выровнены по оси главного храма с востока на запад. [ 14 ]
Его классифицируют как Караккойл, храм, построенный по образцу храмовых колесниц, которые совершают процессии вокруг храма во время фестивалей. [ 16 ] Святилище храма представляет собой квадрат со сторонами 12 метров (39 футов) с толстыми стенами, на которых надстройка вимана поднимается на высоту 24 м (79 футов). Обходной путь не предусмотрен непосредственно вокруг святилища, как это происходит в большом храме Танджувур и храме Гангайконда Чолапурам. Вернее, этот путь снаружи, во дворе. [ 14 ] Святилище Гарбха грия соединено с мукха-мандапой через ардха-мандапу, поддерживаемую колоннами и окруженную двумя массивными дварапалами. Маха -мандапа представляет собой прямоугольник размером примерно 24 метра (79 футов) на 18 метров (59 футов) с шестью рядами правых колонн (всего сорок восемь). [ 14 ] Они имеют рельефы и сложную резьбу. К востоку от маха-мандапы находится агра-мандапа, также называемая Раджагамбхиран-тиру-мандапам в честь царя. [ 1 ] Этот зал имеет форму колесницы с каменными конями и колесами. Дизайн похож на Нритта-сабху (общественный танцевальный зал) храма Чидамбарам и Храма Солнца в Конарке недалеко от Пури, Одиша. [ 14 ] [ 17 ]
Пение шагов
[ редактировать ]Агра Мандапа имеет пристроенную квадратную веранду со стороной 7 метров (23 фута). Он имеет богато украшенные резные ступени, идущие с востока на запад. На востоке, за пределами главного подиума, находится бали-питам . Он необычен тем, что выполнен в виде ступеней с балюстрадой замысловатой резьбы. Когда кто-то идет или наступает на них, они издают музыкальную ноту. Поэтому их называют «поющими шагами». [ 6 ] [ 14 ] [ 18 ]
Скульптура
[ редактировать ]Этот храм является хранилищем искусства и архитектуры и украшен изысканной резьбой по камню. Хотя этот храм намного меньше, чем храм Брихадишвара или храм Гангайкондачолапурам, он более изыскан в деталях. [ 15 ] Высота и пропорции всех квартир элегантны, а в архитектуре доминируют скульптуры. [ 1 ] К постаменту Балипиты примыкает небольшой храм, в котором находится изображение Ганеши .
Рельефы вдоль основания главного храма повествуют истории шестидесяти трех святых Шайва-бхакти, называемых Наянары . [ 15 ] Эти истории можно найти в « Перия-пуране Секкилара » . [ 19 ] [ 20 ]

На внешних стенах главного святилища расположены скульптурные ниши, по пять с каждой стороны, средняя из которых больше остальных. На них изображены различные индуистские божества, причем в середине каждой стороны изображен Шива в разных аспектах. [ 15 ]
Другие святыни
[ редактировать ]В юго-западном углу двора находится мандапам с четырьмя святынями. На одном из них есть изображение Ямы. К этому святилищу примыкают большие каменные плиты с изображениями саптаматх ( семи небесных нимф). [ 6 ] Строительство отдельного храма Деви несколько позднее главного храма свидетельствует о появлении Амманской святыни как важнейшего компонента южноиндийского храмового комплекса. [ 1 ]
Надписи
[ редактировать ]В храме имеются различные надписи. В одном из них говорится об обновлении святыни Кулоттунга Чола III . [ 21 ] Северная стена веранды состоит из 108 секций надписей, каждая из которых содержит имена, описания и изображения 63 шайвачарьев ( шиваитских святых), перечисляющих основные события из их жизни. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Это отражает глубокие корни шиваизма в этом регионе. [ 1 ] Другими важными скульптурами храма являются 108 Девара Отуваров, которые пели в храме во времена Раджи Раджи II. Есть скульптуры речных богинь, таких как Кавери, Ганг, Ямуна, Годавари и Нармада. [ 24 ] Другая надпись, близкая к гопуре , сообщает, что изображение было привезено из Кальяни , тогда известного как Кальянапура, императором Раджадхираджем Чолой I после победы над королем Западной Чалукья Сомешварой I, его сыновьями Викрамадитьей VI и Сомешварой II и захватом столицы Чалукья. [ 21 ] [ 25 ]
Надписи также важны для идентификации скульптур, которые когда-то были частью различных разрушенных памятников. Например, в восточном гопуруме есть ниши с надписями, обозначающими находящуюся в них скульптуру. Большинство этих скульптур сейчас сломаны или отсутствуют. Надписи указывают на то, что здесь были следующие скульптуры: [ 26 ]
- Северное лицо: Ади Чандешвара, Гангадеви, Тумбуру Нардар, Вайшравана, Чандра, Маха Сата, Нагараджа, Ваю.
- Запад: Деви, Рудрани, Вайшнави, Брахми, Варунани, Нандидевар, Периядевар, Сантьятита Шакти, Санта-деви, Видья Шакти, Пратишта Шакти, Ниварти Шакти.
- Южное лицо: Дакша Праджапати, Ямуна деви, Рати, Камадева.
- Восток: Агнидева, Агастья, Шри деви, Дурга деви, Девендран, Падма Нидхи, Сурья, Субрахманья, Кшетрапала, Сарасвати, Вишвакарма, Исана.
История
[ редактировать ]Храм построил король Раджараджа Чола II . Он правил Империей Чола между 1146 и 1172 годами нашей эры. Столицей его предшественников был Гангапури, также упоминаемый в некоторых надписях как Гангайконда Чолапурам , названный в честь царя, принесшего воду из священной реки Ганг, победив всех остальных царей, которые выступали против него. Однако Раджараджа II проводил большую часть своего времени во второй столице Айираттали, также называемой Пажайяраи и Раджараджапури. Этот городской комплекс включал Дарасурам, место храма Айраватешвара в Кумбаконаме . Он был покровителем тамильской литературы и спонсировал строительство новых индуистских храмов в империи вместо усовершенствований и расширений, поддерживаемых его отцом и дедом. Храм в Айираттали, который в надписях стал известен как храм Айраватесварара, является одним из его наследий.
Храм Айраватешвары был намного больше, чем сейчас. в нем было сапта-ведхи Согласно надписям, (семь улиц) и семь дворов, подобных храму Шрирангама. Все они исчезли, за исключением сохранившегося двора с главным храмом. На некотором расстоянии от нынешних помещений для посетителей есть руины гопурама и некоторых построек, подтверждающие, что это место в какой-то момент было сильно повреждено, как и другие крупные храмы эпохи Чола и различные города Чола, включая столицу Гангайконда Чолапурам.
Причины этого разрушения неясны. По словам Васанти, Пандьи , победившие Чола во второй половине 13 века, «возможно, разгневали город [Гангайконда Чолапурам] до основания», чтобы отомстить за свои предыдущие поражения.chapter=Раскопки в Гангайконде Чолапураме, столице империи Раджендра Чола, и его значение Однако неясно, почему другие храмы были разрушены, а этот храм сохранился, а также почему вокруг находятся 20 надписей из более поздних Чоласа, Пандьи и Виджаянагарской империи, указывающие на различные дары и дары этому храму. Альтернативная теория связывает разрушения с набегами, грабежами и войнами, особенно с вторжением в столицу и территории, которые ранее были частью Империи Чола вместе с Мадураем, армий Делийского султаната во главе с мусульманским полководцем Маликом Кафуром. в 1311 году, за ним последовали Хосров-хан в 1314 году и Мухаммад бин Туглак в 1327 году. В последующий период произошли войны между индуистскими королями и мусульманскими султанами, которые отделился от Делийского султаната и создал новое государственное устройство, такое как близлежащий Мадурайский султанат (1335–1378). Танджавур был целью как мусульманских, так и индуистских соседних королевств, как ближних, так и дальних. Мадурайский султанат был основан в 14 веке после катастрофических вторжений и грабежей Южной Индии армиями Делийского султаната Ала уд-Дина Халджи во главе с Маликом Кафуром. Джордж Мичелл (2008), Архитектура и искусство Южной Индии, Cambridge University Press. , стр. 9–13, 16–21 Позднее султанат Адиль Шахи, Кутб Шахи, Рандаула Хан и другие с востока и западное побережье Южной Индии совершило набег на него, а некоторые оккупировали его на несколько лет. Империя Виджаянагара победила султанат Мадурай в 1378 году, и после этого этот храм вместе с другими храмами эпохи Чола снова перешел под власть индуистских королей, которые отремонтировали и восстановили многие из них.
Объект всемирного наследия
[ редактировать ]Храм Айраватешвара был добавлен в ЮНЕСКО внесенный в список Всемирного наследия список великих живых храмов Чола, в 2004 году. К великим живым храмам Чола относятся храм Брихадисвара в Танджавуре , храм Гангайкондачолисварам в Гангайконда Чолапурам и храм Айраватешвара в Кумбаконаме . Все эти храмы были построены Чолами между 10 и 12 веками нашей эры и имеют много общего. [ 27 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Американский астроном Карл Саган посетил храм Айраватешвара для съемок телевизионного документального сериала 1980 года «Космос: личное путешествие» . В десятом эпизоде под названием «Грань вечности » Саган рассказывает об индуистской религии и Ведах, а также рассказывает легенду о боге Шиве, считающемся космическим божеством, демонстрируя древнее индийское искусство. [ 28 ] [ 29 ]
Дворец Девастанам
[ редактировать ]Дворец Танджавур Девастханам состоит из 88 храмов, из которых этот храм является единственным. Они поддерживаются и управляются Департаментом индуистских религиозных и благотворительных пожертвований правительства штата Тамил Наду . [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Нанди в храме
-
Шива в окружении Брахмы (слева) и Вишну.
-
Мандапа ночью
-
Интерьер
-
Колонны с дравидийскими рельефами и резьбой.
-
Скульптуры, вырезанные на стенах
-
Деталь каменной колесницы мадапам
-
Передний Гопурам в руинах
-
Храм Айраватесварар
-
Панорамный вид на храм Айраватешвара
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Великие живые храмы Чола» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. 2004 . Проверено 28 ноября 2015 г.
- ^ Айяр 1992 , стр. 349-350
- ^ SR Balasubrahmanyam 1979 , стр. 225–245.
- ^ Индира Менон (2013). Ритмы в камне, Храмы Южной Индии . Амби. п. 118. ИСБН 978-81-903591-3-9 .
- ^ Jump up to: а б С.Р. Баласубрахманьям 1979 , стр. 225–234.
- ^ Jump up to: а б с Стих 1993 , с.351.
- ^ Пратападитья Пал; Стивен П. Хайлер; Джон Э. Корт; и др. (2016). Пуджа и благочестие: индуистское, джайнское и буддийское искусство Индийского субконтинента . Университет Калифорнии Пресс. п. 65. ИСБН 978-0-520-28847-8 .
- ^ Великие живые храмы Чола , Археологическая служба Индии, Правительство Индии.
- ^ Э. Ке Чешаттири (2008). Шри Брихадишвара: Великий храм Танджавура . Нил. Мистер. 5.
- ^ «Подробная информация о NH в отношении участков, вверенных NHAI» (PDF) . Министерство автомобильного транспорта и автомобильных дорог, правительство Индии . Национальное управление автомобильных дорог Индии . п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2009 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ «Автобусные маршруты Танджавура» . Муниципалитет Танджавура. Архивировано из оригинала 17 июня 2013 года . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Маршалл М. Бутон (2014). Аграрный радикализм в Южной Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 72–78. ISBN 978-1-4008-5784-5 .
- ^ Jump up to: а б Айяр 1992 , стр. 350-351
- ^ Jump up to: а б с д и ж С.Р. Баласубрахманьям 1979 , стр. 225–227.
- ^ Jump up to: а б с д Джордж Мичелл (2012). Джулия AB Хегевальд и Субрата К. Митра (ред.). Повторное использование - Искусство и политика интеграции и тревоги . Публикации SAGE. стр. 91–93. ISBN 978-81-321-0981-5 .
- ^ Редди, Г. Венкатрамана (2010). Алаям – Индуистский храм – воплощение индуистской культуры . Майлапур, Ченнаи: Шри Рамакришна Матх. стр. 31–32. ISBN 978-81-7823-542-4 .
- ^ Чайтанья 1987 , с. 42
- ^ К.М. Венкатарамайя (1996). Справочник Тамилнада . Международная школа дравидийской лингвистики. п. 283. ИСБН 978-81-85692-20-3 .
- ^ Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. п. 318 . ISBN 978-0-300-06217-5 .
- ^ Видья Дехеджия (2010). Искусство Императорского Чоласа . Издательство Колумбийского университета. стр. 100-1 106–115. ISBN 978-0-231-51524-5 .
- ^ Jump up to: а б с Стих 1993 , с. 353
- ^ Чайтанья 1997 , с. 40
- ^ Васудеван , с. 55
- ^ Сринивасан, Г. (20 июля 2011 г.). «Дарасурам: архитектурное чудо периода Чола» . Индус .
- ^ Дэвис 1997 , с. 51
- ^ SR Balasubrahmanyam 1979 , стр. 227–228.
- ^ Айяр 1993 , с. 316
- ^ Говорит Умеш Мехта. «Великие храмы Чола Танджавур | Сахапедия » Получено 22 декабря.
- ^ «Сценарий эпизода Космоса Карла Сагана s01e10 | SS» . Спрингфилд! Спрингфилд! . Проверено 22 декабря 2023 г.
- ^ «Дворец Танджавур Девастханам, Танджавур — 613009, район Танджавур [TM013967].», . hrce.tn.gov.in. Проверено 22 декабря 2023 г.
- ^ Храмы, принадлежащие дворцу Танджавур, Девастханам, Танджай Раджараджачарам, Фестиваль цветов Тиркуда Нанниерату, 1997 г.
- ^ JMSomasundaram Pillai, Великий храм в Танджоре, [Tanjore Palace Devastanams, II Edn 1958] Rpt 1994, Тамильский университет, Танджавур
Библиография
[ редактировать ]- Айяр, П.В. Джагадиса (1993). Южноиндийские святыни . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0151-3 .
- Чайтанья, Кришна (1987). Искусство Индии . Публикации Абхинава.
- Дэвис, Ричард (1997). Жизнь индийских образов . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-00520-6 .
- С.Р. Баласубрахманьям (1979), Поздние храмы Чола , Thomson Press, OCLC 6921015
- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: трактовка санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-113-3 .
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0705-1 .
- Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (2005). Силпа Пракаша . Brill Academic (перепечатано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-8120820524 .
- А.К. Кумарасвами; Майкл В. Мейстер (1995). Очерки теории архитектуры . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-0-19-563805-9 .
- Дехеджия, В. (1997). Индийское искусство . Файдон: Лондон. ISBN 0-7148-3496-3 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 .
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 .
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Моника Джунеха (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, том 1 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0223-0 .
- Стелла Крамриш (1979). Индуистский храм, том 2 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано, 1946 г., издательство Принстонского университета). ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Джордж Мичелл (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-53230-1 .
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Аджай Дж. Синха (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 .
- Бертон Стейн (1978). Южноиндийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 .
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 .
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 .
- Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-362-5 .
- Васудеван, Гита (2003). Королевский храм Раджараджи: инструмент императорской власти Чола . Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-383-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]