Jump to content

Глазит

(Перенаправлено с Сандеманиана )
Дом собраний Glasite, Перт, Шотландия

Glasites основанная / ˈ ɡ l æ s t s / или Glassites — небольшая христианская церковь, примерно в 1730 году в Шотландии Джоном Гласом . [примечание 1] [1] Вера Гласа, как часть Первого Великого Пробуждения , была распространена его зятем Робертом Сандеманом в Англию и Америку , где членов называли сандеманианцами. [2]

Глас расходился с Вестминстерским исповеданием только во взглядах на духовную природу церкви и функции гражданского магистрата . Но Сандеман добавил особое учение о природе веры , которое изложено на его надгробии: [3]

Что голой смерти Иисуса Христа без помысла и дела со стороны человека достаточно, чтобы представить главного из грешников незапятнанным перед Богом. [4]

В серии писем Джеймсу Херви , автору «Терона и Аспазио» , Сандеман утверждал, что оправдывающая вера — это простое согласие с божественным свидетельством об Иисусе , ничем не отличающееся по своему характеру от веры в любое обычное свидетельство . [3] [примечание 2]

Верования и практика

[ редактировать ]
Сандеманское кладбище, Гейл, Йоркшир

В своей практике гласитские церкви стремились к строгому соответствию первобытному типу христианства, как они их понимали. В каждой общине было множество старейшин , которые избирались в соответствии , , пасторов или епископов как считалось, с инструкциями Павла , независимо от предыдущего образования или нынешней профессии, и которые пользовались полным равенством в должности. [5] Вступление в брак во второй раз лишало человека права на рукоположение или на продолжение пребывания в сане епископа. [3]

Во всех действиях церкви считалось необходимым единогласие; если какой-либо член расходится во мнениях с остальными, он должен либо подчинить свое суждение мнению церкви, либо быть исключен из ее общения . [6] Объединение в молитве с кем-либо, не принадлежащим к деноминации, считалось незаконным, и даже есть или пить с отлученным от церкви считалось неправильным. отмечалась Вечеря Господня еженедельно; каждое воскресенье между утренней и дневной службой устраивался пир любви , на котором должен был присутствовать каждый член Церкви. [3] Это приняло форму не символических кусочков вина и хлеба, как в других причастиях, а (относительно) сытной трапезы - обычая, который привел к тому, что гласиты прозвали «Кейл Кирк» для шотландского бульона , который подавали в этой обстановке. [7] Этот обычай мог возникнуть отчасти как благотворительный ответ на бедность большинства членов этой Церкви, а также как прагматичный ответ на продолжительность собраний (особенно проповедей) и расстояния, которые некоторым членам общины приходилось преодолевать. приказ присутствовать.

На службах в Гласите разрешалось выступать любому члену церкви, «обладающему даром назидания братьев». Одно время существовал обычай омовения ног друг другу; и издавна было принято, чтобы каждый брат и сестра принимали новых членов при поступлении святым лобзанием . [3]

От «вещей задушенных и крови» строго воздерживались. Они не одобряли лотереи и азартные игры. Накопление богатства они считали небиблейским и неправильным. [8]

Фотография здания церкви Гласайт в Данди, 2009 г.

Церковь была основана Гласом в Данди после его отстранения от церкви Шотландии , и ее прихожане стали известны как гласиты . Первый молитвенный дом в Перте появился в 1733 году. [9] Глазитовые церкви были также основаны в Пейсли , Глазго , Эдинбурге , Лейте , Арброате , Монтроузе , Абердине , Данкелде , Купаре и Галашиилсе . [3] Здания, построенные как часовни из гласита, сохранились в Данди , Эдинбурге и Перте (два), Галашиилсе и, возможно, в других местах. [10]

Сандеманские церкви в Англии

[ редактировать ]

Взгляды Гласа снова распространились за пределы Шотландии, когда Сандеман опубликовал « Письма о Тероне и Аспазио» в 1757 году. В результате переписка между ведущими церковными старейшинами Гласом и Сандеманом и английскими пасторами Сэмюэлем Пайком , Джоном Барнардом и Уильямом Кадвортом, среди других, привела к принятие этой примитивной формы христианства их лондонскими общинами началось в начале 1760-х годов. [11] Прошение Джона Барнарда к Роберту Сандеману привело последнего на юг, в Лондон из Шотландии, в апреле 1761 года вместе со своим братом Уильямом и Джоном Хандэсайдом, старейшиной из молитвенного дома Нортумберленда. Этот визит привел к созданию первой законно созданной сандеманской конгрегации 23 марта 1762 года в Гловерс-холле . [12] Чтобы вместить более крупные собрания, эта община сначала переехала на улицу Быка и Рота, в Сен-Мартен-Ле-Гранд , а затем осенью 1778 года на аллею Павла в Барбакане. [13] [14] Этот третий лондонский молитвенный дом был домом Майкла Фарадея . юности [примечание 3] Сандеманцы переехали в Барнсбери-Гроув на севере Лондона в 1862 году, где они встречались почти до начала века. Майкл Фарадей был дьяконом на Павловой аллее в Барбакане в 1830-х годах, старейшиной там с 1840 по 1844 год и снова с 1860 по 1864 год, последние два года из которых были в молитвенном доме Барнсбери Гроув (см. фотографию 2008 года). [15] ). [16] В здании была установлена ​​мемориальная доска с указанием места его молитвы. Здание было преобразовано в телефонную станцию, а этот конец Барнсбери-Гроув был переименован в Фарадей-Клоуз.

Барнсбери-Гроув, Ислингтон . Фотография сандеманского молитвенного дома XIX века, 2008 г.

За пределами Лондона

[ редактировать ]
Кафедра в Доме собраний Glasite, Эдинбург

По мере того как в 1765 году община на улице Булл-энд-Маус-стрит в Сен-Мартен-ле-Гран в Лондоне укреплялась за счет включения в нее таких известных пасторов, как Сэмюэл Пайк , другие английские приходы последовали их примеру Сандемана. [17] Первый ответ за пределами Лондона произошел в Йоркшире среди последователей Бенджамина Ингэма . В 1761 году Ингэм тайно отправил двух своих проповедников, Джеймса Аллена и Уильяма Бэтти, в Шотландию, чтобы они наблюдали за практиками гласитов. Из этих трех методистских проповедников только Аллен полностью обратился и начал основывать сандеманские молитвенные дома в Северной Англии, включая свой родной город Гейл. , Киркби Стивен , Ньюби и Киркби Лонсдейл . К 1768 году Аллен вместе с Джоном Барнардом и Уильямом Кадвортом из Лондона помог основать общины в Йорке , Норфолке, Колне , Уэтерсфилде, Ливерпуле , Уайтхейвене , Троубридже и Ноттингеме . [18] Прежде чем отправиться в Америку в 1764 году, Сандеман лично основал менее дюжины церквей в Англии, включая Ливерпуль. [19] Молитвенный дом Троубридж в Уилтшире был местом, куда переехал Сэмюэл Пайк и где он проповедовал последние два года до своей смерти в 1773 году. [20]

Сандеманианские церкви в Америке

[ редактировать ]

Роберт Сандеман отплыл в Бостон из Глазго на борту корабля « Джордж и Джеймс» под командованием Монтгомери 18 октября 1764 года. [21] По приглашению Эзры Стайлза Сэндеман произнес свою первую проповедь в Ньюпорте 28 ноября. Он провел Рождество и большую часть января 1765 года в Дэнбери, штат Коннектикут , обсуждая теологию и церковное управление с Эбенезером Уайтом и его последователями. В течение следующих четырех месяцев Сандеман и его группа посетили Нью-Йорк , Филадельфию , Нью-Лондон, Коннектикут , Провиденс, Род-Айленд и, наконец, Портсмут, Нью-Гэмпшир . Сандеман основал свою первую церковь в Портсмуте 4 мая 1765 года в сопровождении Джеймса Каргилла, Эндрю Олифанта и его племянников. Через месяц Сандеман вернулся в Бостон и основал свой второй молитвенный дом в доме Эдварда Фостера. Из Бостона он вернулся в Дэнбери и создал свою третью церковь среди последователей Уайта, где Джозеф Мосс Уайт и он сам служили старейшинами. [22] Сандеман называл свою церковь формальной , чтобы отличить ее от церкви Эбенезера Уайта, которая сохранила традиционный церковный авторитет.

Колониальное сопротивление сандеманизму изначально возникло из-за отсутствия министерской власти внутри их общин. Отсутствие центральной власти бросило вызов существующей социальной структуре по всей Новой Англии, которая полагалась на государство в обеспечении соблюдения церковной ортодоксальности. Поскольку многие колонисты поднялись в знак протеста против карательной политики Короны в течение десятилетия после прибытия Роберта Сандемана, его последователи оставались пассивно лояльными, идя по стопам Пола , создавая почву для горького отчуждения между фракциями. [23] Лишь после кончины Сандемана в 1771 году остатки церкви Дэнбери переехали в Нью-Хейвен и образовали четвертую церковь в Америке. Сандеманцев в целом называли «лоялистами» за их пацифистскую позицию, чтобы соответствовать учению Павла, поскольку они не выступали против короны, как многие из их колониальных собратьев. [24] [25] Помимо пассивизма, многие из бостонской общины эвакуировались вместе с британцами и отправились в изгнание в Галифакс , Новая Шотландия , что еще больше усилило страхи своих колониальных собратьев. Этот переезд в Галифакс привел к образованию пятой церкви. Бостонский печатник г-н Джон Хоу последовал за британцами в Канаду со своей семьей только для того, чтобы вернуться один с британской армией, чтобы задокументировать разворачивающуюся историю войны по возвращении в Нью-Йорк. [26] [27] Гораций Маршалл в своей статье «История Дэнбери » упоминает еще две сандеманские общины, расположенные к югу от Бостона в Ньютауне и Тонтоне, штат Массачусетс . Неясно, какую роль, если таковая вообще была, сыграл Роберт Сандеман в создании этих общин, хотя бостонские записи указывают на то, что он заключил несколько браков в этом городе зимой и весной 1767–1768 годов. [28] [29] Многие лоялисты-сандеманцы были изгнаны с родных мест во время революции и потеряли большую часть своей собственности. [30] История Джона Хоу иллюстрирует эту ситуацию. В его случае он отплыл в Новую Шотландию и стал старейшиной образовавшегося собрания. [31]

Отклонить

[ редактировать ]

Последняя из сандеманских церквей в Америке прекратила свое существование в 1890 году. [3] Лондонский молитвенный дом окончательно закрылся в 1984 году. [32] Последний старейшина Церкви умер в Эдинбурге в 1999 году. [9]

Их исключительность на практике, пренебрежение образованием для служения и антиномическая тенденция их доктрины способствовали их распаду. [33] Многие гласиты присоединились к общему корпусу шотландских конгрегационалистов , и эта деноминация долгое время считалась вымершей. [3]

Критики сандеманизма

[ редактировать ]

Выдающимся критиком сандеманианских верований был баптист Эндрю Фуллер (1754–1815), опубликовавший «Стриктуры сандеманизма» (1812), в которых утверждал, что если вера касается только разума, то не может быть никакого способа отличить подлинных христиан от номинальных христиан. . Он также утверждал, что познание Христа — это нечто большее, чем просто умственное познание фактов о Нем; оно включает в себя желание общения с Ним и радость в Его присутствии. [34]

Джон «Раввин» Дункан однажды сказал, что сандеманианство — это «доктрина оправдания праведности наряду с папской доктриной веры». [35]

Сандеманские семьи и известные члены

[ редактировать ]

Известные сандеманские семьи включают фамилии Барнард, Бэйнс, Бакстер, Бузи, Белл, Дикон, Фарадей , Лейтон, Манн, Винсент , Уайтлоу и Янг. Между сандеманианцами и учеными существовала прочная связь. Известные члены Сандеманской церкви включают Уильяма Годвина , Майкла Фарадея , [36] Чарльз Уилсон Винсент и Джеймс Бэйнс . [37]

Сандеманская церковь и ее члены несколько раз упоминаются в Эдварда Эверетта Хейла рассказе « Кирпичная луна ». В рассказе Хейла «Мой двойник, и как он меня распорядился» главным героем и рассказчиком является сандеманский министр.

Архивы Гласитской церкви хранятся в Архивной службе Университета Данди и привлекают исследователей из Америки. [9] [38] [39]

Примечания

[ редактировать ]
  1. в июле 1725 года превосходство слова Божьего (Библии) над верностью церкви и государству. Джон Глас проповедовал своей пастве в Тилинге недалеко от Данди Глас продолжал проповедовать свое видение в течение следующих пяти лет. Ответом Генеральной Ассамблеи на публикацию Гласом « Свидетельства короля мучеников о его королевстве» (1727 г.) было свержение его в октябре 1728 г. Смещение церкви было принято 12 марта 1730 г. См. стр. 19–21 книги Джеффри Кантора (1991 г.). ).
  2. Доктрина Херви о «вмененной праведности» призывала к избранным людям как предопределенным и имеющим особые отношения с Богом. Глас считал эту позицию корыстной и лишенной библейской поддержки. См. стр. 24 Кантора (1991). Этот обмен идеями между Херви и Сандеманом в 1757 году (как продолжение раскола, начатого Гласом в конце 1720-х годов) обсуждался, спорился и вызывал беспокойство из-за того, что многие христиане по всей Англии и за ее пределами искали альтернативу. Эти дебаты подготовили почву для переписки Сандемана и его путешествия на юг из Шотландии для организации апостольских собраний и его последующего переезда в Бостон в 1764 году.
  3. ^ Джон Барнард, дядя тестя Майкла Фарадея, Эдварда, привел последователей в свой лондонский молитвенный дом, названный Гловер-холлом, около 1760 года. Четвертый лондонский молитвенный дом, найденный в Барнсбери-Гроув, и расположенное внутри место Майкла Фарадея были отмечены Лордом. Кельвином в 1906 году. См. страницы 38–43 Кантора (1991). В книгах учета лондонской церкви указано 106 членов в 1795 году (48 мужчин, 58 женщин) и 110 членов в 1842 году (31 мужчина, 79 женщин). В эти цифры включены только те, кто исповедовал свою веру. В их число не входят лица, не участвовавшие в мероприятии, или дети. Эти цифры оставались стабильными на протяжении всего этого периода времени.
  1. ^ Ван Кирк (1907), стр. 75
  2. ^ Смит (2008), с. 37.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Макфадьен 1911 год .
  4. ^ Полную цитату см. на стр. 112 «Сделок Общества» (1904 г.) , том 6 .
  5. ^ См. страницы 27 и 31 Кантора (1991). Роль старейшины (или епископа) заключалась в том, чтобы учить и руководить собранием, а роль диакона (или диаконисы), как это определено у Тимофея, заключалась в обеспечении бедных и немощных. Как указано в Деяниях, для функционирования церкви требовалось два старейшины, а для празднования Вечери Господней требовалось множество людей. Эдинбургский молитвенный дом закрылся в 1989 году, когда в его составе остался только один старейшина.
  6. ^ См. страницы 31-2 Кантора (1991). Исключение, согласно Первому Посланию к Коринфянам, было первым из двух шагов к отлучению, от которого не было возврата. Во время исключения разрешалось есть вместе с ближайшими родственниками. По оценкам, примерно половина членов была исключена в тот или иной момент, и только десятая часть вышла навсегда.
  7. ^ Кантор (1991), стр. 58
  8. ^ Гарднер, Джеймс (2003) [1858]. «Гласситы» . Веры мира . Том. 2. Издательство Кессинджер . п. 976 . ISBN  978-0-7661-4304-3 . [Они] считают своим долгом воздерживаться от крови и от удавленного, считая постановление Первого Иерусалимского собора все еще обязательным для всех христиан... Они считают незаконным буквально собирать сокровища на земле. и каждый член считает, что его имущество может быть использовано в любое время для удовлетворения нужд бедных и потребностей церкви. Они считают многое священным и, соответственно, не одобряют лотереи и азартные игры.
  9. ^ Jump up to: а б с «Коллекция MS 9 — Гласитовая церковь» . Интернет-каталог архивных услуг . Университет Данди . Проверено 2 августа 2023 г.
  10. ^ Рисунок 2.1 представляет собой карту Великобритании, на которой показано расположение около 40 церквей (домов собраний). Его исследование выявляет даты закрытия этих различных церквей. Ключевое окно — с 1821 по 1867 год, или средний период закрытия. Помимо этих британских мест, Роберт Сандеман перед своей смертью в 1771 году в Дэнбери, штат Коннектикут , добавил в Америку несколько церквей . См. стр. 26 Кантора (1991).
  11. ^ Смит (2008), страницы 71, 78-81.
  12. ^ Элмс (1831), стр. 213
  13. ^ Историю сандеманских домов собраний в Лондоне см. на стр. 220–1 и 261–276 книги Вильсона (1810 г.), iii. В этом тексте 1778 год упоминается как год, когда лондонская община переехала на Аллею Павла в Барбакане.
  14. ^ В этом примечании упоминаются дополнительные письма. См. примечание 30 на стр. 83 работы Смита (2008).
  15. ^ См. стр. 42 Кантора (1991). Сравнение фотографии 2008 года с фотографией на рисунке 3.2 показывает, что были проведены значительные ремонтные работы, включая новую крышу, надстройку второго этажа и замену фасадов до голого кирпича. Форма окон первого этажа и расположение входной двери являются единственными связующими звеньями между конструкциями.
  16. ^ См. страницы 60–4 и 277–80 Кантора (1991). Служба рукоположения Фарадея в сан дьякона состоялась 1 июля 1832 года, что свидетельствует о его высоком моральном положении в обществе. Как и следовало ожидать, разногласия вокруг исключения Фарадея (и других) в 1844 году и последующего смещения с поста Старейшины. Его отставка 5 июня 1864 года после восстановления в должности старейшины четырьмя годами ранее связана с предложением занять пост президента Королевского института, но он отклонил это предложение.
  17. ^ Уилсон (1810), Том 2, стр. 96
  18. ^ Смит (2008), страницы 82-6.
  19. ^ См. страницы 24, 26 и 27 Кантора (1991). Его сопровождал Джеймс Каргилл в Бостон, где он встретился с Эзрой Стайлзом, президентом Йельского университета.
  20. ^ Уилсон, том 2, страницы 96 и 97.
  21. ^ Сандеманское общество (1870), стр. 51
  22. ^ Смит (2008), страницы 113-4.
  23. ^ См. страницы 94 и 115–20 Смита (2008). В главе 5 документировано несколько примеров преследований сандеманцев со стороны колонистов из-за их пассивной позиции.
  24. ^ Смит (2008), страницы 133-4.
  25. ^ Изображение Дома собраний Дэнбери см. на стр. 373 книги Барбера (1836 г.). В этом тексте указано местонахождение четвертой церкви на Грегсон-стрит.
  26. ^ См. страницы 137, 143 и 148 Смита (2008). Неясно, основал ли г-н Хоу какие-либо церкви в Нью-Йорке или на Лонг-Айленде, находясь там с британской армией.
  27. ^ В статье Генри Герберта Эдеса «Места поклонения сандеманцев в Бостоне» , найденной на страницах 109–133 в «Публикациях Колониального общества Массачусетса», том 6 , опубликованных в Бостоне в 1904 году Колониальным обществом Массачусетса, приводится список колониальных сандеманцев. живу в Бостоне и его окрестностях.
  28. ^ См. Сандемана в Биографическом словаре выдающихся американцев двадцатого века, опубликованном Бостонским биографическим обществом в 1904 году.
  29. Записи, относящиеся к ранней истории Бостона, содержащие бостонские браки 1752–1809 (1884), том 30, отдел регистрации браков Бостона (Массачусетс).
  30. Их последующие истории можно найти в «Биографических очерках лоялистов американской революции» с «Историческим очерком», том 1 , Лоренцо Сабина. Опубликовано Little, Brown & Co. в Бостоне в 1864 году.
  31. ^ Блейкли и Грант (1864), стр. 25
  32. ^ Кантор (1991), стр. 41
  33. ^ Росс (1900), страницы 30 и 31
  34. ^ Фуллер (1812), страницы 61 и 111-114.
  35. ^ Брентнолл (1997), стр. 158
  36. ^ Бэгготт, Джим (2 сентября 1991 г.). «Миф о Майкле Фарадее: Майкл Фарадей был не просто одним из величайших британских экспериментаторов. Более пристальный взгляд на этого человека и его работу показывает, что он также был умным теоретиком» . Новый учёный . Проверено 6 сентября 2008 г.
  37. ^ «ПРИЛОЖЕНИЕ A: Генеалогическое древо Фарадея/Барнарда» (PDF) . ссылка.springer.com .
  38. ^ «Церковные записи» . Архивные источники по местной и шотландской истории . Архивные службы Университета Данди. Архивировано из оригинала 3 июня 2013 года . Проверено 15 августа 2014 г.
  39. ^ «Новое присоединение Гласитской церкви» . Архивные записи и артефакты Университета Данди . Университет Данди . 17 февраля 2011 года . Проверено 15 августа 2014 г.

Отсутствует цитата, касающаяся Майкла Фарадея:Ира Бродский, История беспроводной связи, Telescope Books, стр. 20.

Библиография

[ редактировать ]
  • Барбер, Джон Уорнер: ИСТОРИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ КОННЕКТИКУТА: СОДЕРЖАТ ОБЩИЙ СБОР ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ, ТРАДИЦИЙ, БИОГРАФИЧЕСКИХ ОЧИСТКОВ, АНЕКДОТОВ и т. д. (Нью-Хейвен, 1836 г.).
  • Блейкли, Филлис Рут и Джон Н. Грант: Одиннадцать изгнанников: отчеты лоялистов американской революции, Литтла, Брауна и компании (Бостон, 1864 г.).
  • Брентналл, Джон: Просто говорящий: высказывания Джона («раввина») Дункана (Эдинбург: Знамя истины, 1997).
  • Кантор, Джеффри: Майкл Фарадей, Сандеманиан и учёный: исследование науки и религии в девятнадцатом веке, Макмиллан (Гэмпшир, 1991).
  • Эдес, Генри Герберт: «Места поклонения сандеманцев в Бостоне» в публикациях Колониального общества Массачусетса, том 6, Колониальное общество Массачусетса (Бостон, 1904 г.).
  • Элмс, Джеймс: Топографический словарь Лондона и его окрестностей (Лондон, 1831 г.).
  • Фуллер, Эндрю: Критика сандеманизма, Ричард Скотт (Нью-Йорк, 1812 г.).
  • Гарднер, Джеймс: Мировые веры, Словарь всех религий и религиозных сект, их доктрин, обрядов, церемоний и обычаев, Том II, Fullerton & Co. (Лондон и Эдинбург, 1858 г.).
  • Халлек, Джордж Уотсон: «Сандеманцы», найдено в журнале New England, том 14, автор Сара Орн Джуэтт. Келлог (Бостон, 1896 г.).
  • Росс, Джеймс: История независимости конгрегаций в Шотландии, 2-е издание. Хэй Нисбет и компания (Глазго, 1908 г.).
  • Сабина, Лоренцо: Биографические очерки лоялистов американской революции с историческим очерком, том 1, Little, Brown & Co. (Бостон, 1864 г.).
  • Смит, Джон Ховард: Идеальное правило христианской религии: история сандеманизма в восемнадцатом веке (Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press, 2008).
  • Ван Кирк, Хирам: История богословия учеников Христа, Христианская издательская компания, Сент-Луис, 1907 г.
  • Уилсон, Уолтер: ИСТОРИЯ И ДРЕВНОСТИ НЕНАСЛАЖДАЮЩИХСЯ ЦЕРКОВ И ДОМОВ СОВЕЩАНИЙ В ЛОНДОНЕ, ВЕСТМИНСТЕРЕ И Саутуорке; ВКЛЮЧАЯ ЖИЗНЬ ИХ МИНИСТРОВ, ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОНКОНФОРМИЯ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ, 4 тома. (Лондон, 1810 г.).
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Макфадьен, Дугалд (1911). « Гласиты ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 86.
  • Бостонское биографическое общество: «Сандеман» в Биографическом словаре выдающихся американцев двадцатого века (Бостон, 1904 г.).
  • Бостонский отдел регистрации браков: записи, относящиеся к ранней истории Бостона, содержащие бостонские браки 1752–1809 годов, том 30 . (Бостон, 1884 г.).
  • Колониальное общество Массачусетса: Сделки, том 6 (Бостон, 1904 г.).
  • Сандеманское общество: «Сандеман» в ИСТОРИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ, ЗАМЕЧАНИЯХ И ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ ДРЕВНОСТЕЙ, ИСТОРИИ И БИОГРАФИИ АМЕРИКИ, ТОМЫ 17–18 Доусон (Морисания, 1870 г.).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f335909f461eda4b772997a90e0e831__1714825920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/31/4f335909f461eda4b772997a90e0e831.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Glasite - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)