Тайс (опера)
Тайский | |
---|---|
Лирическая комедия Масснета Жюля | |
![]() Оригинальный плакат, дизайн Мануэля Орази | |
Либреттист | Луи Галлет |
Язык | Французский |
На основе | Роман Таис Анатоль Франция |
Премьера | 16 марта 1894 г. Garnier Opera , Париж |
Тайс ( Французское произношение: [ta.is] ) - это опера , комедийная лирика в трех актах и семи таблицах, от Жюля Масснета на французский либретто Луи Галлета , основанный на романе « Анатоле Франс» . Впервые 16 марта 1894 года он был исполнен в Опере Гарнье в Париже, с участием американского сопрано Сибила Сандерсона , для которого Массенет написал главную роль. [ 1 ] Первоначальное производство было направлено Александром Лаписсидой , с костюмами, разработанными Чарльзом Бьянчини и наборами Марселя Джамбона (Акт 1, сцена 1; акт 3) и Ежена Карпезат (акт 1, сцена 2; Акт 2). Опера была позже пересмотрена композитором и была премьера в том же оперном театре 13 апреля 1898 года.
Работа была впервые выполнена в Италии в Teatro LiRico Internationalale в Милане 17 октября 1903 года с Линой Кавальери в главной роли, а Франческо Мария Бонини в роли Атанаэль. В 1907 году эта роль служила американским дебютом Мэри Гарден в Нью -Йорке в премьере США.
Тайс происходит в Египте под властью Римской империи , где сенобитный монах, Атанаэль, пытается обратить Таиса , александрийскую куртизанка и преданный Венеры , но слишком поздно обнаруживает, что его одержимость ее укоренилась в похоти ; В то время как истинная чистота сердца куртизанки раскрывается, так же, как и религиозной природы. Работа часто описывается как своего рода религиозное эротизм и имела много противоречивых постановок. Его знаменитая медитация , вход для скрипки и оркестра, сыгранный между сценами Акта 2, является часто исполненной концертной музыкальной пьесой; Это было организовано для многих разных инструментов.
Роль Таиса, похожая на другую героини Массене, также написанная для Сибила Сандерсона , Эсклармонд , общеизвестно трудно петь и зарезервирована только для самых одаренных исполнителей. Современные переводчики включали Кэрол Неблетт , Анну Моффо , Беверли Силлс , Леонтин Прайс , Рене Флеминг и Элизабет Футарал . [ 2 ] [ 3 ] Геори Боуэ был первым, кто записал оперу, в 1952 году.
Различия между двумя версиями
[ редактировать ]В версии 1894 года «Конец Акта 1», предполагаемой стриптиз таинов (который вызвал великий скандал в первую ночь из -за неудачи с костюмом Сибила Сандерсона) - это длинная симфоническая интерлюдия «L'Amours d'Aphrodite», которая ведет без разрыв в акте 2 и сцена с зеркалом арии "dis-moi que je suis belle". В первом издании вокальный счет это 18 страниц - 196 баров - почти пятая часть всего первого акта. Существует странно экспериментальная средняя часть, то есть в аморфной 5/4-временной подписи (необычной для Massenet) с знойным ощущением всего тона. В 1898 году это было сокращено, хотя кульминация отчасти сохраняется в качестве Перерации для Закона 1 - всего лишь 17 баров.
В знаменитой зеркальной арии Тайса при открытии акта 2 есть некоторые изменения текста, хотя это не влияет на музыку.
В пересмотре 1898 года в акте 2 для последователей Nicias есть расширенная балетная последовательность, в том числе маленький вокальный интермеццо для La Charmeuse. Это заменило балет 1894 года в последнем акте. Балет 1898 года - совершенно новая музыка.
Наиболее всеобъемлющие изменения касаются окончательного акта, Закона 3. В 1894 году в Оазисе нет сцены, этот акт открывается с монахов в Тебаиде. Когда Атанаэл засыпает, существует расширенная балетная последовательность «Les Sept Esprits de la Tentation», которая смоделирована на Флобера эпической стихотворении La Tentation de Saint Antoine . В нем Атанаэль мучается духовными голосами, Ла -Пердицией, Л'Етойл де ла Оргиастская черная суббота.
Это было вырезано. Первая сцена становится сцена 2. Новая сцена 1 (сцена Oasis) показывает Атанаэль, доставляющий Тайса Мере Альбине и Лес Фулш Бланш и оставляя ее.
1894: В финальной сцене после знаменитого финального дуэта "Te Souvient-Il du Lumineux Voyage" есть дополнительная музыка и текст. Голоса с небес проклинают Атанаэль, Мера Альбин и монахинь, выкрикивая вампир ООН и убегают (как в последней главе романа «Анатоль Франции»), и оперы завершаются голосами ангелов, называющих питаэ и мягким воспоминанием знаменитой медитации. В 1898 году все это вырезано и сводится к единственному крику Атанаэля Пити и коротким трем шар -коде .
Оригинальная версия (1894) | Пересмотренная версия (1898) | ||
---|---|---|---|
Акт 1 | Сцена 1 | TheBaid | TheBaid |
Сцена 2 | Александрия - после чего Poeme Symphonique 'L'Amours d'Aphrodite', которая переходит в акт 2 без перерыва | Александрия | |
Акт 2 | Сцена 1 | В доме Тайс | В доме Тайс |
Сцена 2 | Перед домом Тайс | Перед домом Тайс (Балет: № 1–7) | |
Акт 3 | Сцена 1 | TheBaid | Оазис |
Сцена 2 | Искушение | Тебаид (ранее сцена 1) | |
Сцена 3 | Смерть Тайса | Смерть Тайса |
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера, 16 марта 1894 г. Дирижер: Пол Таффонель |
---|---|---|
Тайс, куртизанка | сопрано | Сибил Сандерсон |
Атанаэль, монах сенобита | баритон | Жан-Франсуа Дельмас |
Никиас, дворянин | тенор | Альберт Альварес |
Crobyle, Keep of Nicias | сопрано | Жанна Марси |
Myrtale, Keep of Nicias | полу-сопрано | Meyriane Vanity |
Палемон, лидер кенобитов | басс | Франсуа Дельпугер |
Альбин, настоятель | полу-сопрано | Laure Beauvais |
Слуга | басс | Euzet |
Сенобиты, монахини, граждане Александрии, друзья Никиаса. |
Синопсис
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Сцена 1
Группа монахов сенобитов занимается своим ежедневным бизнесом. Атанаэль, самый строгий из всех из них, входит и признается старшему монаху Палемону, что в последнее время он был обеспокоен видениями куртизанка и жрицы Венеры по имени Таис, которых он видел много лет назад в своем родном городе Александрия . Полагая, что эти видения являются знамем от Бога, он решает, против совета Палемона, вернуться в Александрию, обратить Таиса в христианство и убедить ее войти в монастырь.
Сцена 2
Атанаэль прибывает в Александрию и посещает своего старого друга Никиаса, богатого языка . Никиас приветствует его с распростертыми объятиями и показывает себя нынешним любовником Таиса. Услышав план Атанаэля, он смеется и предупреждает его, что месть Венеры может быть ужасной. Тем не менее, он закупает одежду для своего друга, готовясь к празднику в тот вечер, на котором появятся Тайс. Его рабы, Кробил и Миртале, одеваются Атанаэль и издеваются над его блуделью.
Праздник начинается. Тайс прибывает и поет горько -сладкий дуэт с Никиасом: это их прошлая ночь вместе. Затем она спрашивает его об Атанаэле, который подслушивает ее и говорит ей, что он пришел, чтобы научить ее «презрению к плоти и любви к боли». Не искушаемой этим предложением, она оскорбляет его чувство приличия с соблазнительной песней. Он уходит, сердито обещает вернуться позже, в то время как она насмехается над ним с прощальным выстрелом: «Смею прийти, ты, кто бросает вызов Венеру!» и начинает разбираться, когда занавес падает.
Акт 2
[ редактировать ]Сцена 1
Измученная после праздника, Тайс выражает недовольство своей пустой жизнью и размышляет о том, что однажды старость разрушит ее красоту. Атанаэль входит в этот уязвимый момент, молясь Богу, чтобы скрыть ее красоту от него. Он говорит ей, что любит ее в соответствии с духом, а не плоти, и что его любовь будет длиться вечно вместо одной ночи. Заинтригованная, она просит его научить ее путям этой любви. Он почти уступит ее физическому обаянию, но ему удастся объяснить ей, что если она обратится, она получит вечную жизнь. Она почти уступит его красноречивости, но затем восстанавливает свое нигилистическое мировоззрение и отвлекает его. Однако после долгой медитации она передумает.
Сцена 2
Тайс присоединился к Атанаэлю и решил следовать за ним в пустыню. Он приказывает ей сжечь ее дом и имущество, чтобы уничтожить все следы ее злого прошлого. Она соглашается, но спрашивает, может ли она сохранить статуэтку Эроса, Бога любви, объясняя Атанаэль, что она согрешила против любви, а не через это. Однако, когда он слышит, что Никиас отдал ее ей, Атанана требует, чтобы она уничтожила его. Никиас появляется с группой гуляк, которые видят, как Атанаэль забирает Тайса. В ярости они начинают его. Хотя Никиас удивляется решением уйти Тайса, он уважает это и бросает несколько денег, чтобы отвлечь толпу. Тайс и Атанаэль убегают.
Акт 3
[ редактировать ]Сцена 1
Тайс и Атанаэль путешествуют пешком через пустыню. Тайс истощен, но Атанана заставляет ее продолжать и, таким образом, совершать покаяние за ее грехи. Они достигают весны, где Атанаэль начинает испытывать жалость, а не отвращение к ней, и они разделяют несколько минут идиллического, платонического общения, когда они отдыхают. Вскоре после этого они достигают монастыря, где должен остаться. Поставляя ее на заботу о материнской Альбине, Атанаэль понимает, что выполнил свою миссию - и что он больше никогда не увидит ее.
Сцена 2 [ 4 ]
Монахи -кенобиты выражают беспокойство по поводу асоциального и углубленного поведения Атанаэля с момента его возвращения из Александрии. Атанаэль входит и признается в Палемоне, что он начал испытывать сексуальное стремление к Таису. Палемон подвергает его, чтобы попытаться обратить ее в первую очередь. Атанаэль попадает в подавленный сон и имеет эротическое видение тау. Он пытается схватить ее, но она смеется уклониться от него. Затем второе видение говорит ему, что умирает Тайс.
Сцена 3
Чувствуя, что существование ничего не стоит без нее, он отвергает все свои клятвы и бросается, чтобы найти ее. Он достигает монастыря и находит ее на смертном одре. Он говорит ей, что все, что он учил ее, это ложь, что «ничто не правда, но жизнь и любовь к людям», и что он любит ее. Блаженно не зная, она описывает открытие небес, а ангелы приветствуют ее в их среде. Она умирает, и Атанаэль падает в отчаянии.
Отметил Ариас
[ редактировать ]- «Итак, вот ужасный город» (Атанана) - Акт 1
- «Скажи мне, что я красивая» (Тайс) -акт 2
- «Это ты, мой отец» (Тайс, Атанаэль) - Акт 3
Записи
[ редактировать ]
- 1952 - Géori Boué , Roger Bourdin , Jean Giraudeau - хоры и оркестр Парижской оперы , Жорж Себастьян
- 1959 - Too -Sposito , Роберт Массард Национальное радио или хорусра и хор , Джин Моллен -
- 1961 - Рене Дория , Роберт Массард, Мишель Сенечал - хоры и оркестр радио Франции , Иисус Этчеверри
- 1974 Анна Моффо - José Carreras – Ambrosian Opera Chorus, New Philharmonia Orchestra, Julius Rudel,
- 1976 , Sherrill Milnes, Nicolai Gedda – John Alldis Choir, New Philharmonia Orchestra, Lorin Maazel.
- 1997 - Рене Флеминг , Томас Хэмпсон , Джузеппе Саббатини - хор и национальный оркестр Бордо Аквитайн , Ив Абель (DECCA)
- 2004 - Ева Мэй , Мишель Передуси , Уильям Джойнер - оркестр и хор театра в Венеции Ла -Фенис (Dynamic SRL Italy, 2004)
- 2009 - Барбара Фриди , Ладо Атанели , Стефано Пода (режиссер), оркестр и хор Teatro Regio (Турин) (Артхаус), Джанандрея Носеда - DVD
- 2010 - Рене Флеминг , Томас Хэмпсон , Джон Кокс (режиссер), Метрополитен -оркестр, хор и балет, Хесус Лопес Кобос - DVD
- 2020 - Эрин Уолл , Джошуа Хопкинс, Эндрю Стейплс , Хор Торонто Мендельсон , симфонический оркестр Торонто Эндрю Дэвис - 2 CD Chandos Records Cat: CHSA5258 (2) [ 5 ]
Это все из пересмотренной, окончательной версии 1898 года. Там нет записей оригинальной версии 1894 года. Однако есть две записи балетной музыки Таис , которые имеют оригинальную балетную музыку , хотя записи, смущающе, не указывают это.
- 1997 - Академия Святого Мартина на полях , сэр Невилл Марринер (Capriccio)
- 2013 - Барселонский симфонический оркестр , Патрик Галлоис (Наксос)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Boyden, Kimberley & Staines 2002 , p. 392.
- ^ Occhietti, Serge (10 Janogy 2009). - Магия Л'Пора . - Полисскоп .
- ^ Tommasini, Энтони (9 декабря 2008 г.). «Одна дива в другую: эта роль божественная» , «Нью -Йорк Таймс»
- ^ Эта сцена была опущена во время американской премьеры Таиса в 1908 году.
- ^ "Massenet: Thaïs" . Presto Classical . Получено 17 июня 2020 года .
Источники
- Бойден, Мэтью; Кимберли, Ник; Стейнс, Джо (2002). Грубая гид по опере . Нью -Йорк: грубые гиды. ISBN 978-1-85828-749-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Крест, Милтон (1955). Полная серия великих опер . Гарден Сити, Нью -Йорк: Doubleday. С. 572–580.
- Хюбнер, Стивен (2006). Французская опера в Fin de Siècle: Thaïs . Издательство Оксфордского университета, США. С. 135–159. ISBN 978-0-19-518954-4 .
- Коббе, Густав (1976). Полная оперная книга . Нью -Йорк: Сыновья Г.П. Путнэма. С. 869–872.
- Аптон, Джордж П.; Боровский, Феликс (1928). Стандартное руководство Opera . Нью -Йорк: Книги Голубой ленты. С. 190–191.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Таис : результаты в Международном проекте библиотеки музыкальных счетов
- Визуальная документация премьеры на галлике
- Casalia, Gherardo (2005). «Список производительности Таиса » . Альманак Герардо Касалия (на итальянском языке) .
- Синопсис тау ( столичная опера )
- Metopera Archives: Thaïs Production 1939 с обзором