Ливерпульский морской торговый город
Ливерпульский морской торговый город | |
---|---|
Общая информация | |
Архитектурный стиль | Викторианский |
Расположение | Ливерпуль , Северо-Западная Англия , Англия , Великобритания |
Координаты | 53 ° 24'24 "N 2 ° 59'40" W / 53,40667 ° N 2,99444 ° W |
Строительство началось | 1841 |
Завершенный | 1847 |
Открыт | 1846 |
Официальное название | Ливерпуль – морской торговый город |
Критерии | Культурные: (ii), (iii), (iv) |
Назначен | 2004 г. (28-я сессия ) |
Справочный номер. | 1150 |
Область | Европа и Северная Америка |
исключен из списка | 2021 г. (44-я сессия ) |
Веб-сайт | |
www |
Liverpool Maritime Mercantile City — бывший ЮНЕСКО объект Всемирного наследия в Ливерпуле , Англия, который включал шесть мест в центре города , включая Пирс-Хед , Альберт-Док и улицу Уильяма Брауна . [1] и многие из самых известных достопримечательностей города.
В 2003 году ЮНЕСКО получила номинацию городского совета Ливерпуля на шесть объектов и направила представителей ИКОМОС для проведения оценки соответствия этим территориям статуса объекта всемирного наследия. В 2004 году ИКОМОС рекомендовал ЮНЕСКО присвоить Ливерпульскому морскому торговому городу статус объекта Всемирного наследия. [2] Его включение в список ЮНЕСКО было объяснено тем, что он был «высшим примером торгового порта во времена наибольшего глобального влияния Великобритании». [3]
В 2012 году это место было внесено в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в связи с предложенным проектом Liverpool Waters . В 2017 году ЮНЕСКО предупредила, что статус этого объекта как объекта всемирного наследия рискует быть аннулирован в свете современных планов развития, при этом компания English Heritage заявила, что застройка Liverpool Waters приведет к тому, что некоторые из наиболее значимых исторических зданий Ливерпуля «серьезно пострадают». скомпрометированы», археологические остатки частей исторических доков «находятся под угрозой разрушения» и «исторический городской ландшафт города [...] постоянно разбалансирован». [4]
В 2021 году комитет по планированию городского совета Ливерпуля одобрил строительство клуба «Эвертон» нового футбольного стадиона футбольного стоимостью 500 миллионов фунтов стерлингов в доке Брэмли-Мур в районе Ливерпуль-Уотерс. Это решение было ратифицировано министром жилищного строительства, сообществ и местного самоуправления Робертом Дженриком . [5] После этого Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО проголосовал за аннулирование статуса объекта всемирного наследия. [6]
Локации
[ редактировать ]Ливерпульский морской торговый город состоял из шести отдельных мест в центре города, каждое из которых относилось к разным компонентам и периодам морской истории Ливерпуля. [7] Вписанные сайты простирались примерно на 4 km (2+1⁄2 miles) north-south along the city's waterfront and stretched approximately 1 км ( ⁄ мили 1 ) с востока на запад. [8] Всего он занимал площадь 136 га (340 акров). [9]
Пирс-Хед
[ редактировать ]Пирс-Хед является центром набережной Ливерпуля, и в нем доминируют три его наиболее узнаваемых достопримечательности: здание Ливер , здание порта Ливерпуля и здание Кунард . В совокупности называемые « Три грации» , они являются свидетельством огромного богатства города в конце 19-го и начале 20-го века, когда Ливерпуль был одним из самых важных портов в мире. [10] Первоначально существовали планы добавить «четвертую грацию» к территории под названием « Облако» , спроектированной Уиллом Олсопом ; однако в 2004 году это провалилось. Сегодня, на его месте, новый музей Ливерпуля . 19 июля 2011 года открылся [11] [12] За зданием порта Ливерпуля находится в стиле ар-деко вентиляционная башня в доке Джорджа , на дизайн которой сильно повлиял египетский архитектурный стиль. [13] Также частью этого места является старая стена дока Джорджа , построенная в конце 18 века, а также несколько мемориалов, в том числе один, построенный в честь инженеров, которые остались на своем посту после Титаника затопления . [14]
Перечисленные здания [10]
|
|
Альберт Док
[ редактировать ]Альберт Док — это комплекс доковых зданий и складов, расположенный к югу от Пирса. Склады в Альберт-Доке, спроектированные Джесси Хартли и Филипом Хардвиком и открытые в 1846 году, были первыми в мире полностью пожаробезопасными, поскольку они были построены только из железа, кирпича и камня без использования древесины. [15] Док стал домом для многих достижений в области доковых технологий, в том числе здесь впервые появились гидравлические краны. [16] Во время Второй мировой войны зданиям был нанесен значительный ущерб, а общий причал в городе после окончания войны привел к тому, что они быстро пришли в упадок. В 1980-х годах этот район подвергся массовой реконструкции после создания Корпорации развития Мерсисайда , и комплекс был вновь открыт для публики в 1984 году в рамках фестиваля парусников. Сегодня они являются центром туризма в городе, где находятся Тейт Ливерпуль , Морской музей Мерсисайда и «История Битлз» . Они также представляют собой самую большую коллекцию зданий, внесенных в список памятников архитектуры I степени , в любой точке Великобритании. [17]
Перечисленные здания [18]
|
|
Заповедник Стэнли-Док
[ редактировать ]Заповедник Стэнли-Док расположен к северу от Пирса-Хед и включает в себя огромные территории причала Ливерпуля. На территории находятся несколько доков, в том числе Стэнли-Док , Коллингвуд-Док , Солсбери-Док и Кларенс Грейвинг-Док ; части канала Лидс-Ливерпуль и связанных с ним шлюзов канала ; и множество более мелких объектов, таких как мосты, столбы и шпили . [19] Два из доков Кларенса примечательны тем, что являются старейшими доками, которые до сих пор используются в городе, начиная с 1830 года, хотя их полное строительство не было завершено до 1848 года. [20] Среди зданий в этом районе — Часовая башня Виктории и табачный склад Стэнли Док , одно из крупнейших кирпичных зданий в мире. [21]
Перечисленные здания [19]
- Склад на северной стороне дока Стэнли (уровень II *)
- Таможенный склад чая, Грейт-Ховард-стрит (класс II)
- Кларенс Грейвинг Докс (класс II)
- Пограничная стена от дока Коллингвуд до дока Хаскиссон (уровень II)
- Офис начальника дока, док Солсбери (уровень II)
- Подпорные стены доков Солсбери, Коллингвуд и Стэнли, Нельсона и Брэмли-Мура (класс II)
- Табачный склад Stanley Dock (класс II)
- Входы в док-комплекс Стэнли (уровень II)
- Шлюзы каналов между Стэнли-Док и Лидсом и Ливерпульским каналом (уровень II)
- Пограничная стена и пирсы Принсес-Док (уровень II)
- Подпорные стены доков Солсбери, Коллингвуд и Стэнли, Нельсона и Брэмли-Мура (класс II)
- Гидравлическая башня к западу от склада Норт-Стэнли (уровень II)
- Башня Виктория (II класс)
- Склад к югу от табачного склада Стэнли (уровень II)
- Склад Ватерлоо (уровень II)
Дьюк-стрит
[ редактировать ]Участок RopeWalks включает в себя юго-западную часть заповедной зоны Дьюк-стрит, а также два склада на Колледж-лейн и Bluecoat Chambers на Скул-лейн. Это место было одним из первых районов города, застроенных, когда Ливерпуль был развивающимся портом. [22] Bluecoat Chambers - старейшее сохранившееся здание в центре Ливерпуля, построенное в 1715 году. [23] Его близость к Старому доку , первому в мире закрытому мокрому доку. [24] означало, что это было место расположения первых в городе спекулянтов недвижимостью, которые построили как складские, так и жилые помещения на улицах Дюк, Ганновер и Болд. Вскоре в этом районе возникла космополитическая атмосфера, поскольку здесь проживали самые разные люди, включая морских капитанов, торговцев, торговцев. и ремесленники. Сегодня этот район известен как «Канатные дорожки», что связано с большим количеством канатных дорог, имевшихся в этом районе, когда Ливерпуль был одним из самых загруженных портов в мире в 18 и 19 веках. [22]
Перечисленные здания [22]
|
Касл-стрит
[ редактировать ]Эта часть WHS сосредоточена вокруг того, что раньше было средневековым Ливерпулем, и включает Касл-стрит, на которой доминирует отель Trials на одном конце, и ратушу на другом, соединяющую Олд-Холл-стрит через Exchange Flags , Викторию-стрит, Уотер-стрит и Дейл-стрит . Сегодня это центр коммерческой деятельности города, этот район был включен в этот список из-за характера уличной застройки на протяжении трех столетий, а также величия архитектуры и памятников. [25]
Перечисленные здания
|
Уильям Браун Стрит
[ редактировать ]Район улицы Уильяма Брауна является центральной точкой для многих общественных зданий Ливерпуля, образующих так называемый культурный квартал. Среди зданий, которые являются центральными для этого района, - Зал Святого Георгия , станция Лайм-Стрит , Художественная галерея Уокера , Всемирный музей Ливерпуля , бывший отель Great North Western и вход в туннель Квинсуэй . [26]
Перечисленные здания [26]
|
|
Надпись
[ редактировать ]Получив номинацию на этот район в январе 2003 года, Международный совет по памятникам и достопримечательностям (ИКОМОС) в сентябре того же года отправился в Ливерпуль для проведения оценки от имени ЮНЕСКО. Оценка ИКОМОС проанализировала город в отношении его номинационного документа, рассматривая четыре ключевых области: сохранение, аутентичность и целостность, сравнительная оценка и выдающаяся универсальная ценность. [2]
- Сохранение. Что касается статуса консервации, ИКОМОС был рад, что в городе сохранился широкий спектр зданий с 18 по 20 век, несмотря на две мировые войны и значительный упадок в 1970-х годах. Тем не менее, они особо подчеркнули важность дальнейшего сохранения, предполагая, что все будущие события на номинированных территориях будут строго контролироваться.
- Подлинность и целостность – ИКОМОС остался доволен тем, как номинированные территории сохранили большую часть своей исторической целостности, несмотря на некоторые крупные проекты восстановления и развития после Второй мировой войны. Городская структура шести объектов варьировалась от 18 до 20 веков, и комитет был рад, что рисунок улиц города обеспечивает читаемое представление различных периодов в истории Ливерпуля.
- Сравнительная оценка. В рамках своей оценки ICOMOS сравнил морскую историю Ливерпуля с историей других крупных портов Великобритании и мира в целом. Они чувствовали, что Ливерпуль обладает ценностями и качествами, которые отличают его от многих других портовых городов как с точки зрения морских функций, так и с точки зрения архитектурного и культурного значения.
- Выдающаяся универсальная ценность. Анализируя морской торговый город Ливерпуля с точки зрения его универсальной ценности, ИКОМОС согласился с местным советом в том, что Ливерпуль был «высшим примером торгового порта во времена наибольшего глобального влияния Великобритании». В частности, они отметили роль города в трансатлантической работорговле , развитии доковых технологий и железнодорожного транспорта, а также внимание, уделяемое культурной деятельности и архитектуре.
По завершении оценки ИКОМОС вернулся в ЮНЕСКО с рекомендацией внести этот район в список объектов всемирного наследия. В то же время они дали несколько рекомендаций относительно будущего сохранения и развития территорий и их буферных зон. [2] В результате Ливерпульский морской торговый город был внесен в список Всемирного наследия на 28-й сессии Комитета всемирного наследия в 2004 году в соответствии с культурными критериями ii, iii и iv: [27]
- Критерий (ii): «Ливерпуль был крупным центром разработки инновационных технологий и методов строительства доков и управления портами в XVIII и XIX веках. Таким образом, он способствовал созданию международных торговых систем по всему Британскому Содружеству».
- Критерий (iii): «Город и порт Ливерпуль являются исключительным свидетельством развития морской торговой культуры в XVIII и XIX веках, способствуя становлению Британской империи. Это был центр работорговли, до его отмены в 1807 году и за эмиграцию из Северной Европы в Америку».
- Критерий (iv): «Ливерпуль является выдающимся примером мирового торгового портового города, который представляет собой раннее развитие глобальной торговли и культурных связей на всей территории Британской империи».
Аннулирование статуса всемирного наследия
[ редактировать ]В 2010 году Liverpool Waters предложила застройку компания The Peel Group как часть предпринимательской зоны Mersey Waters и предусматривала строительство нескольких небоскребов на набережной. [29] Городской совет Ливерпуля предоставил разрешение на планирование проекта в 2012 году, что побудило ЮНЕСКО предупредить о «серьезной потере исторической достоверности», если проект будет продолжен, и внести этот объект в список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой . [30] Пять лет спустя ЮНЕСКО подчеркнула, что объект рискует быть исключен из списка в свете предлагаемых событий. [4] Несмотря на такие предупреждения, городской совет Ливерпуля продолжал одобрять модернистские застройки в этом районе, заявляя, что мораторий на строительство пирсов непрактичен, а другие полагали, что он несовместим с законодательством Великобритании. [31] В феврале 2021 года комитет по планированию городского совета Ливерпуля одобрил строительство клуба «Эвертон» нового футбольного стадиона футбольного стоимостью 500 миллионов фунтов стерлингов , который будет построен в историческом доке Брэмли Мур . Роберт Дженрик , государственный секретарь , решил не вмешиваться, фактически расчистив путь для строительства. [5] Проект стадиона оказался популярным среди населения, его поддержка приближалась к 100%. [32] В то же время в отчете правительства было установлено, что отдел восстановления города был дезорганизован и что в некоторых случаях процедуры строительства не соблюдались. [33] [34] Мэр Ливерпуля и Джо Андерсон несколько членов городского комитета по планированию были арестованы по обвинению во взяточничестве и коррупции в связи с предоставлением строительных контрактов в Ливерпуле. [35]
21 июня 2021 года, незадолго до Комитета всемирного наследия 44-й сессии в Фучжоу , Китай , учреждение ООН опубликовало проект отчета, в котором рекомендуется исключить Ливерпульский морской торговый город из списка объектов всемирного наследия, сославшись на несоблюдение требований британскими и местными властями. с рекомендациями ООН и обширным современным развитием, которое отрицательно повлияло на этот район. [36] [37] В следующем месяце, 21 июля, Комитет всемирного наследия проголосовал 13–5 при 2 воздержавшихся за лишение статуса объекта всемирного наследия Ливерпульского морского торгового города, сославшись на «необратимую утрату атрибутов, передающих выдающуюся универсальную ценность объекта». . [6] [38] Это третий объект, когда-либо исключенный из списка ЮНЕСКО. [39]
Реакции
[ редактировать ]Это решение было встречено осуждением со стороны британских правительственных чиновников на различных уровнях. Тогдашний мэр Ливерпуля Джоан Андерсон назвала это «непостижимым» и заявила, что объект всемирного наследия получил выгоду от крупных инвестиций, которые ЮНЕСКО не оценила. Она также добавила, что город рассмотрит апелляцию на это решение. [40] Аналогичным образом, Стив Ротерам , лидер городского региона Ливерпуля , раскритиковал голосование как не отражающее ситуацию в этом месте и добавил, что такие места, как Ливерпуль, не должны выбирать между статусом наследия и развитием. [32] Представитель правительства Великобритании также выразил разочарование и заявил, что Ливерпуль по-прежнему заслуживает статуса всемирного наследия. [41]
Крис Кейпс, представитель Peel Group, которая занимается разработкой Liverpool Waters, настаивал на том, что, несмотря на исключение Ливерпуля из списка (что он считал очень разочаровывающим), возрождение и защита наследия города могут идти рука об руку. [42] Кроме того, Майкл Паркинсон, профессор Ливерпульского университета , который занимался возрождением городов, написал, что доки Ливерпуля заброшены и нуждаются в возрождении, и предположил, что ЮНЕСКО применяет двойные стандарты . [43] Он также процитировал статью, в которой говорилось, что объект наследия площадью 136 гектаров и 380 постройками, вероятно, слишком велик. [44]
Среди природоохранных групп решение ЮНЕСКО было встречено неоднозначной реакцией. Гэвин Давенпорт, председатель Гражданского общества Мерсисайда, раскритиковал это решение и предложил ЮНЕСКО приехать в Мерсисайд, чтобы увидеть изменения, которые он назвал позитивными. [45] Историческая Англия , хотя и выступала против строительства стадиона на опорах, отметила, что была разочарована проектом решения, когда он был опубликован, и повторила свою позицию месяц спустя, заявив, что наследие Ливерпуля остается важным на международном уровне. [46] [47] С другой стороны, директор Викторианского общества был «опечален, но не удивлен» голосованием и предположил, что комментарии местных властей о сохранении природы за счет восстановления были ложной дихотомией , надеясь при этом, что решение не дальнейшее влияние на наследие. [48] Организация Save Britain's Heritage раскритиковала отказ правительства Великобритании вмешаться в ситуацию в Ливерпуле, когда ЮНЕСКО пригрозила внести его в список. [49] Организация Save Britain's Heritage заявила: «Мы считаем, что правительство Великобритании, подписавшее договор ООН о наследии, могло и должно было сделать больше, чтобы четко обосновать сохранение статуса Ливерпуля, а также дать гарантии ЮНЕСКО, что международное наследие находится в безопасности в руках Великобритании. путем ужесточения защиты наследия и планирования». [49]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Ливерпуль – морской торговый город» . Форум всемирного наследия местных властей Великобритании. Архивировано из оригинала 23 апреля 2008 года . Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ливерпуль (Великобритания) – № 1050» (PDF) . ИКОМОС . 2004 . Проверено 9 декабря 2008 г.
- ^ «Добро пожаловать в Ливерпуль, объект всемирного наследия» . Городской совет Ливерпуля . Архивировано из оригинала 22 февраля 2008 года . Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Перроден, Фрэнсис (3 октября 2017 г.). «Ливерпуль» сталкивается с угрозой уничтожения всемирного наследия с помощью оперативной группы» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б «Док Брэмли-Мур: Эвертон получил разрешение на строительство нового стадиона стоимостью 500 миллионов фунтов стерлингов» . Новости Би-би-си . 26 марта 2021 г. Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Ливерпуль лишен статуса Всемирного наследия ЮНЕСКО» . Новости Би-би-си . 21 июля 2021 г.
- ^ «Ливерпуль – морской торговый город» . Посетите Британию . Проверено 9 октября 2008 г.
- ^ Городской совет Ливерпуля (2005), стр. 17
- ^ Городской совет Ливерпуля (2005), стр. 26.
- ^ Jump up to: а б «Пирс-Хед» . Всемирного наследия Ливерпуль. Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ «Музей Ливерпуля» . Музеи Ливерпуля . Проверено 6 февраля 2012 года .
- ^ «Строительство нового музея» . Национальные музеи Ливерпуля . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ «Вентиляция дока Джорджа» . Ливерпуль, всемирное наследие . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ «Мемориал машинному отделению героев Титаника» . Ливерпуль, всемирное наследие . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Джонс, Рон (2004). Альберт Док, Ливерпуль . Р.Дж. Ассошиэйтс Лтд. с. 83.
- ^ Джонс, Рон (2004). Альберт Док, Ливерпуль . Р.Дж. Ассошиэйтс Лтд. с. 46.
- ^ Хелен Картер (7 марта 2003 г.). «Слава Греции, величие Рима… и доки Ливерпуля» . Гардиан Безлимитный . Проверено 27 марта 2007 г.
- ^ «Заповедник Альберт-Док» . Ливерпуль, всемирное наследие . Проверено 11 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Заповедник Стэнли-Док» . Ливерпуль, всемирное наследие. Архивировано из оригинала 6 мая 2008 года . Проверено 7 марта 2009 г.
- ^ «Доки Кларенса Грейвинга» . Ливерпуль, всемирное наследие . Проверено 9 марта 2009 г.
- ^ «Табачный склад Стэнли Док» . Ливерпуль, всемирное наследие. Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 7 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с «Район Дьюк-стрит/Канатные дорожки» . Ливерпуль, всемирное наследие. Архивировано из оригинала 26 июня 2009 года . Проверено 1 ноября 2008 г.
- ^ Поллард, Ричард; Николаус Певснер (2006). Здания Англии: Ланкашир: Ливерпуль и юго-запад . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . стр. 302–304.
- ^ «Поменявшись местами: история старого дока» . Национальные музеи Ливерпуля . Архивировано из оригинала 24 марта 2008 года . Проверено 1 ноября 2008 г.
- ^ «Коммерческий центр Касл / Дейл / Олд-Холл-стрит» . Ливерпуль, всемирное наследие. Архивировано из оригинала 19 июля 2008 года . Проверено 6 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Заповедник Уильям Браун-стрит» . Ливерпуль, всемирное наследие. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 14 сентября 2009 г.
- ^ «Номинации культурных ценностей в Список всемирного наследия (Ливерпуль – Морской торговый город)» . ЮНЕСКО . Проверено 23 октября 2008 г.
- ^ «Награда Карбункула паромного терминала» . Новости Би-би-си . 4 сентября 2009 года . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Картер, Хелен (24 января 2012 г.). «Набережной Ливерпуля, внесенной в список объектов всемирного наследия, грозит «необратимый ущерб», — говорится в докладе» . Хранитель . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Бакли, Джулия (21 июля 2021 г.). «Ливерпуль лишен списка Всемирного наследия ЮНЕСКО» . CNN . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Гардинер, Джоуи. «Почему Ливерпуль сталкивается с угрозой статусу своего объекта всемирного наследия» . www.planningresource.co.uk . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Ливерпуль лишен статуса Всемирного наследия ЮНЕСКО» . Новости Би-би-си . 21 июля 2021 г. Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ «Изменяющийся силуэт Ливерпуля бросает вызов ЮНЕСКО» . Экономист . 17 июля 2021 г. ISSN 0013-0613 . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ «Отчет звонящего – Что дальше для Ливерпуля? – Статьи – Институт государственной политики, практики и места Хезелтина – Ливерпульский университет» . Университет Ливерпуля . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ «Переломный момент: что теперь с Ливерпулем?» . BBC News, 15 апреля 2021 г.
- ^ «В отчете ЮНЕСКО говорится, что Ливерпуль должен потерять статус всемирного наследия» . Новости Би-би-си . 21 июня 2021 г. Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Пункт 7А предварительной повестки дня: Состояние сохранности объектов, внесенных в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. 2021. стр. 52–58.
- ^ «Комитет всемирного наследия исключает Ливерпуль – морской торговый город из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО . 21 июля 2021 г. Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Холлидей, Джош (21 июля 2021 г.). «Юнеско лишает Ливерпуль статуса всемирного наследия» . Хранитель . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Бакли, Джулия (21 июля 2021 г.). «Ливерпуль лишен списка Всемирного наследия ЮНЕСКО» . CNN . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Хан, Айна Дж. (21 июля 2021 г.). «Ливерпуль теряет статус всемирного наследия ЮНЕСКО» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Кейпс, Крис (21 июля 2021 г.). «Возрождение и защита наследия Ливерпуля могут произойти вместе» . Ливерпуль Уотерс . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Паркинсон, Майкл. «Я веду хронику возрождения Ливерпуля на протяжении 40 лет – вот почему нельзя было лишать город статуса ЮНЕСКО» . Разговор . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Чемберс, Уильям (2020). «Объекты всемирного наследия Ливерпуль, 2008 г.: сохранить или потерять?». Культурная устойчивость: физические артефакты, нематериальные атрибуты, возможные риски (PDF) . Сибиу : Университет Лусиана Блага в Сибиу Press. п. 11.
- ^ Давенпорт, Гэвин (21 июля 2021 г.). «Наследие Ливерпуля не находится под угрозой | Письмо» . Хранитель . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Барлоу, Элеонора (21 июля 2021 г.). «Ливерпуль планирует позитивное будущее, несмотря на потерю объекта всемирного наследия» . Белфастская телеграфная / пресс-ассоциация . ISSN 0307-1235 . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Торп, Лиам (22 июня 2021 г.). « Разочарование» по поводу лишения города статуса всемирного наследия» . Ливерпульское Эхо . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ О'Доннелл, Джо (21 июля 2021 г.). «Викторианское общество опечалено утратой Ливерпулем статуса всемирного наследия» . Викторианское общество . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «ПРЕСС-РЕЛИЗ: SAVE сожалеет о потере статуса Ливерпуля всемирного наследия» . Спасите британское наследие . 21 июля 2021 г. Проверено 22 июля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Городской совет Ливерпуля (2005 г.). Морской торговый город: Ливерпуль . Издательство Ливерпульского университета . ISBN 1-84631-006-7 .
- Оверманн, Х.; Миг, ХА, ред. (2014). Объекты промышленного наследия в процессе трансформации: столкновение дискурсов . Рутледж . ISBN 978-0415745284 .