Камбоджийский рок (1960–1970-е годы)
Камбоджийский рок (1960–1970-е годы) | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1950-х годов, Пномпень , Камбоджа. |
Типовые инструменты |
|
Камбоджийский рок 1960-х и 1970-х годов представлял собой процветающую и плодовитую музыкальную сцену, базирующуюся в Пномпене , Камбоджа , где музыканты создавали уникальное звучание, сочетая традиционные камбоджийские музыкальные формы с рок- и поп-влияниями пластинок, импортированных в страну из Латинской Америки, Европы. и США. Радио вооруженных сил США , которое транслировалось войскам, дислоцированным поблизости во время войны во Вьетнаме, также оказало основное влияние. Эта музыкальная сцена была внезапно подавлена коммунистами красных кхмеров в 1975 году, и многие из ее музыкантов исчезли или были казнены во время последовавшего за этим геноцида в Камбодже . Благодаря своему уникальному звучанию и трагической судьбе многих исполнителей рок-сцена Камбоджи привлекла интерес историков музыки и коллекционеров пластинок, а этот жанр приобрел новую популярность после международного выпуска многочисленных сборников, начиная с конца 1990-х годов.
Период после обретения независимости
[ редактировать ]
Камбоджа получила независимость от Франции в 1953 году под руководством молодого короля Нородома Сианука . [ 1 ] [ 2 ] Сианук был музыкантом и автором песен и способствовал развитию отечественной популярной музыки в новой независимой стране. [ 3 ] При правлении Сианука правительственные министерства обычно имели свои собственные оркестры или певческие группы для выступлений на официальных государственных мероприятиях и королевских приемах. [ 4 ] Например, мать Сианука, королева Сисоват Коссамак , спонсировала Vong Phleng Preah Reach Troap (классический ансамбль Королевского казначейства) и примерно в 1957 году пригласила молодого Синна Сисамута присоединиться к ансамблю в качестве его первой профессиональной музыкальной работы. [ 5 ]
Международные отношения Камбоджи с Францией и различными странами Латинской Америки способствовали импорту поп-пластинок в страну, в то время как дети из богатых камбоджийских семей часто посещали школу во Франции и возвращались с французскими поп-пластинками, которые широко продавались среди фанатов в Пномпене . [ 4 ] французские поп-певцы Сильви Вартан и Джонни Холлидей . Особой популярностью пользовались [ 6 ] Латинский джаз , ча-ча-ча и пластинки À gogo, импортированные из Латинской Америки, также стали популярными в столице. [ 7 ] К концу 1950-х годов эти жанры вдохновили на процветание поп-музыки в Пномпене, где выступали певцы, создавшие уникальное звучание, сочетая традиционные камбоджийские музыкальные формы с этими новыми международными влияниями. [ 8 ] [ 9 ] Шинн Сисамут , Мао Сарет , Со Савоун , Чхуон Малай, Сиенг Ди и Сос Матх были одними из первых звезд на этой поп-сцене, причем Сисамут, в частности, стал лидером популярных направлений, в которых камбоджийские музыканты впитывали все большее международное влияние, что в конечном итоге привело к развитие камбоджийской рок-музыки. [ 5 ]
американской и британской поп-музыки и раннего рок-н-ролла К 1959 году в Камбодже начали появляться пластинки , что особенно вдохновляло поклонников-подростков. В том же году братья-подростки Мол Кагнол и Мол Камач сформировали Baksey Cham Krong , широко считающуюся первой рок-группой Камбоджи. [ 9 ] [ 10 ] Первоначально группа исполняла напевающую вокальную музыку, вдохновленную Полом Анкой и Пэтом Буном , затем добавила вдохновение из гитарной музыки The Ventures и Чака Берри . [ 6 ] Они сравнивали себя с Клиффом Ричардом и «Тенями» и моделировали свое поведение на сцене по образцу фильма Ричарда 1961 года «Молодые» . [ 9 ] Бэкси Чам Кронг оказал большое влияние на камбоджийскую рок- и поп-сцену, и их популярность вдохновила старых певцов, таких как Синн Сисамут, добавлять рок-песни в свой репертуар. [ 6 ] Многие более поздние камбоджийские рок-музыканты считали, что группа оказала формирующее влияние. [ 9 ]

К середине 1960-х годов Синн Сисамут стал самым известным исполнителем поп-музыки в Камбодже, и в его музыке все чаще присутствовали роковые влияния, включая психоделический рок и гаражный рок . К этому времени камбоджийская музыкальная сцена подверглась дальнейшему влиянию западного рока и соул- музыки через радио вооруженных сил США , которое транслировалось войскам, дислоцированным поблизости во время войны во Вьетнаме . [ 11 ] Сисамут способствовал карьере молодых певцов и музыкантов, писал для них песни, а также использовал их во многих своих собственных песнях. Пен Ран (также известная как Пан Рон) была одной из первых рок-певиц на камбоджийской сцене, впервые появившейся в 1963 году с традиционными поп-песнями, но перешедшей в рок-музыку к 1966 году через дуэты с Сисамутом, а также свои собственные песни. [ 6 ] [ 12 ] Пен Ран была особенно влиятельной, известной своими кокетливыми танцами и рискованными текстами, которые ниспровергали традиционные кхмерские гендерные роли. [ 8 ] [ 13 ]
Сисамут также сыграл важную роль в начале карьеры Роз Серей Сотеа , которая пела на свадьбах и быстро стала ведущей певицей на камбоджийской рок-сцене после ее появления в 1967 году. [ 5 ] [ 8 ] [ 14 ] Сотея получила широкое признание за свой высокий и чистый певческий голос, а также за способность передавать эмоции: от озорства и флирта до горя и трагедии. [ 14 ] Сотея также была одной из многих певиц на рок-сцене, использовавших традиционную камбоджийскую технику пения «голоса призрака», характеризующуюся высоким регистром с быстрыми скачками между октавами, создавая эффект, который можно сравнить с йодлем . Это был еще один фактор уникального звучания жанра. [ 15 ]
Сотея продолжала активную карьеру, записывая собственные песни, а также исполняя множество популярных дуэтов с Сисамутом. [ 14 ] В знак своей популярности среди камбоджийского народа Сотея была удостоена главой государства Нородомом Сиануком королевского титула Преа Рейх Теани Сомланг Меас , «Королевы с золотым голосом». [ 16 ] Сианук продолжал поддерживать камбоджийскую музыкальную сцену, покровительствуя национальной радиостанции, позволяя станции продвигать местную музыку. [ 3 ] Регулярное рок-шоу, которое вел диджей Хуой Меас, пользовалось популярностью среди подростков и студентов, что сделало Меаса национальной знаменитостью. [ 17 ] Она также стала популярной певицей, особенно известной своими очень личными текстами, которые ниспровергали социальные ожидания, возлагаемые на кхмерских женщин. [ 18 ] и меланхоличный голос, который Сианук сравнил с Эдит Пиаф . [ 6 ]
Камбоджийская рок-сцена также отличалась своей плодовитостью: музыканты записывали большое количество песен, которые постоянно выпускались как синглы. Например, подтверждено, что Шинн Сисамут написала более тысячи песен, и истинное число, вероятно, намного больше. [ 6 ] [ 12 ] [ 19 ] Сисамут, Роз Серей Сотеа, Пен Ран и другие также одновременно вели отдельную музыкальную карьеру. Их рок-н-ролльные пластинки, которые были популярны среди молодежи, были выпущены вместе с произведениями в других жанрах, включая традиционную камбоджийскую музыку, романтические баллады и музыку из фильмов , причем эти последние жанры оставались популярными среди пожилых меломанов страны. [ 14 ] Считается, что Роз Серей Сотеа и Пен Ран спели сотни песен, а Пен Ран написала многие из своих песен сама. [ 13 ] [ 14 ]
Период Кхмерской Республики
[ редактировать ]
К 1969 году Нородом Сианук потерял поддержку многих городских и образованных камбоджийцев из-за своей неспособности предотвратить распространение боевых действий во время войны во Вьетнаме за пределы страны. [ 4 ] [ 20 ] [ 21 ] В марте 1970 года Сианук был свергнут Национальной ассамблеей Камбоджи и заменен военным лидером Лон Нолом . [ 22 ] таким образом образовалась правая, проамериканская Кхмерская республика . [ 23 ] Рок-музыканты в Пномпене в целом поддерживали новое правительство Кхмерской Республики и выступили против Сианука, особенно после того, как он попытался сохранить свою поддержку в сельской местности Камбоджи, присоединившись к коммунистическим повстанцам красных кхмеров . [ 4 ] [ 24 ] Многие певцы, в том числе Шинн Сисамут, выпускали патриотические песни и выступали на публике в поддержку вооруженных сил Кхмерской Республики. [ 25 ] Рос Серей Сотеа выпустила песню под названием «The Traitor», в которой прямо критиковала Сианука, ее бывшего покровителя. [ 4 ] Сотея также принимала непосредственное участие в вооруженных силах Кхмерской Республики; фильм, на котором она выпрыгивает с парашютом из самолета во время учений десантников , - единственная известная сохранившаяся видеозапись, на которой она выпрыгивает. [ 26 ]
Расширение отношений Кхмерской Республики с Соединенными Штатами, а также преобладание радио Вооруженных сил США , которое транслировалось войскам в соседнем Южном Вьетнаме и которое можно было услышать в Пномпене, позволило новым музыкальным влияниям проникнуть на камбоджийскую рок-сцену. [ 11 ] Это вдохновило на разнообразие звучания, моды и лирического содержания этой сцены, начиная примерно с 1970 года. Например, певец и гитарист Йол Ауларонг находился под влиянием гаражного рока и специализировался на саркастических текстах, высмеивающих консервативное камбоджийское общество. [ 27 ] назвала Ауларонга « прото-панком » Газета New York Times . [ 9 ]
Дополнительные примеры этой новой волны камбоджийских рок-музыкантов включают Меаса Самона , который сочетал зрелищность комика с сатирическими текстами и звучанием психоделического рока . [ 27 ] Лив Тук перенял американский соул и фанк , [ 28 ] с потрясающим вокальным стилем, который сравнивают с Уилсоном Пикеттом и Джеймсом Брауном . [ 10 ] [ 29 ] Поу Ваннари , что необычно для певицы этого жанра, также была инструменталисткой, которая могла аккомпанировать себе на акустической гитаре в манере американской певицы и автора песен, демонстрируя вокальный стиль, который был гораздо более расслабленным и интимным, чем у ее современниц. [ 6 ] Самостоятельная группа Drakkar играла хард-рок , который сравнивали с Сантаной. [ 6 ] и Лед Зеппелин . [ 30 ] Эти музыканты также переняли прически и моду хиппи как дополнительные показатели американского влияния в Камбодже того времени. [ 31 ] [ 32 ]
Эта последняя волна рок-музыкантов, а также такие известные звезды, как Синн Сисамут и Рос Серей Сотеа, продолжали свою музыкальную карьеру на протяжении начала 1970-х годов. Однако гражданская война в Камбодже нанесла ущерб стране, как и американские бомбардировки, связанные с войной во Вьетнаме. [ 33 ] Из-за комендантского часа во время войны музыкантам часто приходилось играть в клубах в течение дня, и во время выступлений они часто слышали поблизости стрельбу и взрывы. [ 4 ] [ 9 ] Камбоджийская рок-сцена сохраняла такое положение до падения Кхмерской Республики в апреле 1975 года.
Период красных кхмеров и геноцид в Камбодже
[ редактировать ]закончилась Гражданская война в Камбодже в апреле 1975 года, когда коммунистические красные кхмеры разгромили Кхмерскую Республику и получили контроль над страной. [ 34 ] «Красные кхмеры» приказали двум миллионам жителей Пномпеня покинуть город и переселиться на тюремные фермы и в трудовые лагеря. [ 35 ] Музыканты города были включены в этот вынужденный исход. Режим красных кхмеров, возглавляемый Пол Потом , хотел вернуть нацию Камбоджи к идиллическому представлению о прошлом, внедрив радикальную форму аграрного социализма , одновременно избегая внешней помощи и влияния. [ 36 ] Чтобы построить и защитить свои утопические цели, красные кхмеры испытывали враждебность ко всем, кто был связан с предыдущим правительством Камбоджи, к этническим и религиозным меньшинствам, интеллектуалам и представителям определенных профессий. [ 37 ] В результате последовавшего геноцида в Камбодже погибло около 25 процентов населения Камбоджи. Считается, что более половины погибших во время геноцида были непосредственно казнены. [ 38 ] Остальные умерли в результате принудительного труда, недоедания и болезней из-за жестокости красных кхмеров и плохого управления их утопическим проектом. [ 39 ] [ 40 ]

Музыканты представляли очевидную угрозу режиму красных кхмеров из-за своего влияния на культуру, несовместимости с аграрным образом жизни и иностранного влияния. Многие рок-музыканты Камбоджи исчезли во время геноцида, и их точная судьба так и не была подтверждена. Из-за непреходящей популярности этих музыкантов среди камбоджийского народа сообщения о том, как некоторые из них умерли, расходятся. Считается, что Шинн Сисамут и Рос Серей Сотеа были казнены солдатами красных кхмеров из-за опасений, что их популярность может спровоцировать сопротивление среди населения. [ 19 ] [ 41 ] Однако эти сообщения так и не были подтверждены. Предполагается, что Меас Самон был казнен на рабочем месте после того, как отказался прекращать заниматься музыкой во время перерывов. [ 4 ] Другие музыканты, такие как Пен Ран, Йол Ауларонг и Поу Ваннари, просто исчезли где-то между 1975 и 1979 годами, и никакой информации об их судьбе не было, как и в случае с большинством простых камбоджийцев, погибших во время геноцида. [ 40 ]
Некоторые камбоджийские рок-музыканты пережили геноцид, претерпев различные трудности. Например, гитарист Drakkar Тач Чхата был среди многих профессиональных музыкантов, которых заставляли каждый день играть традиционную и патриотическую музыку войскам красных кхмеров. [ 4 ] Товарищ Чхаты по группе Тач Санг Тана пережил несколько лет заключения в трудовом лагере, притворившись простым крестьянином. [ 42 ] Во время захвата Пномпеня красными кхмерами певица Сиенг Ваннти столкнулась с повстанцами, которые потребовали сообщить ей о ее роде деятельности. Она солгала и сказала, что была продавцом бананов, что, вероятно, спасло ей жизнь, поскольку красные кхмеры уже были известны тем, что преследовали музыкантов для тюремного заключения или казни. [ 4 ]
Как и многие другие аспекты камбоджийской культуры до появления красных кхмеров, большая часть рок-музыки страны и информации о музыкантах была потеряна во время хаоса режима. [ 11 ] Известно, что в своих попытках «очистить» камбоджийское общество и культуру солдаты красных кхмеров уничтожали пластинки и мастер-кассеты, содержащие любые музыкальные жанры, находящиеся под влиянием Запада, и часто заставляли жителей сжигать свои коллекции пластинок. [ 4 ] Единственными сохранившимися камбоджийскими рок-альбомами были те немногие, которые гражданам удалось спрятать в личных коллекциях, и многие из них были повреждены до такой степени, что имена исполнителей или названия песен были утеряны. Таким образом, за исключением личных воспоминаний фанатов, большая часть рок-музыки Камбоджи 1960–1970-х годов была утеряна, пока ее медленно не открыли заново, начиная с 1990-х годов. [ 43 ]
Отношения между режимом красных кхмеров и соседним Вьетнамом рухнули в конце 1978 года, что спровоцировало камбоджийско-вьетнамскую войну . [ 44 ] Вьетнам начал полномасштабное военное вторжение в Камбоджу в декабре 1978 года. [ 45 ] и в следующем месяце захватил Пномпень, положив тем самым конец режиму красных кхмеров и геноциду в Камбодже. Вьетнамские войска отправили красных кхмеров в изгнание в Таиланд. [ 46 ] и назначил Хенг Самрина новым лидером восстановленной Камбоджи. [ 47 ] Жителям, которые были сосланы в фермерские лагеря и другие объекты красных кхмеров, было предложено вернуться в Пномпень. [ 48 ] Певцу Сиенг Ваннти, пережившему геноцид, было предложено сделать заявление на национальной радиостанции Камбоджи о том, что жители могут вернуться в город. Тех, кто не вернулся, считали погибшими, в том числе и музыкантов. [ 4 ] [ 6 ]
повторное открытие
[ редактировать ]После падения красных кхмеров выжившие камбоджийские рок-музыканты перегруппировались и попытались найти пропавших коллег. Многие музыканты связались с Рос Сабу , старшей сестрой Роз Серей Сотеа, чтобы узнать о судьбе Сотеи. Сотеа не пережила геноцид, но Сабу воспользовался возможностью воссоединить выживших рок-музыкантов Камбоджи, сохранив список контактов. Многие считают, что усилиям Сабу удалось возродить камбоджийскую популярную музыку после геноцида. [ 16 ] По словам Юк Чанга, исполнительного директора Центра документации Камбоджи, Сабуэ стремилась восстановить камбоджийскую музыку как дань уважения своей сестре, говоря: «Я думаю, что наследие сестры заставило ее помочь». [ 16 ]
Как и все другие аспекты камбоджийского общества и культуры, музыкальная сцена страны пережила тяжелое, но относительно быстрое восстановление. [ 49 ] [ 50 ] Правительство после «красных кхмеров» предприняло конкретные шаги по восстановлению радиоиндустрии страны, позволив выжившим певцам и музыкантам возобновить свою карьеру, создавая новый развлекательный контент. [ 49 ] Например, барабанщик Drakkar Оук Сэм Арт и гитарист Тач Чхата смогли вернуться к музыкальной работе на национальной радиостанции Камбоджи. [ 51 ] [ нужен лучший источник ] Музыкальная сцена Камбоджи перешла к более современным поп-формам, оставив рок-музыку страны 1960–1970-х годов воспоминаниям фанатов старшего возраста, переживших геноцид. [ 15 ]
В последующие годы поклонники камбоджийской рок-музыки нашли и воспроизвели несколько пластинок и мастер-кассет, уцелевших в хаосе режима красных кхмеров. [ 49 ] Развивался черный рынок ремиксов и переизданий произведений популярных, но ныне умерших (а некоторых еще живых) музыкантов, при этом почти не учитывались права интеллектуальной собственности, которые не соблюдались в Камбодже до 2003 года. [ 52 ] [ 53 ] Известно, что торговцы черным рынком делали ремиксы на песни таких артистов, как Роз Серей Сотеа и Пен Ран, чтобы сделать их более танцевальными для нынешних меломанов, часто с неизвестными музыкантами, добавлявшими более сильные барабанные ритмы и другие эффекты; некоторые песни также были искусственно ускорены, чтобы их можно было записать на недорогие кассеты и продать на улице. [ 12 ] Этот несанкционированный рынок позволил камбоджийским рок-песням оставаться популярными вплоть до 1990-х годов; оригинальные и аутентичные мастер-записи высоко ценятся коллекционерами и защитниками природы, хотя известно, что лишь немногие из них пережили режим красных кхмеров. [ 49 ]

Камбоджийский рок-жанр 1960–1970-х годов оставался практически неизвестным внешнему миру до конца 1990-х годов. Во время туристической поездки в Камбоджу в 1994 году американец Пол Уиллер заинтересовался музыкой, которую он слышал в окрестностях Сиемреапа . Он купил у продавца на рынке несколько кассет без опознавательных знаков и собрал микстейп из своих любимых треков. [ 54 ] [ 55 ] Лейбл Parallel World, услышав микстейп Уиллера, собрал сборник из 13 треков Cambodian Rocks и выпустил 1000 копий на виниле в 1996 году. Когда они были распроданы, лейбл выпустил гораздо более известную версию на компакт-диске с 22 треками. [ 11 ] [ 54 ] [ 56 ] Уилер не предпринял никаких усилий, чтобы узнать названия песен или имена исполнителей, и «Cambodian Rocks» был выпущен без какой-либо подтверждающей информации, что придало ему вид контрафакта . [ 57 ] За годы, прошедшие с момента выпуска компакт-диска, заинтересованные слушатели сотрудничали в Интернете, чтобы подтвердить имена исполнителей и названия песен, обнаружив, что десять из 22 песен альбома были написаны Роз Серей Сотеа, а другие треки - Синн Сисамут, Пен Ран, Йол Ауларонг. , Меас Самон и Лиев Тук. [ 56 ]
Cambodian Rocks получил широкую оценку западного рок-сообщества. Журнал Rolling Stone назвал это «чудом культурного присвоения». [ 58 ] и Far East Audio назвали его «мгновенной классикой». [ 57 ] Еще раз иллюстрируя уникальную природу музыки для западного слуха, писатель Ник Ганновер назвал альбом «непрерывным сюрпризом, сплавом элементов, которые должны быть противоречивыми, но каким-то образом обеспечивать баланс Запада и Востока». [ 59 ] Газета New York Times сообщила, что альбом и обстоятельства его выпуска «создали вокруг музыки непреходящую ауру загадочности». [ 9 ] Cambodian Rocks был первым релизом такого рода, за ним последовал ряд подобных сборников, таких как Cambodian Cassette Archives и другие с похожими названиями. [ 9 ] [ 55 ] [ 57 ] [ 60 ]
В саундтрек фильма « Город призраков» 2002 года , криминального триллера, действие которого происходит в Камбодже, вошли песни Синн Сисамут, Пен Ран, Роз Серей Сотеа, Меас Самон и Чхуон Малай. [ 61 ] Американский кинорежиссер Джон Пироцци, ассистент продюсера « Города призраков» , во время работы в стране получил копию «Cambodian Rocks» и решил изучить музыкантов, участвовавших в альбоме, и их судьбы от рук красных кхмеров. [ 9 ] [ 62 ] [ 63 ] Результатом его исследований в конечном итоге стал фильм 2015 года « Не думай, что я забыл» , названный в честь песни Шинн Сисамут. [ 9 ]
Первым кинопроектом Пироцци о камбоджийской рок-музыке стал документальный фильм 2009 года «Лунатизм по Меконгу» , в котором освещался камбоджийский тур 2005 года группы Dengue Fever . [ 64 ] В фильме показано, что камбоджийская рок-музыка 1960–1970-х годов, исполняемая группой, все еще была популярна среди жителей страны, и фанатам было интересно увидеть, как эти песни исполняет преимущественно американская группа. [ 65 ] В 2010 году Dengue Fever также выпустила благотворительный сборник камбоджийских рок-песен 1960–1970-х годов под названием Electric Cambodia . [ 66 ]
После десяти лет исследований совместно с художницей камбоджийского происхождения и профессором социологии Линдой Сапхан в 2015 году Пироцци завершил работу над документальным фильмом « Не думай, что я забыл» , в котором подробно описаны многие из самых влиятельных исполнителей камбоджийской рок-сцены. [ 67 ] Фильм получил почти все положительные отзывы. [ 68 ] дальнейшее разжигание интереса во всем мире к камбоджийской рок-сцене. Международный прокат фильма вдохновил выживших членов Драккара на концерты-воссоединения. [ 69 ] и концерты, посвященные наследию Шинна Сисамута и его современников. [ 70 ] Альбом саундтреков к фильму содержал множество профессионально отреставрированных песен, которых не было в других сборниках, в том числе песни редко собираемых исполнителей, таких как Бэкси Чам Кронг, Поу Ваннари, Хуой Меас и Сиенг Ваннти. [ 6 ] [ 71 ]
Наследие и влияние
[ редактировать ]
Считается, что альбом Cambodian Rocks и подобные сборники вдохновили на создание нескольких современных групп, которые исполняют кавер-версии оригинальных камбоджийских рок-песен и создают новую музыку на основе этого жанра. Например, в конце 1990-х годов американский рок-клавишник Итан Хольцман открыл для себя этот жанр во время путешествия по Камбодже, а его брат-гитарист Зак Хольцман случайно открыл для себя ту же музыку, работая в музыкальном магазине в Калифорнии. [ 72 ] В 2001 году братья сформировали группу Dengue Fever вместе с уроженкой Камбоджи Чхом Нимол , которая ранее была известной певицей в своей родной стране, прежде чем эмигрировать в Соединенные Штаты. [ 73 ] Dengue Fever впервые исполнили каверы на оригинальные камбоджийские рок-песни, обнаруженные братьями Хольцман, но с тех пор выпустили несколько альбомов с оригинальным материалом, вдохновленным этим жанром. Между тем, группа Cambodian Space Project была основана в 2009 году в Камбодже певцом Как Чаннти и австралийским энтузиастом Жюльеном Поулсоном; эта группа выпустила пять альбомов каверов на камбоджийские рок-песни 1960–1970-х годов и оригинальные песни, вдохновленные этим жанром. [ 74 ] [ 75 ] Камбоджийский космический проект распался в марте 2018 года, когда Чэнти погибла в автокатастрофе. [ 76 ]
Камбоджийская рок-сцена 1960–1970-х годов также стала предметом интереса коллекционеров пластинок по всему миру. [ 77 ] [ 78 ] в то время как такие специалисты, как Dust-to-Digital, приступили к проектам по поиску и восстановлению сохранившихся записей. [ 79 ] Помимо таких энтузиастов, как Dengue Fever, поклонниками этого жанра стали и другие западные музыканты. Одним из примеров является хип-хопа автор песен и продюсер Дэнджер Маус , который отметил: «Были такие группы... которые брали песни Битлз и все остальное, вставляли свои собственные тексты и называли это как хотели. [...] Звучит ничего подобного вы никогда не слышали». [ 14 ]
Американский певец камбоджийского происхождения Бочан Хай — один из нового поколения музыкантов этой культуры, которые возвращаются к камбоджийскому року 1960–1970-х годов с целью сохранить музыку и обратиться к ее тревожной истории. [ 80 ] Певица и автор песен Син Сецочхата, внучка Синн Сисамут, получила международную известность благодаря сочетанию влияния камбоджийского рока с современным поп-звуком. [ 81 ] Камбоджийский рэпер VannDa регулярно ссылается в своих текстах на рок-музыкантов страны 1960–1970-х годов. [ 82 ] 2018 года Внебродвейская музыкальная камбоджийская рок-группа Лорен Йи вдохновлена жанром и его историческим прошлым. [ 83 ]
Известные художники
[ редактировать ]Камбоджийская рок-сцена 1960–1970-х годов была очень сильной и включала сотни активных исполнителей. Информация о многих из них остается утерянной после хаоса режима красных кхмеров, а о некоторых еще предстоит обнаружить западным журналистам и энтузиастам. В список ниже вошли те музыканты, чьи произведения стали доступны на Западе.
|
|
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джелдрес, Хулио А. (2003). Королевский дом Камбоджи . Пномпень, Камбоджа: Книги-памятники. п. 30. ОСЛК 54003889 .
- ^ Доммен, А. Индокитайский опыт французов и американцев , Indiana University Press, 2001, стр.318.
- ^ Jump up to: а б Скотт-Максвелл, Алин (январь 2008 г.). «Королевские песни и королевское пение: Музыка из архивной коллекции Нородома Сианука, Библиотека Университета Монаш». Фонтес Артис Музыка . 5 (1): 180–190. JSTOR 23512420 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Пироцци, Джон (режиссер, продюсер), Эндрю Поуп (продюсер) (2015). Не думайте, что я забыл (фильм) (на английском и кхмерском языках). Картинки Арго.
- ^ Jump up to: а б с Чемберс-Летсон, Джошуа (2011). « Нет, я не могу забыть»: выступления и память в камбоджийской Америке, где лихорадка денге». Журнал исследований популярной музыки . 23 (3): 259–287. дои : 10.1111/j.1533-1598.2011.01293.x .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джон Пироцци и Линда Сапхан, аннотации к фильму « Не думай, что я забыл» , саундтрек, 2015 г.
- ^ Гузман, Рафер (5 мая 2015 г.). « Режиссер фильма «Не думай, что я забыл» Джон Пироцци рассказывает о камбоджийском рок-н-ролльном фильме» . Новостной день .
- ^ Jump up to: а б с Доу, Стив (13 сентября 2013 г.). «Золотая эра камбоджийской музыки выходит в эфир во второй раз» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сисарио, Бен (9 апреля 2015 г.). « Документальный фильм «Не думай, что я забыл» возрождает затихшие звуки Камбоджи» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б Цитрон, Джон Э. (22 июля 2015 г.). «Рок и Руж» . Фолио Еженедельник .
- ^ Jump up to: а б с д Новак, Дэвид (осень 2011 г.). «Возвышенные частоты новых старых медиа» (PDF) . Общественная культура . 23 (3): 603–634. дои : 10.1215/08992363-1336435 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года.
- ^ Jump up to: а б с Джефф Коул, аннотации к «Камбоджийскому рок-спектаклю!» , 2011.
- ^ Jump up to: а б Сапхан, Линда (28 августа 2016 г.). «Гендерная современность в Камбодже: рост числа женщин в музыкальной индустрии» . Кхмерский учёный . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кон, Ник (19 мая 2007 г.). «Голос с полей смерти» . Хранитель . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Фарбер, Джим (10 мая 2015 г.). «Камбоджийский рок: новый документальный фильм «Не думай, что я забыл» возрождает утраченное искусство с печальной историей» . Ежедневные новости . Нью-Йорк . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Джексон, Уилл (10 марта 2014 г.). «Женщина, которая воссоединила ранних рокеров, умерла в 72 года» . Пномпень Пост . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ Алиш, Стефани (19 декабря 2013 г.). «Рандеву в космосе дер перекрестной культуры» (PDF) . Постановка Камбоджи – видео, память и рок-н-ролл : 21–22. Архивировано из оригинала (PDF) 13 апреля 2016 года . Проверено 29 мая 2017 г.
- ^ Фунг, Тиффани (13 июля 2017 г.). «Путешествие во времени через музыку: утраченный рок-н-ролл Камбоджи» . Журнал «Арт 21» . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Сотеа, К. (15 февраля 2006 г.). «Воспоминания об эпохе красных кхмеров: убийство известного певца Сина Сисамута» . КИ-Медиа . Журнал «Кхмерская апсара». Архивировано из оригинала 31 июля 2019 года . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ Берчетт, Уильям Г.; Нородом, Сианук (1973). Моя война с ЦРУ: борьба Камбоджи за выживание . Соединенные Штаты Америки: Penguin Books. п. 40 . ISBN 978-0-14-021689-9 .
- ^ Чендлер, Дэвид П. (1991). Трагедия истории Камбоджи: политика, война и революции с 1945 года . Соединенные Штаты Америки: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-05752-2 .
- ^ Берчетт (1973), с. 50.
- ^ Шокросс, Уильям. (1981). Интермедийное шоу: Киссинджер, Никсон и разрушение Камбоджи . Нью-Йорк: Книги Вашингтон-сквер. п. 163. ИСБН 978-0-671-23070-8 .
- ^ Беккер, Элизабет; Майданс, Сет (14 октября 2012 г.). «Нородом Сианук, камбоджийский лидер, сменивший пристрастие, умер в возрасте 89 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ «Кто убил легендарного певца Сина Сисамута?» . КИ-Медиа . 21 октября 2009 года . Проверено 22 марта 2018 г.
- ^ «Роз Серейсотеа в армии (1972)» . Проверено 13 февраля 2018 г. - через YouTube.
- ^ Jump up to: а б Сапхан, Линда (январь 2015 г.). «От современного рока к постмодернистскому хард-року: голоса камбоджийской альтернативной музыки» . Журнал этнических исследований .
- ^ Сапхан, Линда (2017). Шин, Хёнджун; Ли, Кивунг (ред.). Звуки с периферии: современность и развитие Азии Поп-музыка 1960–2000 гг . Сеул, Южная Корея: Черён.
- ^ Найт, Энди (март 2018 г.). «Звук перед тишиной» (PDF) . Репертуар Южного побережья .
- ^ Добсон, Джон. «Драккар '74: Святой Грааль камбоджийской психики» . ИБВМ . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Захарек, Стефани (13 мая 2015 г.). «Затерянное камбоджийское рок-н-ролльное движение, которое уничтожил Пол Пот» . Лос-Анджелес Еженедельник . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Коллинз, Син (17 апреля 2015 г.). «Золотой век музыки Камбоджи освещается на MSPIFF» . Ежедневная планета городов-побратимов . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Налти, Бернард К. (2000). Воздушная война над Южным Вьетнамом . Соединенные Штаты Америки: Музеи и историческая программа ВВС. стр. 199–203. ISBN 978-1478118640 .
- ^ Беккер, Элизабет (1998). Когда война закончилась: Камбоджа и революция красных кхмеров . Связи с общественностью. п. 160. ИСБН 9781891620003 .
- ^ Стюарт-Фокс, Уильям (1985). Убийственная революция: жизнь и смерть в Кампучии Пол Пота . Альтернативный издательский кооператив с ограниченной ответственностью. п. 17. ISBN 978-0909188887 .
- ^ Альварес, Алекс (2001). Правительства, граждане и геноцид: сравнительный и междисциплинарный подход . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253338495 .
- ^ Фрей, Ребекка Джойс (2009). Геноцид и международное правосудие . Издательство информационной базы. ISBN 978-0816073108 .
- ^ Сейболт, Тейлор Б.; Аронсон, Джей Д.; Фишофф, Барух (2013). Подсчет потерь среди гражданского населения: введение в учет и оценку невоенных смертей в условиях конфликта . Издательство Оксфордского университета. п. 238. ИСБН 9780199977314 .
- ^ Этчесон, Крейг (2005). После полей смерти: уроки геноцида в Камбодже . Гринвуд. п. 206. ИСБН 978-0275985134 .
- ^ Jump up to: а б Хёвелин, Патрик (1998). « От одного до трех миллионов: на пути к демографической реконструкции десятилетия истории Камбоджи (1970–79)». Исследования народонаселения . 52 (1). Тейлор и Фрэнсис: 49–65. дои : 10.1080/0032472031000150176 . JSTOR 2584763 . ПМИД 11619945 .
- ^ «Рось Серей Сотеа» . Кхмерская музыка. Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ Винчестер, Руперт (9 апреля 2014 г.). «Потерянный рок-н-ролл Камбоджи» . Аль Джазира . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ «Почти утраченная история камбоджийского рок-н-ролла» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 22 апреля 2015 года . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ О'Дауд, Эдвард К. (2007). Китайская военная стратегия в третьей войне в Индокитае: последняя маоистская война . Абингдон: Рутледж. п. 38. ISBN 978-0-203-08896-8 .
- ^ «1978-1979 - Вьетнамское вторжение в Камбоджу» , Globalsecurity.com
- ^ Мартин, Мари А. (1994). Камбоджа: разрушенное общество . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 216. ИСБН 978-0-520-07052-3 .
- ^ Моррис, Стивен Дж. (1999). Почему Вьетнам вторгся в Камбоджу: политическая культура и причины войны . Чикаго: Издательство Стэнфордского университета. п. 111. ИСБН 978-0-8047-3049-5 .
- ^ «Падение города» . Пномпень Пост . 13 апреля 2015 года . Проверено 2 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мамула, Стивен (зима – весна 2008 г.). «Начиная с ниоткуда? Популярная музыка в Камбодже после красных кхмеров». Азиатская музыка . 39 (1): 26–41. дои : 10.1353/аму.2007.0044 . JSTOR 25501573 .
- ^ Биллери, Франческа (2017). «Процесс реконструкции и возрождения музыкального наследия в современной Камбодже» . Социальные исследования Юго-Восточной Азии . 30 : 91–109 . Проверено 2 октября 2018 г.
- ^ «Биография группы Drakkar – Представление группы» . Бар и ресторан Шарки . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Сотави, Ноу (18 декабря 2014 г.). «Авторские права на песню Шинн Сисамут переданы семье» . Кхмер Таймс .
- ^ Сангли, Фак (30 апреля 2014 г.). «Песни Сисамута защищены» . Пномпень Пост .
- ^ Jump up to: а б «Лихорадка Денге и камбоджийские скалы» . Американский путь . 8 апреля 2009 г. – через Джека Булвэра.
- ^ Jump up to: а б Филлипс, Джереми. «Камбоджийские скалы» . ПсихФанк .
- ^ Jump up to: а б «Камбоджийские скалы (MP3)» . Блог ВФМУ . 9 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Хагуд, Мак (26 апреля 2004 г.). «Разное – Камбоджийские скалы – Параллельный мир – Камбоджа» . Дальневосточный аудиообзор . Архивировано из оригинала 7 января 2009 года.
- ^ Бирман, Джошуа (19 августа 2004 г.). «Горячая сцена». Rolling Stone (955): 71 – через ProQuest.
- ^ Ганновер, Мэтт (19 июня 2015 г.). «Сегодня мы пьем вино: оглядываясь назад на трагическую историю камбоджийской поп-музыки» . Город неудачников . Проверено 9 января 2016 г.
- ^ Гейдж, Джастин (9 января 2009 г.). «Скалы Камбоджи: звуки 60-х и 70-х годов» . Аквариумный пьяница .
- ^ «Город призраков: Оригинальный саундтрек» . Вся музыка . Проверено 2 октября 2018 г.
- ^ Даунинг, Энди (28 мая 2015 г.). «Превью фильма: Режиссер Джон Пироцци прослеживает историю раннего камбоджийского рок-н-ролла в фильме «Не думай, что я забыл» » . Колумб жив . Архивировано из оригинала 17 июня 2019 года . Проверено 2 октября 2018 г.
- ^ Рид, Джеймс (23 апреля 2015 г.). « 'Don't Think I've Forgotten' исследует рок-сцену Камбоджи» . Бостон Глобус .
- ^ Денселоу, Робин (11 июня 2009 г.). «Лихорадка Денге: лунатизм по Меконгу» . Хранитель . Проверено 1 февраля 2018 г.
- ↑ Сводка . Архивировано 4 июля 2008 года в Wayback Machine , Лунатизм по Меконгу (документальный фильм 2007 года о лихорадке денге).
- ^ «Лихорадка Денге представляет :: Электрическая Камбоджа (сборник)» . Аквариумный пьяница . Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Николсон, Малкольм Торндайк (21 апреля 2015 г.). «Вы ничего не найдете. Все разрушено» . Новая Республика . Проверено 7 ноября 2017 г.
- ^ «Не думайте, что я забыл: утраченный рок-н-ролл Камбоджи» . Метакритик.
- ^ Китон-Олсен, Даниэль (7 марта 2017 г.). «Довоенная рок-группа обновляет музыку при поддержке кинофестиваля» . Камбоджа Дейли . Проверено 29 марта 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Сассун, Алессандро Марацци (14 ноября 2015 г.). «Концерт демонстрирует наследие Шинн Сисамут» . Почта Пномпеня . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ Скотт, АО (21 апреля 2015 г.). «Обзор: в книге «Не думай, что я забыл» потерянное поколение поп-звезд Камбоджи» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ Смит, Р.Дж. (22 января 2008 г.). «Лихорадка денге: группа из Лос-Анджелеса смешивает камбоджийскую поп-музыку и американский инди-рок» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 октября 2018 года . Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ Гилстрап, Питер (14 января 2015 г.). «Камбоджийские рокеры, страдающие от лихорадки денге, празднуют американское гражданство своего певца» . Лос-Анджелес Еженедельник . Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ «Как Чаннти: Камбоджийский космический проект и возрождение рока» . Новости Би-би-си . 21 марта 2018 года . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ Келли, Сонайя (26 марта 2018 г.). «Как Чаннти, камбоджийская «Эми Уайнхаус», погибла в автокатастрофе в возрасте 38 лет» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ Кремс, Ниса (27 марта 2018 г.). «Звучит как: Ча-ча-ча с Как Чаннти из Камбоджи» . Стратосфера . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Таунсенд, Эмили (13 марта 2015 г.). «Магазин пластинок стремится возродить поп-прошлое Камбоджи» . Камбоджа Дейли . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Эллен, Роза (25 июля 2013 г.). «Любовь расцвела среди винила» . Пномпень Пост . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ ДеЛоач, Дуг (21 мая 2015 г.). «Переход от пыли к цифре спасает камбоджийский рок-н-ролл» . Творческое безделье . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Барбер, Грегори (17 августа 2014 г.). «Смерть и тревожное возрождение камбоджийского психоделического рока» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ Перл, Стивен (23 сентября 2021 г.). «Лунные баллады Сина Сецочхаты» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 23 сентября 2021 года . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ Басбас, Франческа Жюдин (17 сентября 2021 г.). «Представляем: камбоджийский рэпер VannDa о выведении кхмерской музыки на мировую арену и о своем вирусном хите «Time To Rise» » . Bandwagon.asia . Архивировано из оригинала 18 сентября 2021 года . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ «Драматург Лорен Йи делится пятью песнями, которые стоит послушать, прежде чем увидеть ее новую пьесу камбоджийской рок-группы» . BroadwayBox.com . Проверено 22 марта 2022 г.