Jump to content

Камбоджийский рок (1960–1970-е годы)

Камбоджийский рок 1960-х и 1970-х годов представлял собой процветающую и плодовитую музыкальную сцену, базирующуюся в Пномпене , Камбоджа , где музыканты создавали уникальное звучание, сочетая традиционные камбоджийские музыкальные формы с рок- и поп-влияниями пластинок, импортированных в страну из Латинской Америки, Европы. и США. Радио вооруженных сил США , которое транслировалось войскам, дислоцированным поблизости во время войны во Вьетнаме, также оказало основное влияние. Эта музыкальная сцена была внезапно подавлена ​​коммунистами красных кхмеров в 1975 году, и многие из ее музыкантов исчезли или были казнены во время последовавшего за этим геноцида в Камбодже . Благодаря своему уникальному звучанию и трагической судьбе многих исполнителей рок-сцена Камбоджи привлекла интерес историков музыки и коллекционеров пластинок, а этот жанр приобрел новую популярность после международного выпуска многочисленных сборников, начиная с конца 1990-х годов.

Период после обретения независимости

[ редактировать ]
Молодой Нородом Сианук способствовал развитию камбоджийской популярной музыки, начиная с 1950-х годов.

Камбоджа получила независимость от Франции в 1953 году под руководством молодого короля Нородома Сианука . [ 1 ] [ 2 ] Сианук был музыкантом и автором песен и способствовал развитию отечественной популярной музыки в новой независимой стране. [ 3 ] При правлении Сианука правительственные министерства обычно имели свои собственные оркестры или певческие группы для выступлений на официальных государственных мероприятиях и королевских приемах. [ 4 ] Например, мать Сианука, королева Сисоват Коссамак , спонсировала Vong Phleng Preah Reach Troap (классический ансамбль Королевского казначейства) и примерно в 1957 году пригласила молодого Синна Сисамута присоединиться к ансамблю в качестве его первой профессиональной музыкальной работы. [ 5 ]

Международные отношения Камбоджи с Францией и различными странами Латинской Америки способствовали импорту поп-пластинок в страну, в то время как дети из богатых камбоджийских семей часто посещали школу во Франции и возвращались с французскими поп-пластинками, которые широко продавались среди фанатов в Пномпене . [ 4 ] французские поп-певцы Сильви Вартан и Джонни Холлидей . Особой популярностью пользовались [ 6 ] Латинский джаз , ча-ча-ча и пластинки À gogo, импортированные из Латинской Америки, также стали популярными в столице. [ 7 ] К концу 1950-х годов эти жанры вдохновили на процветание поп-музыки в Пномпене, где выступали певцы, создавшие уникальное звучание, сочетая традиционные камбоджийские музыкальные формы с этими новыми международными влияниями. [ 8 ] [ 9 ] Шинн Сисамут , Мао Сарет , Со Савоун , Чхуон Малай, Сиенг Ди и Сос Матх были одними из первых звезд на этой поп-сцене, причем Сисамут, в частности, стал лидером популярных направлений, в которых камбоджийские музыканты впитывали все большее международное влияние, что в конечном итоге привело к развитие камбоджийской рок-музыки. [ 5 ]

американской и британской поп-музыки и раннего рок-н-ролла К 1959 году в Камбодже начали появляться пластинки , что особенно вдохновляло поклонников-подростков. В том же году братья-подростки Мол Кагнол и Мол Камач сформировали Baksey Cham Krong , широко считающуюся первой рок-группой Камбоджи. [ 9 ] [ 10 ] Первоначально группа исполняла напевающую вокальную музыку, вдохновленную Полом Анкой и Пэтом Буном , затем добавила вдохновение из гитарной музыки The Ventures и Чака Берри . [ 6 ] Они сравнивали себя с Клиффом Ричардом и «Тенями» и моделировали свое поведение на сцене по образцу фильма Ричарда 1961 года «Молодые» . [ 9 ] Бэкси Чам Кронг оказал большое влияние на камбоджийскую рок- и поп-сцену, и их популярность вдохновила старых певцов, таких как Синн Сисамут, добавлять рок-песни в свой репертуар. [ 6 ] Многие более поздние камбоджийские рок-музыканты считали, что группа оказала формирующее влияние. [ 9 ]

Шинн Сисамут , которого часто называют «Королем камбоджийской музыки», ок. конец 1960-х годов.

К середине 1960-х годов Синн Сисамут стал самым известным исполнителем поп-музыки в Камбодже, и в его музыке все чаще присутствовали роковые влияния, включая психоделический рок и гаражный рок . К этому времени камбоджийская музыкальная сцена подверглась дальнейшему влиянию западного рока и соул- музыки через радио вооруженных сил США , которое транслировалось войскам, дислоцированным поблизости во время войны во Вьетнаме . [ 11 ] Сисамут способствовал карьере молодых певцов и музыкантов, писал для них песни, а также использовал их во многих своих собственных песнях. Пен Ран (также известная как Пан Рон) была одной из первых рок-певиц на камбоджийской сцене, впервые появившейся в 1963 году с традиционными поп-песнями, но перешедшей в рок-музыку к 1966 году через дуэты с Сисамутом, а также свои собственные песни. [ 6 ] [ 12 ] Пен Ран была особенно влиятельной, известной своими кокетливыми танцами и рискованными текстами, которые ниспровергали традиционные кхмерские гендерные роли. [ 8 ] [ 13 ]

Сисамут также сыграл важную роль в начале карьеры Роз Серей Сотеа , которая пела на свадьбах и быстро стала ведущей певицей на камбоджийской рок-сцене после ее появления в 1967 году. [ 5 ] [ 8 ] [ 14 ] Сотея получила широкое признание за свой высокий и чистый певческий голос, а также за способность передавать эмоции: от озорства и флирта до горя и трагедии. [ 14 ] Сотея также была одной из многих певиц на рок-сцене, использовавших традиционную камбоджийскую технику пения «голоса призрака», характеризующуюся высоким регистром с быстрыми скачками между октавами, создавая эффект, который можно сравнить с йодлем . Это был еще один фактор уникального звучания жанра. [ 15 ]

Сотея продолжала активную карьеру, записывая собственные песни, а также исполняя множество популярных дуэтов с Сисамутом. [ 14 ] В знак своей популярности среди камбоджийского народа Сотея была удостоена главой государства Нородомом Сиануком королевского титула Преа Рейх Теани Сомланг Меас , «Королевы с золотым голосом». [ 16 ] Сианук продолжал поддерживать камбоджийскую музыкальную сцену, покровительствуя национальной радиостанции, позволяя станции продвигать местную музыку. [ 3 ] Регулярное рок-шоу, которое вел диджей Хуой Меас, пользовалось популярностью среди подростков и студентов, что сделало Меаса национальной знаменитостью. [ 17 ] Она также стала популярной певицей, особенно известной своими очень личными текстами, которые ниспровергали социальные ожидания, возлагаемые на кхмерских женщин. [ 18 ] и меланхоличный голос, который Сианук сравнил с Эдит Пиаф . [ 6 ]

Камбоджийская рок-сцена также отличалась своей плодовитостью: музыканты записывали большое количество песен, которые постоянно выпускались как синглы. Например, подтверждено, что Шинн Сисамут написала более тысячи песен, и истинное число, вероятно, намного больше. [ 6 ] [ 12 ] [ 19 ] Сисамут, Роз Серей Сотеа, Пен Ран и другие также одновременно вели отдельную музыкальную карьеру. Их рок-н-ролльные пластинки, которые были популярны среди молодежи, были выпущены вместе с произведениями в других жанрах, включая традиционную камбоджийскую музыку, романтические баллады и музыку из фильмов , причем эти последние жанры оставались популярными среди пожилых меломанов страны. [ 14 ] Считается, что Роз Серей Сотеа и Пен Ран спели сотни песен, а Пен Ран написала многие из своих песен сама. [ 13 ] [ 14 ]

Период Кхмерской Республики

[ редактировать ]
Певица Пен Ран , известная своими рискованными текстами, ок. 1968.

К 1969 году Нородом Сианук потерял поддержку многих городских и образованных камбоджийцев из-за своей неспособности предотвратить распространение боевых действий во время войны во Вьетнаме за пределы страны. [ 4 ] [ 20 ] [ 21 ] В марте 1970 года Сианук был свергнут Национальной ассамблеей Камбоджи и заменен военным лидером Лон Нолом . [ 22 ] таким образом образовалась правая, проамериканская Кхмерская республика . [ 23 ] Рок-музыканты в Пномпене в целом поддерживали новое правительство Кхмерской Республики и выступили против Сианука, особенно после того, как он попытался сохранить свою поддержку в сельской местности Камбоджи, присоединившись к коммунистическим повстанцам красных кхмеров . [ 4 ] [ 24 ] Многие певцы, в том числе Шинн Сисамут, выпускали патриотические песни и выступали на публике в поддержку вооруженных сил Кхмерской Республики. [ 25 ] Рос Серей Сотеа выпустила песню под названием «The Traitor», в которой прямо критиковала Сианука, ее бывшего покровителя. [ 4 ] Сотея также принимала непосредственное участие в вооруженных силах Кхмерской Республики; фильм, на котором она выпрыгивает с парашютом из самолета во время учений десантников , - единственная известная сохранившаяся видеозапись, на которой она выпрыгивает. [ 26 ]

Расширение отношений Кхмерской Республики с Соединенными Штатами, а также преобладание радио Вооруженных сил США , которое транслировалось войскам в соседнем Южном Вьетнаме и которое можно было услышать в Пномпене, позволило новым музыкальным влияниям проникнуть на камбоджийскую рок-сцену. [ 11 ] Это вдохновило на разнообразие звучания, моды и лирического содержания этой сцены, начиная примерно с 1970 года. Например, певец и гитарист Йол Ауларонг находился под влиянием гаражного рока и специализировался на саркастических текстах, высмеивающих консервативное камбоджийское общество. [ 27 ] назвала Ауларонга « прото-панком » Газета New York Times . [ 9 ]

Дополнительные примеры этой новой волны камбоджийских рок-музыкантов включают Меаса Самона , который сочетал зрелищность комика с сатирическими текстами и звучанием психоделического рока . [ 27 ] Лив Тук перенял американский соул и фанк , [ 28 ] с потрясающим вокальным стилем, который сравнивают с Уилсоном Пикеттом и Джеймсом Брауном . [ 10 ] [ 29 ] Поу Ваннари , что необычно для певицы этого жанра, также была инструменталисткой, которая могла аккомпанировать себе на акустической гитаре в манере американской певицы и автора песен, демонстрируя вокальный стиль, который был гораздо более расслабленным и интимным, чем у ее современниц. [ 6 ] Самостоятельная группа Drakkar играла хард-рок , который сравнивали с Сантаной. [ 6 ] и Лед Зеппелин . [ 30 ] Эти музыканты также переняли прически и моду хиппи как дополнительные показатели американского влияния в Камбодже того времени. [ 31 ] [ 32 ]

Эта последняя волна рок-музыкантов, а также такие известные звезды, как Синн Сисамут и Рос Серей Сотеа, продолжали свою музыкальную карьеру на протяжении начала 1970-х годов. Однако гражданская война в Камбодже нанесла ущерб стране, как и американские бомбардировки, связанные с войной во Вьетнаме. [ 33 ] Из-за комендантского часа во время войны музыкантам часто приходилось играть в клубах в течение дня, и во время выступлений они часто слышали поблизости стрельбу и взрывы. [ 4 ] [ 9 ] Камбоджийская рок-сцена сохраняла такое положение до падения Кхмерской Республики в апреле 1975 года.

Период красных кхмеров и геноцид в Камбодже

[ редактировать ]

закончилась Гражданская война в Камбодже в апреле 1975 года, когда коммунистические красные кхмеры разгромили Кхмерскую Республику и получили контроль над страной. [ 34 ] «Красные кхмеры» приказали двум миллионам жителей Пномпеня покинуть город и переселиться на тюремные фермы и в трудовые лагеря. [ 35 ] Музыканты города были включены в этот вынужденный исход. Режим красных кхмеров, возглавляемый Пол Потом , хотел вернуть нацию Камбоджи к идиллическому представлению о прошлом, внедрив радикальную форму аграрного социализма , одновременно избегая внешней помощи и влияния. [ 36 ] Чтобы построить и защитить свои утопические цели, красные кхмеры испытывали враждебность ко всем, кто был связан с предыдущим правительством Камбоджи, к этническим и религиозным меньшинствам, интеллектуалам и представителям определенных профессий. [ 37 ] В результате последовавшего геноцида в Камбодже погибло около 25 процентов населения Камбоджи. Считается, что более половины погибших во время геноцида были непосредственно казнены. [ 38 ] Остальные умерли в результате принудительного труда, недоедания и болезней из-за жестокости красных кхмеров и плохого управления их утопическим проектом. [ 39 ] [ 40 ]

Пол Пот и красные кхмеры преследовали музыкантов во время геноцида в Камбодже .

Музыканты представляли очевидную угрозу режиму красных кхмеров из-за своего влияния на культуру, несовместимости с аграрным образом жизни и иностранного влияния. Многие рок-музыканты Камбоджи исчезли во время геноцида, и их точная судьба так и не была подтверждена. Из-за непреходящей популярности этих музыкантов среди камбоджийского народа сообщения о том, как некоторые из них умерли, расходятся. Считается, что Шинн Сисамут и Рос Серей Сотеа были казнены солдатами красных кхмеров из-за опасений, что их популярность может спровоцировать сопротивление среди населения. [ 19 ] [ 41 ] Однако эти сообщения так и не были подтверждены. Предполагается, что Меас Самон был казнен на рабочем месте после того, как отказался прекращать заниматься музыкой во время перерывов. [ 4 ] Другие музыканты, такие как Пен Ран, Йол Ауларонг и Поу Ваннари, просто исчезли где-то между 1975 и 1979 годами, и никакой информации об их судьбе не было, как и в случае с большинством простых камбоджийцев, погибших во время геноцида. [ 40 ]

Некоторые камбоджийские рок-музыканты пережили геноцид, претерпев различные трудности. Например, гитарист Drakkar Тач Чхата был среди многих профессиональных музыкантов, которых заставляли каждый день играть традиционную и патриотическую музыку войскам красных кхмеров. [ 4 ] Товарищ Чхаты по группе Тач Санг Тана пережил несколько лет заключения в трудовом лагере, притворившись простым крестьянином. [ 42 ] Во время захвата Пномпеня красными кхмерами певица Сиенг Ваннти столкнулась с повстанцами, которые потребовали сообщить ей о ее роде деятельности. Она солгала и сказала, что была продавцом бананов, что, вероятно, спасло ей жизнь, поскольку красные кхмеры уже были известны тем, что преследовали музыкантов для тюремного заключения или казни. [ 4 ]

Как и многие другие аспекты камбоджийской культуры до появления красных кхмеров, большая часть рок-музыки страны и информации о музыкантах была потеряна во время хаоса режима. [ 11 ] Известно, что в своих попытках «очистить» камбоджийское общество и культуру солдаты красных кхмеров уничтожали пластинки и мастер-кассеты, содержащие любые музыкальные жанры, находящиеся под влиянием Запада, и часто заставляли жителей сжигать свои коллекции пластинок. [ 4 ] Единственными сохранившимися камбоджийскими рок-альбомами были те немногие, которые гражданам удалось спрятать в личных коллекциях, и многие из них были повреждены до такой степени, что имена исполнителей или названия песен были утеряны. Таким образом, за исключением личных воспоминаний фанатов, большая часть рок-музыки Камбоджи 1960–1970-х годов была утеряна, пока ее медленно не открыли заново, начиная с 1990-х годов. [ 43 ]

Отношения между режимом красных кхмеров и соседним Вьетнамом рухнули в конце 1978 года, что спровоцировало камбоджийско-вьетнамскую войну . [ 44 ] Вьетнам начал полномасштабное военное вторжение в Камбоджу в декабре 1978 года. [ 45 ] и в следующем месяце захватил Пномпень, положив тем самым конец режиму красных кхмеров и геноциду в Камбодже. Вьетнамские войска отправили красных кхмеров в изгнание в Таиланд. [ 46 ] и назначил Хенг Самрина новым лидером восстановленной Камбоджи. [ 47 ] Жителям, которые были сосланы в фермерские лагеря и другие объекты красных кхмеров, было предложено вернуться в Пномпень. [ 48 ] Певцу Сиенг Ваннти, пережившему геноцид, было предложено сделать заявление на национальной радиостанции Камбоджи о том, что жители могут вернуться в город. Тех, кто не вернулся, считали погибшими, в том числе и музыкантов. [ 4 ] [ 6 ]

повторное открытие

[ редактировать ]

После падения красных кхмеров выжившие камбоджийские рок-музыканты перегруппировались и попытались найти пропавших коллег. Многие музыканты связались с Рос Сабу , старшей сестрой Роз Серей Сотеа, чтобы узнать о судьбе Сотеи. Сотеа не пережила геноцид, но Сабу воспользовался возможностью воссоединить выживших рок-музыкантов Камбоджи, сохранив список контактов. Многие считают, что усилиям Сабу удалось возродить камбоджийскую популярную музыку после геноцида. [ 16 ] По словам Юк Чанга, исполнительного директора Центра документации Камбоджи, Сабуэ стремилась восстановить камбоджийскую музыку как дань уважения своей сестре, говоря: «Я думаю, что наследие сестры заставило ее помочь». [ 16 ]

Как и все другие аспекты камбоджийского общества и культуры, музыкальная сцена страны пережила тяжелое, но относительно быстрое восстановление. [ 49 ] [ 50 ] Правительство после «красных кхмеров» предприняло конкретные шаги по восстановлению радиоиндустрии страны, позволив выжившим певцам и музыкантам возобновить свою карьеру, создавая новый развлекательный контент. [ 49 ] Например, барабанщик Drakkar Оук Сэм Арт и гитарист Тач Чхата смогли вернуться к музыкальной работе на национальной радиостанции Камбоджи. [ 51 ] [ нужен лучший источник ] Музыкальная сцена Камбоджи перешла к более современным поп-формам, оставив рок-музыку страны 1960–1970-х годов воспоминаниям фанатов старшего возраста, переживших геноцид. [ 15 ]

В последующие годы поклонники камбоджийской рок-музыки нашли и воспроизвели несколько пластинок и мастер-кассет, уцелевших в хаосе режима красных кхмеров. [ 49 ] Развивался черный рынок ремиксов и переизданий произведений популярных, но ныне умерших (а некоторых еще живых) музыкантов, при этом почти не учитывались права интеллектуальной собственности, которые не соблюдались в Камбодже до 2003 года. [ 52 ] [ 53 ] Известно, что торговцы черным рынком делали ремиксы на песни таких артистов, как Роз Серей Сотеа и Пен Ран, чтобы сделать их более танцевальными для нынешних меломанов, часто с неизвестными музыкантами, добавлявшими более сильные барабанные ритмы и другие эффекты; некоторые песни также были искусственно ускорены, чтобы их можно было записать на недорогие кассеты и продать на улице. [ 12 ] Этот несанкционированный рынок позволил камбоджийским рок-песням оставаться популярными вплоть до 1990-х годов; оригинальные и аутентичные мастер-записи высоко ценятся коллекционерами и защитниками природы, хотя известно, что лишь немногие из них пережили режим красных кхмеров. [ 49 ]

Сием Рип , где американский турист открыл для себя камбоджийскую рок-музыку в 1990-х годах.

Камбоджийский рок-жанр 1960–1970-х годов оставался практически неизвестным внешнему миру до конца 1990-х годов. Во время туристической поездки в Камбоджу в 1994 году американец Пол Уиллер заинтересовался музыкой, которую он слышал в окрестностях Сиемреапа . Он купил у продавца на рынке несколько кассет без опознавательных знаков и собрал микстейп из своих любимых треков. [ 54 ] [ 55 ] Лейбл Parallel World, услышав микстейп Уиллера, собрал сборник из 13 треков Cambodian Rocks и выпустил 1000 копий на виниле в 1996 году. Когда они были распроданы, лейбл выпустил гораздо более известную версию на компакт-диске с 22 треками. [ 11 ] [ 54 ] [ 56 ] Уилер не предпринял никаких усилий, чтобы узнать названия песен или имена исполнителей, и «Cambodian Rocks» был выпущен без какой-либо подтверждающей информации, что придало ему вид контрафакта . [ 57 ] За годы, прошедшие с момента выпуска компакт-диска, заинтересованные слушатели сотрудничали в Интернете, чтобы подтвердить имена исполнителей и названия песен, обнаружив, что десять из 22 песен альбома были написаны Роз Серей Сотеа, а другие треки - Синн Сисамут, Пен Ран, Йол Ауларонг. , Меас Самон и Лиев Тук. [ 56 ]

Cambodian Rocks получил широкую оценку западного рок-сообщества. Журнал Rolling Stone назвал это «чудом культурного присвоения». [ 58 ] и Far East Audio назвали его «мгновенной классикой». [ 57 ] Еще раз иллюстрируя уникальную природу музыки для западного слуха, писатель Ник Ганновер назвал альбом «непрерывным сюрпризом, сплавом элементов, которые должны быть противоречивыми, но каким-то образом обеспечивать баланс Запада и Востока». [ 59 ] Газета New York Times сообщила, что альбом и обстоятельства его выпуска «создали вокруг музыки непреходящую ауру загадочности». [ 9 ] Cambodian Rocks был первым релизом такого рода, за ним последовал ряд подобных сборников, таких как Cambodian Cassette Archives и другие с похожими названиями. [ 9 ] [ 55 ] [ 57 ] [ 60 ]

В саундтрек фильма « Город призраков» 2002 года , криминального триллера, действие которого происходит в Камбодже, вошли песни Синн Сисамут, Пен Ран, Роз Серей Сотеа, Меас Самон и Чхуон Малай. [ 61 ] Американский кинорежиссер Джон Пироцци, ассистент продюсера « Города призраков» , во время работы в стране получил копию «Cambodian Rocks» и решил изучить музыкантов, участвовавших в альбоме, и их судьбы от рук красных кхмеров. [ 9 ] [ 62 ] [ 63 ] Результатом его исследований в конечном итоге стал фильм 2015 года « Не думай, что я забыл» , названный в честь песни Шинн Сисамут. [ 9 ]

Первым кинопроектом Пироцци о камбоджийской рок-музыке стал документальный фильм 2009 года «Лунатизм по Меконгу» , в котором освещался камбоджийский тур 2005 года группы Dengue Fever . [ 64 ] В фильме показано, что камбоджийская рок-музыка 1960–1970-х годов, исполняемая группой, все еще была популярна среди жителей страны, и фанатам было интересно увидеть, как эти песни исполняет преимущественно американская группа. [ 65 ] В 2010 году Dengue Fever также выпустила благотворительный сборник камбоджийских рок-песен 1960–1970-х годов под названием Electric Cambodia . [ 66 ]

После десяти лет исследований совместно с художницей камбоджийского происхождения и профессором социологии Линдой Сапхан в 2015 году Пироцци завершил работу над документальным фильмом « Не думай, что я забыл» , в котором подробно описаны многие из самых влиятельных исполнителей камбоджийской рок-сцены. [ 67 ] Фильм получил почти все положительные отзывы. [ 68 ] дальнейшее разжигание интереса во всем мире к камбоджийской рок-сцене. Международный прокат фильма вдохновил выживших членов Драккара на концерты-воссоединения. [ 69 ] и концерты, посвященные наследию Шинна Сисамута и его современников. [ 70 ] Альбом саундтреков к фильму содержал множество профессионально отреставрированных песен, которых не было в других сборниках, в том числе песни редко собираемых исполнителей, таких как Бэкси Чам Кронг, Поу Ваннари, Хуой Меас и Сиенг Ваннти. [ 6 ] [ 71 ]

Наследие и влияние

[ редактировать ]
Певец Чхом Нимол и барабанщик Пол Смит из камбоджийско-американской группы Dengue Fever .

Считается, что альбом Cambodian Rocks и подобные сборники вдохновили на создание нескольких современных групп, которые исполняют кавер-версии оригинальных камбоджийских рок-песен и создают новую музыку на основе этого жанра. Например, в конце 1990-х годов американский рок-клавишник Итан Хольцман открыл для себя этот жанр во время путешествия по Камбодже, а его брат-гитарист Зак Хольцман случайно открыл для себя ту же музыку, работая в музыкальном магазине в Калифорнии. [ 72 ] В 2001 году братья сформировали группу Dengue Fever вместе с уроженкой Камбоджи Чхом Нимол , которая ранее была известной певицей в своей родной стране, прежде чем эмигрировать в Соединенные Штаты. [ 73 ] Dengue Fever впервые исполнили каверы на оригинальные камбоджийские рок-песни, обнаруженные братьями Хольцман, но с тех пор выпустили несколько альбомов с оригинальным материалом, вдохновленным этим жанром. Между тем, группа Cambodian Space Project была основана в 2009 году в Камбодже певцом Как Чаннти и австралийским энтузиастом Жюльеном Поулсоном; эта группа выпустила пять альбомов каверов на камбоджийские рок-песни 1960–1970-х годов и оригинальные песни, вдохновленные этим жанром. [ 74 ] [ 75 ] Камбоджийский космический проект распался в марте 2018 года, когда Чэнти погибла в автокатастрофе. [ 76 ]

Камбоджийская рок-сцена 1960–1970-х годов также стала предметом интереса коллекционеров пластинок по всему миру. [ 77 ] [ 78 ] в то время как такие специалисты, как Dust-to-Digital, приступили к проектам по поиску и восстановлению сохранившихся записей. [ 79 ] Помимо таких энтузиастов, как Dengue Fever, поклонниками этого жанра стали и другие западные музыканты. Одним из примеров является хип-хопа автор песен и продюсер Дэнджер Маус , который отметил: «Были такие группы... которые брали песни Битлз и все остальное, вставляли свои собственные тексты и называли это как хотели. [...] Звучит ничего подобного вы никогда не слышали». [ 14 ]

Американский певец камбоджийского происхождения Бочан Хай — один из нового поколения музыкантов этой культуры, которые возвращаются к камбоджийскому року 1960–1970-х годов с целью сохранить музыку и обратиться к ее тревожной истории. [ 80 ] Певица и автор песен Син Сецочхата, внучка Синн Сисамут, получила международную известность благодаря сочетанию влияния камбоджийского рока с современным поп-звуком. [ 81 ] Камбоджийский рэпер VannDa регулярно ссылается в своих текстах на рок-музыкантов страны 1960–1970-х годов. [ 82 ] 2018 года Внебродвейская музыкальная камбоджийская рок-группа Лорен Йи вдохновлена ​​жанром и его историческим прошлым. [ 83 ]

Известные художники

[ редактировать ]

Камбоджийская рок-сцена 1960–1970-х годов была очень сильной и включала сотни активных исполнителей. Информация о многих из них остается утерянной после хаоса режима красных кхмеров, а о некоторых еще предстоит обнаружить западным журналистам и энтузиастам. В список ниже вошли те музыканты, чьи произведения стали доступны на Западе.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джелдрес, Хулио А. (2003). Королевский дом Камбоджи . Пномпень, Камбоджа: Книги-памятники. п. 30. ОСЛК   54003889 .
  2. ^ Доммен, А. Индокитайский опыт французов и американцев , Indiana University Press, 2001, стр.318.
  3. ^ Jump up to: а б Скотт-Максвелл, Алин (январь 2008 г.). «Королевские песни и королевское пение: Музыка из архивной коллекции Нородома Сианука, Библиотека Университета Монаш». Фонтес Артис Музыка . 5 (1): 180–190. JSTOR   23512420 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Пироцци, Джон (режиссер, продюсер), Эндрю Поуп (продюсер) (2015). Не думайте, что я забыл (фильм) (на английском и кхмерском языках). Картинки Арго.
  5. ^ Jump up to: а б с Чемберс-Летсон, Джошуа (2011). « Нет, я не могу забыть»: выступления и память в камбоджийской Америке, где лихорадка денге». Журнал исследований популярной музыки . 23 (3): 259–287. дои : 10.1111/j.1533-1598.2011.01293.x .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джон Пироцци и Линда Сапхан, аннотации к фильму « Не думай, что я забыл» , саундтрек, 2015 г.
  7. ^ Гузман, Рафер (5 мая 2015 г.). « Режиссер фильма «Не думай, что я забыл» Джон Пироцци рассказывает о камбоджийском рок-н-ролльном фильме» . Новостной день .
  8. ^ Jump up to: а б с Доу, Стив (13 сентября 2013 г.). «Золотая эра камбоджийской музыки выходит в эфир во второй раз» . Сидней Морнинг Геральд .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сисарио, Бен (9 апреля 2015 г.). « Документальный фильм «Не думай, что я забыл» возрождает затихшие звуки Камбоджи» . Нью-Йорк Таймс .
  10. ^ Jump up to: а б Цитрон, Джон Э. (22 июля 2015 г.). «Рок и Руж» . Фолио Еженедельник .
  11. ^ Jump up to: а б с д Новак, Дэвид (осень 2011 г.). «Возвышенные частоты новых старых медиа» (PDF) . Общественная культура . 23 (3): 603–634. дои : 10.1215/08992363-1336435 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года.
  12. ^ Jump up to: а б с Джефф Коул, аннотации к «Камбоджийскому рок-спектаклю!» , 2011.
  13. ^ Jump up to: а б Сапхан, Линда (28 августа 2016 г.). «Гендерная современность в Камбодже: рост числа женщин в музыкальной индустрии» . Кхмерский учёный . Проверено 3 апреля 2018 г.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Кон, Ник (19 мая 2007 г.). «Голос с полей смерти» . Хранитель . Проверено 23 марта 2018 г.
  15. ^ Jump up to: а б Фарбер, Джим (10 мая 2015 г.). «Камбоджийский рок: новый документальный фильм «Не думай, что я забыл» возрождает утраченное искусство с печальной историей» . Ежедневные новости . Нью-Йорк . Проверено 3 октября 2018 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Джексон, Уилл (10 марта 2014 г.). «Женщина, которая воссоединила ранних рокеров, умерла в 72 года» . Пномпень Пост . Проверено 12 апреля 2018 г.
  17. ^ Алиш, Стефани (19 декабря 2013 г.). «Рандеву в космосе дер перекрестной культуры» (PDF) . Постановка Камбоджи – видео, память и рок-н-ролл : 21–22. Архивировано из оригинала (PDF) 13 апреля 2016 года . Проверено 29 мая 2017 г.
  18. ^ Фунг, Тиффани (13 июля 2017 г.). «Путешествие во времени через музыку: утраченный рок-н-ролл Камбоджи» . Журнал «Арт 21» . Проверено 3 октября 2018 г.
  19. ^ Jump up to: а б Сотеа, К. (15 февраля 2006 г.). «Воспоминания об эпохе красных кхмеров: убийство известного певца Сина Сисамута» . КИ-Медиа . Журнал «Кхмерская апсара». Архивировано из оригинала 31 июля 2019 года . Проверено 22 марта 2018 г.
  20. ^ Берчетт, Уильям Г.; Нородом, Сианук (1973). Моя война с ЦРУ: борьба Камбоджи за выживание . Соединенные Штаты Америки: Penguin Books. п. 40 . ISBN  978-0-14-021689-9 .
  21. ^ Чендлер, Дэвид П. (1991). Трагедия истории Камбоджи: политика, война и революции с 1945 года . Соединенные Штаты Америки: Издательство Йельского университета . ISBN  978-0-300-05752-2 .
  22. ^ Берчетт (1973), с. 50.
  23. ^ Шокросс, Уильям. (1981). Интермедийное шоу: Киссинджер, Никсон и разрушение Камбоджи . Нью-Йорк: Книги Вашингтон-сквер. п. 163. ИСБН  978-0-671-23070-8 .
  24. ^ Беккер, Элизабет; Майданс, Сет (14 октября 2012 г.). «Нородом Сианук, камбоджийский лидер, сменивший пристрастие, умер в возрасте 89 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 октября 2018 г.
  25. ^ «Кто убил легендарного певца Сина Сисамута?» . КИ-Медиа . 21 октября 2009 года . Проверено 22 марта 2018 г.
  26. ^ «Роз Серейсотеа в армии (1972)» . Проверено 13 февраля 2018 г. - через YouTube.
  27. ^ Jump up to: а б Сапхан, Линда (январь 2015 г.). «От современного рока к постмодернистскому хард-року: голоса камбоджийской альтернативной музыки» . Журнал этнических исследований .
  28. ^ Сапхан, Линда (2017). Шин, Хёнджун; Ли, Кивунг (ред.). Звуки с периферии: современность и развитие Азии Поп-музыка 1960–2000 гг . Сеул, Южная Корея: Черён.
  29. ^ Найт, Энди (март 2018 г.). «Звук перед тишиной» (PDF) . Репертуар Южного побережья .
  30. ^ Добсон, Джон. «Драккар '74: Святой Грааль камбоджийской психики» . ИБВМ . Проверено 29 марта 2018 г.
  31. ^ Захарек, Стефани (13 мая 2015 г.). «Затерянное камбоджийское рок-н-ролльное движение, которое уничтожил Пол Пот» . Лос-Анджелес Еженедельник . Проверено 29 марта 2018 г.
  32. ^ Коллинз, Син (17 апреля 2015 г.). «Золотой век музыки Камбоджи освещается на MSPIFF» . Ежедневная планета городов-побратимов . Проверено 29 марта 2018 г.
  33. ^ Налти, Бернард К. (2000). Воздушная война над Южным Вьетнамом . Соединенные Штаты Америки: Музеи и историческая программа ВВС. стр. 199–203. ISBN  978-1478118640 .
  34. ^ Беккер, Элизабет (1998). Когда война закончилась: Камбоджа и революция красных кхмеров . Связи с общественностью. п. 160. ИСБН  9781891620003 .
  35. ^ Стюарт-Фокс, Уильям (1985). Убийственная революция: жизнь и смерть в Кампучии Пол Пота . Альтернативный издательский кооператив с ограниченной ответственностью. п. 17. ISBN  978-0909188887 .
  36. ^ Альварес, Алекс (2001). Правительства, граждане и геноцид: сравнительный и междисциплинарный подход . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0253338495 .
  37. ^ Фрей, Ребекка Джойс (2009). Геноцид и международное правосудие . Издательство информационной базы. ISBN  978-0816073108 .
  38. ^ Сейболт, Тейлор Б.; Аронсон, Джей Д.; Фишофф, Барух (2013). Подсчет потерь среди гражданского населения: введение в учет и оценку невоенных смертей в условиях конфликта . Издательство Оксфордского университета. п. 238. ИСБН  9780199977314 .
  39. ^ Этчесон, Крейг (2005). После полей смерти: уроки геноцида в Камбодже . Гринвуд. п. 206. ИСБН  978-0275985134 .
  40. ^ Jump up to: а б Хёвелин, Патрик (1998). « От одного до трех миллионов: на пути к демографической реконструкции десятилетия истории Камбоджи (1970–79)». Исследования народонаселения . 52 (1). Тейлор и Фрэнсис: 49–65. дои : 10.1080/0032472031000150176 . JSTOR   2584763 . ПМИД   11619945 .
  41. ^ «Рось Серей Сотеа» . Кхмерская музыка. Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года . Проверено 13 февраля 2018 г.
  42. ^ Винчестер, Руперт (9 апреля 2014 г.). «Потерянный рок-н-ролл Камбоджи» . Аль Джазира . Проверено 29 марта 2018 г.
  43. ^ «Почти утраченная история камбоджийского рок-н-ролла» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 22 апреля 2015 года . Проверено 11 октября 2018 г.
  44. ^ О'Дауд, Эдвард К. (2007). Китайская военная стратегия в третьей войне в Индокитае: последняя маоистская война . Абингдон: Рутледж. п. 38. ISBN  978-0-203-08896-8 .
  45. ^ «1978-1979 - Вьетнамское вторжение в Камбоджу» , Globalsecurity.com
  46. ^ Мартин, Мари А. (1994). Камбоджа: разрушенное общество . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 216. ИСБН  978-0-520-07052-3 .
  47. ^ Моррис, Стивен Дж. (1999). Почему Вьетнам вторгся в Камбоджу: политическая культура и причины войны . Чикаго: Издательство Стэнфордского университета. п. 111. ИСБН  978-0-8047-3049-5 .
  48. ^ «Падение города» . Пномпень Пост . 13 апреля 2015 года . Проверено 2 октября 2018 г.
  49. ^ Jump up to: а б с д Мамула, Стивен (зима – весна 2008 г.). «Начиная с ниоткуда? Популярная музыка в Камбодже после красных кхмеров». Азиатская музыка . 39 (1): 26–41. дои : 10.1353/аму.2007.0044 . JSTOR   25501573 .
  50. ^ Биллери, Франческа (2017). «Процесс реконструкции и возрождения музыкального наследия в современной Камбодже» . Социальные исследования Юго-Восточной Азии . 30 : 91–109 . Проверено 2 октября 2018 г.
  51. ^ «Биография группы Drakkar – Представление группы» . Бар и ресторан Шарки . Проверено 29 марта 2018 г.
  52. ^ Сотави, Ноу (18 декабря 2014 г.). «Авторские права на песню Шинн Сисамут переданы семье» . Кхмер Таймс .
  53. ^ Сангли, Фак (30 апреля 2014 г.). «Песни Сисамута защищены» . Пномпень Пост .
  54. ^ Jump up to: а б «Лихорадка Денге и камбоджийские скалы» . Американский путь . 8 апреля 2009 г. – через Джека Булвэра.
  55. ^ Jump up to: а б Филлипс, Джереми. «Камбоджийские скалы» . ПсихФанк .
  56. ^ Jump up to: а б «Камбоджийские скалы (MP3)» . Блог ВФМУ . 9 декабря 2007 г.
  57. ^ Jump up to: а б с Хагуд, Мак (26 апреля 2004 г.). «Разное – Камбоджийские скалы – Параллельный мир – Камбоджа» . Дальневосточный аудиообзор . Архивировано из оригинала 7 января 2009 года.
  58. ^ Бирман, Джошуа (19 августа 2004 г.). «Горячая сцена». Rolling Stone (955): 71 – через ProQuest.
  59. ^ Ганновер, Мэтт (19 июня 2015 г.). «Сегодня мы пьем вино: оглядываясь назад на трагическую историю камбоджийской поп-музыки» . Город неудачников . Проверено 9 января 2016 г.
  60. ^ Гейдж, Джастин (9 января 2009 г.). «Скалы Камбоджи: звуки 60-х и 70-х годов» . Аквариумный пьяница .
  61. ^ «Город призраков: Оригинальный саундтрек» . Вся музыка . Проверено 2 октября 2018 г.
  62. ^ Даунинг, Энди (28 мая 2015 г.). «Превью фильма: Режиссер Джон Пироцци прослеживает историю раннего камбоджийского рок-н-ролла в фильме «Не думай, что я забыл» » . Колумб жив . Архивировано из оригинала 17 июня 2019 года . Проверено 2 октября 2018 г.
  63. ^ Рид, Джеймс (23 апреля 2015 г.). « 'Don't Think I've Forgotten' исследует рок-сцену Камбоджи» . Бостон Глобус .
  64. ^ Денселоу, Робин (11 июня 2009 г.). «Лихорадка Денге: лунатизм по Меконгу» . Хранитель . Проверено 1 февраля 2018 г.
  65. Сводка . Архивировано 4 июля 2008 года в Wayback Machine , Лунатизм по Меконгу (документальный фильм 2007 года о лихорадке денге).
  66. ^ «Лихорадка Денге представляет :: Электрическая Камбоджа (сборник)» . Аквариумный пьяница . Проверено 12 августа 2011 г.
  67. ^ Николсон, Малкольм Торндайк (21 апреля 2015 г.). «Вы ничего не найдете. Все разрушено» . Новая Республика . Проверено 7 ноября 2017 г.
  68. ^ «Не думайте, что я забыл: утраченный рок-н-ролл Камбоджи» . Метакритик.
  69. ^ Китон-Олсен, Даниэль (7 марта 2017 г.). «Довоенная рок-группа обновляет музыку при поддержке кинофестиваля» . Камбоджа Дейли . Проверено 29 марта 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  70. ^ Сассун, Алессандро Марацци (14 ноября 2015 г.). «Концерт демонстрирует наследие Шинн Сисамут» . Почта Пномпеня . Проверено 23 марта 2018 г.
  71. ^ Скотт, АО (21 апреля 2015 г.). «Обзор: в книге «Не думай, что я забыл» потерянное поколение поп-звезд Камбоджи» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 февраля 2018 г.
  72. ^ Смит, Р.Дж. (22 января 2008 г.). «Лихорадка денге: группа из Лос-Анджелеса смешивает камбоджийскую поп-музыку и американский инди-рок» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 октября 2018 года . Проверено 13 июля 2019 г.
  73. ^ Гилстрап, Питер (14 января 2015 г.). «Камбоджийские рокеры, страдающие от лихорадки денге, празднуют американское гражданство своего певца» . Лос-Анджелес Еженедельник . Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 13 июля 2019 г.
  74. ^ «Как Чаннти: Камбоджийский космический проект и возрождение рока» . Новости Би-би-си . 21 марта 2018 года . Проверено 26 марта 2018 г.
  75. ^ Келли, Сонайя (26 марта 2018 г.). «Как Чаннти, камбоджийская «Эми Уайнхаус», погибла в автокатастрофе в возрасте 38 лет» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 26 марта 2018 г.
  76. ^ Кремс, Ниса (27 марта 2018 г.). «Звучит как: Ча-ча-ча с Как Чаннти из Камбоджи» . Стратосфера . Проверено 27 марта 2018 г.
  77. ^ Таунсенд, Эмили (13 марта 2015 г.). «Магазин пластинок стремится возродить поп-прошлое Камбоджи» . Камбоджа Дейли . Проверено 11 октября 2018 г.
  78. ^ Эллен, Роза (25 июля 2013 г.). «Любовь расцвела среди винила» . Пномпень Пост . Проверено 11 октября 2018 г.
  79. ^ ДеЛоач, Дуг (21 мая 2015 г.). «Переход от пыли к цифре спасает камбоджийский рок-н-ролл» . Творческое безделье . Проверено 11 октября 2018 г.
  80. ^ Барбер, Грегори (17 августа 2014 г.). «Смерть и тревожное возрождение камбоджийского психоделического рока» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 13 июля 2019 г.
  81. ^ Перл, Стивен (23 сентября 2021 г.). «Лунные баллады Сина Сецочхаты» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 23 сентября 2021 года . Проверено 27 сентября 2021 г.
  82. ^ Басбас, Франческа Жюдин (17 сентября 2021 г.). «Представляем: камбоджийский рэпер VannDa о выведении кхмерской музыки на мировую арену и о своем вирусном хите «Time To Rise» » . Bandwagon.asia . Архивировано из оригинала 18 сентября 2021 года . Проверено 27 сентября 2021 г.
  83. ^ «Драматург Лорен Йи делится пятью песнями, которые стоит послушать, прежде чем увидеть ее новую пьесу камбоджийской рок-группы» . BroadwayBox.com . Проверено 22 марта 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66cd80b673bdc546546c2e8196794b56__1721431440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/56/66cd80b673bdc546546c2e8196794b56.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cambodian rock (1960s–1970s) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)