Премьер-министр Румынии
Премьер-министр правительства Румынии | |
---|---|
Премьер-министр правительства Румынии | |
![]() Штандарт премьер-министра Румынии | |
с 15 июня 2023 г. | |
Стиль | Его/Ее Превосходительство |
Член | Правительство Румынии Высший совет национальной обороны |
Сиденье | Виктория Палас , Бухарест |
Назначитель | Президент Румынии |
Срок действия | 4 года Нет ограничения по сроку |
Первый обладатель | Барбу Мастиф в качестве председателя Совета министров |
Формирование | 22 января 1862 г |
Зарплата | 288 000 леев ежегодно (2022 г.) [ 1 ] |
Веб-сайт | правительство |
![]() |
---|
Премьер -министр Румынии ( румынский : Prim-ministrul României ), официально премьер-министр правительства Румынии (румынский: Prim-ministrul Guvernului României ), является главой правительства Румынии . Первоначально офис назывался президентом Совета министров (румынский: Preşedintele Consiliului de Miniştri ), когда термин «правительство» включал в себя нечто большее, чем кабинет министров, а кабинет назывался Советом министров ( румынский : Consiliul de Miniştri ). Титул был официально изменен на премьер-министра Конституцией Румынии 1965 года во время коммунистического режима . [ 2 ]
Нынешним премьер-министром является Марчел Чолаку из Социал-демократической партии (СДП), который с 15 июня 2023 года занимает пост главы правительства Национальной коалиции за Румынию (CNR).
Номинация
[ редактировать ]Одна из функций президента республики — выдвигать кандидата на пост премьер-министра. Президент должен проконсультироваться с партией, имеющей большинство в парламенте, или, если такого большинства нет, с партиями, представленными в парламенте. [ 3 ]
После назначения кандидат составляет предложение по программе управления и кабинету министров. Предложение должно быть одобрено парламентом в течение десяти дней посредством вотума недоверия . И программа, и состав кабинета министров обсуждаются Парламентом на совместном заседании Палаты депутатов и Сената. Предложение будет принято только в том случае, если его одобрит большинство всех депутатов и сенаторов. [ 3 ]
После получения вотума доверия кандидат становится премьер-министром, а все члены кабинета министров становятся министрами. Премьер-министр, министры и другие члены правительства приносят присягу перед президентом, как это предусмотрено статьей 82 Конституции. Правительство в целом и каждый его член осуществляет свои полномочия со дня принесения присяги. [ 4 ]
Функции
[ редактировать ]Премьер-министр руководит действиями правительства и координирует деятельность его членов. Премьер-министр представляет Палате депутатов или Сенату отчеты и заявления о политике правительства для обсуждения. [ 5 ] Как глава правительства, премьер-министр отвечает за руководство внутренней политикой страны и руководит государственной администрацией. В этом отношении правительство сотрудничает с другими заинтересованными социальными субъектами.
Как и любая другая должность государственной власти, должность премьер-министра несовместима с любой другой должностью, за исключением должности депутата или сенатора, а также несовместима с профессиональной должностью в коммерческой организации. Срок полномочий премьер-министра заканчивается отставкой человека, увольнением в результате вотума недоверия, потерей избирательных прав (после осуждения), несовместимостью с должностью, смертью или истечением срока полномочий законодательного органа. Премьер-министр вместе с министром, которому поручена конкретная сфера управления, могут подписывать резолюции и постановления, которые вступают в силу в качестве исполнительных указов с момента их публикации в Monitorul Oficial , официальном вестнике румынского государства. Такие постановления должны быть отправлены в соответствующую палату парламента, где они в срочном порядке обсуждаются, а затем направляются в официальную газету. В случае, если указанная палата не обсудит и не утвердит указанное постановление по истечении 30 дней со дня его поступления, постановление официально принимается и публикуется в официальном бюллетене. Чрезвычайное постановление не может изменять конституционный закон, затрагивать функционирование основных институтов, прав и свобод.
В отличие от президентско-парламентских полупрезидентских систем , таких как Россия , румынский премьер-министр не является подчиненным президента , поскольку он не может полностью уволить премьер-министра. [ 5 ] Президент может присутствовать на заседаниях правительства, на которых обсуждаются вопросы, представляющие национальный интерес, касающиеся внешней политики, обороны страны, поддержания общественного порядка, а также, по приглашению премьер-министра, в других случаях. [ 6 ] Президент всегда будет председательствовать на заседаниях правительства, которые он посещает. [ 6 ]
Помимо своих конституционных функций, премьер-министр, как правило, является лидером основной партии в коалиции большинства, поддерживающей правительство, хотя это не всегда так.
Отношения с парламентом
[ редактировать ]Правительство и другие органы управления должны предоставлять всю информацию, отчеты или документы, запрошенные Палатой депутатов , Сенатом или парламентскими комитетами в рамках парламентского контроля над правительством.
Членам правительства разрешено присутствовать на работе парламента, и они должны делать это по требованию председателей палат. Премьер-министр и члены его кабинета должны отвечать на все вопросы или запросы, выдвинутые депутатами или сенаторами, в соответствии с условиями, установленными в статуте парламента. После таких запросов Палата или Сенат могут принять простое предложение, чтобы выразить свою позицию по вопросу внутренней или внешней политики.
Парламент может уволить уходящего премьер-министра и его кабинет, приняв вотум недоверия правительству. Для того чтобы предложение было инициировано, оно должно быть подписано не менее четвертью депутатов и сенаторов, а для его принятия за него должно проголосовать большинство депутатов и сенаторов. После принятия вотума недоверия премьер-министр и его кабинет официально увольняются, и президент должен назначить человека для формирования нового правительства. [ 7 ] С 1989 года пять премьер-министров были уволены после принятия вотума недоверия: Эмиль Бок (2009 г.), [ 8 ] Михай Рэзван Унгуряну (2012), [ 9 ] Сорин Гриндяну (2017), [ 10 ] Виорика Данчилэ (2019), [ 11 ] и Флорин Кыцу (2021). [ 12 ]
История
[ редактировать ]Первоначально этот офис назывался президентом Совета министров, но был впервые создан в 1862 году во время правления принца Александру Иоана Кузы . Куза, в отличие от других монархов своего времени, не был потомственным правителем. В 1859 году он был избран князем Валахии и князем Молдавии на двух отдельных выборах, тем самым де-факто объединив два княжества. К 1862 году он полностью объединил две администрации в единое правительство со столицей в Бухаресте , новой стране, носившей название Румыния, но после окончания его правления союзу грозила опасность распуститься. Либерал, выступавший за два великих проекта реформ, задуманных либералами того времени (электоральную и аграрную реформы), Куза не выражал публично свои политические предпочтения и не позиционировал себя как лидер фракции, предпочитая сохранять пост Князь политически нейтрален. Чтобы дать стране политическое правительство, Куза создал должность премьер-министра и привел к власти лидера консервативной фракции. Барбу Мастиф . [ 13 ]
В первые годы после своего создания офис обладал значительным авторитетом, будучи в состоянии бросить вызов воле принца, и вместе с Законодательным собранием, состоящим в основном из консерваторов и реакционеров, консервативное правительство Катарджиу смогло отложить принятие нескольких реформ. Разочарованный противодействием правительства реформам и неспособный работать с Ассамблеей, в которой доминируют реакционные силы из-за жесткого характера избирательной системы, Куза совершил государственный переворот , за которым последовал конституционный референдум , заменивший Парижскую конвенцию. акт, который служил конституцией страны, с его собственной версией, названной Статутом, расширяющим Парижскую конвенцию ( румынский : Statutul dezvoltător al Convenției de la Paris) . ). Новая конституция создала Сенат для удовлетворения законодательных целей Кузы и наделила должность принца полной исполнительной властью, в то время как премьер-министр оставался его подчиненным. Несмотря на то, что Куза теперь обладал полными полномочиями, должность премьер-министра оставалась влиятельной, и Михаил Когэлничану , третий премьер-министр, либерал и бывший союзник Кузы, часто конфликтовал с ним. [ 14 ]
После свержения Кузы в результате государственного переворота в 1866 году коалицией, сформированной членами как либеральной, так и консервативной фракций, политические силы того времени остановились на двух целях: привести на трон страны иностранного принца из европейской дворянской семьи и привлечь либеральная конституция. Конституция 1866 года подтвердила, что премьер-министр действует по усмотрению принца, причем последний может назначать и увольнять первого в любое время и по любой причине. Тем не менее премьер-министр по-прежнему обладал значительным влиянием. [ 15 ]
После того, как Первая мировая война привела к созданию Великой Румынии, была разработана еще одна конституция, в 1923 году отражающая изменения, которые румынское государство претерпело после Версальского договора и Трианонского договора . Новая конституция ограничила полномочия короля, полностью наделив исполнительную власть премьер-министром и его кабинетом, которые теперь правили от имени короля после того, как последний его назначил. [ 16 ] Новая конституция также сделала первые шаги к парламентскому контролю над правительством, предусмотрев, что любая из палат может привлечь министров к ответственности и предстать перед судом. [ 17 ]
Резиденция
[ редактировать ]Нынешняя резиденция премьер-министра — дворец Виктория.
Первоначально спроектированный как штаб-квартира Министерства иностранных дел, дворец Виктория был штаб-квартирой Министерства иностранных дел и Совета министров в коммунистический период, а в 1990 году стал штаб-квартирой первого правительства посткоммунистической Румынии .
В 2004 году дворец был объявлен историческим памятником.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Какие зарплаты у президента Румынии, премьер-министра и руководителей двух палат парламента» . 29 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2024 года . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ « CONSTITUŢIA Republicii Socialiste România din 1965 («Конституция Социалистической Республики Румыния 1965 года»)» (на румынском языке). Палата депутатов (Румыния) . Статья 80. Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 года . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Конституция Румынии» . Статья 103. Архивировано из оригинала 8 мая 2018 года . Проверено 20 ноября 2014 г.
- ^ «Конституция Румынии» . Статья 82. Архивировано из оригинала 8 мая 2018 года . Проверено 20 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Конституция Румынии» . Глава III. Архивировано из оригинала 8 мая 2018 года . Проверено 20 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Конституция Румынии» . Искусство. 87. Архивировано из оригинала 8 мая 2018 года . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ «Конституция Румынии» . Глава IV. Архивировано из оригинала 8 мая 2018 года . Проверено 23 июня 2017 г.
- ^ «Правительство Boc 2 пало, вотум недоверия был принят 254 голосами за» . ZF (на румынском языке). 2009.
- ^ «Правительство MRU отправлено в отставку в результате вотума недоверия USL» . ZF (на румынском языке). 2012.
- ^ «Вот вотум недоверия принят» . Digi24 (на румынском языке). 2017. Архивировано из оригинала 24 июня 2017 года . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Правительство Румынии рухнуло после вотума недоверия» . Немецкая волна. 10 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 7 августа 2024 года . Проверено 10 октября 2019 г.
- ^ Роберт Кисс (5 октября 2021 г.). «Правительство Кыцу было отправлено в отставку. За вотум недоверия проголосовал 281 депутат» . Digi24.ro (на румынском языке). Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Исар (2005). Николас . Фонд «Румыния завтрашнего дня». стр. 48–50. ISBN 973-725-240-3 .
- ^ Исар (2005). Николас . Фонд «Румыния завтрашнего дня». стр. 57–65. ISBN 973-725-240-3 .
- ^ Исар (2005). Николас . Фонд «Румыния завтрашнего дня». п. 83. ИСБН 973-725-240-3 .
- ^ Коротко, Джон. История румын Том. VIII . Энциклопедическое издательство. стр. 188–189. ISBN 973-45-0381-2 .
- ^ «Конституция 1923 года» . 2 января 2000 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2019 г. . Проверено 24 июня 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Николае К. Николеску, главы государств и правительств Румынии (1859–2003 гг.) , Издательство Meronia, Бухарест, 2003 г.
- Стелиан Нэгоэ, История румынских правительств с начала — 1859 г. до наших дней — 1995 г. , Эдитура Макиавелли, Бухарест, 1995 г.
- Исар, Николае (2005). Современная история румын (1848–1878) (II изд.). Бухарест: Фонд завтрашней Румынии. ISBN 973-725-240-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на румынском языке) Правительства Румынии
- Правительственный сайт