Stilyagi
Часть серии о |
Культура Советского Союза |
---|
Люди |
Языки |
Традиции |
Кухня |
Фестивали |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Stilyagi (Russian: стиляги , IPA: [sʲtʲɪˈlʲæɡʲɪ] , букв. «стильные, охотники за стилем») — представители молодёжной контркультуры с конца 1940-х до начала 1960-х годов в Советском Союзе . Стильга стильга русский: ( , IPA: [sʲtʲɪˈlʲaɡə] ) прежде всего отличался нарядной одеждой — предпочтительно иностранной марки, приобретённой у фарцовщиков (тех, кто занимается фарцовкой ), — которая контрастировала с коммунистическими реалиями того времени, и увлечением заграницей , современной западной музыкой и модой. соответствующие таковым у бит-поколения . В английских трудах о советской культуре этот уничижительный термин переводился по-разному: « денди », « модники », « битники », « хипстеры » или « зут-сьютеры ».
Сегодня, [ когда? ] Феномен стиляг рассматривается как одна из российских исторических социальных тенденций, которая получила дальнейшее развитие в позднюю советскую эпоху (особенно в период застоя ) и допустила «неформальные» взгляды на жизнь, такие как хиппи , панки и рэперы .
Характеристики
[ редактировать ]Их аполитичные взгляды, нейтральное или негативное отношение к советской морали и открытое восхищение современным, особенно американским, образом жизни были ключевыми характеристиками, которые медленно развивались в 1950-е годы.
На заре явления стильстиляги представляли собой скорее карикатуру, навеянную зарубежными фильмами последних лет. Он напоминал костюм зута , но сочетал в себе разные яркие цвета. К концу 50-х годов этот образ превратился в нечто более элегантное и стильное. Типичная одежда стильяг включала узкие штаны, длинные куртки, узкие галстуки, яркие рубашки и туфли на толстой подошве.
Обычно стилиги наслаждались популярной американской музыкой 1940-х годов, особенно свингом и буги-вуги , особенно музыкой Гленна Миллера , Бенни Гудмана и саундтреком из фильма «Серенада Солнечной долины» . «Серенада» моментально стала культовой среди стилей, а одна из ее песен, знаменитая « Чаттануга Чу Чу », послужила их неофициальным гимном. Стиляги разработали свои собственные стили танца, берущие свое начало от буги-вуги , а позже перенявшие и рок-н-ролл .
История и наследие
[ редактировать ]Первые стильяги принадлежали к поколению молодых людей в возрасте около двадцати лет, которые пережили тяжелые времена экономического кризиса и Второй мировой войны , заставив их беспокоиться о будущем своей жизни. Многие молодые люди, вернувшиеся из армии, находились под сильным влиянием контактов с зарубежными странами и современных тенденций того времени. В результате многие из них носили одежду, основанную на образах из-за границы ( любовные фильмы начала 1940-х годов , ежедневные газеты и фотографии), а молодые женщины позже переняли стиль и из современных женских стереотипов.
Основной причиной этого явления была борьба между капитализмом и коммунистическими обществами. Насильственное единообразие советской мысли и тяжелый вес ее диктатуры были единственной политически корректной формой взглядов, образа жизни и самовыражения, разрешенной во времена сталинизма . Поэтому стильяги стремились следовать современной идеологии и морали, чтобы избежать советского давления и его влияния на общество.
Стиляги подвергались репрессиям вплоть до смерти Сталина в 1953 году, что позволило этому стилю перерасти в контркультуру . К 1955 году стильяги завоевали уважение и презрение со стороны многих слоев общества (особенно зарождавшегося тогда советского высшего среднего класса , известного как « интеллигенция »), и к ним неодобрительно относились в политических инстанциях, но их стало слишком много, чтобы их можно было рассматривать. репрессирован. Таким образом, вместо того, чтобы избавиться от них, средства массовой информации и политики, включая журналистику, охотно высмеивали их стиль, изображая их смешными в отличие от «нормальных» частей советского общества.
В середине 1950-х годов многие люди были арестованы за создание музыкальных записей на «костях» (проявленных рентгеновских пленках). [1] [2] Лица, признанные виновными в изготовлении и распространении таких записей, получили от трех до пяти лет лишения свободы в трудовых лагерях за то, что правительство считало спекуляцией . [ нужна ссылка ]
В конце 1950-х годов крылатой фразой «Сегодня он танцует джаз, а завтра родину продаст» (Сегодня он танцует джаз, а завтра Родину продаст, Сегодня на танцах джаз, а завтра Родину продаст ) стала крылатой фраза стилей. подпись и ключевую идею, лежащую в основе их социального протеста. Стиляги были признаны официальным музыкальным, художественным и поп-культурным движением, которое позже приобрело дальнейшее современное влияние, особенно рокабилли , рок-н-ролл и поп-рок музыкальные жанры .
Однако после международного фестиваля 1957 года СССР стал более открытым для современной культуры. Официальный запрет на джазовую музыку был снят, и многие пластинки стали доступны в магазинах с 1960-х годов. Восхищение современной музыкой, особенно рок-н-ролльной волной шестидесятых, встретило большую терпимость со стороны официальной идеологии и небольшое активное сопротивление. Все это способствовало упадку движения в начале шестидесятых годов, поскольку бывшие стильяги отказались от образа жизни своей молодости, в то время как следующее поколение не чувствовало необходимости следовать такому образу жизни, чтобы наслаждаться современной культурой или аполитичным образом жизни.
Влияние стилягского движения на советско-российскую культуру огромно. Многие из наиболее уважаемых сегодня российских музыкантов, писателей, киноредакторов и других деятелей культуры принадлежали к этому движению или разделяли его свободный богемный образ жизни. Об этой субкультуре есть российский комедийно-музыкальный фильм 2008 года «Стиляги» .
См. также
[ редактировать ]- Молодежная мода 1950-х годов
- Мальчики в бикини — подобная субкультура в Польше.
- Hep cat , еще один западный аналог Стиляги.
- La Sape — аналогичное движение, зародившееся в Демократической Республике Конго в 1980-х годах.
- 1980-е в африканской моде
- Свенка , южноафриканский вариант 2010-х годов.
- 2010-е в африканской моде
- Луна - суровая хозяйка , роман Роберта А. Хайнлайна 1966 года, описывающий аналогичную вымышленную субкультуру на Луне.
- Потапки — чешская городская молодёжная субкультура.
- Свингюгенд , Германия
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Джаз на костях: рентгеновские звукозаписи» . kk.org. 28 августа 2006 года . Проверено 29 декабря 2010 г.
- ^ Трейси Донован Дрейк. «Рождение джаз-роковой контркультуры» . Историко-политическое развитие советской рок-музыки . Архивировано из оригинала 21 июня 2009 года . Проверено 29 декабря 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Алан М. Болл (2003). Представляя Америку: влияние и образы в России двадцатого века . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. стр. 309. ISBN 0-7425-2792-1
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Georgy Litvinov , Стиляги, как это было. Документальный роман , a documentary book about the subculture based on recollection of famous stilyagas , such as jazzman Aleksei Kozlov ( ru:Козлов, Алексей Семёнович ).
- Чуваки на хатах , Rodina Magazine , no. 7, 2005 (in Russian)