Североатлантический договор
Тип | Военный союз |
---|---|
Расположение | Вашингтон, округ Колумбия |
Эффективный | 24 августа 1949 г |
Состояние | Ратификация большинством подписавших сторон, включая Бельгию, Канаду, Францию, Люксембург, Нидерланды, Великобританию и США. |
Вечеринки | 32 |
Депозитарий | Правительство Соединенных Штатов Америки |
Языки | французский , английский |
Полный текст | |
Североатлантический договор в Wikisource |
Североатлантический договор и реализуется ею формирует правовую основу Организации Североатлантического договора (НАТО) . Договор Вашингтоне был подписан в , округ Колумбия , 4 апреля 1949 года.
Фон
[ редактировать ]Договор был подписан в Вашингтоне, округ Колумбия, 4 апреля 1949 года комитетом под председательством американского дипломата Теодора Ахиллеса . Ранее секретные переговоры проводились в Пентагоне с 22 марта по 1 апреля 1948 года, о которых Ахиллес сказал:
Переговоры длились около двух недель, и к тому времени, когда они закончились, было тайно решено, что договор будет, и черновик одного из них лежал у меня в нижнем ящике сейфа. Его никогда не показывали никому, кроме Джека [ Хикерсона ]. Я бы хотел сохранить его, но, уходя из Департамента в 1950 году, я послушно оставил его в сейфе, и мне так и не удалось отследить его в архивах. Он в значительной степени опирался на Договор Рио-де-Жанейро и немного на Брюссельский договор , который еще не был подписан, но проекты которого нас постоянно снабжали. Окончательный Североатлантический договор имел общую форму и во многом напоминал формулировки моего первого проекта, но с рядом важных отличий. [1]
По словам Ахилла, другим важным автором договора был Джон Д. Хикерсон :
Больше, чем любой человек, Джек нес ответственность за характер, содержание и форму Договора... Это был договор Хикерсона, заключенный одним человеком. [1]
Североатлантический договор, являющийся фундаментальным компонентом НАТО, является результатом желания США избежать чрезмерного расширения в конце Второй мировой войны и, следовательно, стремиться к многосторонности в Европе. [2] Это часть соглашения о коллективной обороне США с западноевропейскими державами, созданного после длительного и тщательного процесса. [3] Договор был создан с на вооруженное нападение Советского Союза на Западную Европу . расчетом [4] хотя пункт о взаимной самообороне никогда не применялся во время холодной войны .
Подписывая Североатлантический договор, стороны «полны решимости защитить свободу, общее наследие и цивилизацию народов, основанную на принципах демократии, свободы личности и верховенства закона». [5]
Члены
[ редактировать ]Члены-учредители
[ редактировать ]Следующие двенадцать государств подписали договор и, таким образом, стали членами-основателями НАТО. Следующие лидеры подписали соглашение в качестве полномочных представителей своих стран в Вашингтоне, округ Колумбия , 4 апреля 1949 года: [6] [7]
- Бельгия - премьер-министр и министр иностранных дел Поль-Анри Спаак и посол барон Роберт Сильверкруйс
- Канада – государственный секретарь по иностранным делам Лестер Б. Пирсон и посол Х. Х. Ронг
- Дания - министр иностранных дел Густав Расмуссен и посол Хенрик Кауфманн.
- Франция – министр иностранных дел Робер Шуман и посол Анри Бонне.
- Исландия – министр иностранных дел Бьярни Бенедиктссон и посол Тор Торс
- Италия – министр иностранных дел Карло Сфорца и посол Альберто Тарчиани.
- Люксембург - министр иностранных дел Жозеф Бек и посол Хьюго Ле Галле
- Нидерланды - министр иностранных дел Дирк Стиккер и посол Элко ван Клеффенс
- Норвегия - министр иностранных дел Халвард М. Ланге и посол Вильгельм фон Мунте аф Моргенштирн.
- Португалия - министр иностранных дел Жозе Кайру да Мата и посол Педру Теотониу Перейра.
- Соединенное Королевство - министр иностранных дел Эрнест Бевин и посол Оливер Фрэнкс.
- США - государственный секретарь Дин Ачесон
Члены-неучредители, присоединившиеся до распада Советского Союза.
[ редактировать ]Следующие четыре государства присоединились к договору после 12 государств-учредителей, но до распада Советского Союза:
|
Члены, присоединившиеся после распада Советского Союза.
[ редактировать ]Следующие 16 государств присоединились к договору после распада Советского Союза:
|
Снятие
[ редактировать ]Ни одно государство не отказалось от своего членства , но некоторые зависимые государства-члены не обратились с просьбой о членстве после того, как стали независимыми:
Статьи
[ редактировать ]Статья 1
[ редактировать ]Статья 1 договора гласит, что стороны-члены «решают любые международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами таким образом, чтобы международный мир, безопасность и справедливость не подвергались угрозе, и воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы или применение силы любым способом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций». [5]
Члены стремятся способствовать стабильности и благополучию в Североатлантическом регионе посредством сохранения мира и безопасности в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций . [5]
Статья 2
[ редактировать ]Статья 2 договора предусматривает, что «Стороны будут способствовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов, обеспечения лучшего понимания принципов, на которых основаны эти институты, и содействия созданию условий стабильности». и благополучие. Они будут стремиться устранить конфликты в своей международной экономической политике и будут поощрять экономическое сотрудничество между кем-либо или всеми из них». [8] Это иногда называют « Канадской оговоркой» после того, как Пирсон настаивал на ее включении в договор. [9] Это включало предложения по созданию торгового совета, культурной программы, обмена технологиями и информационной программы. Из них были приняты только последние два. [10] [11] Тем не менее, этот вопрос был поднят наблюдателями, комментирующими торговые споры между членами. [12]
Статья 3
[ редактировать ]Статья 3 договора гласит: «В целях более эффективного достижения целей настоящего Договора Стороны отдельно и совместно, посредством постоянной и эффективной самопомощи и взаимопомощи, будут поддерживать и развивать свою индивидуальную и коллективную способность к противостоять вооруженному нападению». [5]
В 2022 году это было интерпретировано как основа для целевого показателя правила расходов на уровне 2% ВВП. [13] который был установлен в качестве свободного руководства в 2006 году. [14] Этот показатель был еще раз подтвержден во время саммита в Уэльсе в 2014 году .
Он также использовался в качестве основной концепции мандата по укреплению устойчивости членов: способности противостоять крупным стихийным бедствиям, сбоям в инфраструктуре или традиционным вооруженным нападениям и восстанавливаться после них. Это обязательство было впервые принято во время Варшавского саммита в 2016 году , а затем подтверждено и уточнено в связи с пандемией COVID-19 в 2021 году. [15] [16] В соответствии с документами НАТО это понимается как включающее семь ключевых областей:
- Преемственность правительства во время кризиса
- Устойчивость энергетической и электросетевой инфраструктуры
- Иммиграционный контроль
- Продовольственная и водная безопасность
- Неотложная медицинская помощь
- Устойчивые гражданские коммуникации
- Эффективные транспортные сети [17]
Статья 4
[ редактировать ]Статья 4 обычно считается отправной точкой для крупных операций НАТО и, следовательно, предназначена либо для чрезвычайных ситуаций, либо для ситуаций неотложной помощи. Он официально призывает к консультациям по военным вопросам, когда «территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон находятся под угрозой». [18] После его вызова этот вопрос обсуждается в Североатлантическом совете и может формально привести к совместному решению или действию (логистическому, военному или иному) от имени Альянса. [19] С момента создания альянса он официально применялся семь раз. [20]
Также были случаи, когда на статью 4 формально не ссылались, а вместо этого угрожали. Фактически, это рассматривалось как одно из первоначальных намерений статьи 4: как средство поднятия проблем и предоставления странам-членам средства сдерживания. [46] Например, в ноябре 2021 года министерство иностранных дел Польши — вместе с Эстонией, Литвой и Латвией — на короткое время рассматривало возможность применения статьи 4 из-за кризиса с мигрантами в Беларуси , но официально этого не потребовалось. [47] [48]
Статья 5
[ редактировать ]Ключевым разделом договора является статья 5. Положение об обязательствах определяет casus foederis . Он обязывает каждое государство-член рассматривать вооруженное нападение на одно государство-член в районах, определенных статьей 6, как вооруженное нападение на них всех. В случае такого нападения каждое государство-член должно оказать помощь, предприняв «такие действия, которые [государство-член] считает необходимыми, включая использование вооруженной силы, для восстановления и поддержания безопасности Североатлантического региона». На эту статью ссылались только один раз, но она рассматривалась и в ряде других случаев.
теракты 11 сентября
[ редактировать ]Статья 5 применялась только один раз в истории НАТО, после терактов 11 сентября 2001 года. [49] [50] Призыв был подтвержден 4 октября 2001 года, когда НАТО определило, что нападения действительно соответствуют условиям Североатлантического договора. [51] Восемь официальных действий, предпринятых НАТО в ответ на теракты 11 сентября, включали операцию «Орлиная помощь» и операцию «Активные усилия» , военно-морскую операцию в Средиземноморье , которая была разработана для предотвращения перемещения террористов или оружия массового уничтожения, а также для усиления безопасность судоходства в целом. Активные усилия начались 4 октября 2001 года. [52]
Угрожающие вызовы
[ редактировать ]Вечеринка | Дата | Причина |
---|---|---|
Турция | июнь 2012 г. | Сбит «невооруженный» турецкий военный самолет, который находился в «13 морских милях» от Сирии над «международными водами» во время «одиночной миссии по испытанию отечественных радиолокационных систем». [53] [54] 25 июня заместитель премьер-министра Турции заявил, что намерен поднять статью 5. [55] |
Турция | август 2012 г. | Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «Могила Сулейман Шаха [в Сирии] и земля вокруг нее являются нашей территорией. Мы не можем игнорировать любое неблагоприятное действие против этого памятника, поскольку это было бы нападением на нашу территорию, а также нападением на Земля НАТО... Каждый знает свой долг и будет продолжать делать то, что необходимо». [56] |
Великобритания Соединенные Штаты | август 2022 г. | Председатель Специального комитета обороны Соединенного Королевства Тобиас Эллвуд заявил, что любое преднамеренное нападение на Запорожскую АЭС в Украине , которое может вызвать утечку радиации, будет нарушением статьи 5. Это заявление было сделано из-за опасений, что может произойти ядерная катастрофа. на оккупированном Россией заводе во время российского вторжения в Украину в 2022 году . На следующий день американский конгрессмен Адам Кинзингер заявил, что любая утечка радиации в страны НАТО приведет к гибели людей, что будет автоматическим применением статьи 5. [57] |
Албания | Октябрь 2022 г. | Премьер-министр Албании Эди Рама сообщил, что его правительство рассматривало возможность применения статьи 5 в ответ на крупную кибератаку 15 июля 2022 года, нацеленную на критически важную и правительственную инфраструктуру, которая, как многие полагают, была осуществлена от имени Ирана киберпреступниками, связанными с государством. [58] [59] |
Статья 6
[ редактировать ]Статья 6 гласит, что статья 5 распространяется только на территории государств-членов в Европе, Северной Америке, Турции и островах в Атлантическом океане к северу от тропика Рака .
Разъяснение относительно территорий, к которым применяется статья 5, было дано статьей 2 Протокола к Североатлантическому договору о присоединении Греции и Турции, подписанного 22 октября 1951 года. [60] Последующие расширения, например, в Западную Германию в 1955 году, рассматривались таким же образом. [61]
В 1954 году, после аннексии Индией Дадры и Нагар-Хавели , португальское правительство было лишено возможности ссылаться на статью 5 из-за статьи 6, но в то время понималось, что можно ссылаться на статью 4. [62]
В августе 1965 года Государственный департамент США, Министерство обороны США и юридическое подразделение НАТО высказали мнение, что нападение на штат Гавайи американский не приведет к запуску договора, но нападение на остальные 49 штатов может. [63] Таким образом, испанские города Сеута и Мелилья на побережье Северной Африки не находятся под защитой НАТО, несмотря на претензии Марокко на них . Эксперты по правовым вопросам полагают, что другие статьи могут охватывать города испанской Северной Африки, но этот подход не был проверен на практике. [64] Именно поэтому такие события, как авиаудары по Бальюну, не привели к срабатыванию статьи 5, поскольку подвергшиеся нападению турецкие войска находились в Сирии, а не в Турции. [65]
16 апреля 2003 года НАТО согласилось принять на себя командование Международными силами содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане , в состав которых входят войска из 42 стран. Решение было принято по просьбе Германии и Нидерландов, двух государств, возглавлявших ISAF на момент заключения соглашения, и все девятнадцать послов НАТО одобрили его единогласно. Передача контроля НАТО произошла 11 августа и ознаменовала собой первый случай в истории НАТО, когда она взяла на себя ответственность за миссию за пределами района, очерченного статьей 6. [66]
Статьи 7 и 8
[ редактировать ]В случае любого противоречия с другими международными обязательствами (за исключением Организации Объединенных Наций, которая по статье 7 заменяет собой НАТО) или при военном конфликте двух членов НАТО статья 8 вступает в силу. [ нужна ссылка ] Это наиболее важно в тех случаях, когда один член НАТО участвует в военных действиях против другого члена, в результате чего члены-нарушители будут приостановлены в отношении договора и, следовательно, защиты НАТО в целом. произошло несколько Этого пока не произошло, но между союзниками по НАТО военизированных споров , которые угрожали этому:
Дата | Воюющие стороны | Конфликт | |
---|---|---|---|
1958–1961, 1972–73 и 1975–76 гг. | Бельгия Великобритания Западная Германия | Исландия | Тресковые войны |
1974 | Греция | Турция | Турецкое вторжение на Кипр |
1994–1996 | Канада | Испания | Палтусовая война |
1992 – настоящее время | Греция | Турция | Эгейский спор |
Если бы возник конфликт внутри НАТО, существовали бы внутринатовские альянсы, которые вместо этого были бы активированы в случае приостановки. Ниже приводится список таких активных военных союзов внутри НАТО.
С | Члены | Имя |
---|---|---|
1373 | Португалия Великобритания | Англо-португальский договор 1373 г. |
1940 | Канада Соединенные Штаты | Огденсбургское соглашение |
1958 | Великобритания Соединенные Штаты | Соглашение между США и Великобританией о взаимной обороне |
2010 | Франция Великобритания | Договоры Ланкастерского дома |
2020 | Франция Германия | Аахенский договор |
2019 | Греция Соединенные Штаты | Соглашение о взаимном оборонном сотрудничестве [67] [68] [69] |
2021 | Франция Греция | Франко-греческое соглашение об обороне |
2022 | Финляндия Великобритания | Соглашение об обороне между Великобританией и Финляндией [70] [71] |
2022 | Швеция Великобритания | Соглашение об обороне между Великобританией и Швецией [72] [71] |
2023 | Греция Великобритания | Англо-греческое соглашение об обороне [73] [74] |
Статья 9
[ редактировать ]Учреждает Североатлантический совет и является единственным органом НАТО, полномочия которого черпаются непосредственно из договора. Его основными целями, как указано в договоре, является обеспечение соблюдения статей 3 и 5.
Статья 10
[ редактировать ]Статья 10 определяет процесс, посредством которого другие страны могут вступить в НАТО, что осуществляется по единогласному согласию нынешних членов НАТО. Более того, новые члены НАТО могут состоять только из других европейских стран. На практике это превратилось в набор планов действий, которым должна следовать страна, стремящаяся стать членом, включая механизм Плана действий по членству (MAP). [75] и формула интенсивного диалога. [76]
Статья 11
[ редактировать ]В статье 11 указан процесс первоначальной ратификации договора. Каждая подписавшая страна должна была ратифицировать договор посредством соответствующей конституционной процедуры. Для вступления договора в силу его должны были ратифицировать Бельгия, Канада, Франция, Люксембург, Нидерланды, Великобритания и США.
Статья 12
[ редактировать ]Статья 12 определяет процесс внесения поправок в договор при условии, что такие поправки по-прежнему затрагивают Североатлантический регион и не нарушают Устав Организации Объединенных Наций. На практике это использовалось только для того, чтобы четко разграничить, какие территории находятся под контролем НАТО .
Статья 13
[ редактировать ]Статья 13 ограничивает процесс выхода члена из НАТО, который просто состоит из уведомления страны-члена за один год правительству США, выступающему в роли депозитария договора , которое затем распространяет уведомление среди других стран-членов. Это рассматривалось - рядом стран-членов, но до сих пор не произошло, за исключением вывода войск из за независимости бывших территорий или зависимостей (а именно, Алжира, Мальты и Кипра).
В противном случае ближайшим вариантом для страны-члена будет выход из структуры военного командования НАТО, но не из НАТО полностью. Это произошло с Францией в 1966 году , которая воссоединилась в 2009 году; и с Грецией в 1974 году , которая воссоединилась в 1980 году после того, как новое турецкое военное правительство сняло свои возражения против возвращения Греции.
Статья 14
[ редактировать ]В статье 14 говорится, что официальными языками НАТО являются английский и французский, а также указано, что правительство Соединенных Штатов должно распространить копии договора среди других стран-членов.
Изменения с момента подписания
[ редактировать ]Были выпущены три официальные сноски, отражающие изменения, внесенные с момента написания договора: [77]
Относительно статьи 6:
- Определение территорий, к которым применяется статья 5, было пересмотрено статьей 2 Протокола к Североатлантическому договору о присоединении Греции и Турции, подписанного 22 октября 1951 года.
Относительно статьи 6:
- 16 января 1963 года Североатлантический совет отметил, что в отношении бывших алжирских департаментов Франции соответствующие положения этого Договора стали неприменимы с 3 июля 1962 года.
Относительно статьи 11:
- Договор вступил в силу 24 августа 1949 года после сдачи на хранение ратификационных грамот всеми подписавшими его государствами.
См. также
[ редактировать ]- Варшавский договор
- Брюссельский договор
- Китайско-российский договор о дружбе 2001 г.
- Сирийская гражданская война
- Виртуальный саммит НАТО 2022 года
- Мадридский саммит 2022 года
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Присоединился как Королевство Греция .
- ^ Присоединилась как Западная Германия . После воссоединения в 1990 году бывшая территория Восточной Германии оказалась под защитой НАТО.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Интервью по устной истории Теодора Ахилла» . Библиотека Трумэна. Архивировано из оригинала 20 июля 2018 года . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ Ча, Виктор (зима 2009–2010 гг.). «Игра в силе: истоки альянсов США в Азии». Международная безопасность . 34 (3): 158–196. дои : 10.1162/исек.2010.34.3.158 . S2CID 57566528 .
- ^ Мабон, Дэвид В. (май 1988 г.). «Неуловимые соглашения: предложения Тихоокеанского пакта 1949–1951 годов». Тихоокеанский исторический обзор . 57 (2): 147–178. дои : 10.2307/4492264 . JSTOR 4492264 .
- ^ «Краткая история НАТО» . НАТО . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Об этой коллекции | Договоры США и другие международные соглашения | Цифровые коллекции | Библиотека Конгресса» (PDF) . Библиотека Конгресса . Архивировано (PDF) из оригинала 29 марта 2021 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ Беванс, Чарльз Ирвинг (1968). «Североатлантический договор». Договоры и другие международные соглашения Соединенных Штатов Америки 1776–1949 гг . Том. 4, Многосторонний, 1946–1949 гг. Вашингтон, округ Колумбия: Государственный департамент. п. 831. LCCN 70600742 . ОСЛК 6940 . Архивировано из оригинала 9 октября 2023 года . Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ «Рассекречено НАТО – стороны, подписавшие договор» . НАТО. Архивировано из оригинала 26 июня 2023 года . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ НАТО. «Североатлантический договор» . НАТО . Архивировано из оригинала 14 сентября 2011 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в колледже Мэсси, Торонто (Канада)» . Архивировано из оригинала 7 июня 2023 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ «КАНАДА И НАТО» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
Идеи отчета о расширении экономического партнерства и культурных связей не были реализованы, но были приняты две основные инициативы: более надежная информационная программа, позволяющая лучше объяснять НАТО и ее миссию аудитории стран-членов, и создание Научной программы НАТО, которая стимулировала научные исследования. и технологические инновации во всем Альянсе, а также оказал поддержку многим нобелевским лауреатам.
- ^ «Отчет Комитета трех по невоенному сотрудничеству в НАТО» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 2 ноября 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Элдон, Стюарт (7 марта 2017 г.). «Брексит и безопасность» . Архивировано из оригинала 23 марта 2023 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Янс, Карлин (18 марта 2022 г.). «Повысит ли российское вторжение бюджет НАТО?» . Клингендальский институт. Архивировано из оригинала 31 мая 2023 года . Проверено 28 марта 2022 г.
что выходит за рамки идеи целевого показателя в 2%. Это потребует сосредоточения внимания на уровнях готовности Североатлантического союза, в центре которого будет процесс оборонного планирования НАТО, направленный на решение всего спектра задач. Статья 3 НАТО останется основополагающим принципом, позволяющим сделать это реальностью.
- ^ «Пресс-брифинг официального представителя НАТО Джеймса Аппатурая после заседания Североатлантического совета на уровне министров обороны» . 8 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 г. . Проверено 28 марта 2022 г.
Наконец, я должен добавить, что страны НАТО посредством всеобъемлющего политического руководства обязались приложить усилия для достижения целевого показателя в 2% ВВП, выделяемого на оборонные расходы. Позвольте мне прояснить: это не жесткое обязательство, что они это сделают. Но это обязательство работать в этом направлении. И это будет первый шаг в рамках Альянса.
- ^ «Обязательство повысить устойчивость: выпущено главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Варшаве» . 8 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2023 г. . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ «Усиленная приверженность устойчивости» . 15 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2023 года . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ «Устойчивость и статья 3» . 11 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2023 года . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ «Доклад Комитета трёх по невоенному сотрудничеству в НАТО» . НАТО.int . 13 декабря 1956 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2022 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
Особое внимание должно быть обращено, как это прямо признано в статье 4 Договора, на вопросы, имеющие неотложную и непосредственную важность для членов НАТО, а также на «чрезвычайные» ситуации, когда может возникнуть необходимость тщательно проконсультироваться о национальных линиях поведения, влияющих на интересы членов НАТО в целом. Однако существует постоянная потребность в эффективных консультациях на ранней стадии по текущим проблемам, чтобы можно было разрабатывать национальную политику и предпринимать действия на основе полного понимания взглядов и интересов всех членов НАТО. Хотя все члены НАТО обязаны консультироваться со своими партнерами по соответствующим вопросам, большая доля ответственности за такие консультации обязательно лежит на более влиятельных членах Сообщества.
- ^ Jump up to: а б telegraph.co.uk: «Турция созывает экстренную встречу НАТО для обсуждения ИГИЛ и РПК». Архивировано 16 октября 2022 г. в Wayback Machine , 26 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Процесс консультаций и статья 4» . НАТО.int . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2022 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Заявление генерального секретаря НАТО лорда Робертсона о мерах в отношении возможной угрозы Турции (Речь). 10 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2022 г. Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ «Завершение операции «Показательное сдерживание» и консультаций по статье 4 по безопасности» . 16 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2021 г. Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ «Заявление министров иностранных дел НАТО по поводу размещения Патриотов в Турции» . 5 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
Как ясно дал понять Североатлантический совет 26 июня и 3 октября, мы поддерживаем Турцию в духе твердой солидарности. Мы, министры иностранных дел стран НАТО, заявляем о нашей решимости сдерживать угрозы Турции и защищать ее. В ответ на запрос Турции НАТО приняло решение усилить возможности противовоздушной обороны Турции, чтобы защитить население и территорию Турции и способствовать деэскалации кризиса вдоль границы Альянса.
- ^ «СБ ООН, ЕС и НАТО проведут срочные встречи по поводу Украины» . 1 марта 2014 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 6 марта 2014 г.
Тем временем Литва и Латвия призвали Североатлантический совет, руководящий орган НАТО, провести внеочередное заседание по Украине, сославшись на соображения безопасности.
, Turkishpress.com - ^ Форд, Мэтт (1 марта 2014 г.). «Захват Россией Крыма заставляет нервничать бывшие советские государства» . Атлантика . Архивировано из оригинала 4 марта 2014 года . Проверено 4 марта 2014 г.
Линас Линкявичюс , министр иностранных дел Литвы, отреагировал в субботу, сославшись на статью 4 Североатлантического договора... только в четвертый раз в истории альянса.
- ^ Бейкер, Питер (3 марта 2014 г.). «Высшим россиянам грозят санкции США из-за крымского кризиса» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 24 июля 2014 года . Проверено 4 марта 2014 г.
НАТО созвало свое второе экстренное заседание по Украине в ответ на запрос Польши в соответствии со статьей 4 Североатлантического договора, касающейся угроз безопасности и независимости государства-члена.
- ^ "Пресс-конференция генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга по итогам заседания Комиссии НАТО-Украина" . 26 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 г. Проверено 27 февраля 2022 г.
НАТО увеличило свое присутствие в Черноморском регионе на суше, а также за счет воздушной охраны Черноморского региона, включая Черное море, и у нас есть регулярное присутствие НАТО в Черном море с военно-морским потенциалом. Тогда, конечно, у нас есть три прибрежных государства: Румыния, Турция и Болгария.
- ^ «Заявление Североатлантического совета по Крыму» . 18 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2022 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
- ^ «Заявление генерального секретаря НАТО по поводу внеочередного заседания Комиссии НАТО-Украина» . 26 января 2015 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 г. Проверено 27 февраля 2022 г.
- ^ «Военная игра НАТО впервые защищает слабое место Балтии» . ЕВРАКТИВ МЕДИА СЕТЬ Б.В. 19 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 2 ноября 2022 года . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ Форд, Дана (27 июля 2015 г.). «Турция призывает к редким переговорам НАТО после атак на сирийской границе» . CNN . Архивировано из оригинала 16 октября 2022 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ nytimes.com: «Турция и США планируют создать в Сирии «безопасную зону» свободную от ИГИЛ». Архивировано 16 октября 2022 г. на Wayback Machine , 27 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Заявление Североатлантического совета по итогам заседания в рамках статьи 4 Вашингтонского договора» . 28 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 г. Проверено 27 февраля 2022 г.
- ^ «Заявление министров иностранных дел стран НАТО о гарантиях Турции» . 1 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
На основании нашего решения от декабря 2012 года Североатлантический союз усиливает противовоздушную оборону Турции. Мы по-прежнему полны решимости, в духе 28 на 28, продолжать разработку дополнительных мер гарантий НАТО, и союзники работают над подготовкой других возможных вкладов.
- ^ «Россия отрицает причастность к авиаударам по турецким войскам в Идлибе» . Ежедневный Сабах . 28 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2020 года . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ «Греция наложила вето на заявление НАТО о поддержке Турции на фоне эскалации ситуации в Сирии» . 29 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2020 года . Проверено 1 марта 2022 г.
Позже российские военные пояснили, что сирийская армия атаковала террористов «Хайат Тахрир аш-Шам», действующих в провинции, добавив, что сирийские правительственные силы не были проинформированы о турецком присутствии в этом районе.
- ^ «Заявление Генерального секретаря после консультаций по статье 4» . 28 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
- ^ «Беженцы достигают границы с Грецией, поскольку ЕС требует от Турции выполнения своих миграционных обязательств» . euronews.com . 28 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2020 года . Проверено 28 февраля 2020 г. .
Экстренная встреча, состоявшаяся в пятницу утром в Брюсселе, была проведена в соответствии со статьей 4 учредительного договора НАТО, которая позволяет любому союзнику запросить консультации, если он чувствует, что его территориальная целостность, политическая независимость или безопасность находятся под угрозой.
- ^ «НАТО обязуется защищать всю свою территорию после нападения России» . АП НОВОСТИ . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ "Польша хочет активировать четвертую статью Вашингтонского договора. Заявление уже подано" . К Вещи . 24 февраля 2022 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 г.
- ^ «Заявление Североатлантического совета по поводу нападения России на Украину» . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2023 года . Проверено 1 марта 2022 г.
Сегодня мы провели консультации по статье 4 Вашингтонского договора. Мы решили, в соответствии с нашим оборонным планом по защите всех союзников, предпринять дополнительные шаги для дальнейшего укрепления сдерживания и защиты во всем Альянсе.
- ^ «НАТО направит тысячи коммандос в страны вблизи Украины» . Аль Джазира . 25 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ «Столтенберг объявляет об увеличении помощи» . НРК (на норвежском языке). 28 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ «НАТО приводит боевые самолеты в боевую готовность, чтобы увеличить присутствие войск на восточном фланге» . Звезда . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года.
- ^ Кук, Лорн. «Лидеры НАТО согласились поддержать восточные силы после вторжения» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года.
- ^ Шеррод Л. Бамгарднер. «Статья 4 Североатлантического договора» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 года . Проверено 26 февраля 2022 г.
В 1954 году первый генеральный секретарь НАТО лорд Исмей подчеркнул, что консультации по статье 4 являются мерой сдерживания перед вооруженным нападением.
- ^ «Польша рассматривает возможность активации четвертой статьи НАТО, — заявил премьер-министр» . 14 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ «Страны Балтии обещают поддержку Польше по статье 4 НАТО» . 16 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 1 марта 2022 года . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ НАТО: Ключевые события (хронология). Архивировано 5 ноября 2014 г. в Wayback Machine , 2001 г.: «Крупномасштабные террористические атаки в Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия - НАТО впервые в истории применяет статью 5 и принимает более широкий подход к безопасности».
- ^ Дейли, Сюзанна (13 сентября 2001 г.). «ПОСЛЕ НАПАДЕНИЙ: АЛЬЯНС; Впервые НАТО ссылается на Совместный оборонный пакт с США» The New York Times . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ «Обновление НАТО: применение статьи 5 подтверждено – 2 октября 2001 г.» . НАТО.int. Архивировано из оригинала 25 августа 2010 года . Проверено 22 августа 2010 г.
- ^ «Операции НАТО с 1949 года по настоящее время» (PDF) . НАТО . 22 января 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2013 г. . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ↑ Todayszaman.com: «Турция сообщает, что самолет сбит в международном воздушном пространстве». Архивировано 26 июня 2015 г. в Wayback Machine , 24 июня 2012 г.
- ^ Todayszaman.com: «Турция не будет ссылаться на статью 5, война НАТО в Сирии маловероятна, как никогда». Архивировано 27 июня 2015 г. в Wayback Machine , 25 июня 2015 г.
- ^ «Турция: Сирийский самолет сбил атаку на все НАТО» . СегодняЗаман . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года.
- ↑ Анкара предостерегает от нападения на могилу. Архивировано 19 октября 2017 г. в Wayback Machine , Hürriyet Daily News, 7 августа 2012 г.
- ^ «Великобритания и США предъявили России ультиматум из-за провокаций на Запорожской АЭС» . Устав 97 . 20 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2022 года . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Миллер, Мэгги (5 октября 2022 г.). «Албания взвешивает возможность ссылаться на статью 5 НАТО вместо иранской кибератаки» . Политик . Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ Уотсон, Эдриен (7 сентября 2022 г.). «Заявление официального представителя СНБ Эдриен Уотсон о кибератаке Ирана на Албанию» . Белый дом . Архивировано из оригинала 7 сентября 2022 года . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ «Протокол к Североатлантическому договору о присоединении Греции и Турции» . Архивировано из оригинала 18 июля 2023 года . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ Антоанета Боева и Иван Новотный, Объем и историческое развитие статьи 6, 34 Emory Int'l L. Rev. 121 (2019). Архивировано 9 февраля 2024 года в Wayback Machine.
- ^ Адамс Шмидт, Дана (3 сентября 1954 г.). «НАТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНДИИ ВЗГЛЯД НА КОЛОНИИ; заявляет, что Лиссабон имеет право просить державы проконсультироваться, но не действовать в отношении угрозы Гоа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Холл, Джон (8 августа 1965 г.). «Гавайям не хватает прикрытия НАТО в случае нападения» . Чикаго Трибьюн . УПИ. п. 4. Архивировано из оригинала 10 января 2019 года . Проверено 9 января 2019 г. - через Newspapers.com. .
- ^ «Находятся ли Сеута и Мелилья под зонтиком НАТО?» . Нейтральный (на испанском языке). 2 октября 2021 г. из оригинала 25 февраля. Архивировано Получено 25 февраля.
- ^ «Проблемы Турции в Идлибе: есть ли ответ в статье 5 Североатлантического договора?» . 20 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 13 января 2024 года . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ Дэвид П. Ауэрсвальд и Стивен М. Сайдеман, ред. НАТО в Афганистане: сражаемся вместе, сражаемся в одиночку (Принстон, UP, 2014 г.)
- ^ «США и Греция подписывают пересмотренное соглашение о сотрудничестве в сфере обороны» . Новости США. Архивировано из оригинала 15 ноября 2019 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
- ^ «Греция и США приветствуют стратегические отношения после подписания оборонного соглашения» . Новый Афинянин. Архивировано из оригинала 6 ноября 2019 года . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Памук, Хумейра (14 октября 2021 г.). «Блинкен заявляет, что продление оборонного соглашения между США и Грецией будет способствовать укреплению стабильности в Восточном Средиземноморье» . Рейтер . Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 года . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ «СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО – ФИНЛЯНДИЯ ЗАЯВЛЕНИЕ ХЕЛЬСИНКИ, 11 МАЯ 2022 ГОДА» (PDF) . GOV.UK. 11 мая 2022 г. Архивировано (PDF) из оригинала 11 июля 2024 г. . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Швеция и Финляндия подписывают договор об обороне с Великобританией перед вступлением в НАТО» . Национальное обозрение . 11 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 3 июня 2023 года . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ «Политическая декларация солидарности Великобритании и Швеции» . GOV.UK. 11 мая 2022 г.
- ^ «Великобритания и Греция стремятся к укреплению оборонного партнерства» . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ «Великобритания и Греция стремятся к укреплению оборонного партнерства» . 8 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ «План действий по членству (MAP)» . НАТО (Пресс-релиз). 24 апреля 1999 г. NAC-S(99)66. Архивировано из оригинала 3 марта 2000 года . Проверено 5 февраля 2015 г.
- ^ «Пресс-релиз НАТО M-NAC-2 (97)155» . www.nato.int . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 27 сентября 2020 г.
- ^ Североатлантический договор , Вашингтон, округ Колумбия, 16 января 1963 г. [1949-04-04], заархивировано из оригинала 12 апреля 2023 г. , получено 10 марта 2022 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уотри, Дэвид М. (2014). Дипломатия на грани: Эйзенхауэр, Черчилль и Иден в холодной войне . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный текст
- «Рассекречено НАТО – Основополагающий договор» .
- Североатлантический договор [подписанный оригинал] в Национальном управлении архивов и документации
- договоры НАТО
- 1949 год в военной истории
- 1949 год, Вашингтон, округ Колумбия.
- События апреля 1949 года в Северной Америке
- События апреля 1949 года в Европе
- Договоры холодной войны
- Политические хартии
- Договоры, заключенные в 1949 г.
- Договоры вступили в силу в 1949 году.
- Договоры о создании межправительственных организаций
- Договоры Албании
- Договоры Бельгии
- Договоры Болгарии
- Договоры Канады
- Договоры Хорватии
- Договоры Дании
- Договоры Эстонии
- Договоры Финляндии
- Договоры Венгрии
- Договоры Исландии
- Договоры Италии
- Договоры Латвии
- Договоры Литвы
- Договоры Люксембурга
- Договоры Черногории
- Договоры Северной Македонии
- Договоры Норвегии
- Договоры Польши
- Договоры Румынии
- Договоры Словакии
- Договоры Словении
- Договоры Испании
- Договоры Швеции
- Договоры Чешской Республики
- Договоры Estado Novo (Португалия)
- Договоры Французской Четвертой республики
- Договоры Королевства Греции
- Договоры Нидерландов
- Договоры Соединенного Королевства
- Договоры Соединенных Штатов
- Договоры Турции
- Договоры Западной Германии