Jump to content

Североатлантический договор

Североатлантический договор
Страница аутентификации Североатлантического договора
Тип Военный союз
Расположение Вашингтон, округ Колумбия
Эффективный 24 августа 1949 г .; 74 года назад ( 1949-08-24 )
Состояние Ратификация большинством подписавших сторон, включая Бельгию, Канаду, Францию, Люксембург, Нидерланды, Великобританию и США.
Вечеринки
32
Депозитарий Правительство Соединенных Штатов Америки
Языки французский , английский
Полный текст
Североатлантический договор в Wikisource

Североатлантический договор и реализуется ею формирует правовую основу Организации Североатлантического договора (НАТО) . Договор Вашингтоне был подписан в , округ Колумбия , 4 апреля 1949 года.

Договор был подписан в Вашингтоне, округ Колумбия, 4 апреля 1949 года комитетом под председательством американского дипломата Теодора Ахиллеса . Ранее секретные переговоры проводились в Пентагоне с 22 марта по 1 апреля 1948 года, о которых Ахиллес сказал:

Переговоры длились около двух недель, и к тому времени, когда они закончились, было тайно решено, что договор будет, и черновик одного из них лежал у меня в нижнем ящике сейфа. Его никогда не показывали никому, кроме Джека [ Хикерсона ]. Я бы хотел сохранить его, но, уходя из Департамента в 1950 году, я послушно оставил его в сейфе, и мне так и не удалось отследить его в архивах. Он в значительной степени опирался на Договор Рио-де-Жанейро и немного на Брюссельский договор , который еще не был подписан, но проекты которого нас постоянно снабжали. Окончательный Североатлантический договор имел общую форму и во многом напоминал формулировки моего первого проекта, но с рядом важных отличий. [1]

По словам Ахилла, другим важным автором договора был Джон Д. Хикерсон :

Больше, чем любой человек, Джек нес ответственность за характер, содержание и форму Договора... Это был договор Хикерсона, заключенный одним человеком. [1]

Североатлантический договор, являющийся фундаментальным компонентом НАТО, является результатом желания США избежать чрезмерного расширения в конце Второй мировой войны и, следовательно, стремиться к многосторонности в Европе. [2] Это часть соглашения о коллективной обороне США с западноевропейскими державами, созданного после длительного и тщательного процесса. [3] Договор был создан с на вооруженное нападение Советского Союза на Западную Европу . расчетом [4] хотя пункт о взаимной самообороне никогда не применялся во время холодной войны .

Подписывая Североатлантический договор, стороны «полны решимости защитить свободу, общее наследие и цивилизацию народов, основанную на принципах демократии, свободы личности и верховенства закона». [5]

Члены-учредители

[ редактировать ]
Текущие страны-члены НАТО

Следующие двенадцать государств подписали договор и, таким образом, стали членами-основателями НАТО. Следующие лидеры подписали соглашение в качестве полномочных представителей своих стран в Вашингтоне, округ Колумбия , 4 апреля 1949 года: [6] [7]

Члены-неучредители, присоединившиеся до распада Советского Союза.

[ редактировать ]
Анимированная карта членства в НАТО с течением времени

Следующие четыре государства присоединились к договору после 12 государств-учредителей, но до распада Советского Союза:

Члены, присоединившиеся после распада Советского Союза.

[ редактировать ]

Следующие 16 государств присоединились к договору после распада Советского Союза:

Ни одно государство не отказалось от своего членства , но некоторые зависимые государства-члены не обратились с просьбой о членстве после того, как стали независимыми:

  •  Кипр (независимость от Соединенного Королевства в 1960 г.)
  •  Алжир (независимость от Франции в 1962 г.)
  •  Мальта (независимость от Соединенного Королевства в 1964 г.)

Статья 1 договора гласит, что стороны-члены «решают любые международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами таким образом, чтобы международный мир, безопасность и справедливость не подвергались угрозе, и воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы или применение силы любым способом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций». [5]

Члены стремятся способствовать стабильности и благополучию в Североатлантическом регионе посредством сохранения мира и безопасности в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций . [5]

Статья 2 договора предусматривает, что «Стороны будут способствовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов, обеспечения лучшего понимания принципов, на которых основаны эти институты, и содействия созданию условий стабильности». и благополучие. Они будут стремиться устранить конфликты в своей международной экономической политике и будут поощрять экономическое сотрудничество между кем-либо или всеми из них». [8] Это иногда называют « Канадской оговоркой» после того, как Пирсон настаивал на ее включении в договор. [9] Это включало предложения по созданию торгового совета, культурной программы, обмена технологиями и информационной программы. Из них были приняты только последние два. [10] [11] Тем не менее, этот вопрос был поднят наблюдателями, комментирующими торговые споры между членами. [12]

Статья 3 договора гласит: «В целях более эффективного достижения целей настоящего Договора Стороны отдельно и совместно, посредством постоянной и эффективной самопомощи и взаимопомощи, будут поддерживать и развивать свою индивидуальную и коллективную способность к противостоять вооруженному нападению». [5]

В 2022 году это было интерпретировано как основа для целевого показателя правила расходов на уровне 2% ВВП. [13] который был установлен в качестве свободного руководства в 2006 году. [14] Этот показатель был еще раз подтвержден во время саммита в Уэльсе в 2014 году .

Он также использовался в качестве основной концепции мандата по укреплению устойчивости членов: способности противостоять крупным стихийным бедствиям, сбоям в инфраструктуре или традиционным вооруженным нападениям и восстанавливаться после них. Это обязательство было впервые принято во время Варшавского саммита в 2016 году , а затем подтверждено и уточнено в связи с пандемией COVID-19 в 2021 году. [15] [16] В соответствии с документами НАТО это понимается как включающее семь ключевых областей:

  • Преемственность правительства во время кризиса
  • Устойчивость энергетической и электросетевой инфраструктуры
  • Иммиграционный контроль
  • Продовольственная и водная безопасность
  • Неотложная медицинская помощь
  • Устойчивые гражданские коммуникации
  • Эффективные транспортные сети [17]

Статья 4 обычно считается отправной точкой для крупных операций НАТО и, следовательно, предназначена либо для чрезвычайных ситуаций, либо для ситуаций неотложной помощи. Он официально призывает к консультациям по военным вопросам, когда «территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон находятся под угрозой». [18] После его вызова этот вопрос обсуждается в Североатлантическом совете и может формально привести к совместному решению или действию (логистическому, военному или иному) от имени Альянса. [19] С момента создания альянса он официально применялся семь раз. [20]

Ссылки на статью 4
нации Дата Причина Исход
 Турция февраль 2003 г. Иракская война . [20] [21] Операция «Отображение сдерживания» . [22]
 Турция июнь 2012 г. Сбит Сирией турецкий военный самолет . [20] Операция «Активный забор» . [23]
 Турция Октябрь 2012 г. Сирийские войска обстреливают турецкие города. [20]
 Латвия [24]

 Литва [25]
 Польша [26]

Март 2014 г. В ответ на аннексию Крыма Российской Федерацией . Развертывание прибрежных , военно-морских и военно-воздушных сил на Черном море Румынией, Болгарией и Турцией. [27] Осуждение и поддержка санкций стран-членов и международного сообщества. [28] Реформа и медицинская помощь украинскому правительству. [29] Создание расширенного передового присутствия НАТО . [30]
 Турция июль 2015 г. В ответ на взрыв в Суруче в 2015 году , который он приписал ИГИЛ , и другие проблемы безопасности вдоль своей южной границы. [19] [31] [32] [33]

Осуждение нападения [33] и переоценка активов НАТО в Турции . [34]

 Турция февраль 2020 г. Рост напряженности в рамках наступления на северо-западе Сирии , в том числе предполагаемый [35] Сирийские и российские авиаудары по турецким войскам . [36] [20] Усиление турецкой ПВО . [37] [38]
 Болгария

 Чешская Республика
 Эстония
 Латвия
 Литва
 Польша
 Румыния
 Словакия [39]

февраль 2022 г. 2022 Вторжение России в Украину . [40]

Защитное построение, [41] [42] материальная поддержка Украины , [43] и активизация Сил реагирования НАТО . [44] [45]

Также были случаи, когда на статью 4 формально не ссылались, а вместо этого угрожали. Фактически, это рассматривалось как одно из первоначальных намерений статьи 4: как средство поднятия проблем и предоставления странам-членам средства сдерживания. [46] Например, в ноябре 2021 года министерство иностранных дел Польши — вместе с Эстонией, Литвой и Латвией — на короткое время рассматривало возможность применения статьи 4 из-за кризиса с мигрантами в Беларуси , но официально этого не потребовалось. [47] [48]

Ключевым разделом договора является статья 5. Положение об обязательствах определяет casus foederis . Он обязывает каждое государство-член рассматривать вооруженное нападение на одно государство-член в районах, определенных статьей 6, как вооруженное нападение на них всех. В случае такого нападения каждое государство-член должно оказать помощь, предприняв «такие действия, которые [государство-член] считает необходимыми, включая использование вооруженной силы, для восстановления и поддержания безопасности Североатлантического региона». На эту статью ссылались только один раз, но она рассматривалась и в ряде других случаев.

теракты 11 сентября

[ редактировать ]

Статья 5 применялась только один раз в истории НАТО, после терактов 11 сентября 2001 года. [49] [50] Призыв был подтвержден 4 октября 2001 года, когда НАТО определило, что нападения действительно соответствуют условиям Североатлантического договора. [51] Восемь официальных действий, предпринятых НАТО в ответ на теракты 11 сентября, включали операцию «Орлиная помощь» и операцию «Активные усилия» , военно-морскую операцию в Средиземноморье , которая была разработана для предотвращения перемещения террористов или оружия массового уничтожения, а также для усиления безопасность судоходства в целом. Активные усилия начались 4 октября 2001 года. [52]

Угрожающие вызовы

[ редактировать ]
Угрозы по статье 5
Вечеринка Дата Причина
 Турция июнь 2012 г.

Сбит «невооруженный» турецкий военный самолет, который находился в «13 морских милях» от Сирии над «международными водами» во время «одиночной миссии по испытанию отечественных радиолокационных систем». [53] [54] 25 июня заместитель премьер-министра Турции заявил, что намерен поднять статью 5. [55]

 Турция август 2012 г.

Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «Могила Сулейман Шаха [в Сирии] и земля вокруг нее являются нашей территорией. Мы не можем игнорировать любое неблагоприятное действие против этого памятника, поскольку это было бы нападением на нашу территорию, а также нападением на Земля НАТО... Каждый знает свой долг и будет продолжать делать то, что необходимо». [56]

 Великобритания
 Соединенные Штаты
август 2022 г.

Председатель Специального комитета обороны Соединенного Королевства Тобиас Эллвуд заявил, что любое преднамеренное нападение на Запорожскую АЭС в Украине , которое может вызвать утечку радиации, будет нарушением статьи 5. Это заявление было сделано из-за опасений, что может произойти ядерная катастрофа. на оккупированном Россией заводе во время российского вторжения в Украину в 2022 году . На следующий день американский конгрессмен Адам Кинзингер заявил, что любая утечка радиации в страны НАТО приведет к гибели людей, что будет автоматическим применением статьи 5. [57]

 Албания Октябрь 2022 г.

Премьер-министр Албании Эди Рама сообщил, что его правительство рассматривало возможность применения статьи 5 в ответ на крупную кибератаку 15 июля 2022 года, нацеленную на критически важную и правительственную инфраструктуру, которая, как многие полагают, была осуществлена ​​от имени Ирана киберпреступниками, связанными с государством. [58] [59]

Статья 6 гласит, что статья 5 распространяется только на территории государств-членов в Европе, Северной Америке, Турции и островах в Атлантическом океане к северу от тропика Рака .

Разъяснение относительно территорий, к которым применяется статья 5, было дано статьей 2 Протокола к Североатлантическому договору о присоединении Греции и Турции, подписанного 22 октября 1951 года. [60] Последующие расширения, например, в Западную Германию в 1955 году, рассматривались таким же образом. [61]

В 1954 году, после аннексии Индией Дадры и Нагар-Хавели , португальское правительство было лишено возможности ссылаться на статью 5 из-за статьи 6, но в то время понималось, что можно ссылаться на статью 4. [62]

В августе 1965 года Государственный департамент США, Министерство обороны США и юридическое подразделение НАТО высказали мнение, что нападение на штат Гавайи американский не приведет к запуску договора, но нападение на остальные 49 штатов может. [63] Таким образом, испанские города Сеута и Мелилья на побережье Северной Африки не находятся под защитой НАТО, несмотря на претензии Марокко на них . Эксперты по правовым вопросам полагают, что другие статьи могут охватывать города испанской Северной Африки, но этот подход не был проверен на практике. [64] Именно поэтому такие события, как авиаудары по Бальюну, не привели к срабатыванию статьи 5, поскольку подвергшиеся нападению турецкие войска находились в Сирии, а не в Турции. [65]

16 апреля 2003 года НАТО согласилось принять на себя командование Международными силами содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане , в состав которых входят войска из 42 стран. Решение было принято по просьбе Германии и Нидерландов, двух государств, возглавлявших ISAF на момент заключения соглашения, и все девятнадцать послов НАТО одобрили его единогласно. Передача контроля НАТО произошла 11 августа и ознаменовала собой первый случай в истории НАТО, когда она взяла на себя ответственность за миссию за пределами района, очерченного статьей 6. [66]

Статьи 7 и 8

[ редактировать ]

В случае любого противоречия с другими международными обязательствами (за исключением Организации Объединенных Наций, которая по статье 7 заменяет собой НАТО) или при военном конфликте двух членов НАТО статья 8 вступает в силу. [ нужна ссылка ] Это наиболее важно в тех случаях, когда один член НАТО участвует в военных действиях против другого члена, в результате чего члены-нарушители будут приостановлены в отношении договора и, следовательно, защиты НАТО в целом. произошло несколько Этого пока не произошло, но между союзниками по НАТО военизированных споров , которые угрожали этому:

Милитаризованные межгосударственные конфликты НАТО
Дата Воюющие стороны Конфликт
1958–1961, 1972–73 и 1975–76 гг.  Бельгия
 Великобритания
 Западная Германия
 Исландия Тресковые войны
1974  Греция  Турция Турецкое вторжение на Кипр
1994–1996  Канада  Испания Палтусовая война
1992 – настоящее время  Греция  Турция Эгейский спор

Если бы возник конфликт внутри НАТО, существовали бы внутринатовские альянсы, которые вместо этого были бы активированы в случае приостановки. Ниже приводится список таких активных военных союзов внутри НАТО.

Военные альянсы внутри НАТО
С Члены Имя
1373  Португалия
 Великобритания
Англо-португальский договор 1373 г.
1940  Канада
 Соединенные Штаты
Огденсбургское соглашение
1958  Великобритания
 Соединенные Штаты
Соглашение между США и Великобританией о взаимной обороне
2010  Франция
 Великобритания
Договоры Ланкастерского дома
2020  Франция
 Германия
Аахенский договор
2019  Греция
 Соединенные Штаты
Соглашение о взаимном оборонном сотрудничестве [67] [68] [69]
2021  Франция
 Греция
Франко-греческое соглашение об обороне
2022  Финляндия
 Великобритания
Соглашение об обороне между Великобританией и Финляндией [70] [71]
2022  Швеция
 Великобритания
Соглашение об обороне между Великобританией и Швецией [72] [71]
2023  Греция
 Великобритания
Англо-греческое соглашение об обороне [73] [74]

Учреждает Североатлантический совет и является единственным органом НАТО, полномочия которого черпаются непосредственно из договора. Его основными целями, как указано в договоре, является обеспечение соблюдения статей 3 и 5.

Статья 10

[ редактировать ]

Статья 10 определяет процесс, посредством которого другие страны могут вступить в НАТО, что осуществляется по единогласному согласию нынешних членов НАТО. Более того, новые члены НАТО могут состоять только из других европейских стран. На практике это превратилось в набор планов действий, которым должна следовать страна, стремящаяся стать членом, включая механизм Плана действий по членству (MAP). [75] и формула интенсивного диалога. [76]

Статья 11

[ редактировать ]

В статье 11 указан процесс первоначальной ратификации договора. Каждая подписавшая страна должна была ратифицировать договор посредством соответствующей конституционной процедуры. Для вступления договора в силу его должны были ратифицировать Бельгия, Канада, Франция, Люксембург, Нидерланды, Великобритания и США.

Статья 12

[ редактировать ]

Статья 12 определяет процесс внесения поправок в договор при условии, что такие поправки по-прежнему затрагивают Североатлантический регион и не нарушают Устав Организации Объединенных Наций. На практике это использовалось только для того, чтобы четко разграничить, какие территории находятся под контролем НАТО .

Статья 13

[ редактировать ]

Статья 13 ограничивает процесс выхода члена из НАТО, который просто состоит из уведомления страны-члена за один год правительству США, выступающему в роли депозитария договора , которое затем распространяет уведомление среди других стран-членов. Это рассматривалось - рядом стран-членов, но до сих пор не произошло, за исключением вывода войск из за независимости бывших территорий или зависимостей (а именно, Алжира, Мальты и Кипра).

В противном случае ближайшим вариантом для страны-члена будет выход из структуры военного командования НАТО, но не из НАТО полностью. Это произошло с Францией в 1966 году , которая воссоединилась в 2009 году; и с Грецией в 1974 году , которая воссоединилась в 1980 году после того, как новое турецкое военное правительство сняло свои возражения против возвращения Греции.

Статья 14

[ редактировать ]

В статье 14 говорится, что официальными языками НАТО являются английский и французский, а также указано, что правительство Соединенных Штатов должно распространить копии договора среди других стран-членов.

Изменения с момента подписания

[ редактировать ]

Были выпущены три официальные сноски, отражающие изменения, внесенные с момента написания договора: [77]

Относительно статьи 6:

  • Определение территорий, к которым применяется статья 5, было пересмотрено статьей 2 Протокола к Североатлантическому договору о присоединении Греции и Турции, подписанного 22 октября 1951 года.

Относительно статьи 6:

  • 16 января 1963 года Североатлантический совет отметил, что в отношении бывших алжирских департаментов Франции соответствующие положения этого Договора стали неприменимы с 3 июля 1962 года.

Относительно статьи 11:

  • Договор вступил в силу 24 августа 1949 года после сдачи на хранение ратификационных грамот всеми подписавшими его государствами.

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Присоединился как Королевство Греция .
  2. ^ Присоединилась как Западная Германия . После воссоединения в 1990 году бывшая территория Восточной Германии оказалась под защитой НАТО.
  1. ^ Jump up to: а б «Интервью по устной истории Теодора Ахилла» . Библиотека Трумэна. Архивировано из оригинала 20 июля 2018 года . Проверено 29 мая 2014 г.
  2. ^ Ча, Виктор (зима 2009–2010 гг.). «Игра в силе: истоки альянсов США в Азии». Международная безопасность . 34 (3): 158–196. дои : 10.1162/исек.2010.34.3.158 . S2CID   57566528 .
  3. ^ Мабон, Дэвид В. (май 1988 г.). «Неуловимые соглашения: предложения Тихоокеанского пакта 1949–1951 годов». Тихоокеанский исторический обзор . 57 (2): 147–178. дои : 10.2307/4492264 . JSTOR   4492264 .
  4. ^ «Краткая история НАТО» . НАТО . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д «Об этой коллекции | Договоры США и другие международные соглашения | Цифровые коллекции | Библиотека Конгресса» (PDF) . Библиотека Конгресса . Архивировано (PDF) из оригинала 29 марта 2021 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
  6. ^ Беванс, Чарльз Ирвинг (1968). «Североатлантический договор». Договоры и другие международные соглашения Соединенных Штатов Америки 1776–1949 гг . Том. 4, Многосторонний, 1946–1949 гг. Вашингтон, округ Колумбия: Государственный департамент. п. 831. LCCN   70600742 . ОСЛК   6940 . Архивировано из оригинала 9 октября 2023 года . Проверено 1 мая 2013 г.
  7. ^ «Рассекречено НАТО – стороны, подписавшие договор» . НАТО. Архивировано из оригинала 26 июня 2023 года . Проверено 26 марта 2017 г.
  8. ^ НАТО. «Североатлантический договор» . НАТО . Архивировано из оригинала 14 сентября 2011 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
  9. ^ «Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в колледже Мэсси, Торонто (Канада)» . Архивировано из оригинала 7 июня 2023 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
  10. ^ «КАНАДА И НАТО» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г. Идеи отчета о расширении экономического партнерства и культурных связей не были реализованы, но были приняты две основные инициативы: более надежная информационная программа, позволяющая лучше объяснять НАТО и ее миссию аудитории стран-членов, и создание Научной программы НАТО, которая стимулировала научные исследования. и технологические инновации во всем Альянсе, а также оказал поддержку многим нобелевским лауреатам.
  11. ^ «Отчет Комитета трех по невоенному сотрудничеству в НАТО» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 2 ноября 2022 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
  12. ^ Элдон, Стюарт (7 марта 2017 г.). «Брексит и безопасность» . Архивировано из оригинала 23 марта 2023 года . Проверено 4 апреля 2022 г.
  13. ^ Янс, Карлин (18 марта 2022 г.). «Повысит ли российское вторжение бюджет НАТО?» . Клингендальский институт. Архивировано из оригинала 31 мая 2023 года . Проверено 28 марта 2022 г. что выходит за рамки идеи целевого показателя в 2%. Это потребует сосредоточения внимания на уровнях готовности Североатлантического союза, в центре которого будет процесс оборонного планирования НАТО, направленный на решение всего спектра задач. Статья 3 НАТО останется основополагающим принципом, позволяющим сделать это реальностью.
  14. ^ «Пресс-брифинг официального представителя НАТО Джеймса Аппатурая после заседания Североатлантического совета на уровне министров обороны» . 8 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 г. . Проверено 28 марта 2022 г. Наконец, я должен добавить, что страны НАТО посредством всеобъемлющего политического руководства обязались приложить усилия для достижения целевого показателя в 2% ВВП, выделяемого на оборонные расходы. Позвольте мне прояснить: это не жесткое обязательство, что они это сделают. Но это обязательство работать в этом направлении. И это будет первый шаг в рамках Альянса.
  15. ^ «Обязательство повысить устойчивость: выпущено главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Варшаве» . 8 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2023 г. . Проверено 31 марта 2022 г.
  16. ^ «Усиленная приверженность устойчивости» . 15 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2023 года . Проверено 31 марта 2022 г.
  17. ^ «Устойчивость и статья 3» . 11 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2023 года . Проверено 31 марта 2022 г.
  18. ^ «Доклад Комитета трёх по невоенному сотрудничеству в НАТО» . НАТО.int . 13 декабря 1956 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2022 года . Проверено 25 февраля 2022 г. Особое внимание должно быть обращено, как это прямо признано в статье 4 Договора, на вопросы, имеющие неотложную и непосредственную важность для членов НАТО, а также на «чрезвычайные» ситуации, когда может возникнуть необходимость тщательно проконсультироваться о национальных линиях поведения, влияющих на интересы членов НАТО в целом. Однако существует постоянная потребность в эффективных консультациях на ранней стадии по текущим проблемам, чтобы можно было разрабатывать национальную политику и предпринимать действия на основе полного понимания взглядов и интересов всех членов НАТО. Хотя все члены НАТО обязаны консультироваться со своими партнерами по соответствующим вопросам, большая доля ответственности за такие консультации обязательно лежит на более влиятельных членах Сообщества.
  19. ^ Jump up to: а б telegraph.co.uk: «Турция созывает экстренную встречу НАТО для обсуждения ИГИЛ и РПК». Архивировано 16 октября 2022 г. в Wayback Machine , 26 июля 2015 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д и «Процесс консультаций и статья 4» . НАТО.int . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2022 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
  21. ^ Заявление генерального секретаря НАТО лорда Робертсона о мерах в отношении возможной угрозы Турции (Речь). 10 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2022 г. Проверено 25 февраля 2022 г.
  22. ^ «Завершение операции «Показательное сдерживание» и консультаций по статье 4 по безопасности» . 16 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2021 г. Проверено 26 февраля 2022 г.
  23. ^ «Заявление министров иностранных дел НАТО по поводу размещения Патриотов в Турции» . 5 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 27 февраля 2022 г. Как ясно дал понять Североатлантический совет 26 июня и 3 октября, мы поддерживаем Турцию в духе твердой солидарности. Мы, министры иностранных дел стран НАТО, заявляем о нашей решимости сдерживать угрозы Турции и защищать ее. В ответ на запрос Турции НАТО приняло решение усилить возможности противовоздушной обороны Турции, чтобы защитить население и территорию Турции и способствовать деэскалации кризиса вдоль границы Альянса.
  24. ^ «СБ ООН, ЕС и НАТО проведут срочные встречи по поводу Украины» . 1 марта 2014 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 6 марта 2014 г. Тем временем Литва и Латвия призвали Североатлантический совет, руководящий орган НАТО, провести внеочередное заседание по Украине, сославшись на соображения безопасности. , Turkishpress.com
  25. ^ Форд, Мэтт (1 марта 2014 г.). «Захват Россией Крыма заставляет нервничать бывшие советские государства» . Атлантика . Архивировано из оригинала 4 марта 2014 года . Проверено 4 марта 2014 г. Линас Линкявичюс , министр иностранных дел Литвы, отреагировал в субботу, сославшись на статью 4 Североатлантического договора... только в четвертый раз в истории альянса.
  26. ^ Бейкер, Питер (3 марта 2014 г.). «Высшим россиянам грозят санкции США из-за крымского кризиса» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 24 июля 2014 года . Проверено 4 марта 2014 г. НАТО созвало свое второе экстренное заседание по Украине в ответ на запрос Польши в соответствии со статьей 4 Североатлантического договора, касающейся угроз безопасности и независимости государства-члена.
  27. ^ "Пресс-конференция генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга по итогам заседания Комиссии НАТО-Украина" . 26 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 г. Проверено 27 февраля 2022 г. НАТО увеличило свое присутствие в Черноморском регионе на суше, а также за счет воздушной охраны Черноморского региона, включая Черное море, и у нас есть регулярное присутствие НАТО в Черном море с военно-морским потенциалом. Тогда, конечно, у нас есть три прибрежных государства: Румыния, Турция и Болгария.
  28. ^ «Заявление Североатлантического совета по Крыму» . 18 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2022 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
  29. ^ «Заявление генерального секретаря НАТО по поводу внеочередного заседания Комиссии НАТО-Украина» . 26 января 2015 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 г. Проверено 27 февраля 2022 г.
  30. ^ «Военная игра НАТО впервые защищает слабое место Балтии» . ЕВРАКТИВ МЕДИА СЕТЬ Б.В. 19 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 2 ноября 2022 года . Проверено 27 апреля 2022 г.
  31. ^ Форд, Дана (27 июля 2015 г.). «Турция призывает к редким переговорам НАТО после атак на сирийской границе» . CNN . Архивировано из оригинала 16 октября 2022 года . Проверено 27 июля 2015 г.
  32. ^ nytimes.com: «Турция и США планируют создать в Сирии «безопасную зону» свободную от ИГИЛ». Архивировано 16 октября 2022 г. на Wayback Machine , 27 июля 2015 г.
  33. ^ Jump up to: а б «Заявление Североатлантического совета по итогам заседания в рамках статьи 4 Вашингтонского договора» . 28 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 г. Проверено 27 февраля 2022 г.
  34. ^ «Заявление министров иностранных дел стран НАТО о гарантиях Турции» . 1 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 27 февраля 2022 г. На основании нашего решения от декабря 2012 года Североатлантический союз усиливает противовоздушную оборону Турции. Мы по-прежнему полны решимости, в духе 28 на 28, продолжать разработку дополнительных мер гарантий НАТО, и союзники работают над подготовкой других возможных вкладов.
  35. ^ «Россия отрицает причастность к авиаударам по турецким войскам в Идлибе» . Ежедневный Сабах . 28 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2020 года . Проверено 1 марта 2022 г.
  36. ^ «Греция наложила вето на заявление НАТО о поддержке Турции на фоне эскалации ситуации в Сирии» . 29 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2020 года . Проверено 1 марта 2022 г. Позже российские военные пояснили, что сирийская армия атаковала террористов «Хайат Тахрир аш-Шам», действующих в провинции, добавив, что сирийские правительственные силы не были проинформированы о турецком присутствии в этом районе.
  37. ^ «Заявление Генерального секретаря после консультаций по статье 4» . 28 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 27 февраля 2022 г.
  38. ^ «Беженцы достигают границы с Грецией, поскольку ЕС требует от Турции выполнения своих миграционных обязательств» . euronews.com . 28 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2020 года . Проверено 28 февраля 2020 г. . Экстренная встреча, состоявшаяся в пятницу утром в Брюсселе, была проведена в соответствии со статьей 4 учредительного договора НАТО, которая позволяет любому союзнику запросить консультации, если он чувствует, что его территориальная целостность, политическая независимость или безопасность находятся под угрозой.
  39. ^ «НАТО обязуется защищать всю свою территорию после нападения России» . АП НОВОСТИ . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
  40. ^ "Польша хочет активировать четвертую статью Вашингтонского договора. Заявление уже подано" . К Вещи . 24 февраля 2022 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 г.
  41. ^ «Заявление Североатлантического совета по поводу нападения России на Украину» . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2023 года . Проверено 1 марта 2022 г. Сегодня мы провели консультации по статье 4 Вашингтонского договора. Мы решили, в соответствии с нашим оборонным планом по защите всех союзников, предпринять дополнительные шаги для дальнейшего укрепления сдерживания и защиты во всем Альянсе.
  42. ^ «НАТО направит тысячи коммандос в страны вблизи Украины» . Аль Джазира . 25 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2022 года . Проверено 26 февраля 2022 г.
  43. ^ «Столтенберг объявляет об увеличении помощи» . НРК (на норвежском языке). 28 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
  44. ^ «НАТО приводит боевые самолеты в боевую готовность, чтобы увеличить присутствие войск на восточном фланге» . Звезда . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года.
  45. ^ Кук, Лорн. «Лидеры НАТО согласились поддержать восточные силы после вторжения» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года.
  46. ^ Шеррод Л. Бамгарднер. «Статья 4 Североатлантического договора» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 года . Проверено 26 февраля 2022 г. В 1954 году первый генеральный секретарь НАТО лорд Исмей подчеркнул, что консультации по статье 4 являются мерой сдерживания перед вооруженным нападением.
  47. ^ «Польша рассматривает возможность активации четвертой статьи НАТО, — заявил премьер-министр» . 14 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
  48. ^ «Страны Балтии обещают поддержку Польше по статье 4 НАТО» . 16 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 1 марта 2022 года . Проверено 1 марта 2022 г.
  49. ^ НАТО: Ключевые события (хронология). Архивировано 5 ноября 2014 г. в Wayback Machine , 2001 г.: «Крупномасштабные террористические атаки в Нью-Йорке и Вашингтоне, округ Колумбия - НАТО впервые в истории применяет статью 5 и принимает более широкий подход к безопасности».
  50. ^ Дейли, Сюзанна (13 сентября 2001 г.). «ПОСЛЕ НАПАДЕНИЙ: АЛЬЯНС; Впервые НАТО ссылается на Совместный оборонный пакт с США» The New York Times . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года . Проверено 26 мая 2017 г.
  51. ^ «Обновление НАТО: применение статьи 5 подтверждено – 2 октября 2001 г.» . НАТО.int. Архивировано из оригинала 25 августа 2010 года . Проверено 22 августа 2010 г.
  52. ^ «Операции НАТО с 1949 года по настоящее время» (PDF) . НАТО . 22 января 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2013 г. . Проверено 4 сентября 2013 г.
  53. Todayszaman.com: «Турция сообщает, что самолет сбит в международном воздушном пространстве». Архивировано 26 июня 2015 г. в Wayback Machine , 24 июня 2012 г.
  54. ^ Todayszaman.com: «Турция не будет ссылаться на статью 5, война НАТО в Сирии маловероятна, как никогда». Архивировано 27 июня 2015 г. в Wayback Machine , 25 июня 2015 г.
  55. ^ «Турция: Сирийский самолет сбил атаку на все НАТО» . СегодняЗаман . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года.
  56. Анкара предостерегает от нападения на могилу. Архивировано 19 октября 2017 г. в Wayback Machine , Hürriyet Daily News, 7 августа 2012 г.
  57. ^ «Великобритания и США предъявили России ультиматум из-за провокаций на Запорожской АЭС» . Устав 97 . 20 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2022 года . Проверено 20 августа 2022 г.
  58. ^ Миллер, Мэгги (5 октября 2022 г.). «Албания взвешивает возможность ссылаться на статью 5 НАТО вместо иранской кибератаки» . Политик . Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года . Проверено 5 октября 2022 г.
  59. ^ Уотсон, Эдриен (7 сентября 2022 г.). «Заявление официального представителя СНБ Эдриен Уотсон о кибератаке Ирана на Албанию» . Белый дом . Архивировано из оригинала 7 сентября 2022 года . Проверено 5 октября 2022 г.
  60. ^ «Протокол к Североатлантическому договору о присоединении Греции и Турции» . Архивировано из оригинала 18 июля 2023 года . Проверено 17 марта 2024 г.
  61. ^ Антоанета Боева и Иван Новотный, Объем и историческое развитие статьи 6, 34 Emory Int'l L. Rev. 121 (2019). Архивировано 9 февраля 2024 года в Wayback Machine.
  62. ^ Адамс Шмидт, Дана (3 сентября 1954 г.). «НАТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНДИИ ВЗГЛЯД НА КОЛОНИИ; заявляет, что Лиссабон имеет право просить державы проконсультироваться, но не действовать в отношении угрозы Гоа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 марта 2024 г.
  63. ^ Холл, Джон (8 августа 1965 г.). «Гавайям не хватает прикрытия НАТО в случае нападения» . Чикаго Трибьюн . УПИ. п. 4. Архивировано из оригинала 10 января 2019 года . Проверено 9 января 2019 г. - через Newspapers.com. Значок открытого доступа.
  64. ^ «Находятся ли Сеута и Мелилья под зонтиком НАТО?» . Нейтральный (на испанском языке). 2 октября 2021 г. из оригинала 25 февраля. Архивировано Получено 25 февраля.
  65. ^ «Проблемы Турции в Идлибе: есть ли ответ в статье 5 Североатлантического договора?» . 20 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 13 января 2024 года . Проверено 1 марта 2022 г.
  66. ^ Дэвид П. Ауэрсвальд и Стивен М. Сайдеман, ред. НАТО в Афганистане: сражаемся вместе, сражаемся в одиночку (Принстон, UP, 2014 г.)
  67. ^ «США и Греция подписывают пересмотренное соглашение о сотрудничестве в сфере обороны» . Новости США. Архивировано из оригинала 15 ноября 2019 года . Проверено 3 ноября 2019 г.
  68. ^ «Греция и США приветствуют стратегические отношения после подписания оборонного соглашения» . Новый Афинянин. Архивировано из оригинала 6 ноября 2019 года . Проверено 4 ноября 2019 г.
  69. ^ Памук, Хумейра (14 октября 2021 г.). «Блинкен заявляет, что продление оборонного соглашения между США и Грецией будет способствовать укреплению стабильности в Восточном Средиземноморье» . Рейтер . Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 года . Проверено 6 января 2023 г.
  70. ^ «СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО – ФИНЛЯНДИЯ ЗАЯВЛЕНИЕ ХЕЛЬСИНКИ, 11 МАЯ 2022 ГОДА» (PDF) . GOV.UK. 11 мая 2022 г. Архивировано (PDF) из оригинала 11 июля 2024 г. . Проверено 13 августа 2023 г.
  71. ^ Jump up to: а б «Швеция и Финляндия подписывают договор об обороне с Великобританией перед вступлением в НАТО» . Национальное обозрение . 11 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 3 июня 2023 года . Проверено 13 августа 2023 г.
  72. ^ «Политическая декларация солидарности Великобритании и Швеции» . GOV.UK. 11 мая 2022 г.
  73. ^ «Великобритания и Греция стремятся к укреплению оборонного партнерства» . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 7 марта 2023 г.
  74. ^ «Великобритания и Греция стремятся к укреплению оборонного партнерства» . 8 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 7 марта 2023 г.
  75. ^ «План действий по членству (MAP)» . НАТО (Пресс-релиз). 24 апреля 1999 г. NAC-S(99)66. Архивировано из оригинала 3 марта 2000 года . Проверено 5 февраля 2015 г.
  76. ^ «Пресс-релиз НАТО M-NAC-2 (97)155» . www.nato.int . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 27 сентября 2020 г.
  77. ^ Североатлантический договор , Вашингтон, округ Колумбия, 16 января 1963 г. [1949-04-04], заархивировано из оригинала 12 апреля 2023 г. , получено 10 марта 2022 г. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уотри, Дэвид М. (2014). Дипломатия на грани: Эйзенхауэр, Черчилль и Иден в холодной войне . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 763de32f099418dffe91d7c261474658__1721044920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/58/763de32f099418dffe91d7c261474658.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
North Atlantic Treaty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)