Светские игры
Светские светские или игры [ 1 ] ( Ludi Saeculares ) — древнеримский религиозный праздник, включавший жертвоприношения , театральные представления и публичные игры ( ludi ). Он проводился в Риме нерегулярно в течение трех дней и ночей, чтобы отметить конец различных эпох ( saecula ) и отпраздновать начало следующих. [ 2 ] В частности, римляне считали saeculum максимально продолжительной продолжительностью человеческой жизни: 100 или 110 лет; [ 3 ] [ 4 ] как таковой, он использовался для обозначения различных столетий, особенно годовщин со дня основания Рима .
Согласно римской мифологии , Светские игры начались как Тарентийские игры ( Ludi Tarentini ), когда сабинянин по имени Валезиус молился об излечении от болезней своих детей и получил сверхъестественное указание принести жертвы на Марсовом поле Дису Патеру и Прозерпине , божествам Римской мифологии. подземный мир. Некоторые древние авторы проследили официальные празднования Игр еще в 509 году до нашей эры, но единственные четко засвидетельствованные празднования во времена Римской республики имели место в 249 и 140-х годах до нашей эры. Они включали в себя жертвоприношения богам подземного мира в течение трех ночей подряд. Игры были возрождены в 17 г. до н.э. первым римским императором Августом , при этом ночные жертвоприношения на Марсовом поле теперь были переданы Моэрам ( судьбам), Илифиям (богиням деторождения) и Терра Матер («Матери-Земле»). Игры 17 г. до н.э. также ввели дневные жертвоприношения римским божествам на Капитолийских и Палатинских холмах. Некоторые жертвоприношения необычно предназначались для совершения замужними женщинами. [ 5 ] Каждое жертвоприношение сопровождалось театральными представлениями. [ 6 ] Более поздние императоры проводили празднования в 88 и 204 годах нашей эры, после перерыва примерно в 110 лет. Однако их также провел Клавдий в 47 году нашей эры в честь 800-летия основания Рима. [ 7 ] что привело ко второму циклу Игр в 148 и 248 годах. Игры были прекращены при более поздних христианских императорах.
Республика
[ редактировать ]Согласно римской мифологии, рассказанной Зосимой , светские игры возникли благодаря сабинянину по имени Валезиус, предку Валериев . [ 8 ] [ 9 ] Когда его дети серьезно заболели, он молился домашним богам об их исцелении, предлагая взамен отдать свою жизнь. Голос велел ему отвезти их в Тарент и напоить водой из Тибра , нагретой на алтаре Дис Патера и Прозерпины . [ 10 ] Предположив, что ему предстоит отправиться в греческую колонию Тарент на юге Италии, он вместе со своими детьми отправился в путешествие. Плывя по Тибру, голос повелел ему остановиться на Марсовом поле , в месте, которое также называлось Тарентом. Когда он согрел воду из реки и дал ее детям, они чудесным образом исцелились и уснули. Проснувшись, они сообщили Валезиусу, что во сне им явилась некая фигура и велели семье принести жертву Дису Патеру и Прозерпине . Раскопав, Валесиус обнаружил, что на этом месте был похоронен алтарь этим божествам, и выполнил ритуал в соответствии с инструкциями. [ 11 ] [ 12 ]
Празднование Игр в Римской республике плохо задокументировано. Хотя некоторые римские антиквары отследили их еще в 509 г. до н. э., [ 13 ] некоторые современные ученые считают, что первое празднование, о котором достоверно известно, состоялось в 249 г. до н.э., во время Первой Пунической войны . [ 14 ] [ 15 ] Но даже историчность более поздних республиканских Светских игр 249 и 146 годов оспаривается. [ 16 ] По словам Варрона , антиквара I века до нашей эры, Игры были введены после того, как ряд предзнаменований с Сивиллинскими книгами ознакомились привел к тому, что квиндецимвиры . [ 17 ] В соответствии с инструкциями, содержащимися в этих книгах, в Таренте на Марсовом поле в течение трёх ночей приносились жертвы божествам подземного мира Дису Патеру и Прозерпине . Варрон также утверждает, что был дан обет повторять Игры каждые сто лет, и еще одно празднование действительно состоялось либо в 149, либо в 146 году до нашей эры, во время Третьей Пунической войны . [ 15 ] [ 18 ] Однако Бирд, Норт и Прайс предполагают, что Игры 249 и 140-х годов до н.э. проводились из-за непосредственного давления войны, и что только с возрождением в 140-х годах они стали считаться регулярным празднованием столетия . [ 19 ] Такая последовательность событий могла бы привести к празднованию в 49 г. до н. э., но, очевидно, этому помешали гражданские войны.
Август
[ редактировать ]Игры были возрождены в 17 г. до н.э. первым императором Рима Августом . Дата была оправдана Сивиллинским оракулом, призывавшим проводить Игры каждые 110 лет, а также новой реконструкцией республиканской истории Игр, согласно которой первое празднование было проведено в 456 году до нашей эры. [ 20 ]
Перед самими Играми глашатаи ходили по городу и приглашали людей на «зрелище, которого они никогда не видели и никогда больше не увидят». [ 12 ] Квиндецимвиры храме сидели на Капитолии и в Аполлона на Палатине и раздавали свободным гражданам факелы, серу и асфальт для сжигания в качестве средства очищения. (Возможно, это было создано по образцу очистительных ритуалов Парилии , годовщины основания Рима.) [ 21 ] Также были принесены в жертву пшеница, ячмень и бобы. [ 12 ]
Сенат постановил, что протокол Игр должен быть установлен в Таренте , месте на Марсовом поле. [ 22 ] Эта надпись частично сохранилась. [ 23 ] и предлагает информацию о церемониях. [ 24 ] Ночные жертвоприношения приносились не божествам подземного мира Дису Патеру и Прозерпине, а Моэрам ( судьбам), Илифиям (богиням родов) и Терра Матер («Матери-Земле»). Это были «более щедрые почести, которые, тем не менее, разделяли с Дисом Патером и Прозерпиной двойные характеристики: они были греками по номенклатуре и не имели культа в римском государстве». [ 25 ] Ночные жертвоприношения греческим божествам на Марсовом поле чередовались с дневными жертвоприношениями римским божествам на Капитолийском и Палатинском холмах.
Дата | Время | Расположение | Божества | Жертвы |
---|---|---|---|---|
31 мая | Ночь | Марсово поле | Мечтать | 9 ягнят, 9 коз |
1 июня | День | Капитолийский холм | Юпитер Оптимус Максимус | 2 быка |
1 июня | Ночь | Марсово поле | Илифии (Εἰλείθυια) | 27 жертвенных лепешек (по 9 каждого из трёх видов) |
2 июня | День | Капитолийский холм | Юнона Регина | 2 коровы |
2 июня | Ночь | Марсово поле | Терра Матер | Беременная свиноматка |
3 июня | День | Палатинский холм | Аполлон и Диана | 27 жертвенных лепешек (по 9 каждого из трёх видов) |
Ключевые роли сыграли Август и его зять Марк Випсаний Агриппа в качестве членов квиндецимвиров ; Август один участвовал в ночных жертвоприношениях, но в дневных жертвоприношениях к нему присоединился Агриппа. После жертвоприношений 3 июня хоры мальчиков и девочек спели « Carmen Saeculare» , сочиненную по этому случаю поэтом Горацием . [ 26 ] Этот гимн исполнялся и на Палатине, и затем на Капитолии, но в его словах основное внимание уделяется палатинским божествам Аполлону и Диане, которые были более тесно связаны с Августом. Гимн еще больше усложняет чередование жертвоприношений греческих и римских божеств, обращаясь к греческим божествам под латинскими именами. [ 25 ]
Каждое жертвоприношение сопровождалось театральными представлениями. После того, как основные жертвоприношения были закончены, дни с 5 по 11 июня были посвящены греческим и латинским пьесам, а 12 июня прошли гонки на колесницах и зрелищные охотничьи представления. [ 24 ]
Более поздние игры
[ редактировать ]Игры продолжали отмечать и при более поздних императорах, но для определения их дат использовались две разные системы расчета. Клавдий провел их в 47 году нашей эры, чтобы отпраздновать 800-летие со дня основания Рима. [ 18 ] [ 27 ] По словам Светония , объявление герольда о зрелище, «которое никто никогда не видел и никогда больше не увидит», позабавило его слушателей, некоторые из которых присутствовали на Играх при Августе. [ 28 ]
При последующих императорах Игры отмечались как по системе Августа, так и по системе Клавдия. Домициан провел его в 88 году нашей эры. [ 18 ] [ 29 ] возможно, через 110 лет после запланированного празднования Августа в 22 г. до н.э., [ 30 ] и за ним последовал Септимий Север в 204 году нашей эры, через 220 лет после фактического празднования Августа. [ 12 ] [ 18 ] В обоих случаях тщательно соблюдалась процедура, использовавшаяся в 17 г. до н.э. [ 31 ] Антонин Пий 21 августа 148 г. [ 32 ] и Филипп I в 248 году последовал за Клавдием в праздновании 900- и 1000-летия основания Рима соответственно. Они включали ритуалы в Храме Венеры и Ромы вместо Тарента, и дата, вероятно, была изменена на Парилию 21 апреля. [ 31 ] В случае Антонина Пия игры были связаны с его деценналиями , празднованием первых десяти лет его собственного правления. [ 32 ]
К 314 году, через 110 лет после Игр Септимия Севера, императором стал христианин Константин I , и светских игр не проводилось. Языческий историк Зосима ( ок . 498–518), написавший наиболее подробный из дошедших до нас отчетов об Играх, обвинил это пренебрежение традиционным ритуалом в упадке Римской империи . [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рюпке, Йорг (2018). Пантеон: новая история римской религии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 193–203. ISBN 978-1-4008-8885-6 .
- ^ Даннинг, Сьюзен Билинский (6 июня 2022 г.). «Трансформация секулума и его риторики в построении и отказе от римской имперской власти». В Форе, Ричард; Валли, Симон-Пьер; Цукер, Арно (ред.). Представления о времени в греческой и римской античности . Берлин: Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110736076-008 . ISBN 978-3-11-073607-6 .
- ^ Хаазе, Марейле; Рюпке, Йорг (2002). «Саекулум». У Юбера Канчика; Хельмут Шнайдер; Кристин Ф. Салазар; Дэвид Э. Ортон (ред.). Новый Поли Брилла: Энциклопедия древнего мира . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e1027080 . ISBN 978-90-04-12259-8 .
- ^ Билинский Даннинг, Сьюзен (ноябрь 2017 г.). «Секулум» . Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.8233 . ISBN 978-0-19-938113-5 .
- ^ Дарья, Штербенц Эркер (2 мая 2018 г.). «Новый» фестиваль Августа: центральная роль ритуалов замужних женщин в Ludi Saeculares 17 г. до н. э.». Нумен . 65 (4): 377–404. дои : 10.1163/15685276-12341504 . ISSN 1568-5276 .
- ^ Бойс, Алин Абечерли (1941). «Процессии в Acta Ludorum Saecularium». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 72 : 36–48. дои : 10.2307/283039 . JSTOR 283039 .
- ^ Тацит, Корнелий Фюрно, Генри (ред.). Анналы XI (на латыни) (изд. 1907 г.). Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 17.
Светские игры через восемьсот лет после основания Рима.
- ^ Билинский Даннинг, Сьюзен (2020). «Республиканская Ludi Saeculares как культ рода Валериан» . История . 69 (2): 208. doi : 10.25162/historia-2020-0010 . ISSN 0018-2311 . S2CID 216460005 .
- ^ Билинский Даннинг, Сьюзен (март 2016 г.). «Светские игры» . Оксфордский классический словарь . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.5781 . ISBN 978-0-19-938113-5 .
- ^ Уоткинс, Калверт (1991). «Латинский tarentum Accas , ludi Saeculares и индоевропейская эсхатология». У Уинфреда П. Лемана; Хелен-Джо Якуш Хьюитт (ред.). Типология языка 1988: Типологические модели в реконструкции . Амстердам занимается теорией и историей лингвистической науки. Том. 81. Амстердам: Бенджаминс. п. 135. дои : 10.1075/cilt.81.10ват . ISBN 978-90-272-3578-7 .
- ^ Валериус 2.4.5 Максимус
- ^ Jump up to: а б с д и Зосима 2
- ^ Цензорин 17.10 .
- ^ Бирд и др. , том. 1, стр. 71–72.
- ^ Jump up to: а б Ливи , Periochae 49.6. Архивировано 4 декабря 2018 г. в Wayback Machine .
- ^ Белый 1973 .
- ^ Варрон в Цензорине 17.8 .
- ^ Jump up to: а б с д Цензорин 17.11
- ^ Бирд и др. , том. 1, стр. 71–72, 111.
- ^ Бирд и др. , том. 1, с. 205. Оракул сохранен у Зосимы 2 , а также переведен Браундом, нет. 770. Этот цикл логически привел бы к Играм в 16, а не в 17 г. до н. э.; причина расхождения неясна (Beard et al. , т. 1, с. 205 и н. 126).
- ^ Бирд и др. , том. 1, с. 203.
- ^ Браунд, нет. 768.
- ^ Надпись CIL VI, 32323 = AE 2002, 192 , с английским переводом .
- ^ Jump up to: а б Бирд и др. , том. 2, нет. 5.7b = Браунд, нет. 769.
- ^ Jump up to: а б Фини, Деннис (2003). « Светские люди и Светская Кармен ». В Андо, Клиффорд (ред.). Римская религия . Эдинбургские чтения по древнему миру. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 106–116. doi : 10.3366/edinburgh/9780748615650.003.0027 . ISBN 978-0-7486-1565-0 . JSTOR 10.3366/j.ctt1r2b8s.15 .
- ^ Боллок, Янош (2001). « Кармен светская и Светские люди » (PDF) . Античные исследования . 45 (1): 63–73. дои : 10.1556/AntTan.45.2001.1-2.7 . ISSN 0003-567X .
- ^ Тацит , Анналы 11.11 .
- ^ Светоний , Клавдий 21.2 .
- ^ Собоцински, Мелани Грунов (2006). «Визуализация церемонии: дизайн и аудитория чеканки Ludi Saeculares Домициана». Американский журнал археологии . 110 (4): 581–602. дои : 10.3764/aja.110.4.581 . JSTOR 40025059 . S2CID 192958570 .
- ^ Светоний, Домициан 4.3 , с Джонсом и Милнсом, с. 130.
- ^ Jump up to: а б Бирд и др. , том. 1, с. 206.
- ^ Jump up to: а б Раше, Маргарита (1980), « Деценналии и Винценналии sous la Dynastie des Antonines» [ Деценналии и Виценналии при династии Антонинов], Обзор древних исследований [ Revue des Études Anciennes ] (на французском языке), vol. 82, Бордо: Университетское издательство Бордо, стр. 200–242 .
Библиография
[ редактировать ]- Борода, Мэри; Норт, Джон А.; Прайс, Саймон (1998). Религии Рима . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-30401-6 . (т. 1). (т. 2).
- Браунд, Дэвид К. (1985). Август Нерону: Справочник по римской истории 31 г. до н.э. – 68 г. н.э. Тотова: Барнс и Ноубл. ISBN 978-0-389-20536-4 .
- Джонс, Брайан; Роберт Милнс (2002). Светоний: Императоры Флавии: исторический комментарий . Лондон: Бристоль Классикал Пресс. ISBN 978-1-85399-613-9 .
- Пиги, Джованни Баттиста (1965). О светских видах спорта римского народа Квирития (2-е изд.). Амстердам: Шипперс.
- Шнегг, Бербель (2020). Die Inschriften zu den Ludi seculares. Журнал светских игр (на латыни и немецком языке). Берлин/Бостон: де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110607833 . ISBN 978-3-11-060783-3 .
- Уайт, Питер (1973). «Светские игры» Республики – летописный вымысел». Объявления Немецкого археологического института, Римское отделение . 80 : 205-217.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Светские игры ». Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 573. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в