Амаги Линейный крейсер класса
![]() Дизайн для Амаги класса
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители |
|
Операторы | Императорский флот Японии |
Предшественник | Конго класс |
Преемник | Конструкция Б-65 |
Построен | 1920–1922 |
Планируется | 4 |
Завершенный | 1 (переоборудован в авианосец ) |
Отменено | 3 |
Потерянный | 1 |
Списано | 3 |
Общие характеристики | |
Тип | Линейный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 251,8 м (826 футов) |
Луч | 30,8 м (101 фут) |
Черновик | 9,5 м (31 фут) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 паровые турбины |
Скорость | 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) |
Диапазон | 8000 миль (15000 км; 9200 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) |
Дополнить | 1,600 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Класс Амаги флота « ( 天城型 , Амаги-гата ) представлял собой серию из четырёх линейных крейсеров, запланированных для Императорского флота Японии (IJN) в составе Восемь-восемь» в начале 1920-х годов. Корабли должны были называться Амаги , Акаги , Атаго и Такао . Конструкция «Амаги» представляла собой, по сути, удлиненную версию «Тоса» линкора типа , но с более тонким бронепоясом и палубой , более мощной двигательной установкой и измененной компоновкой вторичного вооружения . Они должны были нести одну и ту же главную батарею из десяти орудий калибра 41 см (16,1 дюйма) и развивать максимальную скорость 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час).
Ограничения, наложенные Вашингтонским военно-морским договором 1922 года , не позволили завершить этот класс так, как было задумано. Однако договор имел ограниченное разрешение на переоборудование в авианосцы уже строящихся корпусов . Оба «Амаги» и «Акаги» предназначались для переоборудования, но землетрясение настолько сильно повредило корпус «Амаги» , что корабль был списан. «Акаги» был реконструирован как авианосец и с отличием служил в составе « Кидо Бутай» во время Второй мировой войны , участвуя в нападении японцев на Перл-Харбор, а затем был потоплен в битве за Мидуэй .
Дизайн
[ редактировать ]Размеры и оборудование
[ редактировать ]Корабли имели плановое водоизмещение 41 217 тонн (40 566 длинных тонн ) и 47 000 тонн (46 000 длинных тонн) при полной загрузке . Проект класса имел длину 250 м (820 футов) по ватерлинии и общую длину 251,8 м (826 футов) . Корабли должны были иметь ширину 30,8 м (101 фут) и осадку 9,5 м (31 фут). [ 1 ] и использовал бы четыре гребных вала, приводимых в движение паровыми турбинами Gihon . Конструкторский состав намеревался использовать турбины, которые должны были приводиться в действие 19 водотрубными котлами «Кампон» , одиннадцать из которых работали на жидком топливе, а остальные восемь должны были использовать в качестве топлива смесь нефти и угля. Эта система была разработана для обеспечения мощности на валу 131 200 лошадиных сил (97 800 кВт) при максимальной скорости 30 узлов (56 км / ч; 35 миль в час). Планируемые запасы топлива составили 3900 тонн нефти и 2500 тонн угля. Корабли имели запланированную крейсерскую скорость 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час), а с полными запасами топлива корабли имели бы максимальную дальность полета 8000 морских миль (15000 км; 9200 миль). [ 1 ]
Вооружение
[ редактировать ]Корабли должны были быть оснащены главной батареей из десяти орудий калибра 41 см (16,1 дюйма) L/45. [ А 1 ] орудия в пяти двухорудийных башнях , хотя вместо них могла использоваться пушка L/50, испытанная в 1920 году. Орудия выпустили бронебойные снаряды зарядом 224 кг (494 фунта) массой 1000 кг (2200 фунтов) с метательным на скорости 790 м/с (2600 футов/с) и скорострельности от 1,5 до 2,5 выстрелов в минуту. Каждое орудие имело 90 патронов и примерный ресурс ствола 250–300 выстрелов. Башни должны были располагаться по центральной линии: две сверхстрелковые в носовой части и три в кормовой части надстройки . Орудийные башни весили 1004 тонны (1020 тонн) и допускали наклон до -5 градусов и угол возвышения 30 градусов. [ 2 ]
ПМК должен был состоять из шестнадцати орудий калибра 14 см (5,5 дюйма) L/50, установленных в казематах по центру корабля. Эти орудия стреляли снарядами массой 38 кг (84 фунта) и использовали 10,33–10,97 кг (22,8–24,2 фунта) пороха при начальной скорости 850–855 м/с (2790–2810 футов/с). Орудия имели максимальный угол возвышения 25 градусов, что обеспечивало максимальную дальность стрельбы 17,5 км (10,9 миль). [ 3 ] Четыре, позже увеличенные до шести, 12-см (4,7 дюйма) зенитные орудия L/45 должны были быть установлены на миделе корабля, а также восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 61 см (24 дюйма) . [ 1 ]
Броня
[ редактировать ]Планировалось, что класс Амаги будет защищен основным поясом толщиной 254 мм (10,0 дюйма) с наклоном 12 градусов и торпедной переборкой толщиной 73 мм (2,9 дюйма). главной батареи Барбеты были спроектированы так, чтобы иметь толщину брони 230–280 мм (9,1–11,0 дюйма), а боевая рубка имела толщину брони от 76 мм (3 дюйма) до максимум 356 мм (14,0 дюйма). ). Палубная броня должна была иметь толщину 98 мм (3,9 дюйма). [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Опыт русско-японской войны убедил специалистов по военно-морскому планированию в необходимости более быстрых крупных кораблей, поэтому 4 апреля 1907 года Имперский совет обороны утвердил политику «восемь-восемь» . Первоначально этот план предусматривал наличие флота из восьми линкоров и восьми броненосных крейсеров , возраст которых не должен превышать десяти лет (позже его заменили на восемь линейных крейсеров , а возраст сократили до восьми лет). Однако появление линкора- дредноута поначалу подорвало этот план; учитывая слабую и неразвитую экономику Японии и огромную нагрузку, оказанную ей во время русско-японской войны (Япония вышла из войны победительницей, но банкротом), [ 4 ] запуск HMS Dreadnought стал «катастрофой» для Японии. [ 5 ]
В 1907 году Япония была на полпути к созданию восемь-восемь, имея «Катори» два недавно поставленных линкора ( класса в составе флота «Сацума» ) и еще два ( класса ) и четыре броненосных крейсера, утвержденных или находящихся в стадии строительства. Кроме того, было разрешено строительство еще трех линкоров и четырех броненосных крейсеров, но не было профинансировано. Однако военно-морские технологии менялись; старые линкоры, включая все линкоры Японии, находящиеся в эксплуатации или строящиеся, [ А 2 ] были быстро устарели с вводом в строй HMS Dreadnought (отсюда и термины «дредноут» и «преддредноут» ), а броненосные крейсеры казались бесполезными перед лицом новых линейных крейсеров, закладываемых Великобританией и Германией. IJN признал это и в 1909 году предложил заказать два линейных крейсера по британским планам: один будет построен в Великобритании, а другой - дома. Эти два корабля стали Конго классом . Еще одна пара Kongo была позже построена в Японии. [ 5 ]
В 1910 году еще существовало разрешение на строительство одного линкора и четырех броненосных крейсеров. Этот линкор, более тяжелобронированная версия линейных крейсеров типа «Конго» , стал первым японским супердредноутом « Фусо» . С этими кораблями Япония, казалось, приближалась к цели восемь-восемь; однако эти новые корабли представляли собой «новый уровень военно-морской мощи» IJN и сделали все предыдущие японские крупные корабли устаревшими. Это означало, что любому военно-морскому планировщику, стремящемуся к созданию флота восемь-восемь, пришлось бы задействовать еще семь линкоров и еще четыре линейных крейсера. [ 5 ] в то время, когда Япония пыталась пережить мировую экономическую депрессию. [ 4 ]
После предложений IJN в 1911 и 1912 годах о масштабных программах судостроения кабинет министров пришел к компромиссу и остановился на плане «четыре-четыре»; согласно этому закону были разрешены три новых линкора (другой «Фусо» корабль класса и два «Исэ» корабля класса ) и ни одного нового линейного крейсера. [ 6 ] Военно-морской флот не согласился и вместо этого призвал к созданию флота «восемь-четыре», в то время как Имперский совет обороны призвал к первоначальному флоту «восемь-восемь». Кабинет министров уступил, и к июлю 1914 года было решено сначала создать флот восемь-четыре, а затем флот восемь-восемь. План восемь-четыре был представлен Сейму Японии в 1915 году; к 1923 году он намеревался иметь восемь линкоров и четыре линейных крейсера, а также построить два линкора «Нагато» класса и два «Тоса» линкора класса . Проблема заключалась в том, что по старому плану все корабли флота восемь-восемь должны были быть моложе восьми лет; к тому времени, когда эти новые корабли будут построены, «Фусо» и первые два корабля «Конго» уже устареют. [ 7 ]
План был одобрен в 1917 году вместе с финансированием строительства двух линейных крейсеров класса «Амаги» . В конце 1917 года ВМФ предложил расширить план восемь-четыре, добавив еще два линейных крейсера; это было одобрено, и «Амаги» были заказаны еще два корабля класса . Однако наличие заказанных восьми 41-сантиметровых (16 дюймов) артиллерийских кораблей (четырех линкоров и четырех линейных крейсеров) стало огромным финансовым бременем для Японии, которая тратила около трети своего национального бюджета на военно-морской флот. Огромный размер и масштаб программы строительства быстро привели к увеличению стоимости военно-морского строительства и вооружения. [ 7 ]
Строительство, отмена и преобразование
[ редактировать ]
«Акаги» был заложен первым кораблем этого класса; Строительство началось 6 декабря 1920 года на военно-морской верфи в Куре . Амаги последовал за ним десять дней спустя на военно-морской верфи Йокосука . Планируемые сроки сдачи первой пары кораблей - декабрь и ноябрь 1923 года соответственно. «Атаго» был заложен в Кобе на верфи Кавасаки 22 ноября 1921 года и должен был быть завершен в декабре 1924 года. «Такао» , четвёртый и последний корабль этого класса, был заложен на верфи Мицубиси в Нагасаки 19 декабря 1921 года. и также планировалось завершить в декабре 1924 года. [ 1 ] Корабли были названы в честь нескольких гор: Амаги , Акаги , Атаго и Такао . [ А 3 ] Первоначально Такао должен был называться Ашитака в честь горы Ашитака . [ 8 ]
Вашингтонский военно-морской договор , подписанный в феврале 1922 года, значительно сократил тоннаж, разрешенный для крупных кораблей в подписавших его странах. Договор также установил мораторий на строительство новых военных кораблей; Среди отмененных в соответствии с этим линейных крейсеров было по одному классу из Японии, США и Великобритании: класс «Амаги» , «Лексингтон» класс и класс G3 соответственно. [ 9 ] Договор действительно позволял переоборудовать корпуса линкоров и линейных крейсеров, строящихся в настоящее время, в авианосцы, но только при условии, что водоизмещение этих новых авианосцев не будет превышать 27 000 тонн. Учитывая, что класс Амаги был рассчитан на водоизмещение 47 000 т (46 000 длинных тонн; 52 000 коротких тонн) при полной загрузке в конфигурации линейного крейсера, [ 1 ] получить такое перемещение было бы довольно сложно. Однако американцы также столкнулись с той же проблемой при проектировании конверсии своего класса «Лексингтон» , поэтому к договору было добавлено исключение, инициированное помощником министра военно-морского флота США Теодором Рузвельтом-младшим , которое давало пяти подписавшим сторонам возможность конвертировать его. от двух строившихся крупных кораблей до 33-тысячных авианосцев. [ 10 ] [ 11 ] Это привело к тому, что США и Япония быстро перезаказали по два корабля каждый. Япония выбрала для переоборудования «Амаги» и «Акаги» , два корабля, ближайшие к завершению. [ 1 ] Их орудия были переданы Императорской японской армии для использования в качестве береговой артиллерии ; три их главных артиллерийских башни были установлены в Токийском заливе , в Пусане , Корея, и на острове Ики в Цусимском проливе . Остальные орудия были выведены в резерв и списаны в 1943 году. [ 12 ]

в сентябре 1923 года Великое землетрясение Канто в Токио вызвало значительные повреждения корпуса Амаги . Конструкция была слишком сильно повреждена, чтобы ее можно было использовать, и работы по переоборудованию были прекращены. «Амаги» был исключен из списка военно-морского флота и продан на слом, который начался 14 апреля 1924 года. Два других корабля, «Атаго» и «Такао» , были официально списаны два года спустя (31 июля 1924 года) и разобраны на слом на стапелях . [ 1 ] Недостроенный «Тоса» линкор типа «Кага» , работы над которым были остановлены 5 февраля 1922 года, был перезаказан в авианосец для замены «Амаги» . [ 13 ]
Акаги в качестве авианосца Карьера
[ редактировать ]
Переоборудование «Акаги» началось 19 ноября 1923 года и завершилось в марте 1927 года. Однако странный набор полетных палуб, установленных на «Акаги» — главная посадочная палуба, наложенная на две короткие взлетные палубы — оказался неудовлетворительным, и корабль был отозван. из действительной службы в 1935 г. на модернизацию. Две нижние полетные палубы были удалены, главная палуба была удлинена до 250 м (820 футов) и был добавлен третий лифт. [ 14 ] Переоборудование завершилось в 1938 году. [ 15 ] Акаги поддерживал операции у берегов Китая в начале 1939 и 1940 годов и прошел капитальный ремонт в ноябре 1940 года. [ 15 ]
Акаги служил вице-адмирала Тюичи Нагумо во флагманом время нападения на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. [ 16 ] Нагумо Кидо Бутай , состоящий из авианосцев Акаги , Кага , Хирю , Сорю , Сёкаку и Дзуйкаку при поддержке эскорта, нанес две волны авиаударов по американской базе в Перл-Харборе в результате разрушительной внезапной атаки. Американские потери включали потопление четырех линкоров и двух эсминцев и уничтожение почти 200 самолетов. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
19 февраля 1942 года самолеты из Акаги , Хирю , Сорю и Каги участвовали в бомбардировке Дарвина, Австралия . [ 19 ] [ 20 ] 27 февраля их бомбардировщики серьезно повредили старый американский авианосец USS Langley , который впоследствии был затоплен своим эскортом. [ 21 ]
Акаги и авианосцы Хирю и Сорю были отправлены в марте 1942 года со смешанным составом линкоров, крейсеров и эсминцев в Индийский океан, чтобы вступить в бой с британским флотом и поддержать запланированные атаки на Цейлон . Во время рейда в пасхальное воскресенье 5 апреля авианосцы нанесли удар по британской базе в Коломбо , уничтожив несколько самолетов и потопив вооруженный торговый крейсер и старый эсминец HMS Tenedos . в гавани [ 19 ] [ 22 ] Японский флот также заметил тяжелые крейсеры HMS Dorsetshire и HMS Cornwall в море ; оба корабля были потоплены в результате подавляющей воздушной атаки. [ 19 ] 9 апреля авианосцы атаковали британские объекты в Тринкомали , уничтожив самолеты и потопив авианосец HMS Hermes , эсминец HMAS Vampire и корвет HMS Hollyhock . [ 23 ]
Битва за Мидуэй
[ редактировать ]В конце мая 1942 года, стремясь выманить и уничтожить неуловимые американские авианосцы, японские войска организовали атаки на Алеутские острова на Аляске и атолл Мидуэй в западной части Тихого океана. [ 24 ] Нагумо на борту Акаги повел Кагу , Сорю и Хирю , а также корабли поддержки Первого авианосного ударного отряда к Мидуэю. [ 25 ] [ 26 ] В ходе первой атаки японские самолеты нейтрализовали небольшой отряд истребителей и нанесли серьезный ущерб американским объектам. [ 24 ] [ 27 ] Торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики, отправленные с Мидуэя для нападения на японский флот, не принесли большого эффекта, но японский план атаки был расшифрован дешифровщиками, и самолеты американских авианосцев уже были в пути. [ 28 ] Бомбардировщики-торпедоносцы USS Hornet , USS Enterprise и USS Yorktown последовательно присоединились к атаке, вынудив японские авианосцы яростно маневрировать, чтобы избежать торпед, и лишив их возможности запустить дополнительные самолеты. [ 29 ] Американские пикирующие бомбардировщики, прибывшие с опозданием из-за трудностей с обнаружением флота, вскоре нанесли смертельные удары по Акаги , Каге и Сорю . [ 29 ] Йорктаун , пострадавший от попаданий Хирю бомбардировщиков , сумел вернуться в бой только для того, чтобы через пару часов получить два торпедных попадания. [ 29 ] Горящий Йорктаун был покинут, но ее разведчики определили Хирю , а бомбардировщики с « местонахождение Энтерпрайза» вывели Хирю из строя четырьмя бомбовыми ударами. [ 29 ] Япония потеряла все четыре авианосца Первого авианосного ударного соединения у Мидуэя. [ 30 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ L/45 обозначает длину стволов орудия; в данном случае ружье имеет диаметр 45 калибров , а это означает, что длина ружья в 45 раз превышает его диаметр.
- ↑ Хотя «Сацума» линкоры класса технически были «полудредноутами» из-за их тяжелой вторичной батареи, «Дредноут» все же сделал их устаревшими .
- ↑ В книге Конвея «Все боевые корабли мира» (стр. 235) говорится, что Такао был назван в честь города Такао, Формоза , и некоторые источники повторяют это. Однако название Такао для японских военных кораблей появилось еще до переименования города, и Лакруа (стр. 122) утверждает, что это название просто было повторно использовано для линейного крейсера.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гардинер и Грей (1984), с. 235
- ^ ДиДжулиан, Тони (19 апреля 2007 г.). «Японский 41 см/45 (16,1 дюйма) для 3-го года обучения, 40 см/45 (16,1 дюйма) для 3-го года обучения» . Navweaps.com. Архивировано из оригинала 24 января 2009 года . Проверено 18 января 2009 г.
- ^ ДиДжулиан, Тони (23 августа 2007 г.). «Японский 5,5 дюймов/50 (14 см) 3-го года обучения» . Navweaps.com. Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 18 января 2009 года .
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей (1984), с. 222
- ^ Jump up to: а б с Гардинер и Грей (1984), с. 223
- ^ Гардинер и Грей (1984), стр. 222–223.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей (1984), с. 224
- ^ Катагири, стр. 93.
- ^ См.: Вашингтонский военно-морской договор, Глава II, Часть III, Раздел II.
- ^ Фридман (1983), с. 43
- ^ См.: Вашингтонский военно-морской договор, глава I, статья IX.
- ^ Гиббс и Тамура (1982), стр. 192, 194.
- ^ Ред. Гардинера и Грея. (1984), с. 232
- ^ Тихо, с. 12
- ^ Jump up to: а б Котани, Кен. «Перл-Харбор: японское планирование и структура управления» в Марстоне (2005), стр. 32–33.
- ^ « Акаги (Авианосец, 1927–1942)» . Командование военно-морской истории и наследия. 21 марта 1999 года. Архивировано из оригинала 10 мая 2010 года . Проверено 6 октября 2009 г.
- ^ Хойт (2001), стр. 225–228.
- ^ Котани, Кен. «Перл-Харбор: японское планирование и структура управления» в Марстоне (2005), стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б с д Ирландия (1998), с. 190
- ^ Хойт (2001), с. 260
- ^ «Лэнгли» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 6 октября 2009 г.
- ^ Хойт (2001), с. 268
- ^ Ирландия (1998), с. 191
- ^ Jump up to: а б Ирландия (1998), с. 197
- ^ С любовью, Роберт. «Высота безумия» в Марстоне (2005), с. 89
- ^ Хойт (2001), с. 293
- ^ Хойт (2001), с. 295
- ^ С любовью, Роберт. «Высота безумия» в Марстоне (2005), с. 93
- ^ Jump up to: а б с д Ирландия (1998), с. 200
- ^ С любовью, Роберт. «Высота безумия» в Марстоне (2005), с. 97
Библиография
[ редактировать ]- ДиДжулиан, Тони. «Navweaps.com: Военно-морское вооружение, военно-морские технологии и военно-морские воссоединения» . Округ Бакс, штат Пенсильвания.
- Фридман, Норман (1983). Авианосцы США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-739-9 . OCLC 8763586 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 . OCLC 12119866 .
- Гиббс, Джей и Тамура, Тошио (1982). «Вопрос 51/80». Военный корабль Интернешнл . XIX (2): 190, 194–195. ISSN 0043-0374 .
- Хойт, Эдвин П. (2001). Японская война: Великий Тихоокеанский конфликт . Нью-Йорк: Cooper's Square Press. ISBN 0-8154-1118-9 .
- Ирландия, Бернард (1998). Джейн «Военно-морская история Второй мировой войны» . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 0-00-472143-8 .
- Катагири, Дайдзи (1988). Название корабля Хроники Объединенного флота Императорского флота Японии . Япония: Кодзинся. ISBN 4-7698-0386-9 .
- Лакруа, Эрик (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Марстон, Дэниел, изд. (2005). Товарищ по Тихоокеанской войне . Osprey Publishing Ltd. Оксфорд: ISBN 1-84176-882-0 .
- Стилле, Марк (2005). Авианосцы Императорского флота Японии 1921–45 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-853-7 . OCLC 57638857 .
- « Вашингтонский военно-морской договор » 1922 года . Вашингтонская военно-морская конференция .
- Словарь боевых кораблей американского флота . Командование военно-морской истории и наследия , Министерство военно-морского флота США . Печатные издания 1959–1991 гг.; цифровая версия доступна на сайте Online DANFS Project .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница Haze Grey & Underway, посвященная японским линейным крейсерам, дредноутам и полудредноутам.