АИДА (маркетинг)
Маркетинг |
---|

— Маркетинговая модель AIDA это модель в классе, известном как модели иерархии эффектов или иерархические модели , каждая из которых подразумевает, что потребители проходят ряд шагов или стадий, когда принимают решения о покупке. Эти модели представляют собой линейные, последовательные модели, построенные на предположении, что потребители проходят ряд когнитивных (мышления) и аффективных (чувств) стадий, кульминацией которых является поведенческая стадия (например, покупка или испытание). [1]
Шаги, предложенные моделью AIDA
[ редактировать ]Шаги, предлагаемые моделью AIDA, следующие: [2] [3]
- Внимание – потребитель узнает о категории, продукте или бренде (обычно через рекламу).
- ↓
- Интерес . Потребитель становится заинтересованным, узнав о преимуществах бренда и о том, как бренд соответствует образу жизни.
- ↓
- Желание – у потребителя развивается благоприятное расположение к бренду.
- ↓
- Действие . Потребитель формирует намерение о покупке, ходит по магазинам, участвует в пробном периоде или совершает покупку.
современных вариантов модели заменяют внимание осознанием . Некоторые из Общей чертой всех иерархических моделей является то, что реклама действует как стимул (S), а решение о покупке — как реакция (R). Другими словами, модель AIDA — это прикладная модель «стимул-реакция» . В литературе можно найти ряд иерархических моделей, включая иерархию эффектов Лавиджа, DAGMAR и варианты AIDA. Иерархические модели доминировали в теории рекламы. [4] и из этих моделей модель AIDA является одной из наиболее широко применяемых. [5]
По мере того, как потребители перемещаются по иерархии эффектов, они проходят как стадию когнитивной обработки, так и стадию аффективной обработки, прежде чем произойдет какое-либо действие. Таким образом, все иерархические модели эффектов включают в себя познание (C)-аффект (A)-поведение (B) в качестве основных этапов базовой поведенческой последовательности. [6] В некоторых текстах эта последовательность называется моделями «Обучение → Чувство → Действия» или CAB (когнитивно-аффективно-поведенческая модель).
- Познание (Осознание/обучение) → Аффект (Чувство/интерес/желание) → Поведение (Действие, например, покупка/испытание/потребление/использование/обмен информацией) [7]

Базовая модель AIDA — одна из старейших иерархических моделей, которая используется уже более столетия. Использование иерархической системы, такой как AIDA, дает маркетологу детальное понимание того, как целевые аудитории меняются с течением времени, и дает представление о том, какие типы рекламных сообщений могут быть более эффективными в разные моменты времени. Двигаясь от шага к шагу, общее количество перспектив уменьшается. Это явление иногда называют « воронкой покупок ». Относительно большое количество потенциальных покупателей узнает о продукте или бренде, затем проявляет интерес меньшая группа потенциальных покупателей, и лишь относительно небольшая часть доходит до фактической покупки. Этот эффект также известен как «воронка продаж», «маркетинговая воронка» или «воронка продаж». [8]
Модель также широко используется в сфере продаж и рекламы. Согласно исходной модели, «шаги, которые должен предпринять продавец на каждом этапе, следующие:
- I этап. Закрепите внимание.
- Этап II. Удерживайте внимание посредством интереса.
- Этап III. Пробудите желание.
- Этап IV. Создайте уверенность и веру.
- Этап V. Безопасное решение и действие.
- Этап VI. Создать удовлетворение». [9]
Критика
[ редактировать ]Основным недостатком модели AIDA и других иерархических моделей является отсутствие эффектов после покупки, таких как удовлетворенность, потребление, повторное патронажное поведение и другие поведенческие намерения после покупки, такие как рекомендации или участие в подготовке онлайн-обзоров продуктов. [10] Другая критика включает в себя зависимость модели от линейного характера и иерархической последовательности. Эмпирические исследования показали, что модель плохо предсказывает фактическое поведение потребителей. [11] Кроме того, обширный обзор литературы, посвященной рекламным эффектам, проведенный Вакрацасом и Амблером, не нашел практической поддержки иерархических моделей. [1]
Другая важная критика иерархических моделей включает в себя их опору на концепцию линейного иерархического процесса реагирования. [12] Действительно, некоторые исследования показывают, что потребители обрабатывают рекламную информацию двумя путями, а именно одновременно когнитивным (мышление) и аффективным (чувством). [13] Это понимание привело к разработке класса альтернативных моделей, известных как интегративные модели. [13]
Варианты
[ редактировать ]Чтобы исправить некоторые недостатки модели, ряд современных иерархических моделей изменили или расширили базовую модель AIDA. Некоторые из них включают этапы после покупки, в то время как другие варианты представляют собой адаптации, разработанные с учетом роли новых цифровых и интерактивных средств массовой информации, включая социальные сети и сообщества брендов. Однако все они следуют основной последовательности, которая включает в себя познание-аффект-поведение. [14]
Избранные варианты AIDA:
- Базовая модель AIDA: Осведомленность → Интерес → Желание → Действие. [15]
- Иерархия эффектов Лавиджа и др.: Осведомленность → Знание → Симпатия → Предпочтение → Убежденность → Покупка. [16]
- Модель Макгуайра: Презентация → Внимание → Понимание → Уступчивость → Удержание → Поведение. [17]
- Модифицированная модель AIDA: Осведомленность → Интерес → Убежденность → Желание → Действие (покупка или потребление). [18]
- Модель AIDAS: Внимание → Интерес → Желание → Действие → Удовлетворение. [19]
- AISDALSМодель любви : Осведомленность → Интерес → Поиск → Желание → Действие → Нравится/не нравится → Поделиться → Любовь/Ненависть. [20]
Происхождение
[ редактировать ]Термин AIDA и общий подход обычно приписывают американскому пионеру рекламы и продаж Э. Сент-Элмо Льюису . [21] В одной из своих публикаций о рекламе Льюис постулировал как минимум три принципа, которым должна соответствовать реклама:
Миссия рекламы – привлечь читателя, чтобы он посмотрел рекламу и начал ее читать; затем заинтересовать его, чтобы он продолжал ее читать; затем убедить его, чтобы, прочитав, он поверил этому. Если реклама содержит эти три качества успеха, это успешная реклама. [22]
По словам Ф.Г. Кулсена, «Льюис развил свое обсуждение принципов рекламы, исходя из формулы, согласно которой хороший текст должен привлекать внимание, пробуждать интерес и вызывать убежденность». [23] Фактически, формула с тремя шагами появилась анонимно в номере « Printers' Ink» от 9 февраля 1898 года: «Миссия рекламы — продавать товары. Для этого она, конечно, должна привлекать внимание; но привлечение внимания — это только вспомогательная деталь. В объявлении должно быть содержание, которое заинтересует и убедит после того, как будет привлечено внимание» (с. 50).
6 января 1910 года Льюис выступил в Рочестере с докладом на тему «Поддерживает ли рекламу наука?» в котором он сказал:
Я помню, с каким чувством смирения и доброй терпимости некоторые из старых рекламщиков слышат слова писателя: «Вся реклама должна привлекать внимание, поддерживать интерес, вызывать желание, вызывать действие». Даже эта примитивная попытка поставить рекламное искусство под дань формуле вызвала гнев помазанников десять лет назад, и нам пришлось подвергнуться немалому количеству более или менее добродушных поддразнивания. Но сейчас мы не так много слышим о подобных вещах; некоторые из «выскочек молодых людей» десятилетней давности теперь получают большие зарплаты, благодаря чему эта простая формула работает. [24]
Важность привлечения внимания читателя как первого шага в копирайтинге была признана еще в рекламной литературе, как показано в « Справочнике для рекламодателей» и «Руководстве по рекламе» :
Первые слова всегда печатаются заглавными буквами, чтобы привлечь внимание, и важно, чтобы они были такими, чтобы они могли привлечь внимание тех, кому они адресованы, и побудить их читать дальше. [25]
Предшественником Льюиса был Джозеф Аддисон Ричардс (1859–1928), рекламный агент из Нью-Йорка, который сменил своего отца в руководстве одним из старейших рекламных агентств в Соединенных Штатах. В 1893 году Ричардс написал рекламу своего бизнеса, содержащую практически все этапы модели AIDA, но без иерархического упорядочения отдельных элементов:
Как привлечь внимание к тому, что говорится в вашей рекламе; как удержаться до тех пор, пока не будут сообщены новости; как вселить уверенность в истинности того, что говоришь; как разжечь аппетит к дополнительной информации; как сделать так, чтобы эта информация усилила первое впечатление и привела к покупке; как все это делать, – Ах, это красноречиво, деловые новости рассказываю, и это мое дело. [26]
В период с декабря 1899 года по февраль 1900 года компания Bissell Carpet Sweeper Company организовала конкурс на лучшую письменную рекламу. Фреду Мейси, председателю правления компании Fred Macey Co. в Гранд-Рапидсе (штат Мичиган), который в то время считался экспертом по рекламе, было поручено изучить материалы, поданные в компанию. Принимая решение, он рассмотрел, среди прочего, каждое рекламное объявление в следующем отношении:
1. Реклама должна получить «Внимание», 2г. Обладая вниманием, оно должно создавать «Интерес», 3d. Имея интерес читателя, он должен вызвать «Желание купить», 4-е место. Создать желание купить должно помочь «Решение». [27]
Однако первый опубликованный пример общей концепции был в статье Фрэнка Хатчинсона Дьюксмита (1866–1935) в 1904 году. Четырьмя шагами Дьюксмита были внимание, интерес, желание и убежденность. [28] Впервые аббревиатура AIDA была использована в статье К. П. Рассела в 1921 году, где он писал:
Самый простой способ запомнить эту формулу — вызвать «закон ассоциации», который является старым надежным средством запоминания. Следует отметить, что при чтении вниз первые буквы этих слов образуют оперу «Аида». Когда вы начнете письмо, скажите себе «Аида», и вы не ошибетесь, по крайней мере, в том, что касается формы вашего письма. [29]
Полезность модели не ограничивалась исключительно рекламой. Основные принципы модели AIDA были широко приняты торговыми представителями, которые использовали шаги для подготовки эффективных торговых презентаций после публикации в 1911 году книги Артура Шелдона « Успешные продажи». [30] К исходной модели Шелдон добавил удовлетворение , чтобы подчеркнуть важность повторного патронажа.
AIDA является стержнем рекламной части 4P маркетингового комплекса , причем сам комплекс является ключевым компонентом модели, связывающей потребности клиентов через организацию с маркетинговыми решениями. [31]
Теоретические разработки в области иерархии моделей эффектов
[ редактировать ]Литература по маркетингу и рекламе породила ряд иерархических моделей. [5] В обзоре более 250 статей Вакрацас и Эмблер (1999) обнаружили мало эмпирической поддержки какой-либо из иерархий эффектов. [1] Несмотря на эту критику, некоторые авторы утверждают, что иерархические модели продолжают доминировать в теории, особенно в области маркетинговых коммуникаций и рекламы. [32]
Вся иерархия моделей эффектов имеет несколько общих характеристик. Во-первых, все они представляют собой линейные, последовательные модели, построенные на предположении, что потребители проходят серию шагов или стадий, включающих когнитивные, аффективные и поведенческие реакции, кульминацией которых является покупка. [10] Во-вторых, всю иерархию моделей эффектов можно свести к трем широким этапам – Когнитивный → Аффективный (эмоции) → Поведенческий (КАБ). [33]
Три широких этапа, присущие всей иерархии моделей эффектов: [34]
- Познание (осведомленность или обучение)
- ↓
- Аффект (чувство, интерес или желание)
- ↓
- Поведение (Действие)
Недавние модификации модели AIDA увеличили количество шагов. [35] Некоторые из этих модификаций были разработаны с учетом теоретических разработок, включая удовлетворение потребностей клиентов (например, модель AIDAS). [36] в то время как другие альтернативные модели стремятся учесть изменения во внешней среде, такие как развитие социальных сетей (например, модель AISDALSLove). [37]
В AISDALSLove модели [20] новыми фазами являются «Поиск» (после «Интерес»), этап, когда потребители активно ищут информацию о бренде/продукте, «Нравится/не нравится» (после «Действия») как один из элементов на этапе после покупки, а затем продолжается этапом «Поделиться» ( потребители будут делиться своими впечатлениями о бренде с другими потребителями), и последним является «Любовь/ненависть» (глубокое чувство к фирменному продукту, которое может стать долгосрочным эффектом рекламы), в котором появляются новые элементы, такие как Поиск, Нравится/не нравится ( оценка), Также были добавлены «Доля» и «Любовь/ненависть» как долгосрочные эффекты. Наконец, S – «Удовлетворенность» – добавляется, чтобы указать на вероятность того, что клиент может стать постоянным клиентом, предоставить положительные рекомендации или участвовать в других действиях по защите бренда после покупки.
Другие теоретики, в том числе Кристиан Бетанкур (2014). [38] и Росситер и Перси (1985) [39] предположили, что признание потребностей должно быть включено в качестве начального этапа любой иерархической модели. Бетанкур, например, предложил более совершенный процесс: модель NAITDASE (на испанском языке: NAICDASE). Модель Бетанкура начинается с выявления Потребности (восприятия потребителем возможности или проблемы). После стадий внимания и интереса у потребителей формируется чувство доверия (т. е. уверенности). Без доверия клиенты вряд ли смогут перейти к этапам «Желания» и «Действия». Покупка не является конечным этапом в этой модели, поскольку это не является целью клиента; следовательно, последние два этапа — это удовлетворение ранее выявленных и согласованных потребностей и оценка клиентом всего процесса. В случае положительного результата он будет покупать повторно и рекомендовать другим (лояльность клиента).
В модели Бетанкура доверие является ключевым элементом процесса покупки и должно достигаться с помощью таких важных элементов, как:
- Деловой и личный имидж (включая превосходную поддержку бренда).
- Сочувствие этому клиенту.
- Профессионализм (знание продукта и мастерство всего процесса с точки зрения заказчика).
- Этика без исключений.
- Конкурентное превосходство (для решения нужд и требований данного заказчика).
- Приверженность во время процесса и удовлетворению потребностей клиентов.
Доверие (или уверенность) — это клей, который объединяет общество и создает прочные и надежные отношения друг с другом.
Культурные ссылки
[ редактировать ]В фильме Гленгарри Глен Росс» « Дэвида Мэмета персонаж Блейк (которого играет Алек Болдуин ) произносит речь, в которой на доске в сцене видна модель AIDA. Незначительное различие между вымышленным описанием модели и моделью в том виде, в котором она обычно используется, заключается в том, что буква «А» в мотивационном разговоре Блейка определяется как внимание, а не осознание , а буква «D» - как решение , а не желание.
См. также
[ редактировать ]- Реклама - социально-исторический отчет о рекламе.
- Рекламная кампания
- Выбор рекламных носителей
- Отслеживание рекламы
- Рекламные исследования
- Управление рекламой - реклама как функция управления маркетингом.
- Отслеживание внимания
- Модели отношения к рекламе
- Узнаваемость бренда
- Потребительское поведение
- ДАГМАР маркетинг
- Интегрированные маркетинговые коммуникации
- Маркетинг
- Маркетинговые коммуникации
- Медиапланирование
- Продвижение (маркетинг)
- Рекламный микс
- Воронка покупок
- Управление продажами
- Стимулирование продаж
Рекламные модели
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Деметриос Вакрацас и Тим Эмблер, «Как работает реклама: что мы на самом деле знаем?» Журнал маркетинга Vol. 63, № 1, 1999, стр. 26–43. doi : 10.2307/1251999 , JSTOR 1251999 .
- ^ Приянка, Р., «Модель маркетинговых коммуникаций AIDA: стимулирование решения о покупке в сознании потребителей посредством линейной последовательности шагов», Международный журнал междисциплинарных исследований в области социального управления , Vol. 1, 2013, стр. 37–44.
- ^ Э. Сент-Элмо Льюис, Финансовая реклама . (История рекламы), США, братья Леви, 1908 г.
- ^ О'Шонесси, Дж., Объяснение поведения покупателей , Оксфорд, Oxford University Press, 1992.
- ^ Jump up to: а б Диль Д. и Терлаттер Р., «Роль образа жизни и личности в объяснении отношения к рекламе», в книге «Брендинг и реклама» , Флемминг Хансен, Ларс Бек Кристенсен (ред.), стр. 307
- ^ Ховард, JA Marketing Management , Хоумвуд, Иллинойс, 1963 г.
- ^ Ховард, Дж. А.» в: П. Е. Эрл и С. Кемп (ред.), The Elgar Companion to Consumer Research and Economic Psychology , Cheltenham 1999, стр. 310–314.
- ^ Петерсон, Артур Ф. (1959). Фармацевтическая продажа . Хиткот-Вудбридж.
- ^ Китсон, Х.С., Руководство по изучению психологии рекламы и продаж , Филадельфия, 1920, стр. 21
- ^ Jump up to: а б Иган Дж., Маркетинговые коммуникации , Лондон, Thomson Learning, стр. 42–43.
- ^ Бендизлен, М.Т., «Рекламные эффекты и эффективность», Европейский журнал маркетинга , Vol. 27, № 10, стр. 19–32.
- ^ Хьюи, Б., «Двойная спираль рекламы: предлагаемая новая модель процесса» , Журнал рекламных исследований , май/июнь 1999 г., стр. 43–51; Белч, Дж. Е. и Белч, Массачусетс, «Оценка эффективности элементов интегрированных маркетинговых коммуникаций: обзор исследований», периодический доклад, <Интернет: cbaweb.sdsu.edu>
- ^ Jump up to: а б Юн К., Лачняк Р.Н., Мюлинг Д.Д. и Рис Б.Б., «Пересмотренная модель обработки рекламы: расширение гипотезы двойного посредничества», Журнал текущих проблем и исследований в области рекламы , Vol. 17, нет. 2, 1995, стр. 53–67.
- ^ Барри, Т.Э., «Развитие иерархии эффектов: историческая перспектива», « Текущие проблемы и исследования в области рекламы» , том. 10, нет. 2, 1987, стр. 251–295.
- ^ Приянка, Р., «Модель маркетинговых коммуникаций AIDA: стимулирование решения о покупке в сознании потребителей посредством линейной последовательности шагов», Международный журнал междисциплинарных исследований в области социального управления , Vol. 1, 2013, стр. 37–44.
- ^ Лавидж, Р.Дж. и Штайнер, Дж.А., «Модель прогнозных показателей эффективности рекламы», Журнал маркетинга , октябрь 1961 г., стр. 59–62.
- ^ МакГуайр, В. «Модель обработки информации для повышения эффективности рекламы», в книге «Поведенческие и управленческие науки в маркетинге» , Гарри Л. Дэвис и Элвин Дж. Силк, ред. Нью-Йорк: Джон Уайли, 1978, стр. 156–80.
- ^ Барри, Т.Э. и Ховард, DJ, «Обзор и критика иерархии эффектов в рекламе», Международный журнал рекламы , том 9, № 2, 1990, стр. 121–135.
- ^ Барри, Т.Э. и Ховард, DJ, «Обзор и критика иерархии эффектов в рекламе», Международный журнал рекламы , Vol. 9, нет. 2, 1990, стр. 121–135.
- ^ Jump up to: а б Виджая, Бамбанг Сукма (2012). «Развитие модели иерархии эффектов в рекламе», Международный исследовательский журнал бизнес-исследований , 5 (1), апрель – июль 2012 г., стр. 73-85
- ^ Барри, Т.Э., Развитие иерархии эффектов: историческая перспектива , США, 1987.
- ^ «Уловка и аргумент», Бухгалтер , Том. 15 февраля 1903 г., с. 124. Другие работы Э. Сент-Элмо Льюиса о принципах рекламы включают «Side Talks about Advertising», The Western Druggist , Vol. 21 февраля 1899 г., с. 65-66; «Финансовая реклама» , опубликованная Levey Bros. в 1908 году; и «Обязанность и привилегия рекламировать банк», The Bankers' Magazine , Vol. 78, апрель 1909 г., стр. 710–11.
- ^ «Пионеры в развитии рекламы», Журнал маркетинга 12 (1), 1947, стр. 82
- ^ «Сент-Элмо Льюис о современных методах рекламы», Democrat and Chronicle , 7 января 1910 г., стр. 16.
- ^ Лондон: Эффингем Уилсон 1854, шестое издание, с. 17
- ^ «Хорошо сказано — наполовину продано», United Service. Ежемесячный обзор военных и военно-морских дел , Том. 9 (НС), 1893, с. 8. Идентичная реклама появилась в The Century того же года.
- ^ «Конкурс рекламы на премию Бисселла», Аппаратное обеспечение , март 1900 г., стр. 44.
- ^ «Три естественных области продаж», Salesmanship 2 (1), январь 1904 г., стр. 14.
- ^ К. П. Рассел, «Как написать коммерческое письмо», Printers' Ink, 2 июня 1921 г.
- ^ Шелдон, А., Успешные продажи, (Часть 1) , США, Kessinger Publishing [Редкая серия переизданий], 1911 г.
- ^ Джоббер, Дэвид; Эллис-Чедвик, Фиона (2013). «1, 15». Принципы и практика маркетинга (7-е изд.). Мейденхед: Образование Макгроу-Хилл. стр. 21, 540. ISBN. 9780077140007 .
- ^ О'Шонесси, Дж., Объяснение поведения покупателей , Оксфорд, Oxford University Press, 1992.
- ^ Барри, Т.Э., «Развитие иерархии эффектов: историческая перспектива», Текущие проблемы и исследования в области рекламы , том. 10, нет. 2, 1987, стр. 251–295.
- ^ Дж. А. Ховард, Управление маркетингом , Хоумвуд, 1963; ср. МБ Холбрук, «Говард, Джон А.» в: П. Е. Эрл, С. Кемп (ред.), «Спутник Элгара по исследованиям потребителей и экономической психологии» , Челтнем, 1999, стр. 310–314.
- ^ Барри, Т.Э., «Развитие иерархии эффектов: историческая перспектива», Текущие проблемы и исследования в области рекламы , том. 10, нет. 2, 1987, стр. 251–295.
- ^ Барри, Т.Э. и Ховард, DJ, «Обзор и критика иерархии эффектов в рекламе», Международный журнал рекламы , Vol. 9, нет. 2, 1990, стр. 121–135.
- ^ Виджая, Бамбанг Сукма (2012). «Развитие модели иерархии эффектов в рекламе», Международный исследовательский журнал бизнес-исследований , Vol. 5, № 1, 2012, стр. 73–85
- ^ Кристиан Бетанкур, продавец Halcón: его стратегии. Сила консультативных продаж для привлечения большего количества довольных клиентов , Медельин, Колумбия, 2-е изд., 2014 г., ICONTEC International, ISBN 978-958-4643513 www.elvenedorhalcon.com
- ^ Росситер, Дж. Р. и Перси, Л., «Модели рекламных коммуникаций», в: Достижения в области исследований потребителей , Том 12, Элизабет К. Хиршман и Морис Б. Холбрук (редакторы), Прово, Юта: Ассоциация исследований потребителей, 1985, стр. 510–524., Интернет: http://acrwebsite.org/volumes/6443/volumes/v12/NA-12 или http://www.acrwebsite.org/search/view-conference-proceedings.aspx?Id= 6443
Ссылки
[ редактировать ]- Феррелл, ОК; Хартлайн, Майкл (2005). Маркетинговая стратегия . Томсон Юго-Западный. ISBN 978-0-324-20140-6 .
- Гемл, Рихард и Лауэр, Герман: Лексикон маркетинга и продаж, 4-е издание, Штутгарт, 2008 г., ISBN 978-3-7910-2798-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с AIDA (маркетингом), на Викискладе?