Jump to content

Иоанн Амос Коменский

(Перенаправлено с Иоганна Амоса Коменского )


Иоанн Амос Коменский
Епископ Единства Братий
Портрет, ок. 1650–1670 гг.
Личные данные
Рожденный
Иоанн Амос Коменский
Иоганн Амос Коменский

( 1592-03-28 ) 28 марта 1592 г.
Умер 15 ноября 1670 г. (1670-11-15) (78 лет)
Амстердам , Голландия , Голландская Республика
Номинал Моравская церковь
Философская карьера
Образование Херборн Академия
(1611–1613)
Гейдельбергский университет
(1613–1614)
Основные интересы
Теология , философия образования
Известные идеи
пансофизм

Иоанн Амос Коменский ( / k ə ˈ m n i ə s / ; [ 1 ] Чешский : Ян Амос Коменский ; Польский : Ян Амос Коменский ; Немецкий : Иоганн Амос Коменский ; Латинизированный : Иоанн Амос Коменский ; 28 марта 1592 г. - 15 ноября 1670 г.) [ 2 ] был моравским философом , педагогом и богословом, которого считают отцом современного образования. [ 3 ] [ 4 ] Он служил последним епископом «Единства братьев», прежде чем стал религиозным беженцем и одним из первых поборников всеобщего образования , концепция которого в конечном итоге изложена в его книге Didactica Magna . Как педагог и богослов, он руководил школами и консультировал правительства по всей протестантской Европе до середины семнадцатого века.

Коменский представил ряд образовательных концепций и инноваций, включая иллюстрированные учебники, написанные на родных языках вместо латыни, обучение, основанное на постепенном развитии от простых к более комплексным концепциям, обучение на протяжении всей жизни с упором на логическое мышление, а не на скучное запоминание, равные возможности для бедных детей, образование для женщин, а также всеобщее и практическое обучение. Он также глубоко верил в связь между природой, религией и знанием, заявляя, что знание рождается из природы, а природа - из Бога. [ 5 ] Кроме родной Моравии , [ 6 ] [ 7 ] жил и работал в других регионах Священной Римской империи , и других странах: Швеции , Речи Посполитой , Трансильвании , Англии , Нидерландах и Венгрии .

Жизнь и работа

[ редактировать ]
Самая старая сохранившаяся рукопись Коменского датирована 1611 годом; написано на латыни и чешском языке
Альфонса Мухи Цикл «Славянский эпос» 16: Последние дни Яна Амоса Коменского в Наардене : Проблеск надежды (1918)

Иоанн Амос Коменский родился в 1592 году в Моравском маркграфстве в составе Богемской Короны . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Его точное место рождения неизвестно, и, возможно, это Угерский Брод (как на его надгробии в Наардене ), Нивнице и Комня (от этой деревни он взял свою фамилию, что означает «человек из Комни»), все из которых расположены в Угерске Градиште. Район сегодняшней Чехии . Иоанн был младшим ребенком и единственным сыном Мартина Коменского (умер ок. 1602–1604) и его жены Анны Хмеловой. Его дедушка, которого звали Ян (Янош) Сегес, был венгерского происхождения. Он начал использовать фамилию Коменский после того, как уехал из Комни и переехал жить в Угерский Брод. [ 9 ] Мартин и Анна Коменские принадлежали к Моравским братьям , дореформационной протестантской конфессии, а Коменский позже стал одним из ее лидеров. [ 10 ] Его родители и две из четырех сестер умерли в 1604 году, и молодой Иоанн переехал жить к своей тете в Стражнице .

Из-за своего бедного положения он не смог начать формальное образование до более позднего возраста. [ 10 ] Ему было 16 лет, когда он поступил в латинскую школу в Пршерове (позже он вернулся в эту школу в качестве учителя в 1614–1618 гг.). Он продолжил обучение в Херборнской академии (1611–1613) и Гейдельбергском университете (1613–1614). В 1612 году он прочитал розенкрейцеров манифест Fama Fraternitatis . На Коменского большое влияние оказал ирландский иезуит Уильям Бат, а также его учителя Иоганн Пискатор , Генрих Гутберлет и особенно Генрих Альстед . Школа Херборна придерживалась принципа, согласно которому каждая теория должна быть функциональной в практическом использовании, следовательно, она должна быть дидактической (т.е. морально поучительной). В ходе учебы он ознакомился также с образовательными реформами Ратихиуса и с отчетом об этих реформах, выпущенным университетами Йены и Гиссена . [ 10 ]

Коменский стал ректором школы в Пршерове. [ 11 ] В 1616 году он был рукоположен в служение Моравских братьев, а четыре года спустя стал пастором и настоятелем в Фульнеке , одной из самых процветающих церквей. На протяжении всей жизни эта пастырская деятельность была его самой непосредственной заботой. В результате религиозных войн он потерял все свое имущество и свои сочинения в 1621 году. В 1627 году он повел Братьев в изгнание, когда Габсбургов контрреформация преследовала протестантов в Богемии. [ 10 ] [ 12 ] В 1628 году он переписывался с Иоганном Валентином Андреэ .

Он выпустил книгу Janua linguarum reserata , или «Открытые врата языков» , которая принесла ему известность. Однако, поскольку « Единство братьев» стало важной целью движения Контрреформации , он был вынужден покинуть страну, хотя его слава росла по всей Европе. Коменский укрылся в Лешно в Польше, где он руководил гимназией и, кроме того, ему было поручено управление Богемской и Моравской церквями.

В 1638 году Коменский откликнулся на просьбу правительства Швеции и отправился туда, чтобы разработать схему управления школами этой страны. [ 11 ] [ 12 ]

После своих религиозных обязанностей вторым большим интересом Коменского было развитие бэконовской попытки организовать все человеческие знания. Он стал одним из лидеров энциклопедического или пансофического движения семнадцатого века и, по сути, был склонен пожертвовать своими более практическими образовательными интересами и возможностями ради этих более впечатляющих, но в некоторой степени дальновидных проектов. В 1639 году Коменский опубликовал свою «Пансофию Продромус» , а в следующем году его английский друг Хартлиб опубликовал без его согласия план пансофической работы, изложенный Коменским. Пансофические идеи находят частичное выражение в серии учебников, которые он время от времени выпускал. В них он пытается организовать всю область человеческого знания так, чтобы в общих чертах сделать ее доступной каждому ребенку. [ 10 ] Коменский также пытался создать язык, на котором ложные утверждения были бы невыразимы. [ 13 ]

Портрет старика работы Рембрандта , возможно, изображение Коменского.

В 1641 году он ответил на запрос английского парламента и присоединился к комиссии, которой было поручено реформировать систему государственного образования. Гражданская война в Англии помешала осуществлению последнего проекта. [ 10 ] [ 11 ] По словам Коттона Мэзера , Уинтроп попросил Коменского стать президентом Гарвардского университета (более вероятно, что это был Джон Уинтроп Младший, чем его отец, поскольку младший Уинтроп был в Англии), но в 1642 году Коменский вместо этого переехал в Швецию. [ 14 ] [ 15 ] работать с королевой Кристиной (годы правления 1632–1654) и канцлером Акселем Оксеншерной (годы правления 1612–1654) над задачей реорганизации шведских школ. В том же году он переехал в Эльблонг (Эльбинг) в Польше, а в 1648 году отправился в Англию с помощью Самуила Хартлиба , родом из Эльблонга. В 1650 году Жужанна Лорантфи , вдова Георга I Ракоци, принца Трансильвании пригласила его в Шарошпатак . Коменский оставался там до 1654 года в качестве профессора первого венгерского протестантского колледжа; там он написал некоторые из своих самых важных произведений.

Коменский вернулся в Лешно. Во время Потопа 1655 года он заявил о своей поддержке протестантской шведской стороны, за что польские католические партизаны сожгли его дом, его рукописи и школьную типографию в 1656 году. Рукопись « Пансофии» была уничтожена при сожжении его дома в Лешно. в 1657 г. Из Лешно он укрылся в Амстердаме в Нидерландах. Он жил в Хуисе, встретил де Хофдена и обучал своего внука Иоганна Теодора Яблонского, а также молодых патрициев Питера де Граффа и Николааса Витсена .

Его могила в Наардене (Нидерланды).

В 1659 году Коменский выпустил новое издание гимна Богемских братьев 1618 года, Kancionál, в книге «Написано духовно», содержащее 606 текстов и 406 мелодий. Помимо пересмотра псалмов и гимнов, его редакция значительно расширила количество гимнов и добавила новое введение. Это издание переиздавалось несколько раз, начиная с девятнадцатого века. Его тексты на чешском языке представляли собой известные поэтические композиции, но он использовал мелодии из других источников. Он также редактировал немецкий сборник гимнов Kirchen-, Haus- und Hertzens-Musica (Амстердам, 1661 г.), который с 1566 г. публиковался под названием Kirchengesänge. В других произведениях Коменский во многих местах обращается как к инструментальной, так и к вокальной музыке, хотя нет трактата по этой теме. Иногда он следует средневековой математической концепции музыки, но в других местах он связывает музыку с грамматикой, риторикой и политикой. Музыкальная практика, как инструментальная, так и вокальная, играла важную роль в его системе образования. [ 16 ]

Он умрет там, в Амстердаме, в 1670 году. По неясным причинам он был похоронен в Наардене , где посетители могут увидеть его могилу в мавзолее, расположенном на Клоостерстраат, посвященном ему. Рядом с мавзолеем находится музей Коменского.

Образовательное влияние

[ редактировать ]
Урок латыни из живописного мира

На протяжении большей части восемнадцатого века и начала девятнадцатого века его отношение к прогрессу образовательной мысли и практики мало признавалось. Однако важность коменского влияния в образовании была признана с середины девятнадцатого века. Практическое воспитательное влияние Коменского было тройным.

Сначала он был учителем и организатором школ не только среди своего народа, но позже в Швеции и в некоторой степени в Голландии. В своей книге Didactica Magna (Великая дидактика) он изложил систему школ, которая является точным аналогом существующей американской системы детского сада, начальной школы, средней школы, колледжа и университета. [ 10 ]

Второе влияние заключалось в формулировании общей теории образования. В этом отношении он является предшественником Руссо , Песталоцци , Фребеля и т. д., и первым сформулировал идею «воспитания в соответствии с природой», которая стала значимой во второй половине восемнадцатого и начале девятнадцатого века. век. Влияние Коменского на образование сравнимо с влиянием его современников Бэкона и Декарта на науку и философию. Фактически, на него во многом повлияли работы этих двух людей. Это сравнение во многом связано с тем, что он впервые применил или попытался систематически применить принципы мышления и исследования, недавно сформулированные этими философами, к организации образования во всех его аспектах. Краткое изложение этой попытки дано в Didactica Magna , завершенном около 1631 года, но опубликованном лишь несколько лет спустя. [ 10 ]

Третий аспект влияния касался предмета и метода обучения, оказываемого через серию учебников совершенно нового характера. Первым из них был « Janua Linguarum Reserata» («Открытые врата языков»), выпущенный в 1631 году. За ним последовали более элементарный текст «Вестибюль » , более продвинутый « Атриум » и другие. Orbis Pictus , опубликованный в 1658 году, стал одним из самых известных и широко распространенных школьных учебников в следующем столетии. Это также было первое успешное применение иллюстраций в работе по обучению молодежи (хотя, по сути, это не первая иллюстрированная книга для детей). [ 10 ]

Рельеф Коменского в Доланах, Чехия

Учебные сочинения Коменского насчитывают более сорока названий. Все эти тексты были основаны на одних и тех же фундаментальных идеях: (1) изучение иностранных языков через разговорный язык; (2) получение идей через предметы, а не через слова; (3) начиная с наиболее знакомых ребенку предметов, чтобы познакомить его как с новым языком, так и с более отдаленным миром предметов; (4) предоставление ребенку всесторонних знаний об окружающей его среде, физической и социальной, а также обучение религиозным, моральным и классическим предметам; (5) превратить приобретение сборника знаний в удовольствие, а не в задачу; и (6) сделать обучение универсальным «для всех людей и со всех точек зрения». [ 17 ]

Теология

[ редактировать ]
Лабиринт мира и Рай сердца Коменского.

Иоанн Амос Коменский был епископом церкви «Единство братьев», берущей свое начало в учении чешского реформатора Яна Гуса . Одни из самых известных его богословских произведений — « Лабиринт мира и рай сердца» . В книге отражены его размышления о том, что мир полон разных бесполезных вещей и сложных лабиринтов, и что истинное спокойствие ума и души можно найти только в сердце, где должен обитать и править Христос Спаситель. Это учение повторяется и в одной из его последних работ Unum Necessarium («Нужен только один»), где он показывает различные лабиринты и проблемы мира и предлагает простые решения различных ситуаций. В этой книге он также признает, что его прежняя вера в пророчества и откровения тех дней [ 12 ] был его личным лабиринтом, в котором он много раз терялся. Он находился под большим влиянием Беме .

В своем Synopsis physicae ad lumen divinum reformatae Коменский излагает собственную физическую теорию, которая, как говорят, взята из Книги Бытия . Он также был известен своими пророчествами и поддержкой, которую он оказывал провидцам. В своем «Люксе в Тенебрисе» он опубликовал видения Христофора Коттеруса, Микулаша Драбика (лат. Николауса Драбициуса ) и Кристины Понятовской . Пытаясь истолковать Книгу Откровения , он пообещал тысячелетие в 1672 году и гарантировал чудесную помощь тем, кто предпримет уничтожение Папы и Австрийского дома, даже осмелившись пророчествовать, что Оливер Кромвель , Густав Адольф и Георг I Ракоци , принц Трансильвании выполнит эту задачу. Он также написал Людовику XIV Французскому, сообщая ему, что мировая империя должна быть его наградой, если он свергнет врагов Бога. [ 11 ]

Одна из его дочерей, Элизабет, вышла замуж за Петера Фигулуса из Яблонне-над-Орлици . Их сын, Даниэль Эрнст Яблонский (1660–1741), внук Коменского, позже уехал в Берлин в 1693 году; там он стал высшим официальным пастором при дворе короля Пруссии Фридриха I (годы правления 1701–1713). Там он познакомился с графом Николаем Людвигом Цинцендорфом (1700–1760). Цинцендорф был одним из первых преемников Коменского на посту епископа (1737–1760) в обновленной Моравской братской церкви.

Наследие

[ редактировать ]

Медаль Коменского — награда ЮНЕСКО , присуждаемая за выдающиеся достижения в области образовательных исследований и инноваций, посвящена памяти Коменского. Питер Друкер провозгласил Коменского изобретателем учебников и букварей . [ 18 ]

28 марта 2010 года Google отпраздновал 418-й день рождения Яна Амоса Коменского дудлом. [ 19 ]

Чешская Республика

[ редактировать ]
Банкнота чешской кроны с изображением Коменского

XIX века Во время Чешского национального возрождения чехи идеализировали Коменского как символ чешской нации . Этот образ сохраняется и по сей день.

28 марта, день рождения Коменского, Чехия отмечает День учителя . Университет Яна Амоса Коменского был основан в Праге в 2001 году и предлагает программы бакалавриата, магистратуры и магистратуры. [ 20 ] Gate to Languages ​​— проект непрерывного образования , проходивший в Чехии с октября 2005 по июнь 2007 года и направленный на языковое образование учителей, был назван в честь его книги Janua linguarum reserata («Ворота в языки открыты»). Коменский изображен на номиналом 200 чешских крон банкноте .

астероид 1861 Коменский , открытый Любошем Когоутеком . В его честь назван [ 21 ]

В другом месте в Европе

[ редактировать ]
Портрет Коменского работы словацкого художника Кароля Милослава Легоцкого

В Лешно , Польша , его именем назван местный колледж. [ 22 ] Рядом с постом церкви Единства Братий находится площадь его имени. В Польше Фонд Comenius является неправительственной организацией, занимающейся предоставлением равных возможностей детям до 10 лет.

Памятник Коменскому в Лешно на площади его имени.

В Шарошпатаке , Венгрия , его именем назван педагогический колледж, принадлежащий Университету Мишкольца . Имя Коменского было присвоено начальным школам в нескольких немецких городах, включая Бонн , Графинг и Деггендорф . В Скопье , Северная Македония, правительство чехословацкое построило школу после катастрофического землетрясения 1963 года и назвало ее в честь Коменского (Яна Амоса Коменского по- македонски ). В 1919 году , был основан Университет Коменского актом парламента в Братиславе , Чехословакия, ныне Словакия . Это был первый университет с обучением на словацком языке .

Башня Коменского в Люксембурге была построена в 2008 году как дополнение к штаб-квартире Суда Европейского Союза . [ 23 ] В здании размещаются многие службы перевода учреждения. [ 23 ]

Итальянский кинорежиссер Роберто Росселлини взял Коменского и особенно его теорию «прямого видения» в качестве модели при разработке своих дидактических теорий , которые, как надеялся Росселлини, приведут мир в утопическое будущее. [ 24 ]

Comenius – это программа партнерства школ Европейского Союза . [ 25 ] [ 26 ] В Соединенном Королевстве библиотека Западного банка Университета Шеффилда хранит самую большую коллекцию рукописей Коменского за пределами Чешской Республики. [ 27 ]

Его память отмечается в календаре святых Евангелической церкви Германии 16 ноября. [ 28 ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

В 1892 году просветители во многих местах отмечали 300-летие Коменского. Коменский зал был построен как главный класс и офисное здание факультета в кампусе Моравского колледжа в Пенсильвании, и было создано Коменское общество для изучения и публикации его работ. [ 29 ] Департамент образования Салемского колледжа в Северной Каролине ежегодно проводит симпозиум Коменского, посвящённый его чести; предметы обычно посвящены современным проблемам образования. [ нужна ссылка ] Фонд Comenius — это некоммерческая благотворительная организация, которая использует кино- и документальную продукцию для укрепления веры, обучения и любви. [ 30 ]

Работает

[ редактировать ]
Сборник дидактики, 1657 г.
Английское издание книги «Двери языков разблокированы» , 1631 г.
Учебник Orbis Pictus для детей, 1658 г.
Виа Люцис , 1668 г.

латинский

[ редактировать ]
  • » «Сокровище чешского языка , 1612–1656 гг.
  • Issueta micellanea («Различные проблемы»), 1612 г., несуществующая, погибла в огне при подготовке к печати.
  • Силлог спорных вопросов , 1613 г.
  • Заповеди более простой грамматики , 1614–1616 гг.
  • Университетский театр , 1616–1627 гг.
  • Центр безопасности («Центр безопасности»), 1625 г.
  • Новая и наиболее точная карта Моравии автора Я. А. Коменского («Карта Моравии»), 1618–1627 гг.
  • Дверь языков открыта , 1631 год.
  • Didactica magna («Великая дидактика»), 1633–1638 гг.
  • Виа Люцис, Вестигата и Вестиганда («Путь света»), 1641 г.
  • «Введение в латынь», 1648 г. [ 31 ]
  • Schola pansophica («Школа пансофии»), 1650–1651 гг.
  • Ранние образовательные усилия , 1650–1651 гг.
  • Дверь схоластического обучения, демонстрирующая внешнюю структуру вещей и языков , 1656 г., doi:10.3931/e-rara-79809 (оцифрованное издание в e-rara ).
  • Opera Didactica omnia («Писание обо всем, чему учат»), 1657 г.
  • Orbis Pictus («Видимый мир в картинках»), 1658 г. [ 32 ]
  • О добром единстве и порядке , 1660 г.
  • Католическая консультация по улучшению человеческих дел («Общая консультация по улучшению всего человеческого»), 1666 г.
  • Unum necessarium («Единственное, что нужно»), 1668 г.
  • Спицилилиум Дидактикум , 1680 г.
  • О andělích («Об ангелах»), 1615 г.
  • Выступление против антихриста и его искушений , 1617 г.
  • О моравских древностях , 1618–1621 гг.
  • доме Сценарий о Жеротина , 1618–1621 гг.
  • Письма в небо , 1619 г.
  • Руководство или ядро ​​всей Библии («Руководство или ядро ​​всей Библии»), 1620–1623 гг.
  • Размышляя о христианском совершенстве , 1622 г.
  • Непобедимая крепость (есть) Имя Бога », 1622 г.
  • «Скорбный» , том первый («Скорбный», том I), 1623 г.
  • О чешской поэзии («О чешской поэзии»), 1623–1626 гг.
  • «Скорбный» , том второй («Скорбный», том II), 1624 г.
  • О сиробе («О бедняках»), 1624 г.
  • Pres boží («Печать Бога»), 1624 г.
  • Видение и откровение Криштофа Коттера, соседа Шахтера и Кожевника из Спротавы, 1625 г.
  • Перевод некоторых псалмов («Перевод некоторых псалмов»), 1626 г.
  • Чешская дидактика («Чешская дидактика»), 1628–1630 гг.
  • Школа игрой (Schola Ludus, Школа игрой) 1630 г.
  • Лабиринт мира и рая сердца Лабиринт мира и рая сердца ») 1631 г.
  • года , 1631–1632 гг. Рог юбилейного
  • школы , 1632 г. Информационный листок Детской
  • Ворота языков разблокированы (The Gate of Languages ​​Unlocked) 1633 г.
  • Орбис Пиктус , 1658 г.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "Коменский" . Полный словарь Random House Webster .
  2. ^ Дэниел Мерфи, Коменский: критическая переоценка его жизни и творчества (1995), с. 8 и с. 43.
  3. ^ "Иоанн Амос Коменский". Энциклопедия мировой биографии , 2-е изд. 17 томов. Gale Research 1998. Воспроизведено в Биографическом ресурсном центре . Проверено 2 января 2010 г.
  4. ^ Иван Ильич, Общество дешколизации, 1972.
  5. ^ ХИЛЛ, АЛАН Г. (1975). «Вордсворт, Коменский и значение образования» . Обзор исследований английского языка . XXVI (103): 301–312. дои : 10.1093/res/xxvi.103.301 . ISSN   0034-6551 .
  6. ^ Jump up to: а б «Кламорес Элиэ» он посвятил «Моей любимой матери Моравии, одному из ее верных сыновей...». Плач Илии, с. 69, Кастеллаун/Хунсрюк: А. Хенн, 1977.
  7. ^ Jump up to: а б «По нации моравец, язык богемский, по профессии богослов, служитель Евангелия с благодатного 1616 года». Это его собственное описание в «Opera omnia Didactica» 1657 г., http://www.uni-mannheim.de/mateo/camenaref/comenius/comenius1/p3/jpg/s468.html.
  8. ^ "Unum necessarium" Коменский подписался как "JA Comenius Moravus". "Унум.HTM" . Архивировано из оригинала 5 июля 2011 года . Проверено 15 июля 2012 г. (чешский перевод)
  9. ^ Выскочил, Франтишек: ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. Главы о его предках, родителях, родственниках и месте рождения. Брно 1990. с. 66
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). «Коменский, Иоганн Амос» . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
  11. ^ Jump up to: а б с д Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Коменский, Иоганн Амос» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  12. ^ Jump up to: а б с Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). «Коменский, Иоганн Амос» . Американская энциклопедия .
  13. ^ Хофштадтер, Дуглас (1979). Гёдель, Эшер, Бах . п. 635. ИСБН  978-0-14-028920-6 .
  14. ^ Иоганн Амос Коменский, Чарльз Уильям Бардин и Чарльз Хул , Orbis pictus Джона Амоса Коменского . ISBN   1-4372-9752-8 , страница ii, цитирование Коттона Мэзера, Магналия , том. II, с. 14.
  15. ^ Дэниел Мерфи, Коменский: критическая переоценка его жизни и творчества (1995), с. 27.
  16. ^ Куба, Ян (2001). «Коменский, Ян Амос». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  17. ^ «Учимся у природы | Журнал христианской истории» . Институт христианской истории . Проверено 15 мая 2023 г.
  18. ^ Друкер, Питер Фердинанд (2003) [1989]. Новые реалии (переработанная ред.). Издатели транзакций. стр. 230–231. ISBN  978-0-7658-0533-1 . Проверено 8 апреля 2010 г. [...] Чех Иоанн Амос Коменский – первый человек, выступавший за всеобщую грамотность – изобрел учебник и букварь.
  19. ^ Стол, OV Digital (27 марта 2023 г.). «28 марта: Вспоминая день рождения Яна Амоса Коменского» . Голос наблюдателя . Проверено 27 марта 2023 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  20. ^ «Университет Яна Амоса Коменского в Праге» (на чешском языке) . Проверено 5 сентября 2019 г.
  21. ^ «(1861) Коменский». (1861) Коменский. В: Словарь названий малых планет . Спрингер. 2003. с. 149. дои : 10.1007/978-3-540-29925-7_1862 . ISBN  978-3-540-29925-7 .
  22. ^ «Государственная школа высшего профессионального образования Лешно» . ru.ansleszno.pl .
  23. ^ Jump up to: а б «Башня Коменского» . Европа (веб-портал) . Проверено 27 июля 2023 г.
  24. ^ Росселлини, Роберто. Утопия вскрытие 10 10 . Рим: Армандо, 1974. 195–6.
  25. ^ Лахман, Г. , Политика и оккультизм: левые, правые и радикально невидимое ( Уитон, Иллинойс : Теософское общество в Америке , 2008) , с. 19 .
  26. ^ Нидхэм, Дж. , Ред., Учитель народов ( Кембридж : Cambridge University Press , 2015).
  27. ^ «Ян Амос Коменский ». обо Проверено 19 августа 2022 г.
  28. ^ «Церковный год протестантского воскресенья и календарь праздников 2016/2017» (PDF) .
  29. ^ Новая международная энциклопедия
  30. ^ «Фонд Комениуса – Фонд Комениуса» . comeniusfoundation.org . Проверено 5 сентября 2019 г.
  31. ^ Коменский, Ян Амос (26 июня 1648 г.). «Золотой вестибюль незапертых дверей языков, где тиранам уготован первый доступ к латыни с наложенным междуколонным греческим вариантом другого автора, изданным Иоганном Амосом Коменским, теперь добавлен также немецкий и венгерский вариант . " напечатано Лаурентием Бревером – через real-r.mtak.hu
  32. ^ Коменский, Иоганн Амос (26 июня 1669 г.). «Orbis sensualium pictus trilinguis Hoc est: Omniumfoundation in mundo rerum, et in vita actionum, Pictura et Nomenclatura. Latina, Germanica et Hungarica. Cum Titulorum juxtá atque vocabulorum indice = Die sichtabre Welt Dinge, und Lebens Verrichtungen Vorbildung, und, Latinische, Deutsche, und Ungarische Benamung с множеством слов» . Endterus – через real-r.mtak.hu.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чапкова, Дагмар. Ян Амос Коменский и его творчество . [ Иоанн Амос Коменский и его произведения .] (Прага, 1945.) OCLC   46964449 .
  • Китинг, Великая дидактика Коменского (Лондон, 1896 г.)
  • Кучера, Карел. 2014. Ян Амос Коменский. Человек в поисках мира, мудрости и пословиц. Материалы седьмого междисциплинарного коллоквиума по пословицам, ноябрь 2013 г., Тавира, Португалия , изд. Руи Ж. Б. Соарес и Оути Лаухакангас, стр. 64–73. Тавира: Типография Тавиренсе.
  • Саймон Сомервилл Лори , Джон Амос Коменский (1881; шестое издание, 1898 г.)
  • Лёшер, Коменский, педагог и епископ (Лейпциг, 1889 г.)
  • Монро, Уилл С. Коменский и начало реформы образования (Нью-Йорк, 1900 г.) Доступ в Интернет
  • Мюллер, Систематик в педагогике: философско-историческое исследование: Вступительная диссертация для получения докторской степени на философском факультете Йенского университета (Дрезден, Блейль и Кеммерер, 1887 г.)
  • Роберт Хеберт Квик , Очерки реформаторов образования (Лондон, 1890 г.)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83a7cbc003d922cc102a7aeb66545fc7__1720641120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/c7/83a7cbc003d922cc102a7aeb66545fc7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Amos Comenius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)