Конституция Северной Македонии
Портал Северной Македонии |
Конституция Республики Северная Македония ( македонский : Ustav na Republika Severna Makedonija; албанский : Khashstuta e Republika së Macedonie së Veriut) — это кодифицированная конституция, описывающая систему правления Северной Македонии и основные права человека. Он был принят парламентом тогдашней Республики Македония 17 ноября 1991 года. [1]
В 2001 году было объявлено, что страна приняла поправки к своей Конституции, которые закрепили 15 основных поправок и предоставили права этническому албанскому населению страны в рамках Охридского соглашения . [2] [3]
В 2018 году правительство согласилось на Преспское соглашение с Грецией, согласно которому конституционное название страны будет изменено с «Республика Македония» на «Республика Северная Македония» в обмен на заверения, что Греция больше не будет возражать против Северной Македонии. Интеграция Македонии в международные организации. [4] После ратификации соглашения и необязывающего референдума парламент Македонии 3 декабря 2018 года одобрил проект поправки к конституции. [5] 11 января 2019 года окончательная версия поправки была одобрена парламентом и на следующий день опубликована в Официальном вестнике , придав поправке силу.
Подробности политики
[ редактировать ]Конституция подчеркивает важность равенства для всех граждан. В статье 1 говорится, что «Республика Северная Македония является суверенным, независимым, демократическим и социальным государством. Суверенитет Республики Северная Македония неделим, неотчуждаем и непередаваем». В других примерах статей говорится, например, о том, что Скопье является столицей страны и что кириллица является официальным алфавитом македонского языка (согласно статье 7). Другие разделы конституции касаются прав, относящихся к свободам и правам граждан, идей, касающихся организации правительства и судебной системы, отдельного конституционного суда Северной Македонии. Есть также разделы, в которых подробно описаны права местного самоуправления и международные отношения. Всего в конституции 134 статьи; в него также внесено 32 поправки. [6]
Конституционный суд
[ редактировать ]Согласно статье 109 Конституции Македонии, Конституционный суд является органом, защищающим конституционность и законность закона. [7] Создание такого специализированного суда с момента обретения страной независимости в 1991 году соответствует континентальной модели защиты конституционности правовых актов. [8] Согласно Конституции Конституционный суд не входит в систему разделения власти, следовательно, является специальным институтом, обладающим более высокими полномочиями, чем другие институты, без права обжалования его решений, поэтому воспринимается как «угловой орган власти». конституционной демократии». [8] [9]
Организация Конституционного Суда
[ редактировать ]Статья 109 Конституции описывает организацию и структуру Конституционного суда: [7]
«Конституционный суд Республики Македония состоит из девяти судей. Ассамблея избирает судей Конституционного суда большинством голосов от общего числа представителей. Срок полномочий судей составляет девять лет без права переизбрания. .Конституционный Суд избирает Председателя из своего состава сроком на три года без права переизбрания. Судьи Конституционного Суда избираются из числа выдающихся представителей юридической профессии».
- Статья 109
Юрисдикция Конституционного суда
[ редактировать ]Статья 110 Конституции определяет обязанности и полномочия Конституционного суда:
«Конституционный суд Республики Македонии
- принимает решения о соответствии законов Конституции;
- принимает решения о соответствии коллективных договоров и других нормативных актов Конституции и законам;
- защищает свободы и права личности и гражданина, касающиеся свободы убеждений, совести, мысли и публичного выражения мысли, политических объединений и деятельности, а также запрета дискриминации среди граждан по признаку пола, расы, религии. или национальная, социальная или политическая принадлежность;
- принимает решения по конфликтам компетенции среди лиц, занимающих законодательные, исполнительные и судебные должности;
- решает вопросы конфликтов компетенции между республиканскими органами и единицами местного самоуправления;
- принимает решение об ответственности Президента Республики;
- принимает решения о конституционности программ и уставов политических партий и объединений граждан; и
- решает иные вопросы, определенные Конституцией».
- Статья 110
Конституционный суд обладает активными и широкими полномочиями посредством сдержек и противовесов всей правовой системы, и эти полномочия можно разделить на три отдельные категории: а) апостериорный обзор, б) защита прав человека граждан и в) другие полномочия. [8]
Судебный пересмотр
[ редактировать ]Судебный контроль и соответствие законодательных актов лежат в основе полномочий, предоставленных Конституционному суду Конституцией. [10] Таким образом, это дает Суду право применять апостериорную проверку соответствия национальных законов, а также международных соглашений, поскольку они должны войти в национальную правовую систему путем ратификации в парламенте, поскольку правовая система Македонии является дуалистической. Любой гражданин может подать заявление о судебном пересмотре ( actio Popularis ), даже если у гражданина нет прямого законного интереса; кроме того, Суд также имеет право инициировать судебный пересмотр конкретного законодательства. [8] Статья 15 Регламента Суда излагает содержание инициативы по представлению в Суд. [11]
Индивидуальные конституционные жалобы относительно прав человека
[ редактировать ]Кроме того, Конституционному суду также предоставлены полномочия по обеспечению реализации прав, изложенных в статье 110(3) Конституции. [7] после подачи конституционной жалобы лицом в Суд. Порядок подачи конституционной жалобы подробно описан в статье 50 Конституции: [6]
Каждый гражданин может обращаться за защитой свобод и прав, определенных Конституцией, в суды общей юрисдикции, а также в Конституционный суд Македонии посредством процедуры, основанной на принципах приоритета и безотлагательности. Гарантируется судебная защита законности отдельных актов государственного управления, а также других учреждений, выполняющих публичные поручения. Гражданин имеет право быть информированным о правах человека и основных свободах, а также активно способствовать, индивидуально или совместно с другими, их поощрению и защите.
— Статья 50
Эта юридическая власть восходит к полномочиям Федерального конституционного суда Югославии. [8] [12]
Другие полномочия
[ редактировать ]Кроме того, Конституционный суд решает, когда существует «положительный или отрицательный конфликт компетенции» между различными ветвями власти, а также национальными органами и органами местного самоуправления. [8] Наконец, согласно статье 83 Конституции, Конституционный суд принимает решение лишить иммунитета или одобрить задержание Президента Республики. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конституция Республики Македония (на македонском языке)
- ^ НОВОСТИ BBC | Мир | Европа | Македония принимает новую конституцию
- ^ Македония изменит конституцию для албанцев | Мировые новости | Хранитель
- ^ Китсантонис, Ники (17 июня 2018 г.). «Македония и Греция подписывают историческое соглашение об изменении названия» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ «Македонские законодатели одобрили проект поправки об изменении имени» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Конституция Македонии» (PDF) . Проверено 16 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ассамблея Республики Северная Македония — Конституция Республики Северная Македония» . www.sobranie.mk . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ристеска, Мэри; Шурков, Эмиль (2016). «Преобразующая роль Конституционного суда Македонии» (PDF) . Аналитика - Центр социальных исследований .
- ^ Каракамишева-Йовановска, Таня (2010). «Различные модели защиты конституционности, законности и независимости конституционного суда Республики Македония». Обсерватория конституционной юрисдикции .
- ^ Дескоска-Тренеска, Рената (2016). «Конституционный суд Республики Македонии: произвольное толкование его полномочий – по делу о роспуске парламента». ustinianus Primus L. Rev. 7 .
- ^ Конституционный Суд. «Правила процедуры» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Трайковская-Христовска, Елена (2014). «Порядок защиты прав человека конституционными судами – Конституционная жалоба». Иустиниан Примус Л. Преподобный . 5 .