Мануэль Фельгерес
Мануэль Фельгерес | |
---|---|
![]() Фельгерес в 2008 году | |
Рожденный | Мануэль Фельгерес Барра 12 декабря 1928 г. Вальпараисо , Сакатекас , Мексика |
Умер | 8 июня 2020 г. Сакатекас, Мексика | ( 91 год
Образование | Академия Гранд Шомьер |
Известный | Абстрактное искусство |
Движение | Поколение расставания |
Супруги | Рут Род
Мерседес Отейза
|
Дети | 2 |
Мануэль Фельгуерес Барра (12 декабря 1928 — 8 июня 2020) — мексиканский художник-абстракционист , член « Generación de la Ruptura» , порвавшего с движением монументалистов Диего Риверы и других в середине 20 века.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фельгерес родился в штате Сакатекас в 1928 году, но политическая нестабильность заставила его семью потерять тамошнюю землю и переехать в Мехико . В 1947 году ему представилась возможность поехать в Европу, и, впечатленный местным искусством, он решил посвятить себя этому призванию. Недовольный образованием в Академии Сан-Карлос в Мексике, он провел большую часть учебы во Франции, где специализировался на абстрактном искусстве (которое в то время не было принято в Мексике). Первоначально его выставки ограничивались галереями и производством «скульптурных фресок» с использованием таких материалов, как металлолом, камни и песок. Когда отношение к искусству в Мексике изменилось, Фельгерес нашел признание в своей работе и продолжал работать, даже когда ему было более восьмидесяти лет.
Мануэль Фельгерес родился на семейной гасиенде Сан-Агустин-дель-Вергель недалеко от Вальпараисо, Сакатекас , 12 декабря 1928 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Это было неспокойное время, поскольку Сакатекас был вовлечен в восстание Кристеро , и хотя боевые действия первоначально начались из-за религии, они быстро переросли и в земельные вопросы. Его отец владел семейной гасиендой , праправнуком землевладельцев, но к началу 20 века эти землевладельцы стали презираться населением. [ 4 ]
Некоторые рабочие гасиенды требовали контроля над землей силой, при этом на территории происходили сражения между лоялистами и повстанцами. [ 2 ] произошла экспроприация земель В 1930-х годах при президенте Ласаро Карденасе , в результате которой была отнята большая часть семейных владений. Семья решила бежать, а позже в 1934 году полностью покинуть гасиенду и переехать в Мехико. Отец Фельгереса надеялся на компенсацию за утраченные земли от федерального правительства, но умер через год, когда Фельгересу было всего восемь лет. [ 3 ] [ 4 ]
Мать Фельгереса так и не вернулась в Сакатекас, предупредив сына, что, если он когда-нибудь вернется в Вальпараисо, его убьют, и она также предпочла быть со своими родителями в столице. Примерно шесть десятилетий спустя Фельгерес впервые вернется в Сакатекас, чтобы открыть художественный музей, названный в его честь. [ 2 ] [ 4 ]
Фельгерес вырос со своей матерью и ее семьей, владевшей «Идеальным театром» на улице Долорес в Мехико. Переход от сельской фермерской жизни к городской жизни был важен для его развития. Семья пережила ряд финансовых кризисов: сначала она потеряла театр, а затем потеряла продуктовый магазин, который они открыли всего через два года, что сделало семью бедной. Было давление, чтобы они присоединились к бандам и грабили; ему нравилось боксировать и видеть луча либре на арене Мехико. В юности он пробовал марихуану и до самой смерти выступал за ее легализацию. [ 3 ] [ 4 ] Он получил начальное, среднее и среднее образование у маристов и был бойскаутом с восьми до двадцати трех лет вместе со своим лучшим другом Хорхе Ибаргуэнгойтиа . [ 2 ] [ 4 ] Скауты поощряли его читать таких авторов, как Достоевский и Г.К. Честертон , и он совершал пешие походы, в том числе в Истаксиуатль . [ 4 ]
Скаутинг дал ему возможность поехать в Европу в 1947 году, сразу после окончания Второй мировой войны, когда культурная жизнь восстанавливалась. [ 5 ] Он намеревался поехать с Ибаргуэнгоитией на праздник , но поездка обошлась в 5000 песо , которые он не смог заплатить. Эти двое нашли более дешевый проезд и самостоятельно добрались до Франции, что разозлило руководство мексиканских скаутов, которое их изгнало. Затем они решили путешествовать автостопом по разным странам, включая Италию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь в домах скаутских контактов и посещая музеи. [ 4 ] Хотя его мать хотела, чтобы он стал врачом, он был впечатлен европейским искусством, которое он видел, особенно искусством английского художника Уильяма Тернера , и объявил Ибаргенгоитии, что станет художником. Хотя Ибаргенгойтиа тогда смеялся, позже он написал, что, по его мнению, именно тогда началось призвание Фельгереса. [ 4 ] [ 6 ]
Он поступил в Академию Сан-Карлоса в 1948 году, но продержался всего четыре месяца, так как ему не нравилось ее соответствие доминирующему в то время художественному движению в Мексике — Escuela Mexicana de Pintura . [ 4 ] [ 6 ] Он решил вернуться в Европу вместе со своим другом Хорхе Вильмотом . Чтобы получить деньги, они отправились в Ла-Уастека и другие районы в поисках археологических экспонатов для продажи. В то время не было осознания того, что они являются частью наследия Мексики. [ 4 ] Он учился в Академии Гранд Шомьер в Париже у французско-российского художника-кубиста Осипа Цадкина , который стал его наставником. [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ]
Он вернулся в Мексику в 1950 году по семейным обстоятельствам и до 1954 года учился на степень бакалавра антропологии и истории, одновременно посещая занятия по современному искусству в Маскароне и изучая терракотовое ремесло в Ла Эсмеральде у Франсиско Суньиги . Свою первую жену, Рут Род, он встретил в 1951 году. Их семьи не разрешили им пожениться, поэтому они сбежали. Чтобы успокоить семьи, позже они снова поженились в католической церкви. Он безуспешно пытался продавать скульптуры, сделанные в его мастерской, но заработал немного денег, создавая лампы для Энрике Анхальта. Он и его жена переехали в Пуэрто-Эскондидо и открыли магазин по продаже изделий ручной работы . [ 4 ] [ 6 ]
В 1952 году он получил стипендию французского правительства для повторного обучения в Париже в Академии Коларосси . [ 6 ] [ 7 ]
Он вернулся во Францию с женой и дочерью, имея большую студию в Каса-де-Мехико, где познакомился с Лилией Каррильо , которая тогда была замужем за Рикардо Герра. Он развелся со своей женой в 1959 году, имел двоих детей и вскоре после этого женился на Каррильо. Они оставались женатыми до тех пор, пока Каррильо не умерла в 1974 году, через пять лет после того, как разрыв аневризмы спины оставил ее парализованной. Вскоре после этого он женился на своей третьей жене Мерседес Отейза. [ 4 ]
На протяжении своей жизни Фельгерес помимо искусства занимался множеством занятий, иногда по необходимости. В эти роли входили: таксидермист, антрополог, ремесленник, исследователь и учитель. Он был профессором Иберо-Американского университета и Национального автономного университета Мексики. [ 9 ] вышел на пенсию после тридцати лет и никогда не зависел от продажи произведений искусства. [ 2 ] Его самой важной задачей как учителя было научить учеников быть оригинальными. [ 10 ] Он заявил, что ему было трудно продать свои работы, и иногда большие количества произведений могли накапливаться без продажи. [ 2 ]
Фельгерес до позднего возраста работал художником. [ 11 ] У него были дома в Колорадо и районе Оливар-де-лос-Падрес в Мехико. [ 3 ] [ 4 ] а также мастер-класс в Музее абстрактного искусства в Сакатекасе. [ 12 ] Он умер от COVID-19 во время пандемии COVID-19 в Мексике. [ 13 ] 8 июня 2020 года, в возрасте 91 года. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Карьера Фельгереса включала живопись, проектирование скульптур, тридцать лет работы профессором, работу в театре и кино, а также дизайн ручной работы. У него было более 250 индивидуальных выставок и более 1500 с другими художниками. Он чувствовал, что его самой значительной работой были скульптурные фрески и общественные скульптуры. [ 5 ] [ 6 ] Он классифицируется как член Generación de la Ruptura вместе с Висенте Рохо Альмазаном , Родольфо Ньето , Хосе Луисом Куэвасом , Альберто Хиронеллой , Майрой Ландау , Лилией Каррильо, Франсиско Корсасом , Фернандо Гарсиа Понсе и Арнальдо Коэном , следуя более абстрактному стилю, впервые разработанному. Карлос Мерида , Корделия Уруэта , Гюнтер Герцо и Хуан Сориано . Как член группы он столкнулся как с политической, так и с художественной стигмой. [ 3 ] Он также связан с другими писателями и художниками своего поколения, включая Хуана Рульфо , Октавио Паса , Хуана Хосе Гурролу , Алехандро Ходоровски , Алехандро Галиндо и Альберто Исаака . [ 6 ]
Он работал как в живописи, так и в скульптуре, специализируясь на сочетании скульптуры с фреской, создавая скульптурные фрески из металла для общественных и частных зданий. [ 7 ] [ 14 ] Большинство из них было сделано в начале его карьеры: тридцать рельефных фресок с использованием таких материалов, как металлолом, камни, песок и ракушки, были закончены к концу 1960-х годов. Некоторые из наиболее важных произведений этого типа находятся в театре Диана и аквапарке Баия. [ 2 ] «Mural de chatarra» (Фреска из мусора) была сделана для кинотеатра «Диана» и была расценена прессой как провокация, поскольку она не относилась к Мексиканской революции и народу Мексики. [ 4 ] Более поздней работой стала фреска цомпантли для Национального музея антропологии . [ 15 ]
В конце 1950-х и в 1960-х годах абстрактное искусство не принималось Национальным институтом изящных искусств и литературы , и Фельгерес в основном ограничивался выставками в галереях. [ 4 ] Его искусство было поддержано такими художниками, как Джоми , Хуан Мартин и Хуан Гарсиа Понсе, и подверглось резкой критике со стороны Ракель Тибол , Хорхе Гонсалес Камарена и Хуан О'Горман . Он поддержал кубинскую революцию в 1960 году, что нанесло ущерб его карьере в Соединенных Штатах, поскольку его визу аннулировали из-за того, что он был «коммунистом». Он смог посетить Корнеллский университет в 1966 году, но только по специальному приглашению, и аналогичным образом, когда он получил стипендию Гуггенхайма в 1975 году. [ 4 ]
Его первая выставка состоялась в 1954 году в Институте Франсес де Америка Латина, где он был благосклонно принят Хустино Фернандесом , Полем Вестхаймом и Матиасом Геритцем . Это была единственная выставка, на которой он распродал всю выставку и получил стипендию на возвращение во Францию. [ 4 ] [ 16 ] Его первая персональная выставка состоялась в 1958 году. [ 3 ]
С тех пор состоялись крупные выставки его работ; I и II биеннале в Париже, VI в Сан-Паулу, IV в Токио и XX биеннале акварели в Бруклинском музее , I биеннале скульптуры в Мехико (1962), Confrontación 66, Дворец изящных искусств , Мексика Город (1966), Мексика сегодня в Мексиканском музее в Сан-Франциско (1978), Мексика вчера и сегодня в Пти-Пале в Париже (1981), Объектная книга в Галерее Хуана Мартина в Мехико (1982), «Недавние работы» в Galería Arte Actual Mexicano в Монтеррее (1984), Confrontación 86 во Дворце изящных искусств (1986) и в Музее современного искусства Монтеррея (1997). [ 7 ]
Работы Фельгереса до сих пор активно выставляются, а фрески создавал художник и в восьмидесятые годы. В 2009 году во Дворце изящных искусств в Мехико прошла выставка «Мануэль Фельгерес, Invención Constructiva», которую открыл президент Фелипе Кальдерон . [ 15 ] [ 17 ] К двухсотлетию независимости Мексики открыл фреску Фельгереса «Ecuación en Acero» («Уравнение в стали») тот же президент в Секретариате народного образования . [ 18 ] В 2011 году выставка «Мануэль Фельгерес: графика и скульптура» была выставлена в Национальном центре искусств (Сенарт). [ 12 ] В ознаменование 40-летия отношений Мексики и Китая в 2012 году правительство Мексики спонсировало выставку «Мануэль Фельгерес: Obra reciente» в Пекине . [ 19 ] была представлена «Эстетика реального: хаос и порядок творчества Мануэля Фельгереса» В том же году в Музее Агуаскальентеса . [ 14 ] Существует также отель/музей/бутик под названием The Sebastian в Вейле, штат Колорадо , США, где представлены оригинальные работы Фельгереса. Этикетка домашнего вина предприятия оформлена художником. [ 20 ]
В свои восемьдесят он все еще проводил восемь часов в день, экспериментируя и работая над своим искусством, а также путешествуя по выставкам. Он также использовал компьютеры для программирования проектов, экспериментируя с ними как с новой средой. [ 8 ]
Цифровое искусство
[ редактировать ]Множественное пространство (1973)
[ редактировать ]По мнению Фельгереса, его работу, множественное пространство, можно рассматривать как своего рода предскульптуру, систему символов, «самопроизводительную» систему, в которой автор постоянно участвует. [ 21 ]
Фельгерес отважился заняться цифровым искусством, став преподавателем в Иберо-Американском университете. В то время в Мексике было всего три компьютера: один в IMSS, а другой в UNAM, и только один был открыт для студентов в целом; там ему удалось поработать раз в неделю по часу и начать экспериментировать с геометрией. [ 22 ]
Позже он получил стипендию Гуггенхайма и работал приглашенным исследователем в Гарварде , где у него был собственный компьютер, результаты его экспериментов были опубликованы в книге под названием «Множественное пространство», что дало ему статус пионера цифрового искусства. в Мексике. [ 22 ] Позже проект «Различие и преемственность», состоявший из 24 сериграфий, был осуществлен в 1975 году после исследовательской пребывания в Центре визуальных искусств Карпентера и Гарвардской лаборатории компьютерной графики и пространственного анализа , чтобы изучить возможности объединения творческие способности художника с компьютерной способностью анализировать и систематизировать.
Он отметил, что ему нравится экспериментировать с компьютером и тем, как он ускоряет работу, и что традиционным способом ему потребовалось бы больше времени. [ 22 ]
В 1977 году получил должность научного сотрудника НИИ эстетики УНАМ. [ 22 ]
Эстетическая машина (1975)
[ редактировать ]Эстетическая машина представляла собой проект, в котором Фельгерес снова использует технологию, где он использует процесс кодирования, отбора оригинальных моделей своих математических рисунков и умудряется воспроизводить и умножать выбранные проекты и создавать своего рода переводчик «форм» идей. ", в результате чего появились скульптуры и картины. [ 23 ]
В этой работе автор создал связь художник-компьютер, создав «прототип искусственного интеллекта», компьютер с чувствительными решениями, основанными на информации, предоставленной пользователем, определенных конкретных эстетических критериях (формах, измерениях, цветах), поэтому что машина сгенерировала несколько возможных композиций. [ 24 ]
Артистизм
[ редактировать ]Формирование стиля и образов Фельгереса тесно связано с различными движениями Европы, такими как включение геометрическо-конструктивистского , неформального и абстрактного экспрессионизма , с которым он познакомился в раннем обучении. Он объединил эти элементы в свой собственный стиль. [ 5 ] [ 7 ] Его работы часто содержат основные геометрические фигуры, такие как круги, треугольники, прямоугольники и квадраты, в комбинациях, образующих его собственный «язык». [ 2 ] Его работы сравнивали с работами Пикассо и Руфино Тамайо такие эксперты в области искусства, как Тереза дель Конде . [ 16 ] Он утверждал, что на него оказали большое влияние, но не следовал ни одному конкретному. Он регулярно посещал художественные музеи в поисках вдохновения. [ 5 ]
Его творения никогда не отсылают к смерти, потому что для него искусство — это жизнь. [ 6 ] Он не верил, что искусство обязательно способствует катарсису, и его эмоции не отражаются в его работах. Его внимание сосредоточено на эстетике: он рисует больше головой, чем руками. [ 4 ] Фельгерес называл себя «производителем и продавцом эстетического удовольствия». [ 10 ]
Он характеризовал себя как человека постоянного экспериментирования, поскольку считал, что постоянная эволюция отличает художника от ремесленника, повторяющего стили и формы. [ 5 ] [ 10 ] [ 11 ] Он был против движения «неонационализма» в мексиканском искусстве, поскольку ему не нравилось ничего «нео», поскольку оно означает повторение того, что было сделано раньше. [ 10 ] Однако изменения в его творчестве происходят постепенно, а не скачками от одного стиля к другому. [ 15 ] Его работы с середины 1970-х годов включают использование вычислительных процессов, предметом которых по-прежнему остаются геометрические фигуры. Идея использования компьютеров возникла из повторения форм, эти выводы были опубликованы Фельгересом в его книге «El espacio Multiple» (Множественное пространство). [ 25 ] В 1975 году, получив стипендию Фонда Гуггенхайма, которая позволила ему проводить исследования в Гарвардском университете, он начал экспериментировать с компьютерами. [ 26 ] при поддержке инженера по информатике Майера Сассона [ 27 ] [ 7 ] вместе с которым он опубликовал книгу «La Máquina Estética» («Эстетическая машина»). Фельгерес считается пионером цифрового искусства в Мексике. Его акцент на новом, а также его негативный опыт общения с художниками истеблишмента 1940-х годов заставили его решительно заявить, что он не хочет создавать еще одну художественную школу в Мексике. [ 10 ]
Признание
[ редактировать ]В 1973 году он стал членом Мексиканской Академии искусств . В 1975 году он получил стипендию Гуггенхайма и Гран-при XIII Биеннале в Сан-Паулу, Бразилия. В 1988 году он получил Национальную премию искусства. В 1987 году штат Сакатекас назвал его «выдающимся гражданином». В 1988 году он получил Национальную премию искусств. В 1993 году указом президента он был удостоен звания почетного творца. [ 7 ]
Кроме того, он получил почетную докторскую степень Universidad Autónoma Metropolitana . [ 15 ]
Музей абстрактного искусства Мануэля Фельгереса
[ редактировать ]Музей абстрактного искусства Мануэля Фельгереса был открыт в 1998 году в городе Сакатекас . [ 2 ] Он расположен в неоклассическом здании XIX века, которое раньше служило семинарией, а затем тюрьмой. [ 7 ] [ 28 ] Постоянная коллекция содержит около 100 работ художников, которые отражают его развитие за его долгую карьеру, а также более 110 произведений мексиканских и международных художников-абстракционистов. [ 2 ] Первоначальное пожертвование было сделано из собственной частной коллекции Фельгереса и передано музею при условии, что оно будет посвящено абстрактному искусству его поколения и последующих поколений. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]- Фонтан Республики , Мехико
- Пуэрта 1808 , Мехико
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Художник и скульптор Мануэль Фельгерес умер в возрасте 91 года» . infobae (на европейском испанском языке). 8 июня 2020 г. Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Мануэль Фельгерес и музей абстрактного искусства» [Мануэль Фельгерес и Музей абстрактного искусства ] (на испанском языке). Мексика: журнал Mexico Desconocido . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мартинес, Уриэль (10 июля 2011 г.). «Мануэль Фельгерес» . Журнал Replicante (на испанском языке). Мехико . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Сильвия Черем С. (14 декабря 2003 г.). «Интервью / Мануэль Фельгерес / Противовесы в напряжении» [Интервью/Мануэль Фельгерес/Противовесы в напряжении]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и Омар Гарсия (14 марта 2003 г.). «Entrevista/Мануэль Фельгерес/ 'Cada pincelada es una Decision'» [Интервью/Мануэль Фельгерес/Каждый мазок кисти – это решение]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Летисия Санчес (11 июля 1997 г.). «Мануэль Фельгерес: Знак его искусства». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Деледда Крос (2006). «Мануэль Фельгерес» . Музей латинского искусства. Архивировано из оригинала 2 апреля 2003 года . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Фельгерес предупреждает художников о повторении » . Информатор (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. 13 сентября 2011 года . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ Китроев, Натали (17 июня 2020 г.). «Мануэль Фельгерес, мексиканский художник-абстракционист, умер в 91 год» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мария Луиза Медельин (9 июня 1995 г.). «Мануэль Фельгерес: не хочет создавать школу». Север (на испанском языке). Монтеррей, Мексика. п. 1.
- ^ Jump up to: а б «Фельгерес утверждает, что только инвалидность отвратит его от искусства » . Информатор (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. 1 ноября 2011 года . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Выставка «Мануэль Фельгерес: графика и культура» прибывает в Сенарт » . Информатор (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. 10 ноября 2011 года . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ «Мануэль Фельгерес умер от Covid-19» . 8 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Музей Агуаскальентеса выставит работы Мануэля Фельгереса » . Информатор (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. 17 апреля 2012 года . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Оскар Сид де Леон (28 ноября 2009 г.). « Тома Мануэль Фельгерес Bellas Artes» [Мануэль Фельгерес берет Bellas Artes]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 25.
- ^ Jump up to: а б Алехандро Алонсо (18 июля 1997 г.). «Корредор/Мануэль Фельгерес: El Limite de una Secuencia» [Корредор/Мануэль Фельгерес: Предел последовательности]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 21.
- ^ «Reconoce el Presidente Calderón Траектория Мануэля Фельгереса» [Президент Кальдерон признает карьеру Мануэля Фельгерона]. НОТИМЕКС (на испанском языке). Мехико. 4 декабря 2009 г.
- ^ «Inaugura Presidente Calderón Mural de Manuel Felguérez» [Президент Кальдерон открывает фреску Мануэля Фельгереса] (на испанском языке). Мексика: Правительство Мексики . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ «Мануэль Фельгерес: выставка последних работ открылась в Китае» (на испанском языке). Мексика: Мексиканское агентство по международному сотрудничеству в целях развития. 22 марта 2012. Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ Кристина Перес-Стадельманн (11 марта 2012 г.). «Мануэль Фельгерес, ниже нуля» [Мануэль Фельгерес, ниже нуля]. Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ Медина, Куаутемок (2006). Эпоха несоответствия: искусство и визуальная культура Мексики Искусство и визуальная культура Мексики 1968–1997 гг. (PDF) . Национальный автономный университет Мексики. п. 142. ИСБН 968905600X . Архивировано из оригинала (PDF) 22 августа 2020 г. Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Родригес, Эрика. «Мануэль Фельгерес, предшественник цифрового искусства в Мексике» . www.conacytprensa.mx . conacytpress . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ «Ретроспектива Мануэля Фельгереса, пионера абстракции и цифрового искусства в Мексике» . artishockmagazine.com . Артишок. 12 февраля 2018 г. . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Асенсио, Паулина. «Обзор: Машина желаний. Мануэль Фельгерес в Парамо» . codemagazine.com . Журнал «Код» . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Дебруаз, Оливье. Эпоха противоречий. Тернер-УНАМ, 2006 г.
- ^ Источники Мата, Ирма. Творчество и выражение в Музее абстрактного искусства Мануэля Фельгереса. КОНАКУЛЬТА. 20010.
- ^ http://www.revistadelauniversidad.unam.mx/ojs_rum/files/journals/1/articles/11563/public/11563-16961-1-PB.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Museo de Arte Abstracto Manuel Felguérez» [Музей абстрактного искусства Мануэля Фельгереса]. Культурная информационная система (на испанском языке). Мексика: КОНАКУЛЬТА . Проверено 3 июня 2012 г.
- 1928 рождений
- 2020 смертей
- Мексиканские художники
- Люди из Сакатекаса
- Академический состав Национального автономного университета Мексики
- Преподаватели Корнеллского университета
- Сотрудники Гарвардского университета
- Художники-абстракционисты
- Современные художники
- Выпускники Академии Гранд Шомьер
- Выпускники Академии Коларосси
- Выпускники Национальной школы живописи, скульптуры и гравюры «Эсмеральда»
- Мексиканские скульпторы XX века
- Смертность от пандемии COVID-19 в Мексике