Jump to content

Мануэль Фельгерес

(Перенаправлено с Мануэля Фельгереса )

Мануэль Фельгерес
Фельгерес в 2008 году
Рожденный
Мануэль Фельгерес Барра

( 1928-12-12 ) 12 декабря 1928 г.
Умер 8 июня 2020 г. ) ( 2020-06-08 ) ( 91 год
Сакатекас, Мексика
Образование Академия Гранд Шомьер
Известный Абстрактное искусство
Движение Поколение расставания
Супруги
Рут Род
( м. 1951; дивизия 1959)
( м. 1959; умер в 1974 г.)
Мерседес Отейза
( м. 1974 г.)
Дети 2

Мануэль Фельгуерес Барра (12 декабря 1928 — 8 июня 2020) — мексиканский художник-абстракционист , член « Generación de la Ruptura» , порвавшего с движением монументалистов Диего Риверы и других в середине 20 века.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Фельгерес родился в штате Сакатекас в 1928 году, но политическая нестабильность заставила его семью потерять тамошнюю землю и переехать в Мехико . В 1947 году ему представилась возможность поехать в Европу, и, впечатленный местным искусством, он решил посвятить себя этому призванию. Недовольный образованием в Академии Сан-Карлос в Мексике, он провел большую часть учебы во Франции, где специализировался на абстрактном искусстве (которое в то время не было принято в Мексике). Первоначально его выставки ограничивались галереями и производством «скульптурных фресок» с использованием таких материалов, как металлолом, камни и песок. Когда отношение к искусству в Мексике изменилось, Фельгерес нашел признание в своей работе и продолжал работать, даже когда ему было более восьмидесяти лет.

Мануэль Фельгерес родился на семейной гасиенде Сан-Агустин-дель-Вергель недалеко от Вальпараисо, Сакатекас , 12 декабря 1928 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Это было неспокойное время, поскольку Сакатекас был вовлечен в восстание Кристеро , и хотя боевые действия первоначально начались из-за религии, они быстро переросли и в земельные вопросы. Его отец владел семейной гасиендой , праправнуком землевладельцев, но к началу 20 века эти землевладельцы стали презираться населением. [ 4 ]

Некоторые рабочие гасиенды требовали контроля над землей силой, при этом на территории происходили сражения между лоялистами и повстанцами. [ 2 ] произошла экспроприация земель В 1930-х годах при президенте Ласаро Карденасе , в результате которой была отнята большая часть семейных владений. Семья решила бежать, а позже в 1934 году полностью покинуть гасиенду и переехать в Мехико. Отец Фельгереса надеялся на компенсацию за утраченные земли от федерального правительства, но умер через год, когда Фельгересу было всего восемь лет. [ 3 ] [ 4 ]

Мать Фельгереса так и не вернулась в Сакатекас, предупредив сына, что, если он когда-нибудь вернется в Вальпараисо, его убьют, и она также предпочла быть со своими родителями в столице. Примерно шесть десятилетий спустя Фельгерес впервые вернется в Сакатекас, чтобы открыть художественный музей, названный в его честь. [ 2 ] [ 4 ]

Фельгерес вырос со своей матерью и ее семьей, владевшей «Идеальным театром» на улице Долорес в Мехико. Переход от сельской фермерской жизни к городской жизни был важен для его развития. Семья пережила ряд финансовых кризисов: сначала она потеряла театр, а затем потеряла продуктовый магазин, который они открыли всего через два года, что сделало семью бедной. Было давление, чтобы они присоединились к бандам и грабили; ему нравилось боксировать и видеть луча либре на арене Мехико. В юности он пробовал марихуану и до самой смерти выступал за ее легализацию. [ 3 ] [ 4 ] Он получил начальное, среднее и среднее образование у маристов и был бойскаутом с восьми до двадцати трех лет вместе со своим лучшим другом Хорхе Ибаргуэнгойтиа . [ 2 ] [ 4 ] Скауты поощряли его читать таких авторов, как Достоевский и Г.К. Честертон , и он совершал пешие походы, в том числе в Истаксиуатль . [ 4 ]

Скаутинг дал ему возможность поехать в Европу в 1947 году, сразу после окончания Второй мировой войны, когда культурная жизнь восстанавливалась. [ 5 ] Он намеревался поехать с Ибаргуэнгоитией на праздник , но поездка обошлась в 5000 песо , которые он не смог заплатить. Эти двое нашли более дешевый проезд и самостоятельно добрались до Франции, что разозлило руководство мексиканских скаутов, которое их изгнало. Затем они решили путешествовать автостопом по разным странам, включая Италию, Швейцарию, Францию ​​и Англию, останавливаясь в домах скаутских контактов и посещая музеи. [ 4 ] Хотя его мать хотела, чтобы он стал врачом, он был впечатлен европейским искусством, которое он видел, особенно искусством английского художника Уильяма Тернера , и объявил Ибаргенгоитии, что станет художником. Хотя Ибаргенгойтиа тогда смеялся, позже он написал, что, по его мнению, именно тогда началось призвание Фельгереса. [ 4 ] [ 6 ]

Он поступил в Академию Сан-Карлоса в 1948 году, но продержался всего четыре месяца, так как ему не нравилось ее соответствие доминирующему в то время художественному движению в Мексике — Escuela Mexicana de Pintura . [ 4 ] [ 6 ] Он решил вернуться в Европу вместе со своим другом Хорхе Вильмотом . Чтобы получить деньги, они отправились в Ла-Уастека и другие районы в поисках археологических экспонатов для продажи. В то время не было осознания того, что они являются частью наследия Мексики. [ 4 ] Он учился в Академии Гранд Шомьер в Париже у французско-российского художника-кубиста Осипа Цадкина , который стал его наставником. [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ]

Он вернулся в Мексику в 1950 году по семейным обстоятельствам и до 1954 года учился на степень бакалавра антропологии и истории, одновременно посещая занятия по современному искусству в Маскароне и изучая терракотовое ремесло в Ла Эсмеральде у Франсиско Суньиги . Свою первую жену, Рут Род, он встретил в 1951 году. Их семьи не разрешили им пожениться, поэтому они сбежали. Чтобы успокоить семьи, позже они снова поженились в католической церкви. Он безуспешно пытался продавать скульптуры, сделанные в его мастерской, но заработал немного денег, создавая лампы для Энрике Анхальта. Он и его жена переехали в Пуэрто-Эскондидо и открыли магазин по продаже изделий ручной работы . [ 4 ] [ 6 ]

В 1952 году он получил стипендию французского правительства для повторного обучения в Париже в Академии Коларосси . [ 6 ] [ 7 ]

Он вернулся во Францию ​​с женой и дочерью, имея большую студию в Каса-де-Мехико, где познакомился с Лилией Каррильо , которая тогда была замужем за Рикардо Герра. Он развелся со своей женой в 1959 году, имел двоих детей и вскоре после этого женился на Каррильо. Они оставались женатыми до тех пор, пока Каррильо не умерла в 1974 году, через пять лет после того, как разрыв аневризмы спины оставил ее парализованной. Вскоре после этого он женился на своей третьей жене Мерседес Отейза. [ 4 ]

На протяжении своей жизни Фельгерес помимо искусства занимался множеством занятий, иногда по необходимости. В эти роли входили: таксидермист, антрополог, ремесленник, исследователь и учитель. Он был профессором Иберо-Американского университета и Национального автономного университета Мексики. [ 9 ] вышел на пенсию после тридцати лет и никогда не зависел от продажи произведений искусства. [ 2 ] Его самой важной задачей как учителя было научить учеников быть оригинальными. [ 10 ] Он заявил, что ему было трудно продать свои работы, и иногда большие количества произведений могли накапливаться без продажи. [ 2 ]

Фельгерес до позднего возраста работал художником. [ 11 ] У него были дома в Колорадо и районе Оливар-де-лос-Падрес в Мехико. [ 3 ] [ 4 ] а также мастер-класс в Музее абстрактного искусства в Сакатекасе. [ 12 ] Он умер от COVID-19 во время пандемии COVID-19 в Мексике. [ 13 ] 8 июня 2020 года, в возрасте 91 года. [ 1 ]

Скульптура «Дверь времени» в Автономном Метрополитане

Карьера Фельгереса включала живопись, проектирование скульптур, тридцать лет работы профессором, работу в театре и кино, а также дизайн ручной работы. У него было более 250 индивидуальных выставок и более 1500 с другими художниками. Он чувствовал, что его самой значительной работой были скульптурные фрески и общественные скульптуры. [ 5 ] [ 6 ] Он классифицируется как член Generación de la Ruptura вместе с Висенте Рохо Альмазаном , Родольфо Ньето , Хосе Луисом Куэвасом , Альберто Хиронеллой , Майрой Ландау , Лилией Каррильо, Франсиско Корсасом , Фернандо Гарсиа Понсе и Арнальдо Коэном , следуя более абстрактному стилю, впервые разработанному. Карлос Мерида , Корделия Уруэта , Гюнтер Герцо и Хуан Сориано . Как член группы он столкнулся как с политической, так и с художественной стигмой. [ 3 ] Он также связан с другими писателями и художниками своего поколения, включая Хуана Рульфо , Октавио Паса , Хуана Хосе Гурролу , Алехандро Ходоровски , Алехандро Галиндо и Альберто Исаака . [ 6 ]

Он работал как в живописи, так и в скульптуре, специализируясь на сочетании скульптуры с фреской, создавая скульптурные фрески из металла для общественных и частных зданий. [ 7 ] [ 14 ] Большинство из них было сделано в начале его карьеры: тридцать рельефных фресок с использованием таких материалов, как металлолом, камни, песок и ракушки, были закончены к концу 1960-х годов. Некоторые из наиболее важных произведений этого типа находятся в театре Диана и аквапарке Баия. [ 2 ] «Mural de chatarra» (Фреска из мусора) была сделана для кинотеатра «Диана» и была расценена прессой как провокация, поскольку она не относилась к Мексиканской революции и народу Мексики. [ 4 ] Более поздней работой стала фреска цомпантли для Национального музея антропологии . [ 15 ]

В конце 1950-х и в 1960-х годах абстрактное искусство не принималось Национальным институтом изящных искусств и литературы , и Фельгерес в основном ограничивался выставками в галереях. [ 4 ] Его искусство было поддержано такими художниками, как Джоми , Хуан Мартин и Хуан Гарсиа Понсе, и подверглось резкой критике со стороны Ракель Тибол , Хорхе Гонсалес Камарена и Хуан О'Горман . Он поддержал кубинскую революцию в 1960 году, что нанесло ущерб его карьере в Соединенных Штатах, поскольку его визу аннулировали из-за того, что он был «коммунистом». Он смог посетить Корнеллский университет в 1966 году, но только по специальному приглашению, и аналогичным образом, когда он получил стипендию Гуггенхайма в 1975 году. [ 4 ]

Его первая выставка состоялась в 1954 году в Институте Франсес де Америка Латина, где он был благосклонно принят Хустино Фернандесом , Полем Вестхаймом и Матиасом Геритцем . Это была единственная выставка, на которой он распродал всю выставку и получил стипендию на возвращение во Францию. [ 4 ] [ 16 ] Его первая персональная выставка состоялась в 1958 году. [ 3 ]

С тех пор состоялись крупные выставки его работ; I и II биеннале в Париже, VI в Сан-Паулу, IV в Токио и XX биеннале акварели в Бруклинском музее , I биеннале скульптуры в Мехико (1962), Confrontación 66, Дворец изящных искусств , Мексика Город (1966), Мексика сегодня в Мексиканском музее в Сан-Франциско (1978), Мексика вчера и сегодня в Пти-Пале в Париже (1981), Объектная книга в Галерее Хуана Мартина в Мехико (1982), «Недавние работы» в Galería Arte Actual Mexicano в Монтеррее (1984), Confrontación 86 во Дворце изящных искусств (1986) и в Музее современного искусства Монтеррея (1997). [ 7 ]

Работы Фельгереса до сих пор активно выставляются, а фрески создавал художник и в восьмидесятые годы. В 2009 году во Дворце изящных искусств в Мехико прошла выставка «Мануэль Фельгерес, Invención Constructiva», которую открыл президент Фелипе Кальдерон . [ 15 ] [ 17 ] К двухсотлетию независимости Мексики открыл фреску Фельгереса «Ecuación en Acero» («Уравнение в стали») тот же президент в Секретариате народного образования . [ 18 ] В 2011 году выставка «Мануэль Фельгерес: графика и скульптура» была выставлена ​​в Национальном центре искусств (Сенарт). [ 12 ] В ознаменование 40-летия отношений Мексики и Китая в 2012 году правительство Мексики спонсировало выставку «Мануэль Фельгерес: Obra reciente» в Пекине . [ 19 ] была представлена ​​«Эстетика реального: хаос и порядок творчества Мануэля Фельгереса» В том же году в Музее Агуаскальентеса . [ 14 ] Существует также отель/музей/бутик под названием The Sebastian в Вейле, штат Колорадо , США, где представлены оригинальные работы Фельгереса. Этикетка домашнего вина предприятия оформлена художником. [ 20 ]

В свои восемьдесят он все еще проводил восемь часов в день, экспериментируя и работая над своим искусством, а также путешествуя по выставкам. Он также использовал компьютеры для программирования проектов, экспериментируя с ними как с новой средой. [ 8 ]

Цифровое искусство

[ редактировать ]

Множественное пространство (1973)

[ редактировать ]

По мнению Фельгереса, его работу, множественное пространство, можно рассматривать как своего рода предскульптуру, систему символов, «самопроизводительную» систему, в которой автор постоянно участвует. [ 21 ]

Фельгерес отважился заняться цифровым искусством, став преподавателем в Иберо-Американском университете. В то время в Мексике было всего три компьютера: один в IMSS, а другой в UNAM, и только один был открыт для студентов в целом; там ему удалось поработать раз в неделю по часу и начать экспериментировать с геометрией. [ 22 ]

Позже он получил стипендию Гуггенхайма и работал приглашенным исследователем в Гарварде , где у него был собственный компьютер, результаты его экспериментов были опубликованы в книге под названием «Множественное пространство», что дало ему статус пионера цифрового искусства. в Мексике. [ 22 ] Позже проект «Различие и преемственность», состоявший из 24 сериграфий, был осуществлен в 1975 году после исследовательской пребывания в Центре визуальных искусств Карпентера и Гарвардской лаборатории компьютерной графики и пространственного анализа , чтобы изучить возможности объединения творческие способности художника с компьютерной способностью анализировать и систематизировать.

Он отметил, что ему нравится экспериментировать с компьютером и тем, как он ускоряет работу, и что традиционным способом ему потребовалось бы больше времени. [ 22 ]

В 1977 году получил должность научного сотрудника НИИ эстетики УНАМ. [ 22 ]

Эстетическая машина (1975)

[ редактировать ]

Эстетическая машина представляла собой проект, в котором Фельгерес снова использует технологию, где он использует процесс кодирования, отбора оригинальных моделей своих математических рисунков и умудряется воспроизводить и умножать выбранные проекты и создавать своего рода переводчик «форм» идей. ", в результате чего появились скульптуры и картины. [ 23 ]

В этой работе автор создал связь художник-компьютер, создав «прототип искусственного интеллекта», компьютер с чувствительными решениями, основанными на информации, предоставленной пользователем, определенных конкретных эстетических критериях (формах, измерениях, цветах), поэтому что машина сгенерировала несколько возможных композиций. [ 24 ]

Артистизм

[ редактировать ]
Скульптура в Серро Нутибара в Медиллине, Колумбия.

Формирование стиля и образов Фельгереса тесно связано с различными движениями Европы, такими как включение геометрическо-конструктивистского , неформального и абстрактного экспрессионизма , с которым он познакомился в раннем обучении. Он объединил эти элементы в свой собственный стиль. [ 5 ] [ 7 ] Его работы часто содержат основные геометрические фигуры, такие как круги, треугольники, прямоугольники и квадраты, в комбинациях, образующих его собственный «язык». [ 2 ] Его работы сравнивали с работами Пикассо и Руфино Тамайо такие эксперты в области искусства, как Тереза ​​дель Конде . [ 16 ] Он утверждал, что на него оказали большое влияние, но не следовал ни одному конкретному. Он регулярно посещал художественные музеи в поисках вдохновения. [ 5 ]

Его творения никогда не отсылают к смерти, потому что для него искусство — это жизнь. [ 6 ] Он не верил, что искусство обязательно способствует катарсису, и его эмоции не отражаются в его работах. Его внимание сосредоточено на эстетике: он рисует больше головой, чем руками. [ 4 ] Фельгерес называл себя «производителем и продавцом эстетического удовольствия». [ 10 ]

Он характеризовал себя как человека постоянного экспериментирования, поскольку считал, что постоянная эволюция отличает художника от ремесленника, повторяющего стили и формы. [ 5 ] [ 10 ] [ 11 ] Он был против движения «неонационализма» в мексиканском искусстве, поскольку ему не нравилось ничего «нео», поскольку оно означает повторение того, что было сделано раньше. [ 10 ] Однако изменения в его творчестве происходят постепенно, а не скачками от одного стиля к другому. [ 15 ] Его работы с середины 1970-х годов включают использование вычислительных процессов, предметом которых по-прежнему остаются геометрические фигуры. Идея использования компьютеров возникла из повторения форм, эти выводы были опубликованы Фельгересом в его книге «El espacio Multiple» (Множественное пространство). [ 25 ] В 1975 году, получив стипендию Фонда Гуггенхайма, которая позволила ему проводить исследования в Гарвардском университете, он начал экспериментировать с компьютерами. [ 26 ] при поддержке инженера по информатике Майера Сассона [ 27 ] [ 7 ] вместе с которым он опубликовал книгу «La Máquina Estética» («Эстетическая машина»). Фельгерес считается пионером цифрового искусства в Мексике. Его акцент на новом, а также его негативный опыт общения с художниками истеблишмента 1940-х годов заставили его решительно заявить, что он не хочет создавать еще одну художественную школу в Мексике. [ 10 ]

Признание

[ редактировать ]

В 1973 году он стал членом Мексиканской Академии искусств . В 1975 году он получил стипендию Гуггенхайма и Гран-при XIII Биеннале в Сан-Паулу, Бразилия. В 1988 году он получил Национальную премию искусства. В 1987 году штат Сакатекас назвал его «выдающимся гражданином». В 1988 году он получил Национальную премию искусств. В 1993 году указом президента он был удостоен звания почетного творца. [ 7 ]

Кроме того, он получил почетную докторскую степень Universidad Autónoma Metropolitana . [ 15 ]

Музей абстрактного искусства Мануэля Фельгереса

[ редактировать ]

Музей абстрактного искусства Мануэля Фельгереса был открыт в 1998 году в городе Сакатекас . [ 2 ] Он расположен в неоклассическом здании XIX века, которое раньше служило семинарией, а затем тюрьмой. [ 7 ] [ 28 ] Постоянная коллекция содержит около 100 работ художников, которые отражают его развитие за его долгую карьеру, а также более 110 произведений мексиканских и международных художников-абстракционистов. [ 2 ] Первоначальное пожертвование было сделано из собственной частной коллекции Фельгереса и передано музею при условии, что оно будет посвящено абстрактному искусству его поколения и последующих поколений. [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Художник и скульптор Мануэль Фельгерес умер в возрасте 91 года» . infobae (на европейском испанском языке). 8 июня 2020 г. Проверено 8 июня 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Мануэль Фельгерес и музей абстрактного искусства» [Мануэль Фельгерес и Музей абстрактного искусства ] (на испанском языке). Мексика: журнал Mexico Desconocido . Проверено 3 июня 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Мартинес, Уриэль (10 июля 2011 г.). «Мануэль Фельгерес» . Журнал Replicante (на испанском языке). Мехико . Проверено 3 июня 2012 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Сильвия Черем С. (14 декабря 2003 г.). «Интервью / Мануэль Фельгерес / Противовесы в напряжении» [Интервью/Мануэль Фельгерес/Противовесы в напряжении]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 6.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Омар Гарсия (14 марта 2003 г.). «Entrevista/Мануэль Фельгерес/ 'Cada pincelada es una Decision'» [Интервью/Мануэль Фельгерес/Каждый мазок кисти – это решение]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 3.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Летисия Санчес (11 июля 1997 г.). «Мануэль Фельгерес: Знак его искусства». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 1.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Деледда Крос (2006). «Мануэль Фельгерес» . Музей латинского искусства. Архивировано из оригинала 2 апреля 2003 года . Проверено 3 июня 2012 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Фельгерес предупреждает художников о повторении » . Информатор (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. 13 сентября 2011 года . Проверено 3 июня 2012 г.
  9. ^ Китроев, Натали (17 июня 2020 г.). «Мануэль Фельгерес, мексиканский художник-абстракционист, умер в 91 год» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 2 июля 2020 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Мария Луиза Медельин (9 июня 1995 г.). «Мануэль Фельгерес: не хочет создавать школу». Север (на испанском языке). Монтеррей, Мексика. п. 1.
  11. ^ Jump up to: а б «Фельгерес утверждает, что только инвалидность отвратит его от искусства » . Информатор (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. 1 ноября 2011 года . Проверено 3 июня 2012 г.
  12. ^ Jump up to: а б «Выставка «Мануэль Фельгерес: графика и культура» прибывает в Сенарт » . Информатор (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. 10 ноября 2011 года . Проверено 3 июня 2012 г.
  13. ^ «Мануэль Фельгерес умер от Covid-19» . 8 июня 2020 г.
  14. ^ Jump up to: а б «Музей Агуаскальентеса выставит работы Мануэля Фельгереса » . Информатор (на испанском языке). Гвадалахара, Мексика. 17 апреля 2012 года . Проверено 3 июня 2012 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д Оскар Сид де Леон (28 ноября 2009 г.). « Тома Мануэль Фельгерес Bellas Artes» [Мануэль Фельгерес берет Bellas Artes]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 25.
  16. ^ Jump up to: а б Алехандро Алонсо (18 июля 1997 г.). «Корредор/Мануэль Фельгерес: El Limite de una Secuencia» [Корредор/Мануэль Фельгерес: Предел последовательности]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 21.
  17. ^ «Reconoce el Presidente Calderón Траектория Мануэля Фельгереса» [Президент Кальдерон признает карьеру Мануэля Фельгерона]. НОТИМЕКС (на испанском языке). Мехико. 4 декабря 2009 г.
  18. ^ «Inaugura Presidente Calderón Mural de Manuel Felguérez» [Президент Кальдерон открывает фреску Мануэля Фельгереса] (на испанском языке). Мексика: Правительство Мексики . Проверено 3 июня 2012 г.
  19. ^ «Мануэль Фельгерес: выставка последних работ открылась в Китае» (на испанском языке). Мексика: Мексиканское агентство по международному сотрудничеству в целях развития. 22 марта 2012. Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 3 июня 2012 г.
  20. ^ Кристина Перес-Стадельманн (11 марта 2012 г.). «Мануэль Фельгерес, ниже нуля» [Мануэль Фельгерес, ниже нуля]. Эль Юниверсал (на испанском языке). Мехико . Проверено 3 июня 2012 г.
  21. ^ Медина, Куаутемок (2006). Эпоха несоответствия: искусство и визуальная культура Мексики Искусство и визуальная культура Мексики 1968–1997 гг. (PDF) . Национальный автономный университет Мексики. п. 142. ИСБН  968905600X . Архивировано из оригинала (PDF) 22 августа 2020 г. Проверено 28 октября 2018 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д Родригес, Эрика. «Мануэль Фельгерес, предшественник цифрового искусства в Мексике» . www.conacytprensa.mx . conacytpress . Проверено 28 октября 2018 г.
  23. ^ «Ретроспектива Мануэля Фельгереса, пионера абстракции и цифрового искусства в Мексике» . artishockmagazine.com . Артишок. 12 февраля 2018 г. . Проверено 28 октября 2018 г.
  24. ^ Асенсио, Паулина. «Обзор: Машина желаний. Мануэль Фельгерес в Парамо» . codemagazine.com . Журнал «Код» . Проверено 28 октября 2018 г.
  25. ^ Дебруаз, Оливье. Эпоха противоречий. Тернер-УНАМ, 2006 г.
  26. ^ Источники Мата, Ирма. Творчество и выражение в Музее абстрактного искусства Мануэля Фельгереса. КОНАКУЛЬТА. 20010.
  27. ^ http://www.revistadelauniversidad.unam.mx/ojs_rum/files/journals/1/articles/11563/public/11563-16961-1-PB.pdf [ только URL-адрес PDF ]
  28. ^ «Museo de Arte Abstracto Manuel Felguérez» [Музей абстрактного искусства Мануэля Фельгереса]. Культурная информационная система (на испанском языке). Мексика: КОНАКУЛЬТА . Проверено 3 июня 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8da75d7b8ef51440075b7d81cdb5d434__1697394120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/34/8da75d7b8ef51440075b7d81cdb5d434.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manuel Felguérez - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)